Научная статья на тему 'Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников'

Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3854
510
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОПОЗНАНИЕ И ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИЙ / ЭКСПРЕССИЯ / РИСУНОЧНЫЕ ТЕХНИКИ / ИГРОВЫЕ ТЕХНИКИ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / PRESCHOOL AGE / IDENTIFICATION AND VERBALIZATION OF EMOTIONS / EXPRESSION / PAINTING TECHNIQUES / PLAYING TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грозина Василиса Александровна

В статье доказывается необходимость разработки и внедрения в образовательные программы дошкольных учреждений модуля, ориентированного на развитие эмоционального интеллекта посредством рисуночных и игровых техник как наиболее соответствующих возрастным особенностям дошкольников. Представлен опыт реализации такой программы. В результате анализа данных входящей и итоговой диагностики детей в экспериментальной и контрольной группах автор приходит к выводу, что в дошкольном возрасте эмоциональный интеллект активно развивается, особенно под влиянием рисуночных и игровых техник, что выражается в формировании способности вербализировать эмоции, опознавать лицевую экспрессию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Playing and Painting Techniques Capabilities for Development of Senior Preschoolers' Emotional Intelligence

The article substantiates the importance of the module aimed at the emotional intelligence development by means of painting and playing techniques as they agree with preschoolers' age peculiarities best of all. The author also proves the necessity of this module development and implementation in the education programs of preschool institutions. Such program realization experience is presented. The data analysis for the incoming and resulting diagnostics of children from the experimental and control groups resulted in the author's coming to the conclusion that at the preschool age the emotional intelligence rapidly develops, especially under the influence of painting and playing techniques, and it is expressed in formation of the ability to verbalize emotions, to identify facial expressions.

Текст научной работы на тему «Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников»

УДК 372.36:159.942.33

Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников

В. А. Грозина

В статье доказывается необходимость разработки и внедрения в образовательные программы дошкольных учреждений модуля, ориентированного на развитие эмоционального интеллекта посредством рисуночных и игровых техник как наиболее соответствующих возрастным особенностям дошкольников. Представлен опыт реализации такой программы. В результате анализа данных входящей и итоговой диагностики детей в экспериментальной и контрольной группах автор приходит к выводу, что в дошкольном возрасте эмоциональный интеллект активно развивается, особенно под влиянием рисуночных и игровых техник, что выражается в формировании способности вербализировать эмоции, опознавать лицевую экспрессию.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; дошкольный возраст; опознание и вербализация эмоций; экспрессия; рисуночные техники; игровые техники.

Эмоциональный интеллект характеризуется как совокупность ментальных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению эмоциональной сферой [1]. Способ -ности, входящие в структуру эмоционального интеллекта, позволяют

человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми и тем самым повышают его адаптационные возможности в социуме [5].

Знание субъекта об эмоциях вербализируется в словах, которые используются для обозначения как собственных состояний, так и переживаний окружающих. Совокупность вербальных обозначений эмоций называют «языком эмоций». В нашей работе особое внимание уделялось вопросу развития «языка эмоций» у детей старшего дошкольного возраста. Понятийный уровень эмоций, способность их непосредственно называть, используя эмотивы-номинативы, являются неотъемлемой частью эмоционального интеллекта.

Проблема развития эмоционального интеллекта является актуальной для дошкольного возраста. Анализ обучающих программ, разработанных для различных детских образовательных учреждений (ДОУ), показывает, что большое внимание в них уделяется развитию когнитивной сферы. Это обусловлено и социальным заказом, и значительной теоретико-методической обеспеченностью при внедрении подобного рода разработок. При этом упускается очень важный момент — целенаправленное развитие эмоциональной сферы, в том числе, эмоционального интеллекта [4].

Дошкольный возраст является тем периодом, когда интенсивно развиваются познавательные процессы, на новый уровень выходит межличностное общение. Некоторые авторы называют его общесензи-тивным в плане высокого онтогенетического потенциала развития [3]. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через построение отношений со сверстниками в игре и продуктивной деятельности. Односторонность внимания педагогов, психологов, методистов, исследователей к развитию когнитивных процессов ведет к существенному ухудшению коммуникативного и личностного развития ребенка. Напротив, можно утверждать, что целенаправленное развитие эмоцио-

нальной сферы способствует развитию как личности в целом, так и ее способности к познавательной деятельности в частности [6].

Развитие эмоционального интеллекта оказывает влияние на познавательные процессы, эффективность межличностного взаимодействия, повышает культуру общения, способствует развитию эмпатич-ного поведения и рефлексии, что обусловливает общую успешность ребенка в будущем [4; 5].

Таким образом, назрела необходимость разработки и внедрения программ развития эмоционального интеллекта в дошкольных учреждения. Исследование эффективности такого рода программ предполагает применение единых комплектов методик для проведения входящей и итоговой диагностики, а также использование сравнительного подхода, позволяющего оценить естественную и сформированную динамику изучаемого показателя в контрольной и экспериментальной группах.

Неотъемлемой и главной частью представляемой программы стали рисуночные и игровые техники. Игра является естественной средой развития для дошкольника. Определенным образом организованная игра способствует усвоению тех знаний и умений, на которые она направлена, следовательно, будет способствовать развитию эмоционального интеллекта, так как основными его компонентами является способность понимать собственные эмоции и эмоции других людей и способность к управлению эмоциональной сферой (игра способствует развитию произвольности). Также игра является деятельностью, взаимосвязанной с коммуникативной стороной общения, следовательно, способствует развитию вербального компонента эмоционального интеллекта, т. е. способности называть эмоции [3].

Рисование наряду с игрой позволяет ребенку усвоить опыт, непосредственно связанный с развитием эмоционального интеллекта, так как через рисунок он не только закрепляет полученные знания,

в частности, направленные на осознание собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей, но и способствует рефлексии актуального эмоционального переживания.

Итак, проблема, требующая решения, состоит в том, что большинство программ, используемых в дошкольных учреждениях, направлены на развитие когнитивной сферы. Те программы, в которых включены блоки, ориентированные на эмоциональную сферу, в основном ориентированы на коррекцию страхов и агрессии, в то время как комплексному развитию эмоциональной сферы не уделяется должного внимания.

Следовательно, актуальность работы состоит в необходимости разработки и апробации программы комплексного развития когнитивно-эмоциональной сферы с акцентом на целенаправленном формировании эмоционального интеллекта.

Анализ научной литературы по данной проблематике [3; 4] позволил сформулировать гипотезу исследования: игровые и рисуночные техники способствуют развитию эмоционального интеллекта старших дошкольников, что выражается в увеличении активного словаря эмоций, повышении точности опознания лицевой экспрессии.

В исследовании приняли участие 84 испытуемых, характеристика выборки представлена в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Состав выборки испытуемых

Экспериментальная группа Контрольная группа

дети 6—7 лет, 21 чел. дети 6—7 лет, 21 чел.

дети 5—6 лет, 21 чел. дети 5—6 лет, 21 чел.

Экспериментальное исследование проходило в четыре этапа, включало входящую диагностику, апробацию экспериментальной про-

граммы, итоговую диагностику и статистическую обработку полученных результатов.

Для оценки первоначального и итогового уровней развития эмоционального интеллекта были выделены следующие показатели:

1. «Вербальный компонент» (предлагалось описать, назвать известные ребенку эмоции, чувства, переживания) — отражает осознание детьми своих эмоций, выявляет способность к вербализации эмоциональных состояний;

2. «Лицевая экспрессия 1» (использовалась методика предъявления пиктограмм) — характеризует способность к опознаванию наиболее выраженных, ведущих признаков лицевой экспрессии базовых эмоций;

3. «Лицевая экспрессия 2» (использовалась методика предъявления фотографий) — направлена на распознавание эмоций по фотоэталонам базовых эмоций;

4. «Опознание эмоции на сюжетных картинках» — данная проба характеризует то, насколько доступно для ребенка понимание эмоционального состояния других людей в контексте определенной ситуации.

Таким образом, опознание и вербализация эмоций рассматривались в данном исследовании в качестве базовых компонентов эмоционального интеллекта, поскольку данный постулат подтверждается анализом данного конструкта в трудах различных авторов [1; 4; 5], а также экспериментальными работами в данной области [2].

Диагностика по каждой методике для детей дошкольного возраста осуществлялась индивидуально. Исходящая диагностика во всех четырех группах осуществлялась после реализации составительской программы в экспериментальных выборках.

Результаты входящей и итоговой диагностики в экспериментальной группе представлены далее (рис. 1, рис. 2).

Рис. 1. Данные входящей и исходящей диагностики в экспериментальной группе

Рис. 1. Данные входящей и исходящей диагностики в контрольной группе

В результате статистической обработки полученных результатов первичной и повторной диагностики на двух контрольных и экспериментальных группах мы пришли к следующим выводам:

1. Сравнение по 1-критерию Стьюдента экспериментальных и контрольных групп по результатам первичной диагностики не выявило значимых различий. Это означает, что группы первоначально демонстрировали одинаковый уровень развития эмоционального интеллекта.

2. Показатели естественной динамики эмоционального интеллекта в контрольных группах и сформированной при помощи рисуночных и

игровых техник в экспериментальных группах статистически отличаются для первого и второго измерений. Обработка результатов проводилась по Т-критерию Вилкоксона в каждой из 4-х групп. Таким образом, развитие эмоционального интеллекта наблюдается и в экспериментальных, и в контрольных группах. Однако статистический анализ показывает, что развитие эмоционального интеллекта идет интенсивнее при воздействии рисуночных и игровых техник, направленных на увеличение активного словаря эмоций, повышение точности опознания лицевой экспрессии.

3. После реализации программы в обеих экспериментальных группах было выявлено статистически значимое различие по критерию Стьюдента для первого и второго уровня значимости между экспериментальными и контрольными группами. Это позволяет нам сделать вывод о том, что исходная гипотеза подтвердилась: игровые и рисуночные техники способствуют развитию эмоционального интеллекта старших дошкольников, что выражается в увеличении активного словаря эмоций, повышении точности опознания лицевой экспрессии.

4. Полученные столь значимые результаты можно рассматривать как следствие формирующих воздействий в чувствительный период развития навыков общения. По результатам экспериментального исследования, показавшего существенную динамику эмоционального интеллекта при отсутствии формирующих воздействий и еще более значительную динамику при их использовании, можно выдвинуть перспективную гипотезу что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития эмоционального интеллекта, в частности, для формирования словаря эмоций, опознания базовых эмоций в лицевой экспрессии, что обусловливает необходимость и высокий уровень значимости проведения программ по формированию эмоционального интеллекта в этом возрасте.

Перспективой исследования является выработка возрастных норм опознания и вербализации эмоций, а также более широкая апробация представленной программы развития эмоционального интеллекта для проверки устойчивости и воспроизводимости полученных результатов.

Список литературы

1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект : исследования феномена / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. — 2006. — № 3. — С. 78—86.

2. Иванова Е. С. Автономность опознания и вербализации эмоций в структуре эмоционального интеллекта / Е. С. Иванова // В мире научных открытий. — 2010. — № 6.2 (12). — С. 258—260.

3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. — 4-е изд., стереотип. — Москва : Академия, 1999. — 456 с.

4. Нгуен М. А. Развитие эмоционального интеллекта / М. А. Нгуен // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 5. — С. 80—87.

5. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха / Г. Орме. — Москва : КСП+, 2003. — 272 с.

6. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я : как сохранить психологическое здоровье дошкольников / О. В. Хухлаева. Москва : Генезис, 2004. - 175 с.

© Грозина В. А., 2012

Playing and Painting Techniques Capabilities for Development of Senior Preschoolers' Emotional Intelligence

V. Grozina

The article substantiates the importance of the module aimed at the emotional intelligence development by means of painting and playing techniques as they agree with preschoolers' age peculiarities best of all. The author also proves the necessity of

this module development and implementation in the education programs of preschool institutions. Such program realization experience is presented. The data analysis for the incoming and resulting diagnostics of children from the experimental and control groups resulted in the author's coming to the conclusion that at the preschool age the emotional intelligence rapidly develops, especially under the influence of painting and playing techniques, and it is expressed in formation of the ability to verbalize emotions, to identify facial expressions.

Key words: emotional intelligence; preschool age;

identification and verbalization of emotions; expression; painting techniques; playing techniques.

Грозина Василиса Александровна, выпускница департамента психологии, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, педагог дополнительного образования (Екатеринбург), vasilisa-grozina@mail.ru.

Grozina, V., graduate, Department of Psychology, Ural Federal University Named after the First President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg), vasilisa-grozina@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.