Научная статья на тему 'Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности'

Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
671
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисенков Владимир Пантелеймонович, Гасанов Зайнулабид Тухтарханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности»

122

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2009

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА, ДРУЖБЫ НАРОДОВ, ВЕРОТЕРПИМОСТИ

Сборник «Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» (Отв. редактор З. Т. Гасанов. М., 2001) посвящен конференции, прошедшей в Москве 16-17 ноября 1999 г., организованной Российской академией образования, Правительством Республики Дагестан, Государственным научноисследовательским институтом семьи и воспитания, Дагестанским государственным педагогическим университетом, Межвузовским центром «По разработке методологического обеспечения новых подходов к формированию культуры межнационального общения» Министерства образования Российской Федерации.

Актуальность проблем, которые поднимаются конференцией, отметили в своих приветственных посланиях Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е. С. Строев, Председатель Государственного Совета Республики Дагестан М. М. Магомедов.

В работе конференции приняли участие представители ряда министерств Российской Федерации, уче-

ные различных отраслей знаний, учителя школ, преподаватели вузов и училищ, работники общественных организаций и органов власти из многих регионов страны, в частности: из Республики Башкортостан, Республики Дагестан, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Брянской области, Белгородской, Костромской областей, г. Москвы и Московской области, Мурманской области, Нижегородской, Рязанской, Самарской, Ярославской областей и др.

На пленарном заседании и секционных заседаниях было заслушано и обсуждено более 100 докладов. В обращении участников конференции к Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству России, общественности, гражданам

страны говорилось о необходимости принятия системы мер по коренному улучшению положения дел в области воспитания российских граждан в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. В завершение конференции состоялся «круглый стол» по этой проблеме, организованный журналом «Педагогика» (материал опубликован в №5 за 2000 г.).

Участники конференции едины во мнении о том, что воспитание патриотизма и веротерпимости, укрепление дружбы народов имеют огромное значение для сохранения единства и целостности Российской Федерации, формирования гражданского общества. Однако смена системы социальных отношений, развал общественных структур, образовавшийся идеологический вакуум привели к распаду сложившейся в стране системы патриотического и интернационального воспитания. Попытки «очистить» общественное сознание от стереотипов прошлого (без компенсации чем-то новым) привели к всеобщей недооценке значения воспитания вообще. Перестал существовать общественный и административный контроль за решением задач воспитания. Понятие «воспитание» заменяется понятием «образование». Это происходило в конце 80-

Психолого-педагогические науки

123

• ••

х и начале 90-х гг. ХХ века, когда ставились вопросы: «Что еще за разговоры о воспитании?», «Кому оно нужно сегодня в условиях свободы и демократии?» Был провозглашен тезис: «государство враждебно личности, враждебно обществу», в соответствии с которым минимизировалась его роль в экономике, социальной политике, воспитании населения. Попытки противопоставить всему российскому, отечественному систему общечеловеческих ценностей способствовали проникновению в общественное сознание безыдейности, нравственного релятивизма, вседозволенности, эгоизма, цинизма, агрессивности.

В этих условиях общество стало утрачивать традиции российского патриотического сознания. Для многих патриотизм стал казаться ругательным словом, обозначающим нечто близкое и равнозначное национализму и даже фашизму. Тема патриотизма «ушла» из содержания образования и воспитания. Во многом также утрачено понимание истинного значения воспитания в духе интернационализма и дружбы народов. Об этом говорят суждения сегодняшних школьников и студентов о Родине. В средней общеобразовательной школе №199 г. Москвы участница данной конференции провела экспрессанкету. На вопрос «Что такое патриотизм?» группа десятиклассников ответила: «Патриотизм - это любовь к Родине, но любовь предлагает взаимность. Что сделало за последние годы наше Отечество для молодых?» Другая группа десятиклассников в ответ на тот же вопрос отмечает: «Патриотизм предполагает гордость за Отечество. Чем в сегодняшней России мы можем гордиться?» Отношение молодых россиян к Родине ярко проявляется и в период службы в рядах Вооруженных сил. По данным руководства Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации ныне у призывников нет уже былой гордости за принадлежность к Вооруженным силам, померкли такие понятия, как «воинская честь и достоинство». Обычными стали циничное отношение к героическому прошлому Отечества и невежество в вопросах отечественной истории.

Сложившаяся критическая ситуация побудила руководство страны, общественные организации, народно-патриотические силы, деятелей науки, культуры, образования к поиску общенациональной, общероссийской объединительной идеи. В ходе публичного обсуждения этой проблемы сталкиваются самые различные, порой противоположные позиции. Все это приводит к реанимации различных воззрений националистического, шовинистического и даже фашистского толка, неадекватному толкованию понятий «отечество», «гражданство», «патриотизм», «интернационализм», «национализм»,

«шовинизм», «фашизм», «антисемитизм», «космополитизм», «поликультурное образование», «глобализация» и т.д.

В последнее время органы государственной власти, многие общественно-политические организации, народно-патриотические союзы, ученые, деятели культуры и образования, служители религиозных конфессий основной идеей, способной сплотить гражданское общество, укрепить единство и целостность Российской Федерации, считают идею патриотизма и дружбы народов.

Этим определяется огромное общественно-политическое и психолого-педагогическое значение своевременно проведенной Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости». Это первый за последние 10 лет общероссийского масштаба форум, призвавший властные структуры признать патриотическое воспитание приоритетным социальным заказом государства.

Участники конференции подчеркивали мысль о том, что воспитательная работа по формированию у граждан патриотических чувств и сознания может быть эффективной лишь при условии учета тех изменений, которые произошли в России после развала Советского Союза и резкого перехода общества из одного состояния в другое.

В сложной и противоречивой обстановке происходит отход граждан России от прежних идеологических стереотипов и формирование у них нового российского патриотизма, в котором гармонически сочетаются

124

Известия ДГПУ, №2, 2009

отечественные традиции героического исторического прошлого, сегодняшние реалии общественной жизни и перспективы развития страны в новом тысячелетии.

Работники школ, вузов, широкая общественность с тревогой отмечают запущенность проблем воспитания. Воспитание чувств и сознания патриотизма, приверженности дружбе народов у новых поколений россиян, по их мнению, является задачей государственной важности. В то же время они понимают, что ее решение осложняется из-за отсутствия научной теории патриотического воспитания, разработанной с учетом перемен, произошедших в России и других странах СНГ. Так, в «Программе развития воспитания в системе образования России на 19992001 годы» (утверждена приказом Министерства образования РФ от 18.10.1999, №574) сказано: «Но главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи, что становится существенным сдерживающим фактором в развитии наметившихся положительных тенденций». В программе особо подчеркивается научно-методическая необеспеченность воспитательной деятельности образовательных учреждений.

Восполнению указанного пробела посвящены опубликованные в последние годы исследования ученых Российской академии образования, Дагестанского государственного педагогического университета, Межвузовского научного центра воспитания культуры межнационального общения Министерства образования России: «Ценности общества на рубеже ХХ1 века» (Никандров Н.Д. М., 1997); «Воспитание культуры межнационального общения: методология,

теория, практика» (Гасанов З.Т., Махачкала, 1998); «Педагогика межнационального общения» (Гасанов З.Т., М., 1999).

Распад СССР особенно тяжело травмировал патриотические чувства и сознание граждан России. Тем не менее в настоящее время в массовом сознании обозначился перелом в пользу понимания происшедшего и примирения с переменами в нашей жизни. Ныне российский патриотизм - это отношение граждан к своей Ро-

• • •

дине - Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее. Это любовное отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому, народам, ее населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям. Дружба народов России и российский патриотизм не разделимы. В многонациональном государстве национальное (присуще отдельным народам) и гражданскопатриотическое (присуще всей федерации) сочетаются как общее и особенное. Патриотизм в этих условиях не разъединяет и не обособляет народы страны, а сближает их, объединяет в единую федерацию, создает предпосылки для укрепления их связей с народами СНГ и других зарубежных стран. В российском патриотизме чувство гражданина России органически сочетается с его чувством малой родины, родной республики, области или национального округа. В российском патриотизме должны сочетаться идеи народов России с общенациональной, общероссийской идеей, которая воспринимается гражданами многонациональной, многоконфессиональной

страны как ценностный стержень, как смысл жизни. В российском патриотизме должно сочетаться личностное, присуще каждому гражданину (независимо от национальной и религиозной принадлежности), и общественное, связанное с развитием могущества страны, ее прогрессом, укреплением Федерации.

По мнению участников конференции, государственная система патриотического воспитания должна обеспечить скоординированную деятельность школ, высших и средних специальных учебных заведений, семьи, общественных организаций, властных структур, средств массовой информации по воспитанию подрастающих поколений россиян в духе любви к своей Родине, приверженности идеям дружбы народов, веротерпимости и неприятия любых проявлений ксенофобии. Научные исследования, о которых доложили участники конференции, призваны вооружать работников учреждений образования и культуры правильным подходом к решению практических задач воспитания граждан страны. Все

Психолого-педагогические науки

• ••

125

докладчики были единодушны в понимании того, что цель патриотического воспитания - сохранение единства и целостности Российской Федерации, сплочение ее народов в демократическом гражданском обществе, упрочение их дружбы. В

этом убедился читатель, ознакомившись с содержанием предлагаемого его вниманию издания.

Борисенков В.П., академик РАО Гасанов З.Т., д.п.н., профессор

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА, ДРУЖБЫ НАРОДОВ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

МАТЕРИАЛЫ

ВТОРОЙ всероссийской НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» / Отв. ред. З. Т. Гасанов. М.,

2003. 486 с. Конференция, организованная Российской академией образования, Правительством Республики Дагестан, Государственным научно-исследовательским институтом семьи и воспитания, Дагестанским государственным педагогическим университетом, Межвузовским центром «Воспитание культуры межнационального общения» Министерства образования Российской Федера-

ции, состоялась в Москве 14-15 ноября 2001

Об огромном значении воспитания граждан в духе патриотизма, дружбы народов, гражданственности, веротерпимости говорится в приветственных посланиях участникам конференции Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е. С. Строева, Председателя Государственного Совета Республики Дагестан М. М. Магомедова.

В работе научно-практической конференции приняли участие представители ряда министерств Российской Федерации, ученые различных отраслей знания, работники общественных организаций и правоохранительных органов, учителя школ, преподаватели высших учебных заведений и профессиональных училищ многих регионов России. В подготовке и проведении конференции участвовали ответственные работники Государственного Совета, Народного Собрания и Правительства Республики Дагестан.

На пленарном заседании и 8 секционных заседаниях (165 докладов) были обсуждены проблемы: воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности - важнейшее средство укрепления целостности Российской Федерации; основные направления, пути и средства реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.