Научная статья на тему 'Особенности аудита в отношении оценки качества высшего образования (на примере стандартов оценки специальности «История высшего образования»)'

Особенности аудита в отношении оценки качества высшего образования (на примере стандартов оценки специальности «История высшего образования») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / АУДИТ / HIGHER EDUCATION QUALITY / EDUCATION QUALITY ASSESSMENT / AUDIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Вэй

В целях развития эффективности высшего образования была сформирована специальная организация Центр оценки качества высшего образования при Министерстве КНР. Это независимое юридическое лицо является авторитетной профессиональной организацией оценки по обеспечению и контролю за качеством образования на государственном уровне. В центре семь отделов, включая отдел институциональной оценки, отдел специальной оценки, отдел аккредитации, информационный отдел, отдел подготовки, комплексный отдел и офис (организационный отдел). Центр оценки также берет на себя работу секретариата ассоциации инженерно-образовательной аккредитации, филиала по обеспечению качества при ассоциации высшего образования, совета по обеспечению качества и оценочному исследованию при профессионально-образовательной ассоциации. Центр оценивает вузы по следующим аспектам: самооценка (внутренний аудит), институциональная оценка (внешний аудит), профессиональная аккредитация, регулярный мониторинг состояния базы данных, международная оценка. Автор статьи подробно изложил особенности аудита, который разделяется на пять аспектов: аудит достижения целей подготовки специлистов; аудит соответствия целей и задач работы вузов потребностям социально-экономического развития страны и ее регионов; аудит эффективности обеспечения профессорско-преподавательского состава и образовательных ресурсов; аудит эффективности действия системы обеспечения качества высшего образования; аудит удовлетворенности обучающихся и работодателей. Также автор приводит примеры стандартов оценки специальности «История высшего образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF AUDITING THE QUALITY OF HIGHER EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF EVALUATION STANDARDS OF THE SPECIALTY “HISTORY OF HIGHER EDUCATION”)

A special organization Center for Assessment of Quality of Higher Education was formed under the Ministry of the PRC with the goal of improvement of higher education efficiency. This independent legal entity is an authoritative professional organization of assessment for provision and control of the quality of education on the government level. The Center comprises seven departments including the department of institutional assessment, department of special assessment, accreditation department, information department, department of preparation, complex department and the office (organization department). The Center also performs the function of the secretariat of the engineering education association, branch for ensuring quality under the higher education association, council on ensuring quality and assessment research under the professional education association. The Center evaluates higher education institutions in the following aspects: self-assessment (internal auditing), institutional assessment (external auditing), professional accreditation, regular monitoring the state of data base and international assessment. The author of the article describes the peculiarities of auditing in detail and divides it into five aspects: auditing the achievement of the aims of training specialists; auditing of the correspondence between the aims and tasks of the institution activity and the needs of socio-economic development of the country and its regions; auditing the efficiency of provision of the academic staff and education resources; auditing the efficiency of the system of ensuring quality of higher education; auditing satisfaction of the students and employers. The author also gives examples of the standards for assessment of the specialty “History of Higher Education”.

Текст научной работы на тему «Особенности аудита в отношении оценки качества высшего образования (на примере стандартов оценки специальности «История высшего образования»)»

УДК 378.1(510) ББК Ч448.4(5Кит)

ГСНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.08

Чжан Вэй,

доцент, факультет русского языка, Цзилиньский институт иностранных языков «Хуацяо»; 130117, Китай, провинция

Цзилинь, г. Чанчунь, ул. Цзин Юэ, 3658; e-mail: 18222319@qq.com.

ОСОБЕННОСТИ АУДИТА В ОТНОШЕНИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТАНДАРТОВ ОЦЕНКИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: качество высшего образования; оценка качества образования; аудит.

АННОТАЦИЯ. В целях развития эффективности высшего образования была сформирована специальная организация - Центр оценки качества высшего образования при Министерстве КНР. Это независимое юридическое лицо является авторитетной профессиональной организацией оценки по обеспечению и контролю за качеством образования на государственном уровне. В центре семь отделов, включая отдел институциональной оценки, отдел специальной оценки, отдел аккредитации, информационный отдел, отдел подготовки, комплексный отдел и офис (организационный отдел). Центр оценки также берет на себя работу секретариата ассоциации инженерно-образовательной аккредитации, филиала по обеспечению качества при ассоциации высшего образования, совета по обеспечению качества и оценочному исследованию при профессионально-образовательной ассоциации. Центр оценивает вузы по следующим аспектам: самооценка (внутренний аудит), институциональная оценка (внешний аудит), профессиональная аккредитация, регулярный мониторинг состояния базы данных, международная оценка. Автор статьи подробно изложил особенности аудита, который разделяется на пять аспектов: аудит достижения целей подготовки специлистов; аудит соответствия целей и задач работы вузов потребностям социально-экономического развития страны и ее регионов; аудит эффективности обеспечения профессорско-преподавательского состава и образовательных ресурсов; аудит эффективности действия системы обеспечения качества высшего образования; аудит удовлетворенности обучающихся и работодателей. Также автор приводит примеры стандартов оценки специальности «История высшего образования».

Zhang Wei,

Associate Professor, Faculty of the Russian Language, Jilin Huaqiao Foreign Languages Institute, Changchun, China.

SPECIFIC FEATURES OF AUDITING THE QUALITY OF HIGHER EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF EVALUATION STANDARDS OF THE SPECIALTY "HISTORY OF HIGHER EDUCATION")

KEYWORDS: higher education quality; education quality assessment; audit.

ABSTRACT. A special organization - Center for Assessment of Quality of Higher Education - was formed under the Ministry of the PRC with the goal of improvement of higher education efficiency. This independent legal entity is an authoritative professional organization of assessment for provision and control of the quality of education on the government level. The Center comprises seven departments including the department of institutional assessment, department of special assessment, accreditation department, information department, department of preparation, complex department and the office (organization department). The Center also performs the function of the secretariat of the engineering education association, branch for ensuring quality under the higher education association, council on ensuring quality and assessment research under the professional education association. The Center evaluates higher education institutions in the following aspects: self-assessment (internal auditing), institutional assessment (external auditing), professional accreditation, regular monitoring the state of data base and international assessment. The author of the article describes the peculiarities of auditing in detail and divides it into five aspects: auditing the achievement of the aims of training specialists; auditing of the correspondence between the aims and tasks of the institution activity and the needs of socio-economic development of the country and its regions; auditing the efficiency of provision of the academic staff and education resources; auditing the efficiency of the system of ensuring quality of higher education; auditing satisfaction of the students and employers. The author also gives examples of the standards for assessment of the specialty "History of Higher Education".

На

■а сегодняшний день высшее обра-_з ование уже стало ключевым фактором конкурентоспособности страны. Повышение качества является глобальной темой развития высшего образования. На этом фоне китайское высшее образование нашло один диверсифицированный и поливариантный путь обеспечения качества. Была сформирована специальная органи-

зация обеспечения качества высшего образования - Центр оценки качества высшего образования при Министерстве КНР.

I. О Центре оценки качества образования Министерства образования Китая.

Центр оценки качества образования Министерства образования был создан в августе 2004 г. как независимое юридическое лицо. Он является подведомствен-

Статья опубликована в рамках проекта Минобрнауки России ФЦП «Русский язык» № 16.W16.25.0007

© Чжан Вэй, 2016

ным бюджетным учреждением Минобразования. Центр оценки является авторитетной профессиональной организацией оценки по обеспечению и контролю за качеством образования на государственном уровне. В центре семь отделов, включая отдел институциональной оценки, отдел специальной оценки, отдел аккредитации, информационный отдел, отдел подготовки, комплексный отдел и офис (организационный отдел). Центр оценки также берет на себя работу секретариата ассоциации инженерно-образовательной аккредитации, филиала по обеспечению качества при ассоциации высшего образования, совета по обеспечению качества и оценочному исследованию при профессионально-образовательной ассоциации.

Пять аспектов оценки Центра:

В октябре 2011 г. Минобразованием КНР было опубликовано «Положение об оценке образования бакалавриата в вузах», в котром была высказана мысль о том, что необходимо создавать систему оцеки образования, соответствующую современной системе высшего образования с китайской спецификой. Система оценки включает пять аспектов: самооценка вуза, институциональная оценка (то есть внешняя оценка), прфессиональная аккредитация и оценка, регулярный мониторинг состояния базы данных и международная оценка, кроме этого осуществляется метаоценка со стороны правительства, вузов, заинтересованных организаций и общества.

Самооценка (внутренний аудит) - вузы по образовательным стандартам центра оценки создают внутреннюю систему обеспечения качества и проводят самооценку. Отчет о самообследовании вуза изучается внешними экспертами.

Институциональная оценка - внешний аудит. Это организованная правительством классификационная оценка вузов, в том числе оценка пригодности (эффективности вуза). В целях осуществления рациональной ориентации вузов и содействия развитию вузов со своей спецификой.

Профессиональная аккредитация и выставление оценки производится специальными организациями и профессиональным

сообществом. В целях расширения участия профессиональных сообществ в образовательных программах осуществляется подготовка кадров, соответствующая потребностям общества.

Проводится регулярный мониторинг состояния базы данных - осуществления регулярного мониторинга качества образования вузов с использованием информации базы данных и представление этого анализа и отчета оценки контроля качества.

Для получения международной оценки центр или вузы приглашают международных экспертов или организации. Оценка проводится по международным стандартам и процедурам в целях стимулирования создания специальностей и вузов высокого мирового уровня.

II. Особенности аудита в качестве одной формы внешней оценки вузов в Китае.

Внешняя оценка вузов разделяется на оценку пригодности и аудит, осуществляется классификационная оценка и классификационное руководство.

Аудит, направленный на 700 вузов, которые приняли участие в оценке и прошли оценку, начался в 2014 г. и представлял несколько этапов: аудит соответствия вуза образовательным стандартам, цели подготовки специалистов потребностям развития экономики и общества в регионах и государстве; аудит степени гарантий преподавателями и образовательными ресурсами, аудит эффективности образования; аудит удовлетворенности качеством образования среди студентов и работодателей.

Аудит разделяется на пять аспектов: аудит достижения целей подготовки специалистов; аудит соответствия целей и задач работы вузов потребностям социально-экономического развития страны и ее регионов; аудит эффективности обеспечения профессорско-преподавательского состава и образовательных ресурсов; аудит эффективности действия системы обеспечения качества высшего образования; аудит удовлетворенности обучающихся и работодателей.

Теперь мы разбираемся в особенностях аудита на примере стандартов оценки специальности «История высшего образования» (таблица 1).

Таблица 1

Стандарты оценки специальности «История высшего образования»

Группы стандартов Показатели (всего 30 ) Аспекты аудита

Обучающиеся 1.1 Разработаны и реализованы актуальные, общедоступные для всех обучающихся программы и процедуры, устанавливающие порядок управления набором, переходом на следующий курс или в другой вуз, обменом и выпуском из вуза (окончанием обучения в вузе). Аудит удовлетворенности обучающихся и работодателей

1.2 Разработаны и реализованы универсальные, подходящие для всех обучающихся меры, такие как: руководство обучением, планирование выбора профессий, руководство трудоустройством, психологическое воспитание. Проведенная работа отражена в соответствующих документах.

1.3 Регулярно проводятся опросы по определению уровня удовлетворенности обучающихся и работодателей. Осуществление отслеживания и оценки проявления способностей учащихся в процессе обучения и на работе, реализована процессуальная оценка в целях обеспечения учащимися достижения требований к результатам освоения образовательной программы.

Цель подготовки 2.1 Установлена публичная цель подготовки обучающихся, соответствующая ориентации вуза, потребностям работодателей и развитию экономики и общества. Аудит достижения цели подготовки

2.2 Разработан механизм регулярной оценки цели подготовки, согласно результатам оценки при участии работодателей цель перерабатывается и обновляется

Требования к результатам освоения образовательной программы 3.0 Разработаны определенные, открытые и обеспечивающие достижение цели подготовки требования к результатам освоения образовательной программы, в систему которых входят: Аудит соответствия специальности потребностям общества

3.1 Способность применять естественнонаучные, гуманитарно-социальные науки, базовые знания по специальности для решения исторических проблем, толерантно воспринимать национальные, религиозные и культурные различия.

3.2 Способность применять исторические базовые знания и методы при критике и анализе исторических явлений в социальном процессе, способность понимать место и роль человека в политической организации общества и историческом процессе.

3.3 Способность к самоорганизации, самообразованию и кооперации с коллегами, работе в коллективе. Способность играть важную роль в качестве участника или ответственного лица в рабочих коллективах по данной дисциплине, междисциплине и межкультуре.

3.4 Способность к анализу и исследованию социально-исторических проблем путем историко-исследовательских методов, способность делать логичные выводы путем обобщения информации.

3.5 Способность выбирать и применять современные информационные технологии и методы исторических исследований для выполнения профессиональной деятельности

3.6 Способность овладеть исторической и гуманитарной компетентностью, научным духом и чувством ответственности общества, способность понимать и соблюдать нормы профессиональной этики на практике.

3.7 Способность к коммуникации в устной и письменной формах на китайском и иностранном языках для распространения в обществе исторической культуры и знаний, для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.

3.8 Способность к развитию критического и творческого передового опыта по специальности, способность проводить передовые (для уровня высшего образования доктора: оригинальные) исторические, теоретические и практические исследования.

3.9 Способность системно и творчески разрешать сложные исторические задачи, выносить рациональные суждения в случае недостатка информации; способность к грамотному общению с профессионалами и непрофессионалами (для уровня высшего образования доктора необходимо овладеть творческим методом, способностью выносить разумные суждения и эффективно общаться).

3.10 Способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и быть готовым нести за себя (за них) ответственность.

Непрерывное совершенствование образовательного процесса 4.1 Установлена внутренняя система обеспечения качества, регулярное осуществление внутренней и внешней оценки с использованием информационных технологий и предоставление полученных результатов. Разработаны четкие требования к качеству обучения на основных этапах образовательного процесса. Путем мониторинга и оценки качества условий реализации учебного процесса осуществляется стимулирование достижения требования к результатам освоения образовательной программы. Аудит эффективности обеспечения качества образования

4.2 Разработан механизм отслеживания информации о выпускниках и взаимодействия с ними, механизм социальной оценки с участием работодателей, регулярная оценка достижения цели подготовки.

4.3 Создана база данных оценки обучающихся, преподавателей, дисциплин и развития специальности, регулярное получение оценочной информации для проведения сопоставления данных. Результаты оценки используются в качестве инструмента непрерывного улучшения специальности.

Система дисциплин 5.0 Разработана система дисциплин, обеспечивающая достижение требований к результатам освоения образовательной программы, проектирование системы дисциплин с участием работодателей, в систему входят: Аудит эффективности обеспечения образовательных условий

5.1 Общепрофессиональные дисциплины соответствуют государственным стандартам качества образования и требованиям к результатам освоения образовательной программы, способность использовать основы экономических, правовых знаний и знаний этики в различных сферах жизнедеятельности.

5.2 Разработаны базовые и факультативные дисциплины по специальности, соответствующей стандарту качества образования и требованиям к результатам освоения программы. Базовые дисциплины должны обеспечить обучающимся возможность освоения знаний, умений и навыков. Специальные дисциплины должны обеспечить подготовленность и способность к анализу, исследованию, проектированию и реализации исторических явлений и проблем.

5.3 Соответствие практик и выполнения выпускной квалификационной работы стандартам качества образования и требованиям к результатам освоения программы. Разработана оптимальная система прохождения практики, проведена работа по взаимодействию вуза с организациями, предприятиями и учреждениями для осуществления проектирования учебных дисциплин, программ практики, готовности и способности обучающихся к практике и творчеству. Тематики выпускных квалификационных работ соответствуют передовому научному опыту в профессиональной сфере, с учетом действительности экономического и социального развития, в целях формирования у обучающихся исторического сознания, духа сотрудничества и способности применять полученные знания для решения исторических проблем. Руководство и проверка выпускной квалификационной работы проводится с участием специалистов профильных организаций, предприятий и учреждений.

Профессор- ско-преподавательский состав 6.1 Количество, структура, умения преподавания, квалификационный уровень, профессиональная компетентность и умения преподавательского состава соответствуют стандартам качества образования, удовлетворяют потребность преподавания и обеспечивают достижение требований к результатам освоения программы. Специалисты профильных организаций, предприятий и учреждений работают в качестве преподавателей -совместителей.

6.2 Преподаватель вкладывает достаточно времени и сил в обучение, руководство выбором профессий и трудоустройства обучающихся, принимает активное участие в научных исследованиях и учебных реформах.

6.3 Преподаватель четко понимает свою ответственность и вклад в улучшение качества образования и достижение требований к результатам освоения программы обучающимся, непрерывно улучшает работу с использованием системы обратной связи, в процессе взаимодействия со студентами.

Ресурсное обеспечение вузом образовательно-го процесса 7.1 Материально-техническое обеспечение, инфраструктура и библио-течно-информационные ресурсы вуза по количеству и функциям могут в полной мере обеспечить потребности обучающихся, обеспечивать учебную и научно-исследовательскую работу преподавателей. Разработан эффективный механизм управления, обновления и совместного использования ресурсов в целях удобного использования обучающимися.

7.2 Разработан механизм сотрудничества вуза с профильными организациями, предприятиями и учреждениями, совместно созданы базы практики и площадки творческой деятельности, обучающимся предоставляется возможность принимать участие в специальной практической и творческой деятельности.

7.3 Разработана система стимулирования и контроля за качеством образования для повышения эффективности работы профессорско-преподавательского состава на основе регулярного предоставления преподавателям возможности повышения квалификации, в том числе руководство и подготовка молодых преподавателей.

7.4 Образовательная деятельность обеспечена финансами, учебные управления и услуги отвечают нормам и обеспечивают достижение требований к результатам освоения программы.

Примечание: показатели 3.8, 3.9, 3.10 пригодны для уровня высшего образования магистра.

Критерии оценивания и выводы оценки специальности

История высшего образования

I. О показателях

В данном проекте имеется 7 стандартов и 30 показателей.

II. Критерии оценивания и выводы оценки

В данном проекте выводы оценки включают в себя два вида: вывод оценки пригодности и вывод аудита. Вывод оценки пригодности разделяется на «прошли оценку, срок действия 6 лет», «условно прошли оценку, срок действия 6 лет», «не прошли оценку». Результаты аудита подразделяются на: «трехзвездочный» (удовлетворительно), «четырехзвездочный» (хорошо) и «пятизвездочный» (отлично).

В первую очередь эксперты индивидуально проводят оценку по 30 показателям, делают 3 вывода: «совершенное соответствие (5 баллов)», «частичное соответствие (4-2 балла)» и «несоответствие (1 балл)»; экспертная группа на основе индивидуальной оценки экспертов согласно типам требований делает выводы, предлагает рекомендации и готовит отчет по результатам проверки.

ъ Оценка пригодности

За 30 показателей максимально в сумме 150 баллов, согласно суммированию баллов экспертов по каждому показателю делается вывод специальной оценки.

1. Критерии оценивания и выводы оценки по индивидуальным показателям экспертов

© прошли оценку, срок действия 6 лет:

за 30 показателей > 90 баллов.

@ условно прошли оценку, срок действия 6 лет: за 30 показателей > 60 < 90 баллов.

® не прошли оценку: за 30 показателей < 60 баллов.

2. Критерии оценивания и выводы оценки экспертной группы

Экспертная группа на основе обобщения индивидуальных выводов экспертов делает выводы голосованием. Выводы, получившие выше двух третей (2\3) голосов, будут приняты группой.

Специальность по результатам «прошли оценку» и «условно прошли оценку» имеет возможность принять участие в аудите.

и. Аудит

Согласно пяти аспектам аудита: «аудит достижения цели подготовки» в соответствии с 2 показателями (10 баллов), «аудит соответствия специальности потребностям общества» в соответствии с 11 показателями (55 баллов), «аудит удовлетворенности обучающихся и работодателей» в соответствии с 3 показателями (15 баллов), «аудит эффективности обеспечения образовательных условий» в соответствии с 11 показателями (55 баллов) и «аудит эффективности обеспечения качества образования» в соответствии с 3 показателями (15 баллов).

1. В результате аудита эксперты делают выводы в соответствии с набранными в сумме баллами (таблица 2).

Таблица 2

Система оценивания аудита

Аудит достижения цели подготовки (10 бал.) Аудит соответствия специальности потребностям общества (55 бал.) Аудит эффективности обеспечения качества образования (15 бал.) Аудит эффективности обеспечения образовательных условий (55 бал.) Аудит удовлетворенности обучающихся и работодателей (15 бал.)

"пятизвездочный" 9-10 бал. 45-55 бал. 13-15 бал. 45-55 бал. 13-15 бал.

"четырехзвездочный" 7-8бал. 41-44 бал. 11-12 бал. 41-44 бал. 11-12 бал.

"трехзвездочный" 6 бал. 33-40 бал. 9-10 бал. 33-40 бал. 9-10 бал.

2. Критерии оценивания и выво- индивидуальных выводов экспертов делает вы-

ды оценки экспертной группы воды голосованием. Выводы, получившие выше

Экспертная группа на основе обобщения двух третей (2\з) голосов будут приняты группой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа по направлению «История» в вузах Китая.

2. Центр оценки качества высшего образования Минообразования Китая. URL: http: //www.pgzx.edu.cn/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Programma po napravleniju Istorija v vuzah Kitaja.

2. Centr ocenki kachestva vysshego obrazovanija Minoobrazovanija Kitaja. URL: http://www.pgzx.edu.cn/.

Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. А. П. Чудинов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.