Научная статья на тему 'Введение в хозяйственный оборот компаний объектов интеллектуальной собственности'

Введение в хозяйственный оборот компаний объектов интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1447
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTELLECTUAL PROPERTY / INTELLECTUAL ACTIVITY / INTANGIBLE ASSETS / INTANGIBLE ASSETS MANAGEMENT / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / УПРАВЛЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлова С.В.

Создание, распространение и использование инноваций, повышение роли и масштабов освоения интеллектуальной собственности являются основными факторами становления инновационной экономики. Объекты интеллектуальной собственности оказывают влияние, как на формирование культурного уровня общества, так и на формирование конкурентоспособности страны. В современном обществе результаты интеллектуальной деятельности человека являются непосредственной производительной силой наряду с традиционными факторами производства землей, трудом и капиталом. Объекты интеллектуальной собственности могут входить в состав нематериальных активов организаций. Полученная по договору или лицензии интеллектуальная собственность и права на нее в составенематериальных активов должны переносить свою стоимость (через амортизационные отчисления) на себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с нормами износа и срока их полезного использования. Результаты интеллектуальной деятельности, будучи персонифицированными в виде интеллектуальной собственности, обладают специфическими свойствами, обеспечивающими экономике любого уровня организации явные конкурентные преимущества. Интеллектуальная собственность влияет на конкурентоспособность сферы деятельности, региона, страны, а также определяет скорость появления новых товаров и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction to the economic turnover of intellectual property companies

The creation, dissemination and use of innovations, increasing the role and scope of the development of intellectual property are the main factors in the formation of an innovative economy. Intellectual property is affected, as in the formation of the cultural level of society, and on the formation of the country's competitiveness. In modern society, the results of human intellectual activity is a direct productive force, along with the traditional factors of production land, labor and capital. Intellectual property may be included in intangible assets of organizations. Received under the contract or license intellectual property and rights to it as intangible assets should carry its own value (through depreciation) to the cost of goods (works, services) in accordance with the norms of depreciation and useful lives. Results of intellectual activity, as personified in the form of intellectual property, have specific properties to ensure the economy of any level of the organization are clear competitive advantages. Intellectual property affects the competitiveness of sectors of activity, region, country, and also determines the rate of appearance of new products and technologies.

Текст научной работы на тему «Введение в хозяйственный оборот компаний объектов интеллектуальной собственности»

УДК 338.2

Введение в хозяйственный оборот компаний объектов интеллектуальной собственности

Павлова С.В. pav_cveta@mail.ru Университет ИТМО 197101, Россия, Санкт-Петербург, Кронверкский пр.,49

Создание, распространение и использование инноваций, повышение роли и масштабов освоения интеллектуальной собственности являются основными факторами становления инновационной экономики. Объекты интеллектуальной собственности оказывают влияние, как на формирование культурного уровня общества, так и на формирование конкурентоспособности страны. В современном обществе результаты интеллектуальной деятельности человека являются непосредственной производительной силой наряду с традиционными факторами производства - землей, трудом и капиталом. Объекты интеллектуальной собственности могут входить в состав нематериальных активов организаций. Полученная по договору или лицензии интеллектуальная собственность и права на нее в составе нематериальных активов должны переносить свою стоимость (через амортизационные отчисления) на себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с нормами износа и срока их полезного использования. Результаты интеллектуальной деятельности, будучи персонифицированными в виде интеллектуальной собственности, обладают специфическими свойствами, обеспечивающими экономике любого уровня организации явные конкурентные преимущества. Интеллектуальная собственность влияет на конкурентоспособность сферы деятельности, региона, страны, а также определяет скорость появления новых товаров и технологий.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные активы, управление нематериальными активами.

DOI: 10.17586/2310-1172-2017-10-1-28-33

Introduction to the economic turnover of intellectual property companies

Pavlova S.V. pav_cveta@mail.ru ITMO University 197101, Russia, St. Petersburg, Kronverskij Ave, 49

The creation, dissemination and use of innovations, increasing the role and scope of the development of intellectual property are the main factors in the formation of an innovative economy. Intellectual property is affected, as in the formation of the cultural level of society, and on the formation of the country's competitiveness. In modern society, the results of human intellectual activity is a direct productive force, along with the traditional factors of production -land, labor and capital. Intellectual property may be included in intangible assets of organizations. Received under the contract or license intellectual property and rights to it as intangible assets should carry its own value (through depreciation) to the cost of goods (works, services) in accordance with the norms of depreciation and useful lives. Results of intellectual activity, as personified in the form of intellectual property, have specific properties to ensure the economy of any level of the organization are clear competitive advantages. Intellectual property affects the competitiveness of sectors of activity, region, country, and also determines the rate of appearance of new products and technologies.

Keywords: intellectual property, intellectual activity, intangible assets, intangible assets management.

Управление ИС, как и любой иной собственностью, предполагает ее коммерциализацию и капитализацию. Капитализация объектов интеллектуальной собственности (ОИС) связана с учетом, оценкой и включением интеллектуальной собственности в стоимость предприятий в качестве его нематериальных активов. На сегодня вопросы управления нематериальными активами становятся достаточно актуальными.

Понятие «нематериальные активы» применяется в системе бухгалтерского учета по отношению к объектам интеллектуальной собственности и деловой репутации в соответствии с условиями, установленными на законодательном уровне, в то время как понятие «интеллектуальная собственность» используется при наличии прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Однако, понятие НМА крайне размыто, зачастую возникают проблемы с выделением их в отдельную категорию учета подобных активов, в этой связи необходимо отметить, что основными критериями, отличающими нематериальные активы, являются:

1 отсутствие материально-физической формы;

2 существование высокой вероятности получения дохода от использования данного ресурса;

3 наличие законно обоснованного права на использование актива и владения им, принадлежащего организации;

4 наличие оценочной стоимости;

5 перспективы длительного использования актива.

В Международном стандарте финансовой отчетности (IAS) 38 (МСФО 38) выделены следующие требования, на основе которых при бухгалтерском учете можно выделить нематериальные активы в отдельную категорию:

1 способность объекта приносить прибыль организации (доходность НМА должна быть различима от остальных средств производства);

2 НМА должен сам являться продуктом производства;

3 юридическое подтверждение права собственности на актив;

4 обязательное отсутствие формы у объекта.

Рис. Основные виды нематериальных активов

Вопросы управления нематериальными активами достаточно освещены в работах М. Портера, Ф. Котлера, Б. Карлофа, И. Ансофа, Р. Уотермена.

При этом Козырев А.Н. отмечает, что в специальной литературе на русском языке из-за не вполне адекватных переводов англоязычной методической литературы вопрос о составе нематериальных активов крайне запутан. Необходимо учитывать, что существуют различия в интерпретации внешне одинаковых терминов в той или иной профессиональной среде американских юристов бухгалтеров и оценщиков. В частности американские оценщики в оценке НМА упоминают патенты и лицензии, а не права, вытекающие из патентов и лицензий. Нематериальными активами они называют также библиотеки архивы фильмы, тогда как правильнее говорить права на фильмы. Бухгалтеры и юристы вкладывают различный смысл в понятие «гудвилл» (деловая репутация) и т.д. Поэтому описание состава нематериальных активов профессиональным американским оценщиком следует воспринимать с осторожностью [1].

Управление нематериальными активами - это процесс принятия решений по созданию и введению нематериальных активов в коммерческий оборот в условиях рыночной конкуренции с целью получения максимальной прибыли [2].

В свою очередь, под рыночной конкуренцией, понимается борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка [3].

В управлении нематериальными активами обозначены несколько этапов, среди которых начальным подготовительным этапом является инвентаризация нематериальных активов. В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 14 января 2002 г. № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности», в рамках которого утверждено «Положение об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности» процесс инвентаризации имеет государственный характер. На данном этапе управления нематериальными активами, в рамках которого проходит выявление внутренних интеллектуальных ресурсов предприятия, важно выделить три позиции: инвентаризация, постановка на баланс и правовое регулирование внутренних условий создания и использования нематериальных активов на предприятии [2].

Далее на втором этапе значение приобретают исследования внешней конкурентной среды, в результате которых систематизируются сведения о конкурирующих фирмах, сведения о выпускаемой ими продукции, а также информация о потребностях рынка. На данном этапе должен быть востребован весь арсенал поисковых методов (патентные исследования, фирменные исследования, определение научно-технического уровня выпускаемой продукции, маркетинговые исследования и т. д.).

Затем на третьем этапе управления НМА для принятия того или иного решения в области использования нематериальных активов по системе конкурентных стратегий [3], разработанной доктором экономических наук профессором Юдановым А. Ю., выбирают направления и реализуют конкретные действия конкурентной стратегии.

Типы конкурентных стратегий [2, с. 82]

Тип стратегии Коммутанты («мыши») Патиенты («лисы») Виоленты («львы, «слоны» «бегемоты») Эксплеренты («ласточки»)

Профиль Универсальное Специализиро- Массовое Экспериментальное

производства мелкое ванное

Размер Мелкие Крупные средние, Крупные Средние,

компаний мелкие мелкие

Устойчивость Низкая Высокая Высокая Низкая

компании

Расходы на НИОКР Низкие Средние Высокие Высокие

Фактор силы Гибкость, Приспособлен- Высокая Опережение

в конкурентной борьбе многочисленность ность к особому рынку производительность в нововнедениях

В рамках выбранной стратегии конкурентного поведения на четвертом этапе должны проявиться предприимчивость и инициатива, исходящая от управляющих конкретного предприятия.

Если определена виолентная стратегия, то необходимы широкомасштабные НИОКР для непрерывного создания большого количества улучшающих инноваций, быстро реализуемых в выпускаемой продукции.

Если фирма пошла по пути патиента, то неизбежен выбор специализированной ниши, которая потребует менее масштабных, но более специализированных, узконаправленных разработок, которые также будут иметь, в основном, улучшающий, приспособительный характер.

Как для виолентной, так и для патиентной стратегии характерно стремление к обеспечению патентной монополии на созданные улучшения.

Предприятия-коммутанты более всего нуждаются в средствах индивидуализации. Для таких фирм характерно стремление к обеспечению патентной монополии на уровне товарных знаков, фирменных наименований, наименований мест происхождения товаров.

Если фирма претендует на роль эксплерента, то при создании принципиально нового товара особенно остро встанет вопрос финансирования.

Основные этапы управления нематериальными активами [4]

1. Подготовительный этап

Создание реестра выявленных интеллектуальных ресурсов, (правовые, технические, экономические данные по каждому объекту интеллектуальной собственности). Отражение выявленных интеллектуальных ресурсов в балансе предприятия в качестве нематериальных активов. Создание внутреннего правового механизма для создания и использования нематериальных активов на предприятии.

2. Исследование внешней конкурентной среды

Выявление фирм-конкурентов. Поиск всесторонней информации о продукции, выпускаемой конкурентами. Исследование потребностей потребителей Поиск нарушителей патентных прав

3. Определение типа конкурентной стратегии и разработка конкретных управленческих решений

Выбор типа конкурентной стратегии Определение тематической направленности и глубины НИОКР Обеспечение патентной защиты

4. Оперативный этап (реализация принятых решений)

Использование объектов интеллектуальной собственности (внедрение) Проведение сделок с ИС (купля-продажа, залог и т.д.) Формулирование изобретательских задач _Преследование нарушителей_

Охарактеризованные в публикации [2] основные этапы управления нематериальными активами (НМА), по мнению автора, являются универсальным алгоритмом для создания системы управления НМА [3], поскольку нашли отражение на практике в процессе работ по правовой охране, оценке и инвентаризации интеллектуальной собственности, принадлежащей разным участникам коммерческого оборота: частным, государственным предприятиям, а также индивидуальным авторам. Очевидно, что на предприятиях разных форм собственности применим такой системный подход к управлению НМА с использованием классификации возможных стратегий поведения в условиях конкуренции, предложенной Юдановым А.Ю. Однако, по данным Счетной палаты РФ на 2010 г. стоимость всех нематериальных активов, принадлежащих Российской Федерации, составляла всего 3,76 млрд. рублей. В частности, находящаяся на балансе Российской Академии наук интеллектуальная собственность оценивалась в 350 млн. рублей, Роснауки - 90 тыс. руб, Рособразования - 1,9 млрд. руб.

В 2008 году доход федерального бюджета от продажи федеральных нематериальных активов составил 3000 рублей. Цифры свидетельствуют о том, что интеллектуальная собственность сегодня совершенно не включена в оборот, и нет заинтересованных субъектов, которые бы стимулировали капитализацию российских предприятий за счет повышения ликвидности нематериальных активов. Более того, законодательная база такова, что сегодня промышленному предприятию невыгодно декларировать в качестве актива интеллектуальную собственность, так как сам факт обладания такой собственностью, в независимости от объемов промышленного освоения разработок прикладной науки, накладывает на предприятие дополнительные обязательства в виде налога на имущество. Наличие этого налога, видимо, и становится препятствием для предприятий при декларировании нематериальных активов. Интеллектуальная собственность во всем мире является важным ликвидным оборотным средством, под залог которой можно получить кредиты на промышленное производство, освоение данной научной разработки, вывод ее на рынок в качестве нового высокотехнологичного продукта.

Однако, в России вряд ли найдется банк, готовый предоставить кредит под залог интеллектуальной собственности [5].

Стоит отметить, что основные средства, инвестируемые в инновации в развитых странах, порядка 90 % это собственные средства крупных корпораций. Большинство генерирующих пионерных решений, повышающих гибкость инновационного процесса, осуществляется малым инновационным бизнесом, который ведет разработки на основе грантов и займов. У предпринимательства России подобная бизнес - культура отсутствует, интересы получения прибыли при минимальных затратах преобладают над долгосрочными инновационными интересами. Согласно отчетам ОАО «Газпром», компания ежегодно расходовала на НИОКР около 3 млрд. руб. Согласно тем же отчетам, практически все НИОКР закончились с положительным результатом. При этом значащиеся на балансе нематериальные активы, в которые входят не только активы, связанные с технологиями, составляли

0.07.%. Можно сделать вывод, что на деньги, потраченные на НИОКР, нематериальные активы не были созданы. Нигилизм по отношению к интеллектуальной собственности находится в тесной взаимосвязи с отмечаемой низкой инновационной активностью российских предприятий [6]. Достаточно сложной задачей для российских предприятий остается развитие интеллектуального потенциала персонала, поскольку ее выполнение невозможно без инвестиций. Принимая управленческие решения об инвестировании, современные компании не всегда могут (или не хотят) оценить эффективность вложений в развитие интеллектуального ресурса и понять способы использования знаний в будущем. Имеет место низкий уровень затрат на инновации и НИОКР отечественных предприятий и стремление переложить их на государство [7].

При преодолении финансовых проблем и имеющейся рыночной потребности на интеллектуальную собственность (ИС), её коммерциализация не продвигается. Предприятия в основном развиваются по следующей цепочке: «инвестиции - производство продукции на основе разработанной технологии». Если все-таки говорить об инновационной политике в стране, то речь должна идти о коммерциализации именно интеллектуального продукта, по сути, о коммерциализации прав собственности на результат интеллектуальной деятельности [7].

В условиях глобализации интеллектуальный капитал обновляется прогрессирующими темпами. Его интернационализация приводит к увеличению числа диверсифицированных научно-промышленных, коммуникационных, транспортных и торговых компаний, а так же банков, которые функционируют не только на территории страны, но и за ее пределами. Усиливается конкурентное преимущество международных корпораций, которое выстраивается при активном использовании и импорте интеллектуального капитала, где бы он ни формировался. В отличие от традиционной фирмы, сущность которой меняется, в структуре активов современной компании уменьшается доля материальных активов. Например, соотношение материальных и нематериальных активов составляет у компании IBM - 20 % к 80 %, у Coca Cola - 5 к 95. В нынешних условиях фирма рассматривается как общность, ориентированная на человеческие ресурсы, знания и информацию, генерируемые ими, пронизанная элементами творчества. Система отношений на внутрикорпоративном и межкорпоративном уровне также трансформируется, растет гибкость организационно-управленческих систем, снижается зависимость персонала от руководства компании, уделяется особое внимание интеллектуальному потенциалу работников [8]. Формирование новых конкурентных преимуществ фирм происходит при условии совмещения высокого интеллектуального потенциала и современных технологических стандартов. На фоне глобализации экономики и унификации нужд потребителей фирмы активно включаются в интеграционные процессы и объединяют интеллектуальные ресурсы для освоения перспективных рынков. Международными компаниями удерживаются устойчивые конкурентные преимущества за счет обладания ключевыми компетенциями, способностями генерировать идеи и быстро доводить их до промышленного освоения [8].

Литература

1. Козырев А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. - М.: Экспертное бюро - М. 1997. -289 с.

2. Савиковская Е. В. Золотой ключик управления нематериальными активами. //Патенты и лицензии. 2002. № 10. С. 43-48.

3. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп- М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", изд-во "ГНОМ-ПРЕСС", 1998. 384 с.

4. Савиковская Е.В. Системный подход к управлению нематериальными активами. Сборник докладов научно-практической конференции «Коллегиальные чтения - 2003» 25-26 июня 2003 г., Санкт-Петербург, С. 77-81.

5. Поляков И.В. Вопросы ликвидности нематериальных активов высокотехнологичных компаний в условиях модернизации российской экономики// Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности и повышение капитализации компании / Материалы секционного заседания Третьего Всероссийского форума «Интеллектуальная собственность - XXI век» 20-23 апреля 2010 г. / Под ред. Е.В. Королевой. - М.: Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС), 2010.- с. 62-63

6. Зайдуллина Ч.Н. Интеллектуальный капитал как основа формирования инновационно ориентированной экономики. Сборник материалов международной научно-практической конференции «Управление

интеллектуальной собственностью как фактор повышения эффективности развития организаций», Казань -

2013. с.54-63

7. Шичкина М.И. Современная практика и проблемы коммерциализации интеллектуальной собственности. // Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности и повышение капитализации компании / Материалы секционного

8. Россия в мировом рейтинге конкурентоспособности. Пока есть куда падать/ РБК Рейтинг - Режим доступа: http://rating.rbc.ru/article.shtml72012/09/06/33759307

9. Козырев А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. - М.: Экспертное бюро. 1997. -289 с.

10. Десмонд Г.М., Келли Р.Э. Руководство по оценке бизнеса: Пер. англ., Ред. кол.: И.Л. Артеменков (гл. ред.), А.В. Воронкин. М.: Энциклопедия оценки, 1996

11. Зинов В. Г. Управление интеллектуальной собственностью в научно-исследовательских институтах.// Патенты и лицензии. 2005. № 1. С. 10-16.

12. Аблёзгова О. В. Коммерческое использование интеллектуальной собственности. - М.: ИТК «Дашков и К». 2006. 300 с.

13. Лукин В.Б., Белоусова Н.М., Панова Н.А., Зюков Н.С. под общ. ред. В.Б. Лукина Управление интеллектуальной собственностью: учеб. пособие / Моск. гос. ун-т печати им. Ивана Федорова. - М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2014. 110 с.

14. Зинов В.Г., Лебедева Т.Я., Цыганов С.А. Инновационное развитие компании. Управление интеллектуальными ресурсами»: Дело; Москва; 2014

15. Ветрова А.А. Проблемы коммерциализации интеллектуальной собственности вузов. Сборник докладов научно-практической конференции «Интеллектуальная собственность. Теория и практика Петербургские коллегиальные чтения -2014» 25-27 июня 2014 г., Санкт-Петербург, с. 97

References

1. Kozyrev A.N. Assessment of intellectual property. -M .: Expert Bureau. 1997. -289 p.

2. Savikovskaya E.V. Golden Key intangible asset management. // Patents and litsenzii. 2002. № 10. Р. 43-48.

3. Yudanov A.Y. Competition: Theory and Practice. Educational and practical guide. - 2nd ed.. and Doppler M .: Association of Authors and Publishers "Tandem", publishing house "GNOME-Press", 1998. 384 p.

4. Savikovskaya E.V. System approach to management of intangible assets. Proceedings of the scientific-practical conference "Peer read -2003" June 25-26, 2003 St. Petersburg, P. 77-81.

5. Polyakov I.V. Questions liquidity of intangible assets of high-tech companies in the conditions of modernization of the Russian economy // The commercialization of intellectual property and increase the capitalization of the company / Proceedings of the sectional meeting of the Third National Forum on "Intellectual Property - XXI Century" April 20-23, 2010 / Ed. EV Queen. -M .: Russian State Institute of Intellectual Property (RGIIS), 2010.-P. 62-63

6. Zaydullina CH.N. Intellectual capital as a basis for the formation of innovation-oriented economy. Collected materials of the international scientific-practical conference "Management of intellectual property as a factor in increasing the efficiency of institutions", Kazan - 2013 Р.54-63

7. Shichkina M.I. Current Practices and Problems of the commercialization of intellectual property. // Commercialization of intellectual property and increase the capitalization of the company / Materials sectioned

8. Russia in the world ranking of competitiveness. While there is much to fall / RBC Rating - Access: http://rating.rbc.ru/article.shtml72012/09/06/33759307

9. Kozyrev A.N. Assessment of intellectual property. -M.: Expert Bureau -M. 1997. -289 p.

10. Desmond G.M., Kelly R.E. business valuation Guide: Trans. Eng., Ed. Number .: IL Artemenkov (Ch. Ed.), A.V. Voronkin. M .: assess Encyclopedia, 1996

11. Zinov V.G. Management of intellectual property in research institutes .// Patents and litsenzii. 2005. № 1. Р. 10-16.

12. Abtézgova O.V. Commercial use of intellectual property. -M.: ITK "Dashkov and K". 2006. 300 p.

13. Lukin V.B., Belousov N.M, Panova N.A., Zyukov N.S. under the total. Ed. V.B. Lukin's Intellectual Property Management: Textbook. Benefit / Mosk. state. Univ print them. Ivan Fedorov. -M .: MGUP them. Ivan Fedorov,

2014. 110 p.

14. Zinov V.G., Lebedeva T.Ya, Tsyganov S.A. The innovative development of the company. Intelligent Resource Management »: Case; Moscow; 2014

15. Vetrov AA Problems universities commercialization of intellectual property. Proceedings of the scientific-practical conference on «Intellectual Property. Theory and practice of St. Petersburg collegial reading -2014 "June 25-27, 2014, St. Petersburg, p. 97

Статья поступила в редакцию 06.02.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.