Научная статья на тему 'Получение водородсодержащего газа из аммиака и использование его в качестве топлива для ДВС'

Получение водородсодержащего газа из аммиака и использование его в качестве топлива для ДВС Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
2363
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Захаров Сергей Васильевич

В статье рассмотрена перспективность использования аммиака как носителя водорода в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания. Приведены основные достоинства и недостатки аммиака как топлива для двигателей внутреннего сгорания. Представлены результаты теоретических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Захаров Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Producing hydrogenous gas from ammonia and using it as fuel for the intenal 1 combustion engine

Perspective using of ammonia a bearer of hydrogen as а fuel for the internal combustion engine is considered in this article. Main advantages andl disadvantages of ammonia as a fuel for the internal combustion online are given. Tbe results of theoretical investigation of ammonia dissociation process with hydrogen receiving are represented

Текст научной работы на тему «Получение водородсодержащего газа из аммиака и использование его в качестве топлива для ДВС»

ЭНЕРГЕТИКА

ЭНЕРГЕТИКА

УДК 622.76:621.43 С. В. ЗАХАРОВ

Омский государственный аграрный университет

ПОЛУЧЕНИЕ

ВОДОРОДСОДЕРЖАЩЕГО ГАЗА ИЗ АММИАКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕГО В КАЧЕСТВЕ ТОПЛИВА ДЛЯ ДВС

В статье рассмотрена перспективность использования аммиака как носителя водорода в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания. Приведены основные достоинства и недостатки аммиака как топлива для двигателей внутреннего сгорания. Представлены результаты теоретических исследований процесса диссоциации аммиака с получением водорода.

Ужесточение экологических требований и нарастание энергетического кризиса вынудят производителей автотракторных двигателей в ближайшее время перейти на использование в качестве источника энергии для их продукции альтернативных топлив, наиболее перспективным из которых является водород или синтез-газ с большой концентрацией водорода.

Очевидным преимуществом водорода является его неисчерпаемые ресурсы в природе и возможность получения из возобновляемых сырьевых источников. Водород обладает чрезвычайно высокой энергоемкостью (почти в три раза больше, чем у традици-

онных нефтяных топлив) и уникальными кинетическими характеристиками. Кроме этой), продукты сгорания водорода практически не содержат вредных компонентов на основе углерода (оксида и диоксида углерода, углеводородов и альдегидов) (1 ].

Большой проблемой является отсутствие экономически оправданных безопасных средств хранения водорода на борту автомобиля для обеспечения его приемлемой энерговооружённости. На сегодняшний день разработаны и испытаны три способа хранения водорода: в виде сжатого газа в баллонах высокого давления, в сжиженном состоянии в криогенных резервуарах и в связанном состоянии в металлогидрид-

Физические свойства аммиака и водорода

Параметр Жидкий Бензин

Аммиак Водород

Плотность при 15‘С, г/см1 0.7 0.07 0.7- 0.8

Температура,'С

кипения, -33,3 -252 35 -195

застывания • 77,7 -259 -80

Теплота сгорания, кДж/кг 19000 120000 44400

Объемная энергоемкость, Дж/см5 1.16 0.83 3,52

ных аккумуляторах. Даже наилучший из них — криогенный - ус тупает в несколько раз но энергоплотности нефтяным топливам, не говоря уже о том, что в техническом отношении он неизмеримо сложнее систем хранения и транспортировки жидких нефтяных топлив. Поэтому применение водорода в автомобиле сразу упирается в проблему энерговооружённости (или, проще говоря, запаса хода) автомобиля. Существующие способы хранения водорода неприемлемы для автотранспорта вследствие либо малой ёмкости, либо технической сложности и недостаточной безопасности в эксплуатации особенно в аварийных ситуациях.

Большой практический интерес представляет использование аммиака в качестве вторичного носителя водорода, конвертированного в некриогенную безопасную форму. Перспективность применения аммиака в качестве моторного топлива обусловлена рядом его положительных свойств. В таблице 1 приведены физические свойства аммиака в сравнении с водородом и бензином. Аммиак обладает более высокой энергоплотностыо по содержанию водорода, чем газообразный, жидкий водород и гидриды металлов, но имеет меньшую теплотворную способность по сравнении с бензином.

Перспективность аммиака как топлива обусловлена его относительно низкой стоимостью и практически неограниченной сыр1>евой базой. При полном сгорании аммиака образуется только один вредный компонент — ИОх, причем его содержание незначительно. При температурах окружающей среды аммиак сжижается уже поддавлением 0,6 —0,7 МПа. Критическое состояние: температура Ткр= 132,4"С, давление Рк(1 = 11,15 МПа, плотность = 0,235 г/ см3. В пожарном отношении аммиак относительно не опасен, гак как он плохо воспламеняется. Концентрационные пределы воспламенения аммиака с воздухом составляют 15... 18% по объему, температура самовоспламенения равна 651 "С.

Длительные испытания надвигателях (2) показали, что при работе на аммиаке повышенный износ наблюдается у деталей, изготовленных из цветных металлов, в особенности меди и ее сплавов. Большинство нефтяных и синтетических масел почти не изменяют свои свойства при контакте с аммиаком. Условия в камерах современных дизелей и двигателей с принудительным воспламенением недостаточны для обеспечения устойчивого рабочего процесса на аммиачном топливе. Проведенные ранее исследования возможности использования аммиака в чистом виде в качестве моторного топлива выявили трудности сжигания его в двигателях внутреннего сгорания (3, 4]. Это обусловлено высокой температурой воспламенений, малой скоростью и температурой сгорания аммиачновоздушной смеси. Ч тобы использовать чистый амми-

Таблица 2

Парциальное давление компонентов аммиака

Число молей Парциальное давление, мПа

4-І ** 2+А'

//,-\х Р тШр 2+Л*

ЛИ/,-2-А’ и ш^Х-г №' 2+Л-

ак в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания, необходимо значительное увеличение мощности искрового разряда карбюраторных двигателей, повышение степени сжатия дизелей до 3,5 МПа и применение интенсифицирующих воспламенение добавок. Так, добавка небольшого количества водорода способствует улучшению сгорания аммиака и показателей работы двигателя.

Наиболее перспективным направлением использования аммиака в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорании является диссоциация его на водород и азот. Реакция диссоциации аммиака протекаете поглощением тепла и увеличением объема в два раза по уравнению

Ж Л\ - АЬ.ЪкДж (1)

2 2

Высокое содержание водорода в аммиаке (0,17 кг Н2на 1 кг аммиака), небольшой вес тары для его хранения и простота переработки делают аммиак весьма перспективным для получения водорода и использования его в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания. Получение водорода из аммиака можно записать по реакции диссоциации аммиака

2Ш,->3 Н2 + Н2 (2)

Реакция диссоциации аммиака (2) протекает с высокой скоростью в присутствии катализаторов и при относительно высоких температурах, обеспечивающих получение необходимой степени диссоциации аммиака.

Обозначим число молей, подвергшихся разложению при достижении равновесия, через X. Поскольку исходный газ содержал 2 моля ЫН3, состав газовой смеси при равновесии и парциальное давление компонентов характеризуются данными, приведенными в таблице 2,

где Р - давление газовой смеси, МПа;

2 + х — общее число молей в равновесной смеси.

Подставив значения парциальных давлений в уравнение, для К,, получим

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК Я» 2 (56) Ю07

■ - Х!2 ГЗЛ72І

% р • р р 2 + Х Р 2 + Х

Рг

ми

27 Р2 16

Р'

2-Х

2 + Х

(4-*2У

(3)

Значение К,, реакции разложения аммиака находим из уравнения:

АР"

\&Кг=-——^ = ЛНІП +

4.5757*

гс ДС

+ \\CdT-T Д5*я+ \-fdI

(4)

где ДСр- изменение теплоемкости участвующих газов;

ДБ — изменение энтропии газовой смеси;

ЛЯ— изменение свободной энергии газовой смеси; ДН — изменение энтальпии газовой смеси.

Зная, что

С* =6,5 +1*10‘5Т кДж/(град*молъ)

С," = 6.5 + 9 * 10 *Т, кДж /(град' моль)

С," = 8.04 + 7* КГ4 7* кДж/(град‘моль) вычисляем по формуле ДН°дап

А С, = 3 С?! + С*! + 2 С?1' = 9.92 + 23*10“,7*-10** Тг Аналогичным образом находим Д8*отв:

Д= н, + ^ ~ 2Я",,' = 47,38 кДжЦград* моль),

где 5",л -значения энтропии при стандарт-

ных условиях для молекул Н,; Ы.^; ЫН., (31,2; 45,767; 46.01 кДж/(град-моль) соответственно).

Тогда изменение свободной энергии газовой смеси можно записать как

г

А/-'0 * 22080 + |(9,92 + 23 • 1 О*4 Г - 10*5 7*2 )</Г - 7X47,38 +

Г п Т Г

+ І-Ь=-СҐГ+ |23*10|10',7ІЯ') =

71* ІП-4

22080 - 47,387' + (Г- 298) +--■ (Г2 - 2982>-

10**

—(Г* - 298' - 9,927* 1п Г - 1п 298) -

ІЛ-5

-23* 10 4Г(Г-298) + Т(Т: - 2982) =

= 22080-47,387" + (Г-298)*(9.92-23*10 *Т) -

- 9.92Г(1п Г - 1п 298) + (7*2 - 2981) * (11.5 • 10^ + 0,5 * 10‘5 Т) -

(5)

-(Г*-298’)^-

Задаваясь различными значениями температуры подогрева аммиака и решая уравнение (5), находим значение изменения свободной энергии. Полученное значение ДИ подставляем в уравнение (4) и определяем 1д К,, После этого находим значение К,, реакции разложения аммиака по формуле:

Л', = 10- -

АА'°

4,5757"

(6)

Определив значение К,„ подставляем его в уравнение (3) и, принимая различные значения Р.. находим X:

16 А', .V4

(7)

27 Р> (4-Л-:)г

В этом уравнении значение К,, и Р. — величины

16 Кг _

постоянные, поэтому принимаем: = В,

Тогда уравнение (3) примет вид1

в(а - ЛГ2): = X*

18)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведя некоторые математические преобразования, получаем

(Д-1)**4-8ДЛ-5 + 16Д = 0

(9)

Принимаем X7—У, тогда уравнение (10) примет вцд:

8В \ЬВ

{В-1) + (5-1) *10)

Находим корни уравнения (11) по формуле

85 - ^ВУТ (В -1)2 - 4• [6В/(В -1) у = И_12------------------------------ (Ц)

Определив значение У, находим X как X = -/У. Состав равновесной смеси (%) определяем последующим уравнениям:

ЛИ/,*—£*100 * 2+Х

(12)

Рис. 1. Диссоциация аммиака п зависимости от температуры и давления: I - 0,01; 2 - 0,10; 3 - 0,20; 4 - 0,30; 5 - 0,40; 6 - 0,50; 7 - 0,60 МПа

«.-“«моо

1 2 + Л”

(14)

Произведены теоретические исследовании влияния температуры и давления аммиака на степень его диссоциации.

Диссоциация аммиака в зависимости от давления и температуры приведена на рис. 1. Начальную температуру катализатора и аммиака принимаем равной 640 К. Давление аммиака на входе в диссоциатор принималось равным 0,01; 0,10; 0,15; 0,20; 0,30; 0,40; 0,60 МПа. По результатам теоретических исследований диссоциации аммиака выявлено влияние температуры катализатора и давления на входе в дис-социатор на степень разложения аммиака.

Из теоретических исследований следует, что при изменении давления в диапазоне от 0,01 МПа до 0,60 МПа; при температуре 1000 К степень разложения ЫН , достаточно полная и по остаточному аммиаку составляет 0,0122 %.т.е. разложение аммиака происходит на 99,9878%.

Снижение давления на входе в диссоциатор с 0,60 Ао0.01 МПа обеспечиваетулучшение разложения аммиака при одной и той же температуре. Так, при давлении 0,01 МПа содержание остаточного аммиака меньше 1 % обеспечивается при температуре катализатора 500 К, тогда как при давлении 0,60 МПа - при температуре 715 К.

Исходя из результатов теоретических исследований, можно сделать следующие выводы:

— при температуре катализатора 1000 К содержание остаточного аммиака в равновесной смеси минимальное и составляет 0,0122 %;

— учитывая влияние давления аммиака на степень диссоциации, диссоциатор целесообразно устанавливать на линии низкого давления после редуктора;

— результаты теоретических исследований диссоциации аммиака подтверждаются данIп.!ми экспериментальных лабораторных исследований, погрешность результатов в степени диссоциации не превышает 5 %.

Библиографический список

1. Кузык. Б. И. На пути к водородной энергетике/ Б. 11. Ку-зык. В. И. Кушлии, Ю. В. Яковец — М.: ИНЭС, 2005.

2. Легасов. В. А. Водородная энергетика / В. Л. Легасов// Природа,— 1977. — К’» 3.

3. Подгорный. А. Н. Применение водорода в качестве топлива для тепловых двигателей /Л. Н. Подгорный, И. Л. Варшавский, Г. Б. Талла //Вопросы атомной науки и техники, сер. Атомно-водородная энергетика, — М.: ИАЭ АН СССР. 1978.

4. Смаль, В. Ф. Перспективные топлива для автомобилей / В. Ф. Смаль, Е. Е. Арсенов — М.: Транспорт, 1970,

ЗАХАРОВ Сергей Васильевич, аспиран т кафедры тракторов, автомобилей и ЭМТП.

Статья поступила в редакцию 05.08.07 г.

© С. В. Захаров

Календарь научных мероприятий

I Международная научно-практическая конференция «РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ И ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ: ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ, ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ»

27 июля - 1 августа 2008 г.

Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ

Предлагаемые направления

Секция 1. Ресурсосбережение: Ресурсосберегающие технологии и рациональное использование природных ресурсов. Модели экономизации экологии. Экономический эффект от энергосберегающих технологий. Введение природоохранных функций в экономику производства. Инновационные разработки в области ресурсосберегающих технологий в различных отраслях промышленности. Проблемы развития малоотходной и безотходной технологий. Обезвреживание, переработка и использование отходов производства и потребления. Использование вторичного сырья.

Секция 2. Возобновляемые источники энергии: Солнечная энергетика. Экологические и экономические аспекты использования альтернативной энергетики. Энергия ветра. Геотермальная энергетика. Энергия биомассы. Энергия водных потоков. Технология комбинированного использования возобновляемых источников энергии. Государственно-частное партнерство в решении инвестиционных проектов в использовании альтернативной энергии.

Секция 3. Экология: Очистка и обеззараживание природных и сточных вод. Очистка воздуха. Экологически чис тые технологии и оборудование. Международные экологические стандарты и сертификаты. Экотуризм и экологические воздействия туризма на окружающую среду. Экологическое образование и воспитание. Международное сотрудничество при охране окружающей среды.

Представление докладов: конечный срок подачи —15 мая 2008 г.

Подробно на сайте www.chitgu.ru

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК Ы» 2 <М> 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.