Научная статья на тему 'Время отдыха и отпуска педагогических работников'

Время отдыха и отпуска педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1780
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фёклин С. И.

Режим рабочего времени предусматривает не только выполнение трудовой функции, но и периоды отдыха. В статье пойдет речь о правилах предоставления времени отдыха и отпусков педагогическим работникам в соответствии с действующим трудовым и образовательным законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Время отдыха и отпуска педагогических работников»

Эксперимент в школе

- формируя у учащихся профильных и предпрофиль-иых классов высокий уровень базовых знаний, пытаюсь реализовать с помощью системы элективных курсов «Экосистемы как составляющие части биосферы» идеи компетентного подхода, позволяющего осуществлять более глубокую социализацию школьника. Результатом этой деятельности явился проект «Живая вода планеты», который стал победителем окружного, городского и дипломантом Всероссийского конкурсов проектов. Но главное - ребята узнали, как попытаться помочь Кузьминским прудам, ведь потом, они это четко усвоили в ходе систематических исследований, будет поздно.

Слова матери Терезы они взяли как девиз своего проекта: «То, что я делаю - всего лишь капля в океане, но без этой капли в нем чего-то не хватало бы».

4) благодаря активному использованию инновационных технологий (в том числе информационных) повышаю мотивацию школьников к процессу обучения. На уроках и во внеурочной деятельности используются современные компьютерные программы, все современные ТСО (хотелось бы в свой кабинет приобрести интерактивную доску). Все презентации проектов и многих уроков созданы с помощью программы Power Point, что делает их яркими, красочными, эстетичными, качественно оформленными.

Мы прекрасно знаем, что процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития, при этом уровень целостности становился выше, и в настоящее время высокому ее уровню соответствует процесс проблемно -развивающего обучения, который я стремлюсь использовать на уроках и во внеклассной деятельности.

Кафедра биохимии пятый год работает по теме: «Проблемно - развивающее обучение по модели «Поиск - открытие - творчество» (ПОТ) как средство реализации проектной и исследовательской деятельности учащихся»

Эту тему мы утвердили после того, как провели с Романовой Т.Т. - учителем химии - интегрированное занятие, введение в проект по теме: «Определение содержания формальдегида в помещениях с полимерным покрытием и влияние его на живые организмы». Продолжая добрые традиции, заложенные ранее, и в настоящее время стремлюсь проводить проблемно - развивающие уроки и внеурочные занятия систематически.

Проблемно - развивающее обучение - это современный уровень развития дидактики и педагогической практики. Оно является эффективным средством развития учащихся.

«Проблемным оно называется не потому, что весь материал учащиеся усваивают путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь есть и объяснения учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся систе-

ма методов при этом направлена на общее развитие школьника, его индивидуальных способностей, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением». (Махмутов М.И. 1975., С. 225)

Метод проектов - квинтэссенция (самое главное, наиболее существенное) развивающего, личностно -ориентированного обучения, вносящего свою существенную лепту в общее развитие ученика. И я горжусь, что все сотрудники кафедры биохимии являются руководителями интереснейших, неординарных, личностно - значимых, и в то же время, социально -ориентированных проектов, которые разрабатываются по модели ПОТ по типу проблемно - развивающего обучения. Перечислю наиболее интересные проекты, разрабатываемые в данное время:

1) «Польза и вред жевательной резинки» - рук. Кузина Т.С.;

2) «Систематика растений Зимнего сада. Содержание, уход и защита растений от вредителей» -рук. Осьмакова Г.Г.;

3) «Сравнительная характеристика различных поглотительных материалов для домашних животных», «Биохимические провинции», «Стресс в мегаполисе», «Анатомия в работах Леонардо да Винчи» - рук. Тотоева М.Э.;

4) «Исследование процесса облагораживания почвы пришкольного участка. Определение структуры, состава и кислотности почвы» - рук. Романова Т.Т., Брудзь С.П.;

5) «Этология птиц Зимнего сада школы, Кузьминского парка и зоопарка» - рук. Прохорова А.А. (Надеюсь, эту тему подхватят учащиеся Тотоевой М.Э.);

6) Подключилась к нашей работе и Чащина С.Ю. Она начала работать над проектом по теме «Полимеры и волокна».

Я думаю, ученик, включенный в проектную деятельность, как в проблемно - развивающую форму обучения, пропитывается ею рационально (в процессе логического со размышления), а также эмоционально в процессе сопереживания. Поэтому в такого рода деятельности не может быть плохих учеников, так как невозможно стать худшим (по крайней мере, в собственных глазах), если приобретать таким творческим путем знания, умения и навыки. Я думаю, наши дети - лучшие! И доказательством этому могут быть результаты межпжольных, окружных и городских олимпиад. Ежегодно учащиеся ЦО №641 им. С.Есенина являются призерами и победителями олимпиад всех уровней по экологии, биологии и химии.

Подводя итог вышесказанному, прихожу к мысли, что в ходе проблемно-развивающего обучения, а также благодаря использованию инновационных технологий и парадигм, ярко раскрываются таланты учащихся, их творческая активность, умственный и интеллектуальный потенциал, а значит, формируется гармонично развитая творческая личность, успешная в своей последующей профессиональной деятельности.

Режим рабочего времени предусматривает не только выполнение трудовой функции, но и периоды отдыха. В статье пойдет речь о правилах предоставления времени отдыха и отпусков педагогическим работникам в соответствии с действующим трудовым и образовательным законодательством.

Фёклин С. И.,

заместитель директора Центра нормативного правового обеспечения образования и старший преподаватель кафедры развития образовательных систем ФГОУ АПК и ППРО, старший преподаватель юридического факультета ГОУ ВПО МГПУ

Время отдыха и отпуска педагогических работников

Время отдыха - это период, в течение которого педагогический работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и вправе использовать по своему усмотрению (статья 106 Трудового кодекса РФ1). Видами времени отдыха являются:

• перерывы в течение рабочего дня (статья 108 ТК РФ);

• ежедневный отдых;

• выходные дни (статья 111 ТКРФ);

• нерабочие праздничные дни (статья 112 ТК РФ);

• отпуск.

Всем работникам (в том числе работающим по совместительству) предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (статьи 114 и 115 ТК РФ). Лицам, работающим по совместительству, отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основному месту работы. Если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска меньше, чем по основному месту работы, работодатель по просьбе рабогника-совместигеля предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы (статья 286 ТК РФ). Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются (часть 1 статьи 120 ТК РФ), но подлежат оплате (часть 3 статьи 112 ТК РФ).

Законодательством РФ установлены особенности предоставления отпуска отдельным категория работников. Педагогические работники в соответствии со статьей 334 ТК РФ пользуются правом на предоставление ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков, продолжительность которых установлена Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» и составляет 56 или 42 календарных дня в зависимости от занимаемой должности, типа и вида образовательного учреждения, ряда других обстоятельств.

1 далее по тексту - ТК РФ

Помимо основного ежегодного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам Крайнего Севера предоставляется дополнительный оплачиваемый ежегодный отпуск сроком на 24 календарных дня (педагогическим работникам местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней), который суммируется с продолжительностью основного отпуска

Работодатель с учетом своих производственных и финансовых возможностей вправе самостоятельно устанавливать дополнительные оплачиваемые отпуска для педагогических работников. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (часть 2 статьи 116 ТК РФ). Работники образовательных учреждений, чья трудовая деятельность не связана с педагогическим процессом (например, дворники, уборщицы, повара, водители), имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней (часть 1 статьи 115 ТК РФ).

Право на использование ежегодного основного оплачиваемого отпуска за первый год работы возникает по истечении 6 месяцев его непрерывной работы в данной организации (часть 2 статьи 122 ТК РФ). Под рабочим годом понимается период времени, начиная с числа и месяца, когда работник был принят на работу, до такого же числа следующего года. Например, если работник принят на работу 15 августа 2008 г., то его рабочий год будет начинаться 15 августа одного года, а заканчиваться 16 августа следующего года.

В рабочее время включаются периоды фактической работы и периоды, когда работник не осуществлял свои трудовые функции, но за ним в соответствии с федеральными законами сохранялось место работы (статья 121 ТКРФ):

• время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе;

• период отстранения от работы работника, не прошедшего обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине;

• время выполнения работником своих воинских обязанностей (периоды военных сборов);

• время выполнения работником обязанностей, вытекающих из законодательства об осуществлении правосудия (выполнение обязанностей присяжного заседателя, свидетеля и т.д.);

• время нахождения в образовательных учреждениях, связанное с повышением квалификации, переподготовкой, дополнительным образованием (по направлениям работодателя);

• время получения пособия по беременности и родам (во время дородового и послеродового отпуска);

• время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года

Не включается в стаж работы, дающий право на получение ежегодного оплачиваемого отпуска, время:

• отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы;

• отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста;

• предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более семи календарных дней (отпуска без сохранения заработной платы меньшей продолжительности в стаж включаются).

Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок в случаях:

• временной нетрудоспособности работника;

• исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого законом предусмотрено освобождение от работы (военные сборы);

• когда срок ежегодного отпуска совпал по времени с дополнительным отпуском, который предоставляется работнику в связи с обучением в образовательных учреждениях профессионального образования.

В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, с согласия работника допускается перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставлялся. Запрещается непредставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд (части 3 и 4 статьи 124 ТК РФ).

По общему правилу отпуск предоставляется работнику полностью, но по соглашению работника и работодателя отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна часть отпуска не может быть менее 14 календарных дней (статья 125 ТК РФ). Отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Отказ работника выйти на работу до окончания отпуска, независимо от причины отказа, не является нарушением трудовой дисциплины и не может повлечь за собой дисциплинарное взыскание. Неиспользованная часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год (часть 2 статьи 125 ТК РФ).

Отзыв из отпуска оформляется: в отношении педагогического работника - приказом руководителя образовательного учреждения, в отношении руководителя образовательного учреждения - приказом учредителя. К приказу прилагается письменное согласие работника на отзыв из отпуска Этим же приказом, как правило, решается вопрос о времени использования работником оставшейся части отпуска. Отзыв из отпуска влечет за собой перерасчет заработной платы. За дни, которые сотрудник отработал вместо отпуска, ему начисляется заработная плата «Отпускные» за неиспользованные дни отпуска по

договоренности с работодателем вносятся работником в кассу или оформляются как аванс под будущую зарплату

Часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Словосочетание «может быть» означает, что работник вправе просить, но не обязан требовать замены части отпуска денежной компенсацией. Для замены отпуска денежной компенсацией необходимо получить согласие работодателя. Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет (часть 3 статьи 126 ТК РФ).

Полная замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией допускается только при увольнении работника за все неиспользованные отпуска (часть 1 статьи 127 ТК РФ). Временным работникам предоставляются оплачиваемые отпуска или выплачивается компенсация при увольнении из расчета два рабочих дня за месяц работы (статья 291 ТК РФ), а работникам, занятым на сезонных работах, предоставляются оплачиваемые отпуска из расчета два рабочих дня за каждый месяц работы (статья 295 ТК РФ). Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение 2 лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лег и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труца (часть 4 статьи 124 ТК РФ).

Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем не менее чем за две недели до наступления календарного года (часть 1 статьи 128 ТК РФ). По желанию мужа ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы у данного работодателя (части 2 и 3 статьи 128 ТК РФ).

Право на 4 дополнительных выходных дня в месяц предоставляется одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста восемнадцати лет (статья 262 ТК РФ). При наличии в семье более одного ребенка - инвалида количество предоставляемых в месяц дополнительных оплачиваемых выходных дней не увеличивается.

Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, установленном федеральным законом. В настоящее время такой федеральный закон не принят. Размер и порядок оплаты выходных дней определены Совместным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 26 и Фонда социального страхования РФ № 34 от 4 апреля 2000 г. «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами».

Дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми предоставляются по письменному заявлению родителя (опеку, попечителя) и оформляются приказом руководителя образовательного учреждения на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении. Такая справка представляется родителем ежегодно.

Кроме того, работник, являющийся родителем (опекуном, попечителем) ребенка-инвалида, для получения дополнительных выходных дней при каждом обращении представляет справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично.

Представления такой справки не требуется:

• одиноким матерям;

• при расторжении брака между родителями ребенка-инвалида;

• в случае смерти одного из родителей;

• лишения родительских прав одного из родителей;

• в иных случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца);

• при представлении справки о том, что другой родитель не состоит в трудовых отношениях либо является индивидуальным предпринимателем (самостоятельно обеспечивает себя работой).

Если одним из работающих родителей дополнительные оплачиваемые выходные дни в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в этом же календарном месяце предоставляются для ухода оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.

Дополнительные оплачиваемые выходные дни, предоставленные, но не использованные в календарном месяце работающим родителем (опекуном, попечителем) в связи с его болезнью, предоставляются ему в этом же календарном месяце в порядке, предусмотренном настоящим разъяснением (при условии окончания временной нетрудоспособности в указанном календарном месяце и предъявления листка нетрудоспособности).

Поскольку законодательство не устанавливает минимального срока, за который педагогический работник должен предупредить об использовании такого права, при представлении необходимых документов работнику должны быть предоставлены указанные выходные дни незамедлительно. Кроме того, педагогический работник выбирает такой день самостоятельно и часто старается использовать его в тот день недели, когда у него больше всего учебной нагрузки.

Дополнительные выходные дни не предоставляются работающему родителю в период его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком

до достижения им возраста 1,5 лет. У другого работающего родителя сохраняется право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня.

Оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет производится в размере среднего дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования РФ.

В соответствии со статьей 128 ТК РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. Работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

• работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году;

• участникам Великой Отечественной войны - до 35 календарных дней в году;

• работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году;

• работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до 5 календарных дней;

• в других случаях, предусмотренных ТК РФ, федеральным законом или коллективным договором.

Педагогические работники образовательных учреждений в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» имеют право на длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы.

Длительный отпуск сроком до 1 года может предоставляться педагогическому работнику в любое время по его заявлению и оформляется приказом образовательного учреждения. Очередность и время предоставления длительного отпуска, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств и другие вопросы определяются уставом образовательного учреждения.

За педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется место работы (должность) и педагогическая нагрузка при условии, что за это время не уменьшилось количество часов по учебным планам и программам или количество учебных групп (классов).

Не допускается перевод педагогического работника во время длительного отпуска на другую работу, а также увольнение его по инициативе администрации, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения1.

1 пункты 7-11 Приказа Министерства образования РФ от 7 декабря 2000 года № 3570 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.