Научная статья на тему 'Социально-культурный потенциал детской школы искусств в развитии интеллектуально-творческой сферы младших школьников'

Социально-культурный потенциал детской школы искусств в развитии интеллектуально-творческой сферы младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1040
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ / THE SOCIAL AND CULTURE ACTIVITY / INTELLECTUAL AND CREATE ABILITY / DIFFERENTIAL AND INDIVIDUAL APPROACH / CHILDREN ART SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецова Илона Владимировна

Перемены, происходящие в России, коснулись всех сфер жизни, как общественно-политической, так и социально-культурной. Сложившаяся система дополнительного образования также претерпевает изменения. Педагогике будущего необходимо идти в ногу со временем и по-новому взглянуть на устоявшиеся стереотипы. Социально-культурная деятельность – одно из перспективных направлений в развитии интеллектуально-творческой сферы младших школьников в условиях детской школы искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social and culture potential children art school as mean development intellectual and creat sphere of elementary school children

Changes in different aspects of social and political life is characterized the contemporary Russia. Also the system of supplementary education is changing. The pedagogy of future will be necessary changed and acquired a new view for the stereotypes. Social and culture activity is one of the perspective direction in development intellectual and create sphere of elementary school students in children art school condition.

Текст научной работы на тему «Социально-культурный потенциал детской школы искусств в развитии интеллектуально-творческой сферы младших школьников»

УДК 374:78

И. В. Швецова

Социально-культурный потенциал детской школы искусств в развитии интеллектуально-творческой сферы младших школьников

Перемены, происходящие в России, коснулись всех сфер жизни, как общественно-политической, так и социально-культурной. Сложившаяся система дополнительного образования также претерпевает изменения. Педагогике будущего необходимо идти в ногу со временем и по-новому взглянуть на устоявшиеся стереотипы. Социально-культурная деятельность - одно из перспективных направлений в развитии интеллектуально-творческой сферы младших школьников в условиях детской школы искусств.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, интеллектуально-творческие способности, дифференцированный подход, индивидуализация, детская школа искусств

Ilona V. Shvetsova

The social and culture potential children art school as mean development intellectual and creat sphere of elementary school children

Changes in different aspects of social and political life is characterized the contemporary Russia. Also the system of supplementary education is changing. The pedagogy of future will be necessary changed and acquired a new view for the stereotypes. Social and culture activity is one of the perspective direction in development intellectual and create sphere of elementary school students in children art school condition.

Keywords: the social and culture activity, intellectual and create ability, differential and individual approach, children art school

В последние годы сильно возросло внимание к проблемам теории и практики, обращенных к вопросам интеллектуально-творческого потенциала современной России, как важнейшего средства модернизации и прогрессивного развития страны. За долгие годы советской власти и «лихие» 90-е прошлого столетия из России за границу уехали как представители творческой интеллигенции, так и представители других областей технических и гуманитарных наук. Глобальная технологизация современной жизни незаметно втягивает человека в виртуальный мир, отдаляя его от реальности. Сюда же можно отнести и средства массовой информации. Естественно, что неокрепшая психика младшего школьника, постоянно находящаяся под воздействием такой агрессивной информационной атаки, не может ей сопротивляться в полной мере. Поэтому включаются защитные механизмы, которые блокируют интеллектуальные центры коры головного мозга, вследствие чего возникает неприятие даже значимой информации.

Однако современному обществу и стране для ее дальнейшего развития и существования требуется всесторонне развитая, духовно богатая и креативная личность, способная прогрессивно мыслить, принимать нестандартные решения, готовая взять на себя ответственность, постигать интеллектуальные ценности, накопленные человечеством.

В условиях нового информационного обще-

ства XXI в. развитие интеллектуально-творческих способностей младшего школьника должно быть направлено, прежде всего, на развитие творческой инициативы и социальной ответственности, которые должны гармонично дополнять друг от друга.

Воспитательные учреждения досуговой сферы и учреждения дополнительного образования детей, в частности, школы искусств, предоставляют большие возможности для формирования самостоятельной, творческой, гармонично развитой личности.

В одном из разделов статьи «Road map социально-культурной деятельности» В. Е. Трио-дин, пишет о том, что «сведение на нет сложившейся системы учреждений культуры - это всего лишь одна беда современной социально-культурной ситуации. Другая - еще более опасная -состоит в перерождении сохранившихся очагов культуры, коренным переосмыслением их социального назначения»1.

Однако именно культурно-досуговым учреждениям и сложившейся системе дополнительного образования в создавшейся социокультурной ситуации приходится брать на себя новые функции и исполнять роль «очага культуры», задачей которых является привлечение в свои объединения детей и подростков, организация их культурного досуга.

Сегодня как никогда актуальной становится задача развития способности общения, обмена и сопоставление позиций, принятия различий, оценки красоты окружающего мира. В решении

этих задач большую роль может сыграть дополнительное образование, которое обладает значительным социальным, педагогическим, культурным и воспитательным потенциалом.

Заложенный в образовании глобальный смысл не может быть реализован на принципах узковедомственного, «учрежденческого» подхода, при котором возможно оспаривание «пальмы первенства», какое образование важнее для ребенка - основное или дополнительное. Однако тут и возникает проблема, которая заключается в противоречии между существующей потребностью современной системы образования в развитии интеллектуально-творческой личности и недостаточным использованием социально-культурного потенциала детской школы искусств. Неоспорим тот факт, что социально-культурная деятельность, как и музыкальная, имея в своем арсенале огромное количество разнообразных форм, методов и средств, являются одним из перспективных направлений раскрытия интеллектуального и творческого потенциала младших школьников и их приобщения к интеллектуальным ценностям и вовлечения в мир культуры и искусства.

В музыкальной деятельности, которая подразумевает не только получение знаний, умений и навыков игры на инструменте, но и поисковопознавательную деятельность, совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение. Все это, несомненно, способствует умственному развитию, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность и творческую инициативу.

Нет необходимости говорить о том, что развивать интеллектуально-творческую сферу человека надо как можно раньше - с дошкольного возраста, и в дальнейшем продолжить знакомство с окружающим миром и явлениями, постепенно расширяя горизонт познания. Научно доказано, что для младшего школьного возраста характерными являются повышенная эмоциональность и непосредственное восприятие мира. Память и мышление начинают носить образный характер. В этот период идет активный процесс формирования свойств личности: ответственного отношения к учебе, готовности учиться, развивается чувство дружбы, товарищества, любви к Родине. Нравственные качества становятся более устойчивыми. Характерными чертами являются доверчивость, бескорыстие, чистота, сердечность, доверие к педагогам.

Важной содержательной стороной детской школы искусств является формирование творческого подхода к поисково-познавательной деятельности. Актуальность ее связана с тем, что в настоящее время ведущим в обучении становится принцип творчества.

Творческое начало должно стать жизнен-

ным принципом современного поколения учеников, которое успешно может быть сформировано в процессе музыкальной и социальнокультурной деятельности.

Исследуя социально-культурный потенциал детской школы искусств в формировании и развитии социально значимых качеств учащихся, а также вовлекая их в мир культуры и искусства, обратим наше внимание на специфику вхождения младшего школьника в данную организацию.

Детская школа искусств, прежде всего, является добровольной организацией и исключает какое-либо принуждение и обязательность, т. е. сотрудничество учащихся и педагогов происходит на добровольной основе и по взаимному желанию. Также учащемуся предоставляется возможность самому выбрать содержание предметной деятельности и длительность участия в ней.

Добровольность вхождения в школу искусств обеспечивается:

- выбором различных форм творческой самореализации с учетом интересов и наклонностей учащегося;

- возможностью поменять один вид деятельности на другой;

- индивидуальным подходом в выполнении учащимся намеченных планов.

Отсутствие жестких образовательных стандартов, заинтересованность педагога в том, чтобы учащийся приходил на занятия вне зависимости от его успехов, все это - объективные факторы, которые определяют следующие особенности детской школы искусств:

- основополагающий творческий подход в жизнедеятельности школы искусств;

- дифференцированный подход в образовательном и воспитательном процессе;

- индивидуальный подход при освоении содержания образования;

- постоянное внимание к процессам самореализации, самопознания и самовыражения учащегося;

- систематическая работа педагога по созданию творческих, партнерских отношений с учащимися.

Активизация интеллектуально-творческих способностей учащихся в школе искусств может выражаться как в развитии поисково-познавательной деятельности, так и в первых пробах своих творческих сил в искусстве.

Выдающийся педагог С. Т. Шацкий, один из первых российских ученых, обратившийся к педагогике детского сообщества, уделял пристальное внимание повседневной жизни учреждений дополнительного образования, в природе которой заложено использование педагогами большого разнообразия художественных и творческих

И. В. Швецова

форм. В этом случае учащийся добровольно подчиняется требованиям педагога, и таким образом «свободная стихия» превращается в закон жизни, принимаемый воспитанником добровольно2.

Одной из важных особенностей школы искусств является дифференцированный подход, учитывающий интересы и запросы учащихся. В процессе социально-культурной деятельности ранее существующие увлечения, которые, как правило, представлены довольно узким кругом, могут сильно измениться в ходе уточнения интересов участников, изменив при этом и содержание самой деятельности. Кроме того, дифференциация связана не только с желаниями учащихся, но и с их возможностями. Поэтому школа искусств предоставляет возможность педагогу реализовывать социально-культурные программы различного уровня сложности, направленные на развитие интеллектуально-творческой сферы учащихся.

Еще одним немаловажным условием и отличительной особенностью деятельности школы искусств выступает индивидуализация воспитательного процесса. При такой форме работы, где ученик находится наедине с учителем, внимание учителя не распыляется на группу, а направлено на конкретного ученика, перед которым ставится конкретная задача, актуальная для него, а не усредненная как для группы. Освоение материала идет в индивидуальном темпе. Происходит общение с взрослым культурным человеком, со сложившейся системой ценностей, человеком, который сам был воспитан на лучших образцах ценностей мировой художественной культуры.

Регулирование темпа, времени, организации пространства при освоении содержания образования и усвоения социально-культурного опыта позволяют учащемуся в большей мере приобрести навыки организации самостоятельной интеллектуально-творческой деятельности и сориентироваться в своих стремлениях к самореализации.

Наряду с музыкальной, социально-культурная деятельность школы искусств позволяет учащимся наиболее полно раскрыть свой интеллектуально-творческий потенциал. На первый план выходят не только получение специальных умений и навыков, но важным становится обращение к процессам самопознания, самовыражения и самореализации учащегося.

В этой связи особую важность приобретает тот факт, что учащиеся из пассивных потребителей знаний сами становятся творцами чего-то нового. В их сознании меняется отношение к деятельности как к таковой, и приобретается состояние включенности, которое можно характеризовать как интериоризацию.

Благодаря личностно-ориентированной направленности и помощи в самоопределении, про-

ектирование педагогом и учеником вариантов участия в совместной деятельности позволяет приобрести учащемуся ощущение чувства деятельности в полном смысле слова, которая приобретет необходимые атрибуты: собственные для учащегося - цель, предмет, объект, средства.

Детская школа искусств - социально-педагогическая система, которая создана обществом, функционирует на основе социального заказа, выполняет определенную миссию, оказывает широкий спектр разнообразных услуг, удовлетворяет постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные, образовательные потребности детей, обеспечивает учащимся свободу выбора видов, форм деятельности по интересам, освоение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, формирование познавательных интересов, а также создает условия для творческого развития каждого ребенка, его адаптации к социальным изменениям и приобщения к культурным ценностям3.

Опыт социально-культурной деятельности Детской школы искусств № 11 имеет свои уже сложившиеся традиции, одной из которых является активное участие в социально-культурной жизни Санкт-Петербурга, города Колпино и поселка Металлострой.

Детская школа искусств ведет активную концертно-шефскую работу в поселке, проводя тематические лекции-концерты в общеобразовательных школах и детских садах, успешно сотрудничает в проведении совместных музыкальных встреч с местной библиотекой и подростковым клубом «Орленок», выполняя задачу музыкально-эстетического воспитания, просвещения и образования детей жителей поселка, вовлечения учащихся в активную социально-культурную деятельность. Традиционными стали концерты учащихся школы в отделениях дневного пребывания людей пожилого возраста поселка Металлострой, Петро-Славянка и Саперный, дарящие пожилым людям заряд бодрости и хорошего настроения. Духовой оркестр детской школы искусств под управлением В. В. Никифорова, стал непременным участником школьных праздников, тожественных событий Колпинского района, Дня поселка и концертов для ветеранов Великой Отечественной войны. Звучание «живой музыки» всегда придает особую торжественность проводимым мероприятиям. Неоднократно учащиеся школы искусств принимали участие в социально значимом для общества фестивале-конкурсе -«Народная музыка против наркотиков».

Таким образом, школа искусств, являясь культурно-образовательным пространством, способствует наиболее эффективному «погружению» детей младшего школьного возраста в мир культуры, искусства и социально-культурных от-

ношений, открывая в учащихся лучшие качества и формируя активную социальную позицию.

Посещение младшими школьниками школы искусств и их активное участие в социально-культурной жизни школы открывает перед ними возможность выявления творческого потенциала, а также получения более глубоких знаний в области культуры и искусства. Преподаватель школы искусств имеет возможность приобщить учащихся не только к художественно-творческой деятельности, формируя самостоятельность в проявлении творческой активности, но и привить навыки постижения культурных ценностей. При этом необходимо помнить, что все виды познавательной активности и музыкальной деятельности должны целенаправленно развивать интеллектуальнотворческие способности младших школьников, а также формировать общую культуру личности. В этой связи особую значимость приобретает социально-культурная деятельность, важнейшей особенностью которой является то, «что все ее содержание строится на изучении, учете, удовлетворении и последовательном возвышении духовных интересов и потребностей людей»4.

Познавательные возможности различных направлений музыкальной деятельности делают практические занятия особенно эффективными с точки зрения развития личности, в том числе и получения нового положительного социальнокультурного опыта. Общее музыкальное и художественное образование, которое дает детская школа искусств, способствует воспитанию интереса к музыкальному и художественному искусству, его пониманию, формированию эстетического вкуса и практических умений, формирует потребность в созидательной творческой деятельности.

Детская школа искусств осуществляет целенаправленное обучение детей различным видам искусства, обеспечивает создание благоприятных условий для разностороннего развития личности.

В связи с этим большое воспитательное и развивающее значение имеют коллективные посещения концертов известных музыкантов, выставок работ художников и других культурнопросветительных мероприятий с последующим обсуждением, ибо перед глазами ребенка всегда должны быть высокие образцы исполнения, к которым он должен стремиться. Успех же развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников во многом зависит от того, насколько педагог детской школы искусств сможет увлечь и заинтересовать детей овладением различными видами художественно-творческой деятельности и пробудить в них потребность творческого самовыражения.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что:

1. Концептуальная основа школы искусств как учреждения дополнительного образования соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности каждого учащегося, ориентация на его интересы, личностноравноправная позиция в системе педагог-ученик.

2. Социально-культурный потенциал школы искусств в приобретении учащимися положительного социального опыта и развитии интеллектуально-творческих способностей достаточно велик, так как его характерными особенностями являются:

- многообразие функций, видов деятельности и дополнительно-образовательных программ;

- многообразие содержательных аспектов деятельности: теоретический, исследовательский, познавательный, творческий, самообразовательный и др.;

- индивидуальная форма обучения;

- возможность использования многообразия творческих форм, обеспечивающих самовыражение и самореализацию детей.

Мы можем констатировать и тот факт, что социально-культурная деятельность в школе искусств, наряду с музыкальной, как форма организации детей является одним из приоритетных педагогических направлений в решении задач, связанных с успешной социализацией младших школьников.

Педагогической практике необходим поиск новых путей в разработке содержания, средств, методов и форм продуктивной работы, которые позволят наиболее эффективно осуществлять социально-культурную деятельность, а также интеграцию усилий педагогов общеобразовательной школы, школы искусств и семьи в целях раскрытия интеллектуально-творческого потенциала каждого учащегося.

Примечания

1 Триодин В. Е. Road map социально-культурной деятельности // Вестн. СПбГУКИ. 2013. № 1. С. 42.

2 Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Б. В. Куприянов, Е. А. Салина, Н. Г. Крылова, О. В. Ми-новская; под ред. А. В. Мудрика. М.: Академия, 2004. С. 32.

3 Проект Типового положения о государственной школе искусств Санкт-Петербурга. Рукоп. См. также: Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей: приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации (Минобрнауки России), № 504 от 26 июня 2012 г., Москва // Рос. газ. 2012. 15 авг. URL: http://rg.ru (дата обращения: 25.06.2013).

4 Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб.: Концерт, 2008. С. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.