Научная статья на тему 'Возможности интегративного подхода к исследованию биогендерных различий'

Возможности интегративного подхода к исследованию биогендерных различий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности интегративного подхода к исследованию биогендерных различий»

века представлен исполненным величия за счет небольших, заключенных в круг изображений архангелов Михаила и Гавриила. Увеличение эмоциональной нагрузки на зрителя также имеет место при нарочитом удлинении и уплощении фигуры, что свидетельствует о «незыблемости» внутреннего мира святого, например, в изображении Иоанна Лествичника (икона конца XIII века).

Рассмотренные характеристики психологического пространства иконописных сюжетов, непосредственно влияют на развитие личностных механизмов художественного сознания. Их влияние прослеживается на уровне топонимических установок, формируемых художником при соблюдении канона. Построение сюжета в соответствии с каноном позволяет наделить зрителя статусом знака топономы веры, приобретаемого за счет эгонального смещения и формирования ассоциативных координат. Тем самым достигается инвариантность личностных смыслов художника и зрителя. Символическое выражение смысла, с одной стороны, облегчает восприятие универсальностью форм выражения, с другой стороны, усложняется глубинностью проникновения в смысловые пласты содержания художественного образа, запуская рефлексивный механизм.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192с.

2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. - М.: Просвещение, 1993. - 223с.

3. Вилибахова Т., Соловьева И. Древнейшие иконы Русского музея // Юный художник. - 1987. - №2. - С.10-13.

А.Ф. Иорданов

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ БИОГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

В зарубежной психологии половые и гендерные исследования исчисляются десятками тысяч. В последнее время среди российских психологов также общеосознанной стала необходимость при изучении разнообразных проявлений психики человека акцентировать внимание на половом аспекте проблемы, хотя еще в шестидесятых годах Б.Г. Ананьев, опираясь на весьма ограниченные на тот момент эмпирические данные, тем не менее, сумел сформулировать прозорливую гипотезу о «сквозном» характере этой важнейшей константы индивида, связанной, прежде всего, с его генотипической организацией, но проявляющейся на разных уровнях жизнедеятельности и поведения [1].

Значимость такого подхода объясняется тем, что пол представляет собой одну из движущих сил развития личности, затрагивая наиболее важные области интересов человека. В этой связи достаточно назвать лишь некоторые сферы - семейные отношения, профессиональная деятельность, демография, медицина и, конечно же, воспитание и обучение.

Сегодня в дифференциальной психологии гендерная проблема является, пожалуй, одной из наиболее активно и широко разрабатываемых. Однако и в зарубежной и в отечественной науке есть признание сложности и многообразия проявления феномена пола, но почти нет исследований в том концептуальном понимании, согласно которому пол выступает многоаспектным биосоциальным интегральным образованием. Как правило, изучение психических различий полов проводится

на основе поэлементного сопоставления средних величин тех или иных свойств, процессов и состояний без учета психологического «контекста» системных критериев, что не дает возможности обнаружить общие, глубинные закономерности половых различий. Явная односторонность такой стратегии приводит к тому, что психологический пол выступает и изучается как набор изолированных типичных свойств, черт и качеств. В результате эмпирические данные часто оказываются недостаточными и противоречивыми. В полной мере подобная аналитическая логика господствует и в учебно-воспитательном процессе, существенно искажая реальные, а не воспринимаемые биогендерные различия и, тем самым, снижая эффективность их учета в педагогической теории и практике.

Между тем сложность изучения категории пола обусловлена следующим обстоятельством: этот феномен, как и человек в целом, по своей сущности есть системное, многоплановое образование, взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Иными словами, под понятием психологического пола индивида по сути дела подразумевается комплекс проявлений многих отдельных, но взаимозависимых компонентов.

По-видимому, необходимо констатировать, что педагогические концепции обучения, воспитания и, в конечном счете, развития полов будут соответствовать современному научному знанию о homo sapiens в том случае, если в «фокусе» внимания окажутся не только отдельные свойства, имеющие «биогендерную подоплеку», но и формы связей между такими свойствами.

На наш взгляд, решение указанной проблемы целесообразно с позиций теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, позволяющей устанавливать на основе сочетания поэлементного и системного подходов закономерности, в том числе и половых различий не только для отдельных уровней, но и для психики в целом. «Имеющиеся данные, - пишет он, - позволяют рассматривать совокупность изучавшихся индивидуальных свойств человека как большую иерархическую само-регулируемую систему, которую мы обозначили как интегральную индивидуальность. Биохимические свойства, свойства нервной системы, темперамента, свойства личности и личностные статусы представляют собой разные иерархические уровни этой системы» [4, с.195]. Первые три группы свойств относятся к разряду низших (природных), последние две группы - к разряду высших (социальных).

Апеллируя к гегелевскому принципу «истина есть целое» и, учитывая то, что целое, прежде всего, является моделью отношений, мы в настоящем работе осуществили попытку свести воедино поэлементную и системную стратегии исследования в рамках интегративного подхода, что, полагаем, позволило получить достаточно обобщенное и одновременно конкретное представление о психологических различиях полов на изучаемой стадии онтогенеза (юношеский возраст).

Поэлементный способ отражает аддитивную стратегию исследования (перечисление отдельных переменных, их суммирование или в лучшем случае попарная корреляция); системный способ - неаддитивную стратегию (сложнейшее взаимодействие, взаимовлияние или взаимопроникновение частей целого). Оба подхода к познанию интегральной индивидуальности, хотя одинаково необходимы, однако имеют разный теоретический смысл. Аддитивное исследование весьма существенно на начальном этапе анализа сложноорганизованной психической реальности, неаддитивное - с проникновением в глубину изучаемого явления. При поэлементном выражении интегральной индивидуальности разноуровневые свойства существуют и функционируют сами по себе, автономно и независимо друг от друга; при системном - разноуровневые свойства образуют иерархическую структуру, построенную на законах субординации и координации.

Экспериментальная работа проводилась в Пятигорском государственном

лингвистическом университете. Испытуемыми были студенты первого курса факультетов французского и немецкого языков в возрасте от 17 до 19 лет (по 30 человек в мужской и женской выборках).

Опираясь на основополагающие принципы теории В.С. Мерлина, мы с учетом фактора пола по 95 показателям диагностировали свойства пяти уровней интегральной индивидуальности: нейродинамического (опросники А.И. Щебетенко, Я. Стреляу), психодинамического (опросники В.М. Русалова, А.И. Щебетенко, Г. Айзенка), вторичных свойств индивида (методики диагностики мнемической деятельности, смысловой памяти, выявления общих понятий, исключения понятий), личностного (16РБ -опросник Р. Кеттелла, методики А. Мехрабиана, Дж. Роттера) и социально-психологического (опросники К. Томаса, В. Стефансона, репертуарный тест Дж. Келли).

Собранный фактический материал был обработан поэтапно методами математической статистики по программе 81аЙ81юа 6.0.

На первом этапе производилась оценка достоверности различий по 1-критерию Стьюдента между отдельными показателями юношей и девушек на всех исследуемых уровнях.

Поэлементное межгрупповое сравнение структур интегральной индивидуальности испытуемых обоих полов выявило как общее, так и особенное. Сходство и различия обнаружены на всех исследуемых уровнях интегральной индивидуальности. Из 95 сопоставлений показателей разноуровневых свойств у юношей и девушек значимые различия зафиксированы в 15 случаях, т.е. средняя общность составила 84,2%, уникальность - 15,8%. Прослеживается четкая тенденция уменьшения различий между полами при переходе от низших к высшим уровням интегральной индивидуальности (соответственно 22,2% и 11%).

На втором этапе исследовались внутриуровневые корреляционные связи интегративных структур разнополых выборок.

В целом у девушек одноуровневые свойства интегральной индивидуальности оказались более сгруппированными, чем у юношей (соответственно 28% и 24,9%).

По сравнению с девушками у юношей более плотная связь на низшем уровне интегральной индивидуальности (113,8% против 90,4%), что касается высшего уровня - девушки опережают юношей (47,1% против 42,2%).

Поуровневый анализ показал, что у юношей в сравнении с девушками оказались более взаимосвязанными показатели свойств нервной системы и показатели вторичных свойств индивида и, наоборот, в женской выборке по сравнению с мужской более взаимосвязаны показатели свойств психодинамического, личностного и социально-психологического уровней.

У юношей и девушек установлены определенные несовпадения, за исключением личностного уровня, в типах математических зависимостей между показателями одноуровневых свойств. Так, у юношей на нейродинамическом уровне взаимосвязи носят одно-многозначный характер, на психодинамическом - однозначный и одно-многозначный, на уровне вторичных свойств индивида - одно-многозначный, на личностном - одно-многозначный, на социально-психологическом - однозначный и одно-многозначный. У девушек на нейродинамическом уровне связи однозначные и одно-многозначные, на психодинамическом - одно-многозначные, на уровне вторичных свойств индивида - взаимнооднозначные, на личностном и социально-психологическом уровнях - одно-многозначные.

Выявлен факт, свидетельствующий о разной приспособительной значимости отдельных уровней в структурах интегральной индивидуальности юношей и девушек, а именно: у юношей наиболее плотная связь отмечается между свойствами нервной системы, у девушек - между свойствами темперамента.

В обеих группах испытуемых низший уровень интегральной индивидуально-

сти (нейродинамическая, психодинамическая и вторичных свойств подструктуры) значительно опережает по плотности корреляций высший уровень (личностная и социально-психологическая подструктуры). Очевидно, на начальном этапе обучения в вузе вне зависимости от пола студентов природные факторы, имеющие наследственный характер, играют решающую роль в организации учебной деятельности.

По плотности значимых внутриуровневых корреляций различия между полами на высшем уровне интегральной индивидуальности гораздо менее выражены, чем различия на низшем уровне.

Межуровневый корреляционный анализ структур интегральной индивидуальности описывает условия существования ее разноуровневых связей. В обеих выборках между разноуровневыми свойствами всех исследуемых подструктур интегральной индивидуальности зафиксированы одно-многозначный и много-многозначный типы математической детерминации. С точки зрения регулирующего воздействия на целостность структур интегральной индивидуальности у юношей ведущую роль играют свойства нервной системы, у девушек - свойства темперамента. Однако если в группе лиц мужского пола становление личностного уровня в наибольшей степени детерминировано параметрами нервной системы, а в группе женщин -свойствами темперамента, то у тех и у других свойства социально-психологического уровня демонстрируют наиболее тесную связь со свойствами нейродинамиче-ского уровня. Зависимость социального статуса от некоторых свойств нервной системы не случайна. Видимо, она наблюдается в тех случаях, когда исполнитель социальной роли недостаточно обучен и недостаточно опытен.

У обоих полов наиболее скоординированными оказались связи между свойствами низшего уровня, наименее скоординированными - между параметрами высшего уровня. Юноши опережают девушек по плотности корреляционных зависимостей на низшем уровне интегральной индивидуальности, девушки опережают юношей по данному критерию на высшем уровне. По сравнению с юношами у девушек выявлена более тесная зависимость между свойствами биологически и социально обусловленных уровней. В целом по плотности межуровневых связей, характеризующих степень пластичности интегральной индивидуальности, девушки опережают юношей.

Вне зависимости от фактора пола корреляционная взаимосвязь между разноуровневыми структурами интегральной индивидуальности выражена достаточно слабо (чуть более 10% от теоретически ожидаемого числа). Очевидно, в новых условиях жизнедеятельности и деятельности личности разрываются ранее сложившиеся межуровневые связи.

Наряду с количественным признаком - плотностью межуровневых корреляций - пол, видимо, опосредует и качественный характер полиморфных связей. У девушек по сравнению с юношами существенно иначе переструктурированы зависимости между разноуровневыми свойствами. Так, например, во взаимосвязи свойств личностного и социально-психологического уровней из 10,5% значимых корреляций совпал только 1%, а в корреляциях с участием вторичных свойств индивида вообще не выявлено ни одной общей зависимости. Лишь психофизиологическая взаимосвязь свойств в обеих группах оказалась таковой, что более половины от числа зафиксированных корреляций (26,2%) совпало.

На последнем этапе исследования структур интегральной индивидуальности юношей и девушек матрицы интеркорреляций в обеих группах были подвергнуты факторизации по методу Терстоуна без вращения осей координат. Результаты факторного анализа представлены в приводимой ниже таблице.

Таблица

Средние значения насыщенности уровней значимыми факторными весами __________________у юношей и девушек в отдельности_________________________________

Пол Факторы Уровни интегральной индивидуальности и средняя степень их насыщенности значимыми факторными весами

НУ ПУ ВСИУ ЛУ СПУ

юноши I. 0,95 0,65 - 0,53 0,2

II. 0,53 0,4 - 0,37 0,2

III. - - - 0,04 0,4

IV. - 0,05 - 0,1 0,14

девушки I. 0,53 0,85 - 0,49 0,2

II. 0,21 0,4 - 0,29 0,2

III. 0,1 - - 0,22 0,3

IV. 0,1 0,15 - 0,11 0,14

Как видно из таблицы, в каждой из выборок было извлечено по 4 значимых фактора, при этом все они оказались неполными во многом из-за отсутствия показателей вторичных свойств индивида.

Первые два фактора в обеих группах испытуемых объединены нейродина-мическим, психодинамическим, личностным и социально-психологическим уровнями, причем и у юношей и у девушек очевиден перевес низших уровней над высшими. Тем не менее, при наличии у обоих полов внешнего сходства в структурах рассматриваемых факторов отмечено и существенное отличие. В частности, если у мужчин по средней величине насыщенности уровней значимыми весами ярче всего выражена нейродинамическая составляющая факторов, что позволило нам их квалифицировать как нейродинамические, то у женщин ведущую позицию занимают свойства темперамента.

Фактор 3 в обеих выборках - социально-психологический, однако общность обеспечивается лишь связкой «личность - взаимоотношения в социальной группе»: по сравнению с юношами, у которых низшие уровни вообще не представлены, у девушек в данный фактор вошли свойства нейродинамики.

Наконец, по фактору 4, несмотря на скрепляющее начало трех подсистем (психодинамической, личностной и социально-психологической), между полами выявлены определенные различия. Во-первых, у девушек этот фактор наполнен еще и свойствами нейродинамического уровня. Во-вторых, у юношей, ввиду почти пятикратного превосходства социальных уровней над природными по критерию насыщенности подструктур интегральной индивидуальности значимыми весами, фактор имеет социально-психологическую направленность; у девушек - биосоциальную, так как у них зафиксирован баланс не только между природными и социальными структурами в целом, но обеспечено приблизительно равное участие в организации фактора всех четырех уровней.

Итак, результаты факторизации исходных данных наглядно демонстрируют наличие в структурах интегральной индивидуальности юношей и девушек как общего, так и принципиальных различий. В сравнении с юношами у девушек более полная структура факторов, свидетельствующая о гармоничном характере взаимосвязи разноуровневых свойств, а именно: если с точки зрения данного критерия по первым двум факторам группы не различаются (представлено по 4 уровня), то факторы 3 и 4 наполнены у женского пола тремя и четырьмя уровнями интегральной индивидуальности, у мужского пола - соответственно двумя и тремя. Как следствие, факторные образования у девушек скрепляются в единое целое тремя уровнями (нейродинамическим, личностным и социально-психологическим), представляющими природные и социальные подструктуры; у юношей - двумя социальными уровнями (личностным и социально-психологическим).

Таким образом, общность в факторных моделях полов обеспечивается связующей ролью именно высших уровней. Полагаем, что подтверждаются выводы, полученные на предыдущих этапах исследования: в нашей культуре в современных условиях сглаживаются гендерные различия на социальных уровнях, обусловленных в большей степени средовыми воздействиями.

По своему содержанию интегративная структура у девушек отличается большим разнообразием образующих ее факторов. Так, по средней величине насыщенности уровней значимыми весами выявлены психодинамические, социально-психологический и биосоциальный факторы. У юношей - только нейродинамические и социально-психологические, причем у мужчин асимметричная природа факторов, что проявляется либо в значительном преобладании низших уровней над высшими, либо высших над низшими, либо в отсутствии низших при весомом вкладе высших.

В структурах интегральной индивидуальности юношей и девушек особо ощутима роль ортогональных зависимостей, что, вероятно, является деструктивным признаком систем, ограничивающим их приспособительные возможности к новым условиям деятельности. В целом по количеству ортогональных и облических меж-факторных связей группы испытуемых не различаются, однако существенны различия в качественном распределении этих связей. У мужчин большинство облических зависимостей зафиксировано между нейродинамическими факторами и лишь меньшая часть - между нейродинамическими и социально-психологическими. У женщин количество облических зависимостей между психодинамическими факторами, с одной стороны, и между психодинамическими, социально-психологическим и биосоциальным, с другой стороны, уравнивается. Очевидно, что данный факт свидетельствует о более тесном взаимодействии природных и социальных уровней в структурах интегральной индивидуальности девушек по сравнению с юношами.

Судя по извлеченным факторам, в условиях адаптации к изменяющейся среде у студентов разного пола обнаружена противоположная динамика в межуров-невых взаимосвязях. Так, у юношей в процессе приспособления к новым условиям деятельности биологические и социальные подструктуры интегральной индивидуальности, развиваясь, приобретают все большую дифференциацию, т.е. проявляется тенденция движения от синкретичных форм взаимодействия к дискретным. У девушек, наоборот, движение идет от дискретных форм взаимодействия к синкретичным, т. е. саморегуляция индивидуальности осуществляется за счет согласованного участия четырех исследуемых нами уровней.

Возраст ранней юности не является дефинитивным для становления личностных образований (в обеих выборках не было получено ни одного личностного фактора), и вследствие этого к 17-18 годам свойства личности по-прежнему остаются в определенной мере неустойчивыми и чувствительными к воспитанию и другим целенаправленным формам социального управления индивидуальным развитием.

Таким образом, по итогам настоящего исследования возможны следующие

выводы:

1. Пол как одна из сущностных констант индивида является детерминирующим фактором, формирующим уникальность структур интегральной индивидуальности юношей и девушек в студенческом возрасте.

2. Интегративный подход позволил установить меру и тенденции внутриуровневых и межуровневых взаимосвязей свойств, отражающих психическое своеобразие полов на данном этапе онтогенеза.

3. Очевидно, в той или иной степени фактор пола охватывает едва ли не все явления человеческого развития, включая нейродинамические, психодинамические, вторичные свойства индивида, личностные особенности, а также систему социальных связей и отношений.

4. По сравнению с девушками у юношей выявлена более высокая степень генетической обусловленности комплекса природных свойств, что проявляется, во-первых, в достаточно тесной взаимосвязи параметров данной конституциональной подсистемы интегральной индивидуальности, во-вторых, в относительной дифференциации природного и социального.

5. Девушки модификационно могут сильнее отклоняться от генотипа благодаря интенсивному воздействию на базовые подструктуры интегральной индивидуальности свойств социальных уровней, что зафиксировано в более плотных много-многозначных взаимозависимостях между наследственным и приобретенным.

6. Обусловленные полом различия между группами испытуемых особенно весомы на природных уровнях, испытывающих на себе прежде всего генетическое давление, и менее значимы на социальных уровнях организации психики. Последнее, по-видимому, объясняется кардинальным изменением на современном этапе в России общественной системы ценностей, стиля жизни, что приводит к размыванию некогда традиционных гендерно маркированных стандартов.

7. Весьма существенны половые различия в механизмах саморегуляции интегральной индивидуальности в ситуации реагирования на определенный психологический дискомфорт, вызванный новой, усложненной деятельностью.

8. Полагаем, что демографическая закономерность, согласно которой продолжительность жизни у женщин больше, чем у мужчин, в определенной степени находит свое объяснение в рамках проведенного исследования. В результате полученных нами данных по сравнению с юношами у девушек интегральная индивидуальность представляется более целостным, помехоустойчивым и жизнестойким образованием. Целостность базируется на усиливающихся взаимосвязях переменных системы в процессе ее функционирования и развития в условиях подвижной среды, а также на динамической сбалансированности эволюционно-генетических и социокультурных подструктур.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб: Питер, 2001.

2. Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. -Пятигорск: ПГЛУ, 2002.

3. Иорданов А.Ф. Особенности развития гендерных структур интегральной индивидуальности у студентов гуманитарного вуза: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2003.

4. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды / Под ред. Е.А. Климова. - М.-Воронеж, 1996.

П.В. Хало

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА В УСЛОВИЯХ

РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В последние годы, в связи с развитием информационного общества, одним из основных факторов возникновения болезней становится социальный или психоэмоциональный стресс. Приспособляемость же человека к современным условиям жизни оставляет желать лучшего, о чём свидетельствует постоянный рост динамики заболеваний. При мощных стрессовых воздействиях нарушаются координация и взаимодействие между функциональными системами (ФС) организма. Каждая на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.