Научная статья на тему 'Формы и меры осуществления государственной физкультурно-спортивной политики в Российской Федерации'

Формы и меры осуществления государственной физкультурно-спортивной политики в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1769
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МЕРЫ ПОЛИТИКИ / ФОРМЫ ПОЛИТИКИ / МЕТОДЫ ПОЛИТИКИ / СРЕДСТВА ПОЛИТИКИ / НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якубов Юсуп Диганшеевич

В статье анализируются формы и меры осуществления государственной политики в сфере физической культуры и спорта, рассматривается соотношение между методами, мерами и средствами политики применительно к современной национальной спортивной системе, а также высказано авторское мнение о проблеме отражения данных категорий в официальных документах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms and Measures of Realization of Russia’s Policy in the Sphere of Physical Culture and Sports

In article the author analyses forms and measures of realization of the state policy in the sphere of physical culture and sports, also author has carried out a ratio between methods, measures and means of policy in national sports system. In article it is expressed the author’s opinion on use of these categories in official documents of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Формы и меры осуществления государственной физкультурно-спортивной политики в Российской Федерации»

УДК 321.015

формы и меры осуществления государственной Физкультурно-спортивной политики в российской федерации

Ю. д. Якубов

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань E-mail: yusup-yakubov@mail.ru

В статье анализируются формы и меры осуществления государственной политики в сфере физической культуры и спорта, рассматривается соотношение между методами, мерами и средствами политики применительно к современной национальной спортивной системе, а также высказано авторское мнение о проблеме отражения данных категорий в официальных документах Российской Федерации.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, государственная политика, меры политики, формы политики, методы политики, средства политики, направления физкультурно-спортивной политики.

Forms and Measures of Realization of Russia's Policy in the sphere of Physical Culture and sports

Yu. D. Yakubov

In article the author analyses forms and measures of realization of the state policy in the sphere of physical culture and sports, also author has carried out a ratio between methods, measures and means of policy in national sports system. In article it is expressed the author's opinion on use of these categories in official documents of the Russian Federation.

Key words: physical culture, sports, state policy, measures of policy, form of policy, methods of policy, means of policy, direction of policy in sphere of physical culture and sports.

В Российской Федерации внимание к развитию физической культуры и спорта неуклонно возрастает, что объясняется правильной оценкой значимости данных явлений со стороны государства. Государственная политика в физкультурно-спортивной сфере требует внешнего выражения, а её цели и задачи нуждаются в реализации. Поскольку физическая культура и спорт сами по себе являются активными видами деятельности, то и политика в этой области должна проводиться в активных формах.

Принципиальное значение имеют адекватный подход государства к пониманию сущности форм1 и методов осуществления политики в физкультур-но-спортивной сфере, а также надлежащая оценка их достаточности для достижения запланированных результатов. Поэтому в данной статье необходимо определить, прежде всего, какие формы может приобретать физкультурно-спортивная политика и какова их специфика по сравнению с формами реализации других направлений современной политики Российской Федерации.

В научной литературе формы осуществления государственной политики понимаются по-разному2, особенно в самоуправляемых сферах государственно-властной деятельности. Наиболее распространённым представлением о формах реализации политики является их отождествление с отдельными направлениями развития политики в целом3, в чём прослеживается определённая логика. Термин «реализация» в переводе с латинского языка означает «действительный»4 и потому понимается как осуществление чего-либо. Неслучайно в философии форма есть способ существования содержания5.

Реализация физкультурно-спортивной политики происходит с помощью комплекса активных мер, к которым, в частности, относятся: создание надлежащей спортивной инфраструктуры; составление календарных планов физкультурных и спортивных мероприятий; ведение спортивной классификации; внедрение рекомендаций по занятию спортом и многие другие. Это отличает физкультурно-спортивную политику от других видов государственной политики, что, в целом, признаётся научным сообществом6.

Ряд авторов полагает, что сама по себе физ-культурно-спортивная политика является формой реализации иных направлений политики в силу их тесной взаимосвязи, что и предопределяет набор методов осуществления политики7. В частности, соприкосновение социально-экономической и образовательной политики со сферой физической культуры и спорта позволяет сделать вывод об их общей базе, а следовательно, и об общности форм реализации, поскольку меры в этих областях государственного вмешательства зачастую совпадают. Примечательно в этом плане мнение С. А. Филипенко, который утверждает о различных сторонах и направлениях политической деятельности8. В этой связи следует признать, что функции, содержание, структура, виды и формы выражения любого политического направления деятельности государства взаимосвязаны между собой и обеспечивают в целом реализацию физкультурно-спортивной политики. Поэтому форма физкультурно-спортивной политики - это взаимосвязь объективно выраженных, но формально разделённых отношений, возникающих на основе политических средств и приёмов для достижения конкретных целей фор-

© Якубов Ю. Д., 2013

мирования и развития национальной спортивной системы и её интеграции в международное физ-культурно-спортивное сообщество9.

Это определение формы реализации физкуль-турно-спортивной политики в достаточной мере выражает ее сущность. Однако, на наш взгляд, особенностью данной формы является то, что внешнее выражение физкультурно-спортивной политики воплощается в конкретной деятельности субъектов, которая направлена на формирование непротиворечивой, научно обоснованной и единой спортивной системы, осуществляемой на базе принципов социально-экономической политики. Поэтому под формами реализации физкультурно-спортивной политики необходимо понимать воплощение в целенаправленной деятельности субъектов спортивной системы требований, принципов и приоритетов социально-экономической политики, направленных на достижение её отдельных целей и решение обоснованных задач.

В то же время такое восприятие формы политики порождает неопределённость в вопросе о том, что именно из всей физкультурно-спортивной политики выражается в данных формах. На первый взгляд, кажется логичным, что в формах политики воплощаются определённые промежуточные явления между признанными государством политическими целями (задачами) и конечными результатами реализации данной политики10.

Однако, по нашему мнению, отождествление целей политики с результатами её реализации не отвечает истинному предназначению формы политики. Цель - это идеальный объект, достижение которого является приоритетом в конкретной политической деятельности. Результат политики -фактическое состояние отношений, подвергнутых политическому воздействию. Несовпадение целей и результатов не может выступать формой политики. Напротив, достижение поставленных целей и задач является итогом успешного и правильного воплощения политических мер. Соответственно, именно внешнее выражение подобных мер следует рассматривать в качестве формы физкультурно-спортивной политики.

В связи с этим необходимо определить, что такое «меры физкультурно-спортивной политики» и как они соотносятся с «методами политики», что неоднозначно воспринимается в научной литературе. Методы как правила, которые способствуют увеличению знаний, рассматривал Р. Декарт11. В трудах современных политологов методы представляются как средства достижения политических целей12. В такой плоскости методы воспринимаются как инструменты, орудия реализации целей. На тождественность методов и средств указывают многие учёные13, однако, как наш представляется, между данными понятиями имеются различия.

Средства - это конкретные обстоятельства воздействия определённого субъекта (государства) на объект (физическая культура и спорт), а методы характеризуют способы применения этих средств.

Например, в качестве средства физкультурно-спор-тивной политики можно рассматривать повышение статуса спортивных федераций по видам спорта, а методом в этой связи будут являться действия государства по усилению полномочий спортивных федераций в соответствующем виде спорта.

Таким образом, средства и методы соотносятся друг с другом как содержание и форма, что в единстве образует понятие «мера политики». В частности, в Стратегии развития спорта все меры физкультурно-спортивной политики ранжированы в зависимости от конкретных целей и задач и включают в себя как конкретные факторы влияния на отдельный сегмент физкультурно-спортивной сферы, так и способы воплощения данных факторов. Отношения, возникающие в результате такого политического воздействия, являются формами осуществления политики.

Проанализируем основные формы и меры физкультурно-спортивной политики России. Реализация цели физкультурно-спортивной политики по обеспечению доступа населения к спортивной инфраструктуре возможна с помощью комплекса различных мер, которые поставлены в зависимость от конкретной социальной группы. В России в этой связи за основу взяты четыре основные категории: спортсмены, учащаяся молодёжь, взрослое население и лица с ограниченными физическими возможностями. Соответственно, средства и способы достижения указанной цели имеют как общий, так и специальный характер. В частности, меры, осуществляемые в образовательной сфере, не могут быть применены к лицам, не занимающимся образованием, что создает в результате автономный сектор внутри физкультурно-спортивной системы. Напротив, объявленная в Российской Федерации свобода образования позволяет достаточно большой доле населения пользоваться спортивными ресурсами соответствующих образовательных организаций. Существенным образом на данный процесс оказывает влияние коммерциализация образования, что обеспечивает возможность субъектов образовательного рынка заниматься услугами в сфере физической культуры и спорта даже на профессиональном уровне.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что меры политики, ориентированные на создание экономической основы физкультурно-спортивной сферы, одинаково применимы как по отношению к образовательной спортивной инфраструктуре, так и к общедоступным объектам физической культуры и спорта14. Вместе с тем специфика государственных мер политики связана с возрастными особенностями лиц, обучающихся в учебных заведениях, в том числе профессионального спортивного профиля, и мощностями существующей в стране образовательной системы, а также направленностью данного процесса на учебное воспитание. Подобные особенности не могут учитываться в физкультурно-спортивных

объектах общей доступности. Профессиональная спортивная система требует наличия особых мер реализации государственной политики.

Поэтому из всего массива мер, предпринимаемых государством, лишь разработки технических регламентов, национальных стандартов и свода правил по проектированию и строительству объектов спорта, а также правил сертификации услуг и продукции являются мерами общего характера, применяемыми как в образовательной и профессионально-спортивной среде, так и в части объектов инфраструктуры общего пользования. Тем более что специализированные объекты спортивной инфраструктуры, принадлежащие государству, могут использоваться не только для профессиональной подготовки и проведения спортивных соревнований, но и для организации физкультурной деятельности на образовательном и бытовом уровнях, на что нацелены многие современные спортивные комплексы, построенные или находящиеся в стадии строительства.

Все другие меры, предпринимаемые государством в порядке реализации физкультурно-спор-тивной политики, ориентированы на строго целевую аудиторию. Обеспечение общей доступности спортивной инфраструктуры происходит путём реализации двух групп государственных мер. Первая группа мер призвана определить реальные потребности населения в занятии физической культурой и спортом, включая развитие профессиональных услуг в этой области. Она носит исключительно информационный характер, имеет постоянную временную основу, поскольку обеспечивает как предстоящие мероприятия по созданию спортивной инфраструктуры, так и текущие действия по поддержанию объектов физической культуры и спорта в надлежащем состоянии.

К данным мерам можно отнести реализацию дифференцированного размещения указанных объектов с учетом плотности заселения соответствующей территории, транспортной доступности данных объектов, а также развиваемых в регионе видов спорта. Проводится мониторинг лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также маркетинговые исследования по вопросам текущего состояния спроса и предложения на спортивно-оздоровительные услуги в конкретной местности. При наличии знаний об уровне активности и заинтересованности населения в занятии физической культурой и спортом можно определить объёмы мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни. В этой плоскости особый акцент делается на просветительской работе в организациях, обеспечивающих население работой или занимающихся обучением, а также по месту жительства и отдыха. Немаловажным в этом аспекте выступает использование средств массовой информации и органов местного самоуправления, что может выражаться как в создании и распространении социальной рекламы по пропаганде спорта и фи-

зической культуры15, так и в организации встреч населения с ведущими спортивными специалистами, спортсменами, политиками и общественными деятелями16.

Вторая группа мер, направленных на обеспечение доступности спортивной инфраструктуры, связана непосредственно с созданием и эксплуатацией объектов физической культуры и спорта. В частности, на это ориентировано создание сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе так называемых «спортивных клубов выходного дня» для граждан, самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом. В литературе отмечается, что большая доля населения, посещающего подобные заведения, является показателем высокой эффективности осуществления физкультурно-спортивной политики в зарубежных странах17. В частности, в ФРГ функционирует 85,5 тыс. различных спортивных клубов оздоровительной направленности, в США - 15 тыс., в Финляндии - 6 тыс.18

В Российской Федерации количество спортивных клубов явно недостаточно, несмотря на поставленную задачу по увеличению их числа. Исходя из этого, можно констатировать, что в настоящий момент государству необходимо наладить систему координации деятельности данных клубов. Отдельными авторами в качестве одного из способов решения данного вопроса предлагается создание единой общественной организации, которая будет являться для государства способом надлежащего контроля над процессом развития

физической культуры и спорта в соответствии с

19

декларируемыми приоритетами19.

Подобным формам организации физкультур-но-спортивного досуга не хватает надлежащей материально-технической базы, вследствие чего во многих регионах России наблюдается тенденция, когда спортивный клуб, организованный по месту жительства, использует мощности образовательных или профессиональных спортивных учреждений, а в большинстве случаев вынужден переходить на исключительно коммерческую основу. Во многом решение указанной проблемы возможно с помощью такой меры, как предоставление государственной поддержки организациям, которые осуществляют строительство спортивных сооружений. В свете подготовки страны к предстоящему проведению международных спортивных соревнований актуальными становятся не только меры по софинансированию соответствующих строительных работ, но и инвестирование государственных и частных средств в данные объекты, а также предоставление хозяйствующим субъектам возможности реализации государственных программ как в области физической культуры и спорта, так и в иных направлениях20. Именно обоснование финансовой базы физкультурно-спортивного сектора является главенствующей целью принятия программных документов на государственном уровне21. В частности, такой

92

Научный отдел

характер носят многие федеральные и региональные целевые программы, принимаемые отдельно по каждому направлению политики государства22.

На реализацию цели по обеспечению общей доступности спортивной инфраструктуры также направлены меры по совершенствованию кадрового обеспечения физкультурно-оздоровительной и массовой спортивной работы на предприятиях и в учреждениях, по месту жительства населения, а также привлечение инструкторов и волонтёров по физической культуре и спорту для работы с трудоспособным населением, в том числе и с лицами старших возрастных групп. Следует отметить, что ориентация многих мер физкультурно-спортив-ной политики на разные социальные группы по возрастным и трудовым параметрам полностью соответствуют категории «общая доступность». Неслучайно на этом фоне в программных документах и в региональной практике проводится работа как в отношении трудоспособного населения, так и применительно к лицам с ограниченными физическими возможностями.

Таким образом, реализация физкультурно-спортивной политики происходит с помощью целого комплекса активных мер. Достижение поставленных целей и задач является результатом их успешного и правильного воплощения. Поэтому внешнее выражение подобных мер, по нашему мнению, может рассматриваться в качестве формы физкультурно-спортивной политики. Особенностью данных форм является то, что внешнее выражение физкультурно-спортивной политики воплощается в конкретной деятельности субъектов, которая направлена на формирование непротиворечивой, научно обоснованной и единой спортивной системы и осуществляется на базе принципов социально-экономической политики. Такая особенность создаёт для реализации физкультурно-спортивной политики необходимые условия, то есть выступает реализующим началом политики в целом. Поэтому под формами реализации физкультурно-спортив-ной политики необходимо понимать воплощение в целенаправленной деятельности субъектов спортивной системы требований, принципов и приоритетов социально-экономической политики, направленных на достижение её отдельных целей и решение обоснованных задач.

Примечания

1 См.: Зазнаев О. И. Смешанные формы правления, или Как масло соединяется с водой // Полис. 2005. № 4. С. 158.

2 См.: Зазнаев О. И. Типология форм правления : работа над ошибками // Полис. 2006. № 1. С. 92.

3 См.: ПрозуменщиковМ. Ю. Большой спорт и большая политика. М., 2004. С. 122 ; Овсянникова К. А. Политические аспекты участия Российской Федерации в развитии международного параолимпийского движения : автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2011. С. 16.

4 См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1981. С. 1119.

5 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 621.

6 См.: Гуляев М. Д. Особенности организации, руководства и управления системой развития физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях на региональном уровне (на примере Республики Саха (Якутия) : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2012. С. 144 ; Хлопков А. В. Социально-педагогические аспекты концепции взаимоотношения спорта и политики : дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. С. 51 ; Жердев А. Е. Совершенствование механизмов управления сферой физической культуры и спорта : на материалах Московской области : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Кисловодск, 2010. С. 17.

7 См.: ЧижовА. О. Формирование стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2009. С. 19 ; Филипенко С. А. Повышение качества жизни населения на основе совершенствования социальной политики: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2012. С. 12 ; МухудадаевМ. О. Государственная социальная политика в сфере образования современной России : автореф. дис. ... д-ра полит. наук. СПб., 2011. С. 16.

8 См.: Филипенко С. А. Указ. соч. С. 11.

9 Там же.

10 См.: Алиферов О. Б. Организационный механизм управления физической культурой и спортом : авто-реф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2012. С. 17.

11 См.: Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 89.

12 См.: ЗаколоднийР. А. Политическая концептология как направление политико-философских исследований : автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ростов н/Д., 2012. С. 12 ; Мальцева Д. А. Стратегическое моделирование в политике : вопросы теории : автореф. дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2012. С. 17 ; СергееваМ. А. Формы и методы формирования и реализации инвестиционной политики региона : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2008. С. 15.

13 См.: Бородина М. В. Финансовые методы реализации инвестиционной политики : На примере ОАО «Российские железные дороги» : автореф. дис. ... канд. эконом. наук. СПб., 2005. С. 13 ; Москвина О. С. Формирование и методы реализации региональной промышленной политики : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Вологда, 2003. С. 16.

14 См.: Зазнаев О. И. Политическая институционализа-ция : концептуальный анализ // Вестн. Казан. гос. техн. ун-та им. А. Н. Туполева. 2005. № 4. С. 70-73.

15 См.: Хомподоева М. В. Информационное обеспечение физической культуры и спорта в условиях отдельного региона : на примере Республики Саха (Якутия) : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. С. 9.

16 См.: Макарова Е. А. Регулирование рынка профессионального спорта с использованием PR-технологий : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2006. С. 11.

17 См.: АлиферовО. Б. Организационный механизм управления физической культурой и спортом. С. 13.

18 Там же.

19 См.: Алиферов О. Б. Проблемы организации и управления отраслью физической культуры и спорта в Российской Федерации // Российский экономический интернет-журнал. 2011. № 4. С. 9.

20 См.: Малышев Г. А. Формирование направлений инновационного развития спортивной инфраструктуры : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2010. С. 7, 16, 18.

21 См.: Зазнаев О. И., Гарипов Р. Ф. Конституционно-правовые проблемы идентификации отдельных органов и должностных лиц с ветвями государственной власти Республики Татарстан // Вестн. экономики, права и социологии. 2012. № 4. С. 143.

22 См.: Максимова О. Н. Совершенствование государ-

ственной поддержки при реализации федеральных целевых программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2003. С. 11 ; ПаздниковаН. П. Формирование системы мониторинга реализации программы социально-экономического развития региона : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Пермь, 2007. С. 16 ; Солинова М. В. Целевая программа как инструмент государственного стратегического управления образованием : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. С. 9 ; Снегирев А. Ю. Федеральные программы формирования научно-технологического комплекса как основа развития промышленности России : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2010. С. 15.

слово молодым ПОЛИТОЛОГАМ

УДК 329.1

особенности политическом конкуренции в условиях либерализации многопартийности в современной россии

Б. а. жедь

Ульяновский государственный университет E-mail: zhed88@mail.ru

В статье речь идет об эволюции количественных и качественных параметров российской многопартийности в 2012-2013 гг. и перспективах политической конкуренции во взаимоотношениях политических партий, властных структур и общества в новых условиях. На основе анализа программ зарегистрированных партий дана характеристика особенностям идеологической конкуренции на либеральном, центристском и левом секторах российского партийно-политического пространства и представлен прогноз о перспективах сегодняшних партий-фаворитов. Ключевые слова: политические партии, партийное строительство, либерализация многопартийности, политическая конкуренция, идеологическая конкуренция, политические риски, политические технологии.

Features of the Political Competition in the Conditions of Liberalization Multi-party system in Modern Russia

B. A. Zhed

This article is about evolution of quantitative and qualitative parameters of the Russian multi-party system in 2012-2013 and tendencies of the political competition between political parties, power structures and societies in new conditions. As the result of the analysis of programs of political parties the characteristic to features of the ideological competition on liberal, centrist and left sectors of the Russian party and political space is given and the forecast about prospects of today's leading parties is submitted.

Key words: political parties, party construction, multi-party system liberalization, political competition, ideological competition, political risks, political technologies.

В декабре 2011 г. действовавший в тот период Президент РФ Д. А. Медведев публично заявил о новом этапе модернизации российской партийной системы. Но начался он после президентских выборов в марте 2012 г., так что последовавшие существенные изменения в партийном строительстве связывались уже с началом третьего президентского срока В. В. Путина. Наиболее существенные изменения коснулись численности участников политической партии, необходимой для ее регистрации, - с 40 тысяч до 500 человек. Было снято также требование к численности региональных отделений партий, которые должны быть представлены не менее чем в половине субъектов Российской Федерации1.

В связи с возвращением выборности губернаторов расширилось политическое пространство деятельности российских партий. Это кардинальным образом изменило количественные параметры конкурентности партийной среды в современной России. Если в конце 2011 г. в России действовало 7 политических партий, то к июлю 2013 г. на сайте Министерства юстиции Российской Федерации были зарегистрированы 72 политические партии2, то есть количество конкурирующих на выборах субъектов политики формально увеличилось в 10 раз. Кроме того, документы 95 организаций на 12 июля 2013 г. находились на рассмотрении Минюста3.

© Жедь Б. А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.