Научная статья на тему 'Воздействие семьи и семейных ценностей на социальное самочувствие студентов'

Воздействие семьи и семейных ценностей на социальное самочувствие студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
391
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ СТУДЕНТОВ / FAMILY / FAMILY VALUES / MORAL AND SPIRITUAL VALUES / MATERIAL WELL-BEING / SOCIAL WELL-BEING OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Беляев Владимир Александрович, Газизова Лилия Шамсемухаматовна, Карамельский Руслан Валерьевич

Авторы статьи рассмотрели воздействие родительской семьи на оценку студентами своего материального положения. На основе проведенного качественного социологического исследования авторы проанализировали различия в восприятии семейных ценностей отдельными категориями студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Беляев Владимир Александрович, Газизова Лилия Шамсемухаматовна, Карамельский Руслан Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Impact of Family and Family Values on Social Well-Being of Students

The paper deals with the impact of family on the students' assessment of their material well-being. The authors analyze the differences in perception of family values by various categories of students based on the data of qualitative sociological research.

Текст научной работы на тему «Воздействие семьи и семейных ценностей на социальное самочувствие студентов»

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 1

Социология

УДК 316.74:2

Воздействие семьи и семейных ценностей на социальное самочувствие студентов

Беляев В.А.

Доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева

Газизова Л.Ш.

Ассистент кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического

университета им. А.Н. Туполева

Карамельский Р.В.

Ассистент кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева

Авторы статьи рассмотрели воздействие родительской семьи на оценку студентами своего материального положения. На основе проведенного качественного социологического исследования авторы проанализировали различия в восприятии семейных ценностей отдельными категориями студентов.

Ключевые слова: семья, семейные ценности, духовно-нравственные ценности, материальное положение, социальное самочувствие студентов.

Под социальным самочувствием мы понимаем некое состояние или настроение, определяющее социальную активность, стратегии поведения и, в конечном итоге, качество жизни социальных субъектов. Основными сферами проявления социального самочувствия являются: материальное, экономическое положение; труд, занятость, профессия; развитость и доступность социальной инфраструктуры; культурно-досуговая сфера; межпоколенческие отношения; межэтнические отношения; семейные отношения; социопсихологический климат в коллективах предприятий, учреждений и организаций, включая и учебные; экологическая ситуация; криминогенная ситуация и пр.

Что касается компонентов социального самочувствия, то к ним отнесем синхронную и диахронную оценку членами изучаемой группы своего экономического положения и его перспектив, личные диспозиции и ценностную иерархию. В этом плане семейные ценности двояким образом задействованы в системе социального самочувствия людей: и как внешний, данный обществом фактор его формирования, и как строящийся самими людьми ежедневно компонент его структуры. По мере взросления, социализации человека семья как фактор самочувствия (прежде всего у детей и юношества) превращается в созидаемую самим человеком (взрослым, рефлексирующим социальным субъектом) ценность и институт.

289

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 1

Как и многие иные социологи, С. Костер и Ф. Отиа [1, с. 86] считают, что первоначально образование является прерогативой семьи. Именно через нее происходит передача обычаев, моральных и религиозных ценностей, создается возможность приспособления к окружающей среде. Получаемая таким образом информация дает ребенку шанс познать социоэкономические и культурные условия его существования. Студенты как общественная группа находятся на перепутье между детством, зависимым и безответственным положением, и статусом взрослого, независимого и отвечающего не только за себя человека. В силу этого родительская семья как социальный институт оказывает, пусть и убывающее, но для многих определяющее воздействие на формирование личных диспозиций, выбор специальности обучения в вузе, материальное обеспечение и самого студента, и его учебы, на воспроизводство в его сознании и поступках определенных ценностей, стандартов и паттернов социального поведения, а также - в российских условиях - на будущую карьеру и социальный статус студента.

В этом отношении немаловажно влияние семьи на социальное и, прежде всего, материальное самочувствие студентов. По этой проблеме были проведены социологические исследования в ряде регионов РФ. Одно из них касалось, в первую очередь, влияния института семьи на экономические ориентации студенчества. Было опрошено по 500 первокурсников в городах Екатеринбурге, Владивостоке, Казани, Кемерово, Ульяновске - всего 2500 студентов в 150 студенческих группах [2, с. 126-133]. Отвечая на вопрос «Почему Вы решили поступать в высшее учебное заведение?», от 12 до 17 % первокурсников указали в ряду других такую причину как - «Это было решение семьи». По результатам исследования М. Гладковой, 27 % выпускников школ указали на родителей как инициаторов идеи о поступлении в определенное учебное заведение, 47 % отметили, что именно родители оказали наиболее сильное влияние на их окончательное решение [см.: 3, с. 57]. По результатам исследования многие абитуриенты поступают в вузы, опираясь на подготовку с помощью репетиторов. Понятно, что для этого родители обеспечивают их необходимой материальной помощью. Родители или другие родственники оплачивали обучение в 80-93 % случаев. Вне зависимости от формы обучения - контрактной или бюджетной - от 87 до 93 % семей абитуриентов были вынуждены тратить определенные суммы денег на подготовку к поступлению в вуз.

Исследования также показали, что на использование различных форм подготовки к поступлению в вуз - обращение к услугам репетиторов и обучение в лицеях и гимназиях, влияет, прежде всего, уровень

290

Социология

образования родителей молодого человека. Так, в пределах групп, однородных по месту жительства, с повышением образования родителей увеличивается доля воспользовавшихся помощью репетитора. Согласно исследованиям Т Абрамовой, лишь 38 % абитуриентов применяют при поступлении только полученные в средней школе знания. Самая же массовая стратегия основана на том, что родители используют деньги и/или связи, и при этом дети серьезно готовятся к вступительным экзаменам, каждому десятому молодому человеку помогли или деньги, или связи родителей, или все вместе [4, с. 54].

Таким образом, родительская семья оказывает прямое воздействие на процесс поступления в вуз. Она создает определенные финансовые, организационные, информационные возможности для абитуриентов, что детерминирует в конечном счете их социальное самочувствие.

В результате этого можно сделать вывод о том, что именно финансовые возможности семьи определяют и форму обучения, и дальнейшее трудоустройство, что нельзя сказать о группе студентов, которые имеют низкий экономический статус и вынуждены подрабатывать.

Не меньшую роль в формировании социального самочувствия играет и трансляция духовно-нравственных ценностей родительской семьи на учащихся в вузе. В рамках процесса такой передачи важнейшее место в институционализации будущих семей нынешних студентов занимает воспроизводство присущих родительской семье установок на брак, деторождение, способы взаимодействия в семье, касающиеся как интеграционных (отношение к старшим и к детям), так и матримониальным (супружеских) отношений.

Мы провели качественное исследование студентов, предложив им записать в свободной форме свои размышления о семье, их установках на семью, о нравственных ценностях общества, о роли религии в жизни студентов и в становлении и развитии семейных ценностей. Всего в данном исследовании приняли участие 60 студентов КНИТУ им. А.Н. Туполева (34 мужчин и 26 женщин). Студенты самостоятельно указывали в эссе свою этническую и конфессиональную принадлежность, согласно этому при анализе авторы дают соответствующую характеристику информантов.

Анализ исследования позволяет сделать вывод о различиях в понимании студентами путей выхода из кризиса семейных ценностей и выделить также три условные аксиологические группы среди опрошенных по критерию отношения молодежи к семейным ценностям:

а) студенты, поддерживающие традиционные взгляды на семейные ценности, для которых обычаи и религиозные обряды имеют весьма высокое значение («традиционалистская» группа);

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 1

б) молодежь, признающая традиционные взгляды на семью, но и не отрицающая модернистских ценностей, часто противоположных традиционным («эклектическая» группа);

в) молодые люди с модернистскими представлениями о семейных ценностях, ориентированные на создание семьи и внутрисемейные отношения в зависимости от современных социально-экономических факторов («модернистская» группа).

Первая категория молодых людей придерживается традиционных семейных ценностей, ориентации на расширенную семью, моногамию, широкую семейно-родственную сеть и осуждает новые формы семейных отношений, разводы, аборты, малодетные и неполные семьи и т.п. Часть студентов не только ориентируется на официальную регистрацию брака, но и рассчитывает на наличие в семье многообразных социальных функций, а не только «ведения домашнего хозяйства, репродукции и социализации».

Для твердо верующих религиозная легитимация становится даже важнее государственной. В то же время для девушек данной группы, наряду с религиозным обрядом бракосочетания, также является важной юридическая регистрация брака. Здесь заметны беспокойство за будущее самой женщины и общего ребенка, чувство незащищенности в случае безответственности мужчины, и это беспокойство является обоснованным, так как в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, государством признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния [5, гл. 1, ст. 2]. На наш взгляд, для молодежи «традиционалистской» группы проведение религиозного обряда бракосочетания является подтверждением статуса мужа или жены перед родителями, родственниками, а главное, перед Богом. В то же время государственная регистрация определяет данный статус в обществе в целом и служит гарантией защиты семейных отношений законодательством - в плане материальных гарантий обеспечения.

В эссе данной группы студентов прослеживаются также традиционные взгляды на репродуктивные установки, осуждение абортов и легкомысленного отношения к браку, положительная оценка многодетных семей. Первая группа считает, что необходима пропаганда семейных ценностей среди молодежи и отмечает возможность становления этих ценностей с помощью религии. Эти студенты ориентированы на традиционную асимметрию семейных обязанностей и духовные функции семьи.

Вторая группа респондентов отличается либеральным отношением к новым формам брака, но в их суждениях также заметно сохранение элементов традиционных взглядов на семейные взаимоотношения. Информанты этой группы эклектически соединяют старые и новые представления о

Социология

браке, амбивалентно оценивая гражданский брак то как незаконное деяние и даже грех, то как необходимый этап к традиционному, зарегистрированному браку. Амбивалентность и двоемыслие информантов сохраняются и в их отношении к детности семьи.

Третья группа полностью привержена модернистским ценностям, несмотря даже на то, что семья, в которой они воспитывались, была традиционной. Часто среди авторов, принимающих незарегистрированные браки, стали появляться и девушки. В целом, данная группа студентов отвергает ориентацию на многодетность. И это свойственно как девушкам, так и ребятам, как православным, так и мусульманам. Респонденты, составляющие данную группу, отличаются либеральными взглядами на аборты, и это оказалось свойственно девушкам. Вместе с тем даже в либеральной среде, в силу сохранения непропорционально высокого уровня прерывания беременности в современной России, растет неприятие легкомысленного отношения к абортам. По мнению Е. Нечаенко, осознанный подход к планированию семьи является одним из признаков цивилизованности общества, а для самой женщины — это непременное условие сохранения ее собственного здоровья и здоровья будущих детей [6]. В сознании либералов возникает конфликт между стремлением сохранить любую жизнь (включая и жизнь зародыша) и уважением к выбору женщины-матери, и этот конфликт может быть решен лишь паллиативно.

Данная группа респондентов придерживается мнения, что семейные установки являются личным делом каждого, и пропаганда семейных ценностей в обществе нецелесообразна. Студенты этой группы считают необходимым, в первую очередь, оказание материальной поддержки молодых семей со стороны государства. В эссе прослеживается неготовность этих студентов к созданию семьи именно из-за отсутствия материальных возможностей.

Проанализировав творческие эссе студентов, можно сделать вывод: для большинства молодых людей в качестве примера создания собственной семьи выступает родительская семья. В то же время все три группы, как видно из эссе, едины в понимании кризисного состояния современных семейных и нравственных ценностей.

Таким образом, родители не только материально обеспечивают жизнедеятельность и процесс обучения подавляющего большинства студентов России, но и предопределяют их дальнейшее социальное продвижение. Вместе с тем трансляция семейных ценностей родителей на сознание студентов происходит далеко не столь прямолинейно. В силу воздействия вне семейных факторов студенты резко дифференцируются по своим семейным ценностям.

291

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 1

Литература:

1. Coster S., Hotyat F. La sociologie de l'education. -Bruxelles, Editions de l'institut de sociologie, 1970. - 344 р.

2. Могильчак Е.Л. Экономические ориентации студенчества, их взаимосвязи и методы формирования // Социологические исследования. - 2005. -№ 10. - С.126-133.

3. Гладкова М. Качество высшего образования в рыночном обществе: предмет дискурса // Журнал

_______________________________Социология

социологии и социальной антропологии. - 2007. - Т. 10. - Спецвыпуск.

4. Абрамова Е.М. Поступление в вуз как начало формирования индивидуальных социальных практик // Вестник общественного мнения. - 2004. - № 2 (70).

5. Семейный кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2010. - 64 с.

6. Нечаенко Е. Пусть дети будут желанными // АИФ Здоровье. - 2011. - 2 декабря. - № 49.

The Impact of Family and Family Values on Social Well-Being of Students

V. Belyaev, L. Gazizova, R. Karamelski Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev

The paper deals with the impact of family on the students ’ assessment of their material well-being. The authors analyze the differences in perception offamily values by various categories of students based on the data of qualitative sociological research.

Key words: family, family values, moral and spiritual values, material well-being, social well-being of students.

292

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 1

Социология

УДК 338.1

Пути восстановления экономической значимости демографического потенциала России

Бойко Ю.П.

Доктор политических наук, доктор медицинских наук, кандидат экономических наук, кандидат юридических наук, профессор Дипломатической академии МИД РФ

Экономическое развитие России требует использования всех возможных факторов для его ускорения, включая демографические показатели. Представлены направления исследований и некоторые меры для повышения значимости демографического потенциала России. Показано, что в обществе с переходной многоукладной экономикой, каковой сейчас является Россия, решение проблемы сохранения и наращивания человеческого потенциала является первоочередным. Получение необходимых знаний в данной сфере позволит эффективно решать проблемы экономического роста России.

Ключевые слова: демографические проблемы, экономическое развитие, направления исследований, человеческий потенциал.

Усиление позиций России на внешней и внутренней арене требует существенного ускорения ее экономического развития. В современном мире положение страны определяется прежде всего экономической состоятельностью ее политических притязаний. Инновационные подходы, которые предполагаются в качестве основы экономического прогресса России, сформированы в разнообразные программы, но не подкреплены никакими реальными ресурсами и организационными мерами. Неясно, за счет чего именно эти программы будут реализованы.

Как отмечает ряд специалистов, существенная часть проблем экономического развития связана с недостаточной отдачей научных исследований в современной России. Фундаментальная наука утратила свои ведущие позиции, прикладная наука не имеет поддержки со стороны государства и бизнеса и испытывает кадровый голод, финансирование отсутствовало в самые важные моменты смены поколений, да и сейчас не достигло нужного уровня.

Утрачена индустриальная база промышленного развития и властям приходится говорить о «новой индустриализации» [1]. Квалификация работников не удовлетворяет современным требованиям, но и этих работников явно не хватает [2].

Для анализа экономического влияния демографических факторов был использован показатель ВНП,

293

так как он более точно отражает реальный экономический рост. ВНП отличается от ВВП на сумму доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом, а именно, на величину переведенной в страну прибыли от вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности, заработной платы граждан, работающих за рубежом, за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами. Если к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, то будет вычислен ВНП [3]. Преобладание вывоза капитала из современной России над ввозом приводит к завышению ВВП, который не будет отражать реальный экономический рост.

Рассмотрение взаимосвязи особенностей изменений экономической отдачи общества и его демографических показателей за последние 11 лет позволяет отметить, что спад численности населения по разным причинам приостановился, но замедлился и экономический рост, как можно видеть из графиков на рис. 1.

Уменьшение относительного прироста ВНП на душу населения и снижение скорости спада числен-

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 1

Социология

В 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012

И Годы

Рис. 1. Изменение удельного ВНП на душу населения и численности населения в России по годам

ности населения приходятся примерно на 2006 г., но тренды этих показателей пересеклись в области 2003 г. так, что образовался «экономический крест», аналогичный «русскому кресту» демографии по Н.М. Римашевской [4]. К 2012 г. графики выполажи-ваются и даже меняют знак изменения на противоположный.

Из графиков на рис. 1 можно видеть, что прирост ВНП на душу населения вышел на плато, несмотря на почти полное выполаживание кривой изменения численности населения, то есть спада населения уже практически нет, но это не проявляется в экономическом росте. Это означает, что в данной взаимосвязи имеется диспропорция. Простая численность населения определяет экономическое развитие только в том смысле, что если такого населения нет, то нет и предмета для обсуждения. Понятно, что важно и качество человеческого капитала, накопленного этим населением. А.А. Бартенев [5] считает, что на сегодняшний день влияние человеческого капитала на экономический рост исследовано явно недостаточно, особенно в части воздействия макроэкономических параметров, способствующих формированию человеческого капитала и последующей его реализации в деятельности субъектов экономического процесса. Он указывает, что накопленный в России человеческий капитал пока не работает достаточно эффективно, о чём говорит наличие избыточного образования и низкие частные нормы отдачи соответствующих инвестиций. Основной проблемой функционирования российского рынка труда, по его мнению, можно назвать наличие диспропорций профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы. Иными словами, нужных работников нет, а иные - в избытке, что связано прежде всего с демографическими особенностями современной России. Этому вопросу уделяется мало внимания, поэтому прирост населения пока никак не отвечает экономическим устремлениям людей.

Целью настоящей статьи является выявление особенностей экономического влияния демографических факторов на экономическое развитие и по-294

иск путей усиления этого влияния. Для решения этих задач необходимо осуществить научное изучение и анализ основных закономерностей формирования социально-экономических проблем демографического развития страны. В соответствии с результатами анализа должны быть выбраны пути повышения экономической значимости демографических факторов, некоторые из которых уже понятны и будут представлены ниже. Для остальных основанием для выбора мероприятий будут результаты исследований.

На основании имеющихся знаний предполагается целесообразным реализовывать исследовательскую и преобразующую деятельность по семи основным направлениям.

К первому направлению можно отнести выявление и мониторинг основных социальных агрегаций в российском обществе в текущий период. Исследование социальной среды с целью выявления социальных агрегаций позволит выявить принципы классификации и провести процесс выделения отдельных агрегаций и связать их с интересами людей. Исследование именно агрегаций связано с тем, что это наиболее общим образом обозначенные сообщества людей. Социологический словарь представляет социальную агрегацию как некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих осознанных взаимодействий [6]. Таким образом, знание и понимание исходного состояния сообществ людей позволит изучить изменение во времени взаимосвязей между ними и выявить закономерности формирования социальных групп, слоев, страт и т.д.

Второе направление заключается в выявлении существенных интересов групп населения и изучении динамики их изменения. Основой выявления существенных интересов служит следующее положение. Для каждой личности необходимо обеспечить решение трех ключевых проблем, таких, как прожитие долгой и здоровой жизни, обеспечение доступа к необходимым и достаточным ресурсам в процессе жизнедеятельности, получение интеллектуальных и профессиональных знаний. В рамках этого подхода должны быть определены масштабы и особенности развития человеческого потенциала в современной России. Индикаторы качества человеческого потенциала включают три фундаментальные компоненты, соответствующие отмеченным выше ключевым проблемам, а именно, здоровье по основным определяющим направлениям, социокультурная и духовно-нравственная активность, профессионально-образовательная и квалификационно-интеллектуальная сила. Особая роль принадлежит когортам детей как потенциалу социально-демографического развития, на результатах исследования которого необходимо базировать изменения и формирование структуры детства.

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 1

Социология

Определение интересов групп населения дает возможность выявить взаимосвязи различных социальных агрегаций. Наличие таких сведений позволит изменить социальную структуру общества, сшив его горизонтальными (межагрегационными) связями. Это укрепит государство, повысит единство общества и снизит уровень влияния бюрократии на жизнь социума, прежде всего экономическую. Государственное управление должно базироваться на знании и использовании указанных связей, что должно вытекать из исследования особенностей построения базовых систем социализации, представляющих собой инфраструктурный каркас современного общества.

Третьим направлением может служить выявление условий формирования баланса интересов групп населения (социальных агрегаций). Этот баланс должен базироваться, прежде всего, на снижении степени социального неравенства. Основой такого подхода должно послужить изучение феномена российской бедности и социальной поляризации; основное внимание при этом нужно сосредоточить на минимальных стандартах распределительных отношений, среди которых можно выделить прожиточный минимум в системе государственных гарантий, соотнесение прожиточного минимума и уровня минимальной оплаты труда, гарантии пенсионного обеспечения, гарантии потребления социально-значимых благ в области образования, медицинского обслуживания, в системе жилищно-коммунальных услуг.

Баланс, обеспечивающий социальную стабильность, должен быть проанализирован с точки зрения ряда рисков. К таким рискам можно отнести: o экономические; o социальные;

o природно-климатические риски бедности, учитывая существующую сегодня социальную среду и развитие рыночных отношений;

o риски экономической бедности за счет пониженной занятости, рыночных особенностей развития экономики России и недостатков в оплате труда;

o риски социальной бедности, связанные с уровнем пенсионного обеспечения;

o риски преодоления традиционной (демографической) бедности, примером которой могут служить одинокие матери и многодетные семьи;

o риски, связанные с особенностями динамики социального неравенства в России.

Четвертым направлением можно считать изучение процесса постарения населения и выявление значимости пожилых когорт в демографическом воспроизводстве, что зависит от межсемейных связей, сохранения и трансляции социально-экономических и национально-этнических традиций, а также трудового опыта.

Особую категорию исследований по пятому направлению должны составить сравнительные ра-

боты по проблемам урбанистических территорий, включая городскую и сельскую бедность, а также этнонациональные исследования.

Шестое направление соотносится с назревшей необходимостью усилить эффект действия «социального лифта» в современной России, а также с необходимостью анализа проблемы утраты властными структурами социального доверия.

Седьмым направлением исследований должно стать соотнесение категорий государственного управления и результатов исследований. Влияние государственного управления на характеристики и проблемы народонаселения должно быть рассмотрено с позиций общественного блага. Необходимы исследования по выявлению ключевых факторов внутренней политики государства, влияющих на характеристики народонаселения. Должен быть проведен анализ влияния социально-экономических факторов для того, чтобы обеспечить органам государственного управления обратную связь для эффективного проведения внутренней политики государства. Многими исследователями установлена и показана несостоятельность существующей системы распределения социальных благ и выявлена связь этого явления с демографическими проблемами России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенный автором в 2010 г. опрос 131 респондента позволил оценить указанную взаимосвязь и получить график, представленный на рис. 2.

Рис. 2. Взаимозависимость некорректности

системы распределения материальных благ и демографических проблем России

В настоящее время ученые и специалисты считают, что решение экономических задач должно опираться на «экономику знаний», на наращивание и использование уже имеющегося человеческого капитала, основой политики в отношении которого должно быть обеспечение прироста здоровья нации.

Преодоление человеческих проблем можно основывать на фундаменте демографического воспроизводства населения, которое включает не только рождаемость, смертность и миграцию, но, прежде всего, общественное и индивидуальное здоровье, получающее особое значение в период перехода к 6-му технологическому укладу.

295

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 1

Социология

Здоровье должно рассматриваться как основа развития демографических процессов и в качестве базиса экономического роста на базе использования взаимосвязи здоровья/нездоровья работника и динамики производительности его труда.

В связи с этим необходимо дополнительно провести расширенные факторные исследования здоровья с выявлением зависимости состояния здоровья от уровня материального благополучия, определением роли и значения самосохранительного поведения населения в целом и отдельных его групп. Результаты указанных исследований должны использоваться в качестве дополнительной возможности обеспечения здоровья населения. В состав этих исследований также должно входить выявление взаимосвязи уровня здоровья и развития системы здравоохранения, включая медицинское обслуживание и профилактику заболеваний, а также изучение влияния экологии на состояние и развитие отдельных половозрастных групп населения, например, детей, пожилых, трудоспособных. Как важную составляющую исследований требуется усилить изучение причин детской смертности, особенности изменений репродуктивного здоровья женщин и поиск компенсаторных механизмов повышения рождаемости.

Необходимо решить проблемы сохранения и наращивания человеческого потенциала в обществе с переходной многоукладной экономикой, каковой сейчас является Россия. Развитие локальных и общероссийских демографических процессов должно исследоваться в страновом контексте на макро- и микроуровне, по федеральным округам и субъектам Российской Федерации; что даст управленцам полную картину экономического влияния демографических факторов и позволит принимать эффективные решения для наращивания на этой основе экономического потенциала страны.

Литература:

1. Самофалова О. Путь на индустриализацию. Экономисты оценили новую стратегию развития, предложенную Владимиром Путиным // Деловая газета «Взгляд». - URL: http://vz.ru/ economy/2011/4/20 /485332.html.

2. Николаева Д. Нехватка персонала в России уже страшнее любой бюрократии // Коммерсантъ. -2011. - № 215 (4756).

3. Все о торговой системе ФОРЕКС. - URL: http:// www.Forexprom.ru /valuta7.html

4. Римашевская Н.М. Русский крест // Природа. -1999. - № 6. - С. 3-10.

5. Бартенев А.А. Влияние человеческого капитала на экономический рост: дисс. ... канд. эконом. наук. - СПб., 2008. - 180 с.

6. Социологический словарь / Портал Словари. -URL: Online.ru. http://www.slovari-online.ru/word/

The Means of Restoration of Economic Significance of Russian Demographic Potential

Yu. Boyko

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

Economic development of Russia requires reliance on all factors of its enhancement, including demographic indicators. The paper presents some directions of research and measures of raising the significance of demographic potential of Russia. The author demonstrates that preservation and development of human potential is a high-priority problem in the society with transitional mixed economy, such as Russia. Acquiring of knowledge in this sphere would allow efficient solving ofproblems of economic growth of Russia.

Key words: demographicalproblems, economic development, lines of research, human potential.

296

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.