Научная статья на тему 'Возможные позитивные и негативные последствия вступления России в ВТО для экономики Иркутской области'

Возможные позитивные и негативные последствия вступления России в ВТО для экономики Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВТО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ЗОЛОТОВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ / FOREIGN TRADE / WTO / REGIONAL ECONOMY / INVESTMENT / FOREIGN CURRENCY AND GOLD RESERVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самаруха Виктор Иванович

Исследованы возможные позитивные и негативные последствия вступления России в ВТО для экономики Иркутской области. Выявлено место России в мире по производству различных видов продукции. Проанализирована динамика обменного курса рубля и золотовалютных резервов России в 1992-2002 гг. Рассмотрена динамика и структура государственного внешнего долга России. Дана оценка иностранных инвестиций в экономику России. Сформулированы предложения по активизации инвестиционной активности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBLE POSITIVE AND NEGATIVE CONSEQUENCES OF RUSSIA'S JOINING THE WTO FOR THE ECONOMY OF IRKUTSK REGION

The author researches possible positive and negative consequences of Russia's joining the WTO for Irkutsk Region's economy, identifies Russia's share in the world production of different products, analyzes the dynamics of the rate of exchange of the ruble and foreign currency and gold reserves in Russia in 1992-2002. The author describes the dynamics and structure of Russia's external debt, offers his assessment of foreign investment into the Russian economy and offers his suggestions on activating investment processes in Russia.

Текст научной работы на тему «Возможные позитивные и негативные последствия вступления России в ВТО для экономики Иркутской области»

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

В. И. САМАРУХА

проректор по научной работе Байкальского государственного университета экономики и права, доктор экономических наук, профессор

ВОЗМОЖНЫЕ ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО ДЛЯ ЭКОНОМИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Несмотря на высокие места в производстве перечисленных видов продукции, Россия находится на 72-м месте в мире по

В своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ 18 апреля текущего года Президент России В. В. Путин отметил: «ВТО — не самоцель... Это инструмент. Тот, кто умеет им пользоваться, становится сильнее. Кто не умеет или не хочет пользоваться, не хочет учиться, кто предпочитает сидеть за частоколом протекционистских квот, пошлин, — обречен. Стратегически абсолютно обречен... Принципиальной особенностью современного мира является интернационализация экономики общества. И в этих условиях важнейшими критериями успеха становятся лучшие мировые образцы. Образцы во всем — в бизнесе, в науке, в спорте. В темпах экономического роста. В качестве государственного аппарата и профессионализме принимаемых нами решений».

В табл. 1 показаны места, которые Россия занимает в мире по производству различных видов продукции.

Таблица 1

Место России в мировом производстве продукции1

Вид продукции Место

Естественный газ 1

Бурый уголь, картофель, нефть, 2

строительный кирпич

Железная руда, молоко 3

Электроэнергия, чугун, сталь, деловая древесина (вывозка), хлопчатобумажные ткани 4

Минеральные удобрения, рыба (улов), 5

готовый прокат черных металлов

Каменный уголь, пиломатериалы, скот 6

и птица на убой (в убойном весе), зерновые и зернобобовые культуры

Целлюлоза, животное масло, 7

сахарная свекла

Чулочно-носочные изделия, легковые автомобили 10

Цемент, обувь 12

Шерстяные ткани, бумага и картон 13

Растительные масла 14

уровню жизни населения. Это свидетельствует о необходимости проведения структурной перестройки экономики, для чего требуются инвестиции.

На рис. 1 приведены данные по официальному обменному курсу рубля на доллары США и золотовалютным резервам России2. Они свидетельствуют о росте золотовалютных резервов России в 2001 г. по сравнению с 1992 г. в 8,1 раза, что следует расценивать как один из важнейших позитивных результатов, достигнутых в переходный к рыночной экономике период.

1992 1993 1994 1

1997 1998 1999 2000 2001 2002 Год

ИЗолотовалютные резервы

■Официальный обменный курс рубля

Рис. 1. Изменение обменного курса рубля и золотовалютных резервов России

В последнее время активизировались переговоры Правительства России с ВТО, в которой состоят 150 стран мира, ведущих бизнес в рамках определенных правил открытости своих внутренних рынков для иностранного капитала и товаров. Вступление России в ВТО позволит окончательно отказаться от экономической замкнутости, доставшейся ей в наследство вместе с долгами от бывшего СССР.

Внешний долг России, с одной стороны, мешает ей ускоренно готовиться к вступлению в ВТО, с другой стороны, открывает дорогу для того, чтобы стать членом этой организации, поскольку добросовестное выполнение обязательств по внешнему долгу способствовало в текущем году признанию России как страны с рыночной экономикой.

После распада СССР суверенная Россия приняла на себя внешний долг Советского Союза, и все страны-кредиторы с удовольствием с этим согласились, хотя большая часть внешних заимствований расходовалась на социально-экономические нужды бывших союзных республик и некоторые из них в настоящее время недружественно относятся к России. В табл. 2 показана структура внешнего долга России.

Таблица 2

Структура государственного внешнего долга России с учетом долга СССР,

млрд дол. (на начало года)3

Вид долга 1999 2000 2001* 2002

Всего 156,6 158,0 156,3 (158,0) 156,0

В том числе

Кредиты прави- 68,9 67,7 66,0 (74,9) 65,3

тельств иностран-

ных государств

Кредиты,получен- 36,1 37,8 39,1** (6,1) 39,1**

ные от иностранных

коммерческих банков и фирм

Кредиты, получен- 22,2 19,4 18,3 (20,0) 19,7

ные от международных финансовых

организации

Государственные ценные бумаги РФ 27,1 26,7 26,7 (49,6) 25,7

в иностранной

валюте

Кредиты,полученные от ЦБ 2,3 6,4 6,2 (7,4) 6,2

* В скобках — прогноз Минфина РФ на 2001 г., сделанный в начале 2000 г., без скобок — прогноз, данный

в сентябре 2000 г.

** Данные Минфина РФ, которые не совсем корректно отражают ситуацию в связи с переоформлением задолженности по Лондонскому клубу и коммерческой задолженности в еврооблигации (в первоначальном прогнозе был другой подход).

В ближайшие шесть лет России предстоит выплатить более 85 млрд дол., в том числе почти половину составят платежи по процентам. Пик долговых платежей (более 17 млрд дол.) прийдется на 2003 г. Будем надеяться, что этот год окажется без

потрясений в мировой и отечественной экономике.

Необходимо отметить, что внешний долг России служит главной причиной высокого налогового бремени предприятий и, соответственно, их низкой инвестиционной активности и основным препятствием к ускоренному вступлению в ВТО.

Одно из основных требований к России со стороны ВТО — поднятие внутренних цен на энергоносители до мирового уровня для всех регионов и отраслей. Данное требование носит дискриминационный характер и неприемлемо для России, так как она является северной страной. К примеру, на одного жителя Иркутской области вырабатывается в 5 раз больше электроэнергии, чем на гражданина США. У нас самая дешевая электроэнергия в мире — 15 к. за 1кВт . ч (или 0,5 цента). Это обусловлено внутренними ценами и соответствует уровню жизни в нашем регионе.

Выгоду от вступления России в ВТО в ближайшей перспективе будут иметь крупные зарубежные корпорации, так как они получат дополнительные рынки сбыта. При этом российские производители лишатся своих конкурентных преимуществ, обусловленных дешевыми ресурсами, прежде всего энергетическими.

Одновременно развитые страны заинтересованы в том, чтобы Россия составила альтернативу странам ОПЕК и больше поставляла на экспорт сырой нефти. Это окажется возможным в случае согласия России с требованиями ВТО. В такой связи «короли» нефтяных компаний, «Газпром», РАО «ЕЭС России» проявляют заинтересованность во вступлении России в ВТО на любых условиях, не считаясь с социально-экономической обстановкой в стране, которая может стать непредсказуемой и привести к социальным конфликтам.

Массовая экстренная приватизация в России в 1993 г. не вызвала появления эффективного собственника и увеличения инвестиций в реальный сектор экономики.

В табл. 3 представлены данные, характеризующие иностранные инвестиции в экономику России, по основным странам-инвесторам.

Таблица 3 Иностранные инвестиции в экономику России по основным странам-инвесторам _(на конец 2001 г.)4_

Страна Всего В том числе, млн дол.

млн % к пря- порт- прочие

дол. итогу мые фельные

Всего 35 624 100,0 18 169 1 230 16 225

Из них

Германия 6 086 17,1 1 512 28 4 546

США 5 625 15,8 4 083 90 1 452

Кипр 5 307 14,9 3 729 468 1 110

Великобри- 3 812 10,7 1 898 126 1 788

тания

Франция 3 282 9,2 354 0,1 2 928

Нидерланды 2 542 7,1 2 148 22 372

Италия 1 514 4,2 180 2 1 332

Швейцария 770 2,2 271 32 467

Из приведенных данных видно, что прямые инвестиции в 2001 г. составили более 18 млрд дол. (51% общего объема). В тройку крупнейших стран-инвесторов входят Кипр, США, Великобритания.

Известно, что в мире общий объем накопленных иностранных инвестиций оценивается в 35 трлн дол. (5833 дол. на каждого жителя планеты). В России на душу населения приходятся 246 дол. (в 23,7 раза меньше), что является последствием холодной войны и самоизоляции бывшего СССР. В 2001 г. по сравнению с 1997 г. приток иностранных инвестиций возрос на 15,9%, при этом прямые инвестиции снизились на 26,0%. Это говорит о том, что Правительству РФ при подготовке к вступлению страны в ВТО следует проводить более активную инвестиционную политику и создать условия для легализации капитала, размещенного в иностранных банках, установить, по примеру Италии, символический налог (0,2%) на легализуемый капитал.

Россия имеет сложное экономическое положение и пока не готова к вступлению в ВТО. Однако Правительство России оценивает экономическую ситуацию в стране более оптимистично. На страницах центрального журнала «Финансы» заместитель председателя Правительства министр финансов Российской Федерации А. Л. Кудрин отмечает: «Правительство России добилось определенных успехов в макроэкономической стабилизации... Доходная часть бюджета (в 2002 г.) составит 2125,7 млрд руб. (приблизительно

66,3 млрд дол.), расходная — 1947,4 млрд руб. (соответственно около 60,8 млрд дол.). При благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре — цена на нефть 23,5 дол. за баррель — планируется получить профицит федерального бюджета в размере 178,4 млрд руб. (примерно 5,6 млрд дол.), из которых 68,6 млрд руб. (2,1 млрд дол.) пойдет на погашение государственного долга и 109,8 млрд руб. (3,4 млрд дол.) — на создание финансового резер-ва»5. При этом А. Л. Кудрин признает, что воздействие на экономический рост таких факторов, как последствия девальвации (после дефолта 1998 г.) и колебания мировых цен на российскую нефть, с каждым годом будет уменьшаться. Безусловно, это окажет негативное влияние на российскую экономику в ближайшие годы.

Однако Правительство России уверено, что экономический рост в стране будет продолжаться при расширении производства товаров конечного спроса в структуре ВВП.

Свой внешний долг Россия погашает даже с опережением графика. На 2003 г. планируется внешнее заимствование не более 1,3 млрд дол. В бюджете 2002 г. впервые был предусмотрен финансовый резерв, который способствовал повышению заработной платы (с 1 января 2002 г.) учителям, врачам (в 1,6—1,8 раза) и военнослужащим (в 1,4—1,6 раза).

В настоящее время размер ВВП России имеет зависимость от уровня мировых цен на нефть. При снижении цены на нефть ига1в до 15 дол. за баррель темпы роста ВВП страны могут снизиться на 1,7—2,5%, что означает остановку экономического роста.

Правительство России рассчитывает получить экономический рост в 2003—2005 гг. за счет повышения производительности труда и принципиальных изменений в структуре инвестиций, которые предусматривается направить в отрасли, ориентированные на внутренний рынок. На наш взгляд, это абсолютно правильное решение, его можно считать подготовительной мерой к вступлению в ВТО. Особенно следует принять меры по стимулированию лизинговых услуг, объем рынка которых еще очень мал (табл. 4).

Таблица 4

Изменение объема российского рынка лизинговых услуг6

Год 1997 1998 1999 2001 2002 (прогноз)

Объем услуг Млрд р. 14,4 14,4 10,6 49,1 62,6

Млрд дол. 2,5 1,4 0,4 1,5 2,0

С переходом к накопительной системе пенсионного страхования появится мощный инвестиционный ресурс, который можно направить на рынок лизинговых инвестиций, так как они имеют низкий риск.

Одним из важнейших направлений активизации инвестиционной активности в России является борьба с инфляцией, которая в 2002 г. составит, по официальному заявлению Правительства РФ, 12-14%.

Несмотря на возникновение угрозы усиления инфляции при снижении учетной процентной ставки, увеличивается спрос на ссуды и, следовательно, растет инвестиционная и покупательная активность. Вследствие этого инвестиционный риск перекладывается на все общество, что в период депрессии является вполне оправданным.

Учитывая то, что ВТО охватывает около 96% мирового рынка, вступление в нее России неизбежно. Дальнейшее обособление страны от ВТО приведет к глубоко-

му экономическому кризису. В то же время поспешные действия также нанесут непоправимый ущерб и окончательно «добьют» наукоемкие и высокотехнологичные отрасли России, закрепив на долгие десятилетия экспортносырьевую ориентацию и низкий уровень жизни подавляющего большинства населения всех регионов страны.

В этой связи Правительству России можно порекомендовать разработать (с использованием программно-целевых методов) на период подготовки к вступлению в ВТО систему мер, в которой приоритетными будут меры по повышению конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства, машиностроения, поддержке науки, образования и здравоохранения. Такой переходный период, по нашему мнению, при активизации государственного регулирования экономики займет пять—семь лет.

В настоящее время в России отсутствует законодательство, стимулирующее кредитование банками и инвестиционными фондами малого бизнеса, а также законодательство по функционированию сельскохозяйственного кредита. В табл. 5 показаны средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставляемым физическим лицам и предприятиям (организациям) (% годовых).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Месяц Физическим лицам, Предприятиям, со сроком погашения

со сроком погашения

до от 31 от 91 от 181 дня до от 31 до от 91 от 181 дня

30 дней до 90 дней до 180 дней до одного года 30 дней 90 дней до 180 дней до одного года

2001

Январь 23,6 28,7 30,1 21,7 16,9 21,2 21,5 19,2

Февраль 27,0 27,1 26,6 19,8 17,0 20,4 22,8 21,4

Март 20,4 27,1 21,5 20,6 17,9 21,3 21,3 18,0

Апрель 19,7 27,5 26,3 22,4 15,8 20,2 21,7 17,8

Май 24,0 24,6 20,4 22,5 16,1 20,5 21,8 19,7

Июнь 22,5 26,5 20,8 21,6 16,0 19,7 22,5 20,3

Июль 21,5 25,8 21,4 23,4 16,6 20,6 22,2 20,2

Август 23,3 21,5 27,7 22,4 16,7 21,4 20,8 17,9

Сентябрь 22,0 20,2 26,9 16,5 15,5 20,5 20,1 17,2

Октябрь 23,1 24,0 24,5 23,1 15,4 19,9 20,2 20,8

Ноябрь 21,0 21,7 25,5 24,6 15,0 19,7 22,3 17,3

Декабрь 21,0 23,1 26,0 23,7 14,9 18,0 18,3 17,9

2002

Январь 22,3 22,3 20,4 22,3 15,6 20,5 21,5 19,3

Февраль 21,5 26,2 28,0 22,2 14,0 18,7 18,2 18,5

Март 22,6 26,0 28,0 23,2 14,3 16,9 15,8 21,6

Апрель 23,8 30,4 36,1 22,7 14,9 22,6 20,4 21,3

Таблица 5

Динамика средневзвешенных процентных ставок по кредитам, предоставляемым физическим лицам и предприятиям (организациям), р.7

Из приведенных данных видно, что самая низкая ставка со сроком погашения от 181 дня до одного года была в сентябре 2001 г.: для физических лиц — 16,5%, для предприятий — 17,2%. Долгосрочный кредит банками не предоставляется. Все это свидетельствует о том, что структурная перестройка в экономике России происходит медленно, поскольку:

— физические лица не могут получить потребительский кредит и увеличить свою покупательную способность;

— предприятия также из-за высоких процентных ставок не могут привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы.

Вступление России в ВТО позволит вести более активную деятельность на рынке зерна. Советский Союз импортировал в некоторые годы до 35 млн т. зерна в год, и большую долю во внешнем долге России составляют зерновые кредиты. Россия не только обеспечивает свои потребности в зерне, но и начинает наращивать экспортный потенциал зерна. В текущем году она может экспортировать зерно на 1,5 млрд дол.

В табл. 6 приведены финансовые показатели реализации зерна в 2000—2001 гг., из которых видно, что при цене реализации в 2001 г. 176 р. за 100 кг (соответственно, за 1 т 1760 р.) уровень рентабельности составил 42%. Следует отметить, что мировая цена 1 т зерна выше 100 дол. Это говорит о высокой конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке.

Таблица 6 Финансовые показатели реализации зерна8

Показатель 2000 2001

Себестоимость реализации, р./ц 116 124

Цена реализации, р./ц 181 176

Уровень рентабельности, % 56 42

Уровень рентабельности с учетом субсидий, % 65 48

В то же время данные табл. 7 свидетельствуют о кризисном состоянии сельскохозяйственного производства.

Ситуацию перехода к рыночным отношениям сельскохозяйственного сектора в 1991-2002 гг. России можно назвать замкнутым кругом. Финансовые вложения, включая государственную поддержку, в

сельское хозяйство с 1994 по 2000 г. возросли в 5,3 раза, а состояние технологической базы аграрного производства продолжает ухудшаться, физический объем продукции сельского хозяйства упал к 2000 г. против 1995 г. более чем на 17%, большинство предприятий сельского хозяйства остаются убыточными. Это говорит о том, что данная важнейшая отрасль экономики не готова к вступлению страны в ВТО и к усилению конкуренции.

Таблица 7 Изменение темпов роста (снижения) физического объема сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств (в сопоставимых ценах),% к 1995 г.9

Категория хозяйств 1995 1996 1997 1998 1999 2000

Хозяйства 92,0 87,3 88,6 76,9 78,8 82,7

всех категорий

Сельскохозяйст- 84,6 76,1 77,9 61,1 63,0 65,0

венные предприятия

Крестьянские (фер- 97,4 92,7 117,1 93,9 108,7 125,8

мерские) хозяйства

В России нет специализированного сельскохозяйственного банка и коммерческие банки направляют в аграрный сектор очень скромные суммы кредита, выбирая те отрасли и только те сферы деятельности, которые дают возможность монополизировать какой-то один из сегментов рынка и извлекать из него монопольную прибыль, диктуя цены на отдельные виды продукции.

В Россию могли бы пойти капиталы в сельскохозяйственную отрасль, но многие страны не заинтересованы в развитии аграрного сектора нашей страны из-за опасений потерять завоеванный российский товарный (как продовольственный, так и непродовольственный) рынок и обострить конкуренцию на мировом рынке. Россия импортирует продовольствия ежегодно более чем 11 млрд дол.

Оценка российскими экспертами негативных сторон быстрого вступления страны в ВТО такова:

1. Повышение цен на энергоносители позволит зарубежным предпринимателям еще больше ослабить значительную часть машиностроительных предприятий страны, включая предприятия машиностроения для энергетики, автомобиле- и тракторостроения.

2. Сельское хозяйство и пищеперераба-тывающая промышленность, производство мебели, сфера бытового обслуживания могут оказаться в еще более глубоком кризисе и не выдержать конкуренции, что приведет к еще большей бедности населения страны (в Иркутской области около 40% населения имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума), хотя следует отметить, что крупные производители и экспортеры российского зерна могут выиграть.

3. Импортеры демпинговыми ценами вытеснят наших производителей с российского рынка лекарств.

4. В случае либерализации страхового рынка при объеме собственных средств всех российских страховых компаний 27 млрд р. (854 млн дол.) иностранные страховые компании, имеющие богатый опыт ведения страхового дела, потеснят отечественные страховые компании и, собрав средства населения, прежде всего путем долгосрочного страхования жизни (поскольку большинство граждан страны утратили доверие к рублю), станут их инвестировать за рубежом.

5. В последнее время Правительство России предприняло меры по развитию малого бизнеса, снижению налогового бремени. Удовлетворение требования ВТО относительно повышения внутренних цен на энергоносители до мирового уровня не

только сведет к нулю эту деятельность, но и приведет к банкротству многих предприятий малого и среднего бизнеса и в конечном счете к массовой безработице и социальным конфликтам.

6. Огромный ущерб может быть нанесен бюджетам всех уровней (федеральным, субфедеральным и муниципальным).

Следует отметить, что правительства и администрации большинства регионов России не проводят подготовительную работу по вступлению в ВТО и получают значительную финансовую помощь из федерального бюджета. В 2001 г. регионам-реципиентам из федерального бюджета было выделено 214,6 млрд р. (почти 7 млрд дол.). В 2002 г. такая помощь составит 265,5 млрд р. (8,5 млрд дол.). Однако регионы-доноры (включая Иркутскую область) получают финансовую помощь на порядок ниже по сравнению с регионами-реципиентами. По этой причине бюджет Иркутской области оказался в текущем году в тяжелом положении.

Администрация области совместно с нашим университетом и институтами Иркутского научного центра СО РАН разработали Программу социально-экономического развития Иркутской области до 2005 г.

Прогнозируемые параметры развития области в сравнении с Российской Федерацией представлены в табл. 8.

Таблица 8

Прогнозируемые показатели развития Иркутской области

в сравнении

с Российской Федераций, % к предыдущему году

Показатель 2002 2003 2004 2005

ВВП Российской Федерации 103,5-104,3 102,6-104,0 104,0-104,7 104,1

ВРП Иркутской области 106 106 105 104

Продукция промышленности Российская Федерация 103,0-104,0 102,8-104,1 103,7-04,5 104,3

Иркутская область 109 108 107 104

Инвестиции в основной капитал Российская Федерация 106,0-108,0 104,5-107,0 107,0-108,0 106,1

Иркутская область 172,3 120,0 100,4 100,0

Фонд заработной платы Российская Федерация 120,0-123,0 118,0-119,0 117,7-117,8 113,0

Иркутская область 122,6 122,0 117,1 116,1

Среднемесячная заработная плата Российская Федерация 120,0-122,8 118,0-119,6 117,4-117,4 107,0

Иркутская область 121,6 121,8 116,3 115,1

Справочно: Среднемесячная заработная плата, р. Российская Федерация 2 780-3 870 4 480-4 630 5 260-5 440 5 220

Иркутская область 4 647,9 5 662,8 6 585,5 7 583,0

Из данных табл. 8 видно, что темпы экономического роста области прогнозируются выше российского уровня.

Главная цель программы — обеспечение реального устойчивого роста уровня и качества жизни населения, сокращение масштабов бедности на основе устойчивого экономического развития. Нам представляется, что вступление в ВТО также должно быть подчинено этой цели. Основными задачами программы является следующее:

— повышение уровня жизни населения;

— повышение качества жизни населения;

— рост производства;

— создание благоприятного инвестиционного климата;

— увеличение доходной базы бюджета;

— активизация социально-экономической политики на уровне муниципальных образований;

— формирование институциональной среды;

— формирование региональной инновационной системы.

Основные направления деятельности в сфере развития малого бизнеса:

— широкое внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого бизнеса (лизинг, микрокредитование, франчайзинг, кредитные союзы и др.);

— развитие системы информационно-консультационных услуг, формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, способной оперативно реагировать на проблемы малого бизнеса и оказывать необходимую помощь в их решении;

— разработка муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, развитие объектов инфраструктуры, обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к муниципальным заказам;

— обучение и переподготовка кадров, повышение деловой культуры предпринимателей, научно-методическое обеспечение;

— подготовка предложений по совершенствованию механизма финансирования

областной программы поддержки малого предпринимательства;

— подготовка обзоров правоприменительной практики устранения административных барьеров.

Основные направления деятельности в инновационной сфере:

— создание благоприятной правовой и экономической среды для активизации инновационной деятельности;

— согласование на федеральном уровне и разработка мер стимулирования государственной и региональной поддержки инновационной активности (льготное налогообложение и кредитование);

— формирование системы фондов, развитие возвратного финансирования инновационных проектов и системы страхования рисков наукоемких проектов;

— содействие привлечению частных инвестиций для разработки и реализации инновационных проектов;

— содействие развитию рынка интеллектуальной собственности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— разработка концепции развития инновационной деятельности в области;

— развитие системы инновационно-технологических центров и технопарков.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Экономика и жизнь. 2002. № 12.

2 Там же.

3 Там же. № 32.

4 Там же. № 13.

5 Финансы. 2002. № 1. С. 3. Перевод рублей в доллары сделан автором из расчета 32 р. за 1 дол. США.

6 Экономика и жизнь. 2002. № 11.

7 Там же. № 32.

8 Там же.

9 Рассчитано по данным: Основные показатели АПК в 1999 г. М.: Изд-во Госкомстата РФ, 2000. С. 25; Основные показатели АПК в 2000 г. М.: Изд-во Госкомстата РФ, 2001. С. 27.

3 Известия ИГЭА. 3 (32).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.