Научная статья на тему 'Выдержки из выступлений некоторых участников форума'

Выдержки из выступлений некоторых участников форума Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выдержки из выступлений некоторых участников форума»

Выдержки из выступлений некоторых участников форума

Валентина Ивановна Матвиенко, председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Есть люди, чье политическое, интеллектуальное, духовное наследие с течением времени не только не забывается, но становится все более актуальным. Так происходит, потому что дела, идеи, мысли этих людей помогают нам лучше понимать ход событий, находить верные решения вопросов, которые постоянно ставит жизнь. Евгений Максимович Примаков, безусловно, принадлежит к плеяде именно таких востребованных эпохой личностей. Принадлежит как политик, как государственный и политический деятель, как ученый, как истинный патриот Отечества, непоколебимый поборник его интересов...

Евгений Максимович оставил поистине необъятное наследие. Это целый пласт идей и творческих разработок во многих областях политики, экономики, международных отношений. Известно, что главным критерием оценки истинности и ценности любых идей является возможность их практического применения. Мы можем с уверенностью сказать, что большинство предложений Евгения Максимовича были востребованы, более того, не утратили актуальности и в наши дни. Значителен его вклад в разработку глобальной теории многополярности современного мира. Эволюция системы международных отношений на стыке ХХ и XXI веков полностью подтвердила точность его оценок и предвидений. Евгений Максимович нередко иллюстрировал свои теоретические построения простыми, но очень выразительными и доходчивыми примерами. Так он говорил: «Если нынешний мир является монополярным, объясните мне, почему США, ко-

торые в одиночку решили начать войну в Ираке, просят теперь помощи у других государств, чтобы противостоять создавшейся ситуации. Значит, они не создают единственного полюса, вокруг которого должен вращаться весь остальной мир».

Прозорливость и глубокое знание арабского мира хорошо видны в его характеристике развития ситуации на Ближнем Востоке. Он предупреждал, что главная опасность для всех — это активизация, пожалуй, самой радикальной в нынешних условиях террористической организации ИГИЛ. Ныне метастазы этой черной силы появились на всей планете...

Другой важной гранью обширного международного опыта Евгения Максимовича было его умение поддерживать контакты, вести переговоры с партнерами даже в самых сложных и нестандартных ситуациях. Он специально подчеркивал, что в настоящее время особенно важна неформальная дипломатия, в том числе на уровне российского, американского и европейского бизнеса, заинтересованного не в разрушении, а в созидании, в развитии в первую очередь экономического сотрудничества. Эта мысль Евгения Максимовича особенно актуальна в нынешних условиях, когда западные партнеры встали на путь откровенной конфронтации с Россией.

Масштаб его личности настолько значителен, что сегодня мы по праву говорим о нем не только как о выдающемся дипломате, политике, экономисте, но и о талантливом, энергичном, решительном организаторе и руководителе. Именно на его плечи выпала миссия сформировать и возглавить Правительство России в крайне трудный период после дефолта 1998 года. У нас в России часто любят говорить и действовать по принципу «нет пророка в своем Отечестве». Видимо, им руководствовались обличенные властью люди, которые в первой половине 90-х годов пригласили несколько десятков иноземных консультантов. Рекомендации этих пророков практически моментально облекались в форму правительственных постановлений. Результаты их целенаправленной работы уже через несколько лет привели страну на грань катастрофы и распада. Ситуация в экономике была поистине критическая. Страна столкнулась с обвальным ослаблением курса рубля, резким ростом инфляции, падением доходов, обнищанием нашего населения, падением ВВП. Вот в такой обстановке на пост главы правительства был утвержден Евгений Максимович Примаков. Правительству Примакова удалось совершить, казалось, невозможное — всего за несколько месяцев добиться экономической, политический и социальной стабилизации. Настоящий преданный России пророк был, оказывается, совсем рядом. Огромная заслуга Евгения Максимовича в том, что все меры, которые предпринимались в то время, были прагматичны и направлены на скорейшее преодоление кризиса. Можно сказать, что в те драматические месяцы он не только глубоко понимал, но и кожей чувствовал, что происходит и что нужно делать. Драматическое упование на невидимую руку рынка осталось в прошлом, а важнейшим условием оздоровле-

ния экономики стало усиление организующей роли государства в обеспечении устойчивого социально-экономического развития.

Особое внимание придавалось мерам социальной поддержки, была ликвидирована многомесячная задолженность перед бюджетниками, военными, пенсионерами, проведена индексация пенсий, возвращены все долги, введено госрегулирование цен на лекарства..

В результате вопреки тогдашним прогнозам Международного валютного фонда в 2000 году инфляция сократилась в четыре раза, а экономический рост составил 10 %. Именно в тот период, когда во главе исполнительной власти стоял Евгений Максимович Примаков, удалось вывести страну из тяжелого финансового кризиса, заложить первые основы для длительного (с 1999 по 2008 год) периода ускоренного экономического роста.

Хотелось бы отдельно напомнить об одном из последних выступлений Евгения Максимовича — о докладе на заседании «Меркурий-клуба» 13 января 2015 года. В нем дана очень аргументированная и четкая оценка современной ситуации в экономике. В частности, говорилось о том, что не стоит ожидать скорых внешнеэкономических сдвигов, благоприятствующих нашей стране, не стоит ожидать быстрой отмены санкций, повышения мировых цен на нефть. Подчеркивалось, что финансовая консолидация должна служить экономическому росту, однако, как показывает практика, пока этого не происходит, так как не обеспечено кредитование реального сектора экономики, не проведены структурные реформы в экономике и так далее. В этих условиях первоочередной задачей Евгений Максимович считал диверсификацию экономики, поворот от ее сырьевой направленности к развитию обрабатывающей, наукоемкой промышленности. Он высказывал обеспокоенность неготовностью исполнительной власти предложить обоснованный проект разворота страны к диверсификации экономики и ее росту на этой основе. Это говорилось почти два года назад. Время показало правоту таких оценок. Не секрет, что, к сожалению, прогноз социально-экономического развития, бюджетная политика были выстроены на иных предположениях, которые часто не совпадали с реальностью. Только благодаря настойчивости Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в министерствах, ведомствах были разработаны антикризисные планы, программы импортозамещения. Их начавшаяся реализация позволила, как недавно отметил президент, стабилизировать России экономику, а в ряде секторов, например, в сельском хозяйстве, обозначить устойчивый рост. Евгений Максимович твердо отстаивал принципы бюджетного федерализма и обоснованные экономические интересы субъекта федерации. Неоднократно в своих выступлениях и статьях он высказывался за повышение финансовой самостоятельности регионов и создания условий для их полноценного развития, за преодоление существующих социальных и экономических диспропорций между ними.

Ламберто Дини, экс-председатель совета министров, экс-министр иностранных дел Итальянской Республики

С уходом из жизни господина Примакова Россия потеряла выдающегося дипломата и лидера, которого уважают и которым восхищаются в разных странах мира. В начале 1996 года мы пришли к власти одновременно. Я был в должности министра иностранных дел во времена работы господина Примакова и позднее. Очень многие начали ценить его глубокую веру в мир и порядок без войн, в конструкцию, в которой Россия должна быть основным игроком совместно с США. Действительно как министр иностранных дел и позднее как премьер-министр России господин Примаков вел такую деятельность, которая, с одной стороны, была связана с защитой интересов безопасности России и работой без международных конфликтов. По его мнению, конец «холодной войны» и эра глобальной конфронтации приведет к тому, что координация политических действий может привести к тому, что любая страна может принять образ действий, которые не будут предусматривать обращение к военным действиям.

Конечно, поскольку будущее зависит только от действий всех сторон, он знал, что могут создаваться какие-то предпосылки для напряженности и кризисов при отсутствии такого баланса. Поэтому императивом для каждого игрока является понимание тех причин, которые движут другими сторонами. В текущей ситуации этот важный принцип, к сожалению, зачастую игнорируется.

Примаков предпринимал попытки приблизить Россию к Европе и НАТО. В 1997 году был подписан первый акт о России и НАТО, где было объявлено о готовности России к инклюзивному и длительному миру в Атлантической зоне. Российские войска в Боснии и Косово находились вместе с войсками НАТО. Во времена этого политического сотрудничества в 2002 году был создан совет России и НАТО, консультативный орган, где можно было обсуждать проблемы.

В тот момент цель заключалась в том, чтобы двигаться в сторону атлантического стратегического союза и партнерства. Но эти полезные примеры сотрудничества были на самом деле разрушены по причине расширения НАТО. Россия исходила из предположения, что те заверения, которые были даны президентом Джорджем Бушем Михаилу Горбачеву по нерасширению НАТО на Восток, будут соблюдены. Россия, исходя из этого, согласилась вывести свои войска из Восточной Германии в 1989 году. Однако неуважение этого обязательства оказалось основным стратегическим выбором США. В результате появилась большая напряженность во взаимоотношениях. Я помню, что господин Примаков подчеркивал в переговорах с Мадлен Олбрайт неоднократно, что расширение НАТО на бывшие советские республики будет означать переход через красную линию. Уже в 1998 году госсекретарь Кондолиза Райс не скрывала тот факт, что цель США заключалась в том, чтобы Украина и Грузия вступили в НАТО, тем

самым сократив геополитическое влияние России. Эта цель была официально подтверждена США в Бухаресте во время встречи стран НАТО в 2008 году. Перспектива вступления Грузии, страны, где родились Сталин и Шеварднадзе, привела к тому, что Россия среагировала весьма активно на это и в ответ на действия Михаила Саакашвили. Это убедило США в том, чтобы их членство в НАТО отложили, если вообще не забыли об этом. Сегодня напряженность между двумя странами, возможно, достигла самого высокого уровня со времен 1998 года. Помимо экономических санкций США, президент Обама и европейские страны, особенно Ангела Меркель, хотели навязать России санкции по причине ситуации в Украине, также временно отменить членство России в разных организациях.

На Россию необходимо взирать как на равного партнера. Мне представляется, президент США господин Обама совершил серьезную стратегическую ошибку, называя Россию региональной державой с неразвитой или малоразвитой экономикой, безусловно, приведя к неблагоприятным последствиям в российско-американских и российско-западных отношениях. Очевидно, что подобные воззрения, в особенности после неудачных кампаний в Ираке и Афганистане наряду с подобными недальновидными политическими маневрами, привели к общему возрастанию напряженности в международной обстановке.

Президент Путин недавно говорил о том, что Россия готова к конструктивному сотрудничеству с США, готова к восстановлению и нормализации этих отношений. Путь этот не будет простым, однако Россия к нему готова. Следует сказать, что у новоизбранного президента США господина Трампа есть уникальная, неповторимая возможность восстановить эти отношения, в том числе признав результаты референдума в Крыму, а также сотрудничая с Россией в борьбе с международным терроризмом, сотрудничая в Сирии. Это возможно и необходимо с точки зрения возобновления международного сотрудничества. Важно, чтобы обе стороны в этом процессе достигали прогресса в отдельных областях, по отдельным вопросам, постепенно нормализуя эти отношения путем переговоров. Я положительно верю, что Евгений Примаков благословил бы подобные усилия и инициативы.

Сергей Викторович Лавров, министр иностранных дел Российской Федерации

.Хотел бы отметить присутствующих здесь видных деятелей мировой дипломатии, которые хорошо знали и дружили с Евгением Максимовичем, как Ламберто Дини, Хавьер Солана, Амр Муса. Я уверен, что они, как и все, кто общался с Евгением Максимовичем, могут подтвердить, он четко и последовательно отстаивал национальные интересы и при этом был надежным партнером, вызывал искреннее уважение, которое со временем становилось глубже и крепче.

Я хотел бы сейчас сосредоточиться на дипломатическом наследии Евгения Максимовича прежде всего в то время, когда он возглавлял внешнеполитическое ведомство. Приход Примакова на Смоленскую площадь в начале 1996 года совпал с периодом, когда наша страна сталкивалась с целым рядом серьезнейших внутренних и внешних вызовов. Многим казалось, что после слома биполярной системы настал конец истории, как заявил Френсис Фукуяма, что миром будет управлять привилегированный клуб избранных, а Россия, утратившая часть своего потенциала в результате распада СССР, больше не сможет играть присущую ей активную роль в международных делах, будет обречена на положение вечного ведомого. Евгений Максимович был в числе немногих, кто смог тогда заглянуть за горизонт, спрогнозировать вектор мирового развития на десятилетие вперед. Опираясь на энциклопедические знания, блестящие аналитические способности, богатейший опыт работы в науке и разведке, он убедительно доказал бесперспективность попыток сколотить однополярную модель мироустройства, неспособность одного или нескольких государств, пусть даже самых сильных и влиятельных, эффективно решать многочисленные проблемы современности. Он внес неоценимый, я бы сказал, решающий вклад в выработку и продвижение концепции многополярности. В те годы эта теория многим представлялась утопической, умозрительной. Но сегодня, когда продолжается и даже ускоряется перераспределение глобального баланса сил, укрепляются новые влиятельные игроки, отчетливо проявляется культурно-цивилизационное многообразие современного мира, объективный характер тенденции формирования полицентричной глобальной архитектуры признается большинством серьезных политиков и экспертов.

Евгений Максимович прекрасно понимал, что переживаемые страной трудности преодолимы, а многовековая история, уникальное геостратегическое положение в совокупности со значительным военно-политическим, экономическим, культурным и, главное, человеческим потенциалом России исключают для нее роль периферийного второсортного государства.

Особое внимание он уделял СНГ, наращиванию взаимодействия в его рамках в различных форматах. По сути, он сформулировал доктрину раз-носкоростной интеграции на постсоветском пространстве, доктрину, которая подразумевает, в том числе, формирование ядра из тех стран, которые готовы к более продвинутому уровню интеграционного сотрудничества. Первым шагом на этом пути стал договор об образовании сообщества России и Белоруссии, 20-летие которого мы отмечаем в нынешнем году. Впоследствии такая работа на этом фундаменте продолжилась уже в рамках Таможенного союза, а сегодня развивается и расширяется по линии Евразийского экономического союза.

Евгений Максимович очень тяжело переживал украинский кризис, спровоцированный антиконституционным государственным переворотом, который осуществили с помощью вооруженных экстремистов. Основные

идеи, которые он тогда высказал в «Меркурий-клубе» в 2015 году, вошли в согласованный президентами Нормандской четверки документ под названием «Минский комплекс мер по урегулированию украинского кризиса».

Он лучше других понимал всю опасность прожектов по демократизации Ближнего Востока и Северной Африки, начало которым было положено еще в конце 90-х годов. Плоды этой близорукой, абсолютно не просчитанной социальной инженерии ближневосточный регион и мир в целом пожинают по сей день. Евгений Максимович, как никто другой, понимал те угрозы, которые несет за собой раскол в мусульманском мире, угрозы, которые несут попытки использовать противоречия между суннитами и шиитами для геополитической инженерии, продвижение извне чуждых народам этого региона проектов, которые задумывались и осуществлялись в интересах государств, расположенных далеко от Ближнего Востока.

Неоднократно приходилось говорить, что Примаков никогда не являлся апологетом изоляционизма или конфронтации. Ламберто Дини говорил сегодня о том, что он интересы отстаивал твердо, но без каких-либо обострений отношений с партнерами. Упоминавшийся уже сегодня не раз разворот над Атлантикой был напоминанием о бесперспективности попыток разговаривать с Россией на языке ультиматумов. Это был сигнал о необходимости уважать международное право, соблюдать основополагающие нормы и даже манеры межгосударственного общения. Сегодня именно на такой основе, на принципах равноправия, взаимного уважения интересов, невмешательства во внутренние дела предлагает выстраивать российско-американский диалог и Президент России Владимир Владимирович Путин.

Сергей Евгеньевич Нарышкин, директор Службы внешней разведки

Евгений Максимович Примаков пришел в разведку в период смены исторических эпох. Тогда осенью 1991 года сложные процессы происходили не только в политической сфере, сфере общественных отношений, но и в умах наших граждан. Шла ломка сознания, которая, конечно, не могла не затронуть такую сферу государственной деятельности, как разведка.

Благосклонность судьбы выразилась в том, что на новый курс внешнюю разведку выводил мудрый и прозорливый руководитель, политик, ученый, академик — Евгений Максимович Примаков. Сам Евгений Максимович всегда подавал пример подчиненным, служил образцом готовности к творческой дискуссии. Многие из его оценок, высказанных при представлении докладов службы внешней разведки руководству страны, сохранили свою актуальность и до сих пор. Сегодня уже говорилось о том, что одной из центральных тем для него являлась тема многополярности. Да, действительно, еще сравнительно недавно крупные зарубежные мыслители полагали, что однополярный мир незыблем и практичес-

ки вечен, однако сейчас мы видим, как на авансцену мировой политики вновь возвращаются суверенные государства, которые руководствуются в первую очередь своими собственными национальными интересами. Не вызывает сомнения неизбежность дальнейшего сближения государств и народов, в том числе и в решении общих мировых проблем. Однако активные, особенно в последнее время, попытки так называемой навязчивой глобализации, стремления западных элит унифицировать не только науку и технологию, производство и сбыт товаров, но также и общественные институты, образ жизни, культуру, духовную сферу весьма многоликой человеческой цивилизации столкнулись с естественным сопротивлением со стороны многих стран. Народы ответили на это отстаиванием традиционных ценностей, включая национальную идентичность, уважение к отечественной истории, к обычаям и верованиям своих предков. Это отчетливо проявилось, в частности, в последних президентских выборах в США, где вопросы соотношения глобализации и национальной самоидентификации оказались в эпицентре политической компании. При этом победа досталась сторонникам бережного отношения к собственным традициям, образу жизни, к тому, что когда-то называлось американской мечтой.

Многополярность не предполагает возврата к конфронтации на международной арене. Однако старое никогда не уступает место новому без борьбы, в связи с чем мы сейчас наблюдаем ряд негативных тенденций с чрезвычайно серьезными угрозами миру и всеобщей безопасности. Распространенным инструментом внешней политики становятся коллективные и односторонние санкции, применяемые в обход Совета безопасности ООН. Первостепенное значение придается и финансовому оружию, которое применяется так часто, что возникает вопрос: «Как долго это испытание выдержит мировая финансовая система и останется ли она в целостном состоянии?» При этом экстерриториальное применение некоторыми членами международного сообщества своего национального законодательства для обеспечения рестрикции оказывает неизбирательное, негативное воздействие на различные звенья мировой экономики. Происходящая в последние десятилетие эрозия международного права опасно приблизилась к рубежу необратимости. Естественно, возникает вопрос о том, как можно преодолеть трудности перехода от однополярного мира к многополярному? Теоретическое наследие академика Примакова в значительной части посвящено размышлению как раз на эту тему. Блестящая монография, которая была издана в 2010 году и называется «Мир без России? К чему ведет политическая близорукость». Евгений Максимович согласился с мнением Френсиса Фукуямы о том, что американской элите необходимо, цитирую, «изящно справиться с невыгодным изменением мирового баланса сил и серьезным уменьшением влияния США в мире»...

Хавьер Солана, экс-генеральный секретарь НАТО, бывший верховный представитель Евросоюза по общей внешней политике и политике безопасности

Сегодня, находясь здесь, я могу вспомнить одного из моих лучших друзей — Евгения Примакова, с которым я провел множество часов во многих сложных ситуациях. Позвольте мне упомянуть две такие ситуации, которые, на мой взгляд, критически важны для описания того, кем он был и какого типа отношения мы хотели создать между Российской Федерацией, Европой и США. Один из моментов, про которые я хотел бы сказать, это момент, который произошел после старых событий 89-го года. Некоторые страны вышли из Варшавского договора. Они захотели вступить в НАТО. В тот момент было три страны, сегодня четыре, потому что одна из этих сторон разбилась на две части. Я был Генеральным секретарем альянса в тот момент. Конечно, очевидно, что история объединения Германии и все прочие события, история того, что происходило между Россией, США, Европой...

На самом деле, понятно, что процесс расширения НАТО будет очень сложным вопросом для меня. Я принял на себя эту ответственность, полностью осознавая последствия, полностью понимая, что нужно сделать. Первая вещь, которую мы хотели сделать, это незамедлительно связаться с представителями российского государства. В то время это президент Борис Ельцин и министр иностранных дел Евгений Примаков. Я с ним побеседовал первый раз, когда мы с ним встретились. Это было в посольстве Российской Федерации в Вене. Мы беседовали о том, как учесть точку зрения Российской Федерации и понять. Как вы можете себе представить, это было очень сложно. В тот момент, когда мы начали нашу беседу...

В январе 1997 года Евгений Примаков пригласил меня и делегацию представителей НАТО на свою дачу в Подмосковье. Мы начали беседовать в такой манере доверия, что после обеда Евгений мне сказал: «Хавь-ер, давай пройдемся». Это была обычная московская зима. Мы были только вдвоем. Мы отправили охрану и провели вдвоем время на даче, гуляя, чтобы обсудить, как все сделать гладко. Я должен сказать, что это было незабываемым событием. Очень многое, что мы сказали, остается между нами, между Евгением и мною. В конце этого дня мы решили начать официальные переговоры. Совместно до июля мы работали как раз над подписанием соглашения. Это был фундаментальный акт, описывающий взаимоотношения России и НАТО. Там говорилось, что три страны вступят в НАТО, и одновременно мы создадим орган в рамках НАТО, который будет называться Совет России и НАТО. Я очень хорошо понимаю, что это означало для него. Вы также должны понимать, что это означало для меня и для нас. Я думаю, что это было очень важное событие. Я думаю, что многие вещи могли бы быть иными, если бы этот орган можно было бы использовать гораздо лучше, и он использовался бы лучше, если бы наши последователи не делали то, что они сделали. Он был очень горд тем, чего

мы добились. Мы построили такие взаимоотношения между собой. Я его очень сильно уважаю. Я очень сильно доверял Евгению. Вот эти отношения доверия позволили нам поддерживать наши взаимоотношения, которые продолжались до последних мгновений его жизни.

Позвольте мне еще раз сказать, как было упомянуто, что Евгений Примаков был не просто большим дипломатом, но также был очень важной фигурой. Я очень хорошо помню его роль, когда он снова и снова в тот момент встречался с Генсекретарем ООН и сколько раз он посещал разные места, чтобы попытаться найти возможность предотвращения неблагоприятных событий, что без его участия было бы невозможно. На самом деле, когда я представлял Европейский Союз, я говорил о 2003, 2004, 2005 годах, это уже было давно, в тот момент ни Россия, ни США, никто либо иной не хотел бы с Ираном садиться за стол переговоров, чтобы посмотреть на то, как остановить ядерную программу Ирана, одновременно признав важность Ирана, что его нужно включать в семью крупных держав. В тот момент мне нужно было вести переговоры с господином Рухани, сегодняшним президентом Ирана. В тот момент у власти был президент Хатами. Я активно использовал содействие господина Примакова. Я использовал также содействие Игоря Иванова, который присутствует здесь. В тот момент в 2005 году мы пытались решать проблемы дипломатическими путями...

Мы вступили в фазу XXI века, когда мир многополярен. Возможно, Евгений Примаков ввел эту терминологию, связанную с многополярностью. У нас нет механизмов, чтобы попытаться организовать жизнь в рамках этого многополярного мира. Мы сейчас находимся в очень сложной ситуации, в которой вместо сотрудничества возникает конфронтация. Я бы хотел сказать, как европейцы и я себя ощущаю всегда представителем ценностей Евросоюза, я бы хотел сказать, что мы признаем очень ясно и четко, что Россия — это европейская страна, что Евросоюз не может быть полным без полноценных взаимоотношений с Россией. Мир не может существовать надлежащим образом без серьезного учета роли России. Лидеры России, присутствующие здесь, должны понимать, что такова реалия. У нас будут трудности, будут какие-то точки напряженности, но за рамками этого всего будущее состоит в том, чтобы были более тесные взаимоотношения между Евросоюзом и Российской Федерации будь то в политической сфере, экономической сфере или в сфере безопасности. Безопасность — это вопрос, который беспокоит и вас, и нас.

Владимир Евгеньевич Фортов, президент Российской академии наук

Евгений Максимович очень многое сделал, чтобы гуманитарное крыло нашей академии стало сильным, развитым и авторитетным. Конечно, в то время была некая асимметрия между крылом естественно-научным и

чтЖю

крылом гуманитарным. Его моральный авторитет в академии был исключительно высок.

Он проявлял очень большую заботу об академии. Он умел видеть опасности, которые есть над академией, и шел навстречу этим трудностям и опасностям. Я буду глубоко признателен Евгению Максимовичу на всю оставшуюся жизнь, что своими, очень часто неожиданными, советами, которые я не ждал получить от него, он удержал меня от очень многих жизненных и профессиональных ошибок, особенно в период тех преобразований, которые сейчас производятся в академии, я имею в виду реформы. Он первый увидел основные опасности, которые таит первоначально предложенная бумага по реформам, проект реформы. Мы только потом додумались до тех опасностей, которые являются главными. Он увидел это сразу и сразу включился в дело. Он встретился с Владимиром Владимировичем. Они вместе разработали некий план, который сейчас реализуется. Это план сводится к тому, что Академия наук должна быть сохранена и нельзя разрушать ее, что было написано в самом первом главном документе. За это Евгению Максимовичу будут благодарны, я думаю, очень многие ученые нашей страны и не только нашей. Мне трудно в короткое время упомянуть о всех тех положительных вещах, которые сделал для нас, для ученых, этот удивительный человек. То, что академия сегодня не уничтожена, а развивается, — историческая заслуга этого человека.

Амр Муса, экс-министр иностранных дел Арабской Республики Египет, бывший генеральный секретарь Лиги Арабских Государств

.Евгений Примаков был той силой, которую нужно было принимать в расчет при разработке и формулировании национальной идеи, которая привела к концепции Перестройки, концепции, которая имеет очень

большое влияние на события, концепции, которая сама по себе сотворила историю. Это общепринятый факт, что Примаков был не просто выдающимся государственным деятелем и ученым, но также он был сильной политической и интеллектуальной фигурой.

Он знал, что успех в политике требовал постоянных уступок другим сторонам, нельзя действовать как слон в посудной лавке. Уважаемые дамы и господа, Шемон Перес описал Евгения Примакова как настоящего арабиста. Я бы описал его как великого дипломата и политика, отличающегося профессионализмом и порядочностью. Вот почему он понимал Ближний Восток с его сложностями, трудностями. Он выбрал поддержку законных попыток палестинцев. Вот почему он твердо стоял за мирное, но справедливое разрешение вопросов их национального определения. Вот почему мы так благодарны Евгению Примакову за его добросовестность и порядочность, которую он продемонстрировал в таком большом количестве политических вопросов. Я иногда задумываюсь: если бы Евгений Примаков был жив сейчас, какую позицию, какую бы точку зрения он принял и порекомендовал миру по отношению к анархии, которая сейчас охватывает Ближний Восток. В условиях того хаоса, который охватывает и оказывает свое воздействие на мир в целом. Я бы мог себе представить, что он бы понял, что арабский мир вступил в период серьезных и глубоких изменений, и весь Ближний Восток уже никогда не будет таким, как прежде, что изменения имеют глубокие корни, как в образе мышления, как в сфере деятельности, и даже убеждений, и стиля жизни. Я считаю, что он бы нам сказал, что возврат к прошлому, к политике и практике ХХ века и попытки навязать ту же самую политическую систему и тех же самых фигур, попытка навязать те же самые карты или даже другие карты не получатся. Я считаю, что Евгений Примаков сказал бы нам, что, если вы заявляете, что Израиль остался на Ближнем Востоке навсегда, он бы добавил:

«То же самое относится и к палестинцам. Они там навсегда». Вот почему решение должно быть проработано и разработано, чтобы отойти от политики, от зловредной политики управления проблемами вместо того, чтобы их решать. Я полагаю, что он бы понял, что арабский мир никогда не примирится с тем, чтобы другие региональные державы сеяли хаос в регионе, со всеми последствиями, которые связаны с такими действиями. Я полагаю, что господин Примаков сказал бы нам, что Ближний Восток крайне нуждается в новом региональном порядке...

Нам лучше работать совместно, чтобы достичь согласия по новой концепции защиты глобализации, как сделать ее положительной, приемлемой и концессиональной силой, которая будет на пользу всем, а не лишь нескольким игрокам. Потому что это приводит к слабости, что мы увидели в США и то, что увидим в Европе. Когда я написал эти краткие слова, я написал: «О, Боже! Сколько нас живет в мире, сколько нас на Ближнем Востоке сталкиваются с мудростью, профессионализмом и порядочностью таких людей, как Евгений Максимович Примаков. Насколько они нам нужны и сегодня, и завтра!»

Александр Сергеевич Дзасохов, видный политический и общественный деятель, друг Е.М. Примакова

Заслуга академика Примакова перед отечественной наукой заключается в том, что он сумел не только сохранить, но приумножить отечественное востоковедение и вместе с тем расширил спектр научных изысканий. Здесь уже говорили об особых заслугах Евгения Максимовича в проникновении в суть происходящих событий. Я бы назвал эти изобретения такими важными патентами, которые принадлежат Евгению Максимовичу, это ситуационные анализы, которые по-новому раскрыли возможность увидеть все разнообразие и всю глубину проблем, которые изучались в ходе этих встреч. Я сегодня с удовольствием хочу вспомнить, что Евгению Максимовичу была присвоена Государственная премия (ему и его ближайшим соратникам) за то, что они сумели спрогнозировать войну между Ираном и Ираком и выработали адекватные предложения для государственного руководства. У Евгения Максимовича были не только академические высокие должности, но высокие должности в общественной, политической, государственной иерархии. Это давало ему возможность как человеку волевому по-новому и эффективнее решать государственные задачи. В то же время, я хочу это подчеркнуть особенно, он сохранил живой интерес к реальной действительности, нуждам народа и не ограничивал круг своих связей со своими друзьями, добрыми знакомыми, представителями самых разных слоев населения и профессий. В течение всей своей жизни он никогда не был заносчивым, оставался отзывчивым, добрым, честным и очень порядочным человеком. Я думаю, что это тоже один из уроков Примакова.

В характере Евгения Максимовича сочетались принципиальность в отстаивании интересов своей страны. Его беседы с зарубежными деятелями в Москве и за рубежом были настоящими уроками того, как выслушивать собеседника, мысленно поставить себя на его место и посмотреть его глазами на ситуацию. Некатегоричность суждений со стороны Евгения Максимовича, стремление разъяснить, убедить, показать привлекательность высказанных соображений — вот то, как строил свои очень ответственные встречи с зарубежными деятелями Евгений Максимович.

Личность Евгения Максимовича объединяет народ, консолидирует общество. Мы с вами знаем, что в наше время есть и другие случаи, когда возникают несовместимые взгляды на роль исторических личностей. Тем ценнее для нашего времени и для завтрашнего дня нашей страны уроки Примакова.

Сергей Николаевич Катырин, президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Российской Федерации

Евгений Максимович десять лет возглавлял ТПП. Он еще пять лет руководил «Меркурий-клубом». Получается, что мы рядом проработали 15 лет. Это, конечно, незабываемые 15 лет. Может быть, важнейшие в истории уже российской ТПП... Здесь много упоминали о «Меркурий-клубе», который стал такой дискуссионной площадкой, где собирались политики, экономисты, международники, вели дискуссии по самым острым вопросам. Евгений Максимович никогда не боялся проводить эти дискуссии. Он приглашал людей с полярными точками зрения, но всегда был уверен, и эта уверенность подтверждалась итогами, в том, что можно выйти на конструктивный итог любой дискуссии. Итогом любой такой дискуссии были

аковские чтгщя

предложения, которые отправлялись в адрес правительства, как правило, президента страны.

Так же была организована работа с приходом Евгения Максимовича в ТПП в рамках наших комитетов, которые готовили свои предложения для законодателей. Евгений Максимович всегда настаивал на том, что это должны быть дискуссии, это должно быть обсуждение законопроектов. Прежде чем представить мнение предпринимательского сообщества для законодателей, мы должны это продискутировать. Мы должны иметь в виду разные точки зрения.

Несомненно, для него была чрезвычайна важна международная составляющая работы ТПП, наших экономических связей, с нашими партнерами. Именно при нем был сделан упор на создание деловых советов с различными странами. Сегодня работает 74 таких деловых совета. Я должен сказать, что это уже такой общепризнанный инструмент экономического взаимодействия между предпринимателями России и других стран. Можно много примеров приводить о том, как начинал Евгений Максимович. Сегодня заработали те инструменты, которые он начинал. Самый яркий — это, наверное, закон о промышленной политике, который был принят в 2014 году, над которым мы работали практически 10 лет вместе с различными фракциями. Сегодня один из самых успешных институтов развития, который в нашей стране существует, — это Фонд развития промышленности, который создан в соответствии с этим законом. Можно многие другие законы приводить о стратегическом планировании, о котором Евгений Максимович неоднократно говорил, что такой закон нужен, и не только закон, но и работать именно надо в этом режиме, планировать именно в стратегическом плане, опираясь в первую очередь на регионы Российской Федерации.

Я думаю, что вклад в целом Евгения Максимовича во все сферы деятельности нашей страны, в международную деятельность будет по достоинству оценен не только нашим поколением, но и будущими поколениями россиян.

Александр Александрович Дынкин, директор Института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук

Я часто задаюсь вопросом: в чем сила, в чем магнетизм личности Примакова? Мне кажется, что, конечно, выдающийся государственный деятель, дипломат, но он прежде всего был ученым. Он был человеком глубоко научного мировоззрения. Именно постоянная опора на знания и, конечно, беззаветная преданность своей стране придавали ему ту непоколебимую уверенность и убежденность, которую мы все помним. Примаков-дипломат всегда настаивал на мирном разрешении конфликтов. Он искал выход из самых трудных лабиринтов международной политики. Ко-

нечно, сегодня это актуально как никогда. Он и не скрывал своих взглядов и убеждений. Евгений Максимович, опубликовав в 1994 году открытый доклад Службы внешней разведки, директором которой он тогда был, с категорически негативной оценкой расширения НАТО. Тогда многие, в том числе и в России, не разделяли эту позицию. Сегодня мы с вами видим, к каким последствиям это привело. Может быть, именно здесь и содержится часть ответа на сакраментальный вопрос: почему парижская хартия для новой Европы 90-го года спустя 25 лет осталась лишь на бумаге. Примаков ученый, который еще в конце прошлого века увидел перспективу полицентричной архитектуры мирового устройства. Это в то время, когда мир многим казался однополярным.

Очевидно, что попытки пришпорить историю, вмешаться в процессы арабского возрождения в условиях слабости и даже отсутствия там таких стандартных европейский институтов привели к катастрофическим последствиям. Мы видим это каждый день на экранах телевизоров. Мы видим кризис государств, мы видим взрыв конфессиональных, этнических и даже племенных конфликтов. Очевидно, что такая попытка навязать в этом регионе какую-то внешнюю модель обречена на провал. Об этом еще писали наши замечательные фантасты братья Стругацкие в повести «Трудно быть Богом». Евгений Максимович предупреждал об этом. Он говорил, что в динамике полицентричного мира есть вероятность нарастания конфликтности, что есть риск глобализации того, что сегодня происходит на Ближнем Востоке. Чтобы предупредить такое развитие, он считал необходимым политическое согласие ответственных государств-лидеров вокруг системы стратегических ценностей. Это его термин. Следование стратегическим ценностям, по его мнению, может снизить критические и универсальные риски, международный терроризм, угрозу распространения оружия массового поражения, межнациональную и межконфессиональную рознь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.