Научная статья на тему 'Воспитание ценностного отношения к здоровью обучающихся педагогической направленности'

Воспитание ценностного отношения к здоровью обучающихся педагогической направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ КАК БАЗОВАЯ ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ / ПРОБЛЕМЫ / ПРОТИВОРЕЧИЯ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ / HEALTH AS BASIC VALUE / VALUE ATTITUDE TO HEALTH / EDUCATION OF VALUE ATTITUDE TO HEALTH / PROBLEMS / CONTRADICTIONS AND CONDITIONS FOR INTRODUCTION OF PROCESS OF EDUCATION VALUE ATTITUDE TO HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Е.В., Соловьева Е.В.

Признавая воспитание ценностного отношения к здоровью одной из приоритетных задач государственной образовательной политики, обозначенной в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, раскрываются проблемы сохранения и укрепления здоровья, доказывающие наличие кризиса здоровья нации. Дан теоретический анализ понятий «отношение», «ценностное отношение», «отношение к здоровью». Сопоставлены взгляды ученых на проблему развития ценностного отношения к здоровью и сути механизма его формирования. Авторы формулируют ряд противоречий в реализации процесса воспитания ценностного отношения к здоровью у обучающихся. Определены педагогические условия, обеспечивающие воспитание ценностного отношения к здоровью у обучающихся педагогической направленности (будущих педагогов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF VALUE RELATION TO HEALTH OF TEACHING EDUCATIONAL DIRECTIONS

Recognizing the upbringing of a value attitude to health as one of priority tasks of the state educational policy, outlined in the concept of spiritual and moral development and upbringing of the personality of a citizen of Russia, problems of maintaining and promoting health, proving the existence of a nation’s health crisis, are revealed. A theoretical analysis of the concepts of “attitude”, “value attitude”, “attitude to health” is given. The views of scientists on the problem of the development of a value attitude to health and the essence of the mechanism of its formation are compared. The authors formulate a number of contradictions in the implementation of the process of nurturing a valuable attitude to health in students. The pedagogical conditions that ensure the education of a value attitude to health in students of pedagogical orientation (future teachers) are determined.

Текст научной работы на тему «Воспитание ценностного отношения к здоровью обучающихся педагогической направленности»

УДК 373.31

Bondarenko E.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Vocatonal Education of the Institute of Education and Social Sciences, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: bon-elizaveta@yandex.ru

Solovyova E.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Vocational Education of the Institute of Education and Social Sciences, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: jeny_sol@rambler.ru

EDUCATION OF VALUE RELATION TO HEALTH OF TEACHING EDUCATIONAL DIRECTIONS. Recognizing the upbringing of a value attitude to health as one of priority tasks of the state educational policy, outlined in the concept of spiritual and moral development and upbringing of the personality of a citizen of Russia, problems of maintaining and promoting health, proving the existence of a nation's health crisis, are revealed. A theoretical analysis of the concepts of "attitude", "value attitude", "attitude to health" is given. The views of scientists on the problem of the development of a value attitude to health and the essence of the mechanism of its formation are compared. The authors formulate a number of contradictions in the implementation of the process of nurturing a valuable attitude to health in students. The pedagogical conditions that ensure the education of a value attitude to health in students of pedagogical orientation (future teachers) are determined.

Key words: health as basic value, value attitude to health, education of value attitude to health, problems, contradictions and conditions for introduction of process of education value attitude to health.

Е.В. Бондаренко, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии профессионального образования, Институт образования и социальных наук, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: bon-elizaveta@yandex.ru

Е.В. Соловьева, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии профессионального образования, Института образования и социальных наук, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: jeny_sol@rambler.ru

ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Признавая воспитание ценностного отношения к здоровью одной из приоритетных задач государственной образовательной политики, обозначенной в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, раскрываются проблемы сохранения и укрепления здоровья, доказывающие наличие кризиса здоровья нации. Дан теоретический анализ понятий «отношение», «ценностное отношение», «отношение к здоровью». Сопоставлены взгляды ученых на проблему развития ценностного отношения к здоровью и сути механизма его формирования. Авторы формулируют ряд противоречий в реализации процесса воспитания ценностного отношения к здоровью у обучающихся. Определены педагогические условия, обеспечивающие воспитание ценностного отношения к здоровью у обучающихся педагогической направленности (будущих педагогов).

Ключевые слова: здоровье как базовая ценность, ценностное отношение к здоровью, воспитание ценностного отношения к здоровью, проблемы, противоречия и условия реализации процесса воспитания ценностного отношения к здоровью.

Базовые ценности транслируются и интериоризируются в семье, в формальных и неформальных сообществах, во взаимодействии со сферами науки, культуры, искусства и т. д. Но наиболее системно и последовательно ценности передаются и усваиваются подрастающим поколением в сфере образования, где развитие и воспитание обеспечено целью и содержанием деятельности образовательной организации [1 - 8].

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России объявляет здоровье базовой национальной ценностью [5].

Но приобщение молодежи к культуре здоровья осложнено рисками современной социокультурной ситуации. Несмотря на активную здоровьесберегаю-щую деятельность как общества в целом, так и образовательных организаций, продолжают сохраняться негативные тенденции в состоянии здоровья нации. На фоне общего повышения средней продолжительности жизни человека прогрессируют патологические состояния различного генеза, быстро и необратимо переходящие в хронические заболевания. Увеличивается количество эндогенных и экзогенных факторов, провоцирующих «нездоровье», растет перечень новых болезней «техногенной цивилизации». Молодежь стала группой риска, подверженной манифестации многих заболеваний, что позволяет констатировать кризис здоровья общества.

Потребность в здоровье должна выступать как основная потребность человека, несмотря на то, что её удовлетворение часто носит своеобразный, сложный, противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату (Д.Н. Давиденко, 1998). Потребность в здоровье в разные возрастные периоды приобретает различный уровень ценности, являясь, во-первых, потенциальной ценностью, актуализирующейся в состоянии болезни, а, во-вторых, значимой ценностью, смысловое содержание которой имеет возрастное своеобразие. В молодом возрасте здоровье имеет ценность, но осознается личностью как одно из необходимых средств финансовой обеспеченности, социального успеха и благополучия. В зрелом возрасте оно приобретает самостоятельную ценность, сохранение которой является целью и условием продления активной жизнедеятельности. В пожилом возрасте здоровье ценится за то, что является фактором избегания одиночества, условием передачи опыта молодому поколению, позволяет поддерживать межличностные контакты.

Так, в исследовании В.Э. Бойкова показано, что для подавляющего большинства людей в возрасте 15 лет и старше хорошее здоровье является одной из наиболее актуальных базовых ценностей. На предложение определить по пятибалльной шкале ценность здоровья в ряду других жизненных ценностей 85% опрошенных дали ответы, в которых выражено максимальное ранговое значение ценности крепкого здоровья. В сознании подавляющего большинства людей всех возрастных группа здоровье как ценность вместе с ценностью семьи занимает 1-2 место среди других важнейших социальных ценностей - материального благополучия, работы, образования. Большинство опрошенных (84,2%) вполне осознают, что состояние их здоровья зависит прежде всего от них самих.

Лишь в группе пенсионного возраста этот показатель уменьшается до 69,3%, что объясняется как высоким уровнем заболеваемости в этой группе, так и, видимо, влиянием прежних стереотипов сознания об ответственности системы здравоохранения за здоровье населения [2].

Вместе с тем, основная масса обследованных на практике относится к собственному здоровью весьма небрежно. Многие люди не приучены к стилю жизни и поведению, которые обеспечивают предупреждение заболеваний, подвержены влиянию отрицательных социальных норм и традиций. Как свидетельствует совокупность полученных данных о распространенности положительных и отрицательных поведенческих факторов, влияющих на здоровье, доля тех, кто в повседневной жизни действительно бережёт свое здоровье, не превышает 25% обследованных.

Декларируя на сознательном уровне ценность здоровья, большинство молодых людей демонстрирует на поведенческом уровне пренебрежение возможностями его сохранения и избегания рисков потери здоровья.

В настоящее время нет однозначного решения, какое отношение к здоровью «нужно» обществу. Для обозначения такого отношения используют целый ряд терминов: «осознанное» (В.М. Кабаева), «ответственное» (Д.В. Колесов), «ценностное» (Г.К. Зайцев, Т.В. Белинская и др.) и другие (правильное, грамотное, рациональное, позитивное, адекватное).

Категория «отношение» стала научной сравнительно недавно. Будучи рассмотренной на протяжении ХХ века в трудах отечественных учёных (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн и др.), наиболее глубокую проработку получила в концепции отношений В.Н. Мясищева [1]. Автор впервые разделяет понятие собственно отношений, как «скрытой переменной», и внешние проявления отношения в реакциях, переживаниях и действиях субъекта, выделяет собственные характеристики отношения: сознательность, эмоциональность, активность и относительная устойчивость, дифференцирует отношения личности от сходных явлений - установки и мотива.

В.Н. Мясищев рассматривал «отношение» как общий принцип изучение организма. По его мнению, психику человека можно рассматривать как форму отношения (так как отношение предполагает существование активного субъекта) организма со средой. В этом смысле понятие «отношение» становится некоторой синтетической категорией, позволяющей рассматривать человека в единстве трёх уровней его взаимодействия с действительностью: физиологического (условно-рефлекторная временная связь), психического (психические отношения) и социального (социальные и межличностные связи субъекта с другими людьми).

Подчеркивая преломление объективных отношений личности с объектами окружающего мира через внутренний мир, употребляют термин «субъективное отношение». Субъективное психическое отношение личности имеет продолжение в ее действиях и поступках: «психическое отношение выражает активную избирательную позицию личности, определяющую индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков» (В.Н. Мясищев, 1960).

Взгляды В.Н. Мясищева нашли продолжение в работах Б.П Ананьева, Б.Ф. Ломова, Л.И. Божович и др. В частности, анализ отношения в связи с развитием личности показан в работах К.А. Абульхановой-Славской, которая считает, что личность развивается через объективирование и воспроизводство своих отношений: «отношение личности - это не только её субъективные мотивы, цели, стремления и т. д. Они характеризуют её способ включения себя в общий ход жизни с учётом и объективной логики этой жизни и... своих возможностей» (К.А. Абульханова-Славская, 1991). Отношения пронизывают сознание, мировоззрение, дееспособность и являются детерминантами деятельности по отношению к управлению своей жизнью, в том числе в сфере здоровья.

Пенезис субъективного отношения можно представить следующим образом: во-первых, потребность личности, во-вторых, объект или явление мира и, в-третьих, та или иная объективная связь между ними. Затем объективная связь получает свое субъективное отражение во внутреннем мире, в результате чего объективное в своей основе отношение приобретает характер субъективного отношения личности.

Аналогично можно представить модель формирования субъективного отношения к здоровью: потребность в здоровье ^ состояние здоровья или явление мира, влияющее на здоровье ^ объективная связь, преломляющаяся через индивидуальный опыт, полученный человеком в условиях временного снижения показателей здоровья, и через индивидуальную систему потребностей, удовлетворение которых невозможно без данной.

Изучению проблемы ценностного отношения к здоровью посвящены исследования ПК. Зайцева, Л.С. Овчинниковой, Е.В. Водневой, В.С. Кучменко, В.Н. Бе-ленова, Т.В. Белинской, А.Р Ищенко, И.В. Марина и др.).

Термин «ценностное отношение» однозначно свидетельствует о внутренней детерминации поведения, о ценности здоровья для себя, исходя из личной значимости и является центральным элементом культуры личности [7]. Применение других вышеперечисленных терминов для обозначения того отношения к здоровью, которое следует развивать, является допустимым, хотя каждый из них подчеркивает лишь отдельную сторону этого отношения: ответственность перед обществом, осознанность и ценность для себя. И все-таки обществу необходимо такое отношение к здоровью, которое было бы одновременно осознанным, ценностным и ответственным. Осознанность отношения к здоровью необходима, но недостаточна. Ответственное отношение есть следствие ценностного.

Расстановка приоритетов формирования и осознания ценности здоровья, используемые в образовании методы и педагогические технологии ориентированы преимущественно на развитие понимания ценности здоровья. Между тем, перевод общечеловеческих ценностей личностью во «внутренний план» и выработка собственных ценностных ориентаций невозможны только на когнитивном уровне. В этом процессе активную роль играют эмоциональная сфера, определяющая ценностное отношение (эмоциональный уровень). Следовательно, интери-оризация общечеловеческих ценностей требует учета диалектического единства социального и индивидуального, когнитивного и чувственного, теоретического и практического (поведенческий уровень). Такое единство характеризует достаточно высокий уровень развития ценностных ориентаций личности, что позволяет ей избирательно относиться к окружающим явлениям и предметам, адекватно воспринимать и оценивать, устанавливать не только их субъективную (для себя), но и объективную (для всех) ценность, т.е. ориентироваться в мире материальной и духовной культуры.

Практически отмечается разрыв между осознанием ценности здоровья и реализацией здорового поведения, который объясняется отсутствием сформи-рованности ценностного отношения к здоровью в процессе воспитания и социализации личности.

Система образования, являясь одним из главных институтов социализации, с одной стороны, нацелена на создание условий для сохранения, преумножения и принятия подрастающим поколением общечеловеческих ценностей, в том числе ценности здоровья, с другой стороны, ограничена в возможностях реализации этих условий в полной мере. Причины этих ограничений лежат в следующих противоречиях:

Библиографический список

- между необходимостью решать задачу формирования ценностного отношения к здоровью у обучающихся и отсутствием данного приоритета у других участников воспитательного процесса (администрация, семья, организации дополнительного образования);

- между большим количеством воспитательных педагогических задач и сложностью включения задачи формирования ценностного отношения к здоровью в воспитательную систему образовательной организации;

- между наличием фрагментарного решения воспитательной задачи формирования ценностного отношения к здоровью на разных ступенях общего образования и отсутствием преемственности в её реализации при переходе обучающегося на следующую образовательную ступень;

- между наличием автономного решения воспитательной задачи по формированию ценностного отношения к здоровью разными участниками воспитательного процесса и необходимостью их взаимодействия на основе выработки общей и гибкой стратегии;

- между большим количеством имеющихся образовательных технологий и сложностью преломления их для решения задачи формирования ценностного отношения к здоровью;

- между растущей тенденцией появления инноваций в воспитании ценностного отношения к здоровью у обучающихся и ограниченностью у педагога различных ресурсов для их освоения;

- между необходимостью решать задачу воспитания ценностного отношения к здоровью у обучающихся и сложностью её решения ввиду несостоявшейся интериоризации ценности здоровья у самого педагога.

Таким образом, выделенные противоречия отмечаются как на уровне деятельности образовательной системы, так и на уровне деятельности самого педагога. Педагог, являясь носителем и транслятором базовых ценностей, должен владеть технологиями проектирования и реализации воспитательной деятельности по формированию этих ценностей. Данные компетенции должны стать предметом освоения на этапе профессиональной подготовки. Чтобы педагог был способен осуществлять данный процесс, освоил компетенции формирования здоровья подрастающего поколения, осознал необходимость и ценность собственного здоровья, в организации образовательного процесса необходимо создать ряд педагогических условий. Под педагогическими условиями, обеспечивающими воспитание ценностного отношения к здоровью у обучающихся педагогической направленности (будущих педагогов), мы понимаем совокупность мер образовательного пространства вуза, направленных на становление профессиональной компетентности обучающихся в отношении вопросов здоровья. Она должна включать не только освоение соответствующих знаний, но и готовность, и способность осуществлять осознанный, самостоятельный и устойчивый ценностный выбор в пользу стратегии здорового поведения.

Среди основных условий выделим: построение образовательной деятельности на основе модели процесса формирования ценностного отношения к здоровью в образовательном пространстве вуза; учет диалектического единства социального и индивидуального, когнитивного и чувственного, теоретического и практического, взаимодействия на основе выработки общей и гибкой стратегии всех участников воспитательного процесса, вариативность форм, методов, технологий формирования ценностного отношения к здоровью, освоение инновационных воспитательных практик на примерах деятельности конкретных образовательных организаций.

Вместе с тем, накопленный опыт изучения проблемы оставляет открытыми вопросы, касающиеся проектирования и реализации деятельности педагогов по воспитанию ценностного отношения к здоровью обучающихся, готовности к этой деятельности на основе формирования ценностного отношения к здоровью самих педагогов. Решение поставленных вопросов является необходимым для эффективного осуществления процесса развития ценностного отношения к здоровью обучающихся.

Таким образом, воспитание ценностного отношения к здоровью обучающихся педагогической направленности является актуальной задачей и практической потребностью всей системы образования.

1. Белинская Т. В. Психологические составляющие развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2005.

2. Бойков В.Э. Здоровье как базовая ценность в сознании и быту российского населения. Социология власти. 2009; 2.

3. Бондаренко Е. В. Основы здоровой жизнедеятельности в профессиональном становлении будущего преподавателя высшей школы. Вестник Ставропольского государственного университета. Рецензируемое издание ВАК России по психологии и педагогике. Ставрополь, 2009; Вып. 65 (6): 142 - 147.

4. Бондаренко Е.В., Соловьева Е.В. Психологическое сопровождение профессионального развития и здоровья субъекта труда. Социальные, гуманитарно-экономические и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире. 2014: 119 - 121.

5. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение. 2009; Т. 23.

6. Ищенко А.Р Психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения студентов к своему здоровью. Педагогическое образование и наука. 2012; 6: 86 - 91.

7. Filimonyuk L.A., Khalyapina L.V., Chebanov K.A., Uvarova N.N., Soloveva E.V., Akhmedova E. M. Formation of value-sensitive orientation in the educational space of society competence of magistracy students of psychological-pedagogical course. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2018; Т. 10; № 5S: 1007 - 1019.

8. Tretyakova N.V. et al. Student Readiness Formation for Activities Oriented to Health Saving. International Journal of Environmental and Science Education. 2016; Т. 11. № 15: 8281 - 8292.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.