Научная статья на тему 'Воспитание патриотизма у старших школьников на уроке иностранного языка'

Воспитание патриотизма у старших школьников на уроке иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание патриотизма у старших школьников на уроке иностранного языка»

Н.А. Евтеева ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

""1 ¥~еред образовательными учреждения-

I I ми в рамках государственной Про-

-Ж- граммы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг. поставлена задача создания механизма, обеспечивающего эффективное патриотическое воспитание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира. Патриотическое воспитание в условиях образовательного процесса понимается нами как педагогическое взаимодействие учителя и ученика с целью формирования у подростков патриотического сознания и развития патриотических чувств, выступающих регуляторами активной деятельности подростка на благо своей Родины.

Современные подходы к воспитанию патриотизма предполагают осуществление процесса воспитания патриотизма как вхождение подростка в культуру [2; 3; 4; 5]. Формирование и развитие основных структурных компонентов патриотизма - патриотического сознания, патриотических чувств и общественно-значимой деятельности - осуществляется посредством придания образовательному процессу воспитывающего характера. В этих условиях особое место принадлежит уроку иностранного языка. Воспитание патриотизма как качества личности осуществляется на уроке иностранного языка двумя путями:

- путём опосредованного педагогического воздействия на основе работы с культуроведчес-ким материалом учебного пособия по иностранному языку;

- путем непосредственного педагогического воздействия на основе использования краеведческого материала.

Опосредованное патриотическое воспитание старших школьников рассматривается нами как представление, как процесс, ставящий подростка перед социокультурными единицами, побуждающий их к формированию определённого типа отношения к ним. Ситуация воспитания как представления является на уроке иностранного языка в трёх смыслах: 1) представление как постановка перед социокультурной единицей страны изучаемого языка; 2) представление как спектакль, как то, что сценировано и представлено; 3) представ-

ление как экзистенция. Эксистенциальность ситуации воспитания понимается как требование на включённость воспитуемого в ситуацию. Педагог сценирует ситуацию, в развитии которой подросток имеет возможность сравнить, провести аналогии, поразмышлять, что ценного и значимого существует в культуре чужой страны и что ценного и значимого имеет культура своего народа. Эта рефлексия важна для формирования ценностных отношений подростка, для созидания той почвы, той основы, на которой зарождаются и укрепляются патриотические чувства, впоследствии выступающие регуляторами деятельности юного патриота. Основными воспитательными методами опосредованного педагогического воздействия с целью формирования патриотического сознания и воспитания патриотических чувств является метод сравнения (сопоставления), метод акцентирования (через профессиональное мастерство педагога), метод внушения («мы хорошие и замечательные, сильные и добрые»).

Результативность патриотического воспитания обеспечивается реализацией следующих дидактических принципов: принципа культурной рефлексии, принципа культурной вариативности, принципа диалога культур. Методически рефлексия может быть организована посредством проблемных культуроведческих заданий. К таким заданиям относятся задания на: а) осознание учащимися себя в качестве поликультур-ных субъектов в родной среде; б) выявление учащимися культурных сходств между представителями различных культурных групп стран соизу-чаемых языков с целью расширения рамок собственной групповой принадлежности за пределы политических границ стран изучаемого языка; в) определение учащимися своего места, роли и значимости, а также развитие ответственности в глобальных общечеловеческих процессах (например, участие в мероприятиях экологических организаций своего города, района, получение основного документа - паспорта, стремление участвовать в выборах и т.п.); г) инициацию и принятие участия в действиях против культурной агрессии, культурной дискриминации и культурного вандализма.

292

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008

© Н.А. Евтеева, 2008

Сущность принципа культурной вариативности заключается в ознакомлении обучающихся с палитрой культур стран изучаемого языка. Самоопределение в спектре культур соизучаемых родного и иноязычного сообществ по каждому типу культуры возможно только через ознакомление обучающихся с некоторыми вариантами поведения как в родной стране, так и в стране изучаемого языка.

Принцип диалога культур в условиях урока иностранного языка реализуется не только в вертикальном историческом, но и в горизонтальном измерении, когда контактируют культуры и представители культур стран родного и изучаемого языков, находящиеся в единовременной плоскости. Воспитательный потенциал в этих условиях приобретают языковые культуроведческие (индивидуальные и групповые) проекты контрастно-сопоставительного характера. Важно также, чтобы тематика языковых проектов соотносилась с общей тематикой учебного плана по иностранному языку. Примерами ученических проектов могут служить билингвальные материалы для российских туристов, выезжающих за рубеж и иностранцев, посещающих Россию и регион учащихся; тематические вечера (например, посвященные творчеству писателей из региона, интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером?», «Умники и умницы» и т.п.); тематические культуроведческие сайты в сети Интернет; тематические культуроведческие тетради; тематические стенгазеты, плакаты; рефераты.

В соответствии с «Законом об образовании» (ст. 7), предусматривающим возможность введения в содержание образования материалы национально-регионального содержания, на уроке иностранного языка в целях воспитания личностных качеств патриота активно используется краеведческий материал. Краеведческий материал, содержащий социокультурный опыт человечества, служит овладению теоретическим знанием о культуре, традициях и способствует воспитанию у школьника личностных качеств патриота [6].

Методологической основой процесса воспитания патриотизма на уроке иностранного языка посредством использования краеведческого материала является культуроведческий подход.

Культурологический подход - это видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образователь-

ной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей [1].

Использование на уроке иностранного языка краеведческого материала осуществляет процесс интериоризации культурных ценностей как психологической основы патриотического воспитания учащихся старшего школьного возраста. Краеведение как дидактическое средство в процессе обучения языку и культуре выступает в роли связующего элемента, способствующего проникновению в изучаемую культуру, служит наполнению содержания социально-педагогического компонента патриотического воспитания, обеспечивает базу для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Краеведческий материал, используемый на уроке иностранного языка в целях патриотического воспитания, выполняет несколько функций: культуроформирующую (краеведение решает важнейшую задачу сохранения и освоения новыми поколениями мировой, местностной исторической памяти человечества); культурообъединяющую (краеведение обеспечивает объединение жителей края в живой социальный организм); воспитательную (краеведение создаёт возможность взаимообогащающего диалога представителей различных поколений, различных образов жизни), просветительскую (даёт возможность учащимся ощутить свою связь с народной судьбой) и нравственную (содержит знание об образцах истинного служения Родине, долгу, опосредованно формирует определённый уровень духовного развития личности школьника).

Таким образом, применение методов сравнения (сопоставления), акцентирования и внушения, а также соблюдение названных дидактических принципов в работе с культуроведческим материалом учебного пособия и использование краеведческого материала на уроке иностранного языка способствует воспитанию патриотизма старшеклассников в условиях образовательного процесса.

Библиографический список

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и сис-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008

293

темах воспитания. - Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.

2. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. -2004. - №>1. - С. 3-8.

3. Романенко Н. Краеведение - путь к познанию // Народное образование. - 2001. - №4. -С. 191-195.

4. ФедотоваМ.А., Тучкова Т. У. Регионоведение на уроке иностранного языка // Образование: теория и методика. - Липецк: ЛГИУУ 2001. - С. 5-15.

5. Шалькевич Л. Использование краеведческого материала на уроках иностранного языка // Технология педагогического труда. - Чебоксары, 2002. - С. 20-23.

6. Шмидт С. Без краеведения нет России! // Детская библиотека. - 1999. - №»1. - С. 8-11.

Н.В. Залесова

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСА ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ

В современном обществе происходят коренные перемены, которые влияют на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность. Поэтому одной из основных целей общего образования стало развитие у школьников способности приобретать знания, развитие всей системы познавательно-продуктивных качеств мышления. Основой мышления являются понятия.

Каждая наука, обобщая явления объективного мира, оперирует понятиями, в них конкретизируются накопленные знания.

Под научным понятием мы понимаем систему логически взаимосвязанных упорядоченных суждений, высказанных о некотором объекте.

Без усвоения понятий невозможно усвоить законы и научные теории. Таким образом, понятия, с одной стороны, составляют основу науки, а с другой, являются средством овладения научными знаниями, поэтому требуется улучшение и изменение учебного процесса, который связан как с деятельностью учителя, так и учеников.

В настоящее время по большинству предметов школьного курса отсутствуют единые программы, нет стабильных учебников, основные понятия не выделяются. Часто понятия усваиваются школьниками формально. Новое содержание образования, усвоение понятийного аппарата требует изменения приемов и методов работы учителя и учащихся над понятиями.

В решении этих задач особое значение приобретает исследование познавательной деятельности учащихся творческого характера, самостоятельной

познавательной деятельности, исследование дидактических средств формирования научных понятий, таких, как, эвристические методы и приемы.

Эвристические методы - это способы управления умственной деятельностью учащихся и стимулирования их интуитивного мышления с целью оптимального выбора идей и решения творческих задач в процессе формирования научных понятий.

Под комплексом эвристических методов и приемов мы подразумеваем совокупность эвристических методов и приемов, направленных на формирование научных понятий.

Обратимся к краткому содержанию эвристических методов, рассмотренных В.Н. Введенским [1].

1. Метод коллективного поиска оригинальных идей. Он имеет две модификации: а) прямой поиск оригинальных идей; б) массовый поиск оригинальных идей. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления. Из общего количества идей отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом отбирается самая оптимальная, с учетом специфики понятия.

2. Метод эвристических вопросов. Его целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации. Педагог может использовать наиболее типичные эвристические вопросы, стимулирующие решение творческих задач. Технология работы по этому методу: а) нужно ясно понять предложенную проблему, а для этого поставить перед собой вопросы: Что неизвестно? Что дано? и т.д.; б) поиск идеи решения и составление плана решения; в) осуществление плана; г) контроль и самоконтроль полученного результата.

294

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008

© Н.В. Залесова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.