Научная статья на тему 'Возможности искусства в достижении эффективности креативно-оздоровительной деятельности'

Возможности искусства в достижении эффективности креативно-оздоровительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСКУССТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / CREATIVE AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITY / ARTS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эйдельман Л. Н.

В статье рассмотрены основные функции искусства. Сделаны выводы о том, что их принципиальные и потенциальные возможности являются серьёзным основанием для введения танцевального искусства в образовательную систему оздоровительной направленности как равноправного участника педагогического процесса и способствуют более глубокому раскрытию внутренних взаимосвязей между танцевальным искусством и креативно-оздоровительной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF THE ARTS IN ACHIEVING OF EFFICIENCY OF CREATIVE AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITY

The work describes the main functions of the arts. Some conclusions are made about the fact that their fundamental and potential opportunities are a serious reason for the introduction of the art of dancing into the educational system of improving orientation as an equal participant in the pedagogical process. The researcher states that the use of arts also contributes to a more profound disclosure of internal interrelations between dance art and the creative and health-improving activities.

Текст научной работы на тему «Возможности искусства в достижении эффективности креативно-оздоровительной деятельности»

Мало найдется способов, приемов, форм проверки физических и духовных сил человека; которые могли бы сравниться с теми, которыми располагает игровая культура. В состязаниях, играх, связанных с борьбой, соперничеством, высокими нагрузками, насыщенными противоречиями, дает наиболее богатую, содержательную информацию о степени готовности человека к действиям в сложных условиях. В ходе исследования выявлено, насколько разнообразны и увлекательны народные игры и состязания хакасов. Они не только развивают физические качества, но и способствуют преодолевать трудности, воспитывать волевые качества, умение проявлять хладнокровие, дружелюбие, находчивость, самообладание, выдержку и др. Это находит яркое подтверждение в национальном культурно-спортив-

ном празднике «Тун пайрам», который считается одним из средств духовного и физического возрождения национальной культуры этноса, взаимообогащения культур народов, проживающих на территории Республики Хакасия [6].

В заключении можно сделать выводы: молодежные игры являются частью общей культуры этноса; в основу игр заложены трудовые действия народа для подготовки молодежи к жизни и военной практике. Использование народных средств физической культуры в этнопедагогике способствовало позитивному воспитательному процессу на становление личности, воспитанию духовных ценностей и физическому совершенствованию хакасского этноса.

Библиографический список

1. Покровский, Е.А.Детские игры, преимущественно русские. - СПб., 1887.

2. Бутанаев, В.Я. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии / В.Я. Бутанаев, А.А. Верник. - Абакан, 1995.

3. Яковлев, Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и Объяснительный каталог Этнографического отдела музея. - Минусинск, 1900.

4. Сунчугашев, Я.И. Материалы по народным играм хакасов // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. - Абакан, 1963. - Вып. IX.

5. Швалева, Т.А. История физической культуры Хакасии с древнейших времен. - Абакан, 2012.

6. Швалева, Т.А.Национальные игры и состязания в физическом воспитании хакасского народа: монография. - Абакан, 2012. Bibliography

1. Pokrovskiyj, E.A.Detskie igrih, preimuthestvenno russkie. - SPb., 1887.

2. Butanaev, V.Ya. Detskie igrih i sportivnihe sostyazaniya narodov Khakasii / V.Ya. Butanaev, A.A. Vernik. - Abakan, 1995.

3. Yakovlev, E.K. Ehtnograficheskiyj obzor inorodcheskogo naseleniya dolinih Yuzhnogo Eniseya i Objhyasniteljnihyj katalog Ehtnograficheskogo otdela muzeya. - Minusinsk, 190o.

4. Sunchugashev, Ya.I. Materialih po narodnihm igram khakasov // Uchenihe zapiski KhakNIIYaLI. - Abakan, 1963. - Vihp. IX.

5. Shvaleva, T.A. Istoriya fizicheskoyj kuljturih Khakasii s drevneyjshikh vremen. - Abakan, 2012.

6. Shvaleva, T.A.Nacionaljnihe igrih i sostyazaniya v fizicheskom vospitanii khakasskogo naroda: monografiya. - Abakan, 2012.

Статья поступила в редакцию 12.03.14

УДК 796; 374

Eydelman L. POSSIBILITIES OF THE ARTS IN ACHIEVING OF EFFICIENCY OF CREATIVE AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITY. The work describes the main functions of the arts. Some conclusions are made about the fact that their fundamental and potential opportunities are a serious reason for the introduction of the art of dancing into the educational system of improving orientation as an equal participant in the pedagogical process. The researcher states that the use of arts also contributes to a more profound disclosure of internal interrelations between dance art and the creative and health-improving activities.

Key words: creative and health-improving activity, arts, education.

Л.Н. Эйдельман, канд. пед. наук, генеральный директор НОУ «Учебный центр фитнеса «Натали»,

г. Санкт-Петербург, E-mail: info@Natali-fitnes.spb.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ИСКУССТВА В ДОСТИЖЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены основные функции искусства. Сделаны выводы о том, что их принципиальные и потенциальные возможности являются серьёзным основанием для введения танцевального искусства в образовательную систему оздоровительной направленности как равноправного участника педагогического процесса и способствуют более глубокому раскрытию внутренних взаимосвязей между танцевальным искусством и креативно-оздоровительной деятельностью.

Ключевые слова: креативно-оздоровительная деятельность, искусство, образование.

Уникальным свойством искусства является отсутствие в нём каких-либо готовых «волшебных» экспресс методик оздоровления человека. Но огромный оздоровительный потенциал, заключённый в танцевальном искусстве, открывает педагогу путь к размышлению о взаимосвязи танца с состоянием здоровья, физическим развитием и поиску новых знаний в отношении социально-педагогических детерминант в креативно-оздоровительной деятельности (КОД) [1, с. 137-146].

С точки зрения специалистов в области педагогики искусства специфические функции образования (образовательная, рекреативная, оздоровительно-реабилитационная и др.) равны основным функциям искусства. Мы не можем согласиться с таким суждением, и поддерживаем мнение И.И. Ирхен [2] о том, что рядоположенность искусства и образовательной деятельности порождает свои функции, поскольку каждая область науки при-

вносит своё видение проблемы, свои конкретные цели, задачи, направления, формы. При этом они обусловливают создание активной творческой среды вокруг проблем, связанных с содержательной стороной КОД.

Многозначность понимания искусства определяет и его многофункциональность. Рассмотрим основные функции искусства, которые приоритетно упоминаются философами и учёными.

Преобразующая функция искусства обусловливает его гуманистический потенциал в становлении человека. Эта функция искусства непосредственно выявляется в реформировании социума и связана с духовной деятельностью самого человека. Всё это имеет прямое отношение к КОД, причём отношение сущностное, ставящее в основу любой педагогической деятельности благо и счастье ребёнка, основанное на предпочтениях и образовательных запросах детей и их родителей.

Компенсаторная функция искусства взаимосвязана со сложными психологическими механизмами личности, замещением видов деятельности на разных уровнях. На психофизиологическом уровне искусство предоставляет человеку отдых, рекреацию, мобилизует силы. На психологическом уровне происходит эмоциональное оздоровление человека, разрешение его внутренних конфликтов, освобождение от психологического напряжения, фрустрации и неврозов. На социально-психологическом - компенсируется неудовлетворённость социальных потребностей, необходимых для личностного самоутверждения [2, с. 88]. Терапевтическое значение танца, его исцеляющие свойства были замечены в глубокой древности и использовались при лечении различных заболеваний. Недаром З. Фрейд видел в искусстве «лекарство от неврозов». Данная функция помогает детям преодолеть непонимание окружающих, учит прислушиваться к собственным чувствам, подвергать их рефлексии, тем самым адекватно реагировать на жизненные ситуации.

Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение) реализуется посредством систематического получения знаний о разных видах искусства, помогает ребёнку понять смысл деятельности, освоить законы красоты, формирует основы образного мышления. При этом основой знаний является практическая деятельность, которая нацелена на реализацию возможностей в, особой, образной форме [3] и творческое применение полученных знаний из области искусства. В результате познания искусства у детей формируется эмоционально-образное мышление, мощное творческое воображение, стимулирующее продуктивную деятельность. В этой связи получаемые знания, умения и навыки могут рассматриваться в качестве «инструментов» для обретения духовной культуры [2, с. 86].

Коммуникативная функция в искусстве рассматривается философами как общение, затрагивающее чувства, мысли и идеалы личности (М.М. Бахтин, М.С. Каган). Ценность коммуникативной функции, средством которой является искусство, кроется в духовном обогащении детей, в способности преодолевать пространственно-временные границы, языковые и этические барьеры, что позволяет ребёнку приобщиться к историческому и национальному опыту разных времён и народов. Замеченная ещё в глубокой древности сплачивающая сила танцевального искусства влечёт к духовному единению педагогов и воспитанников, позволяет преподавателю решить проблему неоднородности группы занимающихся детей, т.к. «многопла-ность» (Ю.М. Лотман) искусства позволяет получить из него разную по объёму, ёмкости и значимости информацию в зависимости от заинтересованности потребителя.

Информационная функция искусства (искусство как сообщение) транслирует идею, смысл, информацию об определённой культурной среде. В век информации эта функция должна встраиваться в методологию гуманитарного познания [2], сущность которого обозначена М.М. Бахтиным - не точность познания, а глубина проникновения. Поэтому данная функция в первую очередь призвана интегрировать возможности искусства на все уровни образования детей.

Воспитательная функция искусства выделена многими исследователями в качестве педагогической доминанты (Ю.Б. Борев, М.Б. Глотов, В.П. Силин, А.С. Фомин и др.). Исследованиями доказано, что под воздействием искусства всё самое сокровенное становится доступным, педагогические воздействия воспринимаются детьми безоговорочно, не наталкиваясь на защитные реакции и сопротивления извне. Н.Ю. Сергеева [4] отмечает, что с помощью искусства педагог способен без назидания и излишнего «дидактизма» демонстрировать воспитанникам нормы и модели поведения, возможные последствия тех или иных действий, формировать ценностное отношение к событиям, людям и самому себе. Всё это содействует социализации личности, утверждению её самоценного значения и в содержательно-смысловом отношении совпадает со сферой воспитания.

Библиографический список

Внушающая функция искусства обусловлена особенностью своеобразного, почти гипнотического воздействия искусства на человеческую психику. Через эмоциональное сопереживание способно формировать духовные идеалы [2, с. 8].

Эстетическая функция искусства осознаётся с древности. Искусство является своеобразным эталоном красоты, по которому можно оценивать результаты всех видов человеческой деятельности [2, с. 87]. Учитывая, что эстетические представления детей формируются во многом их деятельностью, можно и нужно воспитывать культурологические качества: восприятие красоты двигательных действий, привитие музыкального вкуса, формирование основных навыков поведения (стиль поведения и общения, походка и др.). Посредством этой функции у детей пробуждается чувство прекрасного, формируется духовно-нравственный облик.

Гедонистическая функция (искусство как наслаждение) обусловлена способностью искусства возбуждать чувство эстетического удовольствия и наслаждения, получать истинное наслаждение от владения навыками искусства. Проявляется в тех видах двигательной активности, которые доставляют детям радость, восторг, ощущение счастья, где создана атмосфера психологического комфорта, доверия и доброжелательности. С педагогической точки зрения значимым является предположение Н.Ю. Сергеевой [4, с. 43] о том, что от качества реализации гедонистического потенциала в образовательном пространстве во многом зависит и последующее отношение человека к данной сфере.

Рассматривая функции искусства, мы сделали выводы о том, что их принципиальные и потенциальные возможности являются серьёзным основанием для введения танцевального искусства в образовательную систему оздоровительной направленности как равноправного участника педагогического процесса и способствуют более глубокому раскрытию внутренних взаимосвязей между танцевальным искусством и КОД. Поскольку природа искусства тесным образом смыкается со смыслами и целями образования, справедливо предположить, что педагогический потенциал искусства может быть намеренно актуализирован при организации образовательных процессов [4, с. 49].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что благодаря своей полифункциональности или многогранности танцевальное искусство всегда остаётся интересным для специалистов по физической культуре, педагогике, медицине, психологии и др.

Многолетняя педагогическая практика и психолого-педаго-гические исследования показали, что именно танцевальное искусство в силу особой специфики его содержания оказывает мощное воздействие на психосоматические процессы, мобилизует резервные силы человека, благоприятно воздействует на здоровье ребенка и стимулирует творческое воображение. Немаловажно отметить, что именно творчество даёт возможность раскрыть способности детей, их богатый внутренний мир и подарить ощущение значимости, индивидуальности.

Креативно-оздоровительная деятельность теснейшим образом связана с развитием личности, так как в процессе танца участвуют не отдельные функции (память, внимание, восприятие, воображение), а личность ребёнка в целом. Практикой доказано, что кроме умения красиво двигаться, хореографические упражнения и танцы, выполняемые под музыкальное сопровождение, обладают специфическим свойством влиять на психику ребёнка, его эмоциональное состояние. Танцуя, дети незаметно для себя начинают испытывать определённые чувства и настроения. При этом активизируются физиологические и психические функции ребёнка: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и т.д.

Всё сказанное выше подводит к логичному выводу о том, что возможности искусства позволяют достичь высокой эффективности в креативно-оздоровительной деятельности.

1. Эйдельман, Л.Н. Танцевальное искусство в контексте проблемы укрепления здоровья детей дошкольного и школьного возраста // Вестник АРБ им. А.Я. Вагановой. - СПб., 2012. - № 27(1).

2. Ирхен, И.И. Региональное образование в сфере культуры и искусства в глобализирующейся России: монография. - М., 2012.

3. Неменский, Б.М. Познание искусством. - М., 2000.

4. Сергеева, Н.Ю. Арт-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущего учителя: дис. ... д-ра. пед. наук. - Чебоксары, 2010.

Bibliography

1. Ehyjdeljman, L.N. Tancevaljnoe iskusstvo v kontekste problemih ukrepleniya zdorovjya deteyj doshkoljnogo i shkoljnogo vozrasta // Vestnik ARB im. A.Ya. Vaganovoyj. - SPb., 2012. - № 27(1).

2. Irkhen, I.I. Regionaljnoe obrazovanie v sfere kuljturih i iskusstva v globaliziruyutheyjsya Rossii: monografiya. - M., 2012.

3. Nemenskiyj, B.M. Poznanie iskusstvom. - M., 2000.

4. Sergeeva, N.Yu. Art-pedagogicheskoe soprovozhdenie professionaljnoyj podgotovki buduthego uchitelya: dis. ... d-ra. ped. nauk. - Cheboksarih, 2010.

Статья поступила в редакцию 25.02.14

УДК 378

Krivykh S.V., Surtaeva N.N., Surtaeva O.N. INNOVATIVE PROCESSES IN THE TRAINING OF TEACHERS IN MODERN SOCIOCULTURAL CONDITIONS. The article attempts to analyze the investigations published in the journal of “World of Science, Culture, Education” for the last three years, which concern innovative processes for training of teachers in modern sociocultural conditions.

Key words: innovations in education, socialization of innovation, training of teachers, modern sociocultural conditions.

С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф. каф. социальной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург;

Н.Н. Суртаева, д-р пед. наук, проф., зав. лабораторией ФГНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых РАО», г. Санкт-Петербург; О.Н. Суртаева, н.с. ФГНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых РАО», г. Санкт-Петербург, E-mail: krivih 71 @yandex. ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

В статье предпринята попытка проанализировать исследования, опубликованные в журнале «Мир науки, культуры, образования» за последние три года, в которых раскрываются инновационные процессы в подготовке педагогов в современных социокультурных условиях.

Ключевые слова: инновации в образовании, ресоциализация инноваций, подготовка педагогов, современные социокультурные условия.

«.Любые инновации обречены на провал, если они не «состыкованы» с человеческой поддержкой, с реальной программой воспитания, обучения и развития людей, которые должны внутренне принять предлагаемые им извне целевые установки.»

Б.С. Гершунский

Об инновационных процессах, сегодня говорят практически во всех сферах человеческой деятельности. Рассматриваются, дискутируются различные аспекты, мало исследуемой остается проблема механизма внедрения новаций на поведенческом уровне. Процесс ресоциализации инноваций как теоретическая проблема педагогики остается открытой. На наш взгляд, для разработки механизма ресоциализации необходимо рассмотреть сущность и этапы инновационных процессов, именно детальное изучение этапов новаций поможет открыть этот механизм.

По нашему мнению, инновационный процесс определяет двойственной природой инновации: как непосредственного опыта, формирующегося в рамках конкретного вида деятельности (научно-исследовательской, педагогической и др.), с одной стороны, и как нового опыта, получившего общесоциальное и общекультурное значение в качестве устойчиво воспроизводимого элемента общественной практики, явления, с другой. Инновационный процесс представляет собой механизм поэтапного перевода нововведений из сферы непосредственного опыта в сферу опыта общественно-исторического.

В процессе прохождения жизненного цикла, или, как считает Кривых С.В. [1, с. 106-111], его взаимодействия с социокультурной средой, вскрываются противоречия самого нововведения, углубление которых либо гармонизирует отношения, либо приводит к отрицанию самого нововведения, его распаду. Анализ инновационных процессов показывает, что жизненный цикл теорий и концепций, несущих инновационные подходы, зависит от ряда обстоятельств: характера и степени общественного востребования возможных результатов, силы и направленности инновационного потока, его организованности; подготовленности условий для осуществления новаций, степени сопровождения среды, кадрового обеспечения, социокультурных особенностей

региона. В современных условиях, на наш взгляд, препятствуют продвижению новаций: сложность, запутанность, переменность социокультурного, образовательного пространства, консерватизм, инерция, приверженность к стереотипам в педагогическом мышлении и на практике, инертность, а в чем-то и агрессивность внешней среды, непонимание важности проблем образования, его инновационных преобразований, отсутствие организационных структур управления инновационными процессами в различных образовательных учреждениях, отсутствие механизмов, позволяющих быстро реагировать на появляющиеся новации, осваивать и активизировать субъектное образовательное поле.

Жизненные циклы новаций, новых концепций, в теории и практике имеют определенное своеобразие. В первом случае инновационные процессы проходят в разных вариантах такие этапы [2, с. 133-135]:

1. Возникновение новой концепции с прицелом на использование в определенных рамках, при определенных ситуациях.

2. Расширение концепции и в ряде случаев притязания на всеобщность и исключительность.

3. Постепенное «принятие» концепции практикой, а затем «увлечение» ею и ожидание «чуда», незамедлительного эффекта. Этот этап заслуживает самого пристального изучения при рассмотрении вопроса ресоциализации новаций.

4. Вошедшая в практику концепция начинает работать, однако «чудо», естественно, не происходит, начинается охлаждение и разочарование. Одной из причин мешающей полной ресоциализации является инверсия и интеграция с традиционным.

5. Теория совершенствуется, приспосабливается к меняющимся обстоятельствам, возникает потребность в ее преобразовании, интеграции с другими теориями.

Второй вариант - подходы и концепции, рожденные в практике, проходят в своем развитии несколько иной характерный цикл: рождение идей и их постепенная реализация в методических средствах, борьба за утверждение и признание разработок, выраженные притязания на универсальность. Что характерно, правда, не для каждой новаторской системы, а только для некоторых. В решающей степени это зависит от общей культу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.