Научная статья на тему 'Выбор стратегии развития для малых инновационных компаний '

Выбор стратегии развития для малых инновационных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / STRATEGIC MANAGEMENT / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / COMMERCIALIZATION / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ / SMALL INNOVATIVE COMPANIES / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT STRATEGIES / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / TRANSFER OF TECHNOLOGIES / ПРОВЕДЕНИЕ ЗАКАЗНЫХ НИОКР / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ И УСТУПКА ПАТЕНТНЫХ ПРАВ / LICENSING AND CONCESSION OF PATENT RIGHTS / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ВУЗОВСКИХ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК / COMMERCIALIZATION OF SCIENTIFIC PRODUCTS OF INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION / ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ / PROBLEMS OF INNOVATIVE COMPANIES CREATION / IMPLEMENTATION OF ORDERED R&D

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митин Ю.Р.

В статье рассмотрены основные стратегии для малых инновационных компаний, которые занимаются коммерциализацией вузовских разработок и технологий: проведение НИОКР по заказу промышленных предприятий и компаний, лицензирование и уступка патентных прав и прямая коммерциализация научных разработок вузов. Отдельно проанализированы проблемы, препятствующие развитию инновационных компаний и успешной коммерциализации вузовских научных разработок и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers main strategies for small innovative companies, which are I engaged in commercialization of universities' and institutes' products and I technologies. They are implementation of research and development (R&D) to order of industrial enterprises and companies, licensing and concession of patent rights and straight commercialization of scientific products of the institutes of higher education. Problems that impede innovative companies from development and interfere with successful commercialization of scientific products were analyzed separately.

Текст научной работы на тему «Выбор стратегии развития для малых инновационных компаний »

Митин Ю.Р.

аспирант кафедры экономики инноваций экономического факультета, Московский государственный университета им. М.В.Ломоносова, руководитель образовательных проектов ЗАО «Научный Парк МГУ» yury.mitin@gmail.com

великий инновационный путь

выбор стратегии развития

для малых инновационных компаний

_Аннотация

В статье рассмотрены основные стратегии для малых инновационных компаний, которые занимаются коммерциализацией вузовских разработок и технологий: проведение НИОКР по заказу промышленных предприятий и компаний, лицензирование и уступка патентных прав и прямая коммерциализация научных разработок вузов.

Отдельно проанализированы проблемы, препятствующие развитию инновационных компаний и успешной коммерциализации вузовских научных разработок и технологий.

Ключевые слова: инновации, стратегический менеджмент, коммерциализация, малые инновационные компании, стратегии развития, трансфер технологий, проведение заказных НИОКР, лицензирование и уступка патентных прав, коммерциализация вузовских научных разработок, проблемы создания инновационных компаний

На сегодняшний день инновационная деятельность наряду с образовательной и научной является одной из важнейших задач современных вузов. В основе партнерства вузов с бизнесом лежит интеллектуальная собственность - ценнейший нематериальный актив вузов, результат их учебно-научной и технической деятельности. Одним из необходимых условий экономически эффективного использования интеллектуальной собственности является наличие активно действующей инновационной инфраструктуры в вузах, особенно в области коммер-

циализации технологий и управления интеллектуальной собственности.

Три основные стратегии

В рамках инновационной структуры создаются малые инновационные компании, происходит трансфер перспективных технологий и коммерциализация НИОКР.

Существуют три основные стратегии для малых инновационных компаний, которые занимаются коммерциализацией вузовских разработок и технологий. Это проведение НИОКР по заказу промышленных предприятий

и компаний, лицензирование и уступка патентных прав и, наконец, прямая коммерциализация научных разработок вузов.

Наиболее простой и хорошо проработанный это первый путь - проведение заказных НИОКР. Успешное проведение НИОКР по заказу промышленных компаний и предприятий может привести к созданию совместных лабораторий и далее - специализированных научно-образовательных и технологических центров в вузах. Примером такого сотрудничества может стать развитие взаимоотношений между Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова и компанией «Русский алюминий», которое за 4 года прошло путь от небольшого договора с одной из научных групп химического факультета МГУ до создания совместной Лаборатории фундаментальных исследований проблем получения алюминия. Сейчас на базе этой лаборатории создается межфакультетский Учебный научно-технологический центр электрохимического

одной из важнейших задач университетской

инновационной инфраструктуры является обучение специалистов малых инновационных компаний основам инновационного менеджмента

материаловедения. Этот центр будет готовить специалистов мирового уровня, способных решать фундаментальные и прикладные научные задачи по созданию новых материалов и технологий для ведущих российских компаний и научно-исследовательских организаций.

Второй путь - лицензирование и уступка патентных прав. Этот путь является существенным источником доходов как для зарубежных университетов, так и для малых инновационных компаний. Анализируя в качестве опыта «Силиконовую долину» и оценивая американский опыт, необходимо отметить, что основу их высокотехнологичного сектора - составляет Стенфордский университет. Именно этот университет смог обеспечить не только научную и организационную поддержку тысячам фирм, но и, выступил эффективным собственником и управляющей компанией, развивая высокотехнологичные проекты (3). Например, в патентном портфеле Массачусетского технологического института более 3 тысяч патентов, которые ежегодно приносят $50 млн дохода. В портфелях российских вузов сегодня от ноля до нескольких сотен «живых» патентов.

Основная причина такой ситуации -несовершенство законодательной базы, которая сегодня не позволяет вузам получать доходы от таких видов деятельности, как лицензирование и уступка патентных прав. Текущую ситуацию должен был улучшить недавно принятый федеральный закон ФЗ-217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями

хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятель-ности»(4). Однако данный закон столкнулся с рядом проблем применения ФЗ-217 на практике(1):

• отсутствие у большинства научных и образовательных учреждений результатов интеллектуальной деятельности в составе нематериальных активов. Нет патентов, лицензий, что препятствует формированию учредительных вкладов при создании малых инновационных предприятий;

• недостаток у вузов необходимой материально-технической базы и квалифицированных специалистов для организации инновационного бизнеса;

• незаинтересованность предпринимательского сектора экономики финансировать рисковые и дорогостоящие инновационные проекты, имеющие длительный срок окупаемости. Третий путь - прямая коммерциализация вузовских научных разработок и технологий.

В последнее время на федеральном уровне ситуация с созданием малых инновационных предприятий улучшается. Почти за полгода с момента принятия ФЗ-217 в 44 вузах, подведомственных министерству образования было создано 116 хозяйственных обществ с 881 рабочим местом. В целом же, по предварительным оценкам, 121 вуз готов открыть 925 предприятий и предоставить работу более 11 тысячам человек (4).

В МГУ им. М.В.Ломоносова за 2004-2009 годы создано более 90 малых инновационных компаний, которые занимаются прямой коммерциализацией НИОКР (5). Главным образом компании создавались в области химии и новых материалов, биотехнологии и фармацевтики, экологии и рационального

важнее предоставить налоговые льготы именно для предприятий, внедряющих у себя на производстве новые технологии, чем для компаний, такие технологии разрабатывающие

природопользования, производства научного оборудования.

Проблемы коммерциализации инноваций в вузе

Однако при создании инновационных компаний при вузах и дальнейшем развитии компании возникают некоторые проблемы. Основная проблема - отсутствие достаточного количества квалифицированных менеджеров и ученых, владеющих знаниями и навыками эффективной коммерциализации результатов учебно-научной деятельности, управления инновационными компаниями и проектами. Одна из особенностей подготовки специалистов в сфере инновационного предпринимательства заключаются в том, что образование должно носить комплексный характер, и включать экономическую, правовую, финансовую, управленческую и техническую составляющие. Преподаватели должны иметь практический опыт реализации инновационных проектов, а в учебных курсах отражаться мировая практика инновационной деятельности.

Развитие современных форм образовательной и консультационной деятельности в сфере инновационного предпринимательства, активизация программ международных стажировок и обмена опытом, повышение квалификации специалистов инновационной сферы, формирование партнерских отношений с ведущими зарубежными бизнес-школами, организация совместных программ в сфере инновационного предпринимательства - вот наиболее актуальные задачи для подготовки специалистов инновационной инфраструктуры на ближайшие годы.

Поэтому одной из важнейших задач университетской инновационной инфраструктуры является обучение специалистов малых инновационных компаний основам инновационного менеджмента, подготовка менеджеров высоких технологий. Для этого в МГУ созданы и работают:

• программы повышения квалификации;

• магистерские программы по инновационному менеджменту и менеджменту высоких технологий на экономическом и естественно-научных факультетах;

• программы и специализированные курсы дополнительного образования. Второй проблемой на пути коммерциализации вузовских научных разработок и технологий является отсутствие бюджетного финансирования на начальном этапе (3-5 лет) инновационной инфраструктуры вузов. Сейчас активно выделяются деньги на создание новых элементов инновационной инфраструктуры. Сначала создавали научные парки, потом инновационно-технологические центры, в последние годы активно поддерживается создание центров трансфера технологий (ЦТТ). Однако

средства выделяются только на создание. Финансирования деятельности, связанной с поддержкой инновационной инфраструктуры не происходит (2). Имеется мировой опыт, где, к примеру, ЦТТ остаются дотационными в первые 3-5 лет своей деятельности, а значит, в это время им нужна финансовая поддержка, иначе они просто «закроются», и средства, выделенные на их создание, будут потрачены впустую. Третья проблема, препятствующая коммерциализации вузовских научных разработок и технологий, - это отсутствие экономических стимулов у промышленных предприятий для внедрения инновационных технологий. Для малых компаний, созданных на базе вузовских научных разработок и технологий, основными проблемами являются выход на рынок и невостребованность их продукта. Поэтому важнее предоставить налоговые льготы именно для предприятий, внедряющих у себя на производстве новые технологии, чем для компаний, такие технологии разрабатывающие. Если внедрение новых разработок и технологий будет предприятиям экономически выгодно, то и проблема выхода на рынок малых высокотехнологичных компаний будет во многом решена. Если же пойти по пути создания налоговых льгот только для инновационных компаний (особенно в условиях, когда законодательно сам термин «инновационная компания» не определен), то это может привести к возникновению большого количества псевдо-инно-вационных компаний, используемых в налоговых схемах, и, как следствие, к дискредитации самой идеи.

Выводы

Решение рассмотренных выше проблем позволит в полной мере реализо-

вать научные результаты вузов на практике и, с одной стороны, обеспечить нашу промышленность новыми разработками и технологиями, а, с другой

- обеспечить приток средств из материального производства в научную и образовательную сферу

Литература

1. Горбатова А. 217-ФЗ: закон принят, а действует ли он? (Электронный ресурс] // «Наука и технологии России

- STRF.ru» - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.strf.ru/organization. aspx?CatalogId=221&d_no=25423.

2. Дьяченко О.Г., Карев С.А. Пути и проблемы коммерциализации вузовских технологий // Инновации. - 2007. - 6 (104). - C. 15-17.

3. Иванова Н.И., Дынкин А.А. Инновационная экономика. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : «Наука», 2004.

4. Муравьева М., «Инновации в вузах: вялотекущий режим» ? (Электронный ресурс) // «Наука и технологии России - STRF.ru» - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.strf.ru/innovation. aspx?CatalogId=223&d_no=26759.

5. Отчет о деятельности Центра трансфера технологий МГУ (Электронный ресурс). - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.ctt.msu.ru/reports.php.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

Mitin U.R.

Postgraduate, Department of Economics of Innovation, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University, educational project manager in MSU Science Park

Selection of the development strategy for small innovative companies

_Abstract

The article covers main strategies for small innovative companies, which are engaged in commercialization of universities' and institutes' products and technologies, They are implementation of research and development (R&D) to order of industrial enterprises and companies, licensing and concession of patent rights and straight commercialization of scientific products of the institutes of higher education,

Problems that impede innovative companies from development and interfere with successful commercialization of scientific products were analyzed separately,

Keywords: innovations, strategic management, commercialization, small Innovative companies, development strategies, transfer of technologies, implementation of ordered R&D, licensing and concession of patent rights, commercialization of scientific products of institutes of higher education, problems of innovative companies creation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.