Научная статья на тему 'Организация внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов: проблемы и подходы'

Организация внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов: проблемы и подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4212
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРС «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА В КУРСЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / СOURSE OF "HEALTH AND SAFETY BASIS" / OUT-OF-CLASS WORK IN THE COURSE OF "HEALTH AND SAFETY BASIS" / PERSON-ACTIVITY APPROACH / INTEGRATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елизарова Ирина Сергеевна

Обосновывается актуальность предметного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» («ОБЖ»), рассматриваются проблемы организации внеклассной работы по данному курсу, приводятся определение и классификация ее видов, предлагается примерное содержание. Описывается реализация основных методологических подходов по организации внеклассной работы по курсу «ОБЖ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елизарова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF OUT-OF-CLASS WORK AT THE COURSE HEALTH AND SAFETY BASIS WITH STUDENTS OF THE SENIOR FORMS: PROBLEMS AND APPROACHES

In the article the urgency of educational area health and safety is described, problems of the organization of out-of-class work in the course of health and safety Basis are considered, defi nition and classifi cation of out-of-class work by health and safety bases is resulted, the approximate maintenance is described. Realization of the basic approaches is described.

Текст научной работы на тему «Организация внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов: проблемы и подходы»

УДК 373.1:371.8

И. С. Елизарова

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ:

ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ

Обосновывается актуальность предметного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» («ОБЖ»), рассматриваются проблемы организации внеклассной работы по данному курсу, приводятся определение и классификация ее видов, предлагается примерное содержание. Описывается реализация основных методологических подходов по организации внеклассной работы по курсу «ОБЖ».

Ключевые слова: курс «Основы безопасности жизнедеятельности», внеклассная работа в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», личностно-деятельностный подход, интегративный подход.

Человечество на всем протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию различного рода опасностей. В таких условиях особую значимость приобретает проблема обучения населения основам безопасного поведения. При этом возрастает актуальность школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», который призван закрепить знания об элементах социальных и технических систем безопасности, сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, имуществу, окружающей среде, национальной безопасности, организации здорового и безопасного образа жизни.

Школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» - это самостоятельный курс социально-общественных и естественно-научных знаний, включающий изучение основ здорового образа жизни и правил поведения в современной повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях, обеспечивающий формирование умений оказания первой медицинской помощи и постижение основ военной службы. Он дает новое видение явлений, изучаемых биологией, физикой, химией, экологией и другими предметами.

Главной формой обучения основам безопасности жизнедеятельности в современной школе является урок. Несмотря на пристальное в последнее время внимание государства к данному предмету, существуют проблемы, связанные с эффективной организацией учебного процесса по курсу «ОБЖ». Современный учитель не должен ограничивать свою деятельность проведением уроков, она должна продолжаться и развиваться во внеурочное время.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» был введен в 1991 г., и сразу же возникло множество вопросов, связанных с организацией учебно-воспитательного процесса по данному предмету. В этот период разрабатываются нормативные документы, организуется подготовка специалистов, совершенствуется материально-техническая

база, издаются учебники и пособия. С 1996 г. выходит научно-методический журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». Во втором выпуске журнала появляется рубрика «внеурочная работа», а в 1998 г. она меняет свое название на «внеклассную работу». Исследователи Г А. Колодницкий, В. С. Кузнецова, Н. В. Митюшин и др. сходятся во мнении, что обучение учащихся предмету не должно ограничиваться уроками; курс целесообразно дополнять мероприятиями, повышающими интерес к нему и закрепляющими теоретические занятия. Практический опыт показывает, что такие мероприятия удаются и дают больший эффект, если проводятся в игровой форме, носят состязательный характер. Авторы утверждают, что логическим продолжением программы «Основ безопасности жизни» во внеурочное время является участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов по безопасности жизнедеятельности. Анализ статей периодических изданий [1-3] и др. показал, что при организации внеклассной работы используются: многолетний опыт оборонно-спортивных лагерей, лагерей юных спасателей; туристические походы и слеты, детские игры и соревнования.

Опираясь на результаты исследований Н. И. Болдырева, Э. М. Браверманна, Н. М. Верзилина, А. Н. За-хлебного, И. Д. Зверева, Т. Н. Калечиц, О. Ф. Кабар-дина, И. Я. Ланиной, А. И. Никишова, М. С. Пак, Л. М. Панчешниковой, Д. И. Трайтака, А. В. Усо -вой и др., посвященных вопросу организации внеклассной работы по различным учебным предметам, можно сделать вывод о том, что данная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, активизирует познавательную деятельность учащихся и формирует важные качества личности. В настоящее время внеклассная работа необходима как эффективное условие получения результатов, заложенных в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, так как особое место в их

структуре занимает вариативная часть и внеаудиторная занятость - различного рода кружки, секции, творческие мастерские. Несмотря на важность организации внеклассной работы в современной школе, в методической литературе сегодня нет четкого определения и классификации видов внеклассной работы по ОБЖ.

В рамках нашего исследования определяем внеклассную работу по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» как форму различной организации учащихся на добровольной основе под руководством учителя для проявления и развития их познавательных интересов и творческой самостоятельности, связанную с вопросами организации безопасности личности, общества и государства.

Анализ классификации видов внеклассной работы по предмету, которая представлена в работах В. И. Казаренкова, Г А. Колодницкого, В. С. Кузне -цова [1, 4], позволил выделить виды внеклассной работы в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» по следующим признакам:

- характер доминирующих педагогических целей;

- особенности использования образовательных технологий;

- время и продолжительность проведения;

- характер деятельности участников;

- особенности образовательной среды.

Для выявления проблем, связанных с организацией внеклассной работы по данному курсу, было проведено анкетирование учителей и учащихся 10-11-х классов. В эксперименте приняли участие 187 педагогов и 428 старшеклассников. Результаты анкетирования позволяют сделать вывод, что учителя в целом положительно относятся к организации внеклассной работы по предмету, но проводят ее эпизодически, ссылаясь на слабую методическую помощь в проведении этой формы обучения учащихся. Таким образом, внеклассные мероприятия по курсу «ОБЖ» проводятся один раз в четверть; при отборе содержания внеклассных мероприятий педагоги придерживаются в основном учебного плана; преобладающее место занимает групповая форма работы.

Эффективность внеклассных мероприятий учителя определяют количеством учащихся, принимающих участие в учебно-воспитательном процессе, заинтересованностью старшеклассников в проведении последующих мероприятий. Результаты анкетирования подтвердили эпизодическое проведение внеклассной работы по предмету, но в свою очередь старшеклассники указали заинтересованность в данной форме работы, указав, что внеклассная работа позволит им проявить свои возможности, улучшить оценки по предмету и будет способствовать дальнейшему самоопределению. Один из вопросов анкеты был направлен на моде-

лирование содержания внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Среди интересующих школьников тем оказались следующие: «Влияние выхлопных газов на здоровье человека», «Что такое природная радиация?», «Как защититься от вредного излучения?», «Последствия различного рода аварий для человека и окружающей среды», «Как защитить себя и окружающих от вредных воздействий различных производств?» и т. п. Результаты опроса показали, что старшеклассников в основном интересуют вопросы, связанные с обеспечением экологической безопасности, которые становятся актуальными в связи с ухудшающейся экологической обстановкой и нарастающей антропогенной нагрузкой на состояние окружающей среды.

С выявленными проблемами по организации и проведению внеклассной работы в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» появилась объективная необходимость в новых подходах к организации учебно-воспитательного процесса. Реализация интегративного и личностно-деятельностного подходов к процессу внеклассной работы позволит устранить проблемы и противоречия, имеющиеся в современной педагогической практике.

Под интегративным подходом в обучении понимается методологический подход со своеобразной призмой видения всего учебно-воспитательного процесса, в основе которого лежит объединение множества ранее разобщенных компонентов в системе образования, обладающих целостными свойствами и закономерностями [5-7].

Опираясь на психологические и педагогические исследования возрастных групп школьников, следует отметить, что интегративный подход успешно используется в старшем звене образовательных учреждений. Именно к этому времени у учащихся закладываются основы понятийного аппарата, формируется мировоззрение, достаточно хорошо развита логика: они способны высказывать суждения, делать заключения и выводы на основе анализа и синтеза. Данный подход позволяет не только систематизировать знания школьников, но и решать некоторые проблемы, связанные с профессиональным самоопределением ученика, особенно на выходе из учебного заведения.

Одна из задач, которая стоит перед школой, -профессиональная ориентация учащихся с целью выбора будущей профессии. В учебных заведениях, где ведется профессиональная подготовка учащихся и созданы профильные классы, образование должно строиться на основе интегративного подхода и с учетом профессионального самоопределения.

Необходимо отметить, что реализация интегративного подхода не решает всех задач учебно-

воспитательного процесса, но прочное закрепление в памяти знаний достигается яркостью и полнотой восприятия изучаемого на основе взаимосвязей; осознанием важности обобщенных знаний смежных дисциплин в разнообразных условиях учебной и практической деятельности.

В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности учебно-воспитательного процесса в школе. Главную причину этого видят в том, что его традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для развития учащихся. При существующем обучении проблема развития учащихся является одной из сложнейших в педагогической практике. Решение ее зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. В этой связи основным критерием деятельности учителя становится представление о конечном результате: хотим ли мы дать ученику определенный набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности. Творческая деятельность школьника направлена на понимание усваиваемого материала, развитие методов учебной деятельности и зависит от наличия трех составляющих обучения:

- методов формирования мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация, обобщение и др.;

- высокого уровня активности и плюралистич-ности мышления, проявляющихся в самостоятельном выдвижении гипотез, вариантов решений, нестандартных идей на основе содержания различных предметов;

- организованности и целенаправленности в выделении главного и существенного в содержании образования, окружающей действительности.

Сформированность указанных качеств мышления во многом зависит от реализации в обучении интегративного подхода с целью преодоления трудностей в усвоении учебного материала.

Вышеизложенное позволяет сформулировать методические условия реализации интегративного подхода в формировании глубоких, обобщенных знаний и во внеклассной работе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»:

- согласованность изложения материала по экологической безопасности с содержанием и логикой смежных дисциплин;

- соблюдение преемственности в преподавании учебных дисциплин всех циклов;

- смысловая взаимосвязь изучаемых школьниками предметов;

- взаимная согласованность применяемых методических форм, методов и приемов обучения;

- ориентация на принцип преемственности и систематичности знаний, который заключает в се-

бе общее философское понятие о всеобщей связи предметов и явлений окружающего мира.

Важным методологическим подходом при организации внеклассной работы по экологической безопасности является личностно-деятельностный. При анализе учебного процесса категория «подход» традиционно рассматривается с позиции обучающего, т. е. учителя, преподавателя. В этом контексте личностно-деятельностный подход к обучению, сформулированный к середине 1980-х гг., разрабатывался преимущественно как субъектно ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью ученика при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную и коммуникативную компетентность обучающегося, но и его самого как личность. В то же время стало очевидным, что личностно-деятельностный подход может рассматриваться и с позиции ученика.

Основываясь на определении учебной деятельности Д. Б. Эльконина, согласно которому ее специфика состоит в том, что она направлена на развитие и саморазвитие субъекта этой деятельности, был поставлен вопрос о двойственной направленности личностно-деятельностного подхода: с позиции педагога и позиции ученика. Такая постановка вопроса «встречается» с результатами многолетних исследований И. С. Якиманской, Л. Б. Орлова и других ученых, показавших неоспоримость значения не только учета, но и специальной организации в процессе обучения целого ряда индивидуально-психологических характеристик обучающегося: мотивации, адаптации, способностей, самооценки, когнитивного стиля и т. д.

Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели, неповторимый психологический склад. Исходя из интересов ученика, уровня его знаний и умений, учитель определяет учебную цель и формирует, направляет и корригирует весь учебно-воспитательный процесс в целях развития личности обучающегося [5, 8].

В рамках нашего исследования цель каждого внеклассного занятия формируется с позиции конкретного ученика и всей группы в целом. В процессе организации и проведения внеклассных занятий по курсу «ОБЖ» также учитываются возрастные, индивидуально-психологические особенности школьников. Этот учет осуществляется через содержание и форму внеклассных занятий, характер общения с учеником, возможность выбора учащимися интересующих их видов работ.

Использование указанных подходов позволило выделить интегрированные комплексы содержа-

ния внеклассных занятий, отвечающих запросу старшеклассников и способствующих эффективной организации внеклассной работы по вопросам экологической безопасности в курсе «ОБЖ». Одним из основных условий при отборе содержания комплексов являлась информационность содержания, отвечающая требованиям образовательного стандарта и объединяющая знания и умения, развивающиеся в процессе внеклассной работы. Представлены следующие комплексы:

- «Современное понимание экологической безопасности, или Введение в экологическую безопасность» - развивает понимание учащимися термина «экологическая безопасность», подчеркивает комплексность этого понятия;

- «Экологическая безопасность окружающей среды» - помогает акцентировать внимание учащихся на проблемах окружающей среды и стимулировать размышления о причинах и источниках основных проблем, связанных с обеспечением ее экологической безопасности;

- «Экологическая безопасность человека» - актуализирует и систематизирует знания школьников о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, развивает понимание старшеклассниками взаимосвязи здоровья людей и различных факторов, влияющих на здоровье.

Содержание указанных комплексов предусматривает изучение теоретических и прикладных аспектов экологической безопасности, дающих широкие возможности для организации лекционных, семинарских, практических занятий, дискуссий и конференций.

Проанализировав проблему реализации интегративного и личностно-деятельностного подходов к организации внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», установлено, что указанные подходы позволят осуществить применение взаимосвязанных методов, приемов, средств в процессе внеклассных занятий в целях достижения оптимального результата в реализации творческих качеств личности.

Список литературы

1. Колодницкий Г. А., Кузнецова В. С. Внеклассная работа по ОБЖ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2009. № 11. С. 39-48.

2. Крючек Н. ОБЖ: вчера, сегодня, завтра // Там же. 2001. № 8. с. 19-21.

3. Митюшин Н. В. Формирование ключевых компетенций у подростков во внеурочной деятельности // Там же. 2009. № 1. С. 58-59.

4. Казаренков В. И. Педагогические основы организации внеурочных занятий по учебным предметам. М.: ООО «Педагогика»; МГПУ, 1998. 127 с.

5. Каргина З. А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 5-11.

6. Максимова В. Н. Интеграция в системе образования. СПб.: ЛОИРО, 2000. 84 с.

7. Пак М. С. Теория и методика интегративного подхода к обучению химии в ПТУ. СПб.: Изд-во «Образование», 1992. 35 с.

8. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 68 с.

Елизарова И. С., аспирант.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.

Набережная реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, Россия, 191186.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 11.08.2011.

I. S. Elizarova

THE ORGANIZATION OF OUT-OF-CLASS WORK AT THE COURSE “HEALTH AND SAFETY BASIS”

WITH STUDENTS OF THE SENIOR FORMS: PROBLEMS AND APPROACHES

In the article the urgency of educational area “health and safety” is described, problems of the organization of out-of-class work in the course of “health and safety Basis” are considered, definition and classification of out-of-class work by health and safety bases is resulted, the approximate maintenance is described. Realization of the basic approaches is described.

Key words: сourse of "Health and safety basis”, out-of-class work in the course of "Health and safety basis”, person-activity approach, integrative approach.

A. I. Herzen Russian State Pedagogical University.

Naberezhnaya reki Moiki, 48, St. Petersburg, Russia, 191186.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.