Научная статья на тему 'Восстановление учебно-материальной базы сталинградских вузов в 1945-1953 годах'

Восстановление учебно-материальной базы сталинградских вузов в 1945-1953 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
507
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Харинина Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восстановление учебно-материальной базы сталинградских вузов в 1945-1953 годах»

© Харинина Л.В., 2010

УДК 94(470.4)«1945/53»

ББК 63.3(2Рос-4Вог)631

ВОССТАНОВЛЕНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ СТАЛИНГРАДСКИХ ВУЗОВ В 1945-1953 ГОДАХ

Л.В. Харинина

Во время войны Сталинграду был нанесен громадный ущерб. Фашисты уничтожили 41 895 зданий, или около 90 % довоенного жилого фонда. Без крова осталось полмиллиона жителей. Все городское хозяйство было разрушено. Общий ущерб, нанесенный хозяйству Сталинграда и области, составил в денежном выражении более 19 млрд рублей 1.

В начале февраля 1943 г. победоносно завершилась историческая Сталинградская битва, а уже вскоре ГКО принял специальное постановление об очередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Сталинграда 2.

На призыв руководства страны в кратчайший срок возродить героический город горячо откликнулись миллионы советских людей, в самом Сталинграде зародилось массовое добровольное движение трудящихся за активное участие в восстановительных работах. Вагоны со станками, инструментами, строительными материалами шли сюда из Саратова и Свердловска, Вологды и Еревана, Красноярска и Куйбышева. Юноши и девушки в других союзных республиках, краях и областях выходили на воскресники, чтобы заработать средства в фонд восстановления Сталинграда.

Немаловажную роль в научной и общественной жизни отстраиваемого города сыграло открытие институтов. Во время войны вузы были эвакуированы в различные города страны - Челябинск, Саратов, Камышин. Уже после окончания битвы на Волге они стали возвращаться из эвакуации. Поскольку все здания, принадлежавшие высшим учебным заведениям, были полностью разрушены, пришлось располагаться в более-менее пригодных сооружениях.

Наиболее насущными проблемами для высших учебных заведений Сталинграда после окончания Великой Отечественной войны стало, в первую очередь, обеспечение их учебными корпусами, а также приобретение растерянного во время бомбардировок и эвакуации научного и лабораторного оборудования.

Первым начал действовать медицинский институт. В начале февраля 1943 г., всего лишь через восемь дней после разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, состоялась сессия областного Совета депутатов трудящихся, на которой выступил профессор Сталинградского медицинского института

А.Я. Пытель с заявлением о прибытии группы преподавателей для восстановления мединститута, полностью разрушенного во время непрерывных бомбардировок в августе-сентябре 1942 года.

Над восстановлением института самоотверженно работал коллектив преподавателей, сотрудников и студентов института, съехавшихся в родной город из разных концов страны. Они буквально на руках перенесли с вокзала и пристани присланное оборудование и учебное имущество и расставили его в лабораториях. Широкую поддержку институту оказывал обком партии и облисполком, а также коллективы местных промышленных предприятий. В рекордно короткий срок удалось капитально отремонтировать здание, отведенное теоретическим кафедрам. Кроме учебного корпуса, были восстановлены два барака под студенческие общежития. Организованная работниками института городская больница стала основной клинической базой. За четыре месяца здесь выполнили 578 операций, в большинстве случаев экстренных.

В первое время, когда в городе не было еще электрического освещения, операции нередко приходилось производить при свете керосиновой коптилки. Мединститут сыграл важную роль в восстановлении системы здравоохранения в городе и области. Профессора, доценты стали постоянными консультантами раненых солдат и офицеров, находившихся на излечении в эвакогоспиталях.

10 октября 1943 г. в Бекетовке, в одном из школьных зданий, возобновились занятия на всех пяти курсах вуза. В результате проведенных мероприятий медицинский институт оказался в лучшем положении по сравнению с другими институтами Сталинграда. Решением правительства в 1945 г. вузу была оказана помощь в получении оборудования из Германии за счет частичного демонтажа Ростокского мединститута3. В вуз поступили

6 центрифуг, 10 термостатов, 3 сушильных шкафа, 7 рефрижераторов, 1 рентгеноустанов-ка, 12 эпидиаскопов, микроскопы (3 бинокулярных, 6 иммерсионных, 128 учебных), 40 инструментальных шкафов, 23 инструментальных столика, 9 аналитических весов, 7 микротомов, а также инструментарий, электрованны и др. К тому же кафедры анатомии, биологии и кожных болезней получили богатые музеи, библиотека СМИ пополнилась книгами, привезенными из Германии 4. Однако из-за нехватки помещений полученное ценное оборудование не использовалось в должной степени, не на всех кафедрах хватало реактивов и другого материала. А самую большую проблему создавало отсутствие вивария для собак и мелких животных.

Сталинградскому мединституту, помимо оборудования, крайне необходимы были учебные помещения и клинические кафедры для подготовки высококвалифицированных специалистов, что представляло собой значительные трудности в условиях разрушенной войной городской инфраструктуры. Кафедры судебной медицины и организации здравоохранения вообще не имели помещений. Огромные трудности с учебными корпусами и клиническими кафедрами, а также с обеспеченностью библиотеки дополнительными площадями сохранялись вплоть до конца 40-х годов.

Большую проблему для проведения занятий представляла собой разбросанность

отдельных кафедр и клиник. Она занимала много времени у студентов при передвижении, так как городской транспорт работал крайне неудовлетворительно, а также сказывались дополнительные затраты на проезд. К тому же имелись затруднения при составлении расписания.

Первая группа преподавателей и студентов Сталинградского механического института в ноябре 1943 г. возвратилась из Челябинска, где находился вуз во время эвакуации. Свое здание и все оборудование мехинститут потерял еще в августе 1942 г. во время бомбардировок и пожарищ. Временное пристанище институт нашел в здании ремесленного училища № 4 в Сарепте (ныне - индустриальный техникум). К 15 февраля 1944 г. в трудных условиях начались занятия. В июле 1945 г. бюро обкома партии поручило директору Сталинградского тракторного завода провести ремонтные работы в учебном здании, доме для профессорско-преподавательского состава и общежитии, куда должны были перевести институт к началу 1945/46 учебного года. Однако свои обязательства СТЗ не выполнил, о чем заведующий отделом школ и вузов обкома ВКП(б) Алексеенко поставил в известность секретаря Сталинградского обкома ВКП(б) А.С. Чуянова. Имелся целый ряд недоделок: незаконченность ремонтных работ в учебном корпусе, неготовность отопительной системы, нехватка мебели для аудиторий и помещений для размещения кафедр и лабораторий. Что касается жилых домов для преподавателей и студентов, то там восстановительные работы были прекращены, так как всех рабочих и военнопленных перебросили на учебный корпус 5. Выделенные Министерством транспортного машиностроения средства оказались настолько малы, что не оказали существенного влияния на изменение положения подведомственного вуза - в 1945 г. вместо запланированных 278 тыс. руб. Министерство смогло перечислить всего лишь

10 тыс. рублей. В следующем году не поступило никаких ассигнований 6.

О бедственном состоянии мехинститу-та был поднят вопрос на объединенном пленуме обкома и горкома партии секретарем областного комитета ВКП(б) А.С. Чуяновым

2 апреля 1946 года. Если к 1950 г. намечалось

закончить строительство нового здания медицинского института, был намечен объем строительства по пединституту, то по механическому институту отсутствовали какие-либо ассигнования 7. К концу 1946 г. ситуация не изменилась. Более того, был закрыт танковый факультет. Из-за нехватки помещений учебная работа проводилась в две смены. Лаборатории физики и химии размещались в полуразрушенном помещении бывшего гаража института. В связи с этим обком ВКП(б) направил в Министерство высшего образования СССР письмо, в котором сообщалось о необходимости начала строительства нового учебного здания уже в 1947 г., так как могло остановиться развитие вуза. Обком ВКП(б) просил ускорить постановку в Совете Министров СССР вопроса о новых учебных корпусах для Сталинградского механического института и окончательном определении объема строительства с таким расчетом, чтобы к 1948 г. был готов хотя бы один из корпусов института 8. Но только к началу 1949 г. стал функционировать один корпус, а здание довоенного учебного корпуса было восстановлено только в 1954 году.

Сталинградский механический институт, как и медицинский, в 1946 г. получил эшелон трофейного оборудования. Однако за неимением помещений большую часть поступившего пришлось законсервировать, что отразилось на ведении научно-исследовательской работы 9.

Не в лучшем положении находился и педагогический институт. Возвращение вуза из Камышина планировалось летом 1945 г., о чем еще в мае писала «Сталинградская правда»10. После того как институт вернулся в Сталинград, для него было временно выделено здание средней школы N° 93. Однако отведенные помещения оказались частично занятыми и неподготовленными к эксплуатации. В здании продолжала размещаться средняя школа с контингентом учащихся в 1 350 человек и институт усовершенствования учителей, а также 4 посторонних семьи 11. При такой скученности отсутствовала возможность нормального обеспечения учебного процесса. И все это при наличии 33 академических групп. Из-за нехватки помещений институт вынужден был заниматься в две смены.

Крайне стесненные условия работы педагогического института вынуждали партийное руководство города неоднократно возвращаться к этой проблеме. В апреле 1946 г. на заседании бюро обкома ВКП(б) предлагалось сдать в эксплуатацию первую секцию восстанавливаемого здания института к 1 сентября 1946 г., а полностью восстановить его к декабрю этого же года. Однако ни это решение, ни постановление бюро обкома ВКП(б) «О ходе подготовки педагогического института к новому 1946/47 году» от 10 августа 1946 г. не были выполнены ни в 1946-м, ни в 1947 году. Это объясняется рядом причин. Прежде всего, отсутствием нормальных условий для строительства. Строительные организации не располагали необходимыми механизмами, в частности, экскаваторами, и разработка грунта производилась вручную: наблюдалась большая текучесть рабочей силы. В 1946-1947 гг. со строек Сталинграда убыло 32,5 тысяч рабочих, в том числе по одному Главсталинг-радстрою - около 17 тысяч человек. Фонды строительных материалов, выделенные правительством на 1945-1947 гг., удовлетворяли потребности только на 40 % 12.

Местных средств, предоставленных на восстановление института, не хватало. Было решено просить Министерство Народного Просвещения РСФСР о дополнительном ассигновании в 1,5 млн руб. для полного восстановления здания. Кроме того, вузу требовались дополнительные вложения на проведение в текущем году капитального ремонта учебного корпуса и общежитий студентов в 300 тыс. рублей. Но деньги так и не были выделены 13. Трест Главсталинградстрой не выполнил постановление обкома ВКП(б) «О восстановлении здания пединститута» от 23.04 1946 года. К новому учебному году вуз не получил дополнительной площади, ремонт учебного корпуса развертывался медленно. При таком сложном положении кафедры пединститута только во втором семестре 1945/ 46 учебного года начали проводить регулярную методическую и учебную работу. Недостаток помещений тормозил развертывание лабораторного оборудования.

Большое неудобство для студентов и преподавателей представляла удаленность общежития и квартир от учебного корпуса.

Добираться приходилось на трамвае, но перебои в движении транспорта вынуждали преодолевать значительные расстояния пешком.

Не меньшие трудности с учебными помещениями и развитием учебно-производственной базы испытывал самый молодой сталинградский вуз, созданный в 1944 г. по решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР - сельскохозяйственный институт, временно разместившийся в г. Урюпинске. С 1 октября 1944 г. СХИ приступил к работе. Во время войны в Урюпинске находилось много эвакуированных, поэтому найти свободное помещение для вновь открытого вуза представлялось очень проблематичным. Облоно передало в распоряжение СХИ здание филиала детского дома по ул. Судейской, 1, выведя из Урюпинского детского дома 80 человек воспитанников в другие детские дома области 14. Неприспособленность учебного корпуса к проведению занятий сказывалась не только в недостатке учебных помещений, особенно к окончанию войны, когда возрос контингент студентов, но и в неотап-ливаемости аудиторий, что приводило к снижению посещаемости и сказывалось на учебной работе института. Весь 1945/46 учебный год сельхозинститут не обеспечивался электроэнергией даже для освещения 15. Что касается материально-производственной базы, то в условиях военного времени создавать ее было очень трудно. Это положение обсуждалось на заседании бюро Сталинградского обкома ВКП(б) в апреле 1946 года. Отмечалось, что для проведения практических занятий не хватает тракторов и сельскохозяйственных машин, учебное хозяйство не может служить базой для прохождения учебно-производственной практики из-за запущенности, неорганизованности и плохого технического оснащения: недостатка племенного скота. Оборудование, высланное Харьковским сельхозинститутом, три месяца пролежало на станции Новохоперск из-за отсутствия транспортных средств 16.

Кафедры вуза не могли наладить научную работу, так как помещения в течение дня были заняты под учебные аудитории. Вопрос

о переводе сельскохозяйственного института в г. Сталинград и строительстве зданий для вуза ставился многократно. Для его решения специально была создана комиссия во главе с секретарем Сталинградского обкома ВКП(б)

В.Т. Прохватиловым. В июне 1946 г. бюро обкома ВКП(б) решили просить Совет Министров СССР внести в титул на 1946 г. строительство в г. Сталинграде зданий для СХИ, с расчетом завершения строительства первой очереди к началу 1947/48 учебного года. Бюро обкома ВКП(б) одобрило представленный директором СХИ Н.Д. Рыжутиным генеральный план строительства сельскохозяйственного института в г. Сталинграде (автор проекта - главный архитектор города В.Н. Симбирцев) 17. С каждым годом положение усугублялось тем, что при наличии старого учебного корпуса увеличивался контингент студентов. Приказом Министерства высшего образования СССР в 1947 г. было организовано еще одно учебно-опытное хозяйство «Горная Поляна» для прохождения практики студентов и снабжения рабочих и служащих, занятых на строительстве сельскохозяйственного института в Сталинграде18. Однако оно находилось очень далеко от института - в 12 км от Сталинграда, и связь вуза с опытным хозяйством оказалась слабой.

Таким образом, для сталинградских вузов самыми насущными проблемами в середине 40-х гг. оставались нехватка учебных помещений, что в условиях разрушенного города ощущалось наиболее остро: слабая материально-производственная база. Оборудование для лабораторий и кабинетов, которое приходило по репарационным поставкам, негде было размещать из-за нехватки помещений, поэтому оно либо не использовалось вообще, либо использовалось частично, что мешало проведению учебного процесса в полном объеме.

К концу 40-х гг. народное хозяйство достигло довоенного уровня, страна оправлялась от последствий войны. В годы четвертой пятилетки в СССР шло дальнейшее развитие науки и техники. Одной из главных задач оставалась борьба за технический прогресс, подготовка квалифицированных специалистов. Число технических вузов в стране постоянно увеличивалось. В результате к началу 1948 г. общее количество высших учебных заведений приблизилось к довоенному уровню, а число технических, сельскохозяйственных вузов даже превысило довоенный уровень 19. В середине 1949 г. Сталинградский областной и го-

родской комитеты партии, исполком горсовета доложили ЦК ВКП(б) о ходе восстановительных работ, о трудностях, которые приходится преодолевать. В октябре 1949 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по усилению жилищного, коммунального и культурно-бытового строительства в г. Сталинграде», в котором поставил задачу -в ближайшее время переселить всех граждан города из подвалов и другого временного жилья в благоустроенные дома.

Педагогический институт уже в сентябре 1948 г. переехал в собственное учебное здание по ул. Рабоче-Крестьянской, которое он занимал до Великой Отечественной войны. Теперь пединститут располагал тремя большими залами для проведения лекций,

16 аудиториями, 11 лабораториями, большим читальным залом и рядом других помещений 20. Все кафедры института были оборудованы, экспериментальные кафедры имели спецлаборатории.

При медицинском институте в 1948-1949 гг. был открыт ряд новых клиник, большая часть которых имела более приспособленные помещения, улучшилось положение с оборудованием и инвентарем. К 1950 г. вуз имел уже три студенческих общежития, два учебных корпуса - по ул. Ленина и Пугачевской, профессорско-преподавательский состав пополнился высококвалифицированными работниками.

В августе 1947 г. постановлением Совета Министров Сталинградский механический институт был преобразован в институт сельскохозяйственного машиностроения, но в январе 1949 г. он вновь был восстановлен как механический. В 1949 г. вуз имел учебный корпус площадью 1 943,5 кв. м и лабораторный корпус площадью 1 026 кв. м, два общежития для студентов, несколько домов для работников вуза. Институт располагал двумя лекционными залами на 75 и 100 человек. В лабораторном корпусе размещалась слесарная мастерская уже на 30 мест, что позволяло проводить всю учебную практику на собственной базе 21.

В начале декабря 1948 г. сельскохозяйственный институт переехал из Урюпинска в Сталинград, в здание бывшей средней школы площадью 1 716 кв. метров. В 1950 г. городской совет передал СХИ еще одно здание

площадью 278 кв. метров. Институт располагал тремя аудиториями, вмещавшими от 80 до 125 человек, 20 комнатами для лабораторий и практических занятий, 1 автоклассом,

1 учебной мастерской и спортзалом. Пополнилось и учебное оборудование. Были приобретены 23 микроскопа, 3 осциллографа 22. Под жилье вуз получил от городских организаций три вновь отстроенных двухэтажных дома с жилой площадью 1 690 кв. м, в которых имелись электрическое освещение, водопровод и канализация. В одном из этих домов расположились преподаватели, в двух других - студенческие общежития. Еще два дома институту выделили в 1949 г. - в марте и июне -для профессорско-преподавательского состава и студенческую столовую 23.

Несмотря на определенные улучшения материальной базы, вузы испытывали ряд трудностей. В связи с недостатком помещений все высшие учебные заведения города продолжали работать в две смены. В педагогическом институте исторический факультет по-прежнему оставался в областном институте усовершенствования учителей. Учебный корпус был плохо оборудован мебелью, а имевшиеся стулья и столы были самых разнообразных типов 24. В 1950 г. институт дополнительно снял в аренду учебное помещение школы № 38 для размещения в нем факультетов истории и иностранных языков.

Острую нехватку помещений испытывали клиники мединститута. Например, в клинике болезней уха, горла и носа больные находились не только в палатах, но и в коридорах. Для лабораторий приходилось использовать часть лестничной площадки. Комната для занятий со студентами отсутствовала. Подобное положение наблюдалось и в ряде других клиник 25. Городское больничное строительство по линии Министерства здравоохранения РСФСР еще не было начато, а восстановление и расширение областной больницы крайне затянулось. В результате ряд клинических баз института временно размещался в Бекетовке и Краснооктябрьском районе. Теоретические кафедры медицинского института находились в двух зданиях разных районов города, причем каждая кафедра занимала по две-три комнаты, что мешало развертыванию их нормальной работы. Студенчес-

кие общежития мединститута также располагались в разных районах города: Кировском, Дзержинском и Краснооктябрьском. Студентам и преподавателям приходилось тратить ежедневно до трех часов на поездку на работу или учебу 26.

Несмотря на то что материально-техническая база сельскохозяйственного института не отвечала современным требованиям, перед вузом была поставлена дополнительная задача по преобразованию местной природы - посадке лесных полос в суровых условиях Сталинградской области. Особые надежды на это возлагал академик В.П. Бу-шинский, который принимал активное участие в открытии Сталинградского сельскохозяйственного института и был избран почетным членом его Совета 27.

Положение с материально-производственной базой Сталинградского механического института оставалось в таком же плачевном состоянии, как и в СХИ. Оборудование, полученное мехинститутом по репарационным поставкам, из-за неправильного размещения и хранения частично пришло в негодность, что создавало препятствие для обеспечения качественного учебного процесса. Выходом из положения стал приказ Министерства высшего образования об оказании помощи периферийным вузам со стороны высших учебных заведений Москвы и Ленинграда, согласно которому Сталинградский механический институт прикреплялся к Московскому высшему техническому училищу им. Баумана 28.

Главной причиной тяжелого положения с развертыванием материально-технической базы вузов Сталинграда являлась острая нехватка помещений. Разработка генерального плана восстановления и развития Сталинграда затянулась. К 1949 г. Комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР утвердил проект детальной планировки центральной части Сталинграда. Но и после этого в проекты вносились дополнения и изменения. К тому же проектированием жилых домов и общественных зданий занимались десятки различных организаций города с учетом потребностей того или иного министерства. Общая координация проектирования и строительства отсутствовала. Возводились в основном

малоэтажные здания, большую долю занимали финские дома и бараки. Строительные организации не имели нужного оборудования и машин, очень велика была текучесть рабочей силы. Только в 1949 г. удалось частично сократить текучесть кадров в строительных организациях.

Таким образом, война имела тяжелые последствия для сталинградских вузов, им приходилось фактически все делать заново - создавать учебно-материальную базу, решать вопросы с жильем, финансированием. В конце 1940-х - начале 1950-х гг. возобладали положительные тенденции в развитии сталинградских институтов. Конечно, немалые трудности еще предстояло преодолеть, но уже начали вводиться в эксплуатацию новые учебные, жилые и хозяйственные помещения, пополняться библиотечные фонды. К концу 40-х - началу 50-х гг. сложились приемлемые условия для дальнейшего развития учебно-материальной базы высшей школы города.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Абалихин Б. С. Возрождение // Волгоград. Четыре века истории. - Волгоград : Изд-во ВГПУ, 1989. - С. 267.

2 Куманев Г. А., Митрофанова А. В. Возрождение народного хозяйства прифронтовых и освобожденных районов СССР в 1941-1945 гг. -Выдающийся подвиг партии и народа // Возрождение прифронтовых и освобожденных районов СССР в годы Великой Отечественной войны 19411945 гг. / отв. ред. Ю. А. Поляков. - М. : Наука, 1986. - С. 103.

3 Центр документации новейшей истории Волгоградской области (далее - ЦДНИВО). -Ф. 113.- Оп. 23. - Д. 25. - Л. 30-33.

4 Государственный архив Волгоградской области (далее - ГАВО). - Ф. 4330. - Оп. 2. -Д. 8. - Л. 54.

5 ЦДНИВО. - Ф. 113. - Оп. 20. - Д. 43. - Л. 6-7.

6 ГАВО. - Ф. 4182. - Оп. 5. - Д. 27. - Л. 54.

7 ЦДНИВО. - Ф. 113. - Оп. 23. - Д. 3. - Л. 113.

8 Там же. - Д. 65. - Л. 6.

9 ГАВО. - Ф. 4182. - Оп. 5. - Д. 27. - Л. 6-7.

10 Сталинградская правда. - 1945. - 25 мая.

11 ЦДНИВО. - Ф. 113. - Оп. 23. - Д 151. - Л. 39 об.

12 Абалихин Б. С. Указ. соч. - С. 286.

13 ЦДНИВО. - Ф. 113. - Оп. 23. - Д. 65. - Л. 1.

14 Там же. - Д. 22. - Л. 6 об.

15 ГАВО. - Ф. 5977. - Оп. 1. - Д. 10. - Л. 1.

16 ЦДНИВО. - Ф. 113. - Оп. 23. - Д. 18. -Л. 84 об. - 85.

17 Там же. - Д. 22. - Л. 9.

18 ГАВО. - Ф. 5977. - Оп. 1. - Д. 21. - Л. 90.

19 Чуткерашвили Е. В. Развитие высшего образования в СССР. - М. : Высшее образование, 1961. - С. 40.

20 ГАВО. - Ф. 6056. - Оп. 4. - Д. 21. - Л. 3.

21 Там же. - Ф. 4182. - Оп. 5. - Д. 61. - Л. 1-3.

22 ГАВО. - Ф. 5977. - Оп. 1. - Д. 44. - Л. 4.

23 Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). - Ф. 9396. - Оп. 5. -Д. 405. - Л. 93-94.

24 ГАВО. - Ф. 6056. - Оп. 4. - Д. 15. - Л. 9.

25 Там же. - Ф. 4330. - Оп. 2. - Д. 24. - Л. 74-75.

26 Там же. - Д. 36. - Л. 50.

27 Там же. - Ф. 5977. - Оп. 1. - Д. 37. - Л. 9-10.

28 Там же. - Ф. 4182. - Оп. 5. - Д. 38. - Л. 90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.