Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза'

Психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / VALUE ATTITUDE TO HEALTH / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухова Ксения Андреевна

В статье рассматривается проблема формирования ценностного отношения к здоровью у студентов, выделяются психолого-педагогические условия данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogical conditions of formation of the valuable relation to health at students of pedagogical high school

The article considers the problem of formation of the valuable relation to the students' health, highlighted the psychological and pedagogical conditions of the process.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза»

учетом специфики педагогического вуза и индивидуальных особенностей каждого студента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Багаутдинова, С.Ф. Разработка и организация системы мониторинга качества образовательной деятельности студентов в высшем учебном заведении [Текст] / С.Ф. Багаутдинова, Н.И. Левшина, С.Н. Санникова, В.И. Турченко // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 1-1. - С. 109-114.

2. Исаева, Е.Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса [Электронный ресурс] / Е. Р. Исаева // Медицинская психология в России. - Режим доступа: http://mprj.ru/archiv_global/2012_4_15/nomer/nomer20.php. -24.08.2016.

3. Леонова, Е.Н. Педагогическое сопровождение процесса адаптации первокурсников в вузе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е.Н. Леонова. - Хабаровск, 2010. - 25 с.

4. Положение о кураторе студенческой группы [Электронный ресурс] // Сургутский государственный педагогический университет : офиц. сайт. - Сургут : СГПУ, 2016. - Режим доступа: http://www.surgpu.ru/. - 01.01.2016.

5. Шматова, Е.П. Психологическое сопровождение студентов педагогического вуза в процессе обучения [Текст] / Е.П. Шматова // Молодой ученый. - 2014. - № 1. - С. 639-641.

УДК 378.17

К.А. Обухова, г. Шадринск

Психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза

В статье рассматривается проблема формирования ценностного отношения к здоровью у студентов, выделяются психолого-педагогические условия данного процесса.

Здоровье, ценностное отношение к здоровью, психолого-педагогические условия.

K.A. Obukhova, Shadrinsk

Psycho-pedagogical conditions of formation of the valuable relation to health at students of pedagogical high school

The article considers the problem of formation of the valuable relation to the students' health, highlighted the psychological and pedagogical conditions of the process.

Keywords: Health, value attitude to health, psychological and pedagogical conditions.

В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается нарастающее ухудшение здоровья молодежи. Большинство выпускников школ приходят в вуз недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья. Наметилась явная тенденция снижения качества здоровья (увеличилось количество врожденных аномалий, растёт число детей с отклонениями со стороны центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, заболеваний верхних дыхательных путей и т. д.). Это приводит к тому, что в условиях систематических учебных нагрузок большинство абитуриентов, с традиционно организованной системой воспитания, оказывается в числе неуспевающих студентов, успехи которых в высшей школе достигаются ценой здоровья.

У людей, не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии «взрослой жизни». Новое тысячелетие заставляет их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.

На сегодняшний день большая часть молодежи страдает инфантилизмом — у них не сформировано ценностное отношение к своему здоровью. В связи с этим, наблюдается постоянный рост нервно-психических нарушений, пристрастие к алкоголю и наркотикам. Такую ситуацию можно предотвратить, заблаговременно сформировав иерархию ценностей. В системе общечеловеческих жизненных ценностей - здоровью, являющемуся общественным и индивидуальным достоянием, принадлежит первостепенное основополагающее место. В педагогических работах В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, С.И. Гессена, Я.А. Коменского, П.Ф. Лесгафта, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. уделяется важное внимание вопросам сохранения и укрепления здоровья молодого человека. Основы здорового образа жизни человека, ценностное отношение к здоровью необходимо закладывать уже на начальном этапе обучения, так как в этот период студенты особенно восприимчивы к воспитательным воздействиям. Это связано с интенсивным социальным развитием психики и ее основных подструктур, изменением образа жизни, новыми интересами и обязанностями, потребностями, важнейшей из которых становится потребность в обучении, приобретении новых знаний, умений инавыков (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

В связи со сложившимися обстоятельствами, одна из важных задач высшей школы - воспитание потенциально активной личности, сочетающей нравственность, разум, психическое и физическое здоровье. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как она связана с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. Ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения, т.е. результате ценностного отношения. Ценностные отношения не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения возникшей потребности. Чем проблематичнее возможность удовлетворения той или иной потребности, тем большей ценностью обладает тот или иной предмет (явление) для субъекта. Ценностное отношение выступает необходимым компонентом ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке.

Здоровье является естественной, абсолютной ценностью. Ученые предлагают 3 уровня для описания ценности здоровья: 1) биологический; 2) социальный; 3) личностный, психологический. Поэтому здоровье выступает основой жизни человека.

Изучение состояния психолого-педагогической практики по воспитанию ценностного отношения к здоровью у студентов показало недостаточную степень сформированности у них ценностного отношения к здоровью, низкую мотивацию учащихся к ведению здорового образа жизни, отсутствие осознанных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Эффективность процесса воспитания ценностного отношения к здоровью зависит от комплексного целенаправленного использования психолого-педагогических форм, методов, технологий, средств, а так же и от позиции самого человека, активно проявляющего собственную здоровьесберегающую позицию, стремление быть здоровым.

Процесс формирования ценностного отношения к здоровью у студентов педагогических вузов будет осуществляться более успешно, если будут реализованы следующие психолого-педагогические условия:

- использование активных методов обучения;

- включение студентов в специальные занятия по овладению знаниями о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению;

- широкое применение методов эмоционального воздействия, направленных на формирование ценностного отношения будущих специалистов к здоровью.

Одним из психолого-педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью является использование активных методов обучения. Большая педагогическая энциклопедия трактует активные методы обучения как методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. К активным методам обучения относятся проблемный рассказ, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, проблемные наглядные пособия, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, метод аналогий, метод анализа на занятиях жизненных ситуаций, метод мозгового штурма, элементы дискуссии, проблемные ситуации и др.

Преимущества использования активных методов обучения состоят в следующем. Во-первых, основу содержания обучения составляют базовые знания. Во-вторых, в обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы (способы) работы с этими базовыми знаниями.

Усвоение того и другого открывает перед человеком огромные возможности для самостоятельного движения в данной области. В-третьих, процесс обучения построен так, что студент усваивает знания и умения через их применение. На всех этапах процесса усвоения вводятся задачи. Решая эти задачи, студент одновременно усваивает и знания, и умения. В результате обучение идет без заучивания, но в то же время обеспечивает прочное запоминание. В-четвертых, важное значение имеют коллективные формы работы. Особенно важно сочетание сотрудничества и с педагогом и со сверстниками.

Основными путями такого обучения являются диалогический тип общения; рефлексивное взаимодействие, при которых обучающиеся ведут самостоятельный поиск, творчески применяют и добывают знания.

Метод «мозгового штурма». Основная особенность данного метода состоит в том, что он позволяет студентам в поисках решения научиться проявлять творческий потенциал в большей степени, чем обычно. Его несомненное достоинство в том, что самооценка творческого участия человека высока, независимо от реального вклада в общее решение.

Метод активизирует мышление благодаря введению четырех правил: можно высказывать любую мысль, никто не назовет ее плохой; можно комбинировать, модифицировать, улучшать высказывание другихидей; чем больше идей, тем лучше.

Ролевая игра - способ расширения опыта молодежи посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выбрать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению.

Беседа - это целенаправленный, заранее подготовленный разговор педагога со студентоми на определённую тему. Значение беседы в воспитательно-образовательной работе с молодежью раскрыли в своих работах Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Е.И. Радина, Э.П. Короткова и др. По их мнению, беседа учит логически мыслить, помогает постепенно перейти от конкретного способа мышления к простейшему абстрагированию. В ходе беседы обучающиеся учатся слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы.

Беседа будет педагогически ценной, если она пробудит активную работу мысли и поможет выработать у человека определённое отношение к обсуждаемым явлениям.

Проводится беседа с целью: закрепить знания о том, как надо сохранять здоровье, укреплять его, какие правила безопасности соблюдать, чтобы не навредить здоровью; развить любознательность, внимание к собственному организму, ощущениям; развить диалогическую речь.

Для понимания специфики предлагаемых занятий существенное значение имеет обращение к рассмотрению методов эмоционального воздействия.

Метод эмоционально-сенсорного воздействия строится на механизме кратковременных эмоциональных реакций. Метод контрастного сопоставления заключается в постижении содержания образования посредством сопоставления противоположных образов, способов действий, пробуждения к ним адекватных эмоций и на этой основе формирования эмоционально-ценностного отношения к познаваемым объектам, явлениям и процессам.

Метод эмоционально-образного воздействия направлен на побуждение молодых людей к передаче эмоциональных переживаний в образном воплощении посредством отожествления себя с природным объектом, сказочным персонажем и прочим. Метод успешно реализуется через "погружение" студентов в воображаемую ситуацию, обеспечение актуализации эмоциональных переживаний в образном воплощении.

Эмоциональные проявления связаны с продуктивным воображением, которое выступает «механизмом появления эмоций!», «клеточкой, из которой развивается всё богатство субъективного мира человека».

Таким образом, учет выделенных психолого-педагогических условий позволит успешно решать задачи формирования ценностного отношения к здоровью студентов педагогического вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быков, В.С. Педагогические технологии формирования здорового стиля жизни студенток / В.С. Быков, С.А. Никифорова // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт, перспективы развития : материалы всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень, 2010.

- С. 156-158.

2. Лободин, В. Т. Как сохранить здоровье педагога : метод. пособие / В.Т. Лободин, Г. В. Лавренова, С. В. Лободина. - М. : Линка-Пресс, 2005. - 136 с.

3. Обухова, К.А. Двигательная активность как основа формирования здоровья студенток вузов / К.А. Обухова // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. Вып. 52. Ч. 2 : сб. ст. - Ялта : РИО ГПА, 2016. — 332 с.

4. Пономарева, Л.И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования: монография / Л.И. Пономарева.

- Шадринск : ШГПИ, 2009. - 460 с.

5. Чумаков, Б.Н. Основы здорового образа жизни : учеб. пособие для студентов сред. спец. и высш. учеб. заведений / Б.Н. Чумаков. - М. : Педагогическое общество России, 2004. - 416 с.

УДК 378

Ю.В. Оларь, г. Шадринск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.