Научная статья на тему 'Воспитательное воздействие на осужденных в исправительных учреждениях и семье'

Воспитательное воздействие на осужденных в исправительных учреждениях и семье Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5680
446
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательное воздействие на осужденных в исправительных учреждениях и семье»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс

О.В. Лукичев*, А.А. Раськевич**

Воспитательное воздействие на осужденных в исправительных учреждениях и семье

В достижении цели исправления осужденных в исправительных учреждениях (ИУ) важная роль принадлежит предусмотренным уголовно-исполнительным законодательством воспитательной работе и общеобразовательному обучению.

На проблемы воспитания и образования осужденных в ИУ обратил внимание еще в конце прошлого века И.Я. Фойницкий в своей работе «Учение о наказании в связи с тюрьмоведением» (СПб., 1889). В главе «Тюремное заключение» Фойницкий рассматривал такие вопросы, как работа заключенных в тюрьмах, «тюремное образование», отнеся к нему интеллектуальное, нравственное и религиозное образование, техническое образование, воскресные занятия. И.Я. Фойницкий под «тюремным воспитанием» понимал «соревнование заключенных» (фактически речь идет о прогрессивной системе).

С.В. Познышев в работе «Очерки тюрьмоведения» (Москва, 1915) вопросы воспитания и обучения заключенных рассматривает более обстоятельно в специальных главах: гл. 2 «Тюремное воспитание», гл. 3 «Тюремное образование». Этот же автор в своих «Основах пенитенциарной науки» (Москва, 1923) в отд. 5 «Пенитенциарная педагогика», по сути дела, по-новому ставит вопрос, получившей свое дальнейшее развитие в идее исправительно-трудовой педагогики. Так, в отд. 5 включены главы «Школьные и внешкольные умственные занятия в местах заключения», «Пенитенциарное воспитание», «Дисциплина в пенитенциарных учреждениях».

Советское исправительно-трудовое законодательство 20-х гг. предусматривало проведение с осужденными культурно-просветительской работы. Исправительно-трудовым кодексом 1933 г. был введен термин «политико-воспитательная работа». В учебнике П.С. Утевского «Советское исправительно-трудовое право» (Москва, 1934) в ч. 4 имелась гл. 6 «Политическое и производственное воспитание лишенных свободы», состоящая из следующих разделов: «Основные принципы политиковоспитательной работы в исправительно-трудовых учреждениях», «Массово-производственная работа в исправительно-трудовых учреждениях», «Культурно-массовая работа». Политико-воспитательная работа в исправительно-трудовых учреждениях рассматривается уже не во всех учебниках и учебных пособиях по исправительно-трудовому праву, позднее, начиная с учебного пособия 1960 г., получившему гриф Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР. Кодификация законодательства 1969-1971 гг. отразила все лучшее, что было создано к тому времени наукой и практикой, сформировало основу для единообразного решения важнейших вопросов, закрепила задачи, организацию и формы политико-воспитательной работы, основы правового регулирования общеобразовательного и профессионально-технического обучения лиц, лишенных свободы.

Воспитательная работа и обучение как наиболее важные психолого-педагогические средства специально и непосредственно нацелены на нейтрализацию отрицательных последствий деформации

* Профессор кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, профессор.

** Профессор кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук,

доцент.

лиц, лишенных свободы, на осуществление реального, а не формального процесса исправления осужденных. Воспитательная работа непосредственно направлена на воспитание сознательности, правильных ценностных ориентаций, и тем самым объединяет воспитательное воздействие, осуществляемое при помощи применения основных средств исправления осужденных.

Воспитательная работа оказывает духовное влияние на личность осужденного, улучшает его путем целенаправленного воздействия, восстанавливает либо прививает навыки правильной ориентации в иерархии социальных ценностей, и психологической подготовки к ведению нравственного, социально-полезного образа жизни после освобождения из мест лишения свободы1.

По своей сущности и содержанию воспитательная работа прежде всего является деятельностью психолого-педагогической, а не юридической. Ее воздействие на осужденных имеет главным образом воспитательный характер и осуществляется только ей присущими средствами, формами и методами. Но поскольку воспитательная работа, организуемая в исправительных учреждениях, проводится в особых условиях - местах лишения свободы, и с особой категорией граждан - лицами, совершившими преступление и отбывающими за это наказание, основные задачи, формы, а также некоторые вопросы ее организации урегулированы уголовно-исполнительным законодательством и принимаемыми на его основе подзаконными актами. Это прежде всего Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, Положение об отряде осужденных, Примерное положение о самодеятельных организациях и др.

Воспитательная работа как средство исправления поведения личности в наименьшей мере, по сравнению с режимом и трудом, урегулирована на уровне закона. Между тем именно в ней более всего проявляются творческие начала, авторитет и мастерство воспитателей2. Обеспечивая главную цель - исправление осужденных, воспитательная работа призвана решать соответствующие задачи, указанные в ст. 109 УИК РФ, к которым относится: исправление осужденных, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам, и традициям человеческого общежития; повышение образовательного и культурного уровня осужденных.

Одной из главных задач является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений. Конечная цель воспитательной работы состоит в воспитании полезного члена общества, исполняющего законы, правила поведения, свой долг человека и гражданина. Исправление личности осужденного - дело чрезвычайно трудное.

Решающая роль в формировании личности принадлежит труду (ст. 37 Конституции РФ). Общественно полезный труд, отношение к нему, его результат определяют авторитет и положение человека в обществе. Воспитательная работа призвана формировать у осужденных добросовестное и порядочное отношение к труду, которое предполагает прежде всего изменение их негативных взглядов на роль и назначение труда, воспитание у осужденных трудовых навыков и привычек, профессиональных качеств, осознанной потребности в труде.

Задача повышения общеобразовательного и культурного уровня особенно актуальна в отношении людей, ставших на путь совершения преступлений по причине низкой сознательности, бескультурья, моральной деградации и духовной бедности. Повышение общеобразовательного и культурного уровня осужденных, приобщение знаниям, культурным ценностям, культурному наследию является важным направлением воспитательной работы с осужденными.

Осужденные обязаны посещать воспитательные мероприятия, предусмотренные распорядком для исправительного учреждения. Обязательность такого посещения вытекает из сущности наказания и принудительного характера пребывания в местах лишения свободы. Основным местом пребывания осужденным в исправительном учреждении является отряд. В отряде проводится большинство воспитательных мероприятий. Таким образом, отряд является центром воспитательной работы с осужденными. Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений. Данное положение говорит о необходимости дифференцированного применения средств исправления осужденных.

Качество воспитательной работы во многом зависит от уровня аргументированности, убедительности проводимых мероприятий, разнообразия форм и методов воспитательной работы, учета состава осужденных, с которыми эта работа проводится. Эффективность воспитательной работы, ее успех во многом также зависят от подготовки и подбора воспитателей.

Задачи воспитательной работы реализуются через определенные формы, система которых установлена уголовно-исполнительным законодательством. Основными формами воспитательной работы с лицами, лишенными свободы, является нравственное, правовое, трудовое и физическое воспитание. В воспитательной работе могут также применяться и иные формы, если они не противоречат закону и требованиям режима отбывания наказания в местах лишения свободы.

Нравственное воспитание осужденных направлено на формирование всей личности осужденных и их жизненной позиции. Отсутствие устойчивых нравственных начал и приводит их к преступлениям. Поэтому нравственное воспитание нацелено на формирование таких качеств, как честность, порядочность, чувство долга, патриотизм, справедливость, сострадание. К сожалению, моральные требования общества в настоящее время еще не сформированы.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

В последнее время в нравственном воспитании осужденных значительное место занимает религиозное воспитание. В 1996 г. было заключено соглашение о сотрудничестве между Московской патриархией Русской православной церкви и МВД России. На основании этого соглашения церковь совместно с администрацией исправительного учреждения участвует в исправлении осужденных. Совместная их деятельность основывается на добровольной основе и, с учетом специфики режима исправительного учреждения, призвана способствовать реализации прав верующих, отбывающих наказания по приговору суда и находящихся в следственных изоляторах; обеспечивать благоприятные условия для проведения священнослужителями духовно-нравственных и просветительских бесед, совершение богослужений; содействовать образованию в учреждениях, исполняющих наказание, в помещении для совершения молитв и обрядов. Указанным соглашением предусмотрено организовать обучение основам православного вероучения представителей администрации исправительного учреждения. В системе служебной подготовки сотрудников исправительных учреждений организуется лекционный курс и факультативы по изучению роли религии в истории Российского государства3

Правовое воспитание

Одним из условий выполнения своих обязанностей и требований закона, а также реализации прав и законных интересов выступает их знание. Вот почему такое большое значение придается разъяснению законодательства, являющегося составной частью правового воспитания. Правовое воспитание имеет своей задачей формирование правовой культуры и стойкой законопослушной поведенческой установки личности. Под правовой культурой личности понимается определенная совокупность правосознания, правовых способностей, навыков и привычек строго соблюдать и точно исполнять законы, действовать в соответствии с установленными нормами права.

Правосознание представляет собой совокупность взглядов, представлений, установок, чувств, выражающих отношение членов общества к правовым явлениям. Индивидуальное правосознание включает в себя степень и глубину усвоения личностью правовой идеологии общества: овладение определенными правовыми знаниями (усвоение основных обязанностей и прав граждан, закрепленных в Конституции РФ, правовых принципов, общих юридических установлений, законов и нормативных актов, регламентирующих поведение человека в обществе и т.д.); осознание правовых норм (их роли и назначения, необходимости, общественной и личной значимости и др.); выработку убеждений и формирование установки соблюдать нормы права.

Правовая культура - это доминанта правовых способностей человека, под которыми понимается система свойств личности, позволяющая ей продуктивно овладеть идеологией общества (мировоззрением, взглядами, убеждениями), обеспечивающая законопослушное поведение и препятствующая совершению противоправных действий и поступков. Однако следует заметить, что сами по себе правовые знания и способности еще не гарантируют от нарушения норм права. Для того чтобы человек в любых жизненных ситуациях смог контролировать свое поведение, действовать в рамках закона, необходимо сформировать у него правовые навыки и привычки. Правовые навыки -это умение личности осуществлять свое поведение на основе правовых знаний и способностей в соответствии и требованиями закона. Правовые привычки выражаются не только в умении, но и в потребности личности поступать в соответствии с требованиями закона.

В практике исправительных учреждений сложилась вполне определенная система правового воспитания, которая воплощена в системе семинара социально-правовых знаний. Формой воспитания правовой культуры осужденных являются диспуты на правовые, эстетические, моральные и другие темы.

Трудовое воспитание

В связи с происходящими изменениями, прежде всего экономической жизни страны, ухудшением и разрывом экономических связей предприятий, и особенно государственного сектора, в исправительных учреждениях значительная часть осужденных осталась без работы. Но происходящие позитивные изменения в жизни государства в последнее время говорят о начале выздоровления экономики, что, безусловно, должно сказаться и на экономической деятельности исправительных учреждений. Поэтому такую форму воспитательной работы, как трудовое соревнование, необходимо применять на практике. Оно должно стать важной формой трудового воспитания. Трудовое соревнование организуется в исправительных учреждениях по отрядам, бригадам и индивидуально.

Культурно-массовая работа - это важнейший инструмент трудового, нравственного и эстетического воспитания осужденных. Основными ее формами являются клубная и библиотечная работа: организация художественной самодеятельности осужденных, пропаганда книги, проведение читательских конференций, диспутов, тематических демонстраций кинофильмов и их обсуждение.

Художественная самодеятельность осужденных организуется при клубах ИУ, где создаются самодеятельные организации в зависимости от наличия руководителей, способных организовать работу той или иной секции. Выступление художественной самодеятельности проводятся в пределах ИУ. В колонии организуется также концерты художественной самодеятельности шефствующих и других организаций.

Осужденным разрешается пользоваться художественной, политической, научно-технической и справочной литературой. Кроме того, осужденным разрешается сверх сумм, установленных на

приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, за счет средств, имеющихся на лицевых счетах, приобретать литературу без ограничения через торговую сеть, письменные принадлежности, а также подписываться на газеты и журналы, издаваемые в стране.

Жилые помещения, клубы, библиотеки, комнаты воспитательной работы, общеобразовательные школы, ПТУ, палаты в лечебных учреждениях радиофицируются. Важным средством нравственного, правового воспитания осужденных является также телевидение.

Физкультурно-спортивная работа - одно из основных средств физического воспитания осужденных, которое осуществляется в целях укрепления их здоровья (обеспечение охраны которого является в свою очередь одной из задач уголовно-исполнительной системы), формирования у них навыков личной гигиены, развития физической силы и морально-волевых качеств. В ИУ создаются условия для проведения физкультурно-спортивной работы: оборудуются площадки с комплексами спортивных сооружений. Спортивным инвентарем осужденные обеспечиваются за счет ИУ. В ИУ создаются физкультурно-спортивные секции, проводятся соревнования между отрядами.

Индивидуальная работа - одна из основных форм воспитательной работы с осужденными. Она проводится на основе изучения личности каждого осужденного с учетом совершенного им преступления, возраста, образования, профессии и других особенностей его личности. Основой такой работы является уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, которое имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ч. 1 ст. 1 УИК РФ). Таким образом, законодатель предполагает прежде всего индивидуальный подход при осуществлении целей исполнения наказания. Достижению целей исправления осужденных должны быть подчинены все формы и методы индивидуальновоспитательной работы. Развернутое педагогическое обоснование индивидуально-воспитательной работы с правонарушителями дано А.С. Макаренко.

Индивидуальный подход к конкретной личности осужденного предполагает подразделение процесса организации индивидуальной работы по его исправлению на три периода: изучения и адаптации осужденного к условиям лишения свободы в исправительном учреждении; исправительный; подготовки к освобождению, адаптации к условиям жизни на свободе и закрепление результатов исправления.

Необходимость выделения первого периода вытекает из смысла ст. 79 УИК РФ, которая регламентирует порядок приема осужденных в исправительном учреждении. Начальной стадией этого периода является порядок организации работы по приему вновь прибывших осужденных в исправительном учреждении. Психолого-педагогическое изучение личности осужденного важно проводить в первоначальный период его пребывания в исправительном учреждении, который может продолжаться от одного до трех месяцев. Период адаптации осужденного к условиям исправительного учреждения - это важное начало процесса исправительного воздействия.

Второй период (исправительный) может длиться до времени предусмотренного законом возможного предоставления осужденного к каким-либо видам досрочного освобождения из мест лишения свободы, к переводу в колонию-поселение, а также до времени его подготовки к освобождению по отбытии срока наказания. В этот период на основе программы индивидуальновоспитательной работы организуется трудовое, нравственное, правовое воспитание осужденного, решаются задачи по ре социализации его взглядов и убеждений, воспитанию у него осознанной потребности в труде, выработке навыков нормативного поведения.

Содержанием третьего периода является подготовка осужденных к освобождению, адаптация к условиям жизни на свободе, закрепление результатов их исправления, предупреждение новых преступлений. В соответствии с рекомендациями, подписанными руководством МВД РФ (теперь Федеральной службой исполнения наказаний - ФСИН - Минюста РФ) и Федеральной службой занятости населения подготовка к освобождению начинается за 6 месяцев до освобождения.

В целях осуществления мероприятий по повышению уровня воспитательной работы среди осужденных, совершенствования работы непосредственно в отрядах и улучшения с ними индивидуальной работы в исправительной колонии введена должность инструктора по воспитательной работе. Для решения вопросов по подготовке осужденных к жизни на свободе и оказания им помощи в трудовом и бытовом устройстве в исправительной колонии предусмотрена должность старшего инспектора по трудовому и бытовому устройству. Введены должности психолога для организации работы по изучению личности осужденного и выработки психолого-педагогических рекомендаций воспитателям колоний. Для более эффективной работы необходимо значительно уменьшить численность осужденных в отряде, установить, как правило, не более 50 человек.

Общеобразовательное обучение в исправительных учреждениях

Обеспечение общего образования в соответствии с Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»4 является одной из задач уголовноисполнительной системы и входит в обязанность учреждений, исполняющих наказания (ст. 2, 13).

В области образования государственная политика выражается в том, что Российская Федерация сферу образования провозглашает приоритетной (ст. 1 и п. 1 ст. 40 Закона РФ «Об образовании»)5. Это положение чрезвычайно важно для исправительных учреждений, призванных

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

исполнять наказание в отношении лиц, совершивших преступления. Значительная часть осужденных имеет недостаточно высокий общеобразовательный и культурный уровень, общественно вредные привычки и наклонности. Изъяны в общеобразовательной подготовке лиц, преступивших закон, являются одним из криминогенных факторов в генезисе их преступного поведения. Чем ниже уровень интеллектуального развития человека, тем неустойчивее он в жизни и тем легче может встать на путь антиобщественного поведения, совершения преступлений.

Такие социально-позитивные интересы, как стремление к повышению образования, общей культуры замещаются у правонарушителей примитивными, ситуативными влечениями и под принуждением администрации ИУ. Ущербность образования, недостаток объективной информации заполняется сведениями на уровне обыденного сознания, подкрепляется слухами, предположениями.

Можно выделить следующее: значение общеобразовательной подготовки состоит в том, чтобы развить у осужденных интерес к учебе, повысить их уровень образования и общую культуру; обучение должно способствовать исправлению осужденных; оказывая положительное воздействие на сознание правонарушителей, обучение помогает им освободиться от наследия прошлого, усиливает сопротивляемость разного рода влияниям, чуждым общественной морали и нравственности; с приобретением знаний растет уровень социальной зрелости личности. Обучение в школе воспитывает у осужденных такие качества, как целеустремленность, видение социально позитивного смысла жизни, человеческое достоинство, развивает нравственно-волевые установки на законопослушное поведение; общеобразовательное обучение осужденных как одно из основных средств, применяемых в системе мер исправительного воздействия, не входит в содержание наказания, не является элементом кары. Это процесс педагогический, он направлен на обеспечение гуманной цели - помочь человеку, совершившему преступление, по отбытии наказания стать полезным членом общества.

Образовательные учреждения УИС входят в систему образования Российской Федерации (ст. 8, ст. 50 Закона «Об образовании»), поэтому и содержание образования должно отвечать тем же требованиям, которые предъявляются законом «Об образовании» (ст. 14). Образование, говорится в нем, является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации; на развитие гражданского общества; на укрепление и совершенствование правового государства.

Поскольку школы учреждений, исполняющих наказания, осуществляют обучение лиц, лишенных свободы, то они призваны одновременно с задачей повышения образовательного уровня, обеспечения требований Закона «Об образовании» решать задачи исправления осужденных, искореняя антисоциальные установки, вредные привычки и наклонности, формировать у них стремление к изменению противоправного поведения, воспитывать их в духе честного отношения к труду и необходимости приобретения квалифицированной профессии, позволяющей осужденному после освобождения из исправительного учреждения трудоустроиться в условиях рыночной экономики.

Таким образом, главная задача общеобразовательного обучения осужденных заключается в том, чтобы осужденный мог получить в последующем такую профессиональную и общеобразовательную подготовку, которая способствовала бы скорейшей его адаптации после освобождения в условиях рыночной экономики и сопутствующих ей негативных моментов: безработица, спад производства и т.д.

Воспитание в семье

Воспитание в семье имеет большое значение в формировании личности. Здесь человек приобретает первые представления об окружающем его мире, о людях и их отношениях, о том, что разрешено и запрещено. В семье складываются взгляды и привычки, формируются потребности, вырабатываются навыки их регулирования и способы удовлетворения. Семья является моделью взаимоотношений человека с обществом, ячейкой общества и выполняет функции социализации по приспособлению человека к жизни в обществе. Если же лицо совершит умышленное преступление, то можно с уверенностью сказать, что семья или не оказала должного внимания его воспитанию, или что оно было совершено с ее молчаливого согласия. «Невыполнение семьей своего назначения по приспособлению ее членов к общественной жизни, обусловливающее их криминализацию, а также способствование ею появления у ее членов намерения совершить преступление именуется семейной десоциализацией»6.

Криминологические исследования позволяют выделить следующие факторы, неблагоприятно влияющие семьи на воспитание личности: неполная семья создает определенные трудности в обеспечении правильного воспитания детей; невыполнение либо неправильное понимание родителями своих обязанностей по воспитанию детей: отсутствие надзора за ними, безразличие к их поведению и связям или же излишнее баловство; ненормальные взаимоотношения между членами семьи: грубость, деспотизм, враждебность, жестокость; целенаправленные действия по вовлечению детей в пьянство, азартные игры, аморальное поведение и совершение преступлений; наличие в семье антиобщественных нравов и традиций - недобросовестного отношения к труду, распущенности и расхождения между тем, чему учат и тем, как сами поступают; конфликт родителей и подростков: непонимание родителей, их ревность к своим детям, конкурентные чувства и т.д.

Правовые основы применения альтернативных наказаний

При привлечении к уголовной ответственности, особенно при вынесении наказания судом, целесообразно подумать, может ли несовершеннолетний быть исправлен с помощью применения альтернативных наказаний, т.е. с применением принудительных мер воспитательного характера.

Выделение в УК РФ самостоятельного раздела об уголовной ответственности несовершеннолетних обусловлено социально-психологическими особенностями лиц в возрасте от 14 до 18 лет, совершающих преступления. Эти особенности имеют объективно-субъективную основу для достижения целей уголовной ответственности, и позволяют влиять на ресоциализацию несовершеннолетних путем применения к ним специфических по сравнению с взрослыми мер психолого-педагогического характера.

В ст. 87-96 УК РФ содержатся только особенности ответственности несовершеннолетних за совершенные ими преступления, но основание уголовной ответственности и ее принципы у них едины с взрослыми. Гл. 14 УК РФ устанавливает особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. В связи с этим при назначении наказания лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, с применением ст. 66, 69 и 70 УК РФ следует исходить из того, что срок или размер наказания за оконченное преступление не может превышать максимальных сроков или размеров, установленных ст. 88 УК РФ. При назначении наказания лицу, совершившему преступления в несовершеннолетнем возрасте, по совокупности преступлений или по совокупности приговоров окончательное наказание не может превышать десяти лет лишения свободы.

В случае совершения лицом нескольких преступлений, одни из которых были совершены в несовершеннолетнем возрасте, а другие - в совершеннолетнем возрасте, суд назначает наказание по совокупности преступлений. Вначале назначает наказание за преступления, совершенные в возрасте до восемнадцати лет, с учетом требований ст. 88 УК РФ, а затем за преступления, совершенные после достижения совершеннолетия, и окончательное наказание - по правилам ст. 69 УК РФ7.

В соответствии с Уголовным кодексом, за большинство преступлений уголовная ответственность наступает с 16-летнего возраста. За преступления, перечисленные в ч. 2. ст. 20 УК РФ, ответственность наступает уже с 14 лет8. С достижением несовершеннолетними 14- или 16-летнего календарного возраста, а также с биологическими особенностями связана и специфика основания их уголовной ответственности.

Возрастной период от 14 до 18 лет характеризует качественно новый этап социализации личности, поэтому льготы уголовной ответственности и наказания данных лиц предусмотрены не только в специальном разделе, посвященному этому вопросу, но и в других статьях УК. Ст. 20 полностью посвящена несовершеннолетним и возрасту, с которого наступает ответственность; ч. 2 ст. 57 УК исключает применение к несовершеннолетним пожизненного лишения свободы; в ч. 1 п. «б» ст. 61 УК несовершеннолетие виновного признается обстоятельством, смягчающим наказание.

В соответствии с ч. 1 ст. 87 УК РФ, несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет9. Возраст уголовной ответственности как обязательный признак субъекта соответствующего преступления определяется на момент совершения деяния (независимо от времени наступления последствий).

Особенностью наказания несовершеннолетних за совершенное ими преступление является возможность ее реализации в разных формах: как в форме освобождения от уголовной ответственности и применения принудительных мер воспитательного воздействия, так и в форме привлечения к уголовной ответственности, а также, несомненно, индивидуализация, которая может выражаться в применении специально установленных пределах наказания; в освобождении от наказания и применении принудительных мер воспитательного воздействия; в освобождении от наказания и помещении виновного в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних10.

Освобождение несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия производится в соответствии с ч. 1 ст. 90 УК РФ, которая называется «Применение принудительных мер воспитательного воздействия». Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия11.

Под специальными видами освобождения лиц, не достигших 18 лет, от уголовной ответственности или наказаниями, связанными с применением принудительных мер воспитательного воздействия, следует понимать установленные законом меры государственного принуждения к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, с целью их исправления педагогическими средствами без привлечения к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания. Принудительными они являются потому, что назначаются и приводятся в исполнение независимо от воли виновного или его законного представителя, обязательны как для лиц, совершивших преступления, так и для других лиц. Их реализация обеспечивается силой государственной власти12.

Ч. 1 ст. 92 УК РФ предусматривает применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, осужденным за совершение преступлений небольшой или средней тяжести. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»13, суд вправе, постановив обвинительный приговор, освободить несовершеннолетнего от отбывания наказания. При этом закон не требует, чтобы преступление было совершено впервые, как это указывается в условиях освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности14.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Принудительные меры воспитательного воздействия на несовершеннолетних являются самостоятельной формой индивидуализации ответственности за совершенное преступление, одним из видов освобождения от уголовной ответственности или наказания. Они могут быть применены к несовершеннолетним при наличии совокупности трех критериев: 1) совершение преступления впервые; 2) совершение преступления, относящегося к категории небольшой или средней тяжести16; 3) возможность исправления несовершеннолетнего без уголовной ответственности или без наказания.

При наличии вышеуказанных критериев, с учетом мотивов совершенного преступления и поведения виновного после совершения преступления, а равно при выяснении вопросов о том, применялись ли к нему ранее принудительные меры воспитательного воздействия, прокурор, следователь или дознаватель с согласия прокурора на стадии предварительного следствия или на стадии судебного разбирательства выносит постановление о ходатайстве перед судом о применении к обвиняемому несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК РФ. Оно вместе с уголовным делом направляется прокурором в суд17.

На стадии же судебного разбирательства суд выносит постановление об освобождении от уголовной ответственности и применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия18.

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90, ч. 2): предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего19.

По своему содержанию меры, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК, носят воспитательный характер. При их применении воздействие на несовершеннолетнего оказывается прежде всего путем убеждения, доведения до сознания отрицательной оценки его поступка, недопустимости антиобщественного поведения. Цель исправления достигается без привлечения подростка к уголовной ответственности или без применения уголовного наказания, при экономии мер уголовной репрессии. Таким образом, данные меры по своему содержанию являются воспитательными, а по характеру исполнения - принудительными. С уголовным наказанием они имеют лишь внешнее сходство. Между ними существуют качественные различия, определяющие их различную правовую природу. В принудительных мерах отсутствуют элементы кары. Они не влекут судимости и не делятся на наказания - основные и дополнительные. Орган, назначающий эти меры несовершеннолетнему, сам определяет продолжительность их срока, основываясь на данных о личности виновного и всех обстоятельствах дела. Целесообразно устанавливать продолжительность срока применения принудительных мер воспитательного воздействия в виде передачи под надзор и ограничения досуга. Они могут быть установлены от 6 месяцев до 2 лет - за преступления небольшой тяжести и от 6 месяцев до 3 лет - за преступления средней тяжести20. В случае неисполнения несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия он может быть привлечен к уголовной ответственности. По представлению специализированного государственного органа материалы направляются в суд21. Освобождение от уголовной ответственности по ст. 90 УК является условным и имеет специальный характер, т.к. применяется только к несовершеннолетним.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 УК РФ, несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода22. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года23.

Эта статья предоставляет суду возможность освободить несовершеннолетнего от наказания и направить его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Это может быть осуществлено при наличии следующих условий: осуждение за преступление средней тяжести; признание невозможности иными способами достичь исправления осужденного и иных целей наказания, а также нуждаемость его в особых условиях воспитания и обучения; нецелесообразность применения мер наказания, предусмотренных ст. 88 УК РФ. Направление в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется судом в порядке замены наказания. При этом судом устанавливается срок пребывания несовершеннолетнего в специализированном учреждении.

Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»24 в ст. 26-31 установлен порядок направления несовершеннолетних правонарушителей в специальные учреждения25.

В законе определен максимальный срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении, который равен трем годам26. Минимальный срок пребывания несовершеннолетнего в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении равен либо минимальному

сроку лишения свободы, предусмотренному санкцией соответствующей статьи, либо минимальному сроку наказания в виде лишения свободы - 6 месяцам. Срок нахождения в них ограничен, он не может превышать максимального срока наказания, предусмотренного Уголовным кодексом РФ за преступление, совершенное несовершеннолетним. Если по заключению специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление, несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении данной меры, его пребывание в указанных учреждениях может быть прекращено досрочно27. Продление срока пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки28.

Закон также допускает возможность как сокращения определенного судом срока пребывания виновного в специальном учреждении по достижении поставленных целей, так и его продления по причине необходимости завершения общеобразовательной и профессиональной подготовки29.

В случае систематического неисполнения лицом, не достигшим 18-летнего возраста, принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90 УК)30.

В процессе исследования были сделаны выводы о том, что исполнение наказаний, связанных с применением мер исправительного воздействия, - это регламентированный нормами уголовноисполнительного права карательно-воспитательный процесс, осуществляемый прежде всего пенитенциарными учреждениями, в соответствии с целями наказания в обществе.

Цели наказания закреплены в ч. 3 ст. 43 УК РФ и ч. 1 ст. 1 УИК РФ, где на первом месте названо исправление осужденных. Понятие исправления изложено в ч. 1 ст. 9 УИК РФ. Оно на практике не всегда учитывается. Цели наказания имеют исторически изменчивые корни и соответствуют форме государственной власти, социально-политического и экономического состояния общества, господствующих в обществе нравственных, этических и правовых ценностей и взглядов о преступлении, о целях наказания и личности преступника, и соответственно основных средств исправления осужденных. Основные средства должны применяться комплексно, исходя из личности осужденного, совершенного им общественно опасного деяния, поведения, отношения к труду и другим мероприятиям воспитательного воздействия.

При исполнении наказаний их содержание и средства, а также цели должны быть между собой взаимосвязаны. Так, если лишение свободы не будет связано с привлечением осужденных к общественно полезному труду и проведением с ними воспитательной работы, то оно останется лишь карой за совершенное преступление. Такой подход имеет большое научно-практическое значение и является актуальным, особенно после распада Союза ССР, построения нового общественного строя России, перехода к рыночной экономике, коренных изменений в законодательстве России и передачи уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Минюста РФ по рекомендации Совета Европы с 1 сентября 1998 г.

В современной науке среди ученых нет единого мнения о принудительности труда осужденных в пенитенциарных учреждениях, потому что в соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд свободен, и принудительный труд запрещен, а в ст. 103 УИК РФ сказано, что осужденный к лишению свободы обязан трудиться, где укажет администрация. Отрицается принуждение и в международно-правовых актах о правах человека. Тем не менее принудительный труд является средством кары к виновным лицам за совершенное преступление, и не идет ни в какое сравнение с трудом свободных граждан.

1. Предлагается внести изменения в международно-правовые акты о том, что труд в пенитенциарных учреждениях принудительный, и в частности, в ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах, участником которого является и наше государство, после слов: «Никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду», дополнить - кроме случаев, когда есть решение суда, вступившего в законную силу, на основании которого лицо должно привлекаться к принудительному или обязательному труду и далее по тексту «в тех странах, где в виде наказания за преступление может назначаться лишение свободы, сопряженное с каторжными работами, не считается препятствием для выполнения каторжных работ по приговору компетентного суда, назначаемое такое наказание».

2. Внести изменения в уголовно-исполнительное законодательство:

- в соответствии с Конституцией РФ, о праве осужденных на труд, защиту от безработицы и запрещении принудительного труда осужденных, кроме минимума часов, необходимых для укрепления их здоровья и лиц, которые должны погашать иски от причиненных ущербов преступлениями и выплачивать алименты на несовершеннолетних детей и близких престарелых родственников, нуждающихся в такой помощи, а также лиц, не имеющих средства на питание и приобретение одежды;

- соответственно, выработать ученым-специалистам, юристам, психологам, совместно с учеными в области здравоохранения тот минимум часов по трудоиспользованию осужденных (что-то в виде трудотерапии, применяемой в лечебных учреждениях), необходимый для укрепления их здоровья, в месяц, за год, и принуждать к труду лиц, уклоняющихся от отработки этого минимума.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

3. В корне изменить структуру пенитенциарных учреждений:

- для «воров в законе» и других злостных нарушителей режима отбывания наказания должны быть свои пенитенциарные учреждения, т.е. следует возвратиться к практике прошлых лет, помещая их в исправительные колонии строгого режима, т.к. первоначально они создавались именно для этой категории осужденных.

Необходимо учитывать общественное мнение при принятии тех или иных законов, решений, в т.ч., при необходимости, организовывать всенародные референдумы, которые будут призваны выяснять отношение народа к уголовным наказаниям в виде лишения свободы, применению основных средств исправления осужденных и их ресоциализации - это наиболее важные и актуальные вопросы после такого вида уголовного наказания, как исключительная мера - смертная казнь, по которой также можно бы спросить мнение народа.

В заключение необходимо отметить, что преступность в молодежной среде постоянно растет и требует энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. В этих целях предлагается следующее.

1. Поддержать предложение Генпрокуратуры о создании Федеральной службы, но назвать ее «по делам несовершеннолетних», и сети трудовых гимназий для ликвидации беспризорщины.

2. Полнее осуществлять защиту прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Разработать механизм постоянного обмена информацией между органами опеки и попечительства, учебными заведениями, дошкольными учреждениями, детскими поликлиниками, вновь созданной (если будет принято предложение) Федеральной службой по делам несовершеннолетних и другими общественными формированиями.

4. При привлечении к уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних шире использовать альтернативные наказания.

5. Необходимо закрепить в законе возможность освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности под денежный залог и личное поручительство родителей.

Таким образом, при использовании вышеизложенных выводов и предложений законодателем и практическими работниками правоохранительных органов можно добиться определенных результатов в воспитательном воздействии на осужденных в исправительных учреждениях и в семье.

1 См.: Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. И.В. Шмарова. М., 1996. С. 183.

2 См.: Первозванский В.Б. Комментарий к УИК РФ. М., 1997. С. 231.

3 См.: Давыдов Ф.Ф. Организация сотрудничества исправительных учреждений с религиозными организациями: Автореф.

дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 8.

4 Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. ( с изм. и доп. на 24 декабря 2002 года // Парламентская газета. 2002. 28, 31 декабря; 2003. 1 января.

5 Закон РФ «Об образовании» от 10 июня 1992 г. (в ред. от 13 января 1996 г. с изм. на 10 января 2003 г. // Российская газета. 2003. 14 января.

6 Шестаков Д.А. Криминология. Преступность как свойство общества: Учебник для вузов. СПб., 2001. С. 185.

7 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 40 «О практике назначения судами уголовного наказания». Ст. 10.

8 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2005.

9 См. там же.

10 См. там же.

11 Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 г. № 7 в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ.

12 См.: Уголовное право России: Учебник / М. П. Журавлёв, А.В. Наумов. С. 276.

13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».

14 Коряковцев В.В., Питулько К.В. Комментарий к УК РФ. С. 192.

16 См. ч. 1 ст. 90 Уголовного кодекса РФ в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ.

17 См. ч. 1 ст. 427 Уголовно-процессуального кодекса РФ в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ.

18 См. там же. Ч. 3 ст. 427.

19 См. ч. 2 Ст. 90 Уголовного кодекса Российской Федерации.

20 См. там же. Ч. 1 ст.90.

21 См. там же. Ч. 4 ст.90.

22 Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Ч.2 ст.432 в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 №111-ФЗ, от 08.12.2003 №161-ФЗ.

23 См. ч. 2 ст. 92 Уголовного кодекса РФ в ред. Федеральных законов от 7 июля 2003 г. № 111-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ.

24 Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.).

25 См.: Коряковцев В. В., Питулько К. В. Комментарий к УК РФ. С. 193.

26 См. ч. 2 ст. 92 Уголовного кодекса РФ в ред. Федеральных законов от 7 июля 2003 г. № 111-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ.

27 См.: Уголовное право России: Учебник / Журавлёв М.П., Наумов А.В. С. 276.

28 См. ч. 4 ст.92 Уголовного кодекса РФ, введенного Федеральным законом от 7 июля 2003 г. №111-ФЗ.

29 См.: Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

30 См.: Уголовное право России: Учебник / Журавлёв М.П., Наумов А.В. С. 279.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.