Научная статья на тему 'Реализация государственной политики по увеличению контингента студентов в вузах Нижнего Поволжья в 1945-1953 годах'

Реализация государственной политики по увеличению контингента студентов в вузах Нижнего Поволжья в 1945-1953 годах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / РУКОВОДСТВО ВУЗА / СТУДЕНТЫ / ПЛАН НАБОРА / ПРАВИЛА ПРИЕМА / ВЕТЕРАНЫ ВОЙНЫ / ОТЛИЧНИКИ / КОНКУРСЫ / КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / UNIVERSITIES / ADMINISTRATION OF UNIVERSITY / STUDENTS / PLAN OF ENLISTMENT / RULES OF ADMISSION / VETERANS OF WAR / EXCELLENT STUDENTS / COMPETITIONS / QUALITY INDEXES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харинина Лариса Васильевна

После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз лежал в руинах. Ситуация требовала безотлагательного восстановления и модернизации народного хозяйства. Для этого необходимо было значительное число квалифицированных специалистов. Исследована проблема восстановления и развития вузов Нижнего Поволжья в послевоенный период, прежде всего, вопросы увеличения контингента учащихся как главной меры по подготовке необходимых стране кадров. Статья изобилует статистическим материалом, позволяющим нам оценить трудности, стоявшие перед советским правительством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF GOVERNMENT POLICY TO INCREASE STUDENT ENROLLMENT IN THE UNIVERSITIES OF LOWER VOLGA IN 1945-1953

Soviet Union was in ruins after the end of the Great Patriotic War. Situation ordered to reconstruct and modernize national economy undelayable. A large number of qualified specialists were necessary for that. This article is devoted to problems of reconstruction and development of universities of Lower Volga in postwar period. Author first of all concerned questions of student's contingent enlargement as a major measure of preparation key groups which were necessary for country. The article is full of statistics that help us to estimate hardships which soviet government has have been.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной политики по увеличению контингента студентов в вузах Нижнего Поволжья в 1945-1953 годах»

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1945-1953 ГОДАХ

Ключевые слова: высшие учебные заведения, руководство вуза, студенты, план набора, правила приема, ветераны войны, отличники, конкурсы, качественные показатели.

После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз лежал в руинах. Ситуация требовала безотлагательного восстановления и модернизации народного хозяйства. Для этого необходимо было значительное число квалифицированных специалистов. Исследована проблема восстановления и развития вузов Нижнего Поволжья в послевоенный период, прежде всего, вопросы увеличения контингента учащихся как главной меры по подготовке необходимых стране кадров. Статья изобилует статистическим материалом, позволяющим нам оценить трудности, стоявшие перед советским правительством.

IMPLEMENTATION OF GOVERNMENT POLICY TO INCREASE STUDENT ENROLLMENT IN THE UNIVERSITIES OF LOWER VOLGA IN 1945-1953 Key words: universities, administration of university, students, plan of enlistment, rules of admission, veterans of war, excellent students, competitions, quality indexes.

Soviet Union was in ruins after the end of the Great Patriotic War. Situation ordered to reconstruct and modernize national economy undelayable. A large number of qualified specialists were necessary for that. This article is devoted to problems of reconstruction and development of universities of Lower Volga in postwar period. Author first of all concerned questions of student's contingent enlargement as a major measure of preparation key groups which were necessary for country. The article is full of statistics that help us to estimate hardships which soviet government has have been.

Возвращение к мирной жизни после победы в Великой Отечественной войне поставило перед советским народом задачу восстановления экономики и ее переводе на мирные рельсы. Требовалось много сил и времени, чтобы восполнить человеческие и материальные потери, нанесенные войной. Восстановление и развитие народного хозяйства проходили в условиях научно-технической революции, которая поставила перед советским государством проблему модернизации экономики. Для этого требовалось большое количество высоквалифицированных специалистов. В настоящее время перед Россией стоит аналогичная проблема, для решения которой имеющийся послевоенный опыт приобретает особое значение.

Именно 1945-1953 годы стали завершающим периодом в формировании советской системы образования, которая практически без изменений просуществовало до начала XXI в. Можно утверждать, что изучение именно данного периода способно дать представление о структурообразующих факторах советского образования и причинах технологических успехов Советского Союза.

Исследование системы высшего образования в Нижнем Поволжье - одном из типичных российских регионов - позволяет выявить общее и особенное в условиях функционирования и содержании работы вузов всей страны.

В отечественной историографии эта тема изучена недостаточно полно. Среди основных исследователей следует выделить таких авторов, как Н.К. Гончаров, М.Р. Круглянский, Е.В. Чуткерашвили, В.П. Елютина [1-4]. Им удалось дать общую характеристику динамики и специфики развития высшего образования в СССР в послевоенные годы. В то же время остаются неизученными такие вопросы, как решение проблемы по увеличению контингента студентов на региональном уровне, а также анализ мероприятий, проведенных в рамках данной программы.

Целью данной работы являются освещение государственной политики по увеличению контингента студентов вузов, оценка степени эффективности, принятых мер и полученных результатов.

Согласно Закону о четвертом пятилетнем плане предполагалось расширить сеть вузов, довести количество студентов высших учебных заведений к 1950 г. до 674 тыс., а выпуск специалистов высшего звена - до 602 тыс. [5, с. 86]. Реализация этого плана целиком и полностью зависела от деятельности вузов на местном уровне, в том числе в областях Нижнего Поволжья.

В послевоенные годы наиболее острая нехватка ощущалась в учительских кадрах. В педагогические институты молодежь шла неохотно, так как в основном после окончания вузов учителей посылали работать в сельские районы, в то время как основную массу выпускников технических вузов направляли в города. К тому же пединституты зачастую имели недостаточно квалифицированный научно-педагогический состав, особенно в первые годы после войны. В справке заведующего отделом вузов, техникумов и школ Астраханского обкома ВКП(б) Основина за декабрь 1947 г. подчеркивалось: «Одним из серьезных недостатков в работе наших вузов является слабый теоретический и научный рост профессорско-преподавательских кадров. Так, педагогический институт не имеет в своем составе ни одного профессора и единицы доцентов» [6, л. 4].

С 1945 г. во всех городах Нижнего Поволжья педагогические институты организовывали мероприятия не только по набору студентов на первые курсы, но и дополнительный прием на старшие курсы. Для этого по радио и в газетах сообщалось о новом наборе, выступали руководители вузов, а институтские преподаватели проводили беседы с выпускниками школ. Кроме того, в сельские районы областей направлялись студенты для разъяснительной работы [7, л. 5].

В вузы принимались лица, имевшие законченное среднее образование (средняя школа, техникум, педагогическое училище). Юноши и девушки, получившие в 1944 г. аттестат отличника, а начиная с 1945 г. - золотые медали, зачислялись в институты без испытаний. Все другие подвергались приемным экзаменам [8, с. 1].

Однако, несмотря на проведенную работу, план по набору студентов на первые курсы не был выполнен, за исключением Саратовского пединститута. В 1945/46 учебном году в этот институт было принято 377 человек, что составило 120,6% от намеченного плана. С большими затруднениями прошло комплектование лишь факультета иностранных языков, пополненного за счет абитуриентов, сдавших экзамены, но не прошедших по конкурсу на другие факультеты [9, л. 13]. Вместе с тем экзаменаторы были вынуждены признать низкий уровень знаний поступавших, особенно из сельских школ. Большим недостатком являлся их невысокий культурный уровень. Поражали бедность речи, неумение строить более или менее сложные фразы, слабое знакомство с известными литературными произведениями, незнание исторических фактов. Очень остро чувствовалась разница в степени подготовленности выпускников городских и сельских школ. В итоге 39,9% абитуриентов не выдержало экзамены [10, л. 12].

Поскольку в Сталинградский пединститут на 270 мест поступило только 203 человека [11, л. 26 об.], в течение всего 1945/46 учебного года руководство принимало без экзаменов демобилизованных из армии бывших студентов педагогических вузов. Только за первое полугодие прибыло 138 человек [12, л. 5]. Руководство учебным заведением очень рассчитывало на помощь демобилизованных, надеясь с их помощью повысить показатели по учебе и дисциплине, о чем говорилось в годовом отчете Сталинградского педагогического института за 1946/1947 учебный год: «Среди поступивших в этом году в институт 165 участников Отечественной войны. Эта часть нового пополнения особенно ценна своей высокой сознательностью, дисциплинированностью, желанием много и упорно работать по овладению знаниями» [13, л. 38]. Несмотря на трудности с приемом студентов в 1945/46 учебном году, Совет Министров РСФСР увеличил план набора студентов в Сталинградский педагогический

институт на 1946/47 учебный год до 400 человек в связи с острейшей нехваткой учительских кадров в стране. Однако эта цифра была нереальна, если учесть, что вуз не получил необходимой дополнительной жилой и учебной площади. Поэтому бюро обкома ВКП(б) просило Совет Министров РСФСР снизить план до 325 человек [14, л. 137]. Правительство разрешило сократить прием, но только до 350 человек. Однако и это задание оказалось невыполненным [15, л. 25]. Главной причиной являлось недостаточное количество выпускников средних школ. Проблема недобора стояла перед руководством Сталинградского пединститута вплоть до конца 1940-х годов, причем особенно остро перед входившим в его состав учительским институтом.

Аналогичные трудности переживал и Астраханский пединститут. Малая населенность области и желание бывших школьников поступить в столичные вузы не позволяли ему набирать необходимое количество студентов. Поэтому в Астраханской области, как и в Сталинградской, до конца 1940-х годов организовывались дополнительные наборы в педагогические институты, проводившиеся, как правило, в сентябре.

В то же время с ростом промышленного производства, развитием новых технологий повышался престиж технических вузов. В Нижнем Поволжье их насчитывалось четыре: Саратовский институт механизации сельского хозяйства, Саратовский автомобильно-дорожный институт, Сталинградский механический институт и Астраханский технический институт рыбной промышленности и хозяйства. Руководство этих вузов, как и пединститутов, широко использовало для своей рекламы средства массовой информации: газеты (как областные, так и центральные, например, газету «Труд») и радио. Объявления о приеме распространялись не только в областях Нижнего Поволжья, но и в соседних с ними регионах. Тем не менее план набора в технические вузы Астрахани, Саратова и Сталинграда в 1945/46 учебном году не был выполнен по тем же причинам, что и в педагогические вузы. Ситуация усугублялась тем, что в сельских школах отсутствовал курс технического черчения, который требовался на вступительных экзаменах [16, л. 7].

В самом сложном положении находился Астраханский технический институт рыбной промышленности и хозяйства, где практически отсутствовал конкурс. К 31 августа 1945 г. в рыбвтуз подали заявления 152 человека, из которых 30 составляли отличники средних школ и техникумов и 8 - восстановленные из рядов РККА. Таким образом к 1 сентября к вступительным экзаменам было допущено 114 абитуриентов, из них поступило всего 78. В итоге набор составил 120 человек вместо 150 запланированных [17, л. 192].

Одной из важнейших задач системы высшего образования после войны стало расширение подготовки специалистов сельскохозяйственного производства. Были открыты новые сельскохозяйственные институты, в том числе Сталинградский СХИ, начавший свою деятельность в 1944 г. Однако ведущую роль в подготовке сельскохозяйственных кадров в регионе, по-прежнему, играли вузы Саратова. Высококвалифицированный преподавательский состав, сохранивший лучшие традиции в подготовке специалистов сельского хозяйства, их престижное положение в колхозах, совхозах и МТС способствовали тому, что эти институты не испытывали трудностей по выполнению плана набора. Так, в 1945/1946 г. в Саратовский СХИ на 100 мест было подано 306 заявлений [18, л. 8], в Саратовский зооветеринарный институт вместо запланированных 125 человек приняли 187 [19, л. 23].

В феврале 1947 г. Пленум ЦК ВКП(б) принял решение «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период», в результате чего прием в сельскохозяйственные вузы, в том числе в Нижнем Поволжье, увеличился почти в 2 раза. Как и в предыдущем году, набор осуществлялся на конкурсной основе.

Наибольшей популярностью среди молодежи Астраханской, Саратовской и Сталинградской областей пользовались медицинские институты. Это было связано с тем, что в августе 1945 г. СНК СССР предоставил отсрочку от призыва в РККА лицам призывного возраста, зачисленным в медицинские высшие учебные заведения на время их обучения в вузе [20, л. 6]. К тому же война резко повысила социальную значимость профессии врача. Большие конкурсы в медицинские институты Саратова, Сталинграда и Астрахани способствовали тому, что контингент поступавших отличался сравнительно высокой подготовкой. Например, уже в 1945 г. вступительные экзамены в Сталинградский мединститут сдали на «отлично» - 60, на «хорошо» - 112, на «удовлетворительно» - 90 человек. Конкурс прошли 228 абитуриентов, а всего на I курс было зачислено - 322 человека при норме приема в 300 человек [21, л. 7 об.]. Без экзаменов в вуз поступили отличники 1944 и 1945 годов выпуска и демобилизованные, окончивших школу с отличием в предыдущие годы. О престиже Сталинградского медицинского института говорит тот факт, что среди поступавших было много иногородних. Так, в 1946 г. в институт поступило 601 заявление, в том числе от выпускников школ Сталинграда - 216, из районов области - 267 из других регионов Советского Союза - 118 [22, л. 7 об.].

В Саратовский медицинский институт подавали заявления жители не только Саратова и Саратовской области, но и Тамбова, Пензы и Куйбышева. План приема и конкурс традиционно сохранялись здесь выше, чем в остальных медицинских вузах Нижней Волги.

Аналогичная ситуация наблюдалась и в Астраханском мединституте. Конкурс в 1946 г. здесь составлял 1,96 человека на место. Следует обратить внимание на то, что большинство зачисленных составляли женщины - 61% [23, л. 13].

На особом положении находился Саратовский государственный университет. Это было самое престижное высшее учебное заведение в Нижнем Поволжье. Здесь отмечались наиболее высокие конкурсы (2 человека на место) и самый строгий отбор. Абитуриенты приезжали не только из городов Нижнего Поволжья, но и из других регионов. Летом 1945 г. в составе университета насчитывалось 8 факультетов: физический, механико-математический, геолого-почвен-ный, географический, биологический, химический, исторический и филологический. Именно в это время университет обрел структуру, сохраненную до сих пор. В университете работало 24 профессора, 64 доцента, свыше 70 преподавателей и ассистентов. Кроме того, в этом же году при университете стали действовать 3 научно-исследовательских института: механики и физики, геологии и почвоведения, химии [24, с. 208]. СГУ представлял собой крупный научный центр, ведущий исследования как по фундаментальным теоретическим направлениям, так и решающий прикладные задачи, актуальные для народного хозяйства в условиях послевоенного времени. В 1945 г. вдвое возрос прием студентов по сравнению с 1942/43 учебным годом, когда произошло резкое снижение численности обучавшихся.

Что касается остальных вузов Саратова: экономического и юридического, конкурс в экономический незначительно превышал план приема, в юридическом составлял более двух человек на место, поскольку в стране было всего 4 института подобного профиля. И если в СЭИ подавали заявления, в основном, выпускники местных школ, то в СЮИ иногородние составляли больше половины. Причем прием в экономический в первые послевоенные годы не перекрыл уровень 1939/40 учебного года. Среди студентов практически не было мужчин: в 1948/49 учебном году насчитывалось 28 мужчин из 405 обучающихся.

Для того, чтобы увеличить общий набор студентов в вузы, и в связи с окончанием демобилизации армии в 1948 г. Министерство высшего образования

СССР опубликовало постановление о новых льготах для участников Великой Отечественной войны. С 1948 г. они принимались в институты и университеты без экзаменов, если имели аттестат отличника независимо от года окончания школы, зачислялись в вузы вне конкурса с назначением стипендии при условии сдачи приемных экзаменов, имели право возвращения после демобилизации в то же или однотипное учебное заведение как на очное, так и на заочное отделение с выплатой стипендии вне зависимости от формы обучения [25, л. 17]. Росту притока молодых людей в вузы способствовали и другие благоприятные факторы. К 1949 г. в основном завершилось восстановление тяжелой промышленности, что освободило значительные материальные и людские ресурсы, которые нашли применение в образовательной сфере. Повысился достаток людей, что давало возможность получить высшее образование. К тому же подросло поколение, не принимавшее непосредственного участия в боевых действиях.

К концу 1940-х годов увеличился прием во все педагогические институты Нижнего Поволжья. В связи с тем, что общеобразовательная школа перешла с обязательного 4-летнего на 7-летнее обучение, требования к квалификации специалистов возросли, что привело к снижению престижа учительских институтов. К тому же отсутствовала преемственность между учительскими институтами и педвузами, на что обращалось внимание директором Сталинградского педагогического института в отчете за 1949/50 учебный год: «По существующему положению окончившие учительский институт поступают на III курс только отделения заочного обучения, причем им засчитываются некоторые дисциплины, главным образом общеинститутские, а по всем специальным дисциплинам они вновь должны сдавать экзамены. Поступающие на стационар после отработки в школе положенных 3-х лет выпускники учительского института принимаются только на I курс. Такое положение считаем ненормальным. Его надо пересмотреть и немедленно отменить» [26, л. 27].

Несмотря на увеличившийся поток абитуриентов, поступающих в педагогические вузы, план приема в 1949/50 учебном году едва не был сорван из-за затруднений с набором на физико-математические факультеты этих институтов. Документы и материалы Сталинградского пединститута, изученные автором, свидетельствуют о том, что в связи с отсутствием конкурса на факультеты попадало много случайных людей. Это приводило к значительному отсеву в течение года, главным образом, из-за неуспеваемости [27, л. 27].

Такое же положение сложилось в пединститутах других нижневолжских городов, причем в Астрахани оно сохранялось и в начале 1950-х годов. В августе 1953 г. дирекция и партийная организация АПИ обратились в отдел школ и вузов обкома ВКП(б) с просьбой возбудить ходатайство перед отделом школ ЦК ВКП(б) и Министерством просвещения о дополнительном наборе на физико-математический факультет. Положительное решение этого вопроса позволило провести осенью 1953 г. дополнительный набор и выполнить план [28, л. 45]. Однако следует отметить, что при таком подходе к выполнению плана, уровень подготовки студентов этого факультета оставался крайне низким, что, в свою очередь, влияло на отсев студентов во время учебы. В Саратове и Сталинграде к началу 1950-х годов положение улучшилось. Причем в Сталинградском пединституте на физмат подали 178 заявлений при плане 100 мест, из них 25 медалистов и отлично окончивших педучилище [29, л. 4].

Продолжал расти спрос на техническое образование. Решающим фактором, по-прежнему, было то, что после окончания технического института молодежь оставалась в городах. Среднемесячная зарплата инженерно-технического работника почти вдвое превышала зарплату в других отраслях народного хозяйства [30, с. 152].

В Сталинградском механическом институте план приема к 1952/53 учебному году поднялся до 275 человек. Среди абитуриентов этого года поступления имелось 17 медалистов. Об интересе студентов к избранной специальности говорит и тот факт, что 2 студента вуза получали сталинскую стипендию. Такой стипендии удостаивались только единицы. Она являлась высшей степенью отличия студентов, так как выплачивалась не только за достижения в учебе, но и за участие в научноисследовательской работе и активную общественную деятельность [31, с. 112].

Среди технических вузов Саратова на первое место выдвинулся автодорожный институт. В 1952/53 учебном году институт имел право принять 675 студентов. Из 705 человек, допущенных до экзаменов, 531 сдали их на «отлично» и «хорошо». Без экзаменов были зачислены 63 человека: окончившие школу с медалями, а также отличники техникумов и школ рабочей молодежи, вошедшие в установленную 5%-ную норму. Зачисление с большим конкурсом проводилось на 2 факультета: гидротехнический и механический [32, л. 19].

Иная ситуация сложилась в Саратовском институте механизации сельского хозяйства, столкнувшимся с огромными трудностями при выполнении плана набора, который, как правило, заканчивался после начала занятий в вузе. Поэтому в институт попадало много «случайных» людей, не принятых в другие технические высшие учебные заведения. Причиной этого руководство считало специфику вуза, поскольку большинство абитуриентов составляли выпускники сельских школ, имевшие более низкую подготовку, чем учащиеся городских школ [33, л. 33]. Сама же дирекция института не принимала действенных мер по изменению создавшегося положения.

Еще более напряженная обстановка с приемом была в Астраханском рыбвтузе. Директор института М.В. Морозов так охарактеризовал проблему, стоявшую перед вузом: «Астраханская область имеет чрезвычайно малую плотность населения. Во всей области имеется лишь один город - Астрахань. Крупных населенных пунктов - больших сел, поселков и т.д. где были бы средние школы, чрезвычайно мало. Большую часть области составляют слабо населенные пустыни, полупустыни и степи. Количество школ в области без города Астрахань - составляет всего 21. В городе Астрахани количество школ составляет 24» [34, л. 27]. В связи с этим в 1949/50 учебном году не проводился набор на механический факультет, а в 1952/53 учебном году на 200 запланированных мест поступило всего 125 заявлений. Усилению напряжения способствовало распоряжение министра легкой и пищевой промышленности А.Н. Косыгина об увеличении плана приема в рыбвтуз до 300 человек. Руководство учебного заведения получило разрешение провести дополнительный набор студентов за счет абитуриентов, не прошедших по конкурсу в другие технические вузы страны [35, л. 46]. Однако такой способ выполнения плана привел к тому, что уровень успеваемости студентов был весьма низким. Отсев по неуспеваемости в начале 1950-х годов доходил до 53,2%. Квалификация выпускников института также оставалась недостаточно высокой [36, л. 27].

В сельскохозяйственных институтах самыми популярными факультетами были агрономический и электрификации сельского хозяйства (Сталинград), лесомелиоративный (Саратов). В Сталинградский сельхозинститут, который был крупнее Саратовского СХИ, в 1952/53 учебном году на 575 запланированных мест подали заявление 903 человека, что позволило отобрать молодых людей с наиболее высокими знаниями.

Конкурс в СЮИ оставался традиционно высоким (не менее 1,6 человека на место). Особенностью вуза было то, что в процентном отношении количество мужчин превышало число женщин. В экономическом же институте по-прежнему доминировали женщины, составлявшие свыше 90% студентов [37, л. 234].

Для увеличения набора в медицинские вузы Министерство здравоохранения СССР в мае 1950 г. издало новую инструкцию о порядке поступления в мединституты, где подтверждались все ранее предоставляемые льготы. Кроме того, из лиц, успешно сдавших приемные экзамены, вне конкурса стали приниматься участники войны и дети работников Дальстроя МВД СССР [38, л. 43]. Это способствовало увеличению притока абитуриентов во всех мединститутах Нижневолжского региона. Конкурсы здесь в 1951/52 учебном году составляли 2,2-2,5 человека на место. Среди поступивших увеличилась доля выпускников медучилищ, причем весьма высок процент окончивших их на отлично - 78,8%. Следует отметить, что большую часть зачисленных составляла сельская молодежь - 355 человек из 500, для которой специальность врача была очень престижной. Традиционно к этой специальности сельские жители относились с большим уважением. С каждым годом увеличивался процент мужчин среди обучавшихся в нижневолжских медицинских институтах с 20% в 1949/50 до 33,2% в 1952/53 учебном году.

Максимальный план приема был спущен СГУ, в 1952/53 учебном году он составил 625 мест. Однако конкурс здесь оставался самым высоким и доходил до 2,7 человека на место. Наибольшей популярностью пользовались геологический и физический факультеты, что говорит о таких приоритетных направлениях в науке, как развитие физики, в том числе и ядерной, и разработка месторождений, необходимых для народного хозяйства.

Подводя итоги, можно сказать, что благодаря политике многочисленных льгот при поступлении в вузы государство за короткие сроки смогло достигнуть и даже превысить довоенный уровень приема в высшие учебные заведения. Если в 1939/40 учебном году в институты и университеты поступило 188,7 тыс., то в 1945/46 учебном году - 285,7 тыс., в 1952/53 учебном году - 387,3 тыс. В 1939/40 учебном году в вузах страны обучалось 619,9 тыс., в 1945/46 учебном году - 730,2 тыс., а в 1952/53 учебном году - 1441,5 тыс. Изменился и гендерный состав студентов. Преобладание женщин среди обучавшихся в первые послевоенные годы к началу 1950-х годов уменьшилось даже по сравнению с предвоенным временем. Женская часть студенчества составляла в высших учебных заведениях промышленности, строительства, транспорта и связи в 1939/40 учебном году 40%, в 1945/46 - 60%, а в 1950/51 - 30%; сельского хозяйства - 46%, 79%, 39%; экономических и юридических 64%, 77%, 57% соответственно [39, с. 86, 89]. Эта динамика прослеживалась и в вузах Нижневолжского региона.

Однако по некоторым специальностям, связанным с новыми направлениями технического прогресса, количество готовившихся специалистов в послевоенные годы было недостаточным. Например, выпуск инженеров по тепловозостроению почти в три раза уступал выпуску инженеров по паровозостроению. Не хватало специалистов по турбиностроению, высокочастотной технике, химической технологии высокомолекулярных соединений, и вместе с тем неподготовленность вузов к увеличению плана приема, спускаемого из министерств, нередко приводила к ухудшению качественных показателей. И все же не стоит забывать, что государство сумело не только восстановить, но и расширить сеть высших учебных заведений, обеспечить доступ к высшему образованию всем слоям населения.

Литература и источники

1. Гончаров Н.К. Перестройка советской высшей школы / Н.К. Гончаров М.: Политиздат, 1959. 175 с.

2. Круглянский М.Р. Высшая школа СССР за 50 лет / М.Р. Круглянский. М.: Политиздат, 1960. 210 с.

3. ЧуткерашвилиЕ.В Развитие высшего образования в СССР / ЕВ. Чуткерашвили. М.: Высшая школа, 1961. 117 с.

4. Елютин В.П. Высшая школа общества развитого социализма / В.П. Елютин. М.: Высшая школа, 1980. 560 с.

5. Борьба КПСС за восстановление и развитие народного хозяйства в послевоенный период (1945-1953 годы). Документы и материалы. М.: Госполитиздат, 1961. С. 86.

6. Государственный архив современной документации Астраханской области (далее ГАСДАО). Ф. 325. Оп. 5. Д. 224. Л. 4.

7. Государственный архив Волгоградской области (далее - ГАВО). Ф. 6056. Оп. 1. Д. 11. Л. 5.

8. Сталинградская правда. 1945. 25 мая. С. 1.

9. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. 2306. Оп. 70. Д. 4901. Л. 13.

10. Там же. Л. 12.

11. Центр документации новейшей истории Волгоградской области (далее - ЦЦНИВО). Ф. 113. Оп. 20. Д. 25. Л. 26 об.

12. Там же. Оп. 23. Д. 151.Л. 5.

13. ГАВО. Ф. 6056. Оп. 4. Д. 8. Л. 38.

14. ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 23. Д. 24. Л. 137.

15. ГАВО. Ф. 6056. Оп. 4. Д. 15. Л. 25.

16. Там же. Ф. 4182. Оп. 5. Д. 45. Л. 7.

17. Государственный архив Астраханской области (далее - ГААО). Ф. 2181. Оп. 1. Д. 390. Л. 192.

18. Государственный архив Саратовской области (далее - ГАСО). Ф. 261. Оп. 5. Д. 7. Л. 8.

19. ГАРФ. Ф. 9396. Оп. 5. Д. 25. Л. 23.

20. ГАВО. Ф. 4330. Оп. 1. Д. 6. Л. 6.

21. Там же. Оп. 2. Д. 8. Л. 7 об.

22. Там же.

23. ГАРФ. Ф. 8009. Оп. 9. Д. 855. Л. 13.

24. Семенов В.Н. Ректоры Саратовского университета. Факты жизни и деятельности / В.Н. Семенов. Саратов:

Изд-во Саратов. ун-та, 1999. С. 208.

25. ГАВО. Ф. 5977. Оп. 1. Д. 34. Л. 17.

26. Там же. Ф. 6056. Оп. 4. Д. 21. Л. 27.

27. Там же.

28. ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 23. Д. 272. Л. 45.

29. ГАВО. Ф. 6056. Оп. 4. Д. 38. Л. 4.

30. Татур Ю.Г. Высшее образование в России в ХХ веке / Ю.Г. Татур // Высшее образование в России. 1993. №

3. С. 152.

31. Кафтанов С.В. Высшее образование в СССР / С.В. Кафтанов. М.: Госполитиздат, 1950. С. 112.

32. ГАРФ. Ф. 9396. Оп. 4. Д. 641. Л. 19.

33. Там же. Оп. 5. Д. 646. Л. 33.

34. ГААО. Ф. 2181. Оп. 1. Д. 483. Л. 27.

35. ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 23. Д. 272. Л. 46.

36. ГААО. Ф. 2181. Оп. 1. Д. 483. Л. 27.

37. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (далее - ГАНИСО). Ф. 594. Оп. 2. Д. 1106. Л. 234.

38. ГАВО. Ф. 4330. Оп. 2. Д. 32. Л. 43.

39. Высшее образование в СССР. Стат. сборник. М., 1961. С. 86, 89.

ХАРИНИНА ЛАРИСА ВАСИЛЬЕВНА - старший преподаватель кафедры социальной педагогики и медикобиологической адаптации, Волгоградский государственный университет, Россия, Волгоград (larisa-kharinina@rambler.ru).

KHARININA LARISSA VASILYEVNA - senior teacher, Volgograd State University, Russia, Volgograd.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.