Научная статья на тему 'Геронтологическое образование в российской федерации в системе непрерывного образования'

Геронтологическое образование в российской федерации в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ / МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / CONTINUING EDUCATION / GERONTOLOGICAL EDUCATION / THIRD AGE / MODELS OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF GERONTOLOGICAL EDUCATION / KEY PRINCIPLES OF MODERN EDUCATION OF ADULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комаровская Елена Петровна, Боровикова Яна Владимировна, Жиркова Галина Петровна

Анализируется становление геронтологического образования в Российской Федерации в контексте непрерывного образования в модели «образование через всю жизнь». Рассмотрены тенденции, проблемы и перспективы развития геронтологического образования как действенного импульса к личностному развитию граждан на протяжении всей жизни и расширению образовательного пространства для лиц третьего возраста. Уделено особое внимание мировому опыту и выделены ключевые принципы современного образования взрослых в транспарентном образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комаровская Елена Петровна, Боровикова Яна Владимировна, Жиркова Галина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the formation of gerontological education in the Russian Federation in the context of continuing education in the model «education through life». The authors consider tendencies, problems and prospects of development of gerontological education as an effective impulse to personal development of citizens throughout life and expansion of educational space for persons of the Third Age. Special attention is paid to the general experience and the key principles of modern adult education in the transparent educational space.

Текст научной работы на тему «Геронтологическое образование в российской федерации в системе непрерывного образования»

известия вгпу

Е.П. КОМАРОВСКАЯ, Я.В. БОРОВИКОВА (Воронеж)

г.П. жиркова

(Санкт-Петербург)

геронтологическое образование в российской федерации в системе непрерывного образования*

Анализируется становление геронтологиче-ского образования в Российской Федерации в контексте непрерывного образования в модели «образование через всю жизнь». Рассмотрены тенденции, проблемы и перспективы развития геронтологического образования как действенного импульса к личностному развитию граждан на протяжении всей жизни и расширению образовательного пространства для лиц третьего возраста. Уделено особое внимание мировому опыту, выделены ключевые принципы современного образования взрослых в транспарентном образовательном пространстве.

Ключевые слова: непрерывное образование, ге-ронтологическое образование, третий возраст, модели развития системы геронтологи-ческого образования, ключевые принципы современного образования взрослых.

Глобальные демографические изменения инициировали новое осмысление процессов старения во взаимосвязи с индивидуальным развитием на протяжении жизненного пути, отношениями между поколениями, положением пожилых людей, проблемами развития общества в целом, т. к. проблемы, связанные с социальными процессами старения, долгое время не осознавались государством в качестве социокультурных приоритетов развития российского общества. Несмотря на то, что они находили отражение в политических программах, официальных документах трансформационного периода, их практическое разрешение ограничивалось гарантированной минимальной пенсионной поддержкой граждан третьего возраста. Кризис социальной политики в отношении пожилых людей проявился в оценке старости с позиций целесообразности

* Статья публикуется в рамках Международного форума РАО «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы».

ее исключительно социально-экономического поддержания [2, с. 275].

Однако осознание проблемы возрастной стратификации в Российской Федерации позволило трехсекторному партнерству «государство - бизнес - гражданское общество» выйти на диалог по вопросам увеличения пенсионного возраста и в данной связи расставить акценты, касающиеся граждан предпенсионного и пенсионного возраста. Поэтому в настоящее время актуальным является рассмотрение геронтологического образования в контексте непрерывного образования данной возрастной когорты через его переоформление из сферы социальных услуг, отражающей интересы пожилых потребителей, в модель «образование через всю жизнь».

Эксперты Организации Объединенных Наций отмечают, что быстрое старение населения оказывает влияние практически на все сферы деятельности любого государства и, прежде всего, на здравоохранение, занятость и рынок труда, социальные меры защиты граждан и экономический рост [5]. Если рассматривать институты образования взрослых, то крупнейшим интеллектуальным центром межправительственного сотрудничества по вопросам образования, науки и культуры является ЮНЕСКО [6]. В нее входят 188 стран, т. е. почти все государства мира за исключением США. Однако американские специалисты широко представлены в этой организации в качестве экспертов.

При ЮНЕСКО работает около 600 правительственных организаций. Во многих странах разработаны и осуществляются социальные программы в поддержку той части взрослого населения, которая хотела бы участвовать в различной образовательной деятельности. Государство должно гарантировать каждому взрослому человеку право на обучение. Форму же его человек выбирает сам.

В мире существует большое количество центров, деятельность которых направлена как на исследование и организацию непрерывного образования в своей стране, так и на налаживание интернационального взаимодействия. Теоретические исследования в этой области возглавляют Институт образования ЮНЕСКО (Гамбург) и Международный институт планирования образования (Париж). Крупными центрами также являются Международный институт образования (США), Швейцарская организация образования взрослых, Междуна-

© Комаровская Е.П., Боровикова Я.В., Жиркова Г.П., 2018

педагогические науки

родный педагогический центр (Франция), Национальный институт образования взрослых (Великобритания) [1, с. 87-88].

Европейской ассоциацией образования взрослых сформулированы следующие ключевые принципы современного образования взрослых [4]:

- новые базовые знания и навыки для всех, т. е. гарантии всеобщего непрерывного доступа к образованию для получения и обновления навыков, необходимых для включенности в информационное общество. К таким навыкам относятся компьютерная грамотность, иностранные языки, технологическая культура, предпринимательство и социальные навыки, а также умение учиться, адаптироваться к переменам и ориентироваться в потоке информации;

- увеличение инвестиций в человеческие ресурсы;

- инновационные методики преподавания и учения (учащийся перестает быть пассивным реципиентом информации, педагоги становятся во все большей степени консультантами, наставниками и посредниками, чья задача - помочь обучаемому; в методах обучения - приоритет личной мотивации, критического мышления и умения учиться);

- новая система оценки полученного образования (необходимо коренным образом изменить подходы к признанию учебной деятельности и ее результатов, особенно в сфере неформального и информального образования; признание этих видов образования помогло бы полнее отразить индивидуальный учебный опыт личности и повысить мотивацию к непрерывному учению);

- развитие наставничества и консультирования (каждому человеку на протяжении всей его жизни следует обеспечить свободный доступ к информации об образовательных возможностях в Европе; должна быть создана постоянная консультативная служба, которая могла бы дать рекомендации в сфере образовательного, профессионального и личного развития);

- приближение образования к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, а также информационных технологий (главная ответственность за развитие системы непрерывного образования ложится на местные органы власти; люди не должны быть вынуждены покидать свой родной город или поселок, чтобы получить качественное образование; приближение образования к дому также подразумевает создание просветительских центров в непосредственной близости

от нашего жилища - в школах, вузах, библиотеках, клубах, парках, религиозных центрах, центрах отдыха, на рабочих местах).

Для реализации обозначенных принципов необходимо построение государственной и негосударственной геронтологических моделей образовательной деятельности с учетом особенностей лиц третьего возраста, опирающихся на целостную картину социального и индивидуального опыта пожилых людей, первоначального осмысления и репрезентации исходных целей, динамики, задач, специфики ресурсных возможностей продолжения образовательных траекторий лиц третьего возраста.

Следует подчеркнуть, что в новой образовательной парадигме становление системы ге-ронтологического образования должно иметь все необходимые атрибуты подсистемы образования, такие как:

- совокупность различных направлений обучения и переобучения лиц третьего возраста с учетом их психофизиологических особенностей, предопределяющих построение учебного процесса на основе личностно ориентированной образовательной модели геронтоло-гического образования, которые должны быть включены в содержательный компонент системы;

- совокупность специализированных факультетов учебных заведений разных типов (как государственных, так и негосударственных) либо образовательных центров для лиц третьего возраста, в которых будет вестись не только обучение и переобучение пожилых граждан, но и подготовка по специальностям и направлениям геронтологического профиля, включая профильный вуз, которые должны образовать организационный компонент системы;

- управленческий компонент системы, иерархически связывающий структуры отраслевого управления подготовкой кадров геронтологического профиля наряду с органами и структурами управления образованием всех уровней.

Кроме того, четко обозначилась тенденция к реализации этой профильной подсистемой ее основных системообразующих функций:

• обеспечение условий для системно ориентированной на потребности социальной сферы и гибко реагирующих на их изменение подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

• установление устойчивой взаимосвязи геронтологического образования и социальной сферы.

известия вгпу

При всей неоднозначности формирования геронтологического образования как профильной подсистемы необходимо отметить, что на сегодняшний день его состояние характеризуется не только позитивными, но и негативными чертами, среди которых особого внимания с точки зрения эффективности функционирования и оптимальности управления развитием требуют следующие:

• отсутствие преемственности содержания геронтологического образования;

• противоречивость, плюралистичность и отсутствие концептуального единства теоретико-методологической базы геронтологиче-ского образования;

• организационная несогласованность профессиональной подготовки специалистов социального геронто-гериатрического профиля в разных учебных заведениях;

• несогласованность управления геронто-логическим образованием между ведомствами и на разных уровнях;

• отсутствие необходимых организационно-управленческих механизмов ориентации геронтологического образования на потребности социальной сферы и их изменение.

Государственные и негосударственные социально-педагогические модели поддержки граждан третьего возраста должны быть нацелены:

- во-первых, на практическую ориентированность геронтологического образования;

- во-вторых, на выбор взрослыми обучающимися направлений профессиональной деятельности в соответствии с их склонностями и личностными возможностями;

- в-третьих, на формирование соответствующего образовательного маршрута, включающего кроме обязательных дисциплин по выбранной специализации спецкурсы и факультативы и пр.;

- в-четвертых, на создание специализированного образовательного пространства для пожилых людей, в основе которого лежит обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для самоактуализации каждого обучаемого, а также его профессиональной самоидентификации в той или иной области знания.

Таким образом, построение личностной образовательной модели лиц третьего возраста должно базироваться на непрерывности, индивидуализации и вариативности геронтоло-гического образования.

Как показывает практика, для реализации вариативных, личностно ориентированных подходов к обучению необходимо:

• обеспечить свободу выбора каждым обучающимся собственной траектории получения профессионального образования, соответствующего мировому уровню социального, культурного, интеллектуального развития;

• создать в каждом учебном заведении обучающую среду, способствующую культурному, творческому расцвету индивидуальности каждого желающего воспользоваться программами переобучения;

• определить методы и технологии обучения с тем, чтобы сформировать в структуре деятельности лиц третьего возраста черты новой профессиональной деятельности;

• создать условия для адекватного оценивания личностного и профессионального успеха взрослых обучающихся;

• расширить и качественно усовершенствовать заочное, заочно-дистанционное и дистанционное обучение для данной возрастной когорты;

• разработать профориентационные программы для взрослых абитуриентов / слушателей и организовать соответствующую рек-ламно-пропагандистскую деятельность.

Создание гибкой вариативной системы ге-ронтологического образования, сочетающей в себе традиции и инновации, позволит обеспечить преемственность и необходимую степень интеграции всех ступеней образования в рамках единой системы непрерывного образования [3, с. 37].

Непрерывность образования в течение всего жизненного пути человека определяется необходимостью актуализации социальных знаний в условиях высокого темпа развития современного общества, где не только постоянно меняются технологии и совершенствуется техническая база, но и претерпевают значительные изменения социальные отношения между отдельными людьми, группами, коллективами, нациями и народами.

Становление системы геронтологическо-го образования возможно при безусловной и активной государственной поддержке, плодотворном взаимодействии всего научно-педагогического сообщества и самих лиц третьего возраста, в обстановке открытости системы российского образования мировой педагогической теории и практике.

Современная концепция открытого образования строится на обеспечении каждому человеку беспрепятственного доступа к образовательным ресурсам. Формированию системы открытого образования способствуют разворачивающиеся в сфере образования международные интеграционные процессы, а также

педагогические науки

процессы информатизации и технологизации, которые ведут к объединению ресурсов разноуровневых образовательных учреждений, реализующих программы обучения лиц третьего возраста, в единое информационное образовательное пространство, открытое по сети Интернет международному образовательному сообществу, другим социальным институтам, каждому человеку.

Создавая модель развития системы герон-тологического образования, следует учесть, что в этой области уже существуют теоретические и практические российские и зарубежные разработки, опираясь на которые можно выделить такие базисные требования, как:

• системность, предполагающая объединение материально-технических, учебно-методических, информационных, кадровых ресурсов образовательных учреждений разного уровня, функционирующих в тесной связи между собой и с органами, учреждениями и организациями социальной сферы;

• преемственность как по вертикали, так и по горизонтали, т. е. не только между различными ступенями и уровнями образования, но и в пределах отдельных образовательных программ;

• вариативность, предполагающая дифференцированный подход к организации и содержанию обучения и переобучения в зависимости от индивидуальных образовательных траекторий лиц третьего возраста;

• индивидуализация обучения, позволяющая, с одной стороны, реализовать личностно ориентированную модель обучения, с другой -создать необходимые условия для обучения в течение всей жизни;

• практическая направленность обучения;

• социальная эффективность путем достижения соответствия качества геронтоло-гического образования запросам взрослых граждан;

• экономическая эффективность, предполагающая окупаемость вложенных в ге-ронтологическое образование средств путем включения пожилых граждан в посильную трудовую, общественную (например, волонтерскую) деятельность.

Таким образом, сегодня открытость российского общества, обращение к мировому опыту приводят к возникновению и развитию новых форм и методов организации системы отечественного непрерывного образования, нестандартных путей к поиску и обретению человеком его идентичности в течение всей жизни. Вовлечение взрослого человека в раз-

ные формы образовательной деятельности позволяет ему не только удовлетворять возросшие потребности, но и полнее реализовывать себя в изменяющемся мире.

список литературы

1. Боровикова Я.В. Современное образование взрослых в контексте деятельности ЮНЕСКО как интеллектуального центра межправительственного сотрудничества по вопросам образования, науки и культуры // Актуальные проблемы гуманитарных наук (педагогика, психология, история, социология, политология): межвуз. сб. науч. работ. М.: Изд-во РГСУ, 2010. Вып. 8. С. 86-90.

2. Комаровская Е.П., Боровикова Я.В. Третий возраст в системе отечественной образовательной стратегии [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования: междунар. электрон. журн. 2018. № 4 (34). URL: https://pnojoumal.files. wordpress.com/2018/08/pdf_180445.pdf (дата обращения: 10.09.2018).

3. Ломакина Т.Ю. Диверсификация профессионального образования. М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2000.

4. Проект Меморандума непрерывного образования // Европейская ассоциация образования взрослых [Электронный ресурс]. URL: http://www. eaea.org (дата обращения: 18.09.2018).

5. Создание общества для людей всех возрастов. ООН. Мадрид, Испания 8-12 апр. 2002 г.

6. Education transforms lives [Electronic resource]. URL: https://en.unesco.org/themes/Education (дата обращения: 24.09.2018).

* * *

1. Borovikova Ja.V. Sovremennoe obrazovanie vzroslyh v kontekste dejatel'nosti JuNESKO kak in-tellektual'nogo centra mezhpravitel'stvennogo sotrud-nichestva po voprosam obrazovanija, nauki i kul'tury // Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk (pedagogika, psihologija, istorija, sociologija, politologija): mezh-vuz. sb. nauch. rabot. M.: Izd-vo RGSU, 2010. Vyp. 8. S. 86-90.

2. Komarovskaja E.P., Borovikova Ja.V. Tretij vozrast v sisteme otechestvennoj obrazovatel'noj stra-tegii [Jelektronnyj resurs] // Perspektivy nauki i obra-zovanija: mezhdunar. jelektron. zhurn. 2018. № 4(34). URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2018/08/ pdf_180445.pdf (data obrashhenija: 10.09.2018).

3. Lomakina T.Ju. Diversifikacija professional'-nogo obrazovanija. M.: CPNO ITOP RAO, 2000.

4. Proekt Memoranduma nepreryvnogo obrazo-vanija // Evropejskaja associacija obrazovanija vzroslyh [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.eaea.org (data obrashhenija: 18.09.2018).

5. Sozdanie obshhestva dlja ljudej vseh vozrastov. OON. Madrid, Ispanija 8-12 apr. 2002 g.

известия вгпу

Gerontological education

in the Russian Federation in the system

of continuous education

The article analyzes the formation of gerontological education in the Russian Federation in the context of continuing education in the model «education through life». The authors consider tendencies, problems and prospects of development of ge-rontological education as an effective impulse to personal development of citizens throughout life and expansion of educational space for persons of the Third Age. Special attention is paid to the general experience and the key principles of modern adult education in the transparent educational space.

Key words: continuing education, gerontological education, the Third Age, models of development of the system of gerontological education, key principles of modern education of adults.

(Статья поступила в редакцию 15.10.2018)

Е.и. САхАрчуК

(волгоград)

воспитывающая среда: критерии качества*

Представлен аналитический обзор различных трактовок понятия «воспитывающая среда», раскрыто содержание критериев качества воспитывающей среды с позиций целостного подхода.

Ключевые слова: воспитывающая среда, качество воспитывающей среды, критерии качества воспитывающей среды, воспитатели, воспитанники.

В настоящее время понятие «воспитывающая среда» используется и педагогами-теоретиками, и педагогами-практиками довольно активно, однако сущностные характеристики данного феномена трактуются неоднозначно. И это объяснимо, поскольку средо-вой подход вошел в педагогику сравнитель-

* Статья публикуется в рамках Международного форума РАО «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы».

но недавно (Ю.С. Мануйлов и др.). Средовой подход к воспитанию базируется на комплексе научно-философских представлений о характере взаимосвязи личности и среды, о диалектике организованности и стихийности сре-дового влияния. Среда в данном контексте понимается как совокупность условий, в которых пребывает субъект и которые способствуют формированию его образа жизни. Согласно концепции Ю.С. Мануйлова, в структуру среды входят «стихии» и «ниши» [3]. Стихия рассматривается как внешняя, энергетически мощная сила, властвующая над человеком и способная трансформировать сферу его ценностных отношений. Например, природная, социальная, культурная стихии, стихия рынка. Стихии Ю.С. Мануйлов разделяет на позитивные, конструктивные и разрушительные. Формами проявления стихийной силы у воспитанников могут стать протест, поклонение, любовь, взаимопомощь и другие личностные (групповые, массовые) проявления.

Понятие ниши соотносится с локальным участком в воспитывающей среде. Найти свою нишу - значит найти убежище, отвечающее потребностям личности, это «место», где ребенок или взрослый чувствуют себя комфортно. Ю.С. Мануйлов различает следующие ниши: духовные, социальные, природные и смешанные. Формирование воспитывающей среды осуществляется с учетом влияния существующих стихий и тех, которые могут возникнуть и будут способны оказать позитивное или негативное влияние на личностное развитие воспитанников.

Надо иметь в виду, что идея включения окружающей среды в систему воспитания не является абсолютно новой. А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др. полагали, что нужно использовать возможности среды в процессе обучения. Сре-довой подход позволяет объединить воздействия всех общественных и социальных воспитательных инструментов в пределах среды, окружающей образовательную организацию или организацию отдыха детей и их оздоровления.

Обстоятельная характеристика понятия «воспитательная среда» в органическом единстве с понятием «образовательное пространство» дана в работах Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Н.Е. Щурковой и др. По мнению Л.И. Новиковой, «воспитательное простран-

О Сахарчук Е.И., 2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.