Научная статья на тему 'Ценностные ориентации студенческой молодежи Беларуси на брак и семью'

Ценностные ориентации студенческой молодежи Беларуси на брак и семью Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1318
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностные ориентации / семья / брак / брачно-семейные отношения / типы брачно-семейных отношений / детоцентристская / партнѐрская / разобщѐнная модель семьи / мотивы вступления в брак / values / family / marriage / marriage and family relations / types of marriage and family relations / child-centered / affiliate / dissociation model of the family / the motives for marriage

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Е. В. Бернгард

В статье рассмотрены отечественные подходы к исследованию брака и семьи, внимание акцентируется на теории структурации Э. Гидденса, модернизационном подходе Р. Инглхарта и Р. Вельцеля как основных концепциях, объясняющих изменения в сфере брачно-семейных отношений. Проанализированы данные авторского социологического исследования о ценностных ориентациях на брак и семью, ориентация студенческой молодежи на типы брачно-семейных отношений и модели семьи. Дается авторская трактовка трехаспектной модели взаимодействия в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUED ORIENTATIONS OF STUDENTS OF BELARUS ON MARRIAGE AND FAMILY

The article deals with domestic approaches to the study of marriage and family, focuses on the theory of structuration E.Giddensa, modernization approach R.Inglharta and R.Veltselya how basic concepts explaining changes in marriage and family relations. The data of the author of a sociological study of value orientations on marriage and family in Belarus students. Analyzed the orientation of students on the types of marriage and family relations and family models. We give the author's interpretation of the three-pronged model of interaction in the family.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации студенческой молодежи Беларуси на брак и семью»

П Е Д А Г А Г I Ч Н Ы Я Н А В У К I

УДК 316.643.2

Е. В. Бернгард

Аспирант факультета философии и социальных наук, кафедра социологии, БГУ, г. Минск, Беларусь

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор Л. Г. Титаренко

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ БЕЛАРУСИ

НА БРАК И СЕМЬЮ

В статье рассмотрены отечественные подходы к исследованию брака и семьи, внимание акцентируется на теории структурации Э. Гидденса, модернизационном подходе Р. Инглхарта и Р. Вельцеля как основных концепциях, объясняющих изменения в сфере брачно-семейных отношений. Проанализированы данные авторского социологического исследования о ценностных ориентациях на брак и семью, ориентация студенческой молодежи на типы брачно-семейных отношений и модели семьи. Дается авторская трактовка трехаспектной модели взаимодействия в семье.

Ключевые понятия: ценностные ориентации, семья, брак, брачно-семейные отношения, типы брачно-семейных отношений, детоцентристская, партнёрская, разобщённая модель семьи, мотивы вступления в брак.

Введение

В условиях актуализации проблем, связанных с ростом неблагополучных семей, уменьшением количества браков, увеличением числа разводов, невысоким уровнем педагогической культуры значительной части населения и неблагоприятной демографической ситуацией, ослаблением родственных связей между поколениями, изучение брачно-семейных отношений многим отечественным и зарубежным исследователям представляется интересным. Институт брака и семьи - наиболее старые, традиционные институты, которые регулируют партнерские отношения и подлежат постоянным изменениям. Изменяется структура семьи и брака, образ и представления о данном социальном институте, женских и мужских ролях в семье, родительстве, желаемом количестве детей, семейных ценностях.

Несмотря на произошедшие коренные социетальные перемены в нашей стране, в исследовании Мировых ценностей 2011 г. большинство белорусов (88,3%) по-прежнему считают семью своим жизненным приоритетом [1]. В связи с этим семейно-брачные ценности в первую очередь дают представление о ценностях общества. Однако в современных условиях все больше возрастает значение семьи и брака не столько как традиционных институтов, сколько как союзов, главное назначение которых - межличностное общение близких и заинтересованных друг в друге людей, совместное разрешение ими жизненных проблем, проведение свободного времени [2].

На современном этапе наша страна переживает демографический кризис: в республике резко снизился уровень рождаемости и естественного прироста населения. Количество родившихся сократилось с 142,2 тыс. в 1990 г. до 118,5 тыс. в 2014 г. Наблюдается естественная убыль населения уже на протяжении 22 лет [3, 65]. В период с 2000 по 2015 г. численность населения сократилась более чем на 520 тыс. человек [3, 56]. Число родившихся детей у женщин в незарегистрированном браке сократилось (21 766 в 2009 г. и 17 679 в 2014 г.) [3]. Несмотря на снижение абсолютного числа абортов, искусственное прерывание беременности по-прежнему остается основным методом регулирования рождаемости, в 2005 г. на 100 родов приходилось 72 аборта, в 2012 г. на 100 совершаемых родов приходится 26,6 аборта. Таким образом, в Беларуси сознательно уничтожается каждый 5-й зачатый ребенок. Наметилась тенденция смещения среднего возраста матери при рождении первого ребенка от 20-24 (в начале 2000 г.) года к 24-29 годам (в 2014 г.). За период 2014 г. было зарегистрировано 83 942 брака и 34 864 развода, причем средний возраст вступления в первый брак за 10 лет увеличился: в 2005 г. - 23,5 для женщин и 25,7 для мужчин; в 2014 г. - 25,3 и 27,4 соответственно [3].

Для увеличения коэффициента брачности и рождаемости, снижения количества разводов одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь является

© Бернгард Е. В., 2016

программа демографической безопасности и поддержка семей с детьми. Сегодня государство ставит перед собой задачу популяризации семьи как наиважнейшего социального института через повышение роли и престижа семьи в жизни общества как ключевого фактора государственной демографической политики; сохранение духовно-нравственных ценностей семьи; продвижение в обществе идеи ответственного родительства; образование и воспитание детей и молодежи в системе традиционных семейных ценностей, ориентированных на стабильность отношений, рождение и воспитание детей, здоровый образ жизни, преемственность поколений, взаимопонимание и взаимоподдержка; привлечение внимания широкой общественности к семье как к важнейшему социальному институту [4].

На современном этапе белорусское общество включено в глобальные процессы, в результате которых любая информация является доступной, а в СМИ широко пропагандируется западная модель брачно-семейных отношений: сожительство и гостевые браки, свободные отношения, семьи без детей (child-free). В этой связи актуально исследовать ценностные ориентации молодежи для выявления новых тенденций изменения представлений о семье, семейных ценностях, мотивах вступления в брак, желаемого количества детей и др. Интерес исследователей к проблемам семьи не угасает, однако нужны новые теоретико-методологические подходы для объяснения трансформаций, которые происходят в семье сегодня. В отечественной социологии принято рассматривать три основных подхода к исследованию семьи и брака: институциональный, групповой и системный.

В рамках институционального подхода семья рассматривается как социальный институт, где анализу исследователя подлежат такие стороны семьи, как цели данного института, его функции по отношению к обществу и другим институтам, нормы, поддерживаемые социальным институтом, санкции за их невыполнение, роли, которые выполняют индивиды, включенные в институт, в соответствии с их статусом. Взаимосвязи института и общества нередко рассматриваются через систему общественных потребностей и функций по их удовлетворению, которые выполняются институтом [5].

В групповом подходе к изучению семьи и брака рассматриваются такие понятия, как сплоченность, отношения между супругами, между родителями и детьми, мотивы вступления в брак и причины разводов, динамика супружеских отношений. При анализе групповых характеристик семьи, прежде всего, исследователь рассматривает понятие «малая социальная группа» [5].

В системном подходе рассматриваются такие свойства семьи, как целостность, наличие двух или более типов связей (пространственных, функциональных, генетических и т. д.), структура (организация), наличие уровней и их иерархия, цель, управление, самоорганизация, функционирование и развитие [5].

В рамках системного подхода семья рассматривается и как малая группа, и как социальный институт, но системный подход рассматривает семью и ее структуру в статике, что препятствует объяснению тех противоречий, которые существуют сегодня в обществе: высокой ценности семьи и, вместе с тем, высокой разводимостью, высокой ценности детей и все большее распространение семей «child-free». В теории структурации Э. Гидденс предлагает сущностно новый подход для рассмотрения социальных институтов и социальной структуры, в том числе и семьи: вся человеческая деятельность рассматривается как социальные практики, упорядоченные в пространстве и во времени. По мнению Э. Гидденса, структура действенна, а деятельность структурирована [6]. Подобная трактовка дуальности структуры позволяет перейти к качественно новому объяснению семьи и брачно-семейных отношений как практики, которая структурирована, в которой происходят изменения из-за модернизации ценностных ориентаций, зависящих от социально-экономических, социально-политических и культурных трансформаций.

Еще одним аспектом изучения изменения представлений молодежи о семье и семейных ценностях в рамках теоретико-методологического обоснования данной проблемы является изучение ценностных ориентаций как мотивационного регулятора поведения людей. Понятие «ценность» в современном обществе рассматривается с точки зрения достижения цели, ценность как самоцель. Ценностные ориентации устанавливают критерии желательности или нежелательности тех или иных целей. Ценностные ориентации выступают мотивационным регулятором поведения людей. Со временем, в условиях технологического прогресса и социально-экономического роста, происходит эволюция ценностей: в социальной системе приживаются те ценности, которые наиболее пригодны для жизни в конкретных социально-экономических и культурных условиях [7].

Ценностные ориентации - разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, важнейший фактор, детерминирующий и регулирующий мотивацию личности и ее поведение [8].

Результаты исследования и их обсуждение

В 2016 г. проводилось авторское исследование на тему «Ценностные ориентации студенческой молодежи Беларуси на брак и семью». Выборочная совокупность составила 600 студенток и студентов 3-4 курсов столичных вузов (БГУ, БГПУ им. М. Танка, БГЭУ, БГТУ), сбор информации проводился методом анкетного опроса. Основными критериями отбора студенток и студентов были: пол, курс обучения, специальность (техническая, гуманитарная) (таблица 1).

Таблица 1. - Распределение респондентов по полу и специальности (%)

Специальность Всего респондентов Девушки Юноши

Гуманитарная 52,8 28,2 24,6

Техническая 47,2 23,0 24,2

Всего респондентов 100 51,2 48,8

Для студенческой молодежи семья является наиболее приоритетной ценностью: 76,7% от общего числа респондентов отметили ценность семьи (семья очень важна - 48,5%, семья важна -13,5%, семья достаточно важна - 8,5%). Несмотря на современную моду вступления в незарегистрированный брак, подавляющее большинство студентов и студенток считают, что проживающим вместе мужчине и женщине необходимо узаконить свои отношения: 80,7% (из них полностью согласны 19,5% девушек и 9,7% юношей и скорее согласны 19,2% и 20,2% соответственно).

В рассмотрении функционально-ролевой структуры семьи были обозначены следующие аспекты: разделение домашних обязанностей, воспитание и занятия с детьми, финансовое обеспечение, семейный досуг, принятие решений (рисунок). Традиционно в семье наблюдается четкая сегрегация ролей на мужскую и женскую: женщины занимаются домашним хозяйством и детьми, мужчины принимают решения и обеспечивают семью материально.

□ Совместно ШЖенщины ■ Мужчины

Рисунок - Распределение ответов респондентов в вопросе о принятии решений в семье (%)

По мнению студенток и студентов, домашнюю работу (мытье посуды, стирку белья, приготовление еды, уборку квартиры и др.) супруги должны выполнять преимущественно совместно - 75,0% (из них так считают 41,7% девушки и 33,3% юноши).

В вопросе о принятии решений в семье студенты и студентки преимущественно отмечали вариант «совместно». Однако среди респондентов, которые считают иначе (т. е. «принимать решение должен муж или жена») в таких вопросах, как «хобби», «встречи с друзьями», «крупные покупки», «покупка бытовой техники», «семейный отдых», отметили, что это прерогатива

мужчины, так считают преимущественно юноши. Примечательно, что юноши в большей степени, чем девушки, придерживаются традиционного типа брачно-семейных отношений.

Еще одним традиционным суждением является мнение о «финансовом превосходстве мужчины», так считает большинство опрошенных. На вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что финансовым лидером в семье должен быть мужчина» респонденты ответили: «да» - 39,8% (18% - девушки, 21,8% - юноши), «скорее да» - 39,8% (21,5% - девушки, 18,3% - юноши).

По мнению студентов и студенток, воспитанием детей должны заниматься оба родителя, так ответили 98% опрошенных, из них 51% девушек и 47% юношей. Таким образом, большинство респондентов признают важность материнского и отцовского воспитания, в особенности радует тот факт, что опрошенные юноши осознают значимость и ответственность роли отца в воспитании детей. Опыт родительства делает молодых людей более зрелыми, взрослыми и сильными в эмоциональном плане. Для мужчин особенно значимым является факт чувства отцовства, чувства собственной значимости и чувства ответственности.

В процессе коммуникации в семье, построения брачно-семейных отношений, центр внимания супругов может фокусироваться на одной из трех моделей семейного взаимодействия:

1. Внимание преимущественно сосредоточено на детях - коммуникация и семейные отношения строятся таким образом, что в центре семейных забот и любви становится ребенок. Семьям, где родители готовы пожертвовать всем ради любимого чада, готовы выполнять каждый его каприз, характерно проявление гиперопеки. Такая модель семьи является детоцентристской.

2. Внимание преимущественно направлено на супругу (супруга) - брачно-семейные отношения выстраиваются вокруг взаимодействия брачных партнеров, здесь выходит на первое место коммуникация между супругами, взаимная поддержка, совместное времяпрепровождение и общие интересы и увлечения. Ребенок уже не находится в центре внимания. В такой семье может быть два сценария взаимодействия родителей и ребенка: нормального и гипоопеки. Такая модель семьи является партнёрской.

3. Внимание преимущественно направлено на внесемейную деятельность - в данном случае брачные партнеры предпочитают семейной коммуникации и совместной деятельности увлечения на стороне. Такие семьи разобщены, у каждого из партнеров свои интересы, супруги самостоятельно решают свои проблемы. Такая модель семьи является разобщённой.

С предложенным суждением «Родители обязаны делать все лучшее для своих детей, даже если это будет для них финансово затруднительно», согласились 66,2% опрошенных, из них 32% девушки и 34,2% юноши. В данном случае можно предположить, что в студенческой среде наблюдается положительное отношение к детоцентристской модели семьи. Более того, 56,5% молодых людей отметили, что в семье должно быть, по крайней мере, двое детей, причем мнение девушек и юношей распределены примерно одинаково. В вопросе «Сколько детей хотелось бы иметь Вам лично?» большинство респондентов также нацелены на создание семьи с двумя детьми - 55,8% опрошенных (из них девушек - 29,7%, юношей - 26,2%), семью с тремя детьми хотелось бы создать 19,3% респондентов (из них девушек - 10,2%, юношей - 9,2%).

Еще одной из сущностных характеристик брачно-семейных отношений являются мотивы вступления в брак и создания семьи (таблица 2). Для молодых людей, нацеленных на детоцентристскую модель семьи, основным мотивом вступления в брак является «рождение и воспитание детей». В случае с приоритетом партнёрской модели семьи, юноши и девушки чаще отмечают «потребность в любви и признании» как первостепенный мотив вступления в брачно -семейные отношения. Для молодых людей, стремящихся получить от замужества либо женитьбы лишь «статус жены или мужа» и «возможность жить отдельно от родителей», характерна разобщённая модель семьи.

Таблица 2. - Мотивы вступления в брак и создания семьи (%)

Мотивы Всего Девушки Юноши

Рождение и воспитание детей 81,3 43,8 37,5

Улучшение финансового положения и решение жилищного вопроса 59,3 32,0 27,3

Потребность в любви и признании 75,3 41,0 35,3

Возможность чувствовать относительную стабильность 67,0 36,3 30,7

Удовлетворение физиологических потребностей 45,2 19,2 26,0

Возможность жить отдельно от родителей 46,3 22,5 11,9

Приобретение статуса жены, мужа 35,2 19,2 16,0

Исходя из данных таблицы 2, студенческая молодежь выделяет «рождение и воспитание детей», «потребность в любви и признании», «возможность чувствовать относительную стабильность» как первостепенные мотивы вступления в брак и создания семьи. Приоритетным мотивом вступления в брак большинство респондентов отметили «рождение и воспитание детей», что подтверждает гипотезу о приверженности молодых людей к детоцентристской модели семьи.

Выводы

В исследовании ценностных ориентаций на брак и семью студенческой молодежи необходимо учитывать структурные элементы семьи, типы брачно-семейных отношений, модели семьи, на которые сориентированы девушки и юноши. Вывод о приверженности студенческой молодежи к традиционным (материальным) или современным (постматериальным) ценностям должен конструироваться на основе глубокого изучения семейной структуры, с учетом ее динамического аспекта и дуальности, которая отображается в следующих элементах семейной жизни: семейной коммуникации, ролях, функциях семьи, ресурсах (материальных и властных), правилах (семейных традициях). На современном этапе студенческая молодежь отмечает ценность семьи как наиважнейшую. Большинство респондентов ориентировано на юридически оформленный брак. Можно отметить, что современные юноши и девушки демонстрируют приверженность к смешанному типу брачно-семейных отношений, с одной стороны, позиционируя равенство в отношении принятия решений и разделения домашних обязанностей, с другой - демонстрируя традиционность взглядов в отношении финансового лидерства и сведению мужской роли к роли кормильца семьи. Примечательным остается тот факт, что для молодых людей предпочтительна детоцентристская модель семьи и сегодня молодежь ориентирована на семью с двумя детьми, а основными мотивами вступления в брак и создания семьи студенты и студентки считают рождение и воспитание детей, потребность в любви и признании, возможность чувствовать относительную стабильность. Несмотря на то, что западные ориентиры смещены в сторону свободных отношений и семей child-free, белорусская студенческая молодежь в большей степени ориентирована на семью в традиционном ее понимании.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. World Values Survey sixth wave integrated data file, 2010-2014, v.20150418.

2. Титаренко, Л. Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект / Л. Г. Титаренко. - Минск : БГУ, 2003. - 205 с.

3. Статистический ежегодник - 2015 / под ред. И. В. Медведева. - Минск, 2015. - 524 с.

4. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 14 от 20 марта 2014 г.

5. Мацковский, М. С. Социология семьи / М. С. Мацковский. - М. : Наука, 1989. - 116 с.

6. Гидденс, Э. Устроение общества: очерк теории структурации / Э. Гидденс. - М., 2003. - 528 с.

7. Инглхарт, Р. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития / Р. Инглхарт, К. Вельцель. - М. : Новое Издательство, 2011. - 464 с.

8. Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А. Н. Данилова. - Минск : Беларуская Энцыклапедыя, 2003. - С. 347.

Поступила в редакцию 31.05.16 E-mail: lena.bern82@mail.ru

А. Bernhard

VALUED ORIENTATIONS OF STUDENTS OF BELARUS ON MARRIAGE AND FAMILY

The article deals with domestic approaches to the study of marriage and family, focuses on the theory of structuration E.Giddensa, modernization approach R.Inglharta and R.Veltselya how basic concepts explaining changes in marriage and family relations. The data of the author of a sociological study of value orientations on marriage and family in Belarus students. Analyzed the orientation of students on the types of marriage and family relations and family models. We give the author's interpretation of the three-pronged model of interaction in the family.

Key concepts: values, family, marriage, marriage and family relations, types of marriage and family relations, child-centered, affiliate, dissociation model of the family, the motives for marriage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.