Научная статья на тему 'Время создания первого отечественного учебного пособия по криптографии - 1633 год'

Время создания первого отечественного учебного пособия по криптографии - 1633 год Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
271
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КРИПТОГРАФИИ / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / HISTORY OF CRYPTOGRAPHY / TEXTBOOK / INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Столпаков Б. В.

Представлен комплекс документов XVII столетия из архивов Посольского приказа. Предлагается обоснование комплекса как первого отечественного учебного пособия по криптографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Time of creation of first domestic textbook on cryptography - 1633

The complex of the 17th century documents from the archives of the Ambassadorial department is presented. Justification of the complex as the first national textbook on cryptography is offered.

Текст научной работы на тему «Время создания первого отечественного учебного пособия по криптографии - 1633 год»

УДК 003.26

ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ ПЕРВОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО КРИПТОГРАФИИ - 1633 ГОД

Б. В. Столпаков, к. ф.-м. н., доцент кафедры «Компьютерная безопасность»

Тел.: (495) 655-07-59, e-mail: stobor655@rambler.ru

Московский государственный институт электроники и математики (МИЭМ)

www.miem.edu.ru

The complex of the 17th century documents from the archives of the Ambassadorial department is presented. Justification of the complex as the first national textbook on cryptography is offered.

Представлен комплекс документов XVII столетия из архивов Посольского приказа. Предлагается обоснование комплекса как первого отечественного учебного пособия по криптографии.

Ключевые слова: история криптографии, учебное пособие, информационная безопасность.

Keywords: history of cryptography, textbook, information security.

Введение

Одной из задач журнала «Открытое образование» является знакомство читателей с историей становления педагогической науки и практики в России.

Обращение к историческим образцам позволяет подтвердить сло-

жившиеся принципы современной педагогики и обогащает сущест-

вующие подходы к подготовке специалистов в конкретной области знаний.

Область знаний, о которой пойдёт речь далее, несколько необычна, но чрезвычайно важна для функционирования любого государства - это криптография. Так называют науку о шифрах, или о методах засекречивания передаваемой информации и способах её вскрытия.

В последние десятилетия сегмент образовательной сферы, связанный с подготовкой специалистов в области информационной безопасности переживает бурное развитие. В сотнях вузов России в настоящее время ведётся обучение студентов по профилю кафедр криптографии и информационной безопасности.

Знакомство профессорско-преподава-

тельского состава этих кафедр, аспирантов и студентов с уникальными историческими

материалами, заслуживающими быть названными первым отечественным учебным пособием по криптографии (тайнописи), представляется весьма полезным.

Материалы, о которых далее пойдёт речь, хранятся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) среди документов Посольского приказа [1]. Обоснование предположения, что эти материалы составляют учебное пособие, начнём с их подробного описания.

Лист 1 - документ с указанием патриарха Филарета (см. рис. 1). Содержание документа:

«(7) 141 (1633) августа в 8 день Великий Государь Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Руссии дал такую азбуку и склад затейным писмом (шифр и пример его использования - Б. С.) думному дьяку Ивану Грязеву, написал своею государевою святительскою рукою, для своих государственных и посольских тайных дел: любо лучится (если понадобится - Б. С.) в которых государствах их Государским послом и посланником или также их агентом писати о каких великих их государских делех, и им писати к ним государем таким затейным писмом (применять шифрование - Б. С.), чтоб было в тех землях не знатно».

Здесь патриарх Филарет - Фёдор Никитич Романов (1553 г. - 1 октября 1633 г.). С его именем в значительной степени связано выстраивание и упрочение системы государственной власти в России. Боярина Фёдора Иоанновича. Но тогда престол занял Борис Годунов. Фёдор Никитич Романов был со-

т-т

■ ■ С -г1'' А ' <4./

л/д ' И ....................Щ\0 ‘

]^ Я ^ -уї ^4 г

/)г>Г,а|С - ^Р/ы'^ул -л» Ж*

. ^ Ц с------ С/—. V-, 5 / Ки^

д^/'>кд"х ^ ;Г;~*, л

г г-|

-ІЛЛІ-- / ?<< ■' '

<*<*** <?«■

( \л^

, .ф£гь^ - V V А \

1^7\С %1УУ1* г"'~

я*ч/~° ^с

:

Мі

Рис. 1. Указание патриарха Филарета

а’ «у С? '

Н^ид Р^кус^рК* (О и<Лъ

' ^>4.; 'Іг " V :■?

Рис. 2. Записка с русским текстом

Рис. 3. «Склад затейным писмом», автограф патриарха Филарета

слан в далёкий северный монастырь, где его насильно постригли в монахи. В 1610 году во время польской интервенции митрополит Филарет был взят в плен, вернулся в Москву лишь в 1619 году. Через 10 дней после возвращения его избрали патриархом.

Романова считали ближайшим законным преемником после

смерти царя Фёдора Авторитет и влияние патриарха Филарета были так велики, что он являлся фактическим правителем государства.

Иван Кириллович -думный дьяк

И. К. Грязев, глава Посольского приказа с 1 октября 1632 года по 17 апреля 1634 года. Он умер в мае 1634 г.

Лист 2 - записка (см. рис. 2), содержащая текст:

«господину ивану кириловичю дмитреи франзбеков челомъ бьет».

Дмитрий Франзбе-ков обучался тайнописи весной 1633 года в связи с решением направить его дипломатическим агентом в столицу Швеции Стокгольм.

Лист 3 - шифрованная записка (см. рис. 3). Если расшифровать текст, содержащийся в записке, пользуясь шифром (условными обозначениями для русских букв) с листа 4, то получим фразу: «господину ивану кириловичю дмитреи франъзбекъ челомъ бьетъ».

В записи на листе 3 содержатся 4 ошибки: не зашифрована буква

Рис. 5. Шифрованное письмо

«ю», неправильно зашифрованы буква «л» и

два раза буква «т». Можно предположить, что шифр применялся по памяти.

Похоже, что запись на листе 3 и есть тот

«склад затейным пис-мом», о котором говорится в указании патриарха Филарета (лист 1).

Лист 4 - цифирная азбука (шифр) патриарха Филарета (см. рис. 4). Мы видим, что этот шифр представляет собой таблицу с шестью строками. В первой, второй и третьей строках записаны по порядку 34 буквы церковнославянского алфавита. Во второй, четвёртой и шестой строках указаны их условные (шиф-ровые) обозначения. Условные обозначения букв, таким образом, тоже представляют собой азбуку. Она и названа «цифирной азбукой», т. е. шифровальной азбукой. Шифрование заключается в замене каждой буквы исходного русского текста на её условное обозначение из цифирной азбуки. Так получается шифрованный текст - запись исходного русского текста в новом алфавите. Таким образом, шифр на листе 4 это шифр простой замены.

В цифирной азбуке мало знаков, отличных от славянских и греческих букв, условные обозначения для девяти букв написаны с надстрочным знаком - титлом. Титлование усложняет восприятие шифрованного текста для человека, не знакомого с данным шифром, поскольку предполагает сокращение слов. Эта азбука в некотором смысле рационализирована: некоторые редкие буквы (Ж, Ъ, Ы, Ь) не шифруются; для букв «8» и «З» используется одно условное обозначение, аналогично для букв «И» и «I».

-

г-

&

>г-

. *><

гЛ &-> с *'.ьу&« уф 3€,л1*^ с

-гг» гг; г< &гг

^’Р'У м **й ^-ь. • убуЛб.*"

4 2^ -т^я II. ^ЬК И3с

3

■ <У^

Л £*Э« /* V*,'

; г *« “">'' ‘V , г . г ' ... лс\

Лик*т^З >рШКГЗ

'У * ^^ I

7\ «)'£}-« /•/'/ ? <Щ- £ |^ Г?^'- ;^1. “Л А Р 1%1пЖЪ 1уу 9« I"Л * "^Оз 11^-й

Рис. 6. Образец шифрованного письма

Рис. 7. Образец зашифрования текста

Лист 5 - шифрованное письмо Дмитрия Франзбекова (см. рис. 5). В конце шифрованного текста стоит подпись по-русски:

«дмитреи франзъбеков».

Если расшифровать текст письма, пользуясь азбукой с листа 4, то прочтём следующее:

«господину .царю .ивеликому .князю .Михаилу .федоровичю .всеаруси ивеликому господарю .святейшему .-патриарху .филарету . никитичю .московскому ивсеаруси .холопъ .вашь .митка .франзбеков .челомъ .бьеть .повашему .господарчеву .указу .велено .мнехолопу вашему .жити . всискои

(в шведской - Б.С.) земле вгороде .встеколне (в Стокгольме - Б.С.) .для .вашихъ .господарсенных делъ .иваимъ (и вашим - Б. С.) .господавымъ .деломъ .промышляти .ивестеи .всяких .проведывати .повашемугосподаревууказу» Далее подпись.

В шифрованном тексте с листа 5 содержится 5 ошибок. Это ошибки в выборе условных обозначений для букв русского текста. Можно предположить, что шифровальная азбука использовалась по памяти. Ошибки не мешают восстановлению текста.

Лист 6 - шифрованное письмо (см. рис. 6). Если расшифровать текст письма, пользуясь азбукой с листа 4, то прочтём следующую запись:

«умилостивися господарьиванъ кириловичь. надбеднымъ ибеспомощнымъ будигосподарь заступник. обомне бедномъ великимъ господаремъ чтобы они господари пожаловали меня.

с о

Л

X

осі*\

Л^Л ^ 1 ? /1'

В шифрованных текстах на листах 5 и 6 многие слова объединены; в одном случае слово разбито на части, присоединённые к соседним словам (лист 6). Текст с листа 5 можно рассматривать как более реальный образец шифрованного письма.

Лист 7 - шифрованная записка (см. рис. 7). В записке зашифрован текст с листа 2 посредством азбуки патриарха Филарета с листа 4. Зашифровано без ошибок, слова шифртекста отделены друг от друга точками.

Лист 8 - шифрованная записка (см. рис. 8). Если расшифровать текст записки, пользуясь азбукой с листа 4, то прочтём послание:

«господину .ивану .кириловичю .дмитреи .франзъбековъ .челомъ .бьетъ .повашему .государеву .указу .велено .мне .холопу .вашему .ехати .всвискую .землю .вгород .встеколну».

На листе 8 явно черновая запись: над начальными словами шифртек-ста подписана их расшифровка «господину», «ивану», «кириловичю»,

«дмитреи»; между шифрованными словами «холопу», «вашему» стоит

зачёркнутое шифрованное слово «твоему»; на листе имеются ещё 4 зачеркнутых буквы, одна из них в тексте. Похоже, что текст шифровали, а не расшифровывали. Документ можно характеризо-Рис. 9. Цифирная азбука и образец её применения Вать как изображение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

холопасвоегобедногопосеиче лобитенке какъ- практики шифрования и расшифрования.

имъ праведнымъ великимъ тт„г> л, „ „ „

\ . Лист 9 - ещё одна цифирная азбука, а

господаремъбогъизвеститъ». . . „ч „

под ней шифрованная запись (см. рис. 9). С

помощью азбуки запись читается так:

Рис. 8. Иллюстрация шифровальной практики

£ со% ^ 3 7ь о у 'Ш

3

7

ГР'

со

п

f

А

-А А /А н // V № * о

ш

-4х

£*№ -|У-ТТсЁ-Ьо уэ Та. #8 (’2тГ

7$

>)| До у,3>тг#

«азъ буки веди глаголь добро есть живете sело земля иже како люди».

В цифирной азбуке для шифровых обозначений используются арабские цифры 1, 5, 6, 7, 8; согласно церковнославянской цифровой символике, это как раз числовые значения букв, зашифрованных указанными цифрами (А, Е, 8, З, И). Здесь много искусственных шифровых обозначений: некоторые обозначения получаются из славянских букв поворотом (Ж, Н, КСИ), отражением относительно горизонтали (Л, М, П, Р, Я, ПСИ) или вертикали (К, С, Ч). Девять букв не претерпели никаких изменений, титлование в шифровых обозначениях не используется. Вероятно, эта цифирная азбука составлена в учебных целях: она демонстрирует разнообразие способов создания условных обозначений для букв.

Собственно учебным пособием являются лист 2 вместе с листами 4-9. Присутствие в деле листа 2 с малозначительным, не имеющим отношения к тайнописи и руке патриарха текстом свидетельствует о том, что мы имеем дело с единым комплексом документов, где листу 2 также отведена роль. Она проясняется при рассмотрении листа 2 вместе с листом 7.

Наибольшую методическую ценность, позволяющую рассматривать собрание документов как учебное пособие, составляют листы 4 и 7.

Лист 4 имеет самостоятельную исключительную ценность, так как представляет собой собственноручную патриаршую запись шифра, который следует назвать «шифром Филарета».

Методика применения этого шифра поясняется листами 2 и 7. На листе 2 приводится пример открытого текста в виде двух строк:

господину ивану кириловичю дмитреи франзбеков челомъ бьет.

На листе 7 приводится соответствующий ему шифрованный текст. Читатель может самостоятельно убедиться в этом. Достаточно посмотреть, какие условные обозначения в шифре Филарета соответствуют буквам «Г», «О», «С» и т. д. Например, буква «У» не меняет своё обозначение, поэтому в шифрованном тексте знак «У» стоит на прежних местах. Слова шифрованного текста на листе 7 отделены друг от друга точками, видимо так следовало поступать шифровальщикам.

В сборнике документов читатель найдёт и методические указания для осуществления расшифрования зашифрованного сообщения, изложенные и разобранные на примерах. Такова роль листа 8. Расшифровки, подписанные над некоторыми зашифрованными сло-

вами (Ивану, Кириловичю и т. д.), позволяют понять, как нужно проводить расшифрование остальных слов.

Далее, содержание листов 5-9 можно рассматривать как практическое упражнение по расшифрованию зашифрованных сообщений (говоря современным языком - сборник задач с решениями или практикум).

Заключение

В настоящей работе впервые предлагается рассматривать представленный комплекс документов (листы 1-9) как учебное пособие по криптографии. Пособие выстроено классическим образом: указана область его применения, дана методика действий и конкретные примеры её использования. Это и позволяет дать всему комплексу документов характеристику учебного пособия.

Вместе с тем представленные материалы обладают своеобразием, придаваемым высокой значимостью включённого в них указания патриарха Филарета. Можно сказать, мы имеем директивный документ с детальной проработкой его практической реализации. Добавим, и фактически реализованный в дипломатической работе, учитывая обучение и командировку Франзбекова в Швецию.

Следует отметить, что исследователи и прежде обращали внимание на некоторые из приведённых здесь документов в связи с вопросом о начале использования дипломатической тайнописи в России.

Ещё в 1853 году Александр Николаевич Попов, известный историк-архивист и писатель, член-корреспондент Петербургской АН, опубликовал в «Записках императорского Археологического общества» статью [2], где сообщил об указании патриарха Филарета и привёл копии цифирных азбук (с листов 4, 9). Л. В. Черепнин в своём учебнике «Русская палеография» также упомянул азбуку патриарха Филарета и его указание, процитировал статью А. Н. Попова [3]. С конца XX века в учебно-научной литературе и в Интернете постоянно упоминается указание и азбука патриарха Филарета как важная веха в использовании шифрования в переписке. Несомненно, сыграло свою роль широко отмечавшееся в 1999 году 450-летие создания Посольского приказа.

Учебное пособие удачно обрамляет свою центральную часть - указание патриарха Филарета (лист 1), реализуя его. Вместе с тем значение патриаршего распоряжения о необходимости использования шифрования в дипломатической переписке выходит далеко

Проблемы образования

за пределы представленного здесь учебного пособия. Это первый по времени из известных ныне документов, регламентирующих криптографическую деятельность в России. Сама личность патриарха Филарета, фактического

руководителя государства, придаёт документу исключительное значение. Время создания документа - 8 августа 1633 года, вероятно, заслуживает достойного упоминания среди памятных дат государственных служб России.

Литература

1.РГАДА. Ф167. Оп. 1. Ед. хр. 1.

2. Попов А. Н. Прибавление к статье о дипломатической тайнописи в древней России // Записки императорского Археологического общества. - Спб., 1853. Т. 5. С. 124-129.

3. Черепнин Л. В. Русская палеография. - М., 1956. С. 396.

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ АКВАРЕЛИ И ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ СЕРГЕЯ АНДРИЯКИ -ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВУЗА

С. Н. Андрияка, действительный член Российской академии художеств, народный художник России, ректор Тел.: (495) 531-55-55 (доб. 434), e-mail: andr@ultranet.ru Д. В. Фомичёва, член-корреспондент Российской академии художеств,

учёный секретарь

Тел.: (916) 099-29-20, e-mail:fomichevadar@yandex.ru, dasha_Jomicheva@hotmail.com Московская государственная академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

http://academy.andriaka.ru

The article provides information about the main aspects of the concept of the newly established Russian art institution of higher education: Sergey Andriaka Moscow Academy of Watercolor Painting and Fine Arts. The institution has analogue neither in Russia nor beyond its borders. The Academy offers a number of original & effective solutions to key problems of the modern art education.

Статья раскрывает основные аспекты концепции нового российского художественного вуза -Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Не имеющий аналогов не только в России, но и за рубежом художественный вуз предлагает ряд оригинальных эффективных решений ключевых проблем современного художественного образования.

Ключевые слова: концепция Московской государственной академии акварели и изящных искусств, методика Сергея Андрияки, воспитание художника-универсала, метод «наглядного преподавания», проблемы современного художественного образования, дистанционное обучение.

Keywords: Sergey Andriaka’s teaching techniques, training of all-round craftsman, visual method of teaching, problems of modern art education, e-learning.

«Узкие специалисты существовали с древнейших времен и были бедствием» [1, с.

295], - сказал Го Си, великий китайский пейзажист XI столетия. А через тысячу лет С. П.

Капица утверждал: «Истинное образование

ты получаешь, когда занимаешься многими разными областями, они взаимно обогащают друг друга» [2].

Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, которая в этом году осу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.