Научная статья на тему 'Воспитывающая среда: критерии качества'

Воспитывающая среда: критерии качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1892
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА / КАЧЕСТВО ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ВОСПИТАТЕЛИ / ВОСПИТАННИКИ / UPBRINGING ENVIRONMENT / QUALITY OF UPBRINGING ENVIRONMENT / CRITERIA FOR THE QUALITY OF UPBRINGING ENVIRONMENT / EDUCATORS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахарчук Елена Ивановна

Представлен аналитический обзор различных трактовок понятия «воспитывающая среда», раскрыто содержание критериев качества воспитывающей среды с позиций целостного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an analytical review of various interpretations of the concept of “educational environment”. The author describes the content of the quality criteria for educational environment from the standpoint of the holistic approach.

Текст научной работы на тему «Воспитывающая среда: критерии качества»

Gerontological education

in the Russian Federation in the system

of continuous education

The article analyzes the formation of gerontological education in the Russian Federation in the context of continuing education in the model «education through life». The authors consider tendencies, problems and prospects of development of ge-rontological education as an effective impulse to personal development of citizens throughout life and expansion of educational space for persons of the Third Age. Special attention is paid to the general experience and the key principles of modern adult education in the transparent educational space.

Key words: continuing education, gerontological education, the Third Age, models of development of the system of gerontological education, key principles of modern education of adults.

(Статья поступила в редакцию 15.10.2018)

Е.и. САхАрчуК

(волгоград)

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА: КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА*

Представлен аналитический обзор различных трактовок понятия «воспитывающая среда», раскрыто содержание критериев качества воспитывающей среды с позиций целостного подхода.

Ключевые слова: воспитывающая среда, качество воспитывающей среды, критерии качества воспитывающей среды, воспитатели, воспитанники.

В настоящее время понятие «воспитывающая среда» используется и педагогами-теоретиками, и педагогами-практиками довольно активно, однако сущностные характеристики данного феномена трактуются неоднозначно. И это объяснимо, поскольку средо-вой подход вошел в педагогику сравнитель-

* Статья публикуется в рамках Международного форума РАО «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы».

но недавно (Ю.С. Мануйлов и др.). Средовой подход к воспитанию базируется на комплексе научно-философских представлений о характере взаимосвязи личности и среды, о диалектике организованности и стихийности сре-дового влияния. Среда в данном контексте понимается как совокупность условий, в которых пребывает субъект и которые способствуют формированию его образа жизни. Согласно концепции Ю.С. Мануйлова, в структуру среды входят «стихии» и «ниши» [3]. Стихия рассматривается как внешняя, энергетически мощная сила, властвующая над человеком и способная трансформировать сферу его ценностных отношений. Например, природная, социальная, культурная стихии, стихия рынка. Стихии Ю.С. Мануйлов разделяет на позитивные, конструктивные и разрушительные. Формами проявления стихийной силы у воспитанников могут стать протест, поклонение, любовь, взаимопомощь и другие личностные (групповые, массовые) проявления.

Понятие ниши соотносится с локальным участком в воспитывающей среде. Найти свою нишу - значит найти убежище, отвечающее потребностям личности, это «место», где ребенок или взрослый чувствуют себя комфортно. Ю.С. Мануйлов различает следующие ниши: духовные, социальные, природные и смешанные. Формирование воспитывающей среды осуществляется с учетом влияния существующих стихий и тех, которые могут возникнуть и будут способны оказать позитивное или негативное влияние на личностное развитие воспитанников.

Надо иметь в виду, что идея включения окружающей среды в систему воспитания не является абсолютно новой. А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др. полагали, что нужно использовать возможности среды в процессе обучения. Средовой подход позволяет объединить воздействия всех общественных и социальных воспитательных инструментов в пределах среды, окружающей образовательную организацию или организацию отдыха детей и их оздоровления.

Обстоятельная характеристика понятия «воспитательная среда» в органическом единстве с понятием «образовательное пространство» дана в работах Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Н.Е. Щурковой и др. По мнению Л.И. Новиковой, «воспитательное простран-

О Сахарчук Е.И., 2018

ство есть педагогически целесообразная организованная среда, окружающая отдельного ребенка или определенное множество детей» [4, с. 136]. Следуя данной логике, можно сделать вывод, что среда в своей основе является данностью, а не результатом целенаправленной педагогической деятельности. Воспитательное же пространство всегда создается путем преобразования среды. В данных рассуждениях речь идет о среде как совокупности объективно существующих обстоятельств. Мы же в своей статье ведем речь о воспитывающей среде, которая создается с помощью педагогических средств и способна оказывать воспитывающее влияние на индивидуальных и коллективных субъектов, которые являются системообразующими элементами этой среды.

Анализ различных подходов к определению сущностных характеристик воспитывающей среды позволяет дать следующее определение этому феномену: воспитывающая среда - это самоорганизующаяся система внешних воздействий на воспитанников, которая задает организационный порядок, виды деятельности, образ жизни воспитанников и оценку их деятельности и поведения в соответствии с принятой системой ценностей.

Вследствие глобализации образовательного пространства воспитывающая среда образовательной организации в настоящее время стала более открытой, что привело к изменению традиционно принятых норм поведения, к трансформации ценностных ориентиров воспитания, существенной либерализации отношений между воспитателями и воспитанниками. Активная вовлеченность детей и молодежи в интернет-пространство, развитие информационно-коммуникационных технологий формируют новые принципы и способы общения воспитателей и воспитанников, порождают особую среду общения со специфическими нравственными нормами и правилами поведения. Воспитывающая среда стала информационно насыщенной, она полна противоречивых влияний, в том числе и агрессивно-негативных, что неизбежно приводит к изменению стратегии воспитания, которая должна поддержать приоритеты гуманистических ценностей.

Рассмотрение образования как сферы услуг стало причиной потребительского отношения значительной части обучающихся и к обучению, и к воспитанию, ярко проявился «приоритет пользы над духовностью» (И.А. Колесникова). Эти обстоятельства требуют поис-

кие науки -

ка новых способов создания воспитывающей среды, наполнения ее духовными ценностями и смыслами, значимыми для всех субъектов воспитания.

В инновационных образовательных процессах, которые происходят в настоящее время весьма активно, вопросы создания воспитывающей среды играют значимую роль. Необходимость совершенствования ее качества возникает на пересечении вызовов, поступающих из внешней среды, и внутренних тенденций развития образовательной организации как единого социально-педагогического организма. В этой связи возникает вопрос о том, по каким критериям определять качество воспитывающей среды. В данной статье речь идет о наиболее важных характеристиках воспитывающей среды, обусловливающих позитивные изменения в целях и смыслах воспитания и служащих основой для определения критериев ее качества.

По авторитетному мнению Е.В. Бондарев-ской, «основные функции культуросообраз-ного воспитания состоят в создании различных культурных сред, где будут осуществляться развитие ребенка и приобретение им опыта культуросообразного поведения, оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации своих творческих задатков и способностей» [1, с. 20]. В структуре воспитывающей среды исследователи выделяют поведенческое, событийное, информационно-культурное и предметно-пространственное окружение (Н.Е. Щуркова). По мнению И.А. Колесниковой, на очереди изучение воспитательного потенциала социальных и компьютерных сетей как новой разновидности коммуникационных и виртуальных сред [2]. Воспитывающая среда в качестве действенных воспитательных средств предлагает ценностно-смысловые, целевые, содержательные и технологические компоненты.

Для описания качества воспитывающей среды активно используются понятия атмосферы, климата, настроя, стиля, уклада и др. С их помощью конкретизируются условия, обстоятельства жизнедеятельности образовательной организации или организации отдыха детей и их оздоровления. В смысловом отношении все эти понятия связаны с особенностями управления и общения, принятой системой ценностей и условиями пребывания воспитанников и воспитателей. В работах Ш.А. Амо-нашвили, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского довольно часто встреча-

ются размышления о духе класса, школы, стиле отношений.

Можно выделить следующие характеристики воспитывающей среды: социально-психологические (характер взаимодействия воспитателей и воспитанников, эмоциональная комфортность и безопасность); педагогические (система ценностей, воспитательные традиции, адекватность содержания и технологий воспитания); информационные (коммуникационные связи, источники информационного влияния).

Проведенный анализ показывает, что воспитывающая среда относится к роду объектов, которые невозможно представить в виде четкой структуры, однозначной взаимосвязи составляющих элементов. Для анализа таких объектов используется метод качественных структур (И. Калинаускас, Г. Рейнин). Характерной чертой данного метода является «введение в рассмотрение аспекта, позволяющего "удерживать" целостность объекта по ходу его внутреннего и внешнего развития» [2, с. 20].

Основываясь на выводах И.А. Колесниковой относительно диагностики качества среды образовательного учреждения [Там же, с. 20-22], мы в своем исследовании критерии качества воспитывающей среды рассматриваем через следующие аспекты ее существования как целостности: организацию, функционирование, связи и координацию. Рассмотрим содержательные характеристики этих аспектов / критериев.

Организация. Под организацией в данном контексте понимается структура, упорядоченность, взаимосвязь, согласованность действий частей и элементов чего-либо. Рассматривая воспитывающую среду образовательной организации или организации отдыха и оздоровления детей как структуру с определенным набором и свойствами элементов, мы можем увидеть различия в организации воспитывающей среды в спортивной школе, школе искусств или школе-комплексе. диагностируя организацию воспитывающей среды, необходимо выявить, как она устроена, какие цели и ценности преобладают у воспитателей и воспитанников, каково содержание их жизнедеятельности.

Фу нкционирование. Диагностируя результаты функционирования воспитывающей среды, нужно ответить на вопрос о том, как воспитывающая среда проявляется в окружающей социокультурной среде, как проявляются во внешней среде ее свойства (например,

каким образом образовательная организация позиционирует себя в качестве воспитательной организации, каким имиджем в этом отношении она обладает). Диагностируя функционирование воспитывающей среды, необходимо выявить, какие ценности и смыслы она транслирует, как в итоге среда влияет на процессы развития личности и воспитанников, и воспитателей.

С в я з и . Под связью в контексте рассмотрения качества воспитывающей среды понимается многообразие воздействий на нее внешней среды как на выделенный из последней единичный объект. Для диагностики качества воспитывающей среды необходимо учитывать, как она связана с внешней средой. Например, анализируя новые вызовы организациям отдыха детей и их оздоровления со стороны социальной среды, мы обнаруживаем усиление внимания к подготовке вожат-ских кадров, к использованию инновационных практик организации жизнедеятельности детей в период летнего отдыха. Диагностируя связи воспитывающей среды с более широкой - социальной - средой, необходимо выяснить особенности этих связей, как воспитывающая среда «открывается» для внешнего мира или как она «закрывается» от него, какова степень автономности воспитывающей среды школы или детского оздоровительного лагеря. Важны и внутренние связи, поскольку качество воспитывающей среды во многом определяется характером коммуникаций и отношений между воспитателями и воспитанниками (функционально-ролевых, межличностных, межвозрастных), которые она порождает, а также выявление сложившегося стиля общения в коллективе воспитателей и воспитанников.

Координация. Предполагает выявление связи между субъектами воспитывающей среды, особенностей системы управления воспитывающей средой и изменениями, которые в ней происходят в результате целенаправленных действий или стихийно. Диагностируя особенности координации воспитывающей среды, необходимо выявить, кто является субъектами управления, какие технологии управления они используют, соответствуют ли эти технологии заявленным целям и ценностям образовательной организации.

Реализуя диагностику качества воспитывающей среды, выделенные критерии целесообразно рассматривать попарно, поскольку это позволяет получить целостную характе-

ристику интересующего нас феномена. Ниже представлен один из возможных вариантов такого попарного рассмотрения критериев.

1. Организация - координация. Соответствует ли структура воспитывающей среды воспитательной миссии и целям образовательной организации / организации отдыха детей и их оздоровления, поддерживает ли эта структура свойство целостности воспитательной системы? Есть ли в структуре управления лица, являющиеся носителями ценностей, которыми воспитывающая среда позиционируется во внешней среде?

2. Связь - функционирование. Отвечают ли запросам заинтересованных сторон в плане личностной зрелости воспитанники, которые являются «продуктом» воспитывающей среды? Возникают ли противоречия между социальным запросом и условиями воспитания, которые может предоставить воспитывающая среда образовательной организации? Как в функциональном отношении внутри среды обеспечивается достижение социально востребованного результата воспитания?

3. Функционирование - координация. Насколько система управления в образовательной организации способна влиять на реализацию воспитывающего потенциала среды? Какие неуправляемые (стихийные) факторы влияют на результаты воспитания? Как можно учитывать в работе действие этих факторов?

4. Организация - связь. Насколько оптимальна структура воспитывающей среды по отношению к системе взаимодействия с социумом и внешним требованиям к эффективности воспитывающей среды?

5. Связь - координация. Насколько эффективна система управления в образовательной организации в плане обеспечения положительной динамики воспитательного результата? Как обеспечивается обратная связь с внешней средой по поводу результатов воспитания?

6. Организация - функционирование. Насколько обеспечиваются устойчивость и развитие воспитывающего потенциала среды? Насколько структура воспитывающей среды соответствует ее функциональному назначению в плане достижения намеченных целей воспитания?

Рассмотренное в данной статье структурирование критериев качества воспитывающей среды позволяет диагностировать состояние и тенденции развития воспитательной среды образовательных организаций и организаций отдыха детей и их оздоровления, мо-

кие науки -

жет стать основой для разработки системного мониторинга эффективности воспитательных систем.

список литературы

1. Бондаревская Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов н/Д.: РГПУ, 1995.

2. Колесникова И.А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие / под ред. академика РАО З.И. Васильевой. СПб., 2009.

3. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2008. Т. 14. С. 21-27.

4. Новикова Л.И., Соколовский М.В. Воспитательное пространство как открытая система (педагогическая синергетика) // Общественные науки и современность. 1998. № 1. С. 132-143.

5. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Развитие личности школьника в воспитательном пространстве:

проблемы управления. М., 2001.

* * *

1. Bondarevskaja E.V. Obrazovanie v poiskah chelovecheskih smyslov. Rostov n/D.: RGPU, 1995.

2. Kolesnikova I.A. Teorija i praktika modul'no-go preobrazovanija vospitatel'noj sredy obrazovatel'-nogo uchrezhdenija: ucheb.-metod. posobie / pod red. akademika RAO Z.I. Vasil'evoj. SPb., 2009.

3. Manujlov Ju.S. Konceptual'nye osnovy sredo-vogo podhoda v vospitanii // Vestn. Kostrom. gos. unta im. N.A. Nekrasova. 2008. T. 14. S. 21-27.

4. Novikova L.I., Sokolovskij M.V. Vospitatel'noe prostranstvo kak otkrytaja sistema (pedagogicheskaja sinergetika) // Obshhestvennye nauki i sovremennost'. 1998. № 1. S. 132-143.

5. Selivanova N.L. Sovremennye predstavlenija o vospitatel'nom prostranstve // Razvitie lichnosti shkol'-nika v vospitatel'nom prostranstve: problemy uprav-lenija. M., 2001.

Educational environment: quality criteria

The article presents an analytical review of various interpretations of the concept of "educational environment". The author describes the content of the quality criteria for educational environment from the standpoint of the holistic approach.

Key words: upbringing environment, quality of upbringing environment, criteria for the quality of upbringing environment, educators, students.

(Статья поступила в редакцию 15.10.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.