Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал башкирской и марийской народной педагогики как источник формирования нравственной личности'

Воспитательный потенциал башкирской и марийской народной педагогики как источник формирования нравственной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / БАШКИРСКИЙ И МАРИЙСКИЙ НАРОДЫ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ / УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / FOLK PEDAGOGY / BASHKIR AND MARI PEOPLES / TRADITIONAL CULTURE / SPIRITUAL AND MORAL HERITAGE / FOLKLORE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Виталий Тимраевич

В данной статье рассматриваются традиции башкирской и марийской народной педагогики, выраженные в фольклоре и системе народного воспитания. Выявляется потенциал воспитательного опыта веками проживающих бок о бок башкирского и марийского народов. Аргументируется возможность преемственного его использования в современном воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The educational potential of the Bashkir and Mari folk pedagogy as a source of formation of the moral personality

This article discusses the traditions of the Bashkir and Mari folk pedagogy, expressed in folklore and the system of national education. It also reveals the potential of the educational experience, expressed in the traditional culture of centuries of living side by side Bashkir and Mari peoples. It is argued that the possibility of its successive use in modern educational process. The article argues for the possibility of continuity of its use in modern educational process.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал башкирской и марийской народной педагогики как источник формирования нравственной личности»

В. Т. Михайлов

53

УДК 37.014:37.034

В. Т. Михайлов

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Воспитательный потенциал башкирской и марийской народной

ПЕДАГОГИКИ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

В данной статье рассматриваются традиции башкирской и марийской народной педагогики, выраженные в фольклоре и системе народного воспитания. Выявляется потенциал воспитательного опыта веками проживающих бок о бок башкирского и марийского народов. Аргументируется возможность преемственного его использования в современном воспитательном процессе.

Ключевые слова: народная педагогика, башкирский и марийский народы, традиционная культура, духовно-нравственное наследие, устное народное творчество.

В воспитательном процессе обращение к народности (своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует самобытность народа) имеет огромное значение, ибо она выражает национальные и общечеловеческие ценности. Эти ценности представляют такие качества, которые делают человека человеком во все времена у всех народов, а именно: совесть, честь, порядочность, стыд, щедрость, справедливость, правдивость и т. п.

Аналогичными идеями проникнуто духовно -нравственное наследие башкирского и марийского народов. Оно во многом идентично, что объясняется гуманистической направленностью, природосообразностью и культуросообразностью воспитательной системы веками проживающих бок о бок народов. Это наследие проявляется в родном слове, устном народном творчестве, национальных традициях, народном искусстве и семейно-бытовой культуре, вобравших в себя важнейшие черты национальной жизни и народной мудрости, нравственные и эстетические искания, надежды, чаяния многих поколений.

На первое место среди воспитателей народная педагогика ставит родителей - отца и мать, пользующихся исключительным уважением и почитанием. Это выражается в таких афоризмах, как «Отец и мать - золотое семя» (баш.), «Стержень земли - отец и мать» (мар.).

«Ава - кава» («Мать - небо», т. е. наивысшая святыня) - гласит марийская пословица и определяет тем самым святое отношение народа к матери. В этих словах отражаются духовно-нравственные ценности марийского народа, проявляется его этническое самосознание. Народ высоко ценит роль матери в жизни, ее нравственную чистоту, безграничную преданность и любовь к своей семье, ребенку: «Руки матери - бальзам»; «Если у ребенка

палец заболит, у матери - сердце» (баш.). Народная мудрость наставляет на восприятие материнского труда с великой благодарностью: «Хоть на ладони испеки яичницу, все равно перед матерью останешься в долгу» (мар.).

Однако иногда выражается и другая, противоположная, мысль, как в следующих изречениях: «Мать о детях беспокоится, дети в степь смотрят» (баш.); «Сердце матери - рядом со своим ребенком, сердца детей - рядом с камнем» (мар.).

Следовательно, в устном народном творчестве значительное место отводится образу женщины-матери как символу доброты и мира и ее роли в формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

В педагогическом наследии народа основополагающей является идея добра, любви и благополучия в семье. При этом подразумеваются не только и не столько сентиментальные чувства, не только привязанность к родным, но также признательность, восхищение, сострадание, почтение и благосклонность. В народе счастливой признается семья, созданная на взаимной любви: «Муж и жена - спаренные колокольчики»; «Без любви перевернется вся жизнь» (мар./ В пословицах подчеркивается необходимость любви к нуждающимся в защите детям: «Ястребу дорого небо, скакуну степь, отцу, матери - ребенок» (баш.), а также гуманистический характер воспитания: «Душа ребенка - мягкий воск: царапнешь, следы останутся» (мар.).

В традиционной культуре воспитания почитание родителей беспрекословно, а назидания категоричны. По этому поводу марийская пословица гласит: «Ослушавшийся родителей потеряет голову». В то же время было выработано незыблемое правило: родители несут моральную ответственность за то, какими вырастут дети, кем

54

Педагогические науки

они становятся в жизни. По этому поводу говорится: «Если не поумнел от молока матери, от коровьего не поумнеешь» (баш. и мар.) или «Какова птица, таков и птенец» и «Чему научились в гнезде, то делают в полете» (баш.); «Глядя на мать - женись на дочери, глядя на отца - выходи замуж» (мар.). Народный воспитательный опыт исходит из того, что родители и старшие должны стать примером и образцом для ребенка. Только тогда он сможет сложиться как личность, ибо «Глядя на отца сын растет, глядя на мать -дочь», «С матери увидит, шубу скроит, с отца увидит - лук поточит» (баш.).

В народе постепенно сформировался идеал человека, в котором сосредоточивались лучшие качества личности. Основу ее формирования составляли нравственные заповеди народа: башкирского - «Будь сыном не только своего отца, но и родины», «Своя земля - золотая колыбель», «Лучше быть в родной стране стелькой, чем султаном в чужой стране»; марийского - «Люби свой народ как родную мать, защищай его как отца», «Любовь к родине и в огне не горит, и в воде не тонет», «У кого сердце горит за родину, он сильный». При этом значительное место в народной педагогике отводится этическим правилам: «Заблудишься - вперед смотри», «Кто испытан раз, того не пытай тысячу раз», «Вперед взгляни один раз, оглянись - пять раз» (баш.); «Если человек повторяет свою ошибку, то делает это осознанно»; «Другого обманешь раз, а себя - на всю жизнь»; «Упал - не беда, не поднимешься - беда» (мар.).

По определению народа основу семейного счастья составляет труд: «Кто трудится, у того и дом, и песня имеется» (баш.); «Самое большое счастье в труде» (мар.). При этом народ акцентирует внимание на то, что вне труда нет и не может быть духовно богатой и гуманной личности: «Человека человеком делает труд» (баш.); «Труд красит человека» (мар.). Поучителен рассказ-притча о матери и дочери, содержание которого у башкир и марийцев в буквальном смысле слова совпадает: «Жили-были мать и дочь. Мать говорит дочери:

- Доченька, пора на жатву выходить.

Дочь отвечает:

- Зачем, мама, к зиме ты умрешь, я замуж выйду, а нашу черную буренку волк съест.

К зиме мать не умерла, а дочь замуж не взяли» [1, с. 47].

Суть рассказа заключается в том, что лень ведет к моральному упадку, духовному опустошению, а труд - начало всех нравственных норм жизни. Не случайно именно по отношению к труду на-

род судит о человеке: «Любящий труд народом любим» (баш.); «Человек, живущий без труда, никогда не будет достойным» (мар.).

Трудовые традиции уходят своими корнями в глубь народной жизни. Старшее поколение является хранителем общественного опыта, мудрости, знаний, жизненных навыков. Оно по эстафете передает младшему поколению самые основные умения и навыки, материальные и духовные богатства. По этому поводу народная мудрость гласит: «Советы старшего - серебро» (мар.). Всеобщее уважение и любовь к старшему поколению - хранителю общественного опыта, мудрости, знаний, жизненных навыков - мы обнаруживаем в содержании таких марийских пословиц, как: «У старого дуба крепкие ветки», «Сложно ухватиться за запястье деда», «Не задирай нос выше головы». Они пронизаны добротой и гуманизмом, проповедуют идею значимости и необходимости восприятия жизненного опыта старших и требуют почтительного отношения к ним.

Образ мысли, поступки и действия, выраженные в традиционной культуре башкирского и марийского народов, направлены на мирный труд, бытие в гармонии и согласии со своими соседями и представителями других народов: «Видел раз -знакомый; видел два - товарищ; видел три -друг» (баш.); «Собравшись в путь, обращайся к русскому «земляк», татарину - «брат», чувашу -«родственник» (мар.). Стремление остановить зло, делать добро окружающим, жить в мире и дружбе - национальная черта башкир и марийцев. Для сравнения: «Бросившему камень, подай пищу», «Доброе дело не забывается», «Доброе дело ласкает, худое - коробит» (баш.); «Никогда не надо мстить, хотя умеешь и сможешь», «Малая месть приводит к большим ошибкам» (мар.).

Нравственные представления народа проявляются и по отношению к хлебу. Хлеб для народа -важнейший продукт, основа жизни. По настоящее время хлеб имеет высокий символический статус во многих обрядах башкир и марийцев. Гостей встречают и провожают хлебом-солью, и, если возникает необходимость отстаивать свою честь, и башкир, и мари клятву дают на хлебе: «Клянусь хлебом!».

Еще одно направление в народной педагогике -отражение стремления народа к умственному воспитанию детей. При этом народ тесно связывает умственное развитие с нравственным. Люди, стремящиеся к знанию, учению, всегда пользовались уважением: «Не золото является богатством, а знание», «Знающий спасся от тысячи бед» (баш.).

В. Т. Михайлов

55

В этих целях уместно используются пословицы, поговорки, загадки и народные приметы. Возрастающая роль знаний в жизни человека выражена в таких изречениях, как: «Человек без знания -слепой», «Знания дороже богатства», «Знающий человек не пропадет», «Сильный победит одного, знающий - тысячу» (баш.); «Знающий новую дорогу прокладывает, незнайка - кирпичи греет (на печи лежит)», «Достаток человека - в ученье» или «Много видел не тот, кто долго жил, а тот, кто много учился» (мар.).

Во многом близки к пословицам и поговоркам по своему воспитательному потенциалу загадки. Они способствуют развитию умственных и нравственных качеств ребенка, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие умозаключения. Загадки часто складываются на сюжетной, структурной основе устных рассказов-притч. Так, сюжетные мотивы марийских рассказов-новелл «Ешь масло и мед», «Отец и сын» целиком построены на основе загадок-метафор.

Формированию умения наблюдать за явлениями природы, обогащению детей эмпирическими знаниями служат народные приметы. Народ на их основе учил детей ориентироваться в окружающей действительности, «читать» природу как книгу, понимать и близко воспринимать ее «живые»

страницы. Наглядным примером тому служат такие приметы, как «Когда распускаются листья дуба, земля набирает силу. Землю надо пахать, когда распускаются листья березы. Овес сеют во влажную почву и в период, когда начинают квакать лягушки. Пшеницу сеют, когда цветет черемуха» (мар.) [2, с. 15].

Таким образом, духовно-нравственное наследие башкирского и марийского народов, выраженное в традициях, фольклоре и системе народного воспитания, выступает источником формирования лучших черт и качеств личности. Народ, опираясь на свою педагогику, старается давать установку на гармоничное сосуществование с окружающим миром, выражает веру в духовные силы и творческие возможности человека.

Ш

1. Баймурзина В. И. Теория и практика башкирской народной педагогики: учеб. пособие. Уфа, 1995. 135 с.

2. Сави В. (Мухин). У корно. М.: Центриздат, 1924. 204 с.

1. Bajmurzina V. I. Teorija i praktika bashkirskoj narodnoj pedagogiki: ucheb. posobie, Ufa, 1995, 135 p.

2. Savi V. (Muhin). U korno, M.: Centrizdat, 1924, 204 p.

V. T. Mikhailov

Mari State University, Yoshkar-Ola

The educational potential of the Bashkir and Mari folk pedagogy

AS A SOURCE OF FORMATION OF THE MORAL PERSONALITY

This article discusses the traditions of the Bashkir and Mari folk pedagogy, expressed in folklore and the system of national education. It also reveals the potential of the educational experience, expressed in the traditional culture of centuries of living side by side Bashkir and Mari peoples. It is argued that the possibility of its successive use in modern educational process. The article argues for the possibility of continuity of its use in modern educational process.

Keywords: folk pedagogy, Bashkir and Mari peoples, traditional culture, spiritual and moral heritage, folklore.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.