Научная статья на тему 'Участие России в деятельности Всемирной торговой организации: основные показатели отраслевой структуры хозяйства, как фактор понижения уровня экономической безопасности России'

Участие России в деятельности Всемирной торговой организации: основные показатели отраслевой структуры хозяйства, как фактор понижения уровня экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) / WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO) / ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА / INDUSTRY / ИНДИКАТОРЫ / INDICATORS / ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ / THRESHOLD VALUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушкова Ольга Александровна

Рассмотрены общеизвестные определения и информационный материал; последствия от вступления России в ВТО; влияние этого вступления на отраслевую структуру хозяйства; меры по защите экономики; основные индикаторы экономической безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia’s participation in the activities of the World trade organization: core indicators sectoral structure of the economy as factor of decrease of the level of economic security of Russia

Considered the well-known definitions and material consequences of Russia’s entry into the WTO and its impact on the sectoral structure of the economy, measures to protect the economy and the key indicators of economic security of Russia.

Текст научной работы на тему «Участие России в деятельности Всемирной торговой организации: основные показатели отраслевой структуры хозяйства, как фактор понижения уровня экономической безопасности России»

УДК 339.52 ББК 65.5

УЧАСТИЕ РОССИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ХОЗЯЙСТВА, КАК ФАКТОР ПОНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА УШКОВА,

адъюнкт 3 курса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством

E-mail: knopa2007-89@mail.ru Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор А.В. Минаков

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены общеизвестные определения и информационный материал; последствия от вступления России в ВТО; влияние этого вступления на отраслевую структуру хозяйства; меры по защите экономики; основные индикаторы экономической безопасности России.

Ключевые слова: экономическая безопасность, Всемирная торговая организация (ВТО), отраслевая структура, индикаторы, пороговые значения.

Annotation. Considered the well-known definitions and material consequences of Russia's entry into the WTO and its impact on the sectoral structure of the economy, measures to protect the economy and the key indicators of economic security of Russia.

Keywords: economic security, the World Trade Organization (WTO), the industry, the indicators, threshold values.

22 августа 2012 г. Россия стала 156-м полноправным участником Всемирной торговой организации (далее ВТО), которая контролирует около 96% торговли в мире1.

Условия присоединения России ко Всемирной торговой организации спланированы таким образом, чтобы любая либерализация и серьезные изменения происходили постепенно. Россия не приняла обязательств о выравнивании внутренних и мировых цен на энергоносители, о доступе иностранных компаний к природным ресурсам, об отказе от регулирования импорта или экспорта, о прекращении деятельности компаний с государственным участием, о разрешении ввоза продовольственных товаров или медикаментов, потребление которых может нанести ущерб здоровью.

Что же ждет отраслевую структуру нашего хозяйства после присоединения к Всемирной торговой организации, и каковы меры обеспечения экономической безопасности России?

У наших страховых компаний есть около девяти лет до прихода на внутренний рынок прямых филиалов иностранных страховых игроков. Такова договоренность о вступлении РФ в ВТО в части страхового рынка. За пять лет условия по страховщикам не из-

менились. Иностранным страховщикам необходим суммарный актив в 5 млрд. долларов и 5-летний опыт работы на иностранных рынках. Для получения российской лицензии на страхование филиалу необходимо будет обладать пятилетним опытом в части универсального страхования и 8-летним - в части страхования жизни. При входе на российский рынок далеко не все виды страхования будут доступны иностранным филиалам. Закрытым будет стратегический вид - рынок страхования государственных закупок и обязательные виды. Исключение будет сделано лишь для ОСАГО2.

В сфере производства легковых автомобилей произойдут постепенные изменения. В России доля импортных машин составляет около 34% и с каждым годом эта цифра растет. Таможенная пошлина до вступления в ВТО составляла 30%; сразу после вступления - 25, а спустя семь лет - 15%3.

Что может произойти:

• снижение доли российских производителей на рынке легковых автомобилей с 65 до 40-45% с тенденцией к дальнейшему снижению;

• снижение доли отечественной техники в сопоставимом ценовом сегменте в 2-2,5 раза;

• снижение денежного потока и, как следствие, дефолты предприятий автопрома;

• сворачивание инвестиций и сборочного производства иностранных производителей на территории РФ.

Значительное снижение пошлин на автомобильные компоненты и отказ от льготных пошлин «для промышленной сборки» с 1 июля 2018 г. приведет к замораживанию или пересмотру инвестиционных решений автопроизводителей, работающих по промышленной сборке, в части расширения мощностей и локализации производства автомобильных компонентов.

По информации кадровой службы ОАО «АвтоВАЗ», 1 150 сотрудников написали заявление об увольнении по соглашению сторон с выплатой 5 должностных окладов, из них 300 работников пенсионного возраста.

Всего за январь - февраль в центр занятости населения г. Тольятти обратились за содействием в поиске работы 106 работников ОАО «АвтоВАЗ», уволенных в 2014 г., из них 65 - служащие.

Отметим, что по данным службы занятости Самарской области, уровень регистрируемой безработицы в г. Тольятти составляет 0,68%. Численность безработных - 2 997 человек4.

Производство легковых автомобилей в России в 2013 г. упало на 1,8%. Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович сообщил: «прогнозировалось, что до июля прошлого года падение производства автомобилей в нашей стране составит порядка 7-8% . По итогам года снижение все равно было, мы не вышли на нулевой показатель, но оно составило всего 1,8% по отношению к 2012 г.»5.

Замедлить снижение производства и продаж легковых автомобилей позволила программа льготного автокредитования, с помощью которой удалось поддержать российских автопроизводителей в условиях падающего спроса и присоединения России к ВТО.

Заводы компании ОАО «Соллерс» сформировали конкурентоспособную линейку автомобилей, которая позволит им сохранить сильные позиции на рынке и в ВТО. Автомобили марки «Ford» полностью соответствуют всем перспективным международным стандартам. В то же время, за счет переноса производства в Россию организации полного цикла производства и постепенной локализации, производимые автомобили по своей цене являются более конкурентоспособными по сравнению с импортными аналогами.

В нефтяной промышленности одним из главных факторов в формировании доходной части бюджета страны, по-прежнему, будет оставаться мировая цена на нефть на действующих месторождениях. Вступление РФ в ВТО не приведет к значительному изменению целевых рынков сбыта отечественных НПЗ. В тоже время, нефтяная промышленность уделяет внимание собственной программе развития, направленной на увеличение глубины нефтепереработки и переход на производство нефтепродуктов, соответствующих международным стандартам, как одному из механизмов обеспечения экономической безопасности.

Таким образом, государство и нефтекомпании при вступлении в ВТО не должны ничего потерять. При этом импортные пошлины на технологическое оборудование и технологии могут снизиться, и нефтяникам будет выгоднее закупать те виды оборудования, которые не производятся в России.

Среди мер государственной поддержки важно отметить возможность государственного регулирования тарифов на энергоносители и тарифов, связанных с транспортировкой нефтепродуктов на экспорт.

В области энергетики положительный результат от вступления в ВТО для предприятий энергокомплекса возможен в части снижения стоимости приобретаемого специализированного высокотехнологичного энергооборудования за пределами России и, соответственно, снижения стоимости инвестиционных проектов энергокомпаний (при уменьшении таможенных пошлин). Затраты на присоединение к электрическим сетям объектов, обусловленных размещением на территории Российской Федерации новых производств с участием иностранного капитала, не должны превышать затраты на технологическое присоединение российских энергопотребителей.

После присоединения российская политика в области ценообразования должна обеспечить покрытие затрат и получение дохода российскими поставщиками природного газа. Несмотря на то, что вступление может способствовать снижению цен на некоторые виды промышленной продукции, используемой в электроэнергетике за счет снижения ввозных пошлин по основным видам теплотехнической продукции, ограничения, снижаемые в рамках присоединения, не играют существенной роли.

Предприятия оборонно-промышленного комплекса, вступая в ВТО, остро ощутят следующие проблемы:

• высокий процесс износа основных средств;

• высокие накладные расходы при производстве гражданской продукции;

• узкий ассортимент выпускаемых изделий;

• отставание налаженных сбытовых каналов;

• отсутствие четкой политики профессионального менеджмента на предприятиях.

Предприятия оборонно-промышленного комплекса имеют высокий научный потенциал, поэтому там необходимо сосредоточить усилия по выпуску наукоемких изделий с высокими эксплуатационными свойствами, необходимых, для стратегически важных отраслей хозяйства. В этом есть еще одна проблема - для выпуска нового продукта затрачивается от 3 до 5 лет, даже при условии использования всего научного потенциала.

В краткосрочной перспективе (до 5 лет) возможны проблемы со сбытом конверсионной продукции; в долгосрочной - возможен активный рост, но только при изменении внутренней политики предприятий оборонно-промышленного комплекса и всесторонней поддержке государства в части:

• предоставления налоговых льгот для компенсации разницы в стоимости на мировом рынке между изделиями отечественных и зарубежных производителей;

• лоббирования интересов предприятий ОПК на переговорах с ВТО;

• создания отраслевых союзов, всесторонне защищающих интересы производителей;

• более полного использования маркетинговых инструментов, особенно на неосвоенных рынках;

• привлечения иностранного и отечественного капитала на проектирование, разработку и выпуск новых и уже имеющих изделий.

На самолеты и авиаоборудование ранее пошлины составляли 20%, спустя семь лет они снизятся до 7,5%, на остальные воздушные суда - до 12,5%, что отрицательно скажется на производстве российской авиационной промышленности. Россия находится на 2-м месте в мире по объему выпускаемой продукции военного самолетостроения, на 3-ем месте по вер-толетостроению. Доля импортной техники в России невысока, всего 1,1%, что является положительной тенденцией для развития и выхода на мировой рынок. В этой связи необходимо разработать комплексную Программу развития авиационного транспортного комплекса6.

Программа должна предусмотреть:

• новые типовые и индивидуальные проекты аэропортов как с повышенной пропускной способностью, так и малозатратные, обеспечивающие прием - отправку 1-2 бортов в день, а то и в неделю, с обслуживающим персоналом из 5-6 человек;

• новые разработки в области авиастроения и современное производство летательных аппаратов для местных и региональных авиаперевозок;

• возрождение и развитие производства самолетов военно-транспортной авиации;

• субсидирование региональных и местных авиаперевозок.

Сельскохозяйственная техника, в большей части представлена иностранными производителями, примерно 51% импорта. Таможенная ставка до вступления была 15%, а после - снизится до 5-10%. Из-за резкого снижения пошлины российские производители могут потерять около 10-20% рынка.

Сейчас доля отечественных производителей на российском рынке составляет около 49%, такой уровень удается удерживать за счет высоких пошлин и господдержки. Механизм субсидирования после присоединения к ВТО перестанет действовать. По прогнозам, возможно два пути развития. По оценкам ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш», к 2020 г. доля российских производителей на рынке может снизиться до 15-20%. Однако, Минпромторг дает другие прогнозы - в «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения до 2020 г.»7, через восемь лет около 60% российских компаний будет на нашем рынке.

Текстильная промышленность представлена на рынке отечественными товарами с массовой долей в 6,11%. Большая часть продукции, примерно 80%, является импортными товарами. Основная часть легальной продукции ввезена из Китая, что свидетельствует о низком уровне развития текстильного производства. Снижение ввозных пошлин ведет к увеличению дешевого импорта и снижению производства и продаж отечественной продукции, потере рабочих мест в отрасли. Вместе с тем, снижение и отмена импортных пошлин на технологическое оборудование позволят неограниченному числу предприятий ускорить модернизацию производства и повысить конкурентоспособность продукции.

Минпромторгом России предложены следующие рекомендации по минимизации рисков8:

1. Расширение видов и увеличение объемов субсидирования:

• по кредитам на сырье и материалы, по кредитам на техническое перевооружение;

• компенсация выставочно-ярморочной деятельности.

2. Изменение правил субсидирования:

• увеличение сроков кредита на сырье до 3 лет;

• увеличение размера субсидируемой ставки до 100% и субсидирование пролонгированных кредитов на техническое перевооружение.

3. Гарантии правительства под реализацию проектов, имеющих межотраслевое значение.

4. Аккредитация российских отраслевых лабораторий по международным стандартам.

5. Система специальных утилизационных сборов на ввозную продукцию легкой промышленности, изготовленную из сырья химического происхождения.

В фармацевтической области почти вся продукция - импортные товары (77%); таможенные сборы будут снижены с 10-15% до 5-6,5%. Отечественные лекарственные средства представлены на российском рынке в достаточном количестве на 25% в стоимостном выражении, на 60% - в натуральном. Для развития и продвижения наших препаратов на мировой рынок, по требованию ВТО, отечественный производитель обязан гармонизироваться с мировым фармацевтическим рынком в вопросах стандартов лекарственных препаратов. Внедрение стандартов станет тяжелым бременем для покупателей, но, несмотря на это иностранные аналоги все равно будут дороже и поэтому увеличения импортных препаратов не ожидается.

Россия уже в 90-х годах снизила уровень поддержки аграрного сектора с 19% расходов федерального бюджеты до 1% в настоящее время и согласилась на установление таможенных пошлин на минимальном уровне. Именно этим воспользовалась ВТО при вступлении в нее нашей страны, видимо считая, что России вполне достаточны действующие нормативы господдержки производителя сельскохозяйственной продукции.

ВТО установила недостаточные объемы господдержки аграрного сектора России - всего 9 млрд. долл. в год, тогда как в США она составляет 23 млрд. долларов странах ЕС-107 млрд. долларов, в Китае - 147 млрд. долларов в год при сопоставимых с Россией посевных площадях. К 2020 г. ВТО требует сократить господдержку аграрного сектора с 9 до 4,5 млрд. долларов в год.

В сельском хозяйстве наибольшие изменения таможенные пошлины претерпели для продуктов питания и других потребительских товаров, причем, в части продовольствия сильнее всего они затронули мясную и молочную группу, а так же ряд овощей и фруктов. Тариф на импортную свинину по квоте снижен до 0% с 15%, но не менее 0,25 евро за килограмм; на импорт свинины вне квоты - до 65% с 75%, но не менее 1,5 евро за килограмм. Импортная пошлина на готовые мясные изделия снижена до 20% с 25%, но не менее 0,4 евро за килограмм.

Предполагается, что квота на импорт свинины будет отменена с 1 января 2020 г., а квоты по говядине и птице будут действовать до тех пор, пока Россия не решит их отменить. В частности, квота на охлажденную

говядину в соответствии с документами ВТО составляет 40 тыс. тонн на неопределенный период.

Новая пошлина на ввоз сливочного масла с 23 августа 2013 г. составляет 15%, но не менее 0,29 евро за килограмм. Изменились пошлины и на ввоз многих сортов сыра. В честности, ввозная пошлина на молодые сыры с содержанием жира не более 40% снизилась до 15%, но не менее 0,25 евро за килограмм.

В сегменте фруктов снизилась ввозная пошлина на яблоки, а также лимоны и лаймы, из овощей - на помидоры и огурцы. Пошлина на ввоз огурцов уменьшилась до 15%, но не менее 0,08 евро за килограмм.

В странах ЕС, США, Канаде, Турции, Китае любая иностранная сеть, торгующая товарами легкой промышленности, не менее 51% своих торговых полок должна отдать под продукцию местных производителей.

Таким образом, в экономике достигается баланс импортной и собственной продукции. Доля российских производителей даже по самым оптимистичным подсчетам в России составляет не более 15%. Более половины из действующих производителей убыточны, они не повышают ежегодно фонд оплаты труда, а наоборот уменьшают его9.

Товары, импорт которых сильнее всего вырос после встпления России в ВТО

Сигареты и сигары, млн долларов

Молоко и сливки сухие, тыс. тонн

Сахар белый, тыс. тонн

Масло кокосовое (копровое), пальмояд-ровое или масло бабассу, тыс. тонн

Масло пальмовое, тыс. тонн

Трубы из черных металлов, тыс. тонн

Масло сливочное и прочие молочные жиры, тыс. тонн

Лекарственные средства, млн долларов

Рис.1. Основные показатели по отраслям импортной продукции в России10

Все импортные товары после вступления России в ВТО выросли в количестве и упали в цене, что свидетельствует о снижении уровня экономической безопасности России. Большинство товаров может производиться у нас, но затраты на их изготовление гораздо выше, чем у иностранной продукции. Требуется государственное вмешательство и контроль за производством и защитой отечественного производителя.

Ослабление уровня экономической безопасности в стране допустимо до определенного предела. Важно, чтобы пороговые значения были в норме и не превышали допустимые показатели. Под пороговыми значениями следует понимать те предельные величины, превышение, которых влечет формирование негативных, разрушительных последствий для обеспечения экономической безопасности России.

Таблица 1

Наиболее уязвимые отрасли экономки и индикаторы экономической безопасности РФ 1

№ п/п Отрасль экономики Последствия вступления России в ВТО Индикаторы экономической безопасности

1 Аграрная Требования ВТО по повышению тарифов на э/э, ж/д транспорт и газ до мировых снизит конкурентоспособность с/х продукции Объем валового внутреннего продукта Валовый сбор зерна Доля в ВВП инвестиций а основной капитал Доля в ВВП расходов на оборону Доля затрат на гражданскую науку в ВВП Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве Доля во всем населении лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума Отношение доходов 10% наиболее обеспеченного к доходам 10% наименее обеспеченного населения Уровень безработицы к ЭАН в среднегодовом исчислении Уровень монетизации Внешний и внутренний долг Доля расходов на обслуживание госдол-га,% общего объема расходов федерального бюджета Дефицит федерального бюджета Уровень инфляции Объем золотовалютных резервов Отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта

2 Металлургическая Повышение тарифов естественных монополий снизит конкурентоспособность

3 Обрабатывающая Не конкурентоспособные отрасли в силу высокой себестоимости и качества, не соответствующего мировым стандартам

4 Текстильная

5 Легкая

6 Машиностроительная Перспективы многовариантны, в зависимости от степени поощрения технического прогресса в стране. Военная индустрия способна к конкуренции

7 Авто строительная

8 Авиастроительная Если государство не будет оказывать эффективной помощи, данная отрасль не сможет конкурировать с иностранными разработками

9 Электронная Износ оборудования, «утечка мозгов» обусловят дальнейшее отставание

10 Химическая Усиление конкурентной борьбы в сфере малотоннажных химикатов, в первую очередь, с КНР

11 Транспорт Сохранение конкурентной ситуации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Фармацевтическая Усиление конкуренции и увеличение импорта вплоть до 100% (на данный момент 80%)

13 Розничная торговля Стремительное распространение иностранных сетей

14 Пищевая Приток низкокачественного товара, поглощение отечественного бизнеса. Усиление зависимости от импорта продовольствия.

15 Общественное питание

16 Финансовые услуги Смогут выжить лишь при господдержке

17 Страховой рынок

При увеличении прироста ВВП за счет экспорта нефти, отсутствие роста добычи нефти может сказаться на внутреннем рынке, что неизбежно приведет к росту себестоимости товаров и услуг. Государству необходимо в каждом конкретном случае соотносить экономическую эффективность и безопасность, и то, что будет положительным в краткосрочной перспективе и не обязательно выгодно в стратегическом плане.

Любая экономическая система не застрахована от таких негативных явлений, как внутренние и внешние угрозы, которые взаимосвязаны и взаимозависимы между собой. К внешним угрозам относится:

• государственная задолженность;

• сырьевая ориентация экспорта;

• невысокие объемы внешнеторгового оборота

России, особенно в области обрабатывающей промышленности.

Внутренние угрозы выражены в социальной и научно-технических сферах. Платежеспособный спрос населения будет падать из-за увеличения иностранных товаров, что приведет еще большему количеству безработных, закрытию заводов, предприятий в продовольственных и иных сферах промышленности. Возобновление экономического роста требует восстановления платежеспособного спроса как в потребительском секторе, так и в инвестиционном.

Механизм обеспечения экономической безопасности государства - это система организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в себя следующие элементы:

• мониторинг экономики;

• выработка пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей;

• создание материальных запасов производственного и непроизводственного назначения, которые могут быть использованы в непредвиденных случаях.

Обеспечение экономической безопасности России требует создания соответствующей инфраструктуры и затрагивает все сферы деятельности исполнительных и законодательных ветвей власти. Так, в рамках исполнительной власти она создается по сферам распределения ответственности за национальную безопасность в целом (совет безопасности и координируемые ими структуры и спецслужбы) и функциональному направлению экономической безопасности (Правительство РФ и входящие в него структуры с выделением соответствующих направлений).

Экономическая безопасность распространяется на все сферы и отрасли экономической деятельности, на все внутренние и внешние рынки12.

При создании условий для экспорта промышленной продукции, Россия может создать внутренние условия для производства, так как при существующих хозяйственных диспропорциях пассивное следование требованиям рынка ведет к распаду отраслей. Для улучшения положения национальных производителей следует использовать тарифы, квотирование и другие инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности.

Необходимо более активно использовать инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности для поддержания национального производителя, защиты экономической безопасности. Сырьевая направленность российского экспорта в условиях либерализации внешней торговли тормозит развитие внутреннего сектора экономики и создает угрозу для обеспечения экономической безопасности России в долгосрочной перспективе.

С позиции обеспечения экономической безопасности страны, существующие схемы уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов с использованием оффшорных зон, особенно сырьевых компаний, наносят большой ущерб экономике страны.

Наиболее уязвимыми отраслевыми структурами хозяйства после вступления России в ВТО будут сельское хозяйство, производство продовольствия, легковых машин, страховой и банковский сектор, фармацевтика. Это обусловлено повышением стоимости

отечественной продукции. Все это является прямой угрозой экономической безопасности России.

Литература

1. Чернова С.С. Экономическая безопасность в условиях глобализации: Монография. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2013. С.170.

2. Пороховский А. Россия и современный мир // Вопросы экономики экономики. 1995. № 1. С.127-134.

References

1. Chernov S.S. Economic security in the context of globalization: a Monograph. Novosibirsk: Publishing house CRNS, 2013. P. 170.

2. Porokhovskii A. Russia and the contemporary world // Questions of economy of the economy. 1995. № 1. P. 127-134.

1 Переговоры о вступлении в ВТО велись на протяжении 18 лет с 1993 г. по 2011 г. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 г. Интернет-ресурс http://wto.org/english/news_e/pres12_e/ pr668_e.htm.

2 Официальный сайт Всемирной торговой организации

- Информационно-аналитический центр: http://wto-inform.ru/ conditions/infographic.php.

3 Официальный сайт Всемирной торговой организации

- Информационно-аналитический центр: http://wto-inform.ru/ conditions/infographic.php.

4 Официальный сайт Российская газета № 6288 от 27 января 2014 г.: http://www.rg.ru.

5 Официальный сайт Всемирной торговой организации: http://www.wto.ru/ru/press.asp?msg_id=30703.

6 Официальный сайт Всемирной торговой организации

- Информационно-аналитический центр: http://wto-inform.ru/ conditions/infographic.php.

7 Приказ Минпромторга России от 22.12.2011 г. N 1810 «Об утверждении стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года».

8 См. там же.

9 Богомолов В.А. Экономическая безопасность: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 213.

10 Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru/

11 ЧуеваД.А. Вступление России в ВТО: сворачивание отраслей народного хозяйства как фактор ухудшения экономической безопасности России // Российское предпринимательство. 2010. № 1.

12Богомолов В.А. Указ. соч. С. 218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.