Научная статья на тему 'Проблема исследования развития стресса и стрессоустойчивости в юношеском возрасте'

Проблема исследования развития стресса и стрессоустойчивости в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1251
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / STRESS / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / STRESS RESISTANCE / ГАРМОНИЗАЦИЯ / HARMONIZATION / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / INDIVIDUALITY / ТРЕНИНГ / TRAINING / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ИНДИВИД / INDIVIDUAL / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / PERSONAL GROWTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Газиева М.З.

Растущая актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточность разработанности и неразрешённые противоречия стали основанием для постановки проблемы исследования, которая заключается в определении совокупности психологических факторов и условий, обеспечивающих гармонизацию структур интегральной индивидуальности стрессонеустойчивых студентов. В психологической науке сформировались разные подходы к проблеме изучения устойчивости человека к стрессу. В статье описываются результаты проведённого эксперимента по оказанию психологической поддержки студентов. Реализация программы психологической поддержки создаёт условия, обеспечивающие качественную трансформацию структур интегральной индивидуальности стрессонеустойчивых студентов, и существенно облегчает и обеспечивает процесс адаптации студентов к требованиям социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE STUDY OF STRESS DEVELOPMENT AND STRESS IN ADOLESCENCE

The growing relevance, theoretical and practical significance, lack of development and unresolved contradictions became the basis for the formulation of the research problem, which is to determine the set of psychological factors and conditions that ensure the harmonization of the structures of the integral personality of stress-resistant students. In psychological science, different approaches to the problem of studying human resistance to stress are formed. The article describes the results of an experiment to provide psychological support to students. The implementation of the psychological support program creates conditions that ensure the qualitative transformation of the structures of the integral personality of stress-resistant students and significantly facilitates and ensures the process of adaptation of students to the requirements of society.

Текст научной работы на тему «Проблема исследования развития стресса и стрессоустойчивости в юношеском возрасте»

References

1. Muhina V.S. Sensornoe razvitie doshkol'nika. Detskaya psihologiya. Moskva, 2015.

2. Montessori M. Pomogimne sdelat' 'eto samomu. Moskva, 2000.

3. Frebel' F. Vospitanie cheloveka. Istoriya zarubezhnojdoshkol'nojpedagogiki: hrestomatiya. Moskva, 2000.

4. Hohryakova Yu.M. Tehnologiya sensornogo vospitaniya detej rannego vozrasta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Perm', 2010.

5. Galkina I.A. Usloviya i metodika sensornogo vospitaniya v DOU. Aktual'nye zadachi pedagogiki: materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Chita, 2012.

6. Venger L.A. Razvitie sposobnostej k naglyadnomu prostranstvennomu modelirovaniyu. Doshkol'noe vospitanie, 2012; 3. : 24 - 29.

7. Pilyugina 'E.G. Zanyatiya po sensornomu vospitaniyu s det'mi rannego vozrasta: Posobie dlya vospitatelya detskogo sada. Moskva, 2015.

8. Pyatnica T.V. Socializaciya doshkol'nika cherez igru: posobie dlya pedagogov doshkol'nyh uchrezhdenij. Mozyr', 2014.

Статья проступила в редакцию 07.08.18

УДК 159

Gazieva M.Z., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Special Psychology and Preschool Defectology,

Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: marina-gazieva@yandex.ru

THE PROBLEM OF THE STUDY OF STRESS DEVELOPMENT AND STRESS IN ADOLESCENCE. The growing relevance, theoretical and practical significance, lack of development and unresolved contradictions became the basis for the formulation of the research problem, which is to determine the set of psychological factors and conditions that ensure the harmonization of the structures of the integral personality of stress-resistant students. In psychological science, different approaches to the problem of studying human resistance to stress are formed. The article describes the results of an experiment to provide psychological support to students. The implementation of the psychological support program creates conditions that ensure the qualitative transformation of the structures of the integral personality of stress-resistant students and significantly facilitates and ensures the process of adaptation of students to the requirements of society.

Key words: stress, stress resistance, harmonization, individuality, training, personality, individual, personal growth.

М.З. Газиева, канд. психол. наук, доц. каф. специальной психологии и дошкольной дефектологии,

Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: marina-gazieva@yandex.ru

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СТРЕССА И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Растущая актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточность разработанности и неразрешённые противоречия стали основанием для постановки проблемы исследования, которая заключается в определении совокупности психологических факторов и условий, обеспечивающих гармонизацию структур интегральной индивидуальности стрессо-неустойчивых студентов. В психологической науке сформировались разные подходы к проблеме изучения устойчивости человека к стрессу. В статье описываются результаты проведённого эксперимента по оказанию психологической поддержки студентов. Реализация программы психологической поддержки создаёт условия, обеспечивающие качественную трансформацию структур интегральной индивидуальности стрессонеустойчивых студентов, и существенно облегчает и обеспечивает процесс адаптации студентов к требованиям социума.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, гармонизация, индивидуальность, тренинг, личность, индивид, личностный рост.

Согласно современным представлениям, стресс - это состояние организма, с одной стороны, лежащее в основе приспособления организма к многообразным влияниям внешней среды, а с другой стороны - фактор, способствующий нарушению психической адаптации, затрагивающий психофизиологический, психологический, социально-психологический уровни регуляции.

В психологической науке сформировались разные подходы к проблеме изучения устойчивости человека к стрессу. Традиционно стрессоустойчивость человека изучалась с позиции поэлементного подхода, основанного на принципах редукционизма в исследовании индивидуальности. В настоящее время в многочисленных исследованиях показано, что системные стрессоры являются мощными факторами, влияющими не только на специфику социальных, общественных, межличностных отношений, эффективность деятельности, но и существенно определяющим формирование индивидуальности в целом на разных этапах онтогенетического развития человека [1 и др.].

Однако исследований стрессоустойчивости, основанных на современных общепсихологических представлениях о целостной индивидуальности человека, базирующихся на различных вариантах системного подхода, явно недостаточно. В настоящее время нет единого взгляда на понимание сущности стрессоустойчивости, особенностей её проявления в разных ситуациях. Исследователи сходятся во мнении, что стрессоустойчивость - это интегративное свойство человека, которое характеризует степень его адаптации к воздействию экстремальных факторов среды и деятельности.

Исходной теоретической основой нашего исследования является теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина [2], базирующаяся на методологических принципах системного

подхода Л. Берталанфи, П.К. Анохина, Б.Ф. Ломова и активно развивающаяся в современной концепции интегративной психологии развития В.В. Белоуса [3] и его школы психологии полиморфной индивидуальности. Развивая идеи В.С. Мерлина, В.В. Белоус утверждает, что человек как интегральная индивидуальность овладевает общественным опытом в деятельности, которая выполняет системообразующую функцию согласования разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, что подтверждено в многочисленных исследованиях по изучению роли объективных и субъективных детерминант деятельности в развитии интегральной индивидуальности [4 - 8 и др.].

Анализ проблемы позволил сформулировать противоречия, которые заключаются в том, что в общей психологии сложилось представление о стрессоустойчивости как интегративном свойстве личности, однако, экспериментальных данных, основанных на принципах системности, явно недостаточно, чтобы говорить о её системообразующих возможностях; в настоящее время в психологической науке активно наметился переход к целостному изучению проблем стресса и стрессоустойчивого поведения в единстве его биологических, психологических, социально-психологических свойств, однако, отсутствуют научно обоснованные представления о системных факторах и психологических условиях, обеспечивающих гармонизацию и динамическое равновесие структур интегральной индивидуальности человека с низким уровнем стрессоустойчивости; в современной практической психологии общепризнанным является понимание значимости системного подхода в процессе формирования стрессоустойчивого поведения, однако, в реальной практике отсутствуют теоретически аргументированные модели и программы, направленные на формирование стрессоустойчивости как интегративного свой-

ства и способствующие системной взаимосвязи разноуровневых свойств человека.

Растущая актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточность разработанности и неразрешённые противоречия стали основанием для постановки проблемы исследования, которая заключается в определении совокупности психологических факторов и условий, обеспечивающих гармонизацию структур интегральной индивидуальности стрессонеу-стойчивых студентов.

Постановка проблемы позволила выдвинуть следующие гипотезы исследования: качественная трансформация структур интегральной индивидуальности стрессонеустойчивых студентов возможна, если установлена системообразующая роль стрессоустойчивости в развитии структур интегральной индивидуальности студентов; определены психологические факторы и условия гармонизации структур интегральной индивидуальности стрессонеустойчивых студентов; разработана теоретическая модель психологической поддержки развития структур интегральной индивидуальности стрессонеустойчивых студентов на основе принципа системности.

В эксперименте приняли участие студенты 1 курсов в количестве 180 человек (95 юношей и 85 девушек) в возрасте 17-19 лет Чеченского государственного педагогического института.

Основными методами исследования выступили: теоретический анализ, обобщение и интерпретация психологической литературы по проблеме исследования; психодиагностические методики; констатирующий и формирующий эксперименты; методы математической и статистической обработки данных. Стрессоу-стойчивость изучалась с помощью методики А.В. Батаршева; для исследования свойств нейродинамического уровня использовался опросник Я. Стреляу; свойств психодинамического уровня -методика оценки свойств темперамента В.М. Русалова; свойств личностного уровня - методика диагностики уровня субъективного контроля Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткинда и методика оценки личностной тревожности Спилбергера-Ханина (личностная шкала); свойств социально-психологического уровня - методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, в модификации Л.Н. Собчик. В общей сложности исследование включало изучение 27 показателей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности студентов.

На этапе констатирующего эксперимента определялись группы студентов с полярным уровнем развития стрессоустой-чивости; изучалась специфика развития структур интегральной индивидуальности стрессоустойчивых и стрессонеустойчивых студентов; выделялись системные факторы и психологические условия, обеспечивающие формирование стрессоустойчивого поведения; разрабатывалась теоретическая модель психологической поддержки развития разноуровневых свойств интегральной индивидуальности стрессонеустойчивых студентов.

На этапе формирующего эксперимента осуществлена апробация разработанной программы психологической поддержки; проведена контрольная диагностика развития структур интегральной индивидуальности студентов экспериментальной группы для установления эффективности теоретической модели и программы психологической поддержки.

Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности стрессоустойчивых и стрессонеустойчивых студентов выявило общие тенденции (74,1%) и достоверные различия (25,9%) в развитии свойств нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического уровней. Общие тенденции и различия в равной степени установлены на низших и высших уровнях интегральной индивидуальности. Стрессоустойчивые студенты характеризуются способностью сохранять высокий уровень работоспособности и быстро восстанавливаться в условиях преодоления трудностей, активным стремлением к освоению разных видов деятельности, в большей степени проявляют властно-лидирующий тип межличностных отношений, мотивацию достижений, ориентацию на собственное мнение и минимальную зависимостью от внешних средовых факторов. Стрессонеустойчивые студенты проявляют высокую социальную эмоциональность, личностную тревожность, подчинённость, зависимость в межличностном взаимодействии, чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей, мотивацию избегания неуспеха и слабую мотивацию достижения, чувствительность к средовым воздействиям.

Дискриминантный анализ показал, что стрессоустойчивость поведения студентов на этапе адаптации к требованиям социума обеспечивается комплексом свойств нейродинамического,

личностного и социально-психологического уровней и зависит от уровня развития как низших, высших уровней, так и всей структуры интегральной индивидуальности в целом.

Плотность внутриуровневых корреляций в группах стрессонеустойчивых студентов превышает плотность внутриуровневых корреляций, выявленных у стрессоустойчивых студентов. У стрессоустойчивых студентов внутриуровневые корреляции более упорядочены на низших уровнях, у стрессонеустойчивых студентов - на высших уровнях интегральной индивидуальности.

Межуровневый корреляционный анализ установил, что структуры интегральной индивидуальности стрессоустойчивых студентов характеризуются более активным межуровневым взаимодействием низших и высших уровней, гибкостью, значимыми приспособительными возможностями в сравнении со стрессоне-устойчивыми студентами, у которых структуры отличаются слабой организацией, низкой согласованностью во взаимодействии свойств низших и высших уровней, ригидным адаптационным ресурсом. Приспособительная активность у стрессоустойчивых студентов обеспечивается согласованным взаимодействием свойств разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. У стрессонеустойчивых студентов приспособительная активность в сложных жизненных обстоятельствах обеспечивается высшими уровнями и в большей степени личностным уровнем, однако, адаптационные возможности у данной группы студентов не позволяют активизировать низшие уровни и не обеспечивают согласованного взаимодействия разноуровневых свойств интегральной индивидуальности.

Факторные структуры интегральной индивидуальности стрессоустойчивых студентов характеризуются целостностью; приспособительной активностью свойств низших и высших уровней уровней; согласованностью в функционировании разноуровневых свойств; гибкими облическими межуровневыми зависимостями, установленными на всех исследуемых уровнях, что обеспечивает динамическое равновесие многоуровневой системы. Факторные структуры интегральной индивидуальности стрессонеустойчивых студентов ассиметричны, свойства низших и высших уровней проявляют неустойчивую приспособительную активность и низкую согласованность во взаимодействии, ригидность межуровневых связей, что приводит к дисбалансу системы в целом.

Кроме того факторный анализ позволил установить, что наибольшая роль в адаптационной активности стрессоустойчивых студентов на нейродинамическом уровне принадлежит силе процессов возбуждения; на психодинамическом уровне -предметной эргичности, социальной эргичности, пластичности, социальной пластичности и темпу; на личностном уровне - ин-тернальности в разных сферах отношений; на социально-психологическом уровне - полистратегиям поведения в межличностном взаимодействии с доминированием дружелюбия.

Определяющая роль в низкой адаптационной активности стрессонеустойчивых студентов принадлежит следующим разноуровневым свойствам интегральной индивидуальности: на психодинамическом уровне - эмоциональности, на личностном уровне - личностной тревожности, на социально-психологическом уровне - полистратегиям в межличностном взаимодействии с доминированием авторитарности, эгоистичности, подозрительности, зависимости.

Наряду с различиями в развитии структур интегральной индивидуальности стрессоустойчивых и стрессонеустойчивых студентов установлены общие тенденции: облические зависимости в обеих группах в большей степени представлены со свойствами личностного и социально-психологического уровней, что даёт основания признать определяющую роль высших уровней интегральной индивидуальности в гармонизации разноуровневых свойств структуры.

Теоретический анализ психологических концепций формирования стрессоустойчивого поведения в критических ситуациях, сопоставительный анализ специфики функционирования структур интегральной индивидуальности стрессоустойчивых и стрессонеустойчивых студентов позволили разработать теоретическую модель психологической поддержки развития стрес-соустойчивости как интегративного свойства индивидуальности, обеспечивающее динамическое равновесие разноуровневых свойств интегральной индивидуальности стрессонеустойчивых студентов.

Теоретическая модель психологической поддержки развития структур интегральной индивидуальности стрессонеустойчивых студентов основана на концептуальных положениях системного

и деятельностного подходов и состоит из трёх модулей: эмоцио-нально-коннативного, направленного на развитие рациональной и эмоциональной компетентности в разрешении проблемных ситуаций; личностно-смыслового, включающего развитие способности преобразовывать стрессогенные жизненные события в новые возможности, социально-коммуникативного, нацеленного на развитие социально-психологических свойств индивидуальности, обеспечивающих адекватную самореализацию личности в межличностных взаимоотношениях.

Теоретическая модель психологического сопровождения развития структур интегральной индивидуальности стрессоне-устойчивых студентов направлена на развитие конструктивной активности, способности сознательно и целенаправленно преобразовывать проблемные ситуации индивидуального опыта в ситуации собственного развития.

Программа психологического сопровождения реализовы-валась в условиях группового тренинга, сконструированного в ориентации на модель тренинга социальных умений, а также тренинга личностного роста.

Содержательной основой тренинговой программы развития структур интегральной индивидуальности стрессонеустой-чивых студентов послужили тренинги, направленные на развитие когнитивных стратегий, навыков совладающего поведения, саморегуляции, коммуникативные тренинги, тренинги личностного роста, уверенного поведения. Для оптимизации процесса формирования стрессоустойчивого поведения мы использовали личностно-ориентированные методы трансактного анализа, когнитивно-поведенческие (ситуативная реконструкция, фокусирование, компенсаторное совершенствование); суггестивно-эмоциональные (техники глубокого дыхания, прогрессирующей мышечной релаксации и визуализации); телесно-ориентированные техники.

После реализации программы психологической поддержки стрессонеустойчивых студентов экспериментальной группы статистически значимые различия по отдельным показателям свойств интегральной индивидуальности составили 63%. Различия установлены в развитии свойств нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического уровней, но в большей степени коснулись высших уровней (68,8%), в сравнении с низшими уровнями (54,8%).

По комплексным показателям структуры интегральной индивидуальности студентов экспериментальной группы до и после организации формирующего эксперимента статистически значимо различаются на психодинамическом, личностном и социально-психологическом уровнях, на низших и высших уровнях и по общему показателю, что свидетельствует о качественных преобразованиях структур интегральной индивидуальности стрессонеустойчивых студентов.

Наконец, факторный анализ показал, что структуры интегральной индивидуальности стрессонеустойчивых студентов экспериментальной группы после реализации программы психологической поддержки качественно преобразовались: характеризуются целостностью, согласованностью во взаимодействии низших и высших уровней. На исходном этапе адаптации к требованиям социума роль интегратора разноуровневых свойств структуры интегральной индивидуальности выполняют свойства низших уровней при значимой приспособительной активности свойств высших уровней. Во временной перспективе эта роль переходит на свойства высших уровней при значимой приспособительной активности свойств низших уровней; увеличилось количество облических зависимостей.

Полученные результаты позволили сделать следующие выводы

1. Стрессоустойчивость является интегративным свойством субъекта, характеризует приспособительную активность разноуровневых свойств низших и высших уровней интеграль-

Библиографический список

ной индивидуальности; обеспечивает динамическое равновесие многоуровневой структуры в процессе взаимодействия индивида со средой и в условиях объективных требований деятельности.

2. Стрессоустойчивость, выполняя системообразующую роль, существенно определяет развитие как отдельных свойств нейродинамического, психодинамического, личностного, социально-психологического уровней индивидуальности, так и структуры интегральной индивидуальности студентов в целом на этапе адаптации к требованиям социума: структуры интегральной индивидуальности стрессоустойчивых студентов проявляют высокую приспособительную активность и согласованность в функционировании свойств низших и высших уровней, гибкость ме-журовневых связей, что обеспечивает динамическое равновесие системы; структуры интегральной индивидуальности стрессоне-устойчивых студентов характеризуются неустойчивой приспособительной активностью и рассогласованностью во взаимодействии разноуровневых свойств, ригидностью межуровневых связей, что приводит к дисбалансу системы.

3. Динамическое равновесие структур интегральной индивидуальности студентов в процессе адаптации к объективным требованиям среды и деятельности обеспечивается комплексом психологических факторов: приспособительной активностью свойств нейродинамического, психодинамического, личностного, социально-психологического уровней; согласованностью во взаимодействии низших и высших уровней; интегрирующей ролью свойств личностного и социально-психологического уровней.

4. Базовым психологическим условием развития структур интегральной индивидуальности стрессонеустойчивых студентов выступает специально организованная психологическая поддержка, основанная на теоретической модели, состоящей из эмоционально-коннативного, личностно-смыслового и социально-коммуникативного модулей, направленных на гармонизацию структуры в целом, согласованность в функционировании разноуровневых свойств, поддержание устойчивого взаимодействия индивида с окружающей средой через активизацию способностей сознательно и целенаправленно преобразовывать проблемные ситуации индивидуального опыта в ситуации личностного роста.

5. Реализация программы психологической поддержки создаёт условия, обеспечивающие качественную трансформацию структур интегральной индивидуальности стрессонеустойчивых студентов: повышает её приспособительную активность, способствует согласованию и сотрудничеству разноуровневых свойств, придаёт структуре гибкость и пластичность, облегчает и обеспечивает процесс адаптации студентов к требованиям социума.

Полученные результаты имеют теоретическую значимость, т. к. научные представления о стрессоустойчивости как интегра-тивном свойстве субъекта деятельности дополняют представления о сущности, закономерностях формирования и управления её развитием и обогащают концептуальные положения теории интегральной индивидуальности и психологии полиморфной индивидуальности.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью предупреждения стрессонеустойчивого поведения посредством целенаправленного развития разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в условиях организованной психологической поддержки студентов группы риска. Установленная эффективность теоретической модели и программы психологической поддержки развития структур интегральной индивидуальности стрессонеустойчивых студентов позволяет рекомендовать её к внедрению, как в образовательные системы, так и в профессиональные сообщества в рамках проведения психопрофилактической и психокоррекционной работы для оптимизации жизненно важных ресурсов субъектов деятельности.

1. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2010.

2. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. Москва, 1986.

3. Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности: монография. Москва, 2005.

4. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск, 1996.

5. Боязитова И.В. Проблемы интегративной психологии развития. Москва, 2004.

6. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. Москва, 1995.

7. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. Москва, 2000.

8. Либин А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами. Стили человека: психологический анализ. Москва, 1998.

References

1. Vasserman L.I., Ababkov V.A., Trifonova E.A. Sovladanie so stressom: teoriya ipsihodiagnostika: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg, 2010.

2. Merlin V.S. Ocherk integral'nogo issledovaniya individual'nosti. Moskva, 1986.

3. Belous V.V. Vvedenie vpsihologiyupolimorfnojindividual'nosti: monografiya. Moskva, 2005.

4. Belous V.V., Schebetenko A.I. Chelovek kak integral'naya individual'nost'. Pyatigorsk, 1996.

5. Boyazitova I.V. Problemy integrativnojpsihologiirazvitiya. Moskva, 2004.

6. Bodrov V.A. Psihologicheskij stress: razvitie ucheniya i sovremennoe sostoyanie problemy. Moskva, 1995.

7. Kirshbaum 'E.I., Eremeeva A.I. Psihologicheskaya zaschita. Moskva, 2000.

8. Libin A.V. Stili reagirovaniya na stress: psihologicheskaya zaschita ili sovladanie so slozhnymi obstoyatel'stvami. Stili cheloveka: psihologicheskij analiz. Moskva, 1998.

Статья проступила в редакцию 07.08.18

УДК 159.9.075

Mo J., postgraduate, Institute of Psychology and Education, Kazan Federal University (Kazan, Russia),

E-mail: 897121999@qq.com

FEATURES OF CROSS-CULTURAL ADAPTATION OF REPRESENTATIVES OF THE CHINESE NATIONALITY HAN AND SMALL NATIONALITIES OF XINJIANG IN RUSSIA. The article presents the relevance of the study of the adaptation of Chinese students in Russia. The absence of comparative scientific research of intercultural adaptation of the Chinese minority is revealed. It is revealed that the most part of researches is devoted only to a separate aspect of adaptation. It is noted that the studies of cultural adaptation of Chinese ethnic minorities are mainly carried out in works of C. Ward и J. Berry. the paper reveals the features of the adaptation of the Chinese Han and national minorities of the Xinjiang region. The main psychological, social and cultural characteristics of the Han people and representatives of Xinjiang nationalities are revealed. The main results of the empirical research are presented. The article presents the conclusions revealing the distinctive features of cross-cultural adaptation of the Han people and representatives of national minorities of Xinjiang region.

Key words: cross-cultural adaptation, Chinese students, Han nation, national minorities of Xinjiang.

Мо Цзимань, аспирант, Институт психологии и образования, Казанский федеральный университет, г. Казань,

E-mail: 897121999@qq.com

ОСОБЕННОСТИ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОСТИ ХАНЬ И МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ СИНЬЦЗЯНА В РОССИИ

В статье актуализируется потребность в комплексном научном анализе характера адаптации китайских студентов в России, в том числе особенностей адаптации представителей китайской народности Хань и национальных меньшинств района Синьцзян. Для многостороннего исследования особенностей адаптации китайских студентов в России выбрана теория кросс-культурной адаптации (C. Ward и J. Berry), позволяющая анализировать психологическую и социально-культурную адаптацию. В работе представлена краткая психологическая, социальная и культурная характеристика народности Хань и представителей национальностей Синьцзяна. Обозначен научный аппарат исследования и представлены эмпирические результаты сравнения в двух группах испытуемых, представлены выводы.

Ключевые слова: кросс-культурная адаптация, китайские студенты, народность Хань, национальные меньшинства Синьцзяна.

Постановка проблемы. Анализ последних научных публикаций выявляет, что проблеме адаптации китайских студентов отводится должное внимание прежде всего за рубежом - в США, Европе, Японии и Южной Корее (Донг Цуй, Он Ин, Чжан Ялинь, Ян Xайянь, Dong Chui, Dong Cuj, Duan W., Ho S.M.Y., Siu Bowie P. Y., Li Tingtihg, Zhang Yohghong, He Ying, Zhang Yalin, Yang Haiyan, Chen Hui, Che Hongsheng, Shan Chunyan, Wei M., Heppner P., Mallen M., Reichard R.J., Serrano S.A., Condren M., Wilder N., Dollwet M., Wang W. и др.) [1, 2]. При этом недостаточно исследованными остаются особенности адаптации китайских студентов в России, нераскрытым является характер адаптации разных народностей КНР.

Множество отечественных исследователей (И.В. Абакумова, Т.М. Балыхина, В.Ю. Бахолдина, К.Н. Благова, З.Ш. Генердука-ева, М.А. Иванова, Л.Ц. Кагермазова, А.Г. Князева, А.Г. Ларин, Н.Р. Максимов, Е.Д. Максимчук, А.А. Мельникова, А.А. Мовсе-сян, С.В. Панина, И.Л. Перфилова, В.Н. Петров, С.Г. Петров, И.И. Подойницына, Э.Ю. Попова, Т.Л. И.Ю. Смелкова, Смолина, Т.Г. Стефаненко, Е.П. Тонконогая, А.А. Федорова, Н.Д. Шаглина, Л.В. Юмашева, П.И. Яковлев и др.) выявляют целый ряд проблем, связанных с языковым барьером, академическими трудностями, условиями жизни, безопасностью, отсутствием полноценных контактов с местным населением, которые в конечном итоге не дают возможности для полноценной и гармоничной психологической, социальной и культурной адаптации китайцев в России [1, с. 3 - 7].

Данная проблема отмечается и современными китайскими исследователями (Донг Цуй, Он Ин, Чжан Ялинь, Ян Xайянь,

Dong Tsui, He Ying, Zhang Yalin, Yang Haiyan, Chen Hui, Chen Xiangming, Che Hongsheng, Shan Chunyan и др.), согласно которым большинство исследований особенностей адаптации китайских студентов проведено в США, Европе, Японии и Южной Корее [8 - 11], в России же их проводится недостаточно. Так, Tian Lina в своей научной работе выявил, что китайские студенты плохо понимают русскую «религиозную культуру», а такие факторы, как отсутствие социальной поддержки, особенности мотивации обучения за рубежом, недостаточное время пребывания в России и др. существенно ограничивают психологическую и социальную адаптацию китайцев [11]. Сунь Сяопэн выделяет следующие сложности, с которыми сталкиваются китайские студенты в России: недостаточный период обучения на подготовительных курсах, отличная от китайской модель обучения, отличный от китайского режим учебного процесса с маленьким обеденным перерывом, которого не хватает для полноценного отдыха, сложности при вступлении в личные контакты с местным населением [12]. В исследовании, проведённом Чэнь Цзе, указывается, что на процесс социальной адаптации китайских студентов оказывают существенное влияние их психолого-социальные особенности: бережное отношение к природе, консерватизм и трезвость суждений, практичность и терпимость, непритязательность в условиях жизни, сравнительно невысокий уровень развития коммуникативных навыков, ограниченный круг интересов [2]. Более того, существенным аспектом обозначенной проблемы является отсутствие научных исследований, выявляющих особенности адаптации в России самой большой китайской народности «Хань» и малочисленных национальностей Китая, между кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.