Научная статья на тему 'Выявление социально-психологических особенностей у юношей и девушек в выборе брачного партнера'

Выявление социально-психологических особенностей у юношей и девушек в выборе брачного партнера Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2678
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР БРАЧНОГО ПАРТНЕРА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ / АНКЕТИРОВАНИЕ / CHOICE OF THE MARRIAGE PARTNER / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF GIRLS AND YOUNG MEN / QUESTIONING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Саяпина Наталия Николаевна, Тюкина Алиса Александровна

Актуальность темы статьи обусловлена признанием в обществе приоритетной роли семьи, являющейся одной из ценностей созданных человечеством за всю историю своего существования, тенденций развития семьи, путей повышения ее педагогической культуры. С развитием общества меняется взгляд на семейно-брачные отношения супругов в семье. Целью исследования является выявление у студентов в период их профессиональной подготовки представлений о браке, семье и будущем брачном партнере посредством проведения диагностических процедур. В результате исследования определены и использованы разнообразные методики, позволяющие в период профессиональной подготовки выявлять социально-психологические особенности у юношей и девушек в выборе брачного партнера на основе анализа результатов диагностики. Область применения результатов распространяется на процесс социализации современной молодежи, на ее решения в создании семьи, психологический климат в которой играет решающую роль в семейном воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF THE SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES AT YOUNG MEN AND GIRLS IN THE CHOICE OF THE MARRIAGE PARTNER

Relevance of a subject of article is caused by recognition in the society of a priority role of the family being one of values of created by mankind for all history of the existence, tendencies of development of a family, ways of increase of its pedagogical culture. With development of society the view of the family and marriage relations of spouses in a family changes. Research objective is identification at students during their vocational training of ideas of marriage, a family and future marriage partner by means of carrying out diagnostic procedures. As a result of research the various techniques allowing in the period of vocational training to reveal social and psychological features at young men and girls in a choice of the marriage partner on the basis of the analysis of results of diagnostics are defined and used. The scope of results extends on process of socialization of modern youth, on its decisions in family creation the psychological climate in which plays a crucial role in family education.

Текст научной работы на тему «Выявление социально-психологических особенностей у юношей и девушек в выборе брачного партнера»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-2-33 УДК 316.356.2:159.9:316.6

ВЫЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В ВЫБОРЕ БРАЧНОГО ПАРТНЕРА

Саяпина Н.Н., Тюкина А. А.

Актуальность темы статьи обусловлена признанием в обществе приоритетной роли семьи, являющейся одной из ценностей созданных человечеством за всю историю своего существования, тенденций развития семьи, путей повышения ее педагогической культуры. С развитием общества меняется взгляд на семейно-брачные отношения супругов в семье. Целью исследования является выявление у студентов в период их профессиональной подготовки представлений о браке, семье и будущем брачном партнере посредством проведения диагностических процедур.

В результате исследования определены и использованы разнообразные методики, позволяющие в период профессиональной подготовки выявлять социально-психологические особенности у юношей и девушек в выборе брачного партнера на основе анализа результатов диагностики.

Область применения результатов распространяется на процесс социализации современной молодежи, на ее решения в создании семьи, психологический климат в которой играет решающую роль в семейном воспитании.

Ключевые слова: выбор брачного партнера, социально-психологические особенности девушек и юношей, анкетирование.

IDENTIFICATION OF THE SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES AT YOUNG MEN AND GIRLS IN THE CHOICE OF THE MARRIAGE PARTNER

Sayapina N.N, Tyukina A. A.

Relevance of a subject of article is caused by recognition in the society of a priority role of the family being one of values of created by mankind for all history of the existence, tendencies of development of a family, ways of increase of its pedagogical culture. With development of society the view of the family and marriage relations of spouses in a family changes. Research objective is identification at students during their vocational training of ideas of marriage, a family and future marriage partner by means of carrying out diagnostic procedures.

As a result of research the various techniques allowing in the period of vocational training to reveal social and psychological features at young men and girls in a choice of the marriage partner on the basis of the analysis of results of diagnostics are defined and used.

The scope of results extends on process of socialization of modern youth, on its decisions in family creation the psychological climate in which plays a crucial role in family education.

Keywords: choice of the marriage partner, social and psychological features of girls and young men, questioning.

Проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида в отдельности на протяжении многих веков занимались лучшие умы человечества. Тем не менее, с практической стороны в России ежегодно разводом заканчивается 70% браков, что свидетельствует о нахождении партнеров всегда в активном поиске, которые в дальнейшем станут супругами, с теоретической - проблемы выбора

брачного партнера не являются сегодня досконально изученными: в них остается много спорных вопросов. А именно, каким образом люди выбирают брачного партнёра? Принимают ли они это важное решение на основании одного лишь сходства между собой, или остановить свой выбор на определённом человеке их подталкивают более сложные эмоциональные и средовые факторы?

Ряд теоретиков (Р. Уинч, Р. Сентерс, Б. Мурстрейн и др.) на протяжении многих лет пытались найти ответы на эти вопросы. Однако единственным содержательным обобщением их изысканий может стать признание того, что выбор брачного партнёра - намного более сложный вопрос, чем это представляется на первый взгляд.

Теории выбора брачного партнера разрабатывали Р. Уинч, Р. Сентерс, Б. Мурстрейн, А. Керкгофф, К.Дэвис, А. Рейс, Р. Зидлер, Д. Адаме, М. Абалкина и др. Проблемами гендера и гендерных стереотипов занимались У. Липпман, Ш. Берн, П.Н. Шихирев, Д.И. Широканов, Г. Хофстед, И.С. Кон, И.А. Ильин, Т.М. Горичева и др. Вопросы ценности семьи рассматривались исследователями: Н.Г. Аристова, М.Ю. Арутюнян, Б.Ф. Кваша и др.

Желание объяснить механизм брачного выбора привело к созданию ряда концепций. Наибольшее распространение и популярность в зарубежной социальной психологии получили теории комплементарных (дополняющих) потребностей Р. Уинча, теория «стимул-ценность-роль» Б. Мурстейна, теория «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «круговая теория любви» А. Рейса.

Теория комплементарных потребностей Р. Уинча основывается на старом как мир принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Р. Уинч пишет, что в выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей. Влюбленные должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов. Эта теория не утверждает, что каждый мо-

жет найти супруга, который полностью удовлетворил бы его потребности. Она помогает разобраться, почему каждый считает только некоторых из всего «поля избранников» привлекательными. Согласно этой теории, например, привлекательной для властного мужчины может быть кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине нравятся энергичные и прямые женщины.

Выявление социально-психологических особенностей у юношей и девушек в выборе брачного партнера проводилось на основе использования как существующих, так и разработанных нами методик. Представим ниже полученные результаты диагностирования респондентов, в качестве которых выступили студенты специальностей педагогической и психологической направленности.

В первую очередь мы предложили испытуемым определить самые важные ценности как для себя, так и для своих будущих брачных партнеров, воспользовавшись для этого методикой М. Рокича «Ценностные ориентации личности», разработанной им как тест, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы личности. Основанием выбора этой методики послужило то, что система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

В результате анализа ответов респондентов было выявлено, что девушки для себя главными ценностями отмечают: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, наличие верных друзей и материальная обеспеченность. Девушки отвечали, что им хотелось бы, чтобы у их брачных партнеров на первом месте были следующие ценности: здоровье, любовь, материальная обеспеченность, счастливая семейная жизнь, активная деятельная жизнь и уверенность в себе. Юноши отметили, что главными ценностями для них являются: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь и наличие верных друзей. Для своих брачных партнеров юноши отмечали следующие ценности: здоровье, любовь и счастливая семейная жизнь. В целом ценностные ориентации и ожидания у юношей и

девушек совпадают, кроме ценности «уверенность в себе», которую отметили девушки, как ожидаемую у будущего брачного партнера. А вот мужчины не отметили эту ценность не как важную у себя, ни у своих будущих брачных партнеров. Возможно, это связанно с распространенным в последнее время среди мужчин неким инфантилизмом и девушкам хотелось бы, чтобы мужчины были активнее и увереннее в своих мужских силах. Юноши также к своей будущей супруге хотели бы отнести такую ценность как «красота природы и искусства», хотя сами девушки не посчитали это ценностью. Юношам хотелось бы, чтобы их супруга интересовалась искусством и любила природу, чтобы они могли воспитывать в детях чувство вкуса и любовь к культуре.

Что касается инструментальных ценностей, то девушки главными для себя отмечают: жизнерадостность, ответственность, воспитанность, образованность, честность и независимость. От своих будущих супругов они ожидают: жизнерадостности, ответственности, образованности, честности и независимости. Молодые люди отметили как важные для себя следующие ценности: воспитанность, жизнерадостность, образованность и независимость. Свою будущую супругу молодые люди видят с такими ценностями: аккуратность, воспитанность, независимость, образованность и жизнерадостность.

Мнение девушек и молодых людей в выборе инструментальных ценностей сходятся практически во всем. Различие состоит в том, что молодые люди одной из главных ценностей для своих будущих брачных партнеров отмечают «аккуратность», в то время как девушки не придали особого значения этой ценности. Возможно, это произошло потому, что аккуратность типично женское качество и мужчины отметили, что им нравятся именно такие девушки.

Таким образом, можно заключить, что принципиальных различий в выборе ценностных ориентаций у юношей и девушек не наблюдается.

Далее нами было проведено анкетирование девушек и юношей в отдельности согласно разработанной нами анкеты «Семейные роли», направленной на изучение представлений у них о распределении ролей в семье.

Анализ результатов анкетирования показал, что разделение семейных ролей в семье - это та сфера жизнедеятельности, которая вызывает разногласия у будущих супругов, а именно: роли, которые касаются организации развлечений (большинство девушек решили, что организатором развлечений должны быть оба супруга, а вот юноши считают, что организовывать развлечения должны женщины); расположение мебели и декорирование дома (большинство девушек считают, что создание и поддержание дома женская роль, а юноши считают -мужская); обеспечение моральной поддержки (большинство молодых людей считают, что обеспечивать моральную поддержку в семье должны женщины, а женщины отмечают, что должен быть равный моральный вклад как мужа, так и жены); роль закупщика продуктов (юноши отводят данную роль женщинам, а вот девушки считают, что это как женская, так и мужская роль); заработок денег (юноши считают, что зарабатывать деньги в семье должны только мужья, а вот девушки считают, что должен быть равный вклад обоих супругов); казначей (большинство девушек отметили, что роль казначея - женская, а юноши считают, что мужская); ухаживающий за животными (по мнению девушек за животными должны ухаживать оба супруга, а юноши считают, что это исключительно женская роль); посредник в конфликте (девушки отметили, что эта роль - женская, а юноши наоборот считают, что это мужская роль); семейный вулкан (большинство девушек считают, что данная роль свойственна мужчинам, а юноши считают, что женщинам).

Таким образом, распределение семейных ролей - это наиболее конфликтная сфера у будущих членов семьи и вызывает у них разногласия. В первый год семейной жизни именно это сфера чаще всего становится источником непонимания между супругами, что приводит их к разводу. Хотя, необходимо отметить, что большее количество респондентов считают, что большинство ролей должно распределяться в равной степени между мужем и женой, нет смысла спорить, кто должен выполнять те или иные роли в семье, ведь можно меняться ими в зависимости от сложившейся ситуации.

С целью определения представлений юношей и девушек о своей будущей семье респондентам было предложено написать эссе «Моя будущая семья».

Девушки в эссе отмечали следующее (в %): дети - 59, взаимопонимание -56, любовь - 48, счастье - 41, дружба - 26, уважение - 22, доверие - 22, материальная обеспеченность - 19, позитив - 15, забота - 11, здоровье - 7, терпение -7, семейные ценности - 7, интересная жизнь - 7, путешествия - 7, традиции - 7.

Юноши употребляли в эссе (в %): взаимопонимание - 46, дети - 29, любовь - 25, жена - 21, отдых (развлечения) - 17, уважения - 13, счастье - 13, надежность - 8, дружба - 8, надежность - 8.

Видно, что юноши и девушки чаще всего отмечают, что семья - это, прежде всего, дети, взаимопонимание, любовь. Для девушек самым значимым в семье оказались дети. Это связано с тем, что для женщин продолжение рода было главным на протяжении многих лет, семья рассматривалась как обязательный элемент для благополучного воспитания детей. А вот юноши самым важным в семье отметили взаимопонимание. Возможно, взаимопонимание в семье связано с наличием условия, обеспечивающего спокойное и стабильное развитие их детей, которые по значимости стоят у юношей на втором месте. Что касается любви, и юношей и у девушек она стоит на третьем месте после взаимопонимания и детей. Экспериментально доказано, что браки, которые заключаются без любви, являются менее адекватно мотивированными и распадаются практически в 90 % случаев. Далее девушки отметили значимым в семье «счастье», тогда как у юношей после любви сразу идет жена. Мы не можем достоверно утверждать, что имели в виду девушки под понятием «счастье», но можем предположить, что наверняка в это понятие они вкладывали образ любимого и любящего мужа, хотя именно так никто из девушек не написал. Юноши и девушки наиболее значимым в семье выделили уважение. Юноши отметили, что значимым для них является общий отдых и развлечения, а вот девушки отметили, что они больше хотели бы быть своему супругу другом, что наверняка исключило бы разногласия в плане проведения досуга.

Представим ниже результаты анкетирования студентов по разработанной нами анкеты «Выбор брачного партнера», позволившей выявить сходства и различия во взглядах юношей и девушек в выборе брачного партнера.

В ответах на первый вопрос анкеты девушки считают, что на выбор брачного партнера влияют его личностные характеристики - 85 %, образ жизни - 74 %, ценностные ориентации - 55 %, социально экономический статус - 41 %, возраст - 37 %, религиозные убеждения - 33 %, ролевые ожидания и установки - 30 %, национальность - 26 %, материальное положение - 22 %, уровень образования - 19 %, профессиональная принадлежность - 19 % и самым не значимым критерием стало место и ситуация знакомства будущих партнеров - всего 7 %.

Также как и девушки большинство юношей - 50 % - отметили что на выбор брачного партнера больше всего влияют личностные характеристики, далее по значимости отмечали возраст партнера - 42 %, национальность - 33 %, образ жизни - 29 %, религиозные убеждения - 25 %, социально-экономический статус - 17 %, уровень образования и ценностные ориентации - 13 %, самым незначимым оказалось материальное положение - его не выбрал никто.

Девушки отмечают, что со дня знакомства до свадьбы должно пройти -от 1 года до 3-х лет - 66 % опрошенных, 17 % отметили, что может пройти от 3х месяцев до 1 года и, возможно, от 3-х до 5 лет. Большинство юношей отметили, что со дня знакомства до свадьбы должно пройти от 1 года до 3-х лет -46 %, 13 % отметили, что может пройти от 1 дня до 3-х месяцев, от 3-х месяцев до полу года и также 13 % отметили, что может пройти и от 3-х до 5-ти лет.

Что касается возраста будущего партнера, девушки отмечают, что муж должен быть старше жены на 1-3 года 92 %, но некоторые также отмечали вариант, когда муж значительно старше жены. Юноши того же мнения - 92 %.

В вопросах образования девушки чаще всего отмечали, что у мужа должно быть высшее образование 56 % и 26 % отметили, что образование не имеет значение. Наличие высшего образования у жены отметили 68 % опрошенных девушек и 24 % из них отметили, что образование для девушки не имеет значе-

ния. Молодые люди также были на стороне высшего образования как для себя -62 %, так и для своей будущей супруги - 54 %. Образование будущего супруга не имеет значения для 25 % опрошенных девушек и соответственно 38 % юношей.

В ответах на вопрос «Влияет ли профессия на выбор брачного партнера?» мнения девушек разделились: 50 % опрошенных отметили, что на их выбор влияет профессия будущего супруга, 34 % - не влияет, а 16 % - влияет только иногда. Большинство молодых людей отметили, что выбор профессии никак не влияет на их выбор будущей супруги - 66 % и 29 % решили, что профессия все-таки повлияет на их решение.

Большинство девушек - 88 % - отметили, что религиозные убеждения влияют на их выбор брачного партнера. 66 % юношей отметили, что взгляды на религию обязательно должны совпадать, но 38 % решили, что это не имеет значения.

В ответах на вопрос о распределении ролей в семье 38 % опрошенных девушек считают, что у супругов должны полностью совпадать взгляды на распределения ролей, а 63 % считают, что они могут не совпадать полностью, но в большинстве случаев они должны сходиться. Также считают 66 %.юношей.

Среди основных причин разводов девушки отмечают: недопонимания -41 %, измены - 34 %, не умение уступать друг другу - 19 %, бытовые проблемы - 11 %, материальное неблагополучие - 11 %, ранние браки - 11 %, психологическая несовместимость - 11 %, отсутствие доверия - 7 %, незнание особенностей партнера - 7 %, вмешательство родителей одного из супругов - 7 %, обманы - 4 %, проблемы в сексуальной сфере - 4 %, зависимость одного из супругов (алкогольная, наркотическая) - 4 %. А вот у юношей среди причин разводов на первом месте измены - 42 %, далее недопонимания - 25 %, материальное неблагополучие - 17 %, несовместимость - 13 %, ранний брак - 8 %, зависимость - 8 %, разногласия - 8 %.

Большинство девушек отмечают, что критерии в выборе друзей в основном должны быть сходны - 64 %. 20 % девушек считают, что мнения в выборе

друзей должны полностью совпадать и 16 % опрошенных убеждены, что это совсем не важно. 62 % юношей также отмечают, что критерии в выборе друзей должны быть сходны, 25 % - отметили, что это вовсе не важно.

В вопросе о роли родителей в выборе брачного партнера 76 % опрошенных девушек считают, что мнение родителей влияет на их выбор, но последнее слово, все-таки оставляют за собой, а 24 % из них считают, что мнение родителей, вообще, не имеет никакого значения. У юношей мнения разделились на тех кто считают, что родители влияют на их выбор, но решение все равно за ними - 46 %, и на тех кто решил, что мнение родителей не важно - 42 % молодых людей.

Девушки считают, что с наибольшей вероятностью они могут встретить своего брачного партнера через общих знакомых - 56 %, в местах отдыха и досуга - 26 %, по месту работы (учебы) - 19 % и в интернете - 11 %. У юношей 29 % решили, что идеальное места для знакомства будущих супругов через общих знакомых, 25 % - в интернете, 21 % - по месту работы (учебы), 17 % - в местах отдыха и досуга, а 25 % юношей отметили, что можно встретить будущую супругу где угодно.

По вопросу влияния социального статуса будущего супруга мнения разделились: 52 % опрошенных девушек отметили, что это не имеет никакого значения, а для 48 % опрошенных этот фактор значим при выборе будущего супруга. Для большинства юношей социальный статус не имеет никакого значения - 74 %, и только для 21 % это важно при выборе будущей супруги.

Большинство опрошенных девушек - 76 % - отметили, что территориальный признак не влияет на их выбор будущего брачного партнера. 74 % юношей придерживаются этого же мнения.

Среди трех негативных качеств, которые девушки не смогли бы простить будущему супругу - это пристрастие к спиртному (71 %), нечестность (52 %), ненадежность (49 %). Юноши же отмечают: нечестность - 62 %, пристрастие к спиртному - 54 %, ненадежность - 46 %.

Большинство девушек хотят иметь двоих детей - 72 %, одного ребенка -16 %, а троих детей - только 12 % . Большинство юношей также хотят иметь двоих детей - 62 %, только одного ребенка - 13 %, по 8 % разделились те, кто хочет иметь троих и четверых или более.

81 % девушек считают, что брак должен обязательно быть зарегистрирован в ЗАГСе. 33 % отметили, что возможно венчание в церкви и только 7 % отметили, что достаточно «сожительства». 66 % юношей солидарны с девушками и считают, что брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе, 21 % отметили возможность венчания в церкви, только 4 % согласились бы просто «сожительствовать».

Среди отрицательных качеств, которые могут поставить под сомнение возможность построения с человеком семейной жизни девушки отмечают: лживость - 41 %, жестокость - 37 %, зависимость (алкогольная, наркотическая) - 22 %, ненадежность - 19 %, ревность - 15 %, раздражительность -11 %, апатия (инфантильность) - 7 %. Молодые люди отмечали среди таких отрицательных качеств: лживость - 21 %, зависимость (алкогольная) - 17 %, глупость -13 %, ревность и жадность - по 8 %.

К сексуальным отношениям до брака 60 % девушек относятся положительно и 40 % девушек считают, что в некоторых случаях это допустимо. 67 % молодых людей также положительно относятся к сексуальным отношениям до брака, 33 % считают их допустимыми.

71 % девушек считают, что брак должен быть на всю жизнь, 29 % девушек отмечают, что, скорее всего, продолжительность зависит от обстоятельств (как получится). 66 % молодых людей считают, что брак должен быть на всю жизнь, 34 % - все зависит от обстоятельств.

Единогласно все девушки отметили, что развод возможен только в крайних случаях, когда по-другому невозможно. С ними согласились единогласно и юноши.

Среди мотивов вступления в брак главными девушки считают: любовь -99 %, желание иметь детей - 52 %, потребность проявлять заботу и потребность во взаимопонимании - 44 %, а молодые люди: любовь - 70 %, потребность во взаимопонимании 46 %, стремление проявить заботу 38 %, скорое появление ребенка - 33 %.

Среди наиболее значимых компонентов свадьбы девушки отмечают -официальное признание отношений - 81 %, церемония в ЗАГСе - 74 %, костюмы - 33 %, возможность собрать много гостей - 30 %. Молодые люди считают, что это: официальное признание отношений 90 %, церемония в ЗАГСе - 50 %, подарки - 25 %, застолье и костюмы - по 21 %

Большинство девушек считают, что наличие детей у будущего брачного партнера не имеет никакого значения - 83 %. Но были и такие, которые не захотели бы с таким мужчиной строить отношения - 12 %. Для 46 % юношей наличие у будущей супруги детей не имеет значения, 38 % - не стали бы строить с такой девушкой отношения, а 8 % наоборот обрадовались бы узнав данный факт.

Среди наиболее значимых личностных качеств будущего супруга девушки отмечают: честность - 44 %, уверенность в себе - 30 %, ответственность -26 %, доброта - 22 %, нежность -15 %, верность - 15 %, жизнерадостность -15 %, чувство юмора - 15 %, отзывчивость - 15 %.

Юноши отмечают среди важных качеств будущей супруги: доброту -25 %, честность - 21 %, верность - 17 %, терпение - 17 %, заботливость - 17 %, внешность - 13 %, ум -13 %.

В первый год семейной жизни девушки отмечают следующие возможные проблемы: бытовые трудности - 33 %, распределение ролей - 30 %, не совпадение интересов - 15 %, материальные проблемы - 11 %, привыкание друг к другу - 11 %, отношения с родителями - 11 %, недопонимания - 7 %. Юноши среди трудностей отметили: непонимание - 21 %, излишняя критика со стороны супруги - 13 %, материальное неблагополучие - 13 %, бытовые трудности - 8 %.

Девушки в большинстве своем считают, что распределение ролей должно происходить до брака - 44 %. Юноши также считают, что распределение ролей должно происходить до брака - 25 %, но также отмечают, что возможно и дискуссия уже в сложившейся семье - 25 %.

Вывод:

Выявление социально-психологических особенностей у юношей и девушек позволило сформулировать следующие выводы.

Выбор брачного партнера это всегда сложный и неоднозначный процесс, на ход и результаты которого влияет множество факторов. Их влияние на конкретную брачную пару необходимо рассматривать на основе их личных представлений о браке и будущем брачном партнере.

В большинстве случаев многие проблемы в выборе брачного партнера можно предотвратить на ранних этапах отношений партнеров путем проведения бесед о представлениях образа семьи и брака, что позволит не переносить недопонимания и разногласия в брак.

Список литературы

1. Андреева Т.В. Семейная психология : учебное пособие. СПб. : Речь, 2006. 244 с.

2. Гаврилова Е.А. Психологическая характеристика выбора брачного партнера - основа для развития гармоничных отношений в браке // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). Челябинск : Два комсомольца, 2011. С. 17-22.

3. Карташова Т.Е. Психологические механизмы выбора брачного партнера // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2008. Т. 10., № 2. С. 169-171.

4. Райгородский Д.Я. Методики и тесты : учебное пособие. Самара : Бах-рах-М, 2009. С. 436.

References

1. Andreeva T.V. Semeynayapsikhologiya [Family psychology]. SPb.: Speech, 2006. 244 p.

2. Gavrilova E.A. Psikhologicheskaya kharakteristika vybora brachnogo partnera - osnova dlya razvitiya garmonichnykh otnosheniy v brake [The psychological characteristic of a choice of the marriage partner - a basis for development of the harmonious relations in marriage]. Aktualnye voprosy sovremennoy psikhologii: materialy mezhdunar. zaoch. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, mart 2011 g.) [Actual questions of modern psychology]. Chelyabinsk: Two Komsomol members, 2011. pp. 17-22.

3. Kartashova T.E. Psikhologicheskie mekhanizmy vybora brachnogo partnera [Psychological mechanisms of a choice of the marriage partner]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta psikhologii i sotsialnoy raboty 10, no. 2 (2008): 169-171.

4. Raygorodskiy D.Ya. Metodiki i testy [Methods and tests]. Samara: Bakhrakh-M, 2009. p. 436.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Саяпина Наталия Николаевна, доцент кафедры методологии образования, канд. пед. наук, доцент

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского ул. Астраханская, д.83, г. Саратов, 410012, Россия e-mail:sayapinanat@mail. ru

Тюкина Алиса Александровна, студентка 5 курса факультета психолого-педагогического и специального образования

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского ул. Астраханская, д.83, г. Саратов, 410012, Россия e-mail: liska5555@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Sayapina Natalia Nikolaevna, associate professor of methodology of education, edging. пед. sciences, associate professor

Saratov state university of name N.G. Chernyshevsky 83, Astrakhanskaya St., Saratov, 410012, Russia e-mail: sayapinanat@mail. ru

Tyukina Alice Aleksandrovna, student of the 5th course of faculty of psikhologo-pedagogical and vocational education

Saratov state university of name N.G. Chernyshevsky 83, Astrakhanskaya St., Saratov, 410012, Russia e-mail: liska5555@mail. ru

Рецензент:

Шевченко И.В., канд. пед. наук, профессор, профессор кафедры военной педагогики Саратовского военного института ВВ МВД РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.