Научная статья на тему 'Высшее образование сегодня: к вопросу о требованиях к качеству'

Высшее образование сегодня: к вопросу о требованиях к качеству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / QUALITY OF HIGHER EDUCATION / QUALITY EVALUATION / SOCIAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CUSTOMER SATISFACTION / QUALITY CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Наталья Юрьевна, Кислова Наталья Николаевна

В статье освещаются вопросы определения современных требований к качеству высшего образования со стороны государственных органов контроля качества, сертифицирующих организаций, потребителей образовательных услуг. Особое внимание уделяется проблемам оценки качества высшего образования, удовлетворенности образовательными услугами прямых потребителей, соответствия выпускника требованиям профессиональных стандартов, а также выработки правил проведения сертификационного экзамена в независимой организации и представления на различные конкурсы образовательных программ по реализуемым направлениям. Авторами проанализирована работа коллектива вуза по формированию качественной социально-образовательной среды университета; представлены результаты изучения требований студенчества и профессорско-преподавательского состава к уровню образования и условиям организации образовательного процесса; намечены возможные направления решения проблемы оценки качества образования; предложены мероприятия, которые будут способствовать повышению качества социально-образовательной среды; рассматривается возможность создания профессиональных сообществ и аккредитации ими молодых специалистов после окончания вуза; изложены результаты разработки показателей и критериев эффективности работы профессорско-преподавательского состава, механизмов морального и материального стимулирования для обеспечения качественного высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина Наталья Юрьевна, Кислова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher education today: quality requirements

The article highlights the issues of quality requirements for higher education set by the state quality control agencies, certification agencies, customers of education services. Special attention is paid to such issues as higher education quality evaluation, direct customers' satisfaction with the educational process, graduates compliance with the professional standard requirements, as well as administrating the certificate examination by an independent institution, and presenting educational programmes in different competitions in corresponding fields. The authors analyzed the way the university community maintain proper social and educational environment, presented the results of studying the requirements set by the student and academic communities for the quality and organization of education, outlined possible solutions to the problem of education quality evaluation, suggested measures on enhancing the quality of social and educational environment. Besides, the authors consider the possibility of creating professional communities to accredit young graduates. Indicators and criteria of teaching staff effectiveness as well as mechanisms of their moral and financial stimulation for the sake of high quality education are displayed.

Текст научной работы на тему «Высшее образование сегодня: к вопросу о требованиях к качеству»

УДК 378

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ: К ВОПРОСУ О ТРЕБОВАНИЯХ К КАЧЕСТВУ

HIGHER EDUCATION TODAY: QUALITY REQUIREMENTS

© 2016

Н.Ю. Еремина, Н.Н. Кислова Самарский государственный социально-педагогический университет

(Россия, Самара)

N.Y. Eremina, N.N. Kislova Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)

В статье освещаются вопросы определения современных требований к качеству высшего образования со стороны государственных органов контроля качества, сертифицирующих организаций, потребителей образовательных услуг. Особое внимание уделяется проблемам оценки качества высшего образования, удовлетворенности образовательными услугами прямых потребителей, соответствия выпускника требованиям профессиональных стандартов, а также выработки правил проведения сертификационного экзамена в независимой организации и представления на различные конкурсы образовательных программ по реализуемым направлениям.

Авторами проанализирована работа коллектива вуза по формированию качественной социально-образовательной среды университета; представлены результаты изучения требований студенчества и профессорско-преподавательского состава к уровню образования и условиям организации образовательного процесса; намечены возможные направления решения проблемы оценки качества образования; предложены мероприятия, которые будут способствовать повышению качества социально-образовательной среды; рассматривается возможность создания профессиональных сообществ и аккредитации ими молодых специалистов после окончания вуза; изложены результаты разработки показателей и критериев эффективности работы профессорско-преподавательского состава, механизмов морального и материального стимулирования для обеспечения качественного высшего образования.

The article highlights the issues of quality requirements for higher education set by the state quality control agencies, certification agencies, customers of education services. Special attention is paid to such issues as higher education quality evaluation, direct customers' satisfaction with the educational process, graduates compliance with the professional standard requirements, as well as administrating the certificate examination by an independent institution, and presenting educational programmes in different competitions in corresponding fields.

The authors analyzed the way the university community maintain proper social and educational environment, presented the results of studying the requirements set by the student and academic communities for the quality and organization of education, outlined possible solutions to the problem of education quality evaluation, suggested measures on enhancing the quality of social and educational environment. Besides, the authors consider the possibility of creating professional communities to accredit young graduates. Indicators and criteria of teaching staff effectiveness as well as mechanisms of their moral and financial stimulation for the sake of high quality education are displayed.

Ключевые слова: качество высшего образования; оценка качества; социально-образовательная среда; удовлетворенность потребителей; контроль качества.

Keywords: quality of higher education; quality evaluation; social and educational environment; customer satisfaction; quality control.

Качество высшего образования -вопрос, который не теряет своей актуальности последние десятилетия. Проблема обеспечения гарантированного качества высшего образования, несмотря на рост конкуренции среди вузов, стоит все острее.

В стандарте ГОСТ ISO 9000-2011 (пункт 3.1.1) качество определяется как «степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям» [1],

т.е. «качество - это степень, в которой совокупность присущих отличительных свойств соответствует потребностям или ожиданиям, которые установлены, обычно предполагаются или являются обязательными» [2, с. 18]. Как видим, в данном определении понятия «качество» и «требования» непосредственно связаны. Таким образом, качество высшего образования - это сбалансированное соответствие

всех аспектов высшего образования некоторым целям, потребностям, требованиям, нормам и стандартам.

К современному вузу предъявляются требования государством (соответствие стандартам и нормам), обществом (соответствие целям развития общества, в том числе профессионального), субъектами учебного процесса (соответствие потребностям). Выполнение их возможно через решение вопросов качества образования совместными усилиями администрации вуза, научно-педагогического коллектива и учебно-вспомогательного персонала.

Основой стратегии деятельности университета должны стать:

- ориентация содержания высшего образования на развитие экономической составляющей страны и региона;

- развитие образования с применением междисциплинарных, проблемно- и проектно-ориентированных технологий обучения;

- сохранение академической базы вуза, стимулирование развития фундаментальных исследований и инновационной деятельности;

- формирование инновационной корпоративной культуры;

- совершенствование структуры и администрирования вуза на основе сочетания административного и проектного менеджмента;

- активный поиск дополнительных источников финансирования;

- развитие инфраструктуры университета;

- расширение взаимодействия университета с внешней средой.

Изменение социально-экономической ситуации в стране напрямую зависит от состояния ее образовательной среды. В свою очередь, образовательное пространство страны будет формироваться из социально-образовательной среды каждой образовательной организации.

Важно, чтобы научно-педагогическое сообщество шло в ногу со временем, и в первую очередь это касается результатов обучения выпускников. Работодатели ждут от вузов готовых специалистов, которых нет необходимости доучивать или переучивать, способных за минимальный адаптационный период войти в производственную Поволжский педагогический вестник. 2016. №2(11)

среду и подключиться к ее основным процессам. Здесь вузы нередко входят в зону противоречия: при проектировании образовательных программ пожелания потенциальных работодателей переориентировать образование в сторону бизнеса (потребностей конкретной организации) могут не совпасть со стремлением вузов сохранить традиции, заложенные лучшими представителями научных школ. Причинами, затрудняющими достижение высокого качества современного высшего образования, могут быть также следующие:

- невозможность удовлетворить растущие потребности населения в образовании, особенно потребность обучаться по индивидуальному образовательному маршруту;

- несоответствие новым требованиям и задачам в части материально-технического обеспечения образовательного процесса в связи с недостатком финансовых средств;

- медлительность перемен внутри системы образования в силу ее инертности;

- наличие в обществе традиций, препятствующих развитию современных форм и методов образовательной деятельности.

Для обеспечения опережающего развития образовательная система должна иметь базы оценок качества образования, учитывающие социальные нормы качества, но не диктуемые ими, а ориентированные на построение моделей открытого образования, обеспечивающего свободное и всестороннее развитие личности. Возникает новая социальная реальность, которая требует переориентации образования, смены его целей. Если иметь в виду дальнейшее ускоренное развитие социальных процессов, можно выделить три группы требований к целям и содержанию образования:

- новое понимание того, что есть знание и каковы способы его получения;

- необходимость учитывать контексты знаний;

- формирование новой методологии.

Университет, повышающий только

цену образовательных услуг, не способный быстро адаптироваться к потребностям и интересам различных субъектов

образования (и на уровне и индивида, и на уровне социальной общности), будет неминуемо вытеснен из образовательного пространства.

Для устойчивого развития университета важно регулярно осуществлять анализ качественных и количественных характеристик образовательной услуги как общественного блага.

Оценка качества - очень сложный процесс. Во-первых, потому что сфера образования является иерархической системой с пересекающимися учебными, воспитательными, организационными структурами, что создает множество уровней оценивания. Во-вторых, качество образования является многофакторным параметром, однозначное понимание составляющих которого до сих пор отсутствует. В-третьих, организациям, работающим в сфере услуг, трудно самим (изнутри) выделять критерии измерения. В-четвертых, необходимо определить тех, кто заинтересован в результатах исследования, поскольку оценивание нельзя начинать без выявления заинтересованных в нем лиц. В-пятых, сложность объекта исследования: потребители образовательных услуг - это студенты, работодатели, государственные органы.

В государственном стандарте ISO 9000-2011 указано, что качество образования должно удовлетворять требования всех заинтересованных сторон. Однако их потребности и ожидания могут не совпадать, отчего один и тот же показатель качества разными заинтересованными сторонами будет оцениваться по-разному. Так, для государственных органов, проводящих аккредитацию по такому критерию, как «профессорско-преподавательский состав», более важен такой количественный показатель, как доля научно-педагогических работников с ученой степенью и / или ученым званием в общей численности научно-педагогических работников вуза, тогда как для студентов важна качественная сторона - то, насколько понятно, интересно преподаватели доносят до них материал [3].

Участие государства в контроле качества образования закреплено ст. 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Под федераль-

ным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам <...> мер» [4]. О значимости рассматриваемого вопроса для государственных органов свидетельствует тот факт, что Рособрнадзор создал Федеральный институт оценки качества образования, одной из задач которого является проведение исследований в области профессионального образования. Государством контролируется ряд формальных показателей, зафиксированных в нормативно-правовых актах, регламентирующих проверки вузов. Например, осуществление вузом финансового обеспечения реализации образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию, в объеме установленных министерством образования и науки РФ базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг по соответствующим программам высшего образования, численность штатных преподавателей и численность привлеченных к учебному процессу работодателей, объемы фондов библиотек, наличие компьютеров, доступ в Интернет, общее состояние информационно-образовательной среды университета, наличие автоматизированной системы управления деятельностью вуза и т.п. Но эти показатели в большей степени свидетельствуют о возможностях обеспечения качественного образования, а не о том, как реализуются эти возможности в действительности.

Надо признать, что существующие сегодня механизмы аккредитации и лицензирования образовательной деятельности не могут в должной мере защитить потребителей от получения некачественных образовательных услуг. Нельзя не согласиться с мнением М.П. Карпенко о том, что практика оценки качества российского образования только по степени соблюдения стандартов, без учета степени удовлетворения потребителей является ошибочной [5]. Объективную (экономиче-

скую) оценку качества образования дает рынок труда. Поэтому к оценке качества высшего образования должно привлекать работодателей, при этом, однако, надо учитывать, что выпускник вуза сразу после его окончания не может выполнять работу наравне с опытными специалистами. Необходима детальная проработка методики оценивания качества образования со стороны работодателей.

Как один из путей решения данного вопроса рассматривается создание профессиональных сообществ и аккредитация ими молодых специалистов через определенное время после окончания вуза. В настоящее время начинают активно развиваться центры сертификации квалификаций, деятельность которых (центров) направлена на проверку соответствия выпускника требованиям профессионального стандарта. Предполагается, что присвоение квалификации должно осуществляться по результатам не государственной итоговой аттестации в вузе, а сертификационного экзамена в независимой организации. Следовательно, результаты обучения по программам высшего образования должны быть соотнесены с трудовыми функциями, прописанными в профессиональных стандартах.

Наряду с оценкой качества высшего образования внешними субъектами важна оценка внутренних субъектов - студентов как прямых потребителей образовательных услуг. Но говорить о том, что оценка образования, данная этим субъектом, будет объективной, нельзя по ряду причин. Во-первых, она будет зависеть от качества абитуриентов. Необходимо понимать, что одним из необходимых условий качественного образования является предъявление достаточно высоких требований к будущим студентам («ко входу» - в терминологии документов системы менеджмента качества). Во-вторых, от мотивов поступления в вуз. Например, когда основным мотивом является отсрочка от армии, вопросы качества образования не находятся в фокусе интересов обучаемого. В-третьих, от ожиданий студентов относительно будущей карьеры и заработка. Организации, работающей в сфере услуг, важно помнить о возможном несоответствии воспринимаемого потребителем ка-

чества услуг ожидаемому, т.е. несоответствии реального и желаемого. Если ожидания потребителя не сбываются, он испытывает неудовлетворенность [3].

Изучение вопроса удовлетворенности качеством образовательных услуг является одним из направлений политики в области качества, принятой всем коллективом университета в 2011 г. На протяжении пяти лет проводились социологические опросы, анкетирования, встречи с ректором и проректорами, внутренние проверки структурных подразделений, инспекционные проверки сертифицирующими внешними органами. Новым способом изучения вопроса соответствия о качестве образования стала международная профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Начата работа по формированию студенческого совета по качеству образовательных услуг и определению роли совета в улучшении социально-образовательной среды университета. В 2016 г. вуз готовится принять участие в конкурсе на соискание Поволжской премии в области качества «За высокое качество и конкурентоспособность продукции и услуг -2016», а факультет экономики, управления и сервиса попытается продемонстрировать свои конкурентные преимущества на Всероссийском конкурсе экономических образовательных программ.

Но прежде чем представлять вуз для внешней оценки, важно провести внутреннее маркетинговое исследование, которое позволит получить необходимые данные для анализа и дальнейшего развития вуза. Наиболее оптимальный метод сбора информации на начальном этапе -метод фокус-групп, который позволяет взглянуть на проблему глазами потребителя услуг. Используя результаты работы фокус-группы, можно определить наиболее важные параметры, подлежащие оценке в ходе исследования удовлетворенности качеством услуг. При этом необходимо создание нескольких фокус-групп, в состав которых будут входить представители всех заинтересованных сторон.

По мнению большинства опрошенных в нашем университете студентов, качество образования определяется двумя

основными группами критериев: уровень преподавания и материально-техническая база вуза. Уровень преподавания оценивается по следующим показателям: заинтересованность преподавателя в обучении студентов, умение преподавателя понятно и интересно донести изучаемый материал до студентов, усвоение материала студентами, требовательность преподавателей к студентам, объективность оценки знаний студентов.

Критерии оценки материально-технической базы: оснащенность занятий лабораторным оборудованием, наличие необходимого программного обеспечения, обеспеченность компьютерами, необходимой литературой (учебной, методической) и наглядными материалами, организация питания, температурный режим.

Показателем качества является и удовлетворенность преподавателей. Согласно концепции TQM (Total quality management), лояльность потребителей тесно связана с лояльностью служащих. Именно от сотрудников зависит, насколько они будут придерживаться внедряемых руководством стандартов качества работы. Даже производственные организации зачастую рассматривают удовлетворенность служащих как основной показатель качества работы. В образовании тем более путь к высокому качеству может и должен лежать через лояльность работников образовательной организации. Низкая удовлетворенность преподавателей безусловно сказывается на качестве образования.

Для эффективного управления знаниями, без чего не может быть обеспечено качество образования, необходимо создавать условия для генерации новых знаний, поддерживать определенную корпоративную культуру и обеспечивать мотивацию сотрудников [6]. Российские вузы сегодня поставлены перед необходимостью разработки и утверждения показателей и критериев эффективности деятельности каждого научно-педагогического работника. Результаты его работы должны быть соотнесены с возможностями вуза в моральном и материальном стимулировании. Понимание того, что необходимо сделать, и вознаграждение за образцовое выполнение - вот что может стать одним из способов повышения удовлетворенности университетского работника.

Внутренние и внешние субъекты должны детально определить критерии оценки удовлетворенности качеством образовательных услуг и их относительную важность для каждого из субъектов. Для этого в решении проблемы оценки качества образования должны быть объединены усилия государства, профессионального сообщества, гражданского общества и населения, т.е. должен быть обеспечен баланс государственного, рыночного и общественного контроля. Использование исключительно рыночных механизмов или только государственного контроля не способно обеспечить качественного высшего образования.

•к к к

1. ГОСТ ISO 9000-2011. Межгосударственный стандарт «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». М. : Стандартинформ, 2012. 28 с.

2. Никитина Н.Ш., Валеев М.А., Щеглов П.Е. Управление качеством образования. Системный подход // Системы управления качеством: проектирование, организация, методология : мат-лы Х симпозиума «Квалиметрия человека и образования: методология и практика». Кн. 4 / под науч. ред. д-ра техн. наук, проф. Н.А. Селезневой и д-ра филос. и эконом. наук А.И. Субет-то. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. С. 17-29.

3. Дубинина Э.В., Гильмутдинова Р.А., Закирова З.Р. Удовлетворенность потребителей как показатель качества образовательных услуг в современном вузе // Развитие регионов и предприятий в условиях глобализации : сб. ст. Уфа : Уфимский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015. С. 63-68.

4. Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. URL: obrnad-zor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=5472 (дата обращения 02.02.2016).

5. Качество высшего образования / под ред. М.П. Карпенко. М. : СГУ, 2012. 291 с.

6. Дубинина Э.В., Гильмутдинова Р.А., Закирова З.Р. Развитие менеджмента качества как фактор повышения конкурентоспособности вуза // Казанская наука. 2013. №11. С. 105-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.