Научная статья на тему 'Роль игровых технологий в профилактике негативных эмоциональных состояний дошкольников'

Роль игровых технологий в профилактике негативных эмоциональных состояний дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3231
709
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PRESCHOOL CHILDREN / NEGATIVE EMOTIONAL STATES / PREVENTION / GAME TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Елена Сергеевна

В статье рассматривается значение игровых технологий в профилактике негативных эмоциональных состояний дошкольников. Автор акцентирует внимание на необходимость преодоления негативных эмоций в дошкольном возрасте. В работе рассмотрены причины возникновения негативных эмоциональных состояний у дошкольников, обосновано применение игровых технологий для их профилактики. Описано применение таких техник, как: психогимнастика, музыкотерапия, сказкотерапия, проективный рисунок, сюжетно-ролевая игра, вербальные, психодиагностические, коммуникативные игры, делается вывод, что использование игровых технологий является оптимальным средством, позволяющим всесторонне и опосредованно влиять на процесс формирования эмоциональной сферы дошкольника и способствующим профилактике негативных эмоциональных состояний дошкольников. Представленные материалы обогащают и дополняют теорию социально-культурной деятельности систематизированной и конкретизированной информацией об использовании игровых технологий в профилактике негативных эмоциональных состояний дошкольников, позволяют сделать научно обоснованные выводы и рекомендации, способствующие наиболее эффективной организации процесса профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF GAME TECHNOLOGIES IN PREVENTION OF NEGATIVE EMOTIONAL CONDITIONS OF PRESCHOOL CHILDREN

In article value of game technologies in prevention of negative emotional conditions of preschool children is considered. The author focuses attention to need of overcoming of negative emotions at preschool age. In work the reasons of emergence of negative emotional states at preschool children are considered, application of game technologies for prevention of negative emotional conditions of preschool children is proved. Application of such techniques as: the psycho gymnastics, music therapy, fairy tale therapy, projective drawing, subject role-playing game, verbal, psycho diagnostic, communicative games are described, conclusion that use of game technologies is the optimum means allowing comprehensively and indirectly to influence process of formation of the emotional sphere of the preschool child and promoting prevention of negative emotional conditions of preschool children is drawn. The presented materials enrich and supplement the theory of social and cultural activity with systematized and concretized information about use of game technologies in prevention of negative emotional conditions of preschool children, allow to draw scientifically valid conclusions and recommendations promoting the most effective organization of process of prevention of negative emotional conditions of preschool children by means of game technologies.

Текст научной работы на тему «Роль игровых технологий в профилактике негативных эмоциональных состояний дошкольников»

РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Е. С. ИВАНОВА

В статье рассматривается значение игровых технологий в профилактике негативных эмоциональных состояний дошкольников. Автор акцентирует внимание на необходимость преодоления негативных эмоций в дошкольном возрасте.

В работе рассмотрены причины возникновения негативных эмоциональных состояний у дошкольников, обосновано применение игровых технологий для их профилактики. Описано применение таких техник, как: психогимнастика, музыкотерапия, сказкотерапия, проективный рисунок, сюжетно-ролевая игра, вербальные, психодиагностические, коммуникативные игры, делается вывод, что использование игровых технологий является оптимальным средством, позволяющим всесторонне и опосредованно влиять на процесс формирования эмоциональной сферы дошкольника и способствующим профилактике негативных эмоциональных состояний дошкольников.

Представленные материалы обогащают и дополняют теорию социально-культурной деятельности систематизированной и конкретизированной информацией об использовании игровых технологий в профилактике негативных эмоциональных состояний дошкольников, позволяют сделать научно обоснованные выводы и рекомендации, способствующие наиболее эффективной организации процесса профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий.

Ключевые слова: дошкольники, негативные эмоциональные состояния, профилактика, игровые технологии.

Понятие «эмоциональная сфера личности» включает в себя эмоции, чувства, переживания, настроения, интересы, мотивы, установки. Говоря об эмоциональной сфере, мы исходим из того, что она имманентно присуща каждому человеку.

Важность изучения проблемы объясняется тем, что неотреагированные эмоции становятся непосредственной причиной невротических состояний ребенка и в дальнейшем определяют его взрослые проблемы. Эмоциональную реакцию ребенка вызывают факторы, связанные с удовлетворением его актуальных потребностей, а несвоевременное удовлетворение или фрустрация этих потребностей в сензитивные для развития определенных функций периоды накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека и приводит к возникновению эмоциональных нарушений.

Проявление и переживание эмоций и чувств зависит от индивидуальной специфики эмоциональной сферы личности, обусловленной природными предпосылками и прижизненными новообразованиями. Предпочтение индивидом тех или иных социальных эмоций отражает накопленный им позитивный и негативный жизненный опыт и может служить критерием личностного развития.

Страх, тревожность, агрессия являются типичными психическими эмоциональными состояниями детей дошкольного возраста, как показало исследование А. О. Прохорова и С. В. Велиевой. На их долю приходится 36 % от общего числа эмоциональных состояний, характерных для детей дошкольного возраста. Причем агрессия и страх входят в группу «колеблющихся по частоте», тревога - в группу «возрастающих по частоте» [10]. Их наличие обусловлено самой программой развития ребенка, где данные состояния являются «охранительным звеном поведенческого онтогенеза» [8]. Страх, тревожность, агрессивность - эмоции, которые возникают в условиях угрозы биологическому или социальному существованию субъекта и направлены на причину либо реальной, либо воображаемой опасности.

При благоприятных условиях развития у ребенка данные состояние нивелируются, возникают положительные эмоциональные состояния, которые закрепляются и превращаются в соответствующе черты характера - жизнерадостность, любознательность, отзывчивость и др.

В научной литературе указывается, что возникновению и фиксации у детей различных нега-

тивных эмоциональных состояний, таких как страх, тревожность, агрессивность способствуют современная социально-информационной среда, в которой протекает развитие ребенка-дошколь- ника, а именно: дефицит и формализация общения с родителями, инволюция детской субкультуры, ограничение и упрощение игровых форм освоения действительности, избыточность неадекватной возрастным особенностям детей информации и др. [7].

Фиксация негативных эмоциональных состояний у дошкольников может привести к возникновению достаточно серьезных проблем в их поведении и развитии в целом: изменяется мышление, возникает состояние эмоциональной напряженности, искажается эмоционально-волевая сфера, неадекватно воспринимаются окружающие. По мнению специалистов работающих с дошкольниками, имеющих нарушения в эмоциональном развитии, «нет ни одной психической функции, которая не могла бы претерпеть неблагоприятных изменений» [4].

Одним из наиболее эффективных средств профилактики возникновения негативных эмоциональных состояний у дошкольников являются игровые технологии.

Игровые технологии - эти систематизированные наборы игр, упражнений, заданий игрового характера, которые будут направлены на реализацию задач развития у детей тех или иных значимых социально-культурных функций и/или коррекции их недостатков.

Для организации профилактической работы с дошкольниками специалистами широко применяются такие игровые технологии, как игротера-пия, сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия и их элементы, а также психогимнастика, релаксационные упражнения и др. В процессе использования данных игровых технологий происходит формирование личности ребенка-дошкольника, подготовка ее к различным видам деятельности. Игровые технологии развивают психологическую пластичность, умение принять на себя роль, позицию и искренне отстаивать ее. Они позволяют ребенку быть лично причастным к процессам, протекающим в общественной жизни, дают возможность «прожить» некоторое время в «реальных» жизненных условиях, позволяют дошкольникам осуществить массу социальных проб, принять на себя различные социальные роли, позволяют увидеть результаты собственных действий, понять и проанализировать допущенные ошибки, в том числе и те, которые были сделаны другими участниками игрового взаимодействия. Рассмотрим их более подробно.

Психогимнастика. Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на профилактику, развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы), а также на развитие произвольности поведения (М. И. Чистякова, 1995; Г. Л. Бардиер, 1993).

Произвольность в отечественной науке, вслед за Л. С. Выготским, понимается как способность владеть собой, своей внешней и внутренней деятельностью [2]. Развитие произвольности заключается в овладении средствами, позволяющими осознать свое поведение и управлять им [11].

В основе психогимнастических упражнений лежат представления о механизмах психофизиологической саморегуляции человека, законах их формирования в онтогенезе, их взаимообусловленности и внутренних связях. Основные механизмы психической регуляции человека проявляются в функциональном психофизиологическом единстве деятельности организма как целостной системы (П. К. Анохин, 1980). Это единство означает, что изменение в деятельности какого-либо элемента системы вызывает изменения в работе других его звеньев. Понимая, как работает этот механизм, можно сознательно влиять на деятельность менее произвольных психических функций, используя те, которые подвластны волевому контролю.

Произвольная саморегуляция у человека осуществляется на уровне слов, понятий, волевых усилий, внутренних планов, представлений конечных результатов своих действий - условных заместителей настоящих ощущений или образов.

У ребенка возможность управлять своим поведением появляется только по мере созревания мозговых структур и определенных нервных механизмов. Взрослый может способствовать этому процессу, создавая условия для деятельности и тренировки растущих и созревающих функций организма. Способность регулировать различные сферы жизни - двигательной, эмоциональной поведенческой, коммуникативной состоит из конкретных контролирующих умений в этих сферах.

В двигательной сфере таковыми являются умение произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении; умение различать и сравнивать мышечные ощущения; умение определять соответствующий характер ощущений (напряжение - расслабление, тяжесть - легкость и т. д.), характер движений, сопровождаемый этими ощущениями (сила - слабость, резкость -плавность, темп, ритм).

В эмоциональной сфере - умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения; умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т. п.); умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции, которые испытывают окружающие; умение произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

В сфере общения - умение улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния; сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние); умение отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

В поведенческой сфере - умение определять конкретные цели своих поступков; умение искать и находить, выбирая из множества вариантов средства достижения этих целей; умение проверять эффективность выбранных путей действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств или прошлых аналогичных ситуаций; умение предвидеть конечный результат своих действий и поступков; умение брать на себя ответственность.

Музыкотерапия. Сочетание музыкотерапии с другими техниками является полезным и эффективным для профилактики негативных эмоциональных состояний по ряду причин. Во-первых, использование музыки способствует осознанию ребенком своих чувств, помогает научить ребенка понимать, насколько разнообразными могут быть человеческие чувства. «Музыка определенного характера делает содержание чувства более понятным для ребенка и стимулирует его к вербальным оценкам эмоционального переживания» [1]. Музыка эмоциональна по своей сущности, и поэтому се восприятие является эмоциональным познанием, дает прекрасную возможность развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве, наиболее восприимчивом из всех возрастов. «Музыкальные переживание, -писал Б. М. Теплов, - по существу своему есть эмоциональное напряжение».

А. В. Запорожец (1986) также отмечал, что эмоции начинают регулировать динамическую сторону поведения ребенка уже на ранних стадиях его развития. Постепенно складывается своеобразная функциональная система, в которой органически сочетаются как собственно аффектив-

ные, так и особые познавательные процессы. «Развиваясь в этой системе, эмоции интеллектуа-лизируются, становятся умными, обобщенными, предвосхищающими, а процессы познавательные, функционируя в данной системе, приобретают аффективный характер» [3].

Использование музыкальных техник позволяет ребенку освоить более эффективные способы выражения своих эмоций. Ребенок получает возможность выразить свой гнев и раздражение через звук, так как звуковая экспрессия является достаточно эффективной. Кроме того, извлечение звука может стать и способом непосредственного выражения чувства гнева, которым ребенок может пользоваться и вне занятия, например, дома, играя на музыкальных инструментах, когда его переполняет раздражение.

Современные дети часто бывают напряжены физически и эмоционально, что приводит у них к проявлению раздражения и рационального поведения. Поэтому важно научить ребенка быстро расслабляться. Это процесс является более успешным, если обучение релаксации проводится на фоне звучащей музыки: «специально подобранная музыка, с частотой ритма не более 60 ударов в минуту, помогает ребенку сосредоточиться на создаваемых им образах, почувствовать мышечное расслабление, синхронизировать дыхание, так как музыкальный ритм влияет на длину волн, генерируемых человеческим мозгом, изменяет гемодинамику, обмен веществ, гуморальные реакции» [1, с. 44].

Сказкотерапия. Сказкотерапия в отечественной науке определяется как «целенаправленное использование сказок в психоконсультировании, психокоррекции и терапевтической работе» [6]. Этот метод позволяет использовать сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. В его основе лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл, опыт решения нашими предками сложных жизненных проблем.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррек-ционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.

Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами,

в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене позитивным жизненным опытом. Этот метод развивает творческие способности и умение слушать других, учит принимать и создавать новое [12].

Проективный рисунок. Рисование - творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты.

Процесс рисования оказывает развивающее воздействие и обладает несомненными достоинствами, по сравнению с другими видами детской деятельности, а именно: развивает чувственно-двигательную координацию; участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие; способствует развитию зрения, двигательной координации, речи, мышления, связывает их между собой.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний при коррекции неврозов, страхов [9].

Наиболее часто в коррекционной практике используются (согласно классификации С. Кра-тохвила):

1. Свободное рисование (каждый ребенок рисует то, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, затем их обсуждение происходит в группе. Детям предлогаются следующие темы для рисования: «Наша группа», «Смешной рисунок», «Рисуем настроение», «Нарисуй свой страх» и др.

2. Совместное рисование (дети делятся на подгруппы по 5 человек, затем рисуют вместе на одном листе заданную тему). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования. Готовые рисунки одновременно демонстрируются

всем детям, просматриваются, затем обсуждаются. Совместными усилиями дети находят общее и отличительное в содержании рисунков.

При использовании рисуночных техник исходят из того, что: различные техники рисования -это самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации; в изобразительной деятельности качество рисунка не выступает важным критерием его оценки (рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка); в процессе рисования педагог помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке (лепке) и определить выход из нее [5].

Игровые методы.

Сюжетно-ролевая игра предполагает принятие ребенком на себя роли-образа. Под ролью понимается некая функция, выполняемая ребенком в той или иной ситуации. Ребенком могут приниматься роли различные по содержанию и статусу, дошкольник также может проигрывать роли противоположные его характеру или прибегать к гротескному варианту проигрывания ролей.

Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор различных ассоциаций к какому-либо слову. В процессе вербализация игр ребенку дается возможность на словесном уровне выразить тревожащие его ситуации, перевести их из сферы бессознательного на вербальный уровень, тем самым снизить уровень аффективных проявлений.

Психодиагностические игры позволяют педагогу выявить некоторые особенности ребенка, а также оптимизировать отношения к своему имени, своим личностным качествам, эмоционально-ценностному отношению к себе, повысить самооценку.

Коммуникативные игры способствуют углублению сферы общения и обучают умению сотрудничать дошкольников с окружающими людьми.

Реализации данных игровых технологий будет наиболее эффективной при организации социально-культурной среды, в которой протекает развитие ребенка-дошкольника, адекватной его возрастным возможностям, а также при создании диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспекта личностного становления ребенка-дошкольника, обеспечении готовности участников педагогического процесса к деятельности по профилактике

негативных эмоциональных состояний у детей, предполагающей проведение обучающей методической работы с педагогами, работающими с дошкольниками, реализацию педагогической программы, обучение педагогов и родителей методам и приемам, направленным на развитие эмоционально-личностной и коммуникативной сфер дошкольников, организацию игровой деятельности с детьми, что поможет избежать грубых ошибок и добиться целостного формирующего эффекта в процессе педагогической деятельности.

Литература

1. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. М., 2004. С. 62.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.

3. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 Т. М., 1986. Г 1. С. 52.

4. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995. С. 10.

5. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.

6. Оклендер В. Окна в мир ребенка. М., 2000. С. 211.

7. Орлов А. Б., Орлова Л. В., Орлова Н. А. Психологические механизмы возникновения и коррекции внушенных детских страхов // Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 17-31.

8. Осипенко Т. Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. М., 1996. С. 157.

9. Осипова А. А. Общая психокоррекция: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2001.

10. Прохоров А. О., Велиева С. В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 56-67.

11. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М., 2005. С. 132.

12. Яковлева М. В. Сказкотерапия и символдрама // Школа здоровья. 1999. № 3. С. 61-67.

* * *

ROLE OF GAME TECHNOLOGIES IN PREVENTION OF NEGATIVE EMOTIONAL CONDITIONS OF PRESCHOOL CHILDREN

Ye. S. Ivanova

In article value of game technologies in prevention of negative emotional conditions of preschool children is considered. The author focuses attention to need of overcoming of negative emotions at preschool age. In work the reasons of emergence of negative emotional states at preschool children are considered, application of game technologies for prevention of negative emotional conditions of preschool children is proved. Application of such techniques as: the psycho gymnastics, music therapy, fairy tale therapy, projective drawing, subject role-playing game, verbal, psycho diagnostic, communicative games are described, conclusion that use of game technologies is the optimum means allowing comprehensively and indirectly to influence process of formation of the emotional sphere of the preschool child and promoting prevention of negative emotional conditions of preschool children is drawn. The presented materials enrich and supplement the theory of social and cultural activity with systematized and concretized information about use of game technologies in prevention of negative emotional conditions of preschool children, allow to draw scientifically valid conclusions and recommendations promoting the most effective organization of process of prevention of negative emotional conditions of preschool children by means of game technologies.

Key words: preschool children, negative emotional states, prevention, game technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.