Научная статья на тему 'Духовно-нравственный потенциал народной педагогики в формировании поликультурной личности'

Духовно-нравственный потенциал народной педагогики в формировании поликультурной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ТРАДИЦИИ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатова З. А.

В статье рассматривается использование духовно-нравственного потенциала народной педагогики в формировании поликультурной личности. Автор на примере образовательных учреждений Республики Башкортостан описывает формы, средства, методы воспитания поликультурной личности и на основе теоретического и практического анализа литературы по данной проблеме, многолетнего опыта работы, приходит к выводу о том, что целенаправленное использование традиций народной педагогики способствует формированию поликультурной личности, и предлагает педагогам свои рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственный потенциал народной педагогики в формировании поликультурной личности»

УДК 37.01: 018

духовно-нравственный потенциал народной педагогики

В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ

© З. А. Булатова

Башкирский институт развития образования.

Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450005, ул. Мингажева, 120.

Тел./факс: + 7 (347) 228 80 36.

E-mail: fvoz@biro. ufanet. ru

В статье рассматривается использование духовно-нравственного потенциала народной педагогики в формировании поликультурной личности. Автор на примере образовательных учреждений Республики Башкортостан описывает формы, средства, методы воспитания поликультурной личности и на основе теоретического и практического анализа литературы по данной проблеме, многолетнего опыта работы, приходит к выводу о том, что целенаправленное использование традиций народной педагогики способствует формированию поликультурной личности, и предлагает педагогам свои рекомендации.

Ключевые слова: народная педагогика, традиции, поликультурная личность,

толерантность, национальность, формирование.

Непростые социально-экономические преобразования, болезненный перелом в сознании людей привели к ослаблению духовности населения, культу материального обогащения, к пренебрежению опытом старших поколений. Особую отрицательную роль зачастую играют печатные издания, телевидение. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры привело к кризису общественного сознания, формированию неблагоприятной общественной атмосферы: растет уровень преступности (в том числе детской), насилия. Стремление противостоять этому разрушению и побудило педагогов использовать интеллектуально-нравственный потенциал, заложенный в народных традициях.

О значение традиционных народных культур в образовании и воспитании подрастающих поколений писали прогрессивные педагоги и общественные деятели России. К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой были глубоко убеждены в том, что воспитанный человек может быть сформирован только в среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, сохраняется преемственность между прошлым, настоящим и будущим [1, с. 109].

Воспитательный потенциал народной педагогики является фундаментальной основой формирования нравственности, духовно-личностных качеств человека, гражданина, патриота. Через почитание семейных ценностей, индивидуальных особенностей каждого рода сохраняется связь поколений, формируются идеи терпимости, вера в доброе, вечное. Главная ценность народной педагогики состоит в формировании духовно-нравственного воспитательного потенциала, который обогащается через изучение народного фольклора, сохранение семейных традиций и обычаев, уважение к родным и близким, прививание таких морально-нравственных качеств, как гражданственность, патриотизм,

доброта, толерантность. По утверждению Г. Н. Волкова, народная педагогика - общечеловеческая идеология, и, как любая идеология, имеет свою нравственную доминанту [2]. Нравственность, как особая форма общественного сознания и социальных отношений, выступает в роли основного регулятора действий человека в обществе с помощью норм, правил, обычаев и традиций. «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке»,- писал В. А. Сухомлинский [1, с. 124].

Народы в любви и ненависти едины. Все народы воспевают гражданственность, материнство, любовь, юность, преклоняются перед мудростью старших. Каждый этнос имеет свой идеал человека и стремится воспроизвести его в отдельных личностях.

Народная педагогика носит общечеловеческий характер. Во все времена у народов одни и те же общие нравственные ценности: любовь, свобода, справедливость, мир. Огромное значение в народном воспитании порастающего поколения имеет труд. Трудолюбие, старательность наших предков рождались не просто в трудовом процессе, а являлись итогом их богатой духовно-нравственной жизни. Трудовая взаимопомощь считалась лучшей традицией народов. Например, у русских, украинцев, башкир, татар и других народов деревянные избы строили все вместе. Взаимовлияние культур можно наблюдать в национальных костюмах. Диалог культур способствует формированию положительного, толерантного взаимоотношения народов. Всем следует помнить башкирскую пословицу: «Разобщенный народ обречен на погибель, сплоченный - на победу».

Ни один человек не может жить без каких-либо взаимоотношений с другими людьми, ни одна

этническая общность не способна существовать в абсолютной изоляции. Каждый этнос открыт для контактов и восприятия культурных достижений других народов. Необъятна и уникальна традиционная педагогическая культура каждого этноса. Несмотря на внешнюю непохожесть педагогических культур разных народов, в любой из них можно обнаружить то единое и непреходящее, которое образует общечеловеческие ценности, в основе которых лежит приверженность к Добру, Красоте и Истине. «Доброта рождает доброту»,- заключают персидские мудрецы.

Как отмечают К. Ш. Ахияров, В. И. Баймур-зина, Г. Н. Волков, З. Г. Нигматов, Л. М. Кашапова, М. Г. Тайчинов, в условиях многонационального государства социальная стабильность зависит от того, настолько приоритетной является педагогика многокультурности и толерантности. Современная образовательная система должна реализовать принцип последовательного восприятия обучающимися культуры своего этносоциума, культуры совместно проживающих народов, чтобы затем они пришли к пониманию мировой культуры [2-5].

Образование во все времена способствовало сохранению стабильности общества, разумному взаимоотношению людей разных национальностей, взаимовлиянию культур. Сегодня возникает потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе знания в области национальной культуры, ориентацию на этнокультурные духовные ценности, толерантность и способность к ме-жэтническуому и межкультурному диалогу. По мнению З. Я. Рахматуллиной, в течение тысячелетий люди искали способы организации отношений, способствующих достижению согласия и взаимопонимания в обществе, созданию атмосферы терпимости и доброжелательности [6].

В Концепции национального образования и принципов обучения на родных языках Республики Башкортостан отмечается, что социальная зрелость и национальное самочувствие общества во многом определяется уровнем развития национальных образовательных систем, воспитанием подрастающего поколения в духе самобытных культур, хорошим знанием родного, русского и иностранного языков и владением навыками информационной культуры.

В современной педагогической науке воспитание уважения к культуре других народов происходит на принципах толерантности. Башкортостан называют сердцем Евразии, местом доброго взаимодействия ислама и православия, культур тюркских, славянских, финно-угорских народов. Республика Башкортостан выделяется в составе Российской Федерации устойчивостью межнациональных отношений. Жить в России для башкортостан-

цев всегда означало не только вести совместное хозяйство и поддерживать боевое содружество, но и предполагало духовное взаимообогащение. «...В Башкортостане, как в капле воды, отражается вся Россия с ее многообразием культур, религий, языков и дружбой народов»,- отметил В. В. Путин [7].

Незнание своих корней делает человека безразличным ко всему. Это заставляет нас искать наиболее эффективные, продуктивные методы воспитания у ребенка интереса к национальной культуре, к родному языку. Многие добрые традиции народа в условиях современной школы обогащаются новым содержанием. Рассмотрим формирование поликультурной личности на основе традиций народной педагогики на примере образовательных учреждений Республики Башкортостан.

Башкирская гимназия г. Белебея Республики Башкортостан, где обучаются дети 8 национальностей, ставит перед собой новые задачи, связанные с общим процессом возрождения и развития башкирского народа. Основной целью в учебном заведении является создание оптимальных условий для формирования высокообразованной, нравственной, духовно-богатой и гражданско-активной личности на основе культуры, традиций и обычаев башкирского народа. В гимназии работают 13 кружков, отделение искусств по четырем направлениям: музыкальное, хореографическое, фольклорное, художественное, выпускается школьная газета «Ынйы-лар» («Жемчужины»). Основной акцент сделан на сохранение и развитие традиционного национального исполнительства. По этому направлению работают классы башкирского фольклора; дети овладевают искусством игры на курае, думбре.

Задача педагогов муниципального

образовательного учреждения Татарская гимназия № 84 г. Уфы Республики Башкортостан -

ориентироваться на нравственные нормы и ценности, которые никогда не устаревают. На уроках, внеклассных занятиях педагоги формируют у детей чувство долга и благожелательности, уважение к дружбе, твёрдость и стойкость характера, самообладание; используют в организации учебновоспитательного процесса местный, региональный материал, вовлекают детей в поисковую работу, исследовательскую и краеведческую, проектную деятельность, воспитывают потребность в изучении родного языка. В гимназии проводится систематическая работа по укреплению духа толерантности, формированию отношения открытости, внимания друг к другу, солидарности. В связи с принятием закона «О языках народов Республики Башкортостан» перед образовательным учреждением встала задача пересмотра содержания и технологии обучения лингвистическим дисциплинам (русскому, башкирскому, татарскому, иностранному языкам). В плане воспитательной

работы в гимназии отражаются и учитываются этнические, культурные, бытовые особенности русского, башкирского и татарского народов и их культурно-исторические возможности. В гимназии введен спецкурс «Народная педагогика», разработанный на основе авторской программы, к нему издано учебно-методическое пособие [8]. В рамках спецкурса прогрессивные педагогические и новые информационные технологии соотносятся со средствами народной педагогики [9].

Обязательное знание истории семьи, рода, деревни, своего народа всегда являлось необходимым средством укрепления чувства принадлежности каждого человека к своему этносу, консолидации народа и, таким образом, играло важную роль в нравственном воспитании детей на основе народных традиций. Составление шежере рода или племени - давний обычай башкир, для которых обязательным требованием было знание 7 поколений своих предков. Заслуга возрождения былого значения шежере принадлежит башкирскому ученому-историку Р. Г. Кузееву. Родословная включала в себя сведения об исторических событиях, быте, нравах, морально-этических нормах этноса, сюжеты произведений народного творчества, литературные фрагменты.

Воспитание уважения друг к другу, терпимости на основе использования народной мудрости -основная задача муниципального образовательного учреждения с. Метевбашево Белебеевского района Республики Башкортостан, в котором обучаются дети башкирской, татарской, марийской национальностей. Школьники с односельчанами решили организовать праздник шежере, на котором обратились к своим истокам, к памяти старших поколений, к их духовному наследию.

Насыщенный событиями день, праздник ше-жере, начался рано утром со встречи гостей. Юноши и девушки в национальных костюмах на башкирском, татарском и марийском языках, с хлебом-солью, кумысом, чак-чаком приветствовали гостей. З. А. Якупов, генеральный директор производственно-коммерческой фирмы «Жилстройком-плектснаб» г. Уфы, привез проект мечети и соответствующие документы для строительства ее здания. Жители села надеются, что в деревню вернется вера. Имам-хатиб Мухаммет Галлям благословил доброе начинание. С надеждой на хорошее будущее села, все отправились на любимую односельчанами поляну Белого родника, где их ждали представители четырех родов, чтобы продемонстрировать свои генеалогические древа. Столы были полны национальных блюд, выставлены изделия народных мастериц.

Род Танакбаевых известен не только в марийской деревне Аккаин, входящей в состав Метев-баша, но и далеко за его пределами. Их род дер-

жится на жителе деревни Аккубек Танакбае. Его дед Игебай, отец Ахмет, мать Роза всю жизнь обучали детей. Сохранились сведения о представителе третьего поколения рода - Игебае. Минигарей Иги-баевич Т анакбаев около сорока лет был директором Метевбашевской школы, а сын механизатора Ми-нияра Танакбаева Олег Миниярович, подполковник милиции в отставке, ныне - руководитель юридической компании в г. Москва.

Род Шамсутдиновых представил директор фирм «Белпром» и «Квант» Шамиль Исмагилович. В его родословной - Шараповы, Фазлутдиновы, Якуповы, Арсланбековы, уважаемые люди села. В составлении шежере ему помог сын основателя учительской династии Кашафутдина Фазлутдинова Айрат Кашафович, бывший председатель колхоза, ныне пенсионер, ветеран труда. Ахун Якупов вырастил 11 детей, Нагим Шарапов - механизатор колхоза, Арсланбеков Ринат - врач. Представители этого рода обладают трудолюбием, стремлением к знаниям и многими другими пложительными качествами.

Самому старшему представителю рода Аюповых Якупу Юнусовичу 86 лет. Ветеран войны и труда, посвятивший сою жизнь лесному хозяйству, он посадил миллионное дерево в 60 лет, украсил Землю 3500 гектарами леса. Его старший сын Зуфар Якупович приехал с четырьмя сыновьями и внуком. На свое родословное дерево он потратил несколько лет, много работал в архивах Санкт-Петербурга, Пензы, Уфы, Казани, Нижнего Новгорода. Род Аюповых известен с 1507 года. Они продолжатели имени знатного рода Эйюба, жившего в Казани и Арске Казанского ханства, владевшего большими землями и торговыми домами. Князь Эйюб геройски погиб при защите Казани от войск Ивана Грозного. Произошло историческое для семьи и всей деревни событие: князь Зуфар Аюпов вручил самым уважаемым односельчанам медали «Честь и слава», «Честь и польза», школе - ценные подарки.

Праздник шежере плавно перетекает в любимый народом Сабантуй. Начало лета в деревне Ме-тевбаш ознаменовалось историческим событием: началом возрождения мечети, встречей представителей разных поколений. Добрые дела останутся в человеческой памяти и передадутся нашим потомкам. В этот день у всех собравшихся появилось желание изучить свою родословую, узнать, какими были их прадеды, и поступать так, чтобы не было стыдно перед будущим поколением.

Социально-политические условия современного этапа развития общества требуют усиления внимания к формированию у подрастающего поколения таких общечеловеческих нравственных качеств, как взаимоуважение, взаимопонимание и взаимотерпимость. Поэтому сегодня через систему

образования целенаправленно должно осуществляться объединение представителей различных национальностей, вероисповеданий, воспитания в них чувства уважения к обычаям и традициям, языку, истории и культуре друг друга, а также формирование чувства гордости за достижения своей культуры. По итогам экспериментальных работ предлагаю следующие рекомендации по формированию нравственной поликультурной личности.

1. Учебно-воспитательный процесс по формированию личности на основе традиций народной педагогики должен быть организован в тесном взаимодействии семьи, школы и общественности.

2. Преподавание предметов должно быть эт-нологизированным.

3. Необходимо уделять особое внимание толерантности учащихся в поликультурной среде современных школ.

4. Следует организовать изучение родного языка, истории и культуры народа как основу формирования национального самосознания.

5. В учебно-воспитательном процессе необходимо сочетание прогрессивных педагогических технологий со средствами народной педагогики.

С любви к своему народу, его национальным традициям начинается любовь к своему многонациональному Отечеству, уважение к культуре другого этноса. Результатом усвоения народных тра-

диций становится формирование духовно-нравственной личности. Счастливое, достойное будущее великой России и Башкортостана зависит от того, насколько мы, педагоги, сумеем воспитать в детях любовь к родному языку, истории и культуре своего народа, сформировать в них толерантность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дик Н. Ф. Воспитательная работа со старшеклассниками. Ростов н/Д: Феникс. 2007. - 352 с.

2. Ахияров К. Ш. Народная педагогика и современная школа. Уфа: БашГПУ, 2000. - 326 с.

3. Баймурзина В. И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность. Уфа: ИИЛ, УНЦ РАН, 1996.

4. Кашапова Л. М. Народная педагогика и современная школа: управление процессом взаимодействия. Уфа: Баш-ГПУ, 2004. - 48 с.

5. Тайчинов М. Г. // Этнодидактика народов России -исследовательский проект ЮНЕСКО. Нижнекамск: Издательство НМИ, 2006. — 361 с.

6. Рахматуллина З. Я. Этикет как ценность культуры. Уфа: Гилем, 2004. - 240 с.

7. Рахимов М. Г. Совместно укреплять и возвышать Россию. Режим доступа: www.bashkortostan.ru

8. Булатова З. А. Учебно-методическое пособие к спецкурсу «Народная педагогика». Уфа: БИРО, 2007. -38 с.

9. Булатова З. А. // Учитель Башкортостана. 2005. № 7. С.66-68.

Поступила в редакцию 26.10.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.