Научная статья на тему 'Роль выдающегося Дагестанского ученого-педагога З. Т. Гасанова в развитии идей патриотического воспитания в России'

Роль выдающегося Дагестанского ученого-педагога З. Т. Гасанова в развитии идей патриотического воспитания в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль выдающегося Дагестанского ученого-педагога З. Т. Гасанова в развитии идей патриотического воспитания в России»

104

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2009

РОЛЬ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ДАГЕСТАНСКОГО УЧЕНОГО-ПЕДАГОГАЗ. Т. ГАСАНОВА В РАЗВИТИИ ИДЕЙ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ

Важность и необходимость патриотического воспитания всегда осознавалась народом и была основой сильного государства. Как неоднократно подчеркивалось премьер-министром Российской Федерации В. В. Путиным, патриотизм - это фундамент единства и целостности любой государственной системы. В неразрывным единстве с идеей патриотического воспитания в многонациональном государстве выступают формирование культуры межнационального общения и воспитание детей и молодежи в духе дружбы народов.

Сегодня невозможно обсуждать проблему патриотического воспитания и формирования культуры межнационального общения граждан России без упоминания трудов выдающегося дагестанского ученого-педагога З. Т. Гасанова и его научной школы. В дни его славного 80летнего юбилея хотелось бы вспомнить жизненный путь ученого и проанализировать замечательное научное наследие.

Селение Дегва Сергокалинского района ДАССР в 50-е годы XX века

Зайнулабид Тухтарханович Гасанов родился в 1929 году в семье учителя - преподавателя педагогических курсов районного комитета партии в селении Дегва Сергокалинского района ДАССР.

В 1951 году после окончания института

В годы Великой Отечественной войны пионер Зайнулабид Гасанов работал учетчиком леса на лесозаготовках для Каспийской и Волжской военных флотилий. В 1943 году при оказании сопротивления диверсионному отряду немецко-фашистских захватчиков в тылу юный Зайнула-бид был тяжело ранен. За свою работу в тылу он был награжден медалью, является ветераном тыла.

По окончании историко-

филологического факультета Дагестанского государственного педагогического института им. С. Стальско-го в 1951 году Зайнулабид Тухтарханович был назначен директором Ме-кегинской средней школы Левашинского района ДАССР.

В августе 1952 года он был переведен на должность директора Ле-

Психолого-педагогические науки •••

105

вашинской средней школы. По его инициативе школа начала эксперимент по политехнизации процесса обучения, стала участницей и была удостоена медали ВДНХ СССР как лучшая политехническая школа. За небольшой срок школа превратилась в одну из передовых в республике, стала базовой школой Дагестанского педагогического института им. С. Стальского и Института школ Министерства просвещения ДАССР.

С учащимися средней школы №2 г. Из бербаша

С января 1958 по 1960 год З. Т. Гасанов работал вторым секретарем Левашинского райкома КПСС. При нем Левашинский район стал одним из лучших районов ДАССР в деле реформирования средней школы.

Школьная форма и портфели -в подарок Первомайской средней школе от учащихся школы №2 г. Из-бербаша

В 1960-1964 гг. Зайнулабид Тух-тарханович работает директором

средней школы №2 г. Избербаша ДАССР.

При школе им были организованы швейные мастерские, в которых усилиями учащихся шили форму для детей из малоимущих семей. А для выпускников шили выходные костюмы и бальные платья, особенно старались для тех, кто собирался поступать в высшие учебные заведения. Вокруг школы по инициативе директора были разбиты виноградники и фруктовые сады, где учащиеся наглядно изучали биологию. Старшеклассники могли работать в столярной и токарной мастерских.

Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева, г. Избербаш

106

Известия ДГПУ, №2, 2009

В год окончания аспирантуры -с однокурсником Алимджаном -будущим проректором по науке Кокандского университета

Именно в этот период Зайнулабиду Тухтархановичу пришлось столкнуться с проблемой межнационального взаимодействия учащихся на практике, так как ему самому пришлось заниматься организацией общения детей разных национальностей - учащихся Первомайской школы (где преимущественно учились даргинцы), школы №2 г. Из-бербаша (основной контингент - русские) и Каякентской средней школы (в основном обучались кумыки). Некоторая существовавшая в тот момент напряженность в национальных отношениях требовала активного педагогического воздействия, которое незамедлительно было осуществлено З. Т. Гасановым. В дальнейшем такая работа стала частью большой программы, направленной на формирование патриотического сознания через воспитание культуры межнационального общения, помогла прийти к пониманию того, что без учета интересов каждого народа, населяющего полиэтническое государство, каким является Россия, невозможно воспитывать настоящих патриотов Родины.

В 1964-1966 гг. - новый этап жизни - аспирантура при НИИ теории и истории педагогики Академии педагогических наук РСФСР. Зайнулабид Тухтарханович защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук под научным руководством академика АПН СССР вице-президента академии Ф. Ф. Королева.

Обсуждение на кафедре педагогики итогов летней практики в 1973 году

В августе 1966 года после возвращения из Москвы Зайнулабид Тухтарханович возглавил кафедру педагогики Дагестанского государственного педагогического института, которой руководит по настоящее время.

Несмотря на большую научнопедагогическую работу, которую он вел как заведующий кафедрой, в 1967-1992 гг. на общественных началах он являлся руководителем Народного университета научнопедагогических знаний, функционировавшего в районах и городах Дагестана (13 факультетов, 14 отделений, 10 лекториев).

Психолого-педагогические науки •••

Выезд кафедры педагогики с лекциями в сел. Каякент в рамках работы Народного университета

Народный университет стал настоящей школой повышения квалификации педагогических кадров Республики Дагестан, способствовал внедрению новейших педагогических разработок в практику работы даже самых отдаленных школ Дагестана, во многом определил развитие педагогической культуры родителей.

В 1968-1990 гг. кафедра педагогики под руководством З. Т. Гасанова являлась победителем социалистического соревнования среди кафедр Дагестанского государственного педагогического института и с тех пор уверенно лидирует в рейтинге достижений вуза.

В 1990 году материалы научнопедагогических разработок кафедры педагогики под руководством Зайну-лабида Тухтархановича Гасанова заинтересовали и Министерство народного образования СССР. На базе Дагестанского государственного педагогического университета был создан Межвузовский центр по разработке методологического обеспечения новых подходов к формированию культуры межнационального общения под руководством З. Т. Гасанова.

107

С Ю. К. Бабанским

З. Т. Гасановым осуществлен социально-педагогический анализ отношений народов и стран, включающий отношения народов мира, Евросоюза и СНГ, федеративных и конфедеративных государств, регионов федеративных государств, этносоциальных условий жизни малочисленных народов и других групп (беженцев, иммигрантов, национальных меньшинств, диаспор).

В русле построения своей теории автор изучает специфику межэтнического, вопросы этнической социализации в России, США и странах Европы, рассматривает правовые механизмы регулирования национальной политики как части государственной системы гражданского образования, обосновывает сущность и содержание воспитания патриотизма и дружбы народов, систему задач и принципов.

З. Т. Гасановым разработан понятийно-терминологический аппарат теории воспитания патриотизма, веротерпимости и дружбы народов, включающий в себя следующие компоненты:

- содержание процесса воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости;

- военно-патриотическое воспитание;

108

Известия ДГПУ, №2, 2009

- патриотизм, российский патриотизм, дружба народов;

- интернационализм, космополитизм;

- гражданство, гражданственность;

- российский менталитет;

- веротерпимость, толерантность;

- глобализация, поликультурное образование;

- национализм, шовинизм, расизм, фашизм и антисемитизм;

- многонациональный коллектив;

- формирование национальных и общенациональных (российских) чувств;

- формирование национального и многонационального (российского сознания и самосознания);

- формирование общечеловеческих чувств и сознания;

- формирование опыта межнационального общения.

Ученым также определены правовые, морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости.

Решению этих задач отвечает новый учебный предмет для высших учебных заведений РФ «Педагогика межнационального общения», разработанный З. Т. Гасановым. В цели данного курса входит формирование у юношей и девушек потребности в адекватном отношении к людям разных национальностей, умений строить внутригрупповые отношения (особенно в многонациональных группах); воспитание молодежи в духе дружбы и веротерпимости и воспитание непримиримости к проявлениям экстремизма и неофашизма.

Предмет «Педагогика межнационального общения» вошел в программу обучения многих вузов страны, в том числе Республики Дагестан. Курс нацеливает преподавателей на воспитание молодежи в духе дружбы народов с учетом социальнопсихологических закономерностей постперестроечной жизни нашего общества, а также с учетом закономерностей «перестройки» сознания

личности, что жизненно важно на пороге вступления в самостоятельную жизнь любого молодого человека -представителя многонационального и многоконфессионального государства.

Существенным показателем решения данной проблемы является позитивное осознание ребенком своей принадлежности к социальной общности, что предполагает наличие у него определенных представлений о наиболее привлекательных и значимых качествах личности патриота своей Родины.

Отзывы преподавателей вузов различных регионов страны говорят о том, что изучение студентами курса «Педагогика межнационального общения» способствует формированию у них чувства и сознания российского патриотизма и дружбы народов, что в процессе прохождения этого курса студенты получают методическую подготовку по организации патриотического воспитания школьников и их родителей.

На вручении Государственной премии

Российской Федерации

Фундаментальная монография З. Т. Гасанова «Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика» получила высокую оценку ученых Российской академии образования.

Учебное пособие З. Т. Гасанова «Педагогика межнационального об-

Психолого-педагогические науки •••

щения» рекомендовано Министерством образования России в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов и университетов. Педагогика межнационального общения как обязательная вузовская дисциплина вошла в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

Монография и учебное пособие З. Т. Гасанова удостоены премии Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства России от 30 августа 2002 года).

Важную роль в формировании современной теории и практики воспитания патриотизма и дружбы народов в России сыграло последовательное проведение по инициативе З. Т. Гасанова четырех Всероссийских научно-практи-ческих конференций «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» под эгидой Российской академии образования, Государственного НИИ семьи и воспитания, Дагестанского государственного педагогического университета и Межвузовского центра воспитания культуры межнационального общения Министерства образования Российской Федерации (в 1999, 2001, 2003, 2008 гг.).

Материалы конференций отражают научно-исследовательский поиск и стремление ученых к разработке научно-теоретических основ и реально действующей системы воспитания патриотизма и дружбы народов в системе дошкольного, школьного, дополнительного, среднего специального и высшего образования.

З. Т. Гасанов является основателем научной школы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Его идеи легли в основу государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», целью которой было создание системы патриотического воспитания в России. В настоящее время ее продолжением

109

стала принятая Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого уровня патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) продолжить создание системы патриотического воспитания;

2) совершенствовать нормативноправовую и организационно-методическую базу патриотического воспитания;

3) шире привлекать к участию в патриотическом воспитании научные учреждения, общественные организации (объединения), трудовые коллективы, отдельных граждан;

4) повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;

5) проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.

В качестве обобщенных оценочных показателей реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» в числе нравственно-духовных ориентиров первые два места занимают: 1) повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе; 2) упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации.

Количественными и качественными параметрами при этом в числе

110

Известия ДГПУ, №2, 2009

прочих выступают научноисследовательские работы по проблемам патриотического воспитания, а также степень их внедрения в теорию и практику патриотического воспитания, что является основной целью научной школы З. Т. Гасанова.

Члены научной школы З. Т. Гасанова опубликовали 16 научных монографий и учебных пособий, получивших высокую оценку педагогической общественности. В 2008 году ученики З. Т. Гасанова - О. Н. Омаров, Е. В. Ширекина, А. С. Касимова, З. З. Гасанова, М. Р. Рамазанова стали лауреатами республиканской премии «За создание книг патриотической направленности».

В контексте патриотического воспитания школой З. Т. Гасанова целенаправленно исследуются педагогические аспекты формирования культуры межнационального общения. В частности, отмечается ошибочность утверждения, что если у человека со всеми хорошие отношения, то он обладает, с учетом его опыта пребывания в многонациональной среде, высокой культурой межнационального общения. Коммуникативные способности человека не обязательно ведут к тому, что он подвергает анализу информацию в области межнационального общения.

Аналитико-синтетическая деятельность ребенка должна касаться и этой области его знаний. Уже в 3-летнем возрасте, в период появления своего «Я» и различных форм идентификации при дифференциации «Я» своего и другого человека, ребенку необходимо дать минимум знаний о людях другой национальности для формирования соответствующих элементарных представлений и проявления хотя бы элементарных интернациональных чувств.

Общение молодежи разных национальностей - важнейшее условие адекватного восприятия и приобретения позитивного опыта в области формирования патриотизма и межнационального общения.

Понимание этого факта привело З. Т. Гасанова к проведению крупномасштабного педагогического эксперимента, направленного на достижение высокого уровня культуры межнационального общения, сохранение и упрочение миротворческих традиций, развитие межкультурного диалога среди студентов вузов Советского Союза. На базе нынешнего Дагестанского государственного педагогического университета проходили собиравшие представителей разных республик (и не только Северного Кавказа) «Недели дружбы», в ходе которых шел диалог, обмен опытом, знакомство с традициями и обычаями народов, что способствовало их сближению.

По инициативе З. Т. Гасанова организовывались особые народные сходы - так называемые «Поляны дружбы». Они проводились вдоль административной границы Чечни и Дагестана с обязательным приглашением старейшин двух республик. Молодежь обеих республик участвовала в спортивных мероприятиях, костюмированных представлениях по мотивам народных эпосов дагестанцев и чеченцев с использованием национальной одежды, музыкальных инструментов, утвари. Знание культуры соседних народов способствовало устранению негативных стереотипов, пониманию людей другой национальности, формированию толерантного стиля во взаимоотношениях.

Изучение культуры и традиций народов Дагестана с этой же целью было введено в школьное образование (как региональный компонент), а в вузовское - преподавание такого предмета, как «Культура межнационального общения» (авторская разработка З. Т. Гасанова, за что он получил Государственную премию). Анализ уровня межличностной толерантности и конфликтности студентов и школьников, специально изучавших культуру других народов, в сравнении с неизучавшими ее наглядно демонстрировал статистически достоверную разницу.

Психолого-педагогические науки •••

Научное наследие профессора З. Т. Гасанова велико: опубликовано 175 работ. Наиболее значимые:

1. Воспитание учащихся в духе дружбы народов. Махачкала: Дагучпедгиз, 1966. 72 с.

2. Воспитание юных патриотов-интернационалистов. Махачкала: Дагучпедгиз, 1984. 130 с.

3. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998. 320 с.

4. Педагогика межнационального общения. М., 1999. 390 с.

Выдающиеся заслуги в области педагогического поиска Зайнулабида Тухтархановича были отмечены многими правительственными наградами:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1972 г. - звание «Заслуженный учитель школы ДАССР».

1976 г. - знак «Отличник просвещения СССР».

1980 г. - знак «Отличник народного просвещения».

1982 г. - звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

2002 г. - лауреат Государственной премии Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства России от 30 августа 2002 года) за разработку монографии и учебного пособия «Педагогика межнационального общения».

2009 г. - Почетное звание «Основатель научной школы» (решение Президиума Российской академии естествознания).

2009 г. - медаль «Патриот России» (решение Правительства Российской Федерации).

Сегодня воспитательная работа, проводимая Дагестанским государственным педагогическим университетом, основывается на идеях и взглядах З. Т. Гасанова. В частности, в ДГПУ возрождены ежегодные Международные недели дружбы студенческой молодежи. Несмотря на сложные социально-экономические условия

111

университетом проведены две Недели дружбы (2007, 2008 гг.), получившие огромный резонанс в масштабах региона и всей страны.

Завершая обзор жизненного пути и научного наследия З. Т. Гасанова, от имени преподавателей Дагестанского государственного педагогического университета, редакции журнала «Известия ДГПУ» хочется обратиться с поздравлениями к уважаемому юбиляру.

Дорогой Зайнулабид Тухтархано-вич! От всей души поздравляю Вас с 80-летием и желаю Вам крепкого здоровья и дальнейших успехов в Вашей научной и педагогической работе! Ваш острый ум, высокая работоспособность, научная прозорливость являются образцовыми для Ваших учеников, коллег, преподавателей, молодых ученых.

Нелегкий путь прошли Вы с юных лет,

Науке предались самозабвенно, Патриотизму дали Вы обет Вкупе с культурой

межнационального общенья! Сегодня в славный юбилей -80-летья Вашего рожденья Желаю я от всех Ваших друзей -Здоровья, радости, веселья!

Научная пусть школа процветает, Ученики пусть пишут много книг,

Дай Бог, чтобы каждый из ученых Высот в науке Ваших бы достиг!

Вы - Патриот России, Дагестана,

Вы истинный ученый, педагог,

Вы Родине служили без обмана Отдав все силы, всё, что только мог.

Трудам научным - несть числа, Заслуг всех Ваших мне не перечесть,

Любая Ваша пусть исполнится мечта,

Желаю Вам успехов, мира и добра!

Омарова П.О., профессор ДГПУ

112

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2009

Психолого-педагогические науки

• ••

113

Д И П Л О М

лауреата премии

Правительства Российской Федерации в области образования

Г А С А Н О В

ЗАЙНУЛАБИД ТУХТАРХАНОВИЧ

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой Дагестанского государственного педагогического университета

Удостоен(а) премии Правительства Российской Федерации

за

создание монографии

«Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика» и учебного пособия

«Педагогика межнационального общения» для педагогических высших учебных заведений

Председатель Правительства

Российской Федерации М. Касьянов

г. Москва

Постановление 30 августа 2002 г. №647

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.