Научная статья на тему 'Игра как активный метод развития ролевого поведения и положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста'

Игра как активный метод развития ролевого поведения и положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2160
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПОЛИМОДАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПСИХОЛОГО-КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА / КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / PRESCHOOL PERIOD / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / DRAMATIC PLAY / ROLE BEHAVIOUR / CHILD''S MENTAL DEVELOPMENT / COMMUNICATIVE SKILLS / CRITERIA OF ROLE BEHAVIOUR ASSESSMENT / MULTIMODAL APPROACH / PSYCHOLOGICAL CORRECTIONAL PROGRAM / CORRECTIONAL INFLUENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасов Сергей Васильевич, Трошин Денис Анатольевич

В работе рассматривается проблема развития ролевого поведения ребенка и использования с этой целью психологических ресурсов игры. Указано на необходимость поиска новых средств развития игровой деятельности дошкольников, а также разработки методов коррекционно-педагогического воздействия, планомерного психологокоррекционного обучения, направленного на развитие ролевого поведения старших дошкольников. Описаны результаты авторского исследования, в ходе которого была применена коррекционно-развивающая программа как элемент системы психологической помощи детям в учреждениях дошкольного образования. Сделан вывод о том, что современные технологии сюжетно-ролевой игры способствуют развитию ролевого поведения и положительных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тарасов Сергей Васильевич, Трошин Денис Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Game as an active method of development of role behaviour and positive relations of senior preschool children

The paper deals with the children's role behaviour development and application of psychological resources of a game for this purpose. The authors emphasize the need to develop new means of preschool children's game activity development, as well as elaboration of new methods of correctional educational influence, systematic psychological and correctional training focused on development of the role behaviour of senior preschool children. The authors describe an original research that applied the correctional and developmental program as a part of the system of psychological assistance to children in pre-school institutions. It is concluded that current technologies of dramatic play contribute to the development of role behaviour and positive relations between preschoolers.

Текст научной работы на тему «Игра как активный метод развития ролевого поведения и положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста»

УДК 37.013.77

Тарасов Сергей Васильевич Tarasov Sergey Vasilyevich

кандидат психологических наук, PhD in Psychology, Assistant Professor,

доцент кафедры «Прикладная психология» Applied Psychology Department,

Пензенского государственного университета Penza State University

Трошин Денис Анатольевич медицинский психолог

Областной наркологической больницы, г. Пенза

ИГРА КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Troshin Denis Anatolyevich

Clinical Psychologist, Regional Drug Addiction Treatment Hospital, Penza

GAME AS AN ACTIVE METHOD OF DEVELOPMENT OF ROLE BEHAVIOUR AND POSITIVE RELATIONS OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация:

В работе рассматривается проблема развития ролевого поведения ребенка и использования с этой целью психологических ресурсов игры. Указано на необходимость поиска новых средств развития игровой деятельности дошкольников, а также разработки методов коррекционно-педаго-гического воздействия, планомерного психолого-коррекционного обучения, направленного на развитие ролевого поведения старших дошкольников. Описаны результаты авторского исследования, в ходе которого была применена коррекци-онно-развивающая программа как элемент системы психологической помощи детям в учреждениях дошкольного образования. Сделан вывод о том, что современные технологии сюжетно-ро-левой игры способствуют развитию ролевого поведения и положительных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова:

дошкольный период, дети старшего дошкольного возраста, сюжетно-ролевая игра, ролевое поведение, психическое развитие ребенка, коммуникативные навыки, критерии оценки ролевого поведения, полимодальный подход, психолого-коррек-ционная программа, коррекционно-педагогическое воздействие.

Summary:

The paper deals with the children's role behaviour development and application of psychological resources of a game for this purpose. The authors emphasize the need to develop new means of preschool children's game activity development, as well as elaboration of new methods of correctional educational influence, systematic psychological and correctional training focused on development of the role behaviour of senior preschool children. The authors describe an original research that applied the correctional and developmental program as a part of the system of psychological assistance to children in pre-school institutions. It is concluded that current technologies of dramatic play contribute to the development of role behaviour and positive relations between preschoolers.

Keywords:

preschool period, children of preschool age, dramatic play, role behaviour, child's mental development, communicative skills, criteria of role behaviour assessment, multimodal approach, psychological correctional program, correctional influence.

Дошкольный период - уникальный этап в жизни ребенка, время активного приобретения социального опыта и вступления в сферу социального взаимодействия, или, как отметил Л.С. Выготский, «врастания в культуру» [1]. Именно на данном этапе развития дают о себе знать такие интра-психические особенности ребенка, как внутренняя психическая жизнь и регуляция поведения, проявляющиеся в содержательном общении со сверстниками и взрослыми, произвольном поведении, умении действовать в соответствии с имеющимися общими представлениями и т. д. [2].

Все эти основные способности и качества как проявления продуктивного социального роста активизируются и формируются в ведущей деятельности дошкольного периода - игре. Вся жизнедеятельность дошкольника пронизана сюжетно-ролевыми играми, которые представляют собой главную форму организации процесса воспитания, обучения и развития в дошкольных образовательных учреждениях. Только так он может открыть мир для себя и себя миру [3].

Примеряя на себя ролевые образы взрослых людей, дети в специально создаваемых или воображаемых игровых условиях моделируют жизнедеятельность взрослых и взаимоотношения между ними. В такой игре более эффективно формируются и развиваются все психические свойства личности ребенка. Игровая деятельность детей способствует активизации произвольности их поведения и всех психических процессов - от простейших до самых сложных. Исполняя игровую

роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои импульсивные, сиюминутные действия. В условиях игровой ситуации дети качественно лучше запоминают и сосредоточиваются, чем по прямому указанию взрослых. Осмысленная цель - запомнить что-либо, удержать импульсивное движение, сосредоточиться - легче всего и раньше достигается ребенком в игровой ситуации [4].

Игра представляется той формой активности, в которой в большей степени вырабатываются социальное поведение детей, их видение жизни и отношение друг к другу. Ребенок в дошкольном возрасте лишь обнаруживает специфические для него способы отношений с социальным миром, у него формируется устойчивый индивидуальный стиль поведения и появляется представление о самом себе. Модифицируются мотивы, содержание общения ребенка, навыки продуктивного общения, происходит становление коммуникативного компонента ролевого поведения [5].

Значительные изменения в психике ребенка, вызываемые игровой активностью, предшествуют переходу на более высокий, новый этап развития личности ребенка.

Психологи, как отечественные, так и зарубежные, давно отметили психологические ресурсы игровых технологий, в связи с чем последние получили широкое применение в качестве эффективных приемов как в психологической (консультирование, психокоррекция, реабилитация), так и в педагогической практике. Данное положение объясняется тем, что игры «предлагают» большое многообразие моделей ролевого поведения в разных жизненных ситуациях [6]. По сути, сюжетно-ролевая игра увеличивает спектр возможных реакций, формирует своеобразный банк технологий ролевого поведения и взаимоотношений в группе. Это особенно актуально, так как чем больше арсенал альтернативных реакций у ребенка, тем эффективнее он адаптируется к условиям социального мира.

Однако в современной ситуации общественного развития, в связи с увеличением числа электронных устройств, крайне редко применяемых с образовательной целью и больше используемых для проведения досуга, и, соответственно, возрастанием количества «гаджетозависи-мых» детей, дошкольники все меньше внимания уделяют сюжетно-ролевым играм.

На сегодняшний день накоплен немалый опыт применения игровых технологий в развитии личности ребенка, но изменяющиеся условия жизни требуют внедрения в психолого-педагогическую практику новых, современных игровых методов и приемов. Авторам представляется интересным применение набирающего популярность полимодального подхода в организации психолого-педагогической работы с детьми, а именно использования большого спектра технологий игры и комбинирования их с другими развивающими методами.

Таким образом, проблема исследования определяется в первую очередь необходимостью поиска новых средств развития игровой деятельности дошкольников, а также разработки методов коррекционно-педагогического воздействия, направленного на развитие ролевого поведения старших дошкольников [7].

Исходя из обозначенного выше определим цель исследования: изучить возможности развития ролевого поведения детей старшего дошкольного возраста, используя в коррекционно-пе-дагогическом воздействии современные комплексные технологии сюжетно-ролевой игры.

Гипотеза исследования выглядит следующим образом: применение комплексных, современных технологий сюжетно-ролевой игры в коррекционно-педагогическом воздействии приводит к положительным изменениям ролевого поведения и взаимоотношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании приняли участие 80 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), 44 девочки и 36 мальчиков, воспитанники МБДОУ «Детский сад № 152» и МБДОУ «Детский сад № 99» г. Пензы.

Для изучения особенностей ролевого поведения и положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками применялись следующие методы: наблюдение за ролевым поведением детей непосредственно в сюжетно-ролевой игре; беседа для выявления определенных качеств личности ребенка, его интересов и наклонностей непосредственно в сюжетно-ролевой игре; методика «Кто в каком домике живет»; методика для определения способности вступать в контакт, смело взаимодействовать со взрослыми (социальной смелости); методика для выявления эмоциональной окрашенности, экспрессивности, динамичности в общении; методика для определения умения ориентироваться в социальной ситуации и понимать поведение других людей (проницательности).

Исследование поводилось поэтапно.

На констатирующем этапе психологического исследования с помощью экспериментально-психологических методик были выявлены средние и низкие показатели сформированно-сти коммуникативных навыков и взаимоотношений со сверстниками у большинства детей старшего дошкольного возраста. Отмеченные особенности проявились:

- В низком статусном положении в группе. Данные, полученные по методике «Кто в каком домике живет», показали, что 33,75 % детей относятся к категории «лидеры», 61,25 % - «наименее выбираемые в общение», 5 % - «отверженные дети».

- В среднем и низком уровне умения вступать в контакт. По результатам применения методики для определения способности вступать в контакт было отмечено лишь 23,75 % детей, проявляющих социальную смелость, 60 % детей отличились умеренной активностью при общении с взрослым, 16,25 % проявили неуверенность и страх, не изъявив желания вступать в контакт с взрослым.

- В среднем и низком уровне динамичности, экспрессивности, эмоциональной окрашенности в общении. У 22,5 % детей был установлен высокий уровень экспрессивности и динамичности в общении, характеризующий их как авторитетных и наиболее выбираемых в общении. У 63,75 % детей отмечается средний уровень, они отличаются умеренной активностью и эмоциональностью, в общении придерживаются мнения лидеров. 13,75 % детей демонстрируют низкий уровень по означенному показателю и, как правило, занимают слабую позицию «наблюдатель», предпочитая не вступать контакт.

- В среднем и низком уровне выраженности способности понимать поведение и разбираться в социальной ситуации. У 23,75 % детей был отмечен высокий уровень способности понимания поведения, что является хорошим показателем развития социального интеллекта. 38,75 % исследуемых продемонстрировали средний уровень, 37,5 % - низкий уровень данной способности, что не может положительно сказаться на обеспечении их успешной социально-психологической адаптации.

На формирующем этапе исследования была проведена психолого-коррекционная программа. Общая цель программы заключалась в развитии ролевого поведения и взаимоотношений детей путем использования широкого спектра современных технологий сюжетно-ролевой игры.

Для осуществления программы была выбрана групповая форма работы. В реализации программы принимали участие педагоги-психологи образовательных учреждений и воспитатели. Специалисты, осуществлявшие психолого-коррекционную программу, старались, чтобы каждое занятие было интересным и насыщенным.

Все занятия в программе были разделены на три блока:

1. Занятия контактного блока были нацелены на обеспечение благоприятной ситуации, в которой ребенок может почувствовать взаимопонимание и поддержку.

2. Занятия коррекционного блока были нацелены на коррекцию отрицательных личностных особенностей и обучение социально желаемым формам коммуникации.

3. Занятия развлекательного блока были нацелены на закрепление форм взаимодействия в совместных игровых ситуациях.

В разработанной программе активно применялись современные игровые технологии. Игра использовалась в форме терапии отношений, то есть выступала сферой, в которой происходит нормализация отношений ребенка с окружающим его миром и людьми.

В качестве основных методов и приемов в предлагаемой программе были применены: беседы на различные темы, коммуникативные игры, сюжетно-ролевые игры. Дополнительными развивающими методами выступали: психогимнастика, релаксационные техники, сказкотерапия, театрализованная деятельность, просмотр мультипликационных фильмов.

В соответствии с заявленной целью в программу были включены разные сюжетно-ролевые игры, известные многим педагогам-воспитателям. Были использованы такие элементы игры, как воображаемая ситуация, сюжет, ролевые действия. Особенным игровым компонентом в программе выступили игрушки, изображающие сказочных персонажей. Дети достаточно хорошо воспринимают и очень эмоционально реагируют на героев известных рассказов и сказок, стараясь им подражать. Для этой цели были выбраны образы Чиполлино, Айболита и других героев сказок.

Немаловажная роль была отведена участию детей в театральных постановках полюбившихся сказок, таких как «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Гадкий утенок», «Жадные медвежата», с последующим обсуждением поведения персонажей. Проигрываемые детьми образы героев сказок способствуют раскрытию перед ними в понятной форме понятий «добро» и «зло», воспитывая добрые чувства, позволяя постичь простую и сложную, удивительную и поучительную правду жизни.

Именно с этой целью был организован детский киноклуб, в котором детям демонстрировались мультипликационные мультфильмы. Возможности мультипликации в развитии культуры поведения детей достаточно высоки при условии демонстрации действительно воспитывающих и развивающих мультфильмов. Авторы, наверное как и многие другие взрослые, считают, что современные мультфильмы обладают низким педагогическим потенциалом, в связи с чем в процессе выбора вариантов для исследования наш взор был обращен на богатую коллекцию советских мультфильмов. Они более просты и понятны, проблемы, поднятые в них, знакомы детям, их герои говорят красиво и грамотно, звучит настоящая авторская музыка.

В каждом занятии ведущие программы обучали детей выражать свои переживания, эмоциональные состояния с помощью психогимнастики. С целью развития воображения и снятия напряжения в процессе работы с детьми применялись игры-медитации: «Я - солнышко», «Я -дождик», «Я - облачко», «Я - ветер» и т. д.

Занятия проводились с детьми два раза в неделю продолжительностью 55-65 мин. Длительность данного этапа работы составила 14 недель.

На контрольном этапе исследования была осуществлена проверка проведенных психо-лого-коррекционных мероприятий. На основании результатов повторного диагностического исследования были сделаны следующие выводы:

1. В исследуемой группе отмечалась положительная динамика по показателям сформиро-ванности коммуникативных навыков и взаимоотношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста. С помощью метода углового преобразования Фишера были зарегистрированы статистически значимые различия, свидетельствующие о достоверности позитивных изменений после проведенной психолого-коррекционной программы с использованием игровых технологий.

2. Значительно возросло статусное положение детей в исследуемой группе (табл. 1).

Таблица 1 - Показатели статусного положения детей до и после коррекции, %

Категории детей в зависимости от статусного положения в группе До коррекции После коррекции фэмп

Лидеры (благополучные в общении) 33,75 66,25 4,187 (р < 0,01)

Дети, реже выбираемые в общении 61,25 32,5 3,69671 (р < 0,01)

Отверженные дети 5 1,25 1,435 (р > 0,05)

3. Повысился уровень социальной смелости, способности вступать в контакт (табл. 2).

Таблица 2 - Динамика выраженности у детей уровня способности вступать в контакт, %

Уровень До коррекции После коррекции фэмп

Высокий 23,75 52,5 3,812 (р < 0,01)

Средний 60 40 2,547 (р < 0,01)

Низкий 16,25 7,5 1,739 (Н1 на р < 0,05 Н0 на р > 0,01)

4. Повысился уровень эмоциональной окрашенности, экспрессивности, динамичности в общении (табл. 3).

Таблица 3 - Динамика выраженности у детей уровня эмоциональной окрашенности, экспрессивности, динамичности в общении, %_

Уровень До коррекции После коррекции фэмп

Высокий 22,5 58,75 4,795 (р < 0,01)

Средний 63,75 36,25 3,524 (р < 0,05)

Низкий 13,75 5 1,953 (Н1 на р < 0,05 Н0 на р > 0,01)

5. Повысился уровень умения ориентироваться в социальной ситуации и понимать поведение (табл. 4).

Таблица 4 - Динамика выраженности у детей уровня умения ориентироваться в социальной ситуации и понимать поведение, %_

Уровень До коррекции После коррекции фэмп

Высокий 25 26,25 0,181 (р > 0,05)

Средний 36,25 68,75 4,193 (р < 0,01)

Низкий 38,75 5 5,646 (р < 0,01)

На основании проведенного исследования авторы сделали заключение об эффективности разработанной программы с применением современных комплексных технологий сюжетно-роле-вой игры в психолого-коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими трудности в выражении ролевого поведения. Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена.

Полученные результаты позволяют утверждать, что необходимо более активно включать игровые технологии в занятия с детьми дошкольного возраста. Примененные в описанном исследовании игровые технологии благоприятно сказались на взаимоотношениях в детском коллективе. Дети стали более активными, сплоченными, доверчивыми по отношению друг к другу и менее стеснительными.

Несмотря на то что в процессе исследования были получены положительные результаты применения разработанной программы, авторы считают целесообразным продолжить исследования в данном направлении, используя весь потенциал игровых технологий для совершенствования системы психолого-педагогической работы с детьми в учреждениях дошкольного образования.

Ссылки:

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология. 1995. Вып. 1. С. 55-77.

2. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999. 360 с.

3. Гаспарова Е.М. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1987. № 7. С. 45-50.

4. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект / под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. М., 1987. 192 с.

5. Эльконин Д.Б. Указ. соч.

6. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка : учеб. пособие. М., 1997. 190 с.

7. Тарасов С.В., Трошин Д.А.: 1) Сфера межличностных отношений младших школьников с заниженной самооценкой // Problems of development of a personality : materials of the II international scientific conference on November 15-16, 2014. Prague, 2014. Р. 86-89 ; 2) Формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии // Ibid. P. 89-92.

References:

Elkonin, DB 1999, Psychology of the game, Moscow, p. 360, (in Russian).

Gasparova, EM 1987, 'Leading the activity of preschool', Doshkol'noye vospitaniye, no. 7, pp. 45-50, (in Russian). Karabanova, OA 1997, Playing in the correction of mental development of the child: textbook, Moscow, p. 190, (in Russian). Poddyakov, NN & Mikhailenko, NY (eds.) 1987, Problems preschool play: psychological and pedagogical aspects, Moscow, p. 192, (in Russian).

Tarasov, SV & Troshin, DA 2014a, 'Formation of ecological consciousness at the senior preschool children by skazkoterapii', Problems of development of a personality: materials of the II international scientific conference on November 15-16, 2014, Prague, pp. 89-92, (in Russian).

Tarasov, SV & Troshin, DA 2014b, 'The scope of interpersonal relations of younger schoolboys with low self-esteem', Problems of development of a personality: materials of the II international scientific conference on November 15-16, 2014, Prague, pp. 86-89, (in Russian).

Vygotsky, LS 1995, 'The game and its role in the mental development of the child', Psikhologiya, vol. 1, pp. 55-77, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.