Научная статья на тему 'Возможности использования аммиака - носителя водорода в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания'

Возможности использования аммиака - носителя водорода в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
1217
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Ковалев Л. Г., Захаров С. В.

В статье рассмотрена перспективность использования аммиака как носителя водорода в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания. Приведены основные достоинства и недостатки аммиака как топлива для двигателей внутреннего сгорания. Представлены результаты теоретических исследований процесса диссоциации аммиака с получением водорода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Ковалев Л. Г., Захаров С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности использования аммиака - носителя водорода в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания»

При высокой степени пораженности гнилью кряжи большого диаметра более рационально раскраивать круговым способом. Пропилы при этом способе выполняют в двух и более плоскостях, что позволяет лучше использовать периферийную зону бревна.

Выводы

1. Предлагаемая мобильная лесопильная установка обеспечит переработку низкокачественной древесины на лесосеке, что повысит эффективность хозяйственной деятельности, решит проблему использования низкокачественной и короткомерной древесины.

2. Предложена технология получения радиальных пиломатериалов из низкокачественной комлевой зоны хлыста на лесосеке в береговой зоне водохранилищ.

3. Получены результаты состояния сортовых зон хлыстов сосны и лиственницы, использование их облегчит решение производственных задач, связанных с планированием и эффективным использованием объема хлыста.

4. Разработана технология лесосечных работ в перестойных древостоях сосны и лиственницы с учетом истощения лесосырьевых баз.

5. Даны рекомендации по использованию низкокачественной древесины из комлевых зон хлыстов для производства радиальных пиломатериалов и пиломатериалов общего назначения.

Литература

1. Сухих, А.Н. Использование низкокачественной древесины для производства пиломатериалов /

А.Н. Сухих // Естественные и инженерные науки - развитию регионов: мат-лы межрегион. науч.-техн.

конф. - Братск: Изд-во БрГТУ, 2004. - 230 с.

2. Иванов, В.А. Переработка растительного сырья и утилизация отходов: сб. тр. / В.А. Иванов, Е.М. Руно-

ва, А.Н. Сухих. - Красноярск: Изд-во КГТА, 1995. - Вып. 2. - 267с.

----------♦--------------

УДК 546.171.1:621.43 Л.Г. Ковалев, С.В. Захаров

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АММИАКА - НОСИТЕЛЯ ВОДОРОДА В КАЧЕСТВЕ ТОПЛИВА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

В статье рассмотрена перспективность использования аммиака как носителя водорода в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания. Приведены основные достоинства и недостатки аммиака как топлива для двигателей внутреннего сгорания. Представлены результаты теоретических исследований процесса диссоциации аммиака с получением водорода.

Поиск новых источников энергии становится в последнее время все более актуальным. По прогнозам ученых, запасы природного горючего - нефти и природного газа - на земле скоро иссякнут. К примеру, в России (где, кстати, уровень энергопотребления на единицу производимой продукции в 5-6 раз выше, чем в Америке) запасов нефти осталось всего на 20-25 лет, в США - на 15 лет, а в Ираке - на 270 лет. Поэтому большое значение приобретают альтернативные источники энергии. И наибольший интерес ученых вызывают так называемые "возобновляемые источники энергии" - солнце, воздух и вода.

Решение энергетической проблемы в будущем возможно при переходе на новые, нетрадиционные виды энергоносителей. Актуальность проблемы поиска новых энергоносителей для автомобильных и тракторных двигателей внутреннего сгорания определяется в первую очередь необходимостью строгой экономии нефтепродуктов и, во-вторых, необходимостью существенного снижения токсичности отработавших газов двигателей внутреннего сгорания.

Среди множества синтетических веществ только некоторые спирты, водород и аммиак удовлетворяют этим требованиям и одновременно характеризуются достаточной термодинамической, эксплуатационной совместимостью с автотракторными двигателями. Возможность использования этих продуктов в двигателях внутреннего сгорания исследовалась в начале нашего века, однако лишь современный технологиче-

ский уровень создал реальные предпосылки для их массового применения в качестве синтетического топлива для автотракторных ДВС.

По мнению большинства мировых ученых, основной альтернативой углеводородному топливу должен стать водород и наиболее перспективной считается разработка именно водородных технологий.

Переход мировой экономики на новый энергоноситель - водород - неизбежен по ряду причин, утверждают ученые и эксперты. Главное здесь - ограниченность углеводородных природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Оптимальным решением этих проблем является использование водородного горючего в транспортных энергоустановках.

Водород рассматривается как топливо будущего, позволяющее решить энергетические и экологические проблемы [1; 3-4]. Водород следует рассматривать как энергоаккумулирующее вещество, энергоноситель или синтетическое топливо. Он обладает большими преимуществами перед ископаемым топливом. Теплота сгорания у него почти в три раза выше, чем у бензина, а энергии для воспламенения требуется в 1,5 раза меньше. При сжигании водорода в чистом кислороде продукты сгорания абсолютно безвредны -пары воды; при сжигании в воздухе могут образовываться окислы азота, однако в меньшем количестве, чем при сжигании обычных топлив. Кроме того, при сгорании в двигателе не выделяются токсичные окись углерода, углеводороды, сажа, канцерогенные вещества.

Ресурсы водорода в природе практически неисчерпаемы, если в качестве источника использовать воду. При сгорании водорода образуется вода, которая вновь вовлекается в природный кругооборот. Разложение воды с использованием ядерной энергии и противоположный ему процесс - окисление водорода - в будущем заменят добычу и сжигание ископаемых топлив. Переводом двигателей внутреннего сгорания на водород или частичное питание водородом в нашей стране и за рубежом занимаются со времени появления двигателей.

Однако в настоящее время основными трудностями использования водорода в качестве моторного топлива являются его низкая объемная энергоемкость и потребность в криогенных системах хранения, которые очень тяжелы и занимают много места в машине. Чтобы снять эту проблему, предлагаются гидриды металлов и криогенные системы хранения водорода. Обширные исследования в этом направлении продолжаются [3].

Большой практический интерес представляет использование аммиака в качестве вторичного носителя водорода, конвертированного в некриогенную безопасную форму. Перспективность применения аммиака в качестве моторного топлива обусловлена рядом его положительных свойств. В табл. 1 приведены физические свойства аммиака в сравнении с водородом и бензином. Аммиак обладает более высокой энергоплотностью по содержанию водорода, чем газообразный, жидкий водород и гидриды металлов, но имеет меньшую теплотворную способность по сравнении с бензином.

Таблица 1

Физические свойства аммиака и водорода

Параметр Жидкий Бензин

аммиак водород

Плотность при 15 0С, г/см3 0,7 0,07 0,7-0,8

Температура, 0С:

кипения - 33,3 - 252 35 - 195

застывания - 77,7 - 259 - 80

Теплота сгорания, кДж/кг 19000 120000 44400

Объемная энергоемкость, Дж/см3 1,16 0,83 3,52

Перспективность аммиака как топлива обусловлена его относительно низкой стоимостью и практически неограниченной сырьевой базой. При полном сгорании аммиака образуется только один вредный компонент - NOx, причем его содержание незначительно. При температурах окружающей среды аммиак сжижается уже под давлением 0,6-0,7 МПа. Критическое состояние: температура Ткр =132,4 оС; давление

Рр = 11,15 МПа; плотность рр = 0,235 г/см3. В пожарном отношении аммиак относительно не опасен, так

как он плохо воспламеняется. Концентрационные пределы воспламенения аммиака с воздухом составляют 15-18% по объему, температура самовоспламенения равна 651оС.

Длительные испытания на двигателях [1] показали, что при работе на аммиаке повышенный износ наблюдается у деталей, изготовленных из цветных металлов, в особенности меди и ее сплавов. Большинст-

во нефтяных и синтетических масел почти не изменяют свои свойства при контакте с аммиаком. Условия в камерах современных дизелей и двигателей с принудительным воспламенением недостаточны для обеспечения устойчивого рабочего процесса на аммиачном топливе. Проведенные ранее исследования возможности использования аммиака в чистом виде в качестве моторного топлива выявили трудности сжигания его в двигателях внутреннего сгорания [4]. Это обусловлено высокой температурой воспламенений, малой скоростью и температурой сгорания аммиачно-воздушной смеси. Чтобы использовать чистый аммиак в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания, необходимо значительное увеличение мощности искрового разряда карбюраторных двигателей, повышение степени сжатия дизелей до 35 и применение интенсифицирующих воспламенение добавок. Так, добавка небольшого количества водорода способствует улучшению сгорания аммиака и показателей работы двигателя.

Наиболее перспективным направлением использования аммиака в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорании является разложение, диссоциация его на водород и азот. Реакция диссоциации аммиака протекает с поглощением тепла и увеличением объема в два раза по уравнению

3 1

МН з —— — И 2 +— N2 — 46,3 кДж. (1)

Высокое содержание водорода в аммиаке (0,17 кг Н2 на 1 кг аммиака), небольшой вес тары для его хранения и простота переработки делают аммиак весьма перспективным для получения водорода и использования его в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания. Получение водорода из аммиака можно записать по реакции диссоциации аммиака

2ИН3 = 3Н2 + И2. (2)

Реакция диссоциации аммиака (2) протекает с высокой скоростью в присутствии катализаторов и при относительно высоких температурах, обеспечивающих получение необходимой степени диссоциации аммиака.

Обозначим число молей, подвергшихся разложению при достижении равновесия, через X. Поскольку

исходный газ содержал 2 моля Шз, состав газовой смеси при равновесии и парциальное давление компо-

нентов характеризуются следующими данными, приведенными в табл. 2.

Таблица 2

Парциальное давление компонентов аммиака

Число молей Парциальное давление, мПа

N 2 = X 2 2 Р = X/2 р М 2 + X

И 2 = 3 X 2 2 р„ =3 */2 р Н2 2 + X

МИ 3 = 2 — X 2 — X Р = Р МРз 2 + X

Примечание. Р - давление газовой смеси, МПа; 2+Х - общее число молей в равновесной смеси.

Подставив значения парциальных давлений в уравнение, для Кр получим

Р ■ Р

* \т м,

Р

X/2 2 + X

Р3

3 X/2 2 + X

3МН3

27 Р1 16

(4 — X2)

2 — X 2 + X

Значение Кр реакции разложения аммиака находим из уравнения:

А¥° Т ( Т АС ^

= ан;8 + \ АСйг—Т а^298 + \—JLdт

4.575Т

298

где ДС Р - изменение теплоемкости участвующих газов; ДS - изменение энтропии газовой смеси;

(3)

(4)

ДF - изменение свободной энергии газовой смеси; ДН - изменение энтальпии газовой смеси.

Зная, что

Ск = 65 +1*10—3Т ёАж /(адаа* Ней ),

Р2 ’

СИ = 6,5 + 9*10~4 ОёА^/(адаа *

СМН = 8,04 + 7*10—4 Т ёАж /(адаа* Ней ),

_|0

298:

вычисляем по формуле ДН°

АСР = 3СН2 + СМ2 + 2СМН3 = 9.92 + 23*10—4 Т —10 —5 Т2.

Аналогичным образом находим ДS°298:

АS2098 = 3^Н2 + SN2 — 2^МН3 = 47,38 кДж /(град * моль),

о 0 п0 п0

где Sн2 ■ SN2, SNH3 - значения энтропии при стандартных условиях для молекул Н2; N2; NНз (31,2; 45,767;

46,01 кДж/(град-моль) соответственно).

Тогда изменение свободной энергии газовой смеси можно записать как

Т Т 9 92 Т Т

АГ0 = 22080 + |(9,92 + 23*10—4Т —10—5Т2^Т — Т(47,38 + | dT + | 23*10—4dT — |10—5TdT) =

298 298 Т 298 298

23 * 10 “4 10—5

= 22080 — 47,38Т + (Т — 298) +-----------------------^^(Т2 — 2982) —^(Т3 — 2983 — 9,92Т 1п Т — 1п298) — (5)

10 —5

■ 23 * 10—4 Т (Т — 298) +--------------Т (Т2 — 2982) = 22080 — 47,38Т + (Т — 298) * (9,92 — 23 *10—4 Т)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 '7~т/ гр О 04 I 0 'Г7/ ГГ' 2 О 2 \ ЛЛЛОА Л1"! О О 'Т' \ С ГГ' Л'Л О О гк 1 А —4 '

2

1 0 —5

— 9,92Т (1п Т — 1п 298) + (Т2 — 2982) * (11,5 * 10 —4 + 0,5 *10 —5 Т) — (Т3 — 2983) -

3

Задаваясь различными значениями температуры подогрева аммиака и решая уравнение (5), находим значение изменения свободной энергии. Полученное значение ДF подставляем в уравнение (4) и определяем 1д Кр, После этого находим значение Кр реакции разложения аммиака по формуле

КР = 10 ■

(6)

4,575Т

Определив значение Кр, подставляем его в уравнение (3) и, принимая различные значения Р, нахо

дим Х:

16КР _ X

4

(7)

27Р2 (4 — X2)

В этом уравнении значение Кр и Р — величины постоянные, поэтому принимаем:

16’К^ = В. (8)

27 Р2

Тогда уравнение (3) примет вид:

В (4 — X2 )2 = X4 . (9)

Проведя некоторые математические преобразования, получаем:

(В — 1)* X4 — 8BX2 + 16В = 0 . (10)

Принимаем Х2=У, тогда уравнение (10) примет вид:

У2 =7-^1 * У + 7^1 ■ (11)

(В -1) (В -1)

Находим корни уравнения (11) по формуле

— д/(8В )2/ (В — 1)2 — 4*16 В /(В — 1)

У = ---------------------------------------------------------. (12)

Определив значение У, находим X как X = 4у .

Состав равновесной смеси (%) определяем по следующим уравнениям:

2 - X NN 3 = *100; 3 2 + X (13)

N2 = Х/2 *100; 2 2 + X (14)

N = 3X/2 *100. 2 2 + X (15)

Произведены теоретические исследования влияния температуры и давления аммиака на степень его диссоциации.

Диссоциация аммиака в зависимости от давления и температуры приведена на рисунке.

Диссоциация аммиака в зависимости от температуры и давления:

1 - 0,01; 2 - 0,10; 3 - 0,20; 4 - 0,30; 5- 0,40; 6- 0,50; 7- 0,60 МПа

Начальную температуру катализатора и аммиака принимаем равной 640 К. Давление аммиака на входе в диссоциатор принималось равным 0,01; 0,10; 0,15; 0,20; 0,30; 0,40; 0,60 МПа. По результатам теоретических исследований диссоциации аммиака выявлено влияние температуры катализатора и давления на входе в диссоциатор на степень разложения аммиака.

Из анализа теоретических исследований следует, что при изменении давления в диапазоне от

0,01 МПа до 0,60 МПа, при температуре 1000 К степень разложения NНз достаточно полная и по остаточному аммиаку составляет 0,0122 %. т. е. разложение аммиака происходит на 99,9878%.

Снижение давления на входе в диссоциатор с 0,60 до 0,01 МПа обеспечивает улучшение разложения аммиака при одной и той же температуре. Так, при давлении 0,01 МПа содержание остаточного аммиака меньше 1 % обеспечивается при температуре катализатора 500 К, тогда как при давлении 0,60 МПа - при температуре 715 К.

Исходя из анализа результатов теоретических исследований, можно сделать следующие выводы:

- при температуре катализатора 1000 К содержание остаточного аммиака в равновесной смеси минимальное и составляет 0,0122%;

- учитывая влияние давления аммиака на степень диссоциации, диссоциатор целесообразно устанавливать на линии низкого давления после редуктора;

- результаты теоретических исследований диссоциации аммиака подтверждаются данными экспериментальных лабораторных исследований, погрешность результатов в степени диссоциации не превышает 5%.

Литература

1. Легасов В.А Водородная энергетика / В.А. Легасов // Природа. - 1977. - № 3.

2. Перспективные автомобильные топлива. - М.: Транспорт, 1982.

3. Подгорный, Л.Н. Применение водорода в качестве топлива для тепловых двигателей / Л.Н. Подгорный, И.А. Варшавский, Г.Б. Талда// Вопр. атомной науки и техники. - М.: ИАЭ АН СССР, 1978.

4. Смаль, В.Ф. Перспективные топлива для автомобилей / В.Ф. Смаль, Е.Е. Арсенов. - М.: Транспорт, 1970.

----------♦------------

УДК 634.982 Е.М. Рунова, В.А. Савченкова

ОСОБЕННОСТИ ЕСТЕСТВЕННОГО ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ РУБОК

Соотношение способов рубок и восстановления леса - важнейший узловой вопрос, от решения которого в значительной степени зависит развитие лесного хозяйства и лесной промышленности. Однако на протяжении уже многих лет единый подход к решению этого вопроса, определяемого самой природой леса, на практике заменяется ведомственными подходами, не учитывающими принципов рационального природопользования.

Леса страны неоднородны не только по своим природным особенностям, но и по народохозяйственному значению, в связи с чем также недопустим шаблонный подход при решении вопросов о способах рубок и восстановлении леса на основе только преимуществ в затратах на них. Практически не учитываются в расчетах экономической эффективности способов рубок и восстановления леса защитные и средообразующие функции, которые выполняют эксплуатационные леса второй и третьей группы, а также реальная возможность выращивания насаждения из посаженных лесных культур в том или ином районе. При обосновании способов рубок и восстановления некоторые авторы считают, что необходимо исходить из общего соотношения затрат на лесовыращивание и получаемого при этом эффекта, причем применительно к конкретным насаждениям, а не к абстрактному древостою [8-9].

При проведении выборочных, постепенных, а также сплошных, рубок с сохранением подроста производительность труда на лесосечных работах часто ниже, чем на сплошных рубках без сохранения подроста. Однако, по мнению многих авторов, затраты, связанные с потерей производительности на лесосечных работах, значительно перекрываются затратами на лесовыращивание при создании лесных культур [1; 3].

Сохранение молодого поколения леса при сплошных рубках позволяет (в зависимости от высоты сохраненного подроста и молодняка) сократить (по сравнению с лесными культурами) не менее чем в 2-3 раза количество уходов за выращиваемыми древостоями, особенно за счет уходов за молодняками. По соотношению затрат труда и средств на рубку и восстановление леса наиболее эффективными являются сплошные рубки с сохранением подроста [2-3].

Проблема экологических последствий сплошных рубок с использованием лесозаготовительной техники в разных географических условиях освещена недостаточно полно. Имеющиеся сведения по отдельным регионам России касаются большей частью воздействия машин на почвенный и растительный покровы. Производственный опыт и исследования рубок главного пользования свидетельствуют о том, что в условиях высокоинтенсивного лесного хозяйства мало ценится и используется способность лесов к самовозобновлению.

При подготовке лесосек к рубке и в процессе их разработок уничтожается благонадежный подрост, имеющийся под пологом спелых и перестойных насаждений. Пассивное формирование естественных насаждений на вырубках ведет, как правило, к существенному затягиванию сроков лесовосстановления, смене пород [4].

Сплошные рубки вызывают, с одной стороны, усиление притока солнечной радиации из-за удаления древостоя, обусловливающее микроклиматические, почвенные и прочие экологические условия, с другой -повреждение или уничтожение (частичное или полное) лесозаготовительной техникой отдельных компонентов лесного биогеоценоза (подроста, подлеска, живого напочвенного покрова, почвы и т.д.). Поэтому влия-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.