Научная статья на тему 'Возрождение Архангельского порта: новые возможности старого района Жаровиха'

Возрождение Архангельского порта: новые возможности старого района Жаровиха Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
164
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Н. В. Гуринов

Реконструированный подходной канал к причалам терминала «Жаровиха» в корне изменил ситуацию с пришедшим в упадок грузовым участком порта. После недавних преобразований этот портовый район вновь востребован для перевалки грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возрождение Архангельского порта: новые возможности старого района Жаровиха»

Возрождение Архангельского порта: новые возможности старого района Жаровиха

Реконструированный подходной канал к причалам терминала «Жаровиха» в корне изменил ситуацию с пришедшим в упадок грузовым участком порта. После недавних преобразований этот портовый район вновь востребован для перевалки грузов.

н. В. гуринов,

руководитель Администрации морского порта Архангельск

В 70-е годы прошлого века южная часть Архангельского порта, работавшая на перевалке экспортно-импортных и каботажных грузов, была на пике функционирования. От причалов целлюлозно-бумажного комбината на берегу Северной Двины продукция ежедневно отправлялась в Европу. У причалов рыбокомбината на противоположном берегу базировалось

более 200 траулеров. Судоремонтный завод в поселке Фактория обеспечивал подготовку судов тралового флота к рейсам. Ниже по течению лесозаводы отгружали пакетированный пилолес.

Со временем одни предприятия сменили профиль, другие были ликвидированы. Постепенно перестали использоваться ставшие ненужными подходные каналы, створные знаки, причальные линии. Работа на грузовом участке «Жаровиха» замерла. Только перед закрытием навигации выполнялись редкие каботажные перевозки в северном направлении. В неблагоприятных погодных условиях возникали проблемы с разводкой мостов. Срывались графики подачи тоннажа, нарушались сроки исполнения рейсовых заданий.

Руководство Архангельского речного порта, в чьем ведении находится район Жаровиха, неоднократно поднимало вопрос о закрытии грузового участка, считавшегося убыточным.

Начало перемен

В декабре 2011 г., после смены руководящего состава ОАО «Архречпорт», грузовой район Жаровиха получил новый импульс к развитию. Для перевалки брали мелкие и крупные партии грузов, навалочные грузы. Шесть оборудованных причалов со складами, с железнодорожными и автомобильными подъездными путями стали важной составляющей грузооборота порта. Напомним, недалеко проходят основная магистраль Северной железной дороги и автомобильная трасса М-8. Неудиви-

тельно, что потребность в причалах Жа-ровихи возросла. Постепенно сокращались простои портовиков в ожидании разводки мостов. Для перевозки грузов из района Жаровиха коммерческий отдел ОАО «Архречпорт» стал использовать суда типа «река-море» с заваливающимися мачтами.

Согласно требованиям инспекции портового контроля, в короткий срок были проведены необходимые работы по обустройству причалов и приведению территории грузового района порта в надлежащее состояние.

Реконструкция подходного канала

В 2013 г. директор ОАО «Архречпорт» Андрей Разговоров обратился в Администрацию морского порта Архангельск (АМПА) за консультацией о возможности принимать и отправлять суда с осадкой до 5 м в районе Жаровиха. Глубины у причалов составляли 4-6 м, но от фарватеров их отделяла речная отмель километровой ширины. Осадка судна с грузом не должна была превышать 3,6 м.

Заместитель капитана порта Сергей Козуб и специалист по гидротехническим сооружениям Вадим Александров изучили имеющуюся в АМПА документацию, в частности хранящиеся в архиве АМПА речные карты промеров 40-50-летней давности. Специалисты порта посчитали целесообразным использовать естественное углубление в рельефе дна, тем более что на этом участке раньше проводились дноуглубительные работы. Руководству речного порта предложили провести ремонт заброшенного подходного канала, установить дополнительные навигационные знаки и плавучее ограждение.

В 2013 г. силами и средствами ОАО «Архангельский речной порт» намеченные работы были выполнены, были удовлетворены все требования Службы капитана морского порта. В погрузо-разгрузочной зоне появился, по сути, новый фарватер длиной около 800 м, шириной 60 м и с проходной осадкой 5,2 м. Были сделаны промеры, утверждена схема подхода-отхода судов. По результатам проходов на патрульном катере инспекция портового контроля вынесла заключение: фарватер готов к эксплуатации. В новых условиях проведения работ выросли объемы грузооборота. С учетом увеличения осадки на отход каждое судно принимало дополнительно 180-200 т груза.

Преобразования и перспективы

В октябре 2013 г. из района Жаровиха в поселок Варандей и порт Нарьян-Мар отправлены 15 судов с грузом. Раньше максимальный показатель отправки судов - до десяти грузовых теплоходов в месяц. Осенью 2013 г. перевозки в большом каботаже в ближнюю Арктику продолжались до закрытия навигации. Впервые была проведена работа в зимний период: в феврале 2014 г. теплоход «Механик Макарьин» с помощью ледокольного буксира подходил к причалу, чтобы забрать скопившийся в районе металлолом.

Сегодня почти все грузы, отправляемые по воде на Соловки, в НАО и в Мезенский район, проходят через речной порт. На складах, причалах и площадках грузового района идет подготовка к приближающейся навигации. С окончанием ледохода грузовой район продолжит активно работать.

Благодаря развитию инфраструктуры был налажен грузооборот со странами Европы. В августе 2013 г. открыт экспортно-импортный участок порта, который принял первую партию норвежского цемента М500, весьма востребованного строительной отраслью региона. Архангельский речной порт провел эксперимент по доставке на терминал импортного груза. Чтобы обеспечить достаточную глубину под килем транспорта с учетом предельной осадки судна на приход (5,2 м), между судном и причалом использовали понтонные проставки. Проход по каналу, швартовка, стоянка и выгрузка прошли благополучно. Дальнейшие поставки цемента

на терминал «Жаровиха» выполняли в рабочем режиме. Из порта в Европу начали отгружать пиломатериалы и металлолом. Это направление рассматривается как перспективное, ожидается увеличение объемов импортно-экспортных грузов. Стабильно растет грузооборот. Общий объем грузоперевозок в 2011 г. (до реконструкции) составил 478 951,00 т, в 2012 г. - 808 867,39, в 2013 г. - 1 085 550,67 т. В 2014 г. планируется достичь значения 1 411 215,87 т, в 2015 г. - 1 465 493,40 т.

Среди других преобразований в Администрации морского порта Архангельск - открытие нового подразделения порта Онега. На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. № 2390-р создается инспекция портового контроля на морском терминале Бело-морск. Обязанности по его организации Росморречфлот возложил на Администрацию морского порта Архангельск, указав при этом, что терминал должен начать действовать в конце апреля 2014 г. Открытие в Беломорске инспекции портового контроля направлено на обеспечение безопасности судов, выходящих с внутренних водных путей через Бело-моро-Балтийский канал в море. □

ФГУ «Администрация морского порта Архангельск»

163000, Архангельск, ул. Карла Маркса, д. 6 Тел.: +7 (8182) 65-43-84 Факс: +7 (8182) 20-71-56 office@mapa.ru www.mapa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.