Научная статья на тему 'Возможности организации внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах'

Возможности организации внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / OUT-OF-CLASS WORK / ENVIRONMENTAL SAFETY / OUT-OF-CLASS WORK IN ENVIRONMENTAL SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елизарова Ирина Сергеевна

В статье рассматривается место, роль и возможности внеклассной работы в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года. Современное состояние проблемы организации внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alternatives of Out-of-Class Work Organization in Environmental Safety for Senior Pupils

The article deals with the place, role and alternatives of the out-of-class work in the Conception of the Russian Education Modernization until 2020; the modern condition of the problem of the out-of-class work organization in environmental safety for senior pupils in general educational institutions.

Текст научной работы на тему «Возможности организации внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах»

УДК 373.1:371.8 ББК 74.26

Елизарова Ирина Сергеевна

аспирант кафедры социальной безопасности Российского государственного педагогического университета

им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербург Elizarova Irina Sergeevna Post-graduate Chair of Social Safety Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen

St.-Petersburg

Возможности организации внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах Alternatives of Out-of-Class Work Organization in Environmental Safety for

Senior Pupils

В статье рассматривается место, роль и возможности внеклассной работы в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года. Современное состояние проблемы организации внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах.

The article deals with the place, role and alternatives of the out-of-class work in the Conception of the Russian Education Modernization until 2020; the modern condition of the problem of the out-of-class work organization in environmental safety for senior pupils in general educational institutions.

Ключевые слова: внеклассная работа, экологическая безопасность, внеклассная работа по экологической безопасности.

Key words: out-of-class work, environmental safety, out-of-class work in environmental safety.

Новые социальные требования к системе российского образования сформулированы в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года. Согласно нормативным документам, будущий выпускник старшей школы должен креативно и критически мыслить, активно и целенаправленно познавать мир, осознавать ценности творчества, быть мотивирован на образование и самообразование в течении всей своей жизни, делать акцент на творчество и современную инновационную деятельность; быть готовым к учебному сотрудничеству; способен осуществлять проектную, исследовательскую и информационную деятельность[2].

Достижение поставленных результатов не может ограничиваться уроками, оно продолжается и углубляется во внеурочное время. На уроках

невозможно в полном объеме изучить и понять сложные и многогранные

вопросы современного мира. Необходима разнообразная внеурочная

деятельность, которая, как правило, делится на внеклассную и внешкольную работу [2].

Каждая школа, должна работать на достижение результатов,

определенных стандартом. Без такой важнейшей составляющей школьной жизни, как внеклассная работа, этих результатов не достичь. Результаты, которые должны продемонстрировать выпускники зависят, в том числе, и от эффективности внеклассной работы.

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения, выпускник должен так же осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового и экологически целесообразного образа жизни безопасного для человека и окружающей его среды. Таким образом, задача современной системы образования сделать все возможное для достижения обозначенных результатов. Необходимо

разрабатывать новые образовательные и воспитательные программы, применять эффективные образовательные технологии и совершенствовать условия, в которых учатся дети.

В современной школе внеклассная работа представляет собой форму различной организации учащихся на добровольной основе под руководством учителя для проявления и развития их познавательных интересов и творческой самостоятельности, связанная с изучением определенной дисциплины [3].

Целью проведения педагогического эксперимента является изучение состояния проблемы организации внеклассной работы по экологической безопасности и возможности организации данной работы в старших классах. Для достижения поставленной цели мы разработали, провели и проанализировали анкеты старшеклассников, определили основные проблемы и выявили условия успешной организации внеклассной работы по экологической безопасности.

В ходе исследования проанализированы 428 анкет старшеклассников общеобразовательных школ, лицеев и гимназий городов Санкт-Петербурга, Великого Новгорода и Ленинградской области.

Для определения места и роли внеклассной работы по предмету был задан вопрос «Организуется ли в вашей школе внеклассная работа по предмету?». Результаты распределились следующим образом: 38,3%

опрошенных школьников отметили, что внеклассная работа организуется регулярно; 48,8% анкетируемых считают, что внеклассная работа организуется редко; 12,9% учащихся ответили, что внеклассная работа по предмету не ведется. Следует отметить, что организация внеклассной работы по предмету является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе. Положительные ответы на вопрос анкеты свидетельствуют о систематическом проведении внеклассных мероприятий, отрицательные ответы

старшеклассников рассматриваются как отсутствие организации внеклассной работы или недостаточное внимание к организации данной работы в образовательных учреждениях.

На вопрос анкеты: «Какие внеклассные мероприятия проводятся в вашей школе?» результаты ответов распределились следующим образом: 26,7% опрошенных школьников как пример внеклассных мероприятий привели экскурсии; 14,7% учащихся отметили игры; 12,3% респондентов отметили

беседы; 10,6% анкетируемых назвали лекции; 9,6% школьников указали, что основной формой внеклассной работы в их школе являются кружки межпредметной направленности; конференции определили 8,4% учащихся; 5,4% учащихся указали экспериментальные исследования; 3,9% школьников в своих ответах отметили творческие вечера. Результаты ответов учащихся на данный вопрос показывают, что организация внеклассной работы в школах осуществляется посредством различных видов внеклассной работы и игровой деятельности. Следует так же отметить важную роль таких видов внеклассных мероприятий, как беседы, индивидуальные самостоятельные занятия и экспериментальные исследования.

Для выяснения интересов учащихся к определенным видам внеклассной работы старшеклассникам необходимо было ответить на вопрос: «Какие внеклассные мероприятия Вам наиболее интересны?». Ответы распределились следующим образом: экскурсии (28,1%), игры (17,3%), экспериментальные

исследования (9,6%), лекции (8,4%), беседы (8,1%), творческие вечера (7,9%), кружки межпредметной направленности (7,7%), конференции (7,4%), индивидуальные занятия (5,3%). Результаты анкетирования на данный вопрос представлены в таблице 1. Итоги ответов учащихся на данный вопрос показывают, что внеклассная работа по экологической безопасности будет успешной при организации экскурсионной работы и использовании ситуационно-ролевых игр. Так же в процессе разработки внеклассных

мероприятий необходимо уделить внимание различным организационным видам внеклассной работы: индивидуальным, групповым и массовым.

Таблица 1

Результаты анкетирования учащихся на вопрос: «Какие виды внеклассных мероприятий Вам наиболее интересны?»

Варианты ответов Количество ответов в %

Экскурсии 28,1%

Игры 17,3%

Экспериментальные исследования 9,6%

Лекции 8,6%

Беседы 8,1%

Творческие вечера 7,9%

Межпредметные кружки 7,7%

Конференции 7,4%

Индивидуальные самостоятельные занятия 5,3%

На очередной вопрос анкеты: «Чему способствует внеклассная работа?» ответы респондентов распределились следующим образом: 28,9% опрошенных учащихся считают, что участие во внеклассной работе способствует улучшению оценок; 22,7% и 20,7% школьников отметили способность к свободному самовыражению и осуществлению задуманных достижений; 16,9% анкетируемых считают, что внеклассные занятия помогают общаться с учителем в неформальной обстановке, лишь 10,8% опрошенных ребят отмечают, что внеклассная работа развивает творческие способности. Результаты анкетирования ответов на данный вопрос представлены на рисунке 1.

1 2 3 4 5

Рис. 1. Результаты ответов старшеклассников на вопрос анкеты «Чему способствует внеклассная работа?»

1.улучшение оценок; 2. способность к свободному самовыражению;

3. осуществление задуманных достижений; 4. общение с учителем в неформальной обстановке; 5. развитие творческих способностей.

Результаты анкетирования на данный вопрос позволили сделать нам вывод: старшеклассники принимают участие во внеклассной работе для достижения более высоких результатов по предмету, так же следует отметить, что подростки при помощи внеклассных занятий могут выразить свои чувства и осуществить задуманное.

Для изучения реального состояния организации внеклассной работы по экологической безопасности в образовательных учреждениях был предложен вопрос: «Организуется ли в вашей школе внеклассная работа по экологической безопасности?». Большинство опрошенных школьников (58,4%) ответили, что в их школах не организована внеклассная работа по экологической

безопасности; 35,8% опрошенных отметили периодичную организацию

внеклассной работы и лишь 5,8% респондентов согласились с регулярным проведением внеклассных мероприятий. Результаты ответов старшеклассников показали нам, что организации внеклассной работы по экологической

безопасности в старших классах не уделяется должного внимания.

На вопрос «Перечислите последние внеклассные мероприятия по экологической безопасности» школьники называют субботники, уборку пришкольной территории, акции «зеленых», в чем показывают свою

неправильную позицию к пониманию содержания внеклассной работы по экологической безопасности.

В целях конкретизации содержания внеклассной работы по экологической безопасности в рамках разработки экспериментальной методики старшеклассникам был задан вопрос: «О чем вам было бы интересно узнать на внеклассных занятиях по экологической безопасности?». Среди ответов указывались следующие темы: «влияние выхлопных газов на здоровье

человека», «что такое природная радиация?», «в чем отличие водопроводной воды от бутилированной?» и т.д. Ответы на данный вопрос помогли нам спроектировать внеклассные мероприятия по экологической безопасности для старшеклассников.

При разработке внеклассных мероприятий по экологической безопасности для старшеклассников использовались идеи личностно-деятельносного и интегративного подходов [1,4,5,6].

Общая цель организации внеклассных мероприятий по экологической безопасности - это формирование компетентной личности безопасного типа поведения, способной во всех видах жизнедеятельности предупреждать, прогнозировать, анализировать, оценивать и ликвидировать последствия антропогенного влияния на состояние окружающей среды.

При проектировании содержания внеклассных мероприятий по экологической безопасности мы исходили из того, что учащиеся по окончанию эксперимента должны знать: признаки экологических проблем, причины возникновения экологических опасностей, мероприятия по обеспечению экологической безопасности человека; уметь: оценивать степень экологической опасной ситуации для жизни и здоровья человека на основе анализа причин ее возникновения и возможных механизмов ее развития; прогнозировать последствия деятельности, которые могут представлять опасность для жизни, здоровья людей и окружающей среды; предотвращать экологические опасности; осуществлять практическую деятельность по улучшению качества окружающей среды.

Внеклассная работа по экологической безопасности представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного взаимодействия на старшеклассника, так как способствует: разностороннему развитию индивидуальных способностей

учащихся; самореализации старшеклассников и повышению их самооценки; Вестник ЧГПУ102011 62

обогащению личного опыта, их знаний о разнообразии человеческой деятельности; приобретению необходимых практических умений и навыков.

Внеклассная работа по экологической безопасности в старших классах дает возможность и для достижения обозначенных результатов в федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, а именно формирование личности выпускника, осознанно выполняющего и пропагандирующего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Проведенный анализ констатирующего этапа эксперимента показал, что организация внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах возможна при выполнении следующих условий: изучение

познавательных интересов старшеклассников; использование краеведческого материала при подготовке внеклассной работы по экологической безопасности; целенаправленное планирование внеклассной работы с учетом возрастных особенностей учащихся; системное и последовательное применение различных видов деятельности; соответствие видов внеклассной работы уровню развития учащихся; преемственность индивидуальной, групповой и массовой внеклассной работы по экологической безопасности; сближение урочной и внеклассной формы обучения; использование результатов своей работы в практической деятельности.

Таким образом, эффективность организации внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах обеспечивается сочетанием различных форм, методов и видов деятельности.

Библиографический список

1. Алексеева Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе [Текст] / Н.А. Алексеева.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 332 с.

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В., Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] / Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2011.-223 с.

3. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С. Внеклассная работа по ОБЖ [Текст] / Г.А. Колодницкий // ОБЖ. Основы безопасности жизни.-2009.-№11, с.39-48

4. Максимова В.Н. Интеграция в системе образования [Текст] / В.Н. Максимова.-СПб.: ЛОИРО, 2000 - 84с.

5. Несговорова Н.П., Савиных В.Л. Интегративный подход к экологическому образованию [Текст] / Н.П. Несговорова // Философия образования .-2009.-№1.-с.195-196.

6. Пак М.С. Теория и методика интегративного подхода к обучению химии в ПТУ [Текст]/ М.С. Пак.- СПб.: Изд-во «Образование», 1992 г. - 35с.

Bibliography

1. Alekseeva, NA. Personality Oriented Training at School [Text] / NA. Alekseeva.-Rostov-on-Don: Phoenix, 2006.- 332 p.

2. Grigoriev, D.V., Stepanov, P.V. Schoolchildren’s Out-Of-Class Activity. Methodological Методический Set [Text] / D.V. Grigoriev. - М.: Prosveshchenie, 2011. - 223 p.

3. Kolodnitsky, G.A., Kuznetsov, V.S. Out-Of-Class Work in Safety Life Style Bases [Text] / GA. Kolodnitsky // Bases of Safety Life Style. - 2009. - №11. - P.39-48.

4. Maksimova, V.N. Integration in Educational System [Text] / V.N. Maksimova. - SPb.: LOIRO, 2000. - 84 p.

5. Nesgovorova, N.P., Savinykh, V.L. Integrative Approach to Ecological Education [Text] / N.P. Nesgovorova // Educational Philosophy. - 2009. - №1. - P.195-196.

6. Pak, М^. Theory and Practice of Integrative Approach to Teaching Chemistry at Vocational Schools [Text] / М^. Пак. - SPb.: « Education» Publishing House, 1992. - 35 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.