Научная статья на тему 'Воспитательный аспект формирования морально-психологической устойчивости курсантов'

Воспитательный аспект формирования морально-психологической устойчивости курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МВД / EDUCATIONAL ORGANIZATION MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / КУРСАНТ / CADET / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / MORAL AND PSYCHOLOGICAL STABILITY / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / EDUCATIONAL POTENTIAL / ПРОТИВОРЕЧИЯ / CONTRADICTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сибирко Михаил Анатольевич

В статье обоснована необходимость формирования морально-психологической устойчивости курсантов образовательных организаций МВД. Дано авторское определение морально-психологической устойчивости, ее формирование рассмотрено с позиции единства внешнего и внутреннего процессов. Раскрыты внешние и внутренние противоречия, являющиеся движущими силами воспитания морально-психологической устойчивости курсантов в процессе учебных и внеучебных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сибирко Михаил Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ASPECT OF FORMATION OF MORAL AND PSYCHOLOGICAL STABILITY OF CADETS

In article the author proved need of formation of moral and psychological stability of cadets of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs, gave own definition of moral and psychological stability, considered its formation from a position of unity of external and internal processes and opened the external and internal contradictions which are driving forces of education of moral and psychological stability of cadets in the course of the educational and nonlearning occupations.

Текст научной работы на тему «Воспитательный аспект формирования морально-психологической устойчивости курсантов»

УДК 37:372.8 10.20310/1810-231Х-2018-17-2(36)-99-101

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ

Сибирко Михаил Анатольевич

Воронежский институт МВД России, Россия, г. Воронеж е-шаД: msibirko@yandex.ru

В статье обоснована необходимость формирования морально-психологической устойчивости курсантов образовательных организаций МВД. Дано авторское определение морально-психологической устойчивости, ее формирование рассмотрено с позиции единства внешнего и внутреннего процессов. Раскрыты внешние и внутренние противоречия, являющиеся движущими силами воспитания морально-психологической устойчивости курсантов в процессе учебных и внеучебных занятий.

Ключевые слова: образовательная организация МВД, курсант, морально-психологическая устойчивость, формирование, воспитательный потенциал, противоречия

Одной из важнейших задач, которую необходимо решить в процессе подготовки будущих офицеров полиции, является формирование личностно-профессиональных качеств, соответствующих современным потребностям личности, общества, государства. В условиях сложной криминогенной обстановки в России, многогранного и противоречивого воздействия социально-экономических, моральных, политических и иных факторов на профессиональную деятельность сотрудников особое значение приобретает формирование такого личностно-профессионального качества, как морально-психологическая устойчивость сотрудника полиции [1]. Для курсантов формирование этого качества начинается в образовательном процессе ведомственного вуза.

Как известно, в наиболее общем представлении формирование - это совокупность приемов и способов социального воздействия на человека, имеющих целью создать у него систему определенных отношений, ценностных ориентаций, убеждений, а также воспитать личностные и профессионально значимые качества [2]. При этом формирование всегда целенаправленно. В частности, оно может быть целенаправленно на формирование морально-психологической устойчивости курсантов.

Формирование морально-психологической устойчивости курсантов образовательных организаций МВД представляет единство двух развернутых во времени процессов. Один из них внутренне детерминирован, это

процесс личностно-профессионального развития. Другой процесс детерминирован внешне. По отношению к личности курсанта, - это обучение и воспитание в образовательной организации МВД. Являясь механизмами внешнего воздействия на формирование морально-психологической устойчивости курсантов, обучение и воспитание относительно обособлены, но при этом постоянно взаимодействуют и переплетаются. Это - механизмы целенаправленного управления процессом формирования личностно-профессиональных качеств курсантов, одним из которых является морально-психологическая устойчивость.

Отметим, что морально-психологическая устойчивость - это система личностных качеств сотрудника полиции (знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, мотивов, установок, черт характера), определяющих его способность сохранять высокую функциональную активность и успешно выполнять поставленные задачи в любых условиях осуществления профессиональной деятельности, в том числе и в экстремальных условиях. Важно, что в морально-психологической устойчивости находят отражение такие необходимые сотруднику полиции личностные качества, как: профессиональное мастерство, физическая выносливость, дисциплинированность и организованность, оказывающие определяющее влияние на способность сотрудника эффективно решать задачи профессиональной деятельности [3].

Формирование морально-психологической устойчивости курсантов будет успешным

лишь в том случае, когда курсанты осознают его значение и понимают место этого личностного качества в системе личностно-профессиональных качеств сотрудника полиции. В этой связи особую роль в формировании этого личностно-профессионального качества призвано сыграть воспитание. Воспитание морально-психологической устойчивости кур-сайтов, как внешне детерминированный процесс можно определить, как целеустремленное и организованное взаимодействие и воздействие должностных лиц ведомственного вуза, профессорско-преподавательского состава на сознание, чувства, волю курсантов в целях формирования у них высоких моральных, психологических и профессиональных качеств, развития и совершенствования духовных и физических сил, обеспечивающих высокую функциональную активность и готовность успешно выполнять поставленные задачи в любых условиях осуществления профессиональной деятельности.

В то же время, воспитание курсанта в образовательной организации МВД не ограничивается целенаправленной деятельностью преподавателей, руководителей, командиров по формированию и развитию личности курсанта, побуждению его к самосовершенствованию в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сотрудникам полиции. Оно включает и деятельность общества, государства, их организаций и учреждений, должностных лиц [41.

Действительно, движущими силами, определяющими воспитание в ведомственных образовательных организациях, выступают противоречия, которые возникают внутри самой системы и при ее взаимодействии с внешней средой. Это противоречия, проявляющиеся в процессе воспитания, можно разделить на внешние и внутренние. Внешние (объективные) - это противоречия между внешними воздействиями, требованиями общества к подготовке сотрудников полиции и внутренней готовностью курсантов им соответствовать; между целенаправленностью и планомерностью процесса воспитания и неоднозначным влиянием социальной среды; между обобщенным опытом, представленным в содержании воспитания, и индивидуальным жизненным опытом отдельных курсантов; между новыми задачами воспитания курсантов в ведомственном вузе и достигнутым уровнем воспитанности отдельных курсантов; между коллективными формами воспитания в ведомственном вузе и индивидуальным характером формирования личност-

ных качеств; между регламентацией процесса воспитания и собственной активностью курсантов.

Внутренние (субъективные) - это противоречия: между пониманием отдельными курсантами нравственно-этических норм и правил поведения в коллективе, обществе и уровнем сформированности соответствующих умений и привычек; между сформированным у отдельных курсантов идеалом личности профессионала и его реальным поведением, между предлагаемыми моральными нормами и отношением к ним отдельных курсантов и др.

Разрешение указанных и связанных с ними противоречий в процессе воспитания позволяет обеспечить высокий уровень сформи-рованности морально-психологической устойчивости курсантов, их готовности осуществлять эффективные действия в любых условиях профессиональной правоприменительной деятельности.

Значительным воспитательным потенциалом обладают учебные занятия, для каждого из которых преподаватели определяет не только учебные, но и воспитательные цели. Однако процесс воспитания в ведомственном вузе не ограничивается лишь учебными занятиями, он продолжается и во внеучебное время. Так, для воспитания морально-психологической устойчивости курсантов необходимо проведение различных мероприятий, которые целесообразно объединить в комплексную программу. Кроме непосредственно мероприятий, составляющих содержание воспитания морально-психологической устойчивости, в такой программе находят отражение формы и методы проведения мероприятий, необходимые для этого средства.

Так, в программу воспитания морально-психологической устойчивости курсантов могут быть включены следующие мероприятия: тематический вечер «Сотрудник полиции - высокое звание», диспут «Какими должны быть моральные принципы сотрудника полиции?», круглый стол с участием выпускников вуза - сотрудников полиции на тему: «Морально-психологическая устойчивость сотрудника в конкретных ситуациях профессиональной деятельности» и др.

Важно отметить, что, рассматривая воспитательные возможности учебных занятий, внеаудиторных мероприятий в формировании морально-психологической устойчивости курсантов, необходимо учитывать то обстоятельство, что хотя ее формирование и происходит под влиянием внешним (обучение и воспитание) факторов, но оно играет

определяющую роль в развитии личности только при условии положительного влияния на внутреннее стимулирование активности личности в работе над собой и лишь в той мере, в какой они актуализируют личностный потенциал курсанта, являясь внешней причиной формирования этого важного лич-ностно-профессионального качества.

Литература

1. Мещерякова Е. И., Панферкина И. С. Морально-психологическая подготовка курсантов как основа эффективной профессиональной деятельности специалистов в экстремальных условиях // Вестник Воронежского института МВД России. 2012. № 3. С. 120-126.

2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шия-нов Е. Н. Общая педагогика: в 2 ч. М., 2003. Ч. 1.

3. Черненилов В. И. Психологическая устойчивость личного состава органов внутренних дел к деструктивным информационно-психологическим воздействиям // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 3(66). С. 3-6.

4. Мещерякова Е. И. О педагогических условиях профессионального воспитания будущих специалистов в ведомственных образовательных организациях // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Тамбов, 2017. С. 377-382.

References

1. Meshheryakova E. I., Panferkina I. S. Moral'no-psikhologicheskaya podgotovka kursantov kak osnova effektivnoj professional'noj deyatel'nosti spetsialistov v ekstremal'nykh usloviyakh [Moral and psychological training of cadets as a basis of effective professional activity of experts in extreme conditions] // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2012. № 3. S. 120-126.

2. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Obshchaya pedagogika: v 2 ch. [General pedagogics: 2 parts] M., 2003. Ch. 1.

3. Chernenilov V. I. Psikhologicheskaya ustojchivost' lichnogo sostava organov vnutrennikh del k destruktivnym informatsionno-psikhologicheskim vozdejstviyam [Psychological resistance of staff of law-enforcement bodies to destructive information and psychological influences] // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2016. № 3(66). S. 3-6.

4. Meshcheryakova E. I. O pedagogicheskikh usloviyakh professional'nogo vospitaniya budushchikh spetsialistov v vedomstvennykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh [About pedagogical conditions of professional education of future experts in the departmental educational organizations] // Lichnostnoye i professional'noye razvitiye budushchego spetsialista. Tambov, 2017. S. 377-382.

* * *

EDUCATIONAL ASPECT OF FORMATION OF MORAL AND PSYCHOLOGICAL STABILITY OF CADETS

Sibirko Mikhail Anatolyevich

Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,

Russia, Voronezh e-mail: msibirko@yandex.ru

In article the author proved need of formation of moral and psychological stability of cadets of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs, gave own definition of moral and psychological stability, considered its formation from a position of unity of external and internal processes and opened the external and internal contradictions which are driving forces of education of moral and psychological stability of cadets in the course of the educational and nonlearning occupations.

Key words: educational organization Ministry of Internal Affairs, cadet, moral and psychological stability, formation, educational potential, contradictions

Об авторе:

Сибирко Михаил Анатольевич, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой огневой подготовки Воронежского института МВД России, г. Воронеж

About the author:

Sibirko Mikhail Anatolyevich, Candidate of Pedagogics, Head of the Fire Preparation Department, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Voronezh

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.