Научная статья на тему 'Воздействие «Среды» и «Средства» на развитие интеллектуально-творческих способностей младших школьников в досуговое время'

Воздействие «Среды» и «Средства» на развитие интеллектуально-творческих способностей младших школьников в досуговое время Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / THE INTELLECTUAL AND CREATIVE ABILITIES / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / MUSICAL ACTIVITIES / THE INSTITUTION OF THE FAMILY / SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS / CHILDREN OF ELEMENTARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецова И. В.

Автор обращается к вопросу развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников в досуговое время. Образовательные учреждения, призваны, активно участвовать в процессе интеллектуально-творческого развития, в условиях, когда институт семьи, в силу сложившихся социально-экономических причин, не может должным образом воздействовать на формирующуюся личность младшего школьника. Музыкальная деятельность, в досуговое время, выступает как наиболее эффективное средство в решении данных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF «ENVIRONMENT» AND «METHODS» ON OF INTELLECTUAL AND CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN ELEMENTARY SCHOOL IN LESURE TIME

The author refers to issue such as on development of intellectual and creative abilities of children elementary school in leisure time. Secondary educational institutions involved in the process of intellectual development and reveal creative abilities rich person at a time when the institution of the family from social and economic problems, is not affected appropriately to the forming personality of the children elementary school. Musical activities are the best tools in dealing with these issues.

Текст научной работы на тему «Воздействие «Среды» и «Средства» на развитие интеллектуально-творческих способностей младших школьников в досуговое время»

Библиографический список

1. Междисциплинарная стратегия выбора гуманитарных технологий в подготовке магистра образования: учебное пособ. / под ред.

Н.В. Чекалевой. - СПб., 2010.

2. Сорокопуд, Ю.В. Новые требования к подготовке преподавателей высшей школы в контексте современных образовательных реалий // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 4(41).

3. Сорокопуд, Ю.В. и др. Формирование имиджа будущего педагога в процессе профессиональной подготовки / Ю.В. Сорокопуд [и др.] // Концепт. - 2013. - № 1. - Т. 2.

4. Бордовская, Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования. -СПб., 2007.

Bibliography

1. Mezhdisciplinarnaya strategiya vihbora gumanitarnihkh tekhnologiyj v podgotovke magistra obrazovaniya: uchebnoe posob. / pod red. N.V. Chekalevoyj. - SPb., 2010.

2. Sorokopud, Yu.V. Novihe trebovaniya k podgotovke prepodavateleyj vihssheyj shkolih v kontekste sovremennihkh obrazovateljnihkh realiyj / / Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 4(41).

3. Sorokopud, Yu.V. i dr. Formirovanie imidzha buduthego pedagoga v processe professionaljnoyj podgotovki / Yu.V. Sorokopud [i dr.] // Koncept. - 2013. - № 1. - T. 2.

4. Bordovskaya, N.V. Gumanitarnihe tekhnologii v vuzovskoyj obrazovateljnoyj praktike: teoriya i metodologiya proektirovaniya. - SPb., 2007.

Статья поступила в редакцию 07.11.13

УДК 379.8.093

Shvetsova I.V THE INFLUENCE OF «ENVIRONMENT» AND «METHODS» ON OF INTELLECTUAL AND CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN ELEMENTARY SCHOOL IN LESURE TIME. The author refers to issue such as on development of intellectual and creative abilities of children elementary school in leisure time. Secondary educational institutions involved in the process of intellectual development and reveal creative abilities rich person at a time when the institution of the family from social and economic problems, is not affected appropriately to the forming personality of the children elementary school. Musical activities are the best tools in dealing with these issues.

Key words: the intellectual and creative abilities, social and cultural activities, musical activities, the institution of the family, secondary educational institutions, children of elementary school.

И.В. Швецова, преп. ГБОУ ДОД «Детская школа искусств №11», аспирант каф. социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, г. Санкт-Петербург,

E-mail: ishvezova@yandex.ru

ВОЗДЕЙСТВИЕ «СРЕДЫ» И «СРЕДСТВА» НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДОСУГОВОЕ ВРЕМЯ

Автор обращается к вопросу развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников в досуговое время. Образовательные учреждения, призваны, активно участвовать в процессе интеллектуально-творческого развития, в условиях, когда институт семьи, в силу сложившихся социально-экономических причин, не может должным образом воздействовать на формирующуюся личность младшего школьника. Музыкальная деятельность, в досуговое время, выступает как наиболее эффективное средство в решении данных вопросов.

Ключевые слова: интеллектуально-творческие способности, социально-культурная деятельность, музыкальная деятельность, институт семьи, образовательные учреждения, младшие школьники.

В сложившейся социально-экономической и социальнокультурной ситуации в современной России одной из обозначившихся, как социальных, так и педагогических проблем, является развитие интеллектуально-творческих способностей детей младшего школьного возраста. Нельзя не заметить, что проблемы интеллектуально-творческого потенциала нации, становятся ключевыми вопросами на государственном уровне. Выступления руководителей страны, издание законопроектов, добавление поправок уже к существующим законам, выход в свет методических разработок, учебно-методических пособий, затрагивающих данную тематику - все это говорит о пристальном внимании к развитию интеллектуально-творческой сферы подрастающего поколения на всех уровнях власти.

Происходящие изменения и обозначившиеся тенденции в сложившихся современных условиях не случайны. Россия и весь цивилизованный мир, подчиняясь стремительному развитию научно-технического прогресса, вступил в эпоху глобализации, диктующей свои законы и свои правила жизни. Образ «успешности», требующий от современного человека умения владеть несколькими иностранными языками, знаниями различных культур, иначе говоря, всего того, что подразумевает высокооб-разованность; провозглашение принципа толерантности, открытие границ, постоянное обновление и быстрое распространение технических средств, также требуют определенной иннова-

ционности мышления; доступность практически любой информации, в том числе и для детей - все это характеризует образовавшееся информационное пространство. Иными словами, в условиях модернизации во всех областях жизни, важно обратить пристальное внимание на интеллектуально-творческую сферу подрастающего поколения, которая, порой из-за агрессивной информационной среды, окружающей младшего школьника, как в семье, так и в общественных институтах, как никогда находится в уязвимом состоянии.

Для того чтобы детально проанализировать создавшуюся ситуацию с целью поиска наиболее эффективного выхода из обозначившихся кризисных процессов, для начала мы предлагаем рассмотреть таких два основных аспекта, как: среда, которая позволит раскрыть заложенный интеллектуально-творческий потенциал, и средство, с помощью которого будет возможно эффективно развивать интеллектуально-творческие способности младших школьников

Итак, первый аспект - среда. Обратим наше внимание на микро и макросреду младших школьников: семью и школьные образовательные учреждения. Рассмотрим институт семьи как важнейший институт социализации, в котором ребенок получает свой первоначальный социально-культурный опыт, и в котором формируются не только его интеллектуальные и творческие способности, но и происходит развитие и становление че-

ловека в целом. Современная семья существенно отличается от семьи, скажем 10-летней давности, не только по экономической функции, но и - что важно для нас - коренными изменениями своих эмоционально-психологических функций. Результаты проведенного нами исследования (489 опрошенных учащихся в 3-х начальных школах) показали, что из 25 человек в классе, только семь из них воспитываются в семье, где присутствуют оба родителя. В остальных случаях - это либо семьи с одним родителем, либо отец присутствует эпизодически. Также заметим, что до 25% современных семей, которые вообще не способны социализировать детей в позитивном русле, а до 15% -растят правонарушителей. Кроме того семья, помимо выполнения социальной функции, играет важную роль в умственном развитии ребенка. Американский ученый Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до 20 баллов [1, с. 89].

На всех возрастных этапах социализации и развития ребенка, образовательный уровень семьи, интересы ее членов, сказываются на интеллектуальном развитии и раскрытии творческих способностей. Нельзя не брать во внимание эстетические вкусы, интеллектуальный уровень, творческую активность, музыкальные пристрастия и общую культуру родителей.

В этой связи особое внимание стоит обратить на музыкальные пристрастия, которые в свою очередь, формируют музыкальные вкусы и способствуют музыкальному воспитанию ребенка. К сожалению, большинство родителей не придают значения музыкальному воспитанию ребенка и тому, какая музыка звучит в их бытовой жизни. В результате проведенного нами опроса все тех же учащихся младших классов, было установлено, что всего лишь 25% родителей посещают с детьми концерты детского музыкального абонемента в филармонии, детские музыкальные театры и другие мероприятия, где звучит классическая или музыка для детей. Как правило, ими оказались, те, чьи дети занимаются в школе искусств или других художественнотворческих кружках и студиях. А между тем, музыкальное воспитание способствует формированию и развитию интеллектуальных способностей, творческой активности, фантазии, воображения, концентрации внимания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

Известно, что воздействие музыки на человека может быть и созидательным, и разрушительным. В этой связи, особое значение приобретает музыкальная звуковая среда, в которой находится ребенок. «Механические», электронные звучания, которые окружают детей с самого раннего детства, замедляют развитие голосовых связок, формирование музыкального слуха и музыкального восприятия. С развитием различных музыкальных гаджетов, и транслированием в СМИ низкопробных музыкальных произведений, происходит «загрязненность» и перегруженность бытового музыкального пространства. А ведь еще эстетическая мысль Древнего Китая видела в музыке нравственное и воспитательное значение. Китайский философ Конфуций писал: «Начинай образование с поэзии, упрочивай его церемониями и завершай музыкой» [2, с. 5].

Также, на наш взгляд, в воспитании интеллектуальной и творческой личности, очень важно совместное творчество ребенка и взрослого, основанное на общем интересе. Но обладая одновременно рядом достоинств, оно также имеет некоторые недостатки, такие как скептицизм и критичность. Особенности же детского восприятия заключаются в непосредственном восприятии и любви к тому, что созидается «здесь и сейчас». Детскому творчеству присущи, как живость видения, так и примитивизм исполнения. Поэтому здесь очень важен баланс между детской непосредственностью и опытом взрослого, что является предпосылкой творчества иного качества.

Взаимодействие творческих возможностей ребенка и взрослого может нивелировать слабые и обозначить сильные стороны каждого участника творческого процесса. Ребенок обладает непосредственным восприятием, взрослый - опытом, ребенок свободно связывает различные элементы, взрослый - обладает знанием того, как эти элементы эффективно связать между собой. Но не каждый родитель способен увидеть и услышать в нечто созданном ребенком, что-то значимое, а не просто бессмысленный набор звуков и каракули, которые на определенном возрастном этапе взросления маленького человечка имеют смысл исключительно в контексте его жизни.

Таким образом, именно перед педагогом дополнительного образования в образовательных учреждениях и учреждениях творческо-художественной направленности, поставлены в своём роде компенсаторные, по отношению к современной семье, задачи развития интеллектуально-творческой сферы, в частности, средствами музыкального искусства в досуговое время.

Теперь обратимся к макросреде младших школьников -современным образовательным учреждениям. Названные социальные институты, помимо образовательной и воспитательной функций, несут и развивающую функцию - формирование и развитие интеллектуального потенциала и творческих способностей, общей культуры учащихся. Развитие познавательной и творческой активности у детей 6-9 лет должно проходить не только во внешкольной деятельности, но и во внеурочной работе. Однако в силу разного рода причин (кадровые, материальные, организационные, правовые и т.д.), в настоящее время не уделяется необходимого внимания.

Помочь учащемуся раскрыть его интеллектуально-творческий потенциал - задача не из легких, и требует от педагога дополнительного образования мастерства и высокого профессионализма. Также надо уделить особое внимание забытому сегодня опыту построения занятий на практическом принципе, в основе которого лежит познавательная активность и творческая инициатива. Именно средние общеобразовательные учреждения, как институт среды младшего школьника, в досуговое время, должны способствовать и стимулировать желание учащихся к поисково-творческой деятельности; целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятий любым видом творчества способности учащихся: оригинальность мышления, восприятие, воображение, фантазию, эмоционально-чувственную и интеллектуально-творческую сферы. И самое главное - сформировать потребность в созидательном творчестве и общении с искусством. В этой связи заметим, что сама специфика общеобразовательных учреждений, как педагогической среды, предопределяет более компетентный образовательный, развивающий и воспитательный процесс, тогда как семья в этом отношении является практически самостоятельным субъектом со своими плюсами и минусами.

Второй аспект - средство. Рассматривая данный аспект в контексте школьного учреждения, средства можно подразделять на внеурочную, внеклассную и внешкольную работу с учащимися. Занятия в музыкально-театральной студии, организованные в группах продленного дня, домах творчества юных, детских школах искусств, игровая деятельность, школьные концерты, и т.п. - используя эти средства, также вполне реально развивать интеллектуально-творческие способности учащихся в досуговое время.

Однако, учитывая особенности младших школьников, следует более тщательно отнестись к выбору той или иной деятельности, определяя её как доминирующую. Мы считаем, что среди широкого спектра средств, особое место надо отдать музыкальной деятельности в досуговое время.

Для детей 6-9 лет музыкальная деятельность является не только средством получения положительного социального опыта, рекреации и оздоровления, но, при правильном подходе, в условиях музыкальной студии, может стать, одной из базовых средств общего музыкального воспитания и развития интеллектуально-творческих способностей

Многие исследователи, такие как, Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, Н.А. Ветлугина, К. Орф говорили о том, что необходимо сочетать обучение и творчество. Если обращаться к музыкальному творчеству, то его необходимо рассматривать как средство развития личности, и как один из путей вовлечения детей в музыкальную деятельность и музыкальное искусство. В современном, быстро меняющемся, хаотичном мире, человеку необходимо что-то, что даст ему ощущение гармонии и красоты. В этой связи нельзя умалять ценность музыкальной деятельности, которая имеет свои давние традиции и является частью общей системы образования, просвещения и культуры.

Музыкальная деятельность рассматривалась в трудах многих педагогов-музыкантов - Б.Л. Яворского, Б.В. Асафьева, О.А. Апраксиной, Э.Б. Абдуллина, В.Н. Шацкой, Д.Б. Кабалевского, Л.Г. Дмитриевой, Ю.Б. Алиева, Л.В. Школяр, Н.М. Черно-иваненко и других.

Музыкальное искусство и различные виды музыкальной деятельности, обладая специфическими возможностями, особым образом воздействуют на формирование и развитие личности человека. Прослеживание содержания музыкального про-

изведения, предполагает следующие умственные операции -синтез, сравнение, анализ. Это позволяет сформировать у учащихся образного «словаря эмоциональных состояний». Музыкальную деятельность характеризуют такие психологические функции как, действия и операции, которые непосредственно связанны с совершенствованием психических процессов: восприятия, воображения, мышления, памяти.

Как средство познания, музыкальная деятельность может использовать различные способы приобщения учащихся к музыкальному искусству. Учащиеся с удовольствием экспериментируют с музыкальными звуками и игре на различных музыкальных инструментах. Для этого необходимо формировать у учащихся специальные навыки и умения. Детское исполнительство на начальном этапе имеет подражательный характер.

Но по мере того как учащиеся овладевают определенными навыками и умениями, они становятся способны к осуществлению творческой деятельности, и таким образом они переходят с позиции пассивных наблюдателей, в активных участников творческого процесса.

Иными словами, рассматривая музыкальную деятельность детей младшего школьного возраста в досуговое время в контексте учебно-воспитательной и развивающей среды, отметим, что данная деятельность обладает следующими характеристиками:

- способна стать частью внешкольной работы;

- предоставляет возможность организации школьных концертов и музыкально-театрализованных представлений;

- выступает как эффективное средство музыкального воспитания, социализации и вовлечения учащихся в мир искусства и культуры.

Заметим, что с педагогической точки зрения необходимо поддерживать и совершенствовать наметившиеся тенденции в школьной практике.

Учитывая современные реалии, важно отметить, что во избежание стагнации, необходимо отойти от сложившихся стереотипов преподавания музыки в средних образовательных учреждениях, искать новые пути совершенствования педагогических

Библиографический список

технологий, активно применять технологии социально-культурной деятельности, при этом учитывая влияние и изменение социально-экономических и культурных процессов.

В этом отношении современной школьной жизни необходим, в частности, учёт следующих принципов: музыкальная деятельность в своей основе должна быть не только частью внешкольной работы, но и частью работы учебной; школьные занятия в области искусства важно строить не только на принципе пассивного получения знаний, но и на принципах активного участия учащихся в создании нового творческого продукта - несмотря на непонимание российским социумом, важности роли музыкального искусства в развитии интеллектуально-творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Таким образом, средние общеобразовательные учреждения, как институт среды, должны организовывать музыкальную деятельность младших школьников в досуговое время, тем самым, вовлекая самих учащихся в этот процесс, в том числе и как организаторов, более того, данная деятельность должна носить преобразующий, развивающий воспитательно-образовательный характеры.

Подводя итог всему, сказанному выше, необходимо отметить, что острая потребность в приобщении современных детей младшего школьного возраста к ценностям музыкальной культуры не только позволяет, но и настоятельно требует от педагогов дополнительного образования обратить особое внимание на два вышеизложенных аспекта проблемы - «среда» и «средство».

В рамках рассматриваемой нами проблематики, необходимо сконцентрироваться на системе среднего школьного образования не только как на среде, в которой реализовываются учебные программы школьных дисциплин. Очень важно представить музыкальную деятельность в досуговое время детей 6-9 лет, как одного из эффективных средств развития интеллектуально-творческих способностей учащихся, активно ища новые, творческие, инновационные подходы, совершенствуя в этом аспекте существующие методики музыкального воспитания в контексте современного социально-культурного и информационного пространства.

1. Мудрик, А^. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов I под ред. А^. Сластенина. - М., 2005.

2. Медведь, Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: учеб. пособие. - М., 2002.

Bibliography

1. Mudrik, A.V. Socialjnaya pedagogika: ucheb. dlya stud. ped. vuzov I pod red. A.V. Slastenina. - M., 2005.

2. Medvedj, Eh.I. Ehsteticheskoe vospitanie shkoljnikov v sisteme dopolniteljnogo obrazovaniya: ucheb. posobie. - M., 2002.

Статья поступила в редакцию 10.11.13

УДК 378. 2

Vekovtseva T.A. THE DIVERSITY OF PROFESSIONAL ROLES OF A MODERN HIGHER EDUCTION TEACHER.

The competency approach stipulated the need for substantiating and implementing new roles (or developing the existing ones) of higher education teachers in their professional activities. For the purpose of identifying such roles, this article provides an analysis of national scholars' scientific publications and monographs and a synthesis of practical studies. Through generalization of obtained data on competency basis, a relation between the professional roles of higher education teachers with the main types of their activities was established. The results presented herein may be applied to practice of advanced training of higher education teachers to ensure high level of their professional activities and enable development of professional qualification characteristics allowing for rating the teachers.

Key words: higher education teacher, competency approach, professional roles of teachers.

Т.А. Вековцева, канд. искусствоведения, доц. Южно-Уральского гос. университета, г. Челябинск,

E-mail: vek-73@mail.ru

МНОГООБРАЗИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РОЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Компетентностный подход обусловил необходимость обоснования и внедрения в профессиональную деятельность новых (или усовершенствования существующих) ролей преподавателя вуза. Для их выявления в статье проведен анализ научных и монографических публикаций отечественных ученых и синтез практических разработок. В результате обобщения полученных данных на компетентностных основаниях получена взаимосвязь профессиональных ролей с основными видами деятельности преподавателя вуза. Представленные в статье результаты могут быть использованы в практике повышения квалификации преподавателей высшей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.