Научная статья на тему 'Возможности интегративно-модульного подхода в обеспечении успешности адаптации студентов со средним профессиональным образованием к условиям обучения в вузе'

Возможности интегративно-модульного подхода в обеспечении успешности адаптации студентов со средним профессиональным образованием к условиям обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СО СРЕДНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ / STUDENTS' ADAPTATION / ADAPTATION / ADAPTATION DIFFICULTIES OF COLLEGE GRADUATES TO CONDITIONS OF HIGHER SCHOOL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хворова Светлана Васильевна

Описываются трудности адаптации студентов со средним профессиональным образованием к условиям обучения в вузе. Представляются результаты исследований особенностей адаптации студентов со средним профессиональным образованием к условиям обучения в вузе на примере Уральского государственного педагогического университета и Камышловского педагогического колледжа. Раскрываются возможности интегративно-модульного подхода, способствующего успешной адаптации выпускников колледжа к условиям обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хворова Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of Integrative-and-Modular Approach Ensuring Successful Adaptation of the Students with Secondary Professional Education to the Conditions of Higher School Training

The article describes adaptation difficulties of the students with secondary professional education to the conditions of higher school training; presents the research results of the adaptation peculiarities of the students with secondary professional education to the conditions of higher school training on the example of the Ural State Pedagogical University and Kamyshlov pedagogical college; describes the conditions fostering the successful adaptation of the college graduates to the conditions of higher school training.

Текст научной работы на тему «Возможности интегративно-модульного подхода в обеспечении успешности адаптации студентов со средним профессиональным образованием к условиям обучения в вузе»

УДК 377.8 ББК 46.01

Хворова Светлана Васильевна

аспирант

Уральский государственный педагогический университет Khvorova Svetlana Vasilievna Post-graduate Ural State Pedagogical University Возможности интегративно-модульного подхода в обеспечении успешности адаптации студентов со средним профессиональным образованием к

условиям обучения в вузе Possibilities of Integrative-and-Modular Approach Ensuring Successful Adaptation of the Students with Secondary Professional Education to the Conditions of Higher School Training

Описываются трудности адаптации студентов со средним профессиональным образованием к условиям обучения в вузе. Представляются результаты исследований особенностей адаптации студентов со средним профессиональным образованием к условиям обучения в вузе на примере Уральского государственного педагогического университета и Камышловского педагогического колледжа. Раскрываются возможности интегративномодульного подхода, способствующего успешной адаптации выпускников колледжа к условиям обучения в вузе.

The article describes adaptation difficulties of the students with secondary professional education to the conditions of higher school training; presents the research results of the adaptation peculiarities of the students with secondary professional education to the conditions of higher school training on the example of the Ural State Pedagogical University and Kamyshlov pedagogical college; describes the conditions fostering the successful adaptation of the college graduates to the conditions of higher school training.

Ключевые слова: адаптация, адаптация студентов, трудности адаптации студентов со средним профессиональным образованием к условиям обучения в вузе.

Key words: adaptation, studentsDadaptation, adaptation difficulties of college graduates to conditions of higher school training.

Проблемам адаптации к обучению в настоящее время уделяется серьезное внимание. В научно-педагогической литературе в последние годы появилось большое число работ (А. Д. Андреева, Л.М. Боронина, С.М. Годник,

В.М. Дугинец, В.В. Лагерев, Р.К. Махмутова, Р.В. Овчарова, Г.Б. Рычкова и др.), посвященным различным аспектам адаптации школьников. Психологопедагогические условия адаптации раскрываются в трудах Т.А. Жуковой, А.Н. Макаровой, П.А. Просецкого, С.Г. Рудковой; факторы, условия,

принципы, критерии адаптации школьников рассматриваются в исследованиях М.И. Витковской, М.А. Ивановой, Н.К. Маяцкой, И.А. Мнацаканян,

Г.Г. Павловец, С.Ю. Родоновой, Н.А. Савотиной, И.В. Троцук,

Т.П. Чернявской, Н.Д. Шаглиной и др.

Анализ исследований по проблемам адаптации позволяет констатировать, что общепризнанные в психолого-педагогических науках, представления об адаптации основываются на рассмотрении данной проблемы во взаимосвязи с трудностями в обучении и отклонениями в поведении школьников, однако проблема адаптации актуальна и для системы профессионального образования.

Проблема адаптации студентов групп нового набора является значимой для учреждений профессионального образования. Л.Н. Боронина, Ю.Р. Вишневский, Я.В. Дидковская, С.И. Минеева в своих исследованиях отмечают, что в последнее десятилетие значительно увеличилось количество абитуриентов с низким уровнем сформированное™ качеств и способностей, значимых в учебно-профессиональной деятельности, что препятствует успешной адаптации в новых социально-педагогических условиях.

Анализ исследований по проблемам адаптации студентов (Д.А. Андреев, Ю.К. Васильев, Н.А. Томин. А.А. Шибанов и др.) подтверждает сложность и многоаспектность данной проблемы. Адаптация студентов рассматривается учеными с акцентом на различные ее сущностные характеристики как процесс, при котором организм приспосабливается к новой среде; отношение равновесия (относительно гармонии), которое устанавливается между организмом и средой; результат приспособительного процесса. Адаптация, при этом, рассматривается как процесс активного приспособления личности к новому социальному окружению, принятие групповых норм и ценностей нового коллектива, вхождение в его ролевую и статусную структуру [4].

По нашему мнению, особое внимание при изучении проблем адаптации на ступени профессионального обучения заслуживают вопросы адаптации студентов со средним профессиональным образованием к условиям обучения в вузе. И.Н. Лычагина, В.В. Лагерев и др. подчеркивают, что процесс адаптации имеет место тогда, когда обычное, привычное поведение вообще или

недостаточно эффективно, или необходимо преодоление затруднений, связанных с новизной условий. Именно с такими затруднениями, связанными с новизной условий сталкивается выпускник профессионального колледжа при обучении в вузе.

Р.Б. Лысенко, Е.А. Ржавский, Е.Н. Пикинер, Т.Р. Шишигина и др. в своих исследованиях обозначают, что выпускники колледжа к условиям обучения в вузе адаптируются менее успешно, чем выпускники школ, т.к. студент со средним профессиональным образованием имеет опыт использования деструктивных, ложно успешных механизмов приспособления, привык к ситуации методического опекания, имеет более низкие интеллектуальные способности, так как в колледж, как правило поступают средне- и слабоуспевающие школьники.

Другие ученые (А.В. Зинковский, П.И. Пономарев, Г.Л. Щуревичи и др.) считают, что выпускник колледжа успешнее адаптируется к высшей школе, т.к. за период обучения в среднем профессиональном учебном заведении у него развивались необходимые для успешной адаптации качества, умения, способности.

Т.Г. Пахомова отмечает, что начало обучения в условиях вуза студента со средним профессиональным образованием □ это один из сложнейших периодов в развитии человека; процесс адаптации выпускника колледжа □ это процесс взаимодействия личности студента колледжа и вузовской среды, в ходе которого достигается соответствие интересов, склонностей, знаний, умений, качеств личности, полученных и развивавшихся на предыдущих этапах обучения в колледже, воспитания и саморазвития условиям образовательной среды и жизнедеятельности индивида. [5].

С. А. Свириденко в своих исследованиях подчеркивает, что отсутствие преемственности в образовательных программах и технологиях обучения в вузе и колледже, дублирование по ряду предметов приводит к закреплению у студентов со средним профессиональным образованием в период адаптации к условиям вуза следующих деструктивных механизмов: снижается мотивация

обучения; формируется ложное представление о «легкостиП обучения в

условиях высшей школы; полученные при обучении в колледже знания не подвергаются переосмыслению, творческой трансформации, что приводит к академической неспешности на последующих курсах обучения; работы выполняются шаблонно, «по образцу» полученному при обучении в колледже. Несмотря на то, что выпускники колледжа быстрее адаптируются к условиям вуза по сравнению с выпускниками школ, студенты со средним профессиональным образованием не всегда успешно овладевают программой высшей школы, т.к. у них недостаточно сформированы такие черты личности, как готовность к самообучению, способность контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности. Такие особенности отчасти объясняются тем, что за период обучения в колледже студенты привыкли к ситуации методического опекания, с другой стороны, - индивидуальными особенностями данной группы студентов, уровнем их базовой школьной подготовки в условиях сельских школ. Р.П. Жданов, Т.Г. Пахомова, Е.Н. Пикинер, Т.Р. Шишигина и др. отмечают, что в колледжи, как правило, поступают средне- и слабоуспевающие в школе, имеющие низкие познавательные интересы, недостаточно владеющие приемами учебной работы, имеющие недостатки познавательной сферы обучающиеся.

Анализ исследований Д.А. Андреевой, Л.Н. Ворониной, Т.П. Браун, Ю.Р. Вишневского, Я.В. Дидковской, И.Н. Лычагиной позволил сделать вывод, что студенты со средним профессиональным образованием, обучающиеся в условиях вуза, имеют более низкие показатели адаптированности, несмотря на то, что формальные показатели адаптации у них даже несколько выше, чем у выпускников школ, однако в период адаптации у выпускников колледжа закрепляются деструктивные механизмы: ложный успех, шаблонность в выполнении работ и т.д. □ что снижает их способность к

самосовершенствованию, поэтому результаты обучения на последующих курсах у них ниже, чем у бывших школьников.

Исследования, проводимые на базе Уральского государственного педагогического университета и Камышловского педагогического колледжа позволили установить, что у значительной части студентов со средним

профессиональным образованием, обучающихся в вузе, отсутствует выраженная направленность на поиск и реализацию себя при обучении в высшей школе, у 60% обучающихся снижена мотивация обучения, у 40% студентов со средним профессиональным образованием, обучающихся в вузе, недостаточно сформирована готовность к самообучению, 72% обучающихся со средним профессиональным образованием при выполнении работ пользуются образцом, поученным в колледже, что подчеркивает сложность и многоплановость проблемы адаптации студентов со средним профессиональным образованием к условиям обучения в вузе.

Таким образом, вопрос адаптации студентов со средним профессиональным образованием к условиям обучения в вузе является дискуссионным, требующим инновационных решений, что можно осуществить, используя возможности интегративно-модульного подхода в обучении.

При разработке концепции интегративно-модульного подхода, обеспечивающего адаптацию к вузовскому обучению студентов со средним профессиональным образованием мы, опираясь на системный подход (А.А. Бодалев, Э.Ф. Зеер, А.В. Карпов. В.Н. Садовский), руководствовались положениями об особенностях педагогической интеграции (В.И.Безрукова, В.А.Разумный, Н.К.Чапаев, В.И.Шарнас и др.) и модульного подхода (Ж.А. Геворкянц, Ф.Ю. Курочкина, Н.А. Морозова и др.), о структуре модульного обучения (В .В. Карпов, М.Н. Катханов, И.Б. Сенновский, Л.И. Третьякова и др.).

С нашей точки зрения, интегративно-модульный подход представляет собой структурно-содержательное единство обучающего процесса, который характеризуется: целевой направленностью, целостностью и мобильностью,

относительной автономностью и вариативностью, □ что в совокупности способствует обеспечению качества образовательного процесса (в том числе и в адаптационных периодах).

Основу интегративно-модульного подхода составляют вариативные и базовые модули.

В научной литературе представлены разные подходы к характеристике понятия «модуль» С.В. Дробышевский рассматривает модуль как «Законченный блок информации, в который входят цели обучения, целевой план действий, содержание учебного материала и руководство по его усвоению одновременно с контролем усвоения знаний □ [2]. П.А. Юцявичене также определяет модуль как «блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» [8]. А.П. Тряпицына определяет модуль как

«Самостоятельную структурную единицу» [7], поэтому, по мнению автора, в некоторых случаях студент может слушать не весь курс, а только ряд модулей. Л.И.Третьякова и И.Б.Сенновский характеризуют модуль как

«самостоятельный комплекс, объединяющий содержательные и

организационные, методические и технологические компоненты базовых для определенной специальности нескольких или отдельной учебной дисциплины в единстве ее теоретических и прикладных сторон в аспектах будущей профессиональной деятельности студента» [6].

Разрабатывая концепцию интегративно-модульного подхода, мы

придерживались более широкого понимания модуля, которое дают В.В. Карпов и М.Н. Катханов. Они определяют модуль следующим образом: «модуль □ организационно-методическая междисциплинарная структура учебного материала, предусматривающая выделение семантических понятий в соответствии со структурой научного знания, структурирование информации с позиции логики познавательной деятельности будущего специалиста» [3]. Авторы отмечают, что «Ъ модуль могут входить подмодули (или микромодули (введено И. А. Зимней) по признаку его методического формирования» [3].

Содержательную основу интегративно-модульного подхода составляют связи. Как отмечает В. С. Безрукова, связи обеспечивают «движение и влияние одних компонентов на другие [1]. Взаимодополнение, взаимообогащение модулей обеспечивается связями построения, которые способствуют воссоединению структур интегрируемых объектов. Объединение модулей

осуществляется за счет связей происхождения, основанных на единстве структуры двух или нескольких интегрируемых объектов и их компонентов. Связи порождения, основанные на одинаковой семантической природе интегрируемых объектов, способствуют появлению новых модулей.

Основным ядром, объединяющим разные ступени профессионального образования, выступает индивидуальная траектория обучения, предполагающая поэтапное профессиональное становление. Студенты 3 курса колледжа, решающие продолжить обучению в вузе, составляют программу саморазвития, предусматривающую непрерывное профессиональное образование, на основании полученных от педагогов, психологов, само- и взаиморекомендаций выбирают модули, позволяющие компенсировать, нивелировать пробелы в знаниях, развить необходимые для обучения в вузе навыки и качества. Перечень вариативных модулей определяется после исходной диагностики, предполагающей изучение адаптационных возможностей, базовых знаний и умений, личностных качеств обучающихся. Количество и последовательность освоения вариативных модулей студент определяет самостоятельно на основе программы саморазвития.

На начало 2010/11 уч. г. в Камышловском педагогическом колледже разработаны и апробированы несколько модульных программ, направленных на обеспечение успешной адаптации выпускников колледжа к условиям обучения в вузе.

Модуль «Основы личностно-профессионального саморазвития будущего специалиста □ помогает студентам разработать программу личностнопрофессионального саморазвития с учетом дальнейшего профессионального обучения в высшей школе, предполагает определение целей профессионального и личностного саморазвития как компонента успешной адаптации.

Модуль «Проектирование профессиональной карьеры будущего

специалиста» способствует овладению студентами технологией проектирование своей профессиональной карьеры с учетом поэтапности и непрерывности профессионального образования, включает составление индивидуальной траектории обучения, предполагающей отбор вариативных Вестник ЧГПУ82011 146

модулей, необходимых для развития профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих успешность адаптации.

Модуль «Профессиональные, личностные качества и способности специалиста» позволяет студентам изучить свои индивидуальнопсихологические особенности, включает рекомендации специалистов, само- и взаиморекомендации по развитию профессионально-значимых качеств личности студента, необходимых для успешной адаптации в новых социальных условиях.

В итоге, очевидно, что подготовка выпускника колледжа к успешной адаптации в вузе должна обеспечиваться посредством создания целого комплекса условий, центральное место среди которых отводится интегративно-модульному подходу в обучении. Теория и практика подтверждают, что этот подход к организации обучения имеет особую значимость на современном этапе развития образования в контексте поэтапности и непрерывности профессионального обучения.

Библиографический список

1. Безрукова, В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сборник научных трудов [Текст]/В.С. Безрукова. □ Екатеринбург, 1994. П152 с.

2. Дробышевский, С.В. Модульное обучение: методические возможности и

ограничения [Текст]/ С.В. Дробышевский. □ 2003. - № 1. □ с. 8-20.

3. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе [Текст]/ В. В. Карпов, М. Н. Катханов. - Москва ; Санкт-Петербург, 1992. □ 142 с.

4. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования [Текст]/Р.В. Овчарова. □ М.: ТЦ Сфера, 2000. □ 312 с.

5. Пахомова, Т.Г. К вопросу об учебно-методическом обеспечении преемственности образовательных программ среднего и высшего профессионального образования [Текст]/Т.Г. Пахомова. □ М.: Научный вестник МГИИТ, 2010.-2(4).-с.87-90.

6. Третьяков, Л.И., Сенновский, И.Б. Технология модульного обучения в школе [Текст]/Л.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. □ М., 1997 □ 342 с.

7. Тряпицина, А.П. Модернизация общего образования: Вариативный личностнонаправленный учебный план школы: Книга для администрации школы [Текст]/ А.П. Тряпицина / Под ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной. □ СПб., 2002-214 с.

8. Юцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения [Текст]/П.А. Юцявичене // Сов. Педагогика. □ 1990. □ №1. □ С. 55 □ 60.

Bibliography

1. Bezrukova, V.S. Integration Processes in Pedagogical Theory and Practice: Collection of Scientific Works [Text] / V.S. Bezrukova. - Yekaterinburg, 1994. - 152 p.

2. Drobyshevsky, S. Modular Training: Methodological Opportunities and Limits [Text] /

S.V.Drobyshevsky. - 2003. - .№1. - P. 8-20.

3. Ovcharova, R.V. Technology of Practical Educational Psychologist [Text] / R.V. Ovcharov. - M.: Sphera, 2000. - 312 p.

4. Pakhomova, T.G. To the Educational and Methodical Support of the Educational Programs Continuity in Secondary and Higher Professional Education [Text] / T.G. Pakhomov. -M.: Scientific Bulletin of the MSIIT, 2010. - 2(4). - P.87-90.

5. Tretyakov, L.I., Sennovsky, I.B. Modular Training Technology at School [Text] / L.I. Tretyakov, I.B. Sennovsky. - M., 1997 - 342 p.

6. Tryapitsina, A.P. General Education Modernization: Variation Personality-Directed School Curriculum: Book for School Administration [Text] / A.P. Tryapitsina / Ed. by V.V. Laptev, A.P. Tryapitsina. - SPb., 2002. - 214 p.

7. The Invariant Model of Intensive Training Technologies in a Multi-Level Training at Higher Schools [Text] / I.N. Karpov, M. N. Kakhtanov. - Moscow, St. Petersburg, 1992. - 142 p.

8. Yutsyavichene, P.A. Theory and Practice of Modular Training [Text] / P.A. Yutsyavichene // Sov. Pedagogy. - 1990. - №.1. - P. 55 - 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.