Научная статья на тему 'Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в экологическом образовании школьников: возможности, проблемы и пути решения'

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в экологическом образовании школьников: возможности, проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2393
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / УЧЕБНЫЙ КУРС «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» / ИНТЕГРАЦИЯ КУРСОВ «ЭКОЛОГИЯ» И «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» / TRAINING COURSE «BASIS OF SAFETY OF LIFE ACTIVITY» / THE INTEGRATION OF COURSES «ECOLOGY» AND «BASIS OF SAFETY OF LIFE ACTIVITY» / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / ECOLOGICAL EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костецкая Галина Анатольевна

В статье рассмотрены возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в реализации экологического образования школьников. Показаны вероятные направления развития экологического образования школьников в связи с внедрением новых образовательных стандартов для общеобразовательной школы. Обоснована целесообразность интеграции учебных курсов «Экология» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костецкая Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COURSE «BASICS OF SAFETY OF LIFE ACTIVITY» IN SCHOOL ECOLOGICAL EDUCATION: OPPORTUNITIES, PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article shows possibility of the course «Basics of safety of life activity» in the implementation of school ecological education. The article considers possible directions of the development of school ecological education in connection with the introduction of new educational standards for general education schools. The author substantiates the expediency of integration of training courses «Ecology» and «Basis of safety of life activity»

Текст научной работы на тему «Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в экологическом образовании школьников: возможности, проблемы и пути решения»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 2 (28) 2014. с. 97-102.

УДК 502:37; 36.016:355.77

КУРС «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ: ВОЗМОЖНОСТИ,

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Галина Анатольевна Костецкая Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена, Санкт -

Петербург

galina-kosteckaya@yandex.ru

федеральные государственные образовательные стандарты, экологическое образование школьников, учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», интеграция курсов «Экология» и «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассмотрены возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в реализации экологического образования школьников. Показаны вероятные направления развития экологического образования школьников в связи с внедрением новых образовательных стандартов для общеобразовательной школы. Обоснована целесообразность интеграции учебных курсов «Экология» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

THE COURSE «BASICS OF SAFETY OF LIFE ACTIVITY» IN SCHOOL ECOLOGICAL EDUCATION: OPPORTUNITIES, PROBLEMS AND SOLUTIONS Galina A. Kostetckaia Herzen State pedagogical university of Russia, Saint-Petersburg galina-kosteckaya@yandex.ru

federal state educational standards; ecological education of school students; training course «Basis of safety of life activity»; the integration of courses «Ecology» and «Basis of safety of life activity».

The article shows possibility of the course «Basics of safety of life activity» in the implementation of school ecological education. The article considers possible directions of the development of school ecological education in connection with the introduction of new educational standards for general education schools. The author substantiates the expediency of integration of training courses «Ecology» and «Basis of safety of life activity»

В системе общего образования внедряются федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (далее - ФГОС). В соответствии с новыми ФГОС учебный предмет «Экология» не является обязательным для изучения, а предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ) - обязательный. Это выводит на новый качественный уровень актуальность вопросов о направлениях дальнейшего развития экологического образования школьников, о роли и месте в этом процессе курса ОБЖ. Чем она обусловливается?

Актуальность первого вопроса - о направлениях дальнейшего развития экологического образования школьников - обусловлена, в частности, противоречием между требованиями ФГОС к образовательным результатам школьников в области экологического образования и условиями обучения, определенными новыми базисными учебными планами для общеобразовательных учреждений. С одной стороны, в содержании новых ФГОС показана значимость экологического образования школьников. Это отражено в требованиях к результатам освоения образовательных программ на личностном и на метапредметном уровнях (Таблица 1). С другой стороны, - необязательность изучения предмета «Экология». Такой курс может быть введен только за счет регионального компонента учебного плана или

за счет компонента учреждения. Это означает, что большинство школьников страны не будут обучаться базовым экологическим знаниям.

Таблица 1

Из требований ФГОС основного общего образования к результатам освоения основной

образовательной программы (ООП) [7]

Уровни результатов освоения ООП Из требований к результатам освоения ООП

Личностные «...формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры., развитие опыта экологически ориентированной. деятельности в жизненных ситуациях...» [7, С.5-7]

Метапредметные «.умение ... определять способы действий в рамках предложенных условий ., корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; .формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в .социальной практике» [7, С.7-8]

Актуальность второго вопроса - о роли и месте курса ОБЖ в экологическом образовании школьников - исходит из наличия существенной области сопряжения экологии и науки о безопасности, а значит, и содержания соответствующих учебных предметов. Так, в курсе ОБЖ значимое место отведено изучению вопросов обеспечения экологической безопасности. Раздел учебной программы «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» предусматривает изучение опасных ситуаций, возникающих в природной, техногенной и социальной среде, правил поведения в природной среде, причин возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного характера и способов выживания в условиях таких ЧС. Ключевыми идеями, объединяющими вопросы курсов экологии и ОБЖ, являются идеи ценности жизни и безопасности человека, ценности здоровья человека и окружающей его среды, качества жизни человека в окружающей среде.

Значимость курса ОБЖ в экологическом образовании школьников обусловлена:

- системным характером содержания курса и его практической направленностью;

- содержанием курса ОБЖ, в котором вопросы обеспечения экологической безопасности занимают важное место;

- возможностью использования разнообразных организационных форм внеурочной и внеклассной работы с учащимися;

- возможностями курса для реализации интеграционных подходов к организации краеведческой работы в образовательном учреждении.

Каким же образом обеспечить выполнение требований ФГОС применительно к экологическому образованию школьников в предлагаемых условиях?

Очевидно, что современные реалии требуют новых концептуальных подходов к содержанию и организации экологического образования в общеобразовательной школе.

С позиций системно-ориентационного подхода развитие каждой школы как образовательной системы носит субъектный характер и отличается спецификой проектирования образовательной среды. При этом образовательная система школы должна включать в себя систему экологического образования как свою обязательную составляющую, как подсистему. Иными словами, в школе должна быть сформирована такая образовательная среда, которая бы обеспечивала экологическое образование школьников.

Усматриваем следующие вероятные траектории развития компонентов школьной системы экологического образования:

- интеграция экологического содержания и содержания других учебных дисциплин;

- введение отдельного интегрированного курса, объединяющего учебные дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Экология»;

- формирование системы внеклассной работы, направленной на решение задач экологического образования.

Интеграция экологического содержания и содержания других учебных дисциплин представляется как процесс объективно обусловленный. Даже в случае благоприятной позиции региональных органов управления образованием по отношению к курсу экологии, которая будет выражаться во введении курса «Экология» в учебные планы основной и полной средней школы, интеграционные процессы, полагаем, неизбежны. Важно отметить, что объективность развития таких интеграционных процессов нашла отражение в содержании новых ФГОС и прослеживается, в частности, в требованиях к личностным и метапредметным результатам освоения образовательных программ [7].

При этом следует подчеркнуть, что речь идет не о фрагментарном включении содержания курса экологии в другие линейные курсы, а об интеграции содержания на основе иных концептуальных подходов, об интеграции, приводящей к новому качеству линейных курсов и направленной на обеспечение нового качества образования школьников. Экологическое содержание может быть системно включено, прежде всего, в содержание естественнонаучных дисциплин и ОБЖ.

Наиболее перспективным направлением такой интеграции представляется введение отдельного интегрированного курса, объединяющего учебные дисциплины «ОБЖ» и «Экология» в старшей школе. Чем это обусловлено? Во-первых, большой областью сопряжения содержания курсов ОБЖ и экологии. Во-вторых, актуальностью образования в области безопасности жизнедеятельности и экологического образования в контексте идей устойчивого развития. В -третьих, отсутствием предмета экология в федеральном компоненте проекта базисного учебного плана. При этом важно, что такая предполагаемая интеграция находит свое отражение в проекте нового ФГОС в части требований к результатам освоения ООП не только на уровне личностных и метапредметных, но и на уровне предметных результатов (Таблица 2).

Таблица 2

Из требований нового ФГОС среднего (полного) общего образования к предметным результатам освоения курсов «ОБЖ» и «Экология» [7]

Учебные курсы Из требований к предметным результатам освоения учебных курсов

ОБЖ «.сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности.; знание распространённых опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; .умение применять полученные знания в области безопасности на практике; . проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.» [7, С.25-26]

Экология «.сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; .владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях.; .владение знаниями экологических императивов . в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; .сформированность способности к выполнению проектов . социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью» [7, С.24-25]

С.В. Алексеев выделяет следующие методологические подходы к проблеме интеграции данных предметных областей: системно-деятельностный, компетентностный,

культурологический, аксиологический, средовый, интегративно-синергетический, секьюритологический, дифференцированный [2]. Целевые установки указанных подходов отражены в Таблице 3.

Таблица 3

Методологические подходы к проблеме интеграции курсов «Экология» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (по С. В. Алексееву)

Методологический подход Целевая установка

Системно-деятельностный Системное освоение «деятельностного» содержания учебного предмета

Компетентностный Ориентация учебного процесса на формирование универсальных учебных действий и основных компетенций школьников

Культурологический Ориентация на освоение учебного предмета в модели «Образование через культуру» (культуру безопасности, экологическую культуру, культуру здоровья и т.д.)

Аксиологический Определение ценностного поля образования. Среди базовых ценностей рассматриваются такие, как жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, качество окружающей среды

Средовый Отражение влияния факторов среды на функционирование и развитие рассматриваемых систем и, наоборот, - влияния систем на состояние и качество окружающей среды (природной, техногенной, социальной и т.д.)

Инте гративно -синер гетический Интеграция знаний из различных научных областей и собственного опыта с достижением метапредметных и личностных результатов, как синергетических эффектов такой интеграции

Секьюритологический Обеспечение безопасности в системе образования, особенно при внедрении инноваций в образовательный процесс

Дифференцированный (индивидуально ориентированный) Проектирование разных уровней содержания учебного предмета, вариативности форм контроля и оценки достигаемых образовательных результатов в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся. Реализация данного подхода предполагает организацию индивидуальных (групповых) образовательных маршрутов.

В проекте нового ФГОС среднего (полного) общего образования отражены требования к предметным результатам освоения интегрированных курсов, которые «...должны быть ориентированы на освоение обучающимися ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности учебных предметов, .обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающихся» [7, С.7].

Таким образом, согласно требованиям ФГОС, интегрированные курсы должны содействовать личностному, мировоззренческому, общекультурному развитию обучающихся. В этой связи следует отметить, что нами разносторонне исследовано влияние эколого-педагогической образовательной среды на процессы ценностного ориентирования школьников (1998г., 2008г., 2012г.). Результаты проведенных исследований выявили существенное влияние такой среды на развитие ценностных ориентаций учащихся [6]. Подобные исследования, проведенные нами применительно к образовательному процессу по ОБЖ, также привели к позитивным результатам (2008г., 2012г.). Это означает, что достижение высоких предметных результатов освоения интегрированных курсов, определяемых ФГОС, будет определяться формированием в образовательном учреждении соответствующей педагогической среды. Следовательно, введение интегрированного курса, объединяющего курсы ОБЖ и экологии, будет являться следствием такой образовательной концепции учреждения, в основу которой положено формирование особой педагогической среды, ориентированной на достижение целей образования для устойчивого развития.

Составной частью такой концепции должно стать формирование системы внеклассной работы в области экологического образования. Внеклассная работа содействует реализации деятельностного компонента экологического образования школьников. Эта форма организации образовательного процесса предоставляет широкие возможности для интеграции экологического содержания с содержанием других курсов, в первую очередь, с ОБЖ. Идеи такой интеграции реализуются и в содержании профессиональной подготовки педагогических кадров в области экологии и безопасности жизнедеятельности, что нашло отражение в работах В.Ю.Абрамовой, Т.В.Васильевой, Р.И.Поповой и др. [1, 3, 5].

Проведенные исследования и педагогическая практика показывают, что массовый охват учащихся внеклассной работой по образовательным направлениям «Экология» и «Безопасность жизнедеятельности» может быть обеспечен при выборе форм работы с учетом потребностей детей, их способностей и индивидуальных особенностей. К числу наиболее актуальных технологий организации такой деятельности следует отнести проектирование. Петрищева Г.С., выявляя роль исследовательских проектов в формировании компетенций школьников, относит проектирование к числу наиболее эффективных технологий организации внеклассной работы со школьниками в области экологического образования [4].

Почему проектирование является одной из перспективных педагогических технологий в современной общеобразовательной школе? Проектная деятельность обучающихся в сложно организованной окружающей среде наиболее приближена к жизни, поэтому она позволяет решать задачи личностного развития учащихся, достижения ими предметных и метапредметных результатов обучения.

Следует отметить целесообразность интегративного подхода к организации проектной деятельности школьников, реализация которого позволяет осуществлять более масштабные и значимые исследования (например, интеграция содержания предметов ОБЖ и экологии, биологии, химии, обществознания и др.). Как показывает педагогическая практика, руководство такими исследованиями могут осуществлять совместно учителя экологии, биологии, ОБЖ (преподаватели-организаторы ОБЖ), учителя других предметов. Эффективным является взаимодействие в этой области с учреждениями дополнительного образования.

Таким образом, учитывая актуальность экологического образования, создание эколого -педагогической среды необходимо рассматривать, как важное направление общей образовательной стратегии учреждения. Сценарий формирования такой системы в отдельном учреждении будет определяться его спецификой, конкретными условиями. При этом важно учитывать содержание и возможности учебного курса ОБЖ. Интеграция курсов экологии и ОБЖ представляется как объективно обусловленный этап развития системы школьного экологического образования.

Литература

1. Абрамова В.Ю. Осуществление профессионально-методической подготовки магистров при изучении курса по выбору «Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности» /Молодой ученый, 2012. - №9. - С.260-263.

2. Алексеев С.В. Перспективные направления педагогических исследований в области методики обучения экологии, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности /Формирование экологической культуры в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения: Материалы VIII Всероссийского научно-практического семинара 6-10 ноября 2012г., Санкт-Петербург. - СПб.: «Крисмас+», 2012. - С.8-13.

3. Васильева Т.В., Костецкая Г.А. Подходы к подготовке специалистов в области экологического образования /Развитие теории и практики педагогики, педагогической и социальной психологии в условиях обновления системы образования: сборник материалов ежегодной международной научной конференции, Санкт-Петербург, 28-30 апреля 2013г., [Электронный ресурс] /под ред. проф. Л.В.Николаевой. - Электрон. текст. дан. (1 файл 2,6 Мб). - Киров: МЦНИП, 2013. - С.56-62.

4. Петрищева Г.С. Роль исследовательских проектов в формировании компетенций учащихся /Актуальные проблемы и перспективы развития естественнонаучного образования: сб. мат-ов II Всеросс. науч.-

практ. конф., Нижний Тагил, 30-31 марта 2011г. /отв. Ред. И.В.Елистратова; Нижнетагильская гос. соц.-пед. акад. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - С. 120 - 123.

5. Попова Р.И., Елизарова И.С. Особенности методической подготовки магистров педагогического вуза к организации внеклассной работы с учащимися по экологической безопасности /Высшее образование сегодня, 2011. - №4. - С.83-86.

6. Vasilev S., Vasileva T., Kostetskaya G. Ecological Education as an Important Factor in Solving Ethnic, Social and Economic Problems faced by Modern Society [Электр. ресурс] / //Journal of International Scientific Publications: Educational Alternatives, Volume 10, Part 4 /2012. - Published by Info Invest Ltd, Bulgaria, 2012. - http: //www.scientific-publications.net. - P.196-208.

7. www.mon.gov.ru - Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. - Образование. -Новые ФГОС. - ФГОС общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.