Научная статья на тему 'Воспитание информационной культуры современного школьника в библиотеке Всероссийского детского центра «Океан»'

Воспитание информационной культуры современного школьника в библиотеке Всероссийского детского центра «Океан» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ / ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «ОКЕАН» / БИБЛИОТЕКА ВДЦ «ОКЕАН» / RUSSIAN NATIONAL CHILDREN''S CENTER "OCEAN" / LIBRARY OF RUSSIAN NATIONAL CHILDREN''S CENTER "OCEAN" / INFORMATION CULTURE OF MODERN STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононова Полина Сергеевна

Статья посвящена проблеме формирования информационной культуры школьников, приезжающих во Всероссийский детский центр «Океан». Раскрывается содержание понятия «информационная культура», анализируется роль библиотеки центра в осуществлении информационно-образовательной функции. Рассматривается также уровень технической оснащенности библиотеки как важный фактор решения указанной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кононова Полина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of information culture of modern schoolchildren in the library of Russian national children's center "Ocean"

The article deals with the problem of information culture of schoolchildren who come to Russian national Children's Center "Ocean." The content of the concept of "information culture", analyzes the role of the library in the center of the implementation of the information and education functions. We also consider the level of technical equipment of the library as an important factor in solving this problem.

Текст научной работы на тему «Воспитание информационной культуры современного школьника в библиотеке Всероссийского детского центра «Океан»»

2012 Культурология и искусствоведение № 4(8)

УДК 373.5.016:004

П.С. Кононова

ВОСПИТАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА В БИБЛИОТЕКЕ ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО ЦЕНТРА «ОКЕАН»

Статья посвящена проблеме формирования информационной культуры школьников, приезжающих во Всероссийский детский центр «Океан». Раскрывается содержание понятия «информационная культура», анализируется роль библиотеки центра в осуществлении информационно-образовательной функции. Рассматривается также уровень технической оснащенности библиотеки как важный фактор решения указанной задачи.

Ключевые слова: информационная культура современных школьников, Всероссийский детский центр «Океан», библиотека ВДЦ «Океан».

Информационная культура - это качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности.

У учащихся должно быть сформировано умение извлекать из разных источников необходимую информацию, эффективно удовлетворять свои информационные потребности, возникающие в процессе учебной и самообразовательной деятельности. Обозначенную цель невозможно достичь без формирования системы знаний, умений и навыков, требующихся для осуществления поиска, критической оценки информации, её обработки и использования в практических целях [1. С. 3].

Важную роль в воспитании информационной культуры современных школьников, приезжающих во Всероссийский детский центр (ВДЦ) «Океан», играет его библиотека.

Всероссийский детский центр «Океан» - государственное образовательно-оздоровительное учреждение Российской Федерации, являющееся многопрофильным детским учреждением дополнительного образования круглогодичного функционирования. Современный «Океан», представляя собой уникальное социально-педагогическое пространство, является центром разработки и реализации тематических программ, направленных на развитие интеллектуального, лидерского, творческого и физического потенциала детей и юношества. Данные программы являются долгосрочными и проводятся в течение нескольких лет. При подборе тематики программ учитываются следующие факторы:

- социальный заказ государства в области образования, государственной молодёжной политики;

- актуальность тематики в общей системе образования;

- значимость содержания программ для личностного роста ребёнка и профессионального роста педагога;

- разработка современных способов обучения и воспитания детей;

- продуктивное использование природно-климатических особенностей Приморского края для оздоровления детей.

В Центре созданы необходимые условия для социального становления и сознательного выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, их подготовки к ответственному участию в модернизации Российского государства и общества.

С этой целью разработана система работы по активизации социальной позиции участников смен через организацию лекций, дискуссий, круглых столов, «мозговых штурмов», форумов идей по проблемам детского общественного движения, разработку и реализацию социальных проектов.

ВДЦ «Океан» - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. В образовательной деятельности участникам программ предлагаются занятия по программам общего и дополнительного образования.

Школа ВДЦ «Океан» работает в течение учебного года по государственным программам и учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации. Методики, разрабатываемые в школе, ориентированы на временный учебный коллектив и максимально направлены на поддержку каждого учащегося в освоении государственных образовательных стандартов. Нестандартные учебные ситуации (углубленное изучение предмета, обучение по авторским программам, широкий круг предметов школьного компонента, отставание и опережение прохождения материала по предмету, подготовка к государственным экзаменам ЕГЭ и ГИА) разрешаются на индивидуальных бесплатных консультациях после уроков.

В школе ежедневно проводится 4-5 уроков. Занятия по физической культуре, музыке, рисованию, черчению перенесены во второе расписание (школа дополнительного образования - Школа Добра).

Дополнительное образование в ВДЦ «Океан» предназначено для свободного выбора и освоения участниками смен программ дополнительного образования.

При разработке и реализации программ дополнительного образования учитываются временные, возрастные, индивидуальные, обучающие, воспитательные и развивающие принципы.

Программы дополнительного образования в Центре направлены на развитие у ребенка интереса к разнообразным видам активной деятельности, развитие его способностей, укрепление здоровья, приобщение к труду как к высшей человеческой ценности [2].

В решении всех перечисленных выше задач, стоящих перед «Океаном», ключевое значение принадлежит библиотеке Центра. Вопросы, связанные с развитием интеллектуального, лидерского, творческого и физического потенциала детей и юношества, являются наиболее значимыми в деятельности библиотеки.

Библиотека ВДЦ «Океан» была создана в 1983 г. Ее фонд начинался с 300 экземпляров книг, привезённых первыми вожатыми. Это были книги из-

Воспитание информационной культуры современного школьника

вестных писателей Н. Носова, А. Дюма, Д. Даррелла и др. Записывать и оформлять первую партию книг к заезду детей помогали все педагоги Центра

- вожатые, учителя, методисты. В настоящее время книжный фонд составляет более 35 000 экземпляров книг. Кроме этого, имеется фонд школьных учебников в количестве 7000 экземпляров.

Библиотека состоит из трёх основных отделов: абонемента, читального зала, зала электронных ресурсов и книгохранилища. Фонд абонемента составляет художественная, научно-популярная, общественно-политическая, педагогическая и справочно-информационная литература. Фонд читального зала составляют периодические издания, методическая литература, справочно-энциклопедические издания.

Читатели библиотеки для самоподготовки имеют возможность наряду с книжными ресурсами пользоваться электронными носителями [3. С. 17-18]. В фонде зала электронных ресурсов имеются видеоархив ВДЦ «Океан»; аудиокниги по разделу «Отечественная и зарубежная классика»; аудиоэкскурсии; аудиоэнциклопедии; музыкальная коллекция; методики воспитательной работы; словари; школьная образовательная программа.

Зал электронных ресурсов оснащен современной техникой, компьютерами Арр1е Маст1о8Ь. Компьютеры поставляются с полным пакетом лицензионных мультимедийных программ, которые позволяют редактировать звук, видео, фотографии; создавать фото- видеопрезентации; сочинять музыку; создавать собственные БУБ-диски [3. С. 17]. Большой интерес у ребят вызывают электронные книги, которые можно читать в зале электронных ресурсов.

Освоение современных технологий также является неотъемлемой частью формирования информационной культуры современного школьника. Поскольку у современных школьников часто возникает информационный барьер в эксплуатации Арр1е МастШ8Ь, задача сотрудника зала - обучить читателя азам работы за данным компьютером.

Библиотека использует в своей работе специализированные программы, которые позволяют структурировать фонд библиотеки. Наиболее используемой является программа по обработке периодических изданий. За счет ее применения упрощается поиск информации по запросам читателей. В работе библиотеки используется также автоматизированная информационнобиблиотечная система (АБИС) МАРК-БОЬ (версия для школьных библиотек). Данная программа обеспечивает комплексную автоматизацию основных библиотечных процессов: комплектование литературы, научную и техническую обработку поступающих изданий, справочно-информационное обслуживание, обслуживание читателей, учёт библиотечного фонда.

АБИС «МАРК-БОЬ» предоставляет следующие возможности:

• Формировать электронный каталог книг, учебников и других информационных источников, находящихся в библиотеке.

• Получать доступ к удалённым базам данных.

• Автоматизировать процесс учёта выдачи книг.

• Вести автоматизированный учёт должников библиотеки.

• Анализировать круг чтения посетителей.

• Получать через Интернет доступ к полнотекстовым и мультимедийным ресурсам, имеющимся в библиотеке или находящимся в удалённых базах данных.

АБИС «МАРК-БОЬ» предназначена прежде всего для использования в работе библиотекаря. Вместе с тем эта программа может быть полезной и читателям, так как она предоствляет услуги электронного каталога, обеспечивающего быстрый поиск необходимой литературы [4. С. 3].

К сожалению, при наличии такой многофункциональной программы библиотека Центра не имеет возможности её использовать в полной мере. На настоящий момент сотрудники библиотеки имеют возможность заниматься только формированием электронного каталога книг и других источников, находящихся в фонде библиотеки. Тем не менее процесс работы с программой не останавливается, и в скором времени данная АБИС будет функционировать в полную силу, что упростит процесс удовлетворения читательских запросов, столь разнообразных по своему содержанию.

Учитывая короткий срок пребывания школьников в «Океане», сотрудники библиотеки в качестве приоритетных ставят перед собой следующие задачи: открыть новые горизонты культуры чтения, культуры взаимодействия с книгой, с информационными технологиями; укрепить в школьнике уже существующую информационную культуру, а также дополнить её качественными знаниями в этой немаловажной сфере современной жизни. Библиотека является одним из важнейших звеньев в сложившейся в ВДЦ «Океан» системе воспитания информационной культуры личности.

Формирование информационной культуры современного школьника -это процесс взаимодействия всех участников системы воспитания. Эта задача возложена на каждого сотрудника Всероссийского детского центра «Океан». Сотрудники библиотеки в этом процессе играют чрезвычайно важную роль, а библиотека выступает в качестве своеобразной учебной лаборатории современных информационных технологий.

Литература

1. Информационная культура школьника / авт.-сост. Л.М. Волкова, Л.З. Черепко. Минск: Красино-Принт, 2009. 128 с.

2. Всероссийский детский центр «Океан» [Электронный ресурс]. Владивосток, 2000-2012. иКЬ: http://www.okean.org (дата обращения: 10.06.2012).

3. Путеводитель по «Океану» / под общ. ред. Э.В. Марзоевой. Владивосток: Федеральное государственное учреждение Всероссийский детский центр «Океан», 2008. 80 с.

4. Автоматизированная информационно-библиотечная система МАРК-SQL (версия для школьных библиотек): руководство пользователя / «ИНФОРМ-СИСТЕМА». М., 2004. 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.