Научная статья на тему 'Морально-психологическая устойчивость курсантов учебных заведений МВД России в процессе обучения огневой подготовке'

Морально-психологическая устойчивость курсантов учебных заведений МВД России в процессе обучения огневой подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1961
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / MORAL AND PSYCHOLOGICAL STABILITY / FIRE PREPARATION / PSYCHOLOGICAL PREPARATION / EXTREME CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таран Александр Николаевич

В статье представлен материал, содержащий сведения о морально-психологической устойчивости курсантов учебных заведений МВД России в процессе обучения огневой подготовке, психологических особенностях и совершенствовании методик обучения стрельбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таран Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral and psychological stability of cadets of educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia in the course of training in fire preparation

Article contains material on moral and psychological stability of cadets of educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia in the course of training to fire preparation, psychological features and perfection of techniques of training shooting.

Текст научной работы на тему «Морально-психологическая устойчивость курсантов учебных заведений МВД России в процессе обучения огневой подготовке»

Таран Александр Николаевич

преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях

Краснодарского университета МВД России __________________________________________________________(тел.: +79054958913)

Морально-психологическая устойчивость курсантов учебных заведений МВД России в процессе обучения огневой подготовке

В статье представлен материал, содержащий сведения о морально-психологической устойчивости курсантов учебных заведений МВД России в процессе обучения огневой подготовке, психологических особенностях и совершенствовании методик обучения стрельбе.

Ключевые слова: морально-психологическая устойчивость, огневая подготовка, психологическая подготовка, экстремальные условия.

A.N. Taran, Teacher of a Chair of Law-enforcement Bodies Activity in Special Conditions of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79054958913.

Moral and psychological stability of cadets of educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia in the course of training in fire preparation

Article contains material on moral and psychological stability of cadets of educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia in the course of training to fire preparation, psychological features and perfection of techniques of training shooting.

Key words: moral and psychological stability, fire preparation, psychological preparation, extreme conditions.

Ужесточение требований к уровню владения табельным оружием делает особенно важным педагогическое обоснование вопросов совершенствования огневой подготовки слушателей учебных заведений МВД России. Особое внимание уделяется первоначальной подготовке в системе кадров МВД России, и от того, насколько качественно она будет освоена, во многом будут зависеть дальнейшая служба сотрудника полиции и качество выполнения им служебных задач. Значимость данной проблемы характеризует значительное число случаев гибели сотрудников органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей. По данным ЮНЕСКО, сотрудники полиции в России погибают в 2,5 раза чаще, чем в США и во Франции [1].

В системе ведомственных учебных заведений МВД России огневая подготовка относится к одной из важнейших дисциплин, целью которой является ознакомление будущих сотрудников правоохранительных органов с необходимым комплексом знаний, умений и практических навыков применения огнестрельного оружия, которые зачастую необходимы в экстремальных ситуациях оперативно-служебных задач.

С точки зрения В.В. Петушина, уровень владения огнестрельным оружием нынешних курсантов, их знаний нормативной базы по его применению, обусловливает в дальнейшем высокое качество выполнения ими своих служебных обязанностей как офицеров полиции,

а также создает основы для личной безопасности и соблюдения общественного порядка в стране. В последние годы в учебных заведениях МВД России мы можем наблюдать усиленное внимание и повышение требований к физической и психологической подготовленности абитуриентов, возрастание ответственности за качество преподавания учебной дисциплины «Огневая подготовка», усиление выходного контроля выпускников по данной дисциплине [2, а 1].

С нашей точки зрения, для обеспечения должного качества профессиональной подготовки курсантов необходима интенсификация преподавания огневой подготовки на базе современных научных достижений в спорте и практического опыта подготовки стрелков высокой квалификации, интеграция традиционного подхода к огневой подготовке в системе высшего образования вузов системы МВД России, основанного на реализации воспитательных, образовательных, профессиональных и приготовительно-прикладных задач, со сформулированным служебно-профессиональным подходом, в котором указанные задачи решаются как неотъемлемая составная часть единого комплекса целенаправленного овладения курсантами профессионально ориентированных знаний, умений и навыков на основе последовательного совершенствования и развития индивидуальных двигательных способностей.

251

Важную роль в процессе освоения огнестрельного оружия курсантами играет морально-психологическая составляющая. Согласно приказу МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [3] необходимо формирование процесса обучения и воспитания, ориентированного на решение таких следующих для образовательных учреждений МВД России задач:

знание курсантами требований федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства России, нормативных правовых актов МВД России, определяющих содержание действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах;

формирование у каждого курсанта высокого морального духа, осознанного понимания социальной значимости участия в выполнении задач при чрезвычайных обстоятельствах;

актуализация у каждого курсанта таких морально-психологических и профессиональных качеств, как бдительность, стойкость, смелость, мужество, собранность, внимание, выносливость, разумная инициатива, находчивость, решительность, ответственность за соблюдение требований служебной дисциплины и законности, чувство взаимопомощи, взаимовыручки, готовности к самопожертвованию во имя защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты Отечества и др.

Формирование морально-психологической устойчивости курсантов в образовательном процессе ведомственного вуза происходит на учебных занятиях, где могут применяться различные методы обучения, соответствующие целям, задачам и особенностям изучения конкретной дисциплины. В данном случае будет эффективным метод ситуативного морального выбора, суть которого находим в работе С.Н. Мамонтовой [4]: курсантам предлагается заранее подготовленная ситуация, характеризующаяся наличием выраженного морального аспекта; на основе ее анализа им необходимо выбрать и обосновать варианты поведения участников в соответствии с требованиями морали. Подбирать ситуации необходимо так, чтобы они имели непосредственное отношение к профессиональной правоохранительной деятельности; возможно, только что произошли или могут произойти в будущем; чтобы они характеризовались достаточно выраженным и доступным пониманию курсантов моральным аспектом, но при этом не содержали правильных оценок поступков и действий участвующих в ситуации субъектов. Ситуация, вопросы и ответы на них обсуждаются коллективно, курсанты должны совместно прийти к общим оценкам и выводам. Ценность этого метода определяется тем, что с

его использованием у курсантов формируются социально значимые морально-психологические установки, навыки и умения нравственного поведения.

Необходимо отметить, что моральнопсихологическая устойчивость оказывает существенное влияние на учебный процесс огневой подготовки курсантов учебных заведений МВД России. Так, М.А. Сибирко определяет моральнопсихологическую устойчивость сотрудника органов внутренних дел как систему его личностных качеств (знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, мотивов, установок, черт характера и др.), влияющих на способность сотрудника сохранять высокую функциональную активность и успешно выполнять поставленные задачи в любых, в том числе экстремальных, условиях. Морально-психологическая устойчивость проецируется в морально-психологическом состоянии сотрудника - динамическом проявлении его нравственных качеств и психологических свойств личности, выражающихся в его отношении к реальной действительности, степени служебной активности, уровне готовности и способности решать задачи профессиональной правоохранительной деятельности [5, с. 2].

Важно учитывать, что правоохранительная деятельность связана с высокими моральнопсихологическими нагрузками, выдерживать которые обязан каждый сотрудник органов внутренних дел. Исходя из этого, понятны высокие требования к морально-психологическим характеристикам сотрудников органов внутренних дел, которым она доверена. Морально-психологическая подготовка курсантов в ведомственных образовательных учреждениях должна осуществляться посредством построения ее как целостного педагогического процесса, разработки всех ее системных элементов - целей, задач, программ, направлений, условий, организации, форм, методики, материально-технического обеспечения, способов контроля и оценки результатов. Юридическая педагогика рассматривает морально-психологическую подготовку курсантов как «новый вид профессиональной подготовки, специфичный в условиях правовой системы и отвечающий требованиям современности, проблемам и задачам, стоящим перед российским обществом и юридическими органами» [6].

Нередко полицейские осуществляют профессиональную деятельность в экстремальных условиях, когда от них требуется не только применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков, но и способность к мобилизации физических, психофизиологических резервов, готовность к четким и грамотным, высокопрофессиональным действиям, нередко связанным с риском и опасностью для жизни и здоровья. Именно поэтому основу

252

обучения навыкам стрельбы должен составлять индивидуальный подход к курсантам, учитывающий особенности моторики, физической и психологической подготовленности. Индивидуализация определяется пониманием личности курсанта, личным стилем его работы с огнестрельным оружием. Готовность выпускников ведомственных образовательных учреждений - специалистов силовых структур - к действиям в экстремальных ситуациях, по мнению О.Л. Узуна, Ю.А. Костина, Н.Ю. Герасимова, во многом определяется уровнем теоретического обоснования категориального аппарата системы подготовки, выявлением ее подсистем и составляющих компонентов, установлением прямых и обратных связей между ними, обоснованием системообразующего и системоорганизующего (системонаполняющего) факторов и определением направленности системы на достижение определенного результата, т.е. ее функционирования [7].

Учитывать морально-психологическую устойчивость курсантов в процессе огневой подготовки более эффективно позволяет применение методик практической стрельбы, которая определяется принципом баланса трех элементов: точности, мощности и скорости. Согласно этому стрелок должен уметь не только попадать в цель каждой посланной пулей, но и делать это как можно быстрее. От этого, в свою очередь, зависит и жизнь сотрудника в реальной ситуации. Точность, мощность и скорость являются равноценными элементами практической стрельбы, которые выражены латинскими словами Diligentia, Vis, Celeritas (DVC). Баланс упражнения определяется разнообразием стрелковых испытаний. Все три элемента должны равноценно сочетаться в «дизайне» упражнений и при проведении стрельб [8, c. 264].

Характерными особенностями экстремальных ситуаций являются чувство опасности, дефицит времени и недостаток информации, агрессивность противника и маскировка им своих действий. Все это затрудняет объективную оценку ситуации, а также принятие правильного решения в каждом конкретном случае и реализацию своих действий. Психологические процессы, которые характеризуют действия стрелка при ведении перестрелки, представляют собой комплексную деятельность перцептивных, интеллектуальных и психомоторных способностей, усилий и навыков. Следовательно, в процессе подготовки стрелков необходимо создавать такие ситуации, которые способствовали бы формированию у курсантов смелости, решительности и уверенности в своих силах. Высокий уровень психологической подготовки стрелка определяет более адекватное поведе-

ние при ведении перестрелки и создает предпосылки для успешного поражения противника.

При обучении основам стрельбы из пистолета необходимо осознавать, что организация занятий по огневой подготовке и методика их проведения должны решаться с учетом психо-лого-педагогических особенностей обучения сотрудников ОВД, которые предусматривают следующее:

изучение мер безопасности, материальной части стрелкового оружия;

обучение умелому обращению с боевым оружием и ведению стрельбы;

воспитание способности оценивать обстановку, предвидеть ее изменения в различных ситуациях, оперативно мыслить;

умение руководить подчиненными и отдавать распоряжения в критических ситуациях;

умение решать задачи психологической подготовки методами педагогического воздействия на обучаемых.

Психологические особенности заключаются в следующем:

научить работников полиции преодолевать волнения на огневом рубеже, боязнь при обращении с боевым оружием;

совершенствовать процесс адаптации к выстрелу;

тренировать периферийное зрение стрелка, которое исключает проявление негативных индивидуальных реакций: туннельное видение, частичная глухота, отказ моторных реакций; развивать реакцию на световые и слуховые раздражители;

формировать и совершенствовать волевую побудительную функцию - выбор цели, поражение ее за короткий промежуток времени и т.д.

И.В Воробьева и В.А. Тарасов определяют деятельность стрелка, как состоящую из двух основных компонентов: действия прицеливания; действия спуска курка, т.е. самого выстрела.

Первый компонент - это ориентировочная часть деятельности, а второй - исполнительная. Стало быть, наличие правильной ориентировки - точного прицеливания - гарантирует и правильное исполнительное действие - меткий выстрел. Разработчики методики и мастера спорта по стрельбе основное внимание уделяют психологическому анализу прицеливания, чтобы понять типичные ошибки и создать полную ориентировочную основу для действий начинающего стрелка (или для исправления ошибок опытных стрелков), ибо собственно выстрел как действие двигательное, физическое целиком зависит от действия перцептивного, т.е. правильной переработки зрительной информации и ее координации с мышечными ощущениями [9, с.1].

Таким образом, основными направлениями в психологической подготовке курсантов в про-

253

цессе обучения стрельбе являются следующие:

формирование у обучаемых способностей к самоанализу и саморегуляции;

выработка у сотрудников способности преодолевать волнение перед выполнением упражнения или отдельного выстрела;

формирование навыков перехода из состояния «предстартовой лихорадки» в состояние «боевой готовности»;

выработка устойчивости центральной нервной системы к сбивающим факторам;

воспитание уверенности в своих силах, в своем мастерстве.

Психологическая подготовка стрелка - это процесс, направленный на конструирование оптимального психологического состояния, выработку внутренней готовности, способствующей реализации наиболее совершенной техники стрельбы для достижения высоких результатов при стрельбе в сложной и напряженной обстановке (стрессовых ситуациях).

В процессе психофизиологической подготовки у обучаемых курсантов необходимо воспитывать следующие качества:

умение воздействовать на себя, «брать себя в руки»;

умение отключаться от всего постороннего, отвлекающего внимание для производства меткого выстрела (выстрела соседей по огневому рубежу, разговоры за спиной стреляющих);

умение концентрировать внимание, сосредоточиваться на главном в стрельбе и контролировать свои действия;

умение не гнаться за «десяткой», помнить, что плохой выстрел - это еще не поражение, а предупреждение о нарушении правильных действий при производстве выстрела;

умение тренировать устойчивость центральной нервной системы к воздействию неблагоприятных факторов;

умение воспитывать смелость и решительность, инициативу и находчивость, уверенность в своих силах;

умение целенаправленно использовать правила аутогенной и идеомоторной тренировок.

Идеомоторная тренировка - это мысленное воспроизведение изученных приемов и действий, направленное на закрепление двигательных навыков, поддержание у стрелка состояния готовности к выполнению упражнения.

Применение идеомоторной тренировки позволяет стрелкам вырабатывать способность четко представлять в своем сознании отдельные элементы техники стрельбы, тонко анализировать возникающие при этом мышечнодвигательные, зрительные и другие ощущения, восприятие, воображение, внимание и быстроту реакции.

Таким образом, мы можем отметить, что процесс психологической подготовки курсантов должен быть направлен на создание оптимального психологического состояния и формирование постоянной внутренней готовности. Именно это будет способствовать реализации той техники стрельбы, которая была выработана в условиях тренировки, а также проявляется в условиях стрессовых ситуаций.

1. Криминология - XX век / под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. СПб., 2000.

2. Петушин В. В. Особенности практической направленности обучения курсантов огневой подготовке в учебных заведениях системы МВД. Воронеж, 2011.

3. О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 11 февр. 2010 г. № 80 // Рос. газ. Федер. вып. 2011. № 5405.

4. Мамонтова С.Н. Прикладная юридическая психология. URL: http:// www.i-

u.ru/biblio/archive/mamontova_prikladnaja/03.asp x

5. Сибирко М.А. Формирование моральнопсихологической устойчивости курсантов в образовательном процессе вуза МВД // Вестн. ВИ МВД России. 2011.

6. Юридическая педагогика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С.А. Беличева, Л. И. Беляева, А. В. Буданов [и др.]; под ред.

В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2007.

1. Criminology - the XXth century / ed. by V.N. Burlakov, V.P. Salnikov. SPb., 2000.

2. Petushin V.V. Features of a practical orientation of training of cadets to fire preparation in educational institutions of system of the Ministry of Internal Affairs. Voronezh, 2011.

3. About moral and psychological ensuring operational and service activity of law-enforcement bodies of the Russian Federation: order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of February, 11 2010 № 80 // Rus. newsp. Fed. release. 2011. № 5405.

4. Mamontova S.N. Applied legal psychology. URL: http:// www.i-u.ru/biblio/archive/ mamonto-va_prikladnaja/03.aspx

5. Sibirko M.A. Formation of moral and psychological stability of cadets in educational process of higher education institution of the Ministry of Internal Affairs // Bulletin of VI of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011.

6. Legal pedagogics: the textbook for students of the higher education institutions which are training in «Law» /S.A. Belicheva, L.I. Belyaeva, A.V. Budanov [etc.]; ed. by V.Ya. Kikot, A.M. Stolyarenko. M., 2007.

254

7. Узун О.Л., Костин Ю.А., Герасимов Н.Ф. Модель системы профессиональной подготовки сотрудников МЧС к действиям в экстремальных ситуациях. URL: http/

/www.atmc.cc.php.

8. Крючин В.А. Практическая стрельба. Челябинск, 2006.

9. Воробьева И.В., Тарасов В.А. Психологические особенности подготовки сотрудников ОВД и методика обучения технике стрельбы из пистолета. Ставрополь, 2012.

7. Uzun O.L., Kostin Yu.A., Gerasimov N.F. Model of system of vocational training of staff of the Ministry of Emergency Situations to actions in extreme situations. URL: http//www.atmc.cc.php.

8. Kryuchin V.A. Practical firing. Chelyabinsk, 2006.

9. Vorobyova I.V., Tarasov V.A. Psychological features of preparation of staff of Department of Internal Affairs and technique of training in equipment of firing from the gun. Stavropol, 2012.

255

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.