Научная статья на тему 'Пути и проблемы коммерциализации вузовских технологий'

Пути и проблемы коммерциализации вузовских технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
439
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дьяченко Олег Георгиевич, Карев Сергей Анатольевич

На примере Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова рассмотрены основные пути коммерциализации вузовских научных разработок и технологий: проведение НИОКР по заказу промышленных предприятий и компаний; продажа лицензий и уступка патентных прав; создание малых высокотехнологичных start-up компаний. Выделены главные проблемы, стоящие на пути передачи технологий от вузов в промышленность и их внедрения на предприятиях. Среди них - несовершенство законодательной базы, отсутствие бюджетного финансирования инновационной инфраструктуры вузов на начальном этапе, недостаток квалифицированных кадров для инновационной инфраструктуры вузов, отсутствие экономических стимулов у промышленных предприятий для внедрения инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути и проблемы коммерциализации вузовских технологий»

Пути и проблемы

коммерциализации вузовских технологий

О. Г. Дьяченко,

директор Центра трансфера технологий МГУ им. М. В. Ломоносова

На примере Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова рассмотрены основные пути коммерциализации вузовских научных разработок и технологий: проведение НИОКР по заказу промышленных предприятий и компаний; продажа лицензий и уступка патентных прав; создание малых высокотехнологичных startup компаний. Выделены главные проблемы, стоящие на пути передачи технологий от вузов в промышленность и их внедрения на предприятиях. Среди них — несовершенство законодательной базы, отсутствие бюджетного финансирования инновационной инфраструктуры вузов на начальном этапе, недостаток квалифицированных кадров для инновационной инфраструктуры вузов, отсутствие экономических стимулов у промышленных предприятий для внедрения инновационных технологий.

Сегодня инновационная деятельность наряду с образовательной и научной является одной из важнейших задач современных вузов. В основе партнерства вузов с промышленностью лежит интеллектуальная собственность — ценнейший нематериальный актив вузов, являющийся результатом их учебно-научной и технической деятельности. Одним из необходимых условий экономически эффективного использования интеллектуальной собственности является наличие активно действующей инновационной инфраструктуры в вузах, особенно в области трансфера технологий и управления интеллектуальной собственности.

Существуют три основных пути передачи и коммерциализации вузовских разработок и технологий. Это проведение НИОКР по заказу промышленных предприятий и компаний, лицензирование и уступка патентных прав и, наконец, образование малых компаний на базе научных разработок вузов.

Наиболее простой и хорошо проработанный, в том числе, и с законодательной точки зрения, это первый путь — проведение заказных НИОКР. В этом случае, согласно действующему Гражданскому кодексу Российской Федерации, все права на полученные результаты научно-технической деятельности принадлежат Заказчику, если иное не оговорено в договоре. Успешное проведение НИОКР по заказу промышленных компаний и предприятий может привести к созданию совместных лабораторий и далее —

С. А. Карев,

зам. начальника Управления

инновационной политики и организации инновационной деятельности МГУ им. М. В. Ломоносова

Taking Moscow State University as an example, the main ways of commercialization of scientific research and technologies have been studied, such as carrying out R&D ordered by industrial enterprises and companies, selling licenses, patent right transfers, setting up small high-tech start-up companies. The following obstacles to the transfer of technologies,from universities to industry and their further implementation have been determined: imperfection of law, lack of initial government funding of universities' innovative infrastructure, insufficiency of qualified personnelfor innovative infrastructure of universities, lack of economic motivation for industry to implement new technologies.

специализированных научно-образовательных и технологических центров в вузах. Примером такого сотрудничества может стать развитие взаимоотношений между Московским университетом и компанией «Русский алюминий», которое за 4 года прошло путь от небольшого договора с одной из научных групп химического факультета МГУ до создания совместной лаборатории фундаментальных исследований проблем получения алюминия. Сейчас на базе этой лаборатории в рамках проекта «Формирование системы инновационного образования в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова» создается межфакультетский учебный научно-технологический центр электрохимического материаловедения. Этот центр будет готовить специалистов мирового уровня, способных решать фундаментальные и прикладные научные задачи по созданию новых материалов и технологий для ведущих российских компаний и научно-исследовательских организаций.

Второй путь — лицензирование и уступка патентных прав. Этот путь для зарубежных университетов является существенным источником доходов. Например, в патентном портфеле Массачусетского технологического института около 3 тыс. патентов, что в 2005 г. принесло ему $50 млн дохода. В портфелях российских вузов сегодня от ноля до нескольких сотен «живых» патентов. Основная причина такой ситуации — несовершенство законодательной базы, которая сегодня не позволяет вузам получать дохо-

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007

ды от таких видов деятельности, как лицензирование и уступка патентных прав.

Третий путь — образование высокотехнологичных start up компаний на базе вузовских научных разработок и технологий. В МГУ за 2004-2007 гг. создано более 60 таких компаний, главным образом, в области химии и новых материалов, биотехнологии и фармацевтики, экологии и рационального природопользования, производства научного оборудования.

Здесь основная проблема — отсутствие достаточного количества квалифицированных менеджеров и ученых, владеющих знаниями и навыками эффективной коммерциализации результатов учебно-научной деятельности, управления инновационными компаниями и проектами.

Поэтому одной из важнейших задач университетской инновационной инфраструктуры является обучение специалистов малых инновационных компаний основам инновационного менеджмента, подготовка менеджеров высоких технологий. Для этого в университете созданы и работают:

• программы повышения квалификации;

• магистерские программы по инновационному менеджменту и менеджменту высоких технологий на экономическом и естественно-научных факультетах;

• корпоративные университеты совместно с ведущими российскими компаниями («Базовый элемент», АФК «Система», «Русснефть»).

Первые два направления активно поддерживаются в рамках проекта «Формирование системы инновационного образования в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова», что позволило, в частности, организовать проведение выездных летних школ для руководителей и менеджеров малых инновационных компаний МГУ с привлечением специалистов из ведущих бизнес-школ Европы и Северной Америки.

Что же мешает сегодня успешному трансферу технологий от вузов в промышленность и их внедрению на предприятиях? Одной из серьезнейших проблем является несовершенство существующей законодательной базы. Во-первых, в законодательстве отсутствует само определение понятий «инновационная деятельность», «инновационное предприятие», «инновационный продукт». Это особенно опасно, когда уже сейчас обсуждаются изменения в Налоговом кодексе с целью предоставления льгот инновационным компаниям. Отсутствие законодательного определения, что такое «инновационная компания», по каким критериям определяется отнесение компаний к инновационным, может привести, с одной стороны, к созданию «научных оффшоров», а, с другой — к необоснованным претензиям со стороны налоговых органов к компаниям, действительно занимающимся высокотехнологичным бизнесом и научными разработками.

Во-вторых, отсутствует механизм учреждения «spin-off» компаний для вузов; вузы не могут выступать в роли учредителей инновационных компаний, основанных на вузовских технологиях и разработках, и, следовательно, не могут получать дивиденты от их деятельности. Поэтому, в целом, у вузов нет заинтересованности в создании и развитии таких компаний.

В третьих, не до конца разработан механизм и процедуры передачи технологий от вузов и научных организаций промышленным предприятиям и компаниям. В частности, научные институты и вузы не могут сегодня реализовать свои права продажи лицензий и уступки патентных прав, так как с 2005 г. по решению Минфина России и Федерального казначейства действует запрет на использование средств, поступающих в институты в качестве лицензионных платежей. Поэтому в настоящее время патенты — мертвый груз для вузов. На их оформление надо тратить время, средства, тогда как включить в хозяйственный оборот интеллектуальную собственность, которую они защищают, невозможно!

В настоящее время законодательная база, касающаяся интеллектуальной собственности и передачи технологий, претерпевает сильное изменение: принято Постановление правительства РФ № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности», с 01 января 2008 г. вступает в силу 4 часть Гражданского кодекса РФ, готовится к принятию целый ряд новых законов и нормативных документов, вносятся изменения в уже существующие законодательные акты. К сожалению, к обсуждению этих документов мало привлекаются представители инновационной инфраструктуры вузов, которые знают о существующих проблемах не понаслышке.

Так, в настоящее время готовятся к принятию два Постановления Правительства РФ «Об условиях распоряжения федеральными государственными учреждениями правами на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета» и «Об использовании средств, поступивших в результате реализации прав на полученные за счет средств федерального бюджета результаты научно-технической деятельности гражданского назначения». Принятие этих постановлений должно позволить федеральным государственным учреждениям в полной мере распоряжаться результатами своей научно-технической деятельности (РНТД), в том числе по лицензионным договорам и договорам уступки прав третьим лицам. Однако, на наш взгляд, в проектах этих постановлений отсутствует два важных момента:

1. Необходимо четко прописать, что под действие этих постановлений попадают все аккредитованные высшие учебные заведения независимо от их организационно-правовой формы (см. Федеральный закон «Об автономных учреждениях»).

2. Необходимо разрешить использование средств, поступивших от реализации прав на результаты научно-технической деятельности, на финансирование деятельности центров трансфера технологий вузов (или аналогичных структур). В настоящее время в проекте постановления предусмотрено расходование этих средств на финансирование мероприятий по правовой охране РНТД, выплату авторских вознаграждений и финансирование НИОКР гражданского назначения. Второй проблемой на пути коммерциализации

вузовских научных разработок и технологий является отсутствие бюджетного финансирования на начальном этапе (3-5 лет) инновационной инфра-

структуры вузов. В качестве примера можно привести ситуацию с финансированием центров трансфера технологий. За последние 2-3 года Минобрнауки выделил немалые средства на создание новых центров трансфера технологий, как в вузах, так и организованных по региональному принципу. Однако финансируется только создание таких центров, а механизм финансовой поддержки их деятельности на начальном этапе, к сожалению, отсутствует. Хотя есть мировой опыт, который показывает, что центры трансфера технологий остаются дотационным в первые 3-5 лет своего существования. Если в это время они не будут получать финансовую поддержку, то просто умрут или перейдут в «летаргическое» состояние. В результате средства, которые были выделены на создание этих центров, будут потрачены впустую. На наш взгляд, лучше создавать меньшее количество центров, но обеспечить им стабильную финансовую поддержку хотя бы на первые три года их существования.

Третья проблема — отсутствие квалифицированных кадров для инновационной инфраструктуры вузов. Одна из особенностей подготовки специалистов в сфере инновационного предпринимательства заключаются в том, что образование должно носить комплексный характер, и включать экономическую, правовую, финансовую, управленческую и техническую составляющие. Преподаватели должны иметь практический опыт реализации инновационных проектов, а в учебных курсах отражаться мировая практика инновационной деятельности.

Развитие современных форм образовательной и консультационной деятельности в сфере инновационного предпринимательства, активизация международной академической мобильности и повышение квалификации специалистов инновационной сферы,

формирование партнерских отношений с ведущими зарубежными бизнес-школами, организация совместных программ в сфере инновационного предпринимательства — вот наиболее актуальные задачи для подготовки специалистов инновационной инфраструктуры на ближайшие годы.

Следующая серьезная проблема, препятствующая коммерциализации вузовских научных разработок и технологий — это отсутствие экономических стимулов у промышленных предприятий для внедрения инновационных технологий. Для малых компаний, созданных на базе вузовских научных разработок и технологий, одной из основных, если не самой главной, проблемой является проблема выхода на рынок и невостребованности их продукта. Поэтому важнее предоставить налоговые льготы именно для предприятий, внедряющих у себя на производстве новые технологии, чем для компаний, такие технологии разрабатывающие. Если внедрение новых разработок и технологий будет предприятиям экономически выгодно, то и проблема выхода на рынок малых высокотехнологичных компаний будет во многом решена. Если же пойти по пути создания налоговых льгот только для инновационных компаний (особенно в условиях, когда законодательно сам термин «инновационная компания» не определен), то это может привести к возникновению большого количества псевдо-инновационных компаний, используемых в налоговых схемах, и, как следствие, к дискредитации самой идеи.

Решение рассмотренных выше проблем позволит в полной мере реализовать научные результаты вузов на практике и, с одной стороны, обеспечить нашу промышленность новыми разработками и технологиями, а, с другой — обеспечить приток средств из материального производства в научную и образовательную сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.