Научная статья на тему 'Вступление России в ВТО: конкурентные преимущества и недостатки Ростовской области'

Вступление России в ВТО: конкурентные преимущества и недостатки Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пахомова Д. А.

Данная статья посвящена вопросам присоединения России к Всемирной Торговой Организации. Автором показана степень актуальности и значимости выбранной темы в настоящее время. Подробно рассматриваются отраслевой аспект последствий вступления России в ВТО. Большое внимание уделено конкурентным преимуществам и недостаткам Ростовской Области. Отмечается необходимость реализации специальных региональных мер, от которых будет зависеть каким будет интегрирование Ростовской области с мировым хозяйством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вступление России в ВТО: конкурентные преимущества и недостатки Ростовской области»

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование экономических региональных кластеров и применение форсайта на уровне региона носит объективный характер и является актуальным явлением.

Список литературы:

1. Магомедова Л.Г. Роль и место методов стратегического управления в обеспечении устойчивого развития региона [Текст] / Л.Г. Магомедова // Экономический вестник Ростовского государственного университета (Terra economics). - Ростов-н/Д: изд-во ЮФУ 2009. - Т. 7, № 4.

2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. -М.: ИНФРА-М, 2006. - 260 с.

3. Гутман Г.В. Управление региональной экономикой / Г.В. Гутман. -М.: Финансы и статистика, 2006. - 187 с.

4. Синяева О.А. Региональная кластеризация-механизм создания инвестиционно привлекательной территории региона // «Самоуправление». -2010. - № 2. - С. 32-35.

ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО: КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

© Пахомова Д.А.*

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Данная статья посвящена вопросам присоединения России к Всемирной Торговой Организации. Автором показана степень актуальности и значимости выбранной темы в настоящее время. Подробно рассматриваются отраслевой аспект последствий вступления России в ВТО. Большое внимание уделено конкурентным преимуществам и недостаткам Ростовской Области. Отмечается необходимость реализации специальных региональных мер, от которых будет зависеть каким будет интегрирование Ростовской области с мировым хозяйством.

Начиная с 16 декабря 2011 года, происходит «вливание» России в ВТО, присоединение на взаимосогласованных условиях к торговым соглашениям, достигнутым странами-участницами этой организации за полвека. А это означает формальное снятие преград на пути российских товаров на мировые рынки с одновременным встречным открытием внутреннего рынка для иностранных товаропроизводителей. Прорыв на мировые рынки для российской экономики является насущной необходимостью, которая способна

* Студент кафедры Теории и технологий в менеджменте.

радикально повлиять на выбор пути и возможности ее развития. Все противоречия как будто бы устранены. И теперь на арену наиболее обсуждаемых проблем в политических и научных форумах, выходит проблема последствий вступления России в ВТО.

Для чего России нужно вступать в ВТО? 1). Для достижения лучшего доступа на иностранные рынки. 2). Для доступа к участию в разработке правил международной торговли, что обеспечит возможность использования механизма разрешения споров по защите национальных интересов и позволит реализовать текущие и стратегические торгово-экономические интересы. 3). Для снижения импортных пошлин на товары и услуги из-за рубежа. Многие российские отрасли получат доступ к более дешевым услугам и финансовым инструментам. 4). Для укрепления в российской экономике рыночных механизмов свободной конкуренции товаров и услуг, что создаст необходимые условия для интенсивного роста производительности труда. 5). Для облегчения технологической модернизации экономики, что позволит предприятиям России вписаться в мировые технологические цепочки. 6). Для роста доходов государства за счет увеличения торгового оборота. 7). Для снижения безработицы за счет роста экспорта и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности. 8). Для повышения качества жизни граждан и понижения ее стоимости за счет выхода на рынок большого ассортимента более конкурентоспособных товаров и услуг с более низкими ценами и с более высоким качеством.

На первый взгляд все выглядит довольно привлекательно. Но есть и обратная сторона медали, которая отражает весь неизбежный негатив присутствия России в этой международной организации.

В первую очередь необходимо отметить, что Россия в рамках присоединения к ВТО взяла на себя обязательство по итогам переходного периода снизить средневзвешенную ставку импортного тарифа на товары до 7,8 % с 10 % в 2011 году.

Будут полностью ликвидированы таможенные сборы за ввоз компьютеров и элементную базу. Предусматривается снижение пошлин на бытовую электронику и электротехнику, а также различное технологическое и научное оборудование. Пошлины сократятся и для лекарств. Внутренние цены на энергоносители будут приведены к уровню мировых цен.

Доля иностранного капитала в совокупном капитале страховых компаний может составить более 45 %. Доля иностранного участия в уставном капитале российских банков может достигнуть 50 %, а в уставном капитале операторов рынка ценных бумаг - до 75 % [6].

Средний сельскохозяйственный тариф будет снижен до 10,8 % с нынешних 13,2 %, средневзвешенная импортная пошлина на промышленные товары - с 9,5 % до 7,3 %, тариф на новые автомобили снизится в 2 раза -с сегодняшних 30 % до 15 %. Для говядины импортная пошлина внутри

квоты составит 15 %, вне квоты - 55 %, для свинины - 0 % и 65 %, для мяса птицы - 25 % и 80 % [5].

Однако нужно иметь в виду, что лишь на треть товарных групп полное изменение тарифа произойдет сразу после вступления. Для многих товаров процесс затянется на 3 года, а для некоторых - и на 8 лет после вступления в организацию. Так, тариф на новые автомобили сразу после вступления снизится до 25 % и будет оставаться на этом уровне следующие 3 года. Затем начнется ежегодное снижение тарифа на 2,5 % и процесс остановится через 4 года, когда тариф достигнет целевого уровня в 15 %. На подержанные автомобили до 7 лет при присоединении к ВТО будет установлена пошлина 25 %. Она не будет меняться 5 лет, а затем в течение 2 лет снизится до 20 %. На автомобили старше 7 лет пошлина меняться не будет [6].

Что касается сельского хозяйства - то его поддержка один из спорных вопросов, который тормозил вступление нашей страны в ВТО. Организация не приветствует протекционистские меры государства в отношении аграриев, поскольку они стимулируют производство и искажают условия внешней торговли.

Сейчас переговоры по данному вопросу в рамках ВТО завершены. С момента вступления в ВТО и до 2012 года Россия обещает зафиксировать объем государственной поддержки сельского хозяйства на уровне 9 млрд. долл. За период с 2013 до 2017 год эти показатели должны снизиться до 4,4 млрд. долл. Впрочем, фактически объем дотаций российским аграриям в ближайшие пять лет урезан не будет: сейчас на развитие АПК в стране тратится чуть больше 3 млрд. долл. в год [6]. Кроме того, во избежание излишней концентрации господдержки на определенных видах сельхозпродукции, Россия обязуется до 2018 года направлять на эти цели не более 30 % от общей суммы субсидий. Также будут отменены льготы по НДС для отдельных категорий продукции. Т.е. после присоединения РФ к ВТО регулирующие возможности государства, и без того куцые, должны будут существенно уменьшиться.

Но есть и не только минусы в развитии сельского хозяйства. Вместе с членством в ВТО Россия получит возможность вести полноправные переговоры о поставках нашей продукции на рынки стран ВТО. Сегодня Россия -крупный экспортер зерна, потенциальный экспортер мяса птицы и свинины, а в дальнейшем, возможно, и молочных продуктов. Поэтому сельхозпроизводители крайне заинтересованы в расширении зарубежных рынков сбыта.

Также, еще одной уязвимой отраслью является машиностроение. По результатам Всемирного банка в данном секторе ожидается падение до 12 % выпуска и занятости. По прогнозу минэкономразвития, после вступления в ВТО производство легковых автомобилей в стране к 2014 году может снизиться на 58 % по сравнению с 2010 годом, а грузовых - на 98 % [4].

Под угрозой окажутся не только аграрный сектор и машиностроение, но и многие другие отрасли экономики в связи с ликвидацией защитных барь-

еров. В пищевой, легкой и промышленности строительных материалов падение может составить до 7 %. В краткосрочном периоде негативные последствия могут коснуться фармацевтических компаний и текстильных предприятий. Возможное сокращение выпуска в этих секторах может составить от 0,5 % до 2 %.

Подвергаются реальной опасности полного поглощения западными фирмами такие услуги как консалтинговые, юридические и медицинские. Пострадает и туристическая отрасль.

Ухудшится наполняемость федерального бюджета, поскольку таможенные пошлины формируют до 37 % его доходной части, что обострит и без того трудноподъемные проблемы финансирования большинства статей, включая выплаты пенсий, социальных пособий, а также обострит проблемы обслуживания государственного внешнего и внутреннего долга.

Есть отрасли, в которых будут наблюдаться положительные эффекты: в металлургии, причем прирост выпуска и занятости в черной металлургии может составить 25 %, а в цветной - 15 %. Прирост химической и нефтехимической промышленности можно ожидать в пределах 10 %, а добычи угля - до 6 %. Присоединение страны к ВТО окажет положительное влияние на инновационную экономику. В частности, объем производства в связанных с нанотехнологиями секторах может в среднесрочной перспективе дополнительно увеличиться на 7,6 % [5].

В целом, расчеты указали на рост благосостояния экономики в краткосрочном периоде на 0.41 % в год, а в долгосрочном - на 0.96 % в год. Сальдо торгового баланса претерпит значительные изменения, торговый профицит может снизиться на 10 %.

Проблемы, связанные с вступлением России в ВТО характерны и для большинства регионов РФ. Однако эксперты указывают на неравномерные последствия вступления в ВТО для разных регионов России.

Что ожидает Ростовскую область? Позиции области весьма средние: она не располагает крупными залежами полезных ископаемых: газ, нефть, бокситы. Но в РО хорошо развиты все остальные отрасли: машиностроение и сельское хозяйство, а также сфера услуг: транспортных, торговых, финансовых, образовательных, медицинских. Сегодня донское качество высоко оценено на региональном и федеральном уровнях. Создано и успешно действует Агентство инвестиционного развития. Разработана специальная Программа по привлечению инвестиций, чего нет у большинства субъектов федерации. Разработаны Стратегия социально-экономического развития Ростовской области и план территориального развития. РО имеет высокий уровень политико-организационной активности органов власти. Она располагает высоким интеллектуальным потенциалом. РО - единственная в ЮФО, располагающая необходимой законодательной базой.

Благодаря этому, за год инвестиции в Ростовскую область выросли почти на 50 %. Большая часть - инвестиции Ростелекома, Газпрома и других круп-

нейших корпораций. По темпам развития РО конкурирует с Краснодарским краем на 1 месте. По динамике ППС Ростовская область опережает Российскую Федерацию. Все это относится к конкурентным преимуществам области.

Конкурентные недостатки: 1) устаревшая, требующая огромных инвестиций в развитие транспортная система: Кочетовский гидроузел, Волгодонской канал, трасса М-4, устаревшее энергохозяйство и пути на железной дороге. 2) Экономика области - это экономика 25 крупнейших предприятий. Необходимо ускорить диверсификацию экономики. 3) Неравномерно развиты территории в области. Есть депрессивные, в основном шахтерские территории. 4) В Ростовской области значителен уровень теневой экономики. Почти 25 % ВРП составляет теневая экономика.

В связи с вступлением в ВТО в сложную ситуацию попадут машиностроительные предприятия Ростовской области. Даже перспективы такого крупнейшего предприятия по выпуску сельхозмашин, как «Ростсельмаш» -туманны, так как значительно снизятся меры госзащиты отечественного сельхозмашиностроения, что может вынудить самый «ростовский» завод покинуть пределы России. Вступление России в ВТО прежде всего приведет к снижению ввозных пошлин на импортную сельхозтехнику в три раза, как того требуют правила организации, при этом пошлины на дешевую подержанную сельхозтехнику вообще «сойдут в ноль». Сегодня импортная пошлина на иностранные комбайны составляет 15 % от их цены, но не менее 120 евро за каждый киловатт мощности двигателя, после вступления России в ВТО пошлина будет 5 %. Кроме того бюджет станет субсидировать ставку по кредитам на покупку любой техники (сейчас - только на российскую). Со вступлением в ВТО страна превратится в большого потребителя подержанных комбайнов со всего мира. Доля «Ростсельмаша» на отечественном рынке будет снижаться, хотя и не резко, так как иностранные производители в значительной мере обходили пошлину благодаря сборочным производствам, размещенным на территории нашей страны. При этом иностранные компании могут отказаться от планов расширения сборочных производств и углубления локализации, так как в этом не будет экономического смысла [1].

Вступление в ВТО ударит по сельхозпроизводителям. Сейчас производство сельхозпродукции в Ростовской области выросло более, чем на 3 %. Первое место в обрабатывающей промышленности занимает производство пищевых продуктов, в том числе напитков и табака [3].

Как уже отмечалось, главная неприятность, с которой придется столкнуться предпринимателям, - жесткая конкуренция с иностранными производителями. И пострадает от нее в большей степени малый бизнес. Ростовская области занимает первое место по привлеченным инвестициям среди субъектов Российской Федерации (6,3 млрд. руб.), а также по обороту малых предприятий в Южном федеральном округе (198,2 млрд. руб.) [2].

В целом по ряду показателей развития предпринимательства область входит в первую десятку российских регионов. Третья часть всех экспортных

операций области приходится на субъекты малого бизнеса. При этом количество предпринимателей, выходящих на внешний рынок, увеличивается. В перечне экспортируемой продукции преобладают товары промышленной переработки, в том числе инновационная продукция. В связи с вступлением в ВТО подготовлена программа поддержки бизнеса на Дону до 2015 г.

Понимание проблемы - половина ее решения. Интеграция России в мировое сообщество может привести к разным и даже диаметрально противоположным результатам. Поэтому главное - не «интегрироваться», а занять достойное место в ряду других мировых держав. А сделать это можно только с «открытыми глазами». И каждый шаг требует тщательной подготовки. Администрацией РО разработан план мер, нацеленных на повышение конкурентоспособности предприятий Ростовской области: формирование специальной рабочей группы (межведомственной комиссии) в Администрации Ростовской области; реализация комплекса мер, направленного на техническое и технологическое перевооружение предприятий (за счет субсидирования процентной ставки по привлекаемым кредитам и использования др. финансовых механизмов); организация работ по аттестации предприятий на соответствие международным стандартам Системы Менеджмента Качества серии Ш0-9000; усиление информационного сопровождения процесса вступления РФ в ВТО: проведение круглых столов, научно-практических семинаров и конференций по аспектам ВТО (по правилам работы в условиях вступления в ВТО, по проблемам и перспективах отраслей в условиях вступления в ВТО и т.д.), проведение информационной компании в СМИ, формирование специального раздела на сайте Администрации области; проведение экспертизы действующего и разрабатываемого регионального законодательства в целях приведения его в соответствие с нормами и принципами ВТО; организация подготовки и переподготовки кадров по праву ВТО, применению мер защиты от недобросовестной конкуренции, разрешению торговых споров, применению международных стандартов финансовой отчетности и др.; разработка совместно с ВУЗами области образовательных программ, организация и проведение обучения специалистов - менеджеров, экономистов, юристов, бухгалтеров и др. по проблематике ВТО.

Выше были выделены некоторые меры по решению проблем, и от того, как скоро будут реализованы данные меры, зависит каким будет интегрирование Ростовской области в мирохозяйственные связи. Т.к. вступление России в ВТО уже решенный вопрос, то нужно подумать об извлечении максимальных дивидендов от этого вхождения.

Список литературы:

1. www.nprus.ru.

2. www.tv.dontr.ru.

3. www.agro.ru.

4. www.rg.ru/2011/11/30/reg-szfo/wto.html.

5. www.spp.spb.ru/ru/node/4003.

6. www.vestifinance.ru/articles/5504.

РЕГИОНЫ - ЛОКОМОТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

© Щербаков А.А.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

В статье приводится роль инфраструктурного обеспечения современного предпринимательства в экономике региона. Выявлены направления развития крупных регионов Дальневосточного федерального округа и условия их успешного развития.

В настоящее время предпринимательство - это ключевой фактор роста экономики и важнейший экономический ресурс современной России. Уровень его развития определяет социально-экономическое состояние региона. В настоящее время активно протекают процессы формирования инфраструктурных элементов призванных поддерживать предпринимательство. Государство в свою очередь аналогично оказывает и даже наращивает поддержку малому и среднему предпринимательству.

Необходимость формирования общих условий для функционирования и развития предпринимательства осознается научной общественностью, политиками различных уровней, тем более функционирующими предпринимательскими структурами, предпринимателями. Происходит стимулирование формирования соответствующих условий для создания профессиональных и общественных объединений, ассоциаций и союзов предпринимателей [5].

Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения современного предпринимательства представляет собой плавный процесс. Современное предпринимательство, основными компонентами которого является инновационность и рациональная рисковость, не может быть сформировано мгновенно. К сожалению для этого нет объективных предпосылок. Основными, а точнее, доминирующими факторами развития российской экономики по-прежнему являются - природные ресурсы. В то же время невысок удельный вес развитых факторов: инновационных средств, высоких базовых технологий, не сформировано инновационного, предпринимательского типа менеджмента и маркетинга.

* Аспирант кафедры Мировой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.