Научная статья на тему 'Восстановление системы управления информатизацией здравоохранения — необходимое условие развития отрасли'

Восстановление системы управления информатизацией здравоохранения — необходимое условие развития отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
140
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

Итоги конференции «Информатизация здравоохранения и социальной сферы в регионах России: проблемы координации и информационного обмена», Москва, ЦМТ, 6-8 июня 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Восстановление системы управления информатизацией здравоохранения — необходимое условие развития отрасли»

Информатизация здравоохранения

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ

К такому выводу пришли участники конференции «Информатизация здравоохранения и социальной сферы в регионах России: проблемы координации и информационного обмена», прошедшей в Москве 6-8 июня в рамках форума «Медина-2007», организованной Издательским домом «Менеджер здравоохранения» при поддержке Министерства здравоохранения и социального развития РФ и РАН.

Приветствуя участников конференции, заместитель Министра здравоохранения и социального развития В.И.Стародубов отметил, что региональный уровень управления здравоохранением занимает особое место в системе организации медицинской помощи населению страны. Именно здесь происходит преобразование глобальных целей государственного уровня в конкретные задачи органов и учреждений здравоохранения. Поэтому и информатизация управления здравоохранением на региональном уровне занимает особенное место.

Столь же очевидно, что общий уровень информатизации по отрасли в целом в значительной

С приветствием к участником конференции обратился заместитель Министра здравоохранения и социального развития В.И.Стародубов

степени определяется развитием информатизации в каждом регионе. С другой стороны, эффективность информатизации в каждом регионе в немалой степени зависит от целей и координации этого направления деятельности на федеральном уровне. Поэтому в современных условиях чрезвычайно важно сформулировать круг проблем, устранение которых позволит существенно повысить эффективность работ по информатизации управления здравоохранением, а именно, провести анализ и расчет необходимых ИТ-ресурсов здравоохранения федерального, регионального и муниципального уровней, найти решение вопросов информационной совместимости, оптимизации потоков данных, учета реальных возможностей выполнения всех установленных требований лечебными учреждениями и медицинским

Менеджв|

здравоохранения

Информатизация здравоохранения

#

персоналом, а также вопросов упрощения структуры информационного обмена в отрасли.

Конференцию открыло выступление Георгия Павловича Радзиевского, начальника информационно-аналитического отдела Департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы Мин-здравсоцразвития России, в котором был дан

Выступление Г.П.Радзиевското «Архитектура Единой информационной системыы в сфере здравоохранения и социального развития» (полный текст доклада доступен на сайте www.idmz.ru)

обзор задач, описание архитектуры и этапов построения Единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития, необходимой для успешной реализации работ по достижению качественно нового уровня управления в сфере здравоохранения и социального развития, соответствующей тенденциям, наблюдаемым в России и в мире, и лучшим примерам международной практики.

Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы Сергей Иванович Колесников, характеризуя законодательное и правовое обеспечение информатизации здравоохранения, подчеркнул, что принятые Федеральные законы «О персональных данных» (№ 152-ФЗ) и «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (№ 149-ФЗ) определяют новые требования к организации обработки и конфиденциальности персо-

нальных данных. Ранжируя проблемы использования современных ИКТ в здравоохранении, он выделил:

• отсутствие системного подхода к планированию и координации работ по ИКТ и необходимого нормативно-методического обеспечения как на федеральном, так и на региональном уровнях;

• несовместимость информационных систем различных ведомств, учреждений и организаций системы здравоохранения и соцобеспечения;

• низкую оснащенность ЛПУ компьютерной техникой и программным обеспечением;

• недостаточное использование возможностей телемедицинских технологий для проведения консультаций и консилиумов;

• отсутствие практики предварительной независимой, компетентной экспертизы проектов в области ИКТ и их технико-экономического обоснования как при планировании работ по информатизации, так и при проведении конкурсных торгов;

• отсутствие в штатах ЛПУ должностей специалистов в области ИКТ, недостаточная компьютерная грамотность медработников.

Он информировал участников конференции, что сегодня на рассмотрении Государственной Думы находится ряд законопроектов, направленных на регулирование отношений в этой области, среди них и разработанный в Мининформсвязи законопроект о защите персональных данных. По мнению Колесникова, особое внимание должно быть уделено нормативно-правовому обеспечению телемедицины, разработке единых стандартов оказания телемедицинских услуг, защищающих права пациента, обеспечивающих безопасность его персональных данных. Этот процесс сопряжен с немалыми сложностями, поскольку новые технологии и организационные формы работы здравоохранения должны быть «вписаны» в существующую систему оказания медицинской помощи и соответствующую ей законодательную базу, отражающую сложившиеся в разных странах традиции системы здравоохранения.

"Менеджер

\ здравоохранения

44 Я

Информатизация здравоохранения

Выходом из создавшегося положения может стать выведение проблемы телемедицины на общегосударственный уровень и поэтапное создание в рамках проекта «Здоровье» полномасштабной национальной телемедицинской сети. Как и традиционная медицина, она имеет трехзвенную структуру, объединяя республиканские (областные), районные (городские) и сельские лечебно-профилактические учреждения. Основная задача телемедицинской сети в РФ — доступ минимум каждой десятой семьи к средствам домашней телемедицины. Для построения НТМС РФ необходимо наличие не менее 40 федеральных специализированных медицинских центров, для чего надо создать или дооснастить не менее 20 ТМЦ на базе этих центров; не менее 70 региональных телемедицинских сетей с подключением от 10 и более центральных районных и городских больниц, для чего необходимо создать или дооснастить не менее 120 ТМЦ на базе медицинских учреждений областного (республиканского) уровня и не менее 600 центральных районных и городских больниц; не менее 7 передвижных телемедицинских лабораторий (по 1 на федеральный округ), не менее 360 мобильных телемедицинских комплексов и не менее 4000 носимых телемедицинских укладок; не менее 20 специализированных центров обработки ТМ-запросов и не менее 50 центров обработки ТМ-запросов на базе страховых и медицинских учреждений для обслуживания персональных запросов; не менее 9 ситуационных центров НТМС РФ и не менее 16 информационных телемедицинских банков.

По мнению начальника управления информационно-аналитических технологий ФФОМС Владимира Макарова, информационные технологии в системе ОМС являются в первую очередь средством реализации контрольных функций ФФОМС в части рационального использования финансовых средств, поскольку для поддержки принятия управленческих решений необходимо знать реальную структуру потребления; иметь воз-

можность моделировать процессы и осуществлять мониторинг реализации программы ДЛО. Кроме того, необходим контроль целевого и рационального использования средств, то есть оценка степени обоснованности счетов фармацевтических организаций — обеспечение завершения расчетов. Оценка степени эффективности управления программой ДЛО предполагает на уровне субъекта РФ соответствие заявки субъекта реальной модели потребления, эффективность медико-экономического контроля, соответствие назначения лекарственной терапии федеральным стандартам оказания медицинской помощи (проблема обоснованности назначения лекарственных средств), минимизацию рисков хищения лекарственных средств.

Для решения всех этих задач на основе современных технологий (СУБД — Oracle 10g, АНАЛИТИКА — Business Objects XI r2, специализированное хранилище данных (HP EVA4000) специалистами Федерального ФОМС разработана информационная система, представляющая собой централизованную базу данных, предусматривающая сбор с территориальных фондов детализированных счетов, выставленных для оплаты по отпущенным лекарствам в программе ДЛО. Программа позволяет в считанные секунды (и это было продемонстрировано во время доклада) получить сведения по каждому выписанному рецепту по нескольким параметрам: название лекарственного препарата, курсовая доза, название ЛПУ, фамилии пациента и врача, выписавшего рецепт. Программа дает возможность эффективно выявить неточности при занесении сведений по рецепту в базу данных, ошибки врача при назначении препаратов, а также факты злоупотреблений, которые могут быть рассмотрены как отсутствие надлежащего жесткого контроля в ЛПУ за назначением лекарственных средств.

На основе анализа полученных данных Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития получит основу для проведения дополнитель-

Менедже1

здравоохранения .

Информатизация здравоохранения

ных проверок. Представители регионов, где будут выявлены нарушения, смогут обратиться в апелляционную комиссию и дать разъяснения по каждому конкретному случаю необоснованного назначения лекарственных средств.

Кроме того, информационная система была протестирована клиническими фармакологами, которые дали высокую оценку работе специалистов информационно-аналитического управления ФОМС.

Сбор данных за 2006 год был начат 16 марта 2007 года. В настоящий момент в систему загружены данные по 68 субъектам РФ. Окончание приема данных за 2006 год — первая половина июня 2007 года. Начиная с 1 июля 2007 года, будет осуществляться прием данных за 2007 год в ежемесячном режиме.

Проблемы развития информатизации управления здравоохранениям на региональном уровне были систематизированы в докладе Владимира Константиновича Гасникова, директора Республиканского медицинского информационно-аналитического центра Министерства здравоохранения Удмуртской Республики.

Прежде всего Гасников выделил роль технического фактора, поскольку «все красивые идеи, оригинальные проекты и модели останутся доступными лишь ограниченному числу богатых учреждений здравоохранения, если не будут предприняты действенные меры по оснащению рядовых ЛПУ средствами вычислительной техники, и прежде всего на первичном звене медицинской помощи». Оснащенность ПК рабочих мест в здравоохранении он оценил как «очень незначительную, что лежит в основе малой доли медработников, использующих в своей деятельности средства вычислительной техники: «Конечно, наличие большого числа ПЭВМ ещё не гарантирует повышения эффективности информатизации, а создает для этого только потенциальную возможность. Однако отсутствие ВТ уже точно гарантирует отсутствие возможности всякого продвижения вперед».

При оценке программного фактора

В.К.Гасников отметил, что разработка компьютерных технологий в здравоохранении осуществляется недостаточно комплексно. Слабо реализуются принципы иерархической взаимосвязи и структурно-функционального единства всех видов обеспечения. «Необходимо обеспечить единство программных и технических подходов при разработке различных специализированных регистров на всех уровнях управления, поскольку это в Москве они разрабатываются в разных организациях, а в регионах они все концентрируются в одном и том же учреждении здравоохранения. Следует выработать четкие критерии оценки развития и эффективности использования компьютерных технологий и обеспечить их действенный мониторинг. До сих пор нет ни одной действенной компьютерной системы, охватывающей по какой-либо управленческой функции все иерархические уровни и все регионы», — подчеркнул докладчик.

«В последнее время в регионы страны начали все чаще поступать компьютерные программы, разработанные федеральными центрами. Часть из них разработаны на высоком уровне, и отвечают общепринятым требованиям к поставке, внедрению и сопровождению программных средств, например, АИС «Мониторинг медицинских изделий» (разработчик ВНИИМТ, ген. директор — проф. Б.И.Леонов), ПК «Детская инвалидность» (разработчик — Мед. центр новых инф. технологий МНИИП и ДХ, директор Центра — проф. Б.А.Кобринский). Вместе с тем есть примеры и прямо противоположного характера. Так, программный комплекс по формированию регистра на медицинских работников участковой сети за полуторалетний период ни разу не был передан с соблюдением общепринятых правил поставки и комплектации. До сих пор неизвестен разработчик этого программного обеспечения, не налажена система консультаций, а требования к техническим средствам невыполнимы для большинства ЛПУ. За полтора года в регионы поступило

"Менеджер

\ здравоохранения

46 Я

Информатизация здравоохранения

уже около 20 обновленных версий, иногда эти обновления появляются по 2-3 раза в месяц, причем в каждой версии содержится все больше ошибок. Программа крайне неудобна в эксплуатации. Эти вопросы поднимались на Всероссийской конференции год назад, однако с того времени ситуация только усугубилась. Такой подход вызывает не только невосприятие самой идеи компьютеризации в рядовых учреждениях здравоохранения, но и формирует негативное к ней отношение».

В выступлении В.К.Гасникова были затронуты и проблемы организационного обеспечения развития ИКТ в здравоохранении. «Как-то так получилось, что при реорганизации М3 РФ в составе органа управления здравоохранением страны не было предусмотрено структурных подразделений, отвечающих за информатику и медицинскую статистику. И если по отношению к статистике этот просчет был исправлен в прошлом году, то применительно к информатике нам по-прежнему неизвестен орган управления, курирующий это направление деятельности. По этой причине координация деятельности по информатизации и компьютеризации здравоохранения в последние годы существенно ослабла. Разрушены отлаженные механизмы концептуального и целевого планирования развития информатизации здравоохранения на федеральном уровне. Фактически окончательно демонтирована сложившаяся в 90-е годы комплексная многоуровневая система управления развитием информационно-компьютерных технологий в стране, на замену которой пришло разрозненное некоординированное развитие отдельных регионов с реализацией локальных проектов на федеральном уровне — нередко интересных, однако финансовозатратных и труднотиражируемых массово. С одной стороны, это послужило мощным толчком развития ИКТ во многих регионах. С другой стороны, эффект в масштабах всей системы здравоохранения был достаточно символический».

Серьезным кадровым прорывом в развитии ИКТ назвал Гасников включение в

2001 году в номенклатуру учреждений здравоохранения МИАЦ, на которые было возложено организационно-методическое руководство развитием информатизации в регионах. Однако, по его мнению, статус и место региональных медицинских информационно-аналитических центров в здравоохранении не соответствуют важности и сложности стоящих перед ними задач. Они отнесены к такой низкой группе оплаты труда руководителей, что укомплектование их высококвалифицированными руководящими кадрами весьма затруднительно. Недостаточный уровень оплаты труда ИТР приводит к утечке кадров. Работники статистических служб отнесены к самым низким разрядам оплаты труда и лишены льгот выхода на пенсию по выслуге лет. Штаты статистиков не пересматривались более 20 лет, а объемы их работ за это время выросли более чем в три раза.

К числу важнейших проблем информационного обеспечения управления здравоохранением Гасников отнес включение в систему сбора и обработки информации основных структурных подразделений, а также постепенный охват информатизацией основных управленческих функций. Решение этих проблем в настоящее время еще далеко от завершения.

Таким образом, по мнению докладчика, сегодня здравоохранение страны оказалось без стратегии разработки компьютерных технологий информатизации, которая должна бы быть зафиксирована в долгосрочной, целенаправленной и конкретной концепции развития этого направления деятельности: «Серьезную тревогу вызывает то, что нередко дальше обсуждения имеющиеся проблемы не продвигаются, да и само обсуждение зачастую происходит без участия лиц, в чьи функции входит принятие стратегических управленческих решений. Поэтому хочу еще раз напомнить, что большинство из перечисленных выше проблем уже давно ждут своего разрешения, а это в значительной степени зависит от заинтересованности, поддержки и взаимопонимания на всех уровнях управления. И сегодняшняя конференция должна сыграть в этом свою позитивную роль».

Менеджер

здравоохранения .

Информатизация здравоохранения

РЕШЕНИЕ

Всероссийской конференции «Информатизация здравоохранения и социальной сферы в регионах России: проблемы координации и информационного обмена»

В конференции приняли участие 438 представителей 74 регионов РФ. Проведено 6 заседаний: одно пленарное и пять секционных.

По единодушному мнению директоров региональных МИАЦ, конференция признана «самой

результативной за последние 7 лет»

С докладами выступили более сорока человек по таким направлениям, как:

• информационные системы регионального и муниципального здравоохранения;

• медицинские информационные системы для стационарной и высокотехнологической медицинской помощи;

• системы поддержки принятия врачебных решений;

• дистанционное обеспечение врачей.

Все многообразие отмеченных проблем информационного обмена в системе здравоохранения, несмотря на их взаимозависимость,

участниками конференции сгруппировано в следующие четыре группы:

• законодательно-правовое обеспечение,

• организационно-методическое;

• программно-техническое;

• кадровое обеспечение.

"Менеджер

\ здравоохранения

48 Я

Информатизация здравоохранения

В содержательном плане в развитии информационных компьютерных технологий регионального здравоохранения целесообразно выделить следующие основные направления:

• создание региональных и распределенных баз данных на население с реализацией слежения за здоровьем и факторами риска, с обеспечением оценки и прогноза эффективности лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий, с возможностью формирования специализированных регистров на социально значимые контингенты населения;

• использование баз данных населения и специализированных регистров для научного обоснования потребности в медицинской помощи, гарантированных объемов финансирования, распределения и использования ресурсов;

• развитие системы мониторинга здоровья и демографических процессов населения, в том числе и на межотраслевом уровне, обеспечение слежения за ходом и эффективностью реформирования здравоохранения;

• создание взаимосвязанных баз медицинской информации на всех уровнях управления;

• разработка и широкое использование автоматизированных систем информа-

ционного обеспечения управления на различных уровнях, в том числе на основе кибернетического принципа регулирования по отклонениям, методов получения комплексной информации, компьютерной поддержки разработки проектов управленческих решений и прогнозирования проблемных ситуаций;

• широкое применение компьютерных технологий в учебно-педагогических и научно-исследовательских процессах, при аттестации и повышении квалификации всех категорий медицинских работников;

• разработка и применение компьютерной поддержки оценки и формирования здорового образа жизни, состояния внешней среды, мониторинга уровня качества жизни;

• расширение автоматизированных рабочих мест и безбумажных информационных технологий специалистов, занимающихся лечебно-диагностическим процессом; интенсификация использования компьютерных технологий для массового распознавания патологических состояний на ранних стадиях возникновения;

• компьютерная поддержка методов моделирования и прогнозирования с широким внедрением в практическую деятельность;

• развитие информационных связей с другими отраслями народного хозяйства.

В техническом плане

наиболее перспективными представляются следующие основные направления

развития информационных компьютерных технологий в здравоохранении:

• массовое оснащение врачей и средних медицинских работников современными средствами вычислительной техники и связи, позволяющими создавать и эксплуатировать полноценные автоматизированные рабочие места на всех уровнях;

• приоритетное оснащение средствами вычислительной техники учреждений первичного звена, а также организаций, занимающихся обучением и переподготовкой медицинских работников;

• развитие средств связи, позволяющих эффективно реализовывать дистанционные методы сбора, обработки, передачи и использования информации на внутриучрежденческом, межучрежденческом, межотраслевом и межрегиональном уровнях;

• широкое распространение методов компьютерной обработки видеоизображений и компьютерного конструирования объемных объектов;

• рационализация компьютерных методов ввода, хранения, передачи и представления информации, включая электронные медицинские карточки и телемедицину.

Менеджер

здравоохранения .

Информатизация здравоохранения

ь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

%

ь

*

*

*

*

*

*

*

<L

Исходя из вышеизложенного, на конференции принято следующее решение:

1. Считать развитие информационно-коммуникационных технологий обязательным условием эффективного решения задач по реформированию отрасли, укреплению здоровья населения и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».

2. Считать необходимым возрождение в отрасли системы концептуального и целевого планирования развития информатизации здравоохранения на федеральном уровне, всемерное их распространение и использование в регионах.

3. Считать недопустимым факт отсутствия в МЗ и СР РФ департамента, курирующего вопросы информатизации отрасли. В отсутствие вертикали управления вопросами информатизации здравоохранения, рекомендовать ФГУ ЦНИИОИЗ Росздрава активизировать координирующие функции.

4. Выделить пилотные регионы с мониторингом ситуации по информатизации и изучением эффективности от внедрения различных федеральных и региональных информационных систем.

5. Рекомендовать МЗ и СР РФ и ФГУ ЦНИИОИЗ Росздрава привести в соответствие с нормативными требованиями процедуру создания автоматизированных государственных регистров и автоматизированных ИС, обратив особое внимание на соблюдение этапов их разработки, сдачи в опытную и промышленную эксплуатацию, поставки и сопровождения программных средств. Обеспечить внедрение разработанных программных средств федерального уровня не информационными письмами, а приказами МЗ и СР РФ и соответствующей нормативно-технической документацией.

6. Для разработки комплекса мероприятий по реализации Федеральных законов: «О персональных данных» (№ 152-ФЗ) и «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (№ 149-ФЗ) приказом Минздравсоцразвития РФ создать рабочую группу из ведущих специалистов отрасли. Поручить ФГУ ЦНИИОИЗ Росздрава разработку проектов подзаконных актов, определяющих правоприменительную практику реализации этих Федеральных законов.

7. Поручить ФГУ ЦНИИОИЗ Росздрава публиковать ежегодные статистические и аналитические данные об обеспеченности здравоохранения регионов средствами вычислительной техники и об используемых программных продуктах.

8. В целях обеспечения эффективного сотрудничества лиц, принимающих решения по ИКТ в здравоохранении, создать при Минздравсоцразвития РФ проблемную комиссию по информатизации здравоохранения и Совет директоров МИАЦ. Ускорить формирование единой политики МЗ СР РФ по штатному расписанию и оплате труда персонала и руководителей МИАЦ.

9. Предусмотреть централизованное финансирование за счет федерального бюджета и бюджетов фондов ОМС в рамках ПНП «Здоровье» приобретения лицензионных общесистемных программных средств и СУБД, средств хранения и защиты БД, антивирусных программ и организовать обеспечение ими территорий РФ.

10. Разработать и утвердить Положение об информационном обмене на региональном и муниципальном уровнях между субъектами, задействованными в реализации ПНП «Здоровье» и охраны здоровья отдельных контингентов (работающих, учащихся, инвалидов и др.).

11. С целью повышения эффективности управления отраслью и результативности ПНП «Здоровье» дооснастить медицинские учреждения первичного звена регионов персональными компьютерами и серверами за счет федеральных средств.

12. В программах последипломной подготовки врачей и среднего медицинского персонала в обязательном порядке выделить время для освоения основ работы с вычислительной техникой и информационными технологиями.

13. Считать чрезвычайно важной задачей ускоренное и массовое оснащение средствами вычислительной техники учреждений практического здравоохранения, и в первую очередь — первичного звена, за счет средств бюджетов и фондов ОМС всех уровней. Отметить возрастающую актуальность ускорения разработки концепции информатизации отрасли здравоохранения применительно к современным условиям с привлечением к разработке всех заинтересованных ведомств, организаций и специалистов.

енеджер

здравоохранения

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.