2012 Культурология и искусствоведение № 4(8)
УДК 373.5.016:004
П.С. Кононова
ВОСПИТАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА В БИБЛИОТЕКЕ ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО ЦЕНТРА «ОКЕАН»
Статья посвящена проблеме формирования информационной культуры школьников, приезжающих во Всероссийский детский центр «Океан». Раскрывается содержание понятия «информационная культура», анализируется роль библиотеки центра в осуществлении информационно-образовательной функции. Рассматривается также уровень технической оснащенности библиотеки как важный фактор решения указанной задачи.
Ключевые слова: информационная культура современных школьников, Всероссийский детский центр «Океан», библиотека ВДЦ «Океан».
Информационная культура - это качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности.
У учащихся должно быть сформировано умение извлекать из разных источников необходимую информацию, эффективно удовлетворять свои информационные потребности, возникающие в процессе учебной и самообразовательной деятельности. Обозначенную цель невозможно достичь без формирования системы знаний, умений и навыков, требующихся для осуществления поиска, критической оценки информации, её обработки и использования в практических целях [1. С. 3].
Важную роль в воспитании информационной культуры современных школьников, приезжающих во Всероссийский детский центр (ВДЦ) «Океан», играет его библиотека.
Всероссийский детский центр «Океан» - государственное образовательно-оздоровительное учреждение Российской Федерации, являющееся многопрофильным детским учреждением дополнительного образования круглогодичного функционирования. Современный «Океан», представляя собой уникальное социально-педагогическое пространство, является центром разработки и реализации тематических программ, направленных на развитие интеллектуального, лидерского, творческого и физического потенциала детей и юношества. Данные программы являются долгосрочными и проводятся в течение нескольких лет. При подборе тематики программ учитываются следующие факторы:
- социальный заказ государства в области образования, государственной молодёжной политики;
- актуальность тематики в общей системе образования;
- значимость содержания программ для личностного роста ребёнка и профессионального роста педагога;
- разработка современных способов обучения и воспитания детей;
- продуктивное использование природно-климатических особенностей Приморского края для оздоровления детей.
В Центре созданы необходимые условия для социального становления и сознательного выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, их подготовки к ответственному участию в модернизации Российского государства и общества.
С этой целью разработана система работы по активизации социальной позиции участников смен через организацию лекций, дискуссий, круглых столов, «мозговых штурмов», форумов идей по проблемам детского общественного движения, разработку и реализацию социальных проектов.
ВДЦ «Океан» - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. В образовательной деятельности участникам программ предлагаются занятия по программам общего и дополнительного образования.
Школа ВДЦ «Океан» работает в течение учебного года по государственным программам и учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации. Методики, разрабатываемые в школе, ориентированы на временный учебный коллектив и максимально направлены на поддержку каждого учащегося в освоении государственных образовательных стандартов. Нестандартные учебные ситуации (углубленное изучение предмета, обучение по авторским программам, широкий круг предметов школьного компонента, отставание и опережение прохождения материала по предмету, подготовка к государственным экзаменам ЕГЭ и ГИА) разрешаются на индивидуальных бесплатных консультациях после уроков.
В школе ежедневно проводится 4-5 уроков. Занятия по физической культуре, музыке, рисованию, черчению перенесены во второе расписание (школа дополнительного образования - Школа Добра).
Дополнительное образование в ВДЦ «Океан» предназначено для свободного выбора и освоения участниками смен программ дополнительного образования.
При разработке и реализации программ дополнительного образования учитываются временные, возрастные, индивидуальные, обучающие, воспитательные и развивающие принципы.
Программы дополнительного образования в Центре направлены на развитие у ребенка интереса к разнообразным видам активной деятельности, развитие его способностей, укрепление здоровья, приобщение к труду как к высшей человеческой ценности [2].
В решении всех перечисленных выше задач, стоящих перед «Океаном», ключевое значение принадлежит библиотеке Центра. Вопросы, связанные с развитием интеллектуального, лидерского, творческого и физического потенциала детей и юношества, являются наиболее значимыми в деятельности библиотеки.
Библиотека ВДЦ «Океан» была создана в 1983 г. Ее фонд начинался с 300 экземпляров книг, привезённых первыми вожатыми. Это были книги из-
Воспитание информационной культуры современного школьника
вестных писателей Н. Носова, А. Дюма, Д. Даррелла и др. Записывать и оформлять первую партию книг к заезду детей помогали все педагоги Центра
- вожатые, учителя, методисты. В настоящее время книжный фонд составляет более 35 000 экземпляров книг. Кроме этого, имеется фонд школьных учебников в количестве 7000 экземпляров.
Библиотека состоит из трёх основных отделов: абонемента, читального зала, зала электронных ресурсов и книгохранилища. Фонд абонемента составляет художественная, научно-популярная, общественно-политическая, педагогическая и справочно-информационная литература. Фонд читального зала составляют периодические издания, методическая литература, справочно-энциклопедические издания.
Читатели библиотеки для самоподготовки имеют возможность наряду с книжными ресурсами пользоваться электронными носителями [3. С. 17-18]. В фонде зала электронных ресурсов имеются видеоархив ВДЦ «Океан»; аудиокниги по разделу «Отечественная и зарубежная классика»; аудиоэкскурсии; аудиоэнциклопедии; музыкальная коллекция; методики воспитательной работы; словари; школьная образовательная программа.
Зал электронных ресурсов оснащен современной техникой, компьютерами Арр1е Маст1о8Ь. Компьютеры поставляются с полным пакетом лицензионных мультимедийных программ, которые позволяют редактировать звук, видео, фотографии; создавать фото- видеопрезентации; сочинять музыку; создавать собственные БУБ-диски [3. С. 17]. Большой интерес у ребят вызывают электронные книги, которые можно читать в зале электронных ресурсов.
Освоение современных технологий также является неотъемлемой частью формирования информационной культуры современного школьника. Поскольку у современных школьников часто возникает информационный барьер в эксплуатации Арр1е МастШ8Ь, задача сотрудника зала - обучить читателя азам работы за данным компьютером.
Библиотека использует в своей работе специализированные программы, которые позволяют структурировать фонд библиотеки. Наиболее используемой является программа по обработке периодических изданий. За счет ее применения упрощается поиск информации по запросам читателей. В работе библиотеки используется также автоматизированная информационнобиблиотечная система (АБИС) МАРК-БОЬ (версия для школьных библиотек). Данная программа обеспечивает комплексную автоматизацию основных библиотечных процессов: комплектование литературы, научную и техническую обработку поступающих изданий, справочно-информационное обслуживание, обслуживание читателей, учёт библиотечного фонда.
АБИС «МАРК-БОЬ» предоставляет следующие возможности:
• Формировать электронный каталог книг, учебников и других информационных источников, находящихся в библиотеке.
• Получать доступ к удалённым базам данных.
• Автоматизировать процесс учёта выдачи книг.
• Вести автоматизированный учёт должников библиотеки.
• Анализировать круг чтения посетителей.
• Получать через Интернет доступ к полнотекстовым и мультимедийным ресурсам, имеющимся в библиотеке или находящимся в удалённых базах данных.
АБИС «МАРК-БОЬ» предназначена прежде всего для использования в работе библиотекаря. Вместе с тем эта программа может быть полезной и читателям, так как она предоствляет услуги электронного каталога, обеспечивающего быстрый поиск необходимой литературы [4. С. 3].
К сожалению, при наличии такой многофункциональной программы библиотека Центра не имеет возможности её использовать в полной мере. На настоящий момент сотрудники библиотеки имеют возможность заниматься только формированием электронного каталога книг и других источников, находящихся в фонде библиотеки. Тем не менее процесс работы с программой не останавливается, и в скором времени данная АБИС будет функционировать в полную силу, что упростит процесс удовлетворения читательских запросов, столь разнообразных по своему содержанию.
Учитывая короткий срок пребывания школьников в «Океане», сотрудники библиотеки в качестве приоритетных ставят перед собой следующие задачи: открыть новые горизонты культуры чтения, культуры взаимодействия с книгой, с информационными технологиями; укрепить в школьнике уже существующую информационную культуру, а также дополнить её качественными знаниями в этой немаловажной сфере современной жизни. Библиотека является одним из важнейших звеньев в сложившейся в ВДЦ «Океан» системе воспитания информационной культуры личности.
Формирование информационной культуры современного школьника -это процесс взаимодействия всех участников системы воспитания. Эта задача возложена на каждого сотрудника Всероссийского детского центра «Океан». Сотрудники библиотеки в этом процессе играют чрезвычайно важную роль, а библиотека выступает в качестве своеобразной учебной лаборатории современных информационных технологий.
Литература
1. Информационная культура школьника / авт.-сост. Л.М. Волкова, Л.З. Черепко. Минск: Красино-Принт, 2009. 128 с.
2. Всероссийский детский центр «Океан» [Электронный ресурс]. Владивосток, 2000-2012. иКЬ: http://www.okean.org (дата обращения: 10.06.2012).
3. Путеводитель по «Океану» / под общ. ред. Э.В. Марзоевой. Владивосток: Федеральное государственное учреждение Всероссийский детский центр «Океан», 2008. 80 с.
4. Автоматизированная информационно-библиотечная система МАРК-SQL (версия для школьных библиотек): руководство пользователя / «ИНФОРМ-СИСТЕМА». М., 2004. 32 с.