Научная статья на тему 'Возможности содержания иностранного языка в формировании патриотических ценностей у студентов ссузов (на материале французского языка)'

Возможности содержания иностранного языка в формировании патриотических ценностей у студентов ссузов (на материале французского языка) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности содержания иностранного языка в формировании патриотических ценностей у студентов ссузов (на материале французского языка)»

ВОЗМОЖНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ССУЗОВ (НА МАТЕРИАЛЕ

ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)

М.В. АНТОНОВА

В качестве важного средства формирования у учащихся патриотических ценностей выступает учебный материал по иностранному языку. В результате изучения истории и культуры страны изучаемого языка, её традиций и обычаев, сравнения и сопоставления с реалиями родной страны у учащихся формируется не только уважение к культурным ценностям страны изучаемого языка, но и чувство любви и гордости за родную землю, за героические свершения своего народа. Воспитательное воздействие на учащихся оказывает не только содержание материалов, по которым ведётся работа, но и методы и формы работы над ними. Определённые методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, исследовательский, частично-поисковый), формы урочной деятельности (дискуссия, рассказ, интервью, художественный перевод, сочинение, творческие упражнения, ролевые игры, педагогическая ситуация и др.) и формы внеурочной деятельности (доклад, литературномузыкальная постановка, конференция, тематический лекторий, конференция, конкурс чтецов, виртуальная экскурсия и переписка, проектная деятельность и др.) формируют отношение человека к делу, его поведение, а, следовательно, и воспитывают.

Разнообразие и совершенствование методов и приёмов работы, поиск новых способов обучения повышает воспитательное значение иностранного языка как предмета. Преподаватель должен помнить о воспитательной роли всех имеющихся в его распоряжении форм и методов работы. Поскольку основной формой организации учебно-воспитательного процесса в российской школе был и остаётся урок, преподавателю на каждом уроке необходимо использовать воспитательные возможности иностранного языка как предмета [5].

Конечная цель деятельности преподавателя иностранного языка - не только дать учащимся знания, сформировать умения и навыки, но и воспитать у них мировоззрение, чувство патриотизма и национальной гордости. Довольно ограниченное число уроков иностранного языка в неделю может дать учащимся лишь поверхностное представление о культуре, истории страны изучаемого языка и о соотношении с российскими традициями. Как показывает практика, решение проблемы - в расширении страноведческих и краеведческих знаний, для чего необходимо проведение внеклассных занятий. Содержание внеклассной работы по иностранному языку заключается в органическом единстве её основных направлений: прагматическом (формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков); гносеологическом (сообщение учащимся сведений о стране изучаемого языка); аксиологическом (развитие у учащихся ценностных ориентаций и мотивов деятельности и т.д.).

Внеклассные занятия по иностранному языку составляют неотъемлемую часть учебновоспитательного процесса и входят в качестве особого компонента в учебно-воспитательную деятельность учителя. Эти занятия обобщают изученный материал, дополняют его, демонстрируют учащимся результаты овладения языком и содействуют дальнейшему совершенствованию умений и навыков. В тоже время они способствуют созданию единой системы урочной и внеурочной работы по иностранному языку [13]. Разнообразие внеклассных занятий, связанных с распространением культуры страны изучаемого языка и её сравнение с русской - залог формирования разносторонне развитой личности.

Важный составляющий элемент педагогического процесса - патриотическое и интернациональное воспитание. В его задачу входит передача подрастающему поколению патриотических ценностей, сформированных на протяжении истории. В этом плане внеурочная деятельность открывает неограниченные возможности для исследовательской деятельности учителя, совершенствования его методического мастерства. В процессе подготовки и проведения занятий учитель может проверить правильность своих предположений и гипотез, эффективность

форм, методов и приёмов, практическую и воспитательную значимость подготовленных им материалов, их влияние на формирование личности учащихся [3].

Огромными возможностями по формированию патриотических ценностей у учащихся при обучении иностранному языку обладает текст. Текст содержит в себе нравственную проблему, которая ставит воспитанника перед необходимостью её осмысления и нравственного выбора. В процессе обучения педагог должен в первую очередь руководствовать его воспитательной ценностью.

Тексты из художественных произведений содержат бесценный воспитательный потенциал. Они обогащают нравственное сознание и вводят человека в мир подлинно человеческих эмоций. Тем самым художественные произведения содействуют воспитанию всесторонне развитых, высококультурных людей, которым органически присущи гуманность, самостоятельность суждений, принципиальность в подходе к явлениям жизни и собственным поступкам. Ещё В.А. Сухомлинский указывал, что для воспитания благородных чувств необходимы художественные произведения, которые пробуждали бы в детях мысль о высшей ценности мира - человеке [12].

Воздействуя одновременно на чувства, воображение, интеллект человека, художественная литература способствует формированию мировоззрения, морального облика, эстетических взглядов и вкусов. Р.Г. Лемберг правомерно заостряет внимание на эмоционально-чувственной стороне воздействия произведения и поднятых в нём нравственных проблем, подчёркивая, что литературный материал углубляет понимание моральных концепций, рождает искреннее восхищение нравственной красотой героев, внушает стыд и горечь и даже чувство ответственности за поведение отрицательных героев [10].

Тексты из художественных произведений таких выдающихся французских писателей, как А.-С. Экзюпери «Планета людей», Ги де Мопассана «Два приятеля», М. Дрюона «Поезд 12 ноября», В. Гюго «Отверженные» и некоторых других авторов могут помочь учителю в формировании патриотических ценностей у учащихся. Они содержат в себе познавательную информацию о различных сторонах жизни французов, об их любви к Франции, о борьбе за процветание Франции.

Неиссякаемым потенциалом героико-патриотического воспитания учащихся обладает художественная литература, посвящённая Великой Отечественной войне. Ярким примером является повесть А. де Сент-Экзюпери «Военный лётчик», которая проникнута ненавистью к фашизму, болью за разорённую и поруганную Францию и убеждённостью в том, что необходимо сплотить все силы для борьбы и победы. Героический призыв к борьбе с фашизмом за спасение человека звучит на протяжении всей повести [14]. Проблема самопожертвования во имя любви к Родине, преданности Родине, ненависти к врагам Отечества занимает центральное место в этом художественном произведении.

Знакомясь с творчеством французских писателей, учащиеся не только обогащают свои знания теоретико-литературного характера, но и, прежде всего, проникаются чувством сопричастности героям, их верой в победу над врагом, патриотизмом. Таким образом, художественные произведения, используемые на уроках домашнего чтения, способствуют формированию у учащихся любви к родной земле, народу, уважения к традициям, обычаям своего народа и других народов, воспитанию таких качеств, как смелость, благородство, стойкость, самопожертвование, человеколюбие [7].

Большим воспитательным потенциалом обладает поэтический текст. Поэзия и французских, и отечественных авторов, переведённая на французский язык, обогащает духовный мир учащихся, учит их видеть красоту природы, человека и человеческих поступков, прививает любовь к Родине, уважение к традициям и обычаям не только своей страны, но и страны изучаемого языка, формирует чувство гордости за героические свершения народа. На занятиях и во внеурочной деятельности учащиеся знакомятся с биографиями и творчеством Луи Арагона («Париж», «Июль юности»), Поля Элюара («Мужество», «Свобода»), Жака Превера («Семейное»), Виктора Гюго («В честь 14 июля»), Жана Тардье («Орадур») и других поэтов. Они не только декламируют их стихи, но и анализируют изобразительные средства языка, участвуют в конкурсах на лучший перевод поэтического произведения на русский язык [4]. Поэтические

произведения французских авторов глубоко затрагивают проблемы любви к родной земле, народу, уважения к традициям своей страны, что способствует пробуждению у учащихся патриотических качеств. Немаловажное значение при обучении иностранному языку имеет обращение и к поэтическому наследию как русских классиков (А.С. Пушкин «К Чаадаеву», М.Ю. Лермонтов «Родина» и др.), так и современных поэтов (А. Ахматова «Мужество» или «Мне голос был», Б. Пастернак «1905 год (отрывок из поэмы)» и др.), переведённых на многие языки мира и ставших национальным достоянием [11].

Песенный текст («Широка страна моя родная», «Священная война», «Хотят ли русские войны», «Катюша») и лирические стихи, ставшие песнями (А. Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь», М. Исаковского «Враги сожгли родную хату» и др.) также широко способствуют формированию любви к родной земле, преданности своей Родине. Проведение конкурсов чтецов и вечеров патриотической песни во внеурочное время способствует воспитанию чувства гордости учащихся за родную землю [2].

Знакомство с поэзией, работа с песенными текстами не только даёт возможность почувствовать красоту стихотворного слога, но и способствует формированию патриотических ценностей у учащихся, пробуждает у них лучшие нравственные качества. Огромным воспитательным потенциалом обладают тексты страноведческого характера, содержащие информацию о традициях, праздниках народа страны изучаемого языка. Праздники народа -неотъемлемая часть его культуры, их изучение непосредственно способствует более полному знакомству со страной, её историей, традициями и обычаями. Национальные праздники раскрывают многие стороны жизни народа, его нрав и характер.

При работе со страноведческими текстами учащиеся получают познавательную информацию о национальном празднике 14 июля - Дне Взятия Бастилии, о событиях французской революции 1789 года, о Парижской Коммуне 18 марта, когда парижские рабочие взяли власть в свои руки и провозгласили первое правительство рабочего класса [1]. Знакомство с Днём Перемирия 11 ноября, который вошёл в историю как день, положивший конец первой мировой войне, открывает для учащихся ещё одну страницу в славное прошлое вольнолюбивого французского народа, в его героические свершения. Наибольшую воспитательную ценность представляют тексты, посвящённые общей памятной дате Дню Победы в Великой Отечественной войне. Учащиеся узнают, что во Франции официально принято считать Днём Победы 8 мая. Вызывает огромный интерес у учащихся праздник отцов, отмечаемый французами в первое воскресенье июля. Учащиеся сравнивают его с празднованием в России 23 февраля «Дня защитника Отечества».

Учебный материал, содержащий информацию о национальных праздниках и героях Франции, помогает учителю иностранного языка во время беседы или театральных постановок привлечь внимание учащихся к необходимости уважительного отношения к государственной символике, традициям и обычаям страны изучаемого языка, сравнить с традициями своей страны.

Обращение на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку к краеведческим текстам позволяет воспитывать у учащихся чувство гордости за свою малую Родину, уважение к людям других национальностей, проживающим рядом с ними. Внеурочная деятельность по иностранному языку позволяет учащимся наиболее полно реализовать творческие способности и проявить поисково-исследовательский талант. Учащиеся охотно работают не только над краеведческим материалом, который предлагает учитель, но и сами активно подбирают интересный, с их точки зрения, краеведческий материал [8]. Они с удовольствием собирают информацию, фотографии об истории города, памятных местах и выдающихся людях родного края, оформляют альбомы и стенгазеты, проводят с использованием наглядных альбомов экскурсии на иностранном языке, исполняя роли гидов и любопытных туристов, или организуют виртуальную переписку [6].

Огромный интерес у учащихся вызывает подготовка докладов или лекториев о земляках -героях и их перевод на иностранный язык. Подготовке таких сообщений на иностранном языке предшествует большая языковая работа на уроках иностранного языка. Тематические лектории, беседы, организуемые лекторской группой, способствуют формированию сознательного

отношения и сопереживания к событиям в родном городе и крае, воспитанию гордости за малую Родину. Такие лектории можно сопровождать выставками политических рисунков и плакатов.

Формирование патриотических ценностей посредством краеведческого материала - это сложный процесс, который расширяет кругозор учащихся, приобщает их к творческой деятельности. Обучение путём открытий - актуальная проблема современности. Очевидна сегодня воспитательная значимость пословиц и поговорок при их изучении и сравнении с русским эквивалентом, поскольку они представляют собой накопленный народом кодекс морали и правила жизни. В простой и словесной формуле пословиц заключён практический опыт народа, его миропонимание, и, главное, содержится отношение народа к окружающей действительности, его ценностные ориентации, представление о своём месте на земле. Чувство любви к родине и солидарность народов как составная часть общечеловеческих моральных норм, выработанных народами на протяжении всей истории в борьбе с нравственными пороками, имеет и интернациональный характер.

Важную образовательную и воспитательную роль играет структурно-семантический анализ фразеологизмов. При этом необходимо обращать внимание учащихся на следующие особенности. Творческое воспроизведение общечеловеческих идей патриотизма и интернационализма носителями сопоставляемых языков происходит благодаря видоизменению вещественного смысла отдельных компонентов пословиц. При этом смысловая общность не нарушается. Нередко используются аналоги, бытующие в русском и французском языках: «Всяк кулик своё болото хвалит» (Для каждой птицы своё гнездо лучшее), «В гостях хорошо, а дома лучше» (Нигде не может быть так хорошо, как дома), «Своя хатка - родная матка» (Нет ничего ближе, чем-то, что имеешь у себя). Или образ пословиц и поговорок передаётся благодаря буквальному переводу: «Человек без Родины, что соловей без песни», «Человек без крова, что птица без гнезда»[9].

Ещё одна особенность заключается в том, что лексические значения часто проявляются лишь в связи со строго определённым кругом понятий и их словесным обозначением, в разных языках имеет место расхождение не только в выборе лексики, но и в их грамматическом оформлении. Несмотря на все эти формальные различия пословиц в разных языках, их объединяет единство общечеловеческой формы отражения объективной действительности в сознании и языке, общность основных процессов социально - экономического развития.

Огромное значение как в формировании патриотических ценностей, так и в воспитании у учащихся патриотических качеств, имеют военно-патриотические пословицы: «Без борьбы нет победы», «На войне, как на войне», «Взявший меч от меча и погибнет», «Кто сеет ветер, пожнёт и бурю», «Богатыря узнаешь на поле брани» [9]. В патриотических пословицах чётко отражены черты национального характера - свободолюбие русского народа, любовь к Родине, ненависть к завоевателям, готовность к защите своей Родины, вера в торжество справедливости и в победу. Особенно в трудное для Родины время русский народ, преодолевая все тяготы и лишения, показывает примеры героизма и патриотизма. Такие пословицы воспитывают учащихся практическими делами.

Использование пословиц и поговорок в процессе изучения иностранного языка, их сравнение с эквивалентами в русском языке предполагает интенсивную работу разума и чувства. Важно помнить, что в пословицах, кроме хорошо видимого, прямого, есть и скрытый внутренний смысл - переносный. Для того чтобы понять, учащемуся нужно приложить определённые усилия, поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания. А это является важным условием для нравственного воспитания, когда учащийся должен сделать свой выбор. В результате сравнения и сопоставления пословиц на контактируемых в учебном процессе языках, учащиеся имеют возможность в доступной форме получить критерии истины. Пониманию смысла пословиц и их усвоению способствуют разнообразные формы работы над материалами народных афоризмов.

Во внеурочной деятельности важно использовать не только игровые формы работы с афоризмами («Составь пословицу», «Закончи пословицу», «Найди соответствие» и др.). Написание сочинений, где в качестве названия выступает пословица или поговорка; нахождение французских эквивалентов к русским пословицам; подбор к текстам, содержащим нравственную проблему, подходящее крылатое выражение из ряда предложенных, вызывают большой интерес

у учащихся. Следовательно, идеоматические выражения выступают в качестве важного фактора воспитания патриотизма у учащихся. Они способствуют формированию у учащихся любви и преданности родной земле, народу; воспитанию уважения старшего поколения и их традиций; а также учат молодёжь быть трудолюбивыми, честными, порядочными, благородными, мужественн ыми, самоотверженн ыми.

Обращение на уроках французского языка к творчеству французских писателей, сопоставление с творчеством отечественных писателей, использование песенных, страноведческих, краеведческих текстов, пословиц и поговорок помогают учащимся приобретать нравственные знания. Со временем эти знания приобретают форму личных взглядов и выступают в качестве мотивов и установок поведения. Таким образом, иностранный язык как учебная дисциплина имеет огромный воспитательный потенциал, который необходимо использовать для приобщения учащихся к осознанию культурного наследия своего народа.

Список литературы

1. Аверьянов А.П. Книга для чтения по истории Франции на французском языке. М.: Просвещение, 1976. - 144 с.

2. Арутюнян Г.А. Пойте с нами / Сб. песен на французском языке для учащихся средней школы. М.: Просвещение, 1981. - 112 с.

3. Баишева Л.М. Творческие поиски для проведения уроков французского языка //

Иностранные языки в школе. 1987. № 6. - С. 73-75.

4. Береговская Э.М. Поэзия вокруг нас. Книга для чтения на французском языке. М.: Просвещение, 1993. ч.2. - 287 с.

5. Гуменьщикова Г.А. Комплексное воспитание учащихся на уроках французского языка и во внеклассной работе // Иностранные языки в школе. 1986. №1. С.бб-68.

6. Евдокимова М.И. Патриотическое воспитание на уроках французского языка // Иностранные языки в школе. 2005. № 1. - С.28-35.

7. Жукова Н.Б. Домашнее чтение на французском языке в средней школе // Иностранные языки в школе. 1985. № 4. - С.30-33.

8. Инюшкин Н.М. Пензенской истории причастны. Пенза: ИПК «Пензенская правда», 2001. - 172 с.

9. Критская О.В. Французские пословицы и поговорки. М.: Высш.шк., 1963. - 95 с.

10. Лемберг Р.Г. Слить в единое обучение // Советская педагогика. 1963. №11. - С.34-47.

11. Поэзия Европы. Классическая и современная поэзия народов Советского Союза (на французском языке). М.: Прогресс, 1979. т.3. - 653 с.

12. Сухомлинский ВА Рождение гражданина // Соч.: В 3 т. - М.: Педагогика, 1979. - Т.1. - 537 с.

13. Якушина Л.З. Связь урока и внеурочной работы! по иностранному язьмку. М.: Высш.шк., 1990. 102с.

14. Saint-Exupery A. Oeuvres choisies. Moscou: Editions du progrès, 1967. - 412 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.