Научная статья на тему 'Деятельность библиотек Томской области по формированию экологической культуры читателей (на примере Верхнекетского и Чаинского районов)'

Деятельность библиотек Томской области по формированию экологической культуры читателей (на примере Верхнекетского и Чаинского районов) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1247
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / СЕЛЬСКИЕ БИБЛИОТЕКИ / ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / ECOLOGY / RURAL LIBRARIES / TOMSK REGION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Масяйкина Евгения Анатольевна

Статья посвящена экологической деятельности муниципальных библиотек Верхнекетского и Чаинского районов Томской области. Исследованы содержание, формы и особенности работы по формированию экологической культуры читателей. Рассмотрены состав и способы раскрытия содержания и структуры фонда экологической литературы. Обозначены цели и результаты экологической деятельности сельских библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Масяйкина Евгения Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of Tomsk region libraries for forming readers environmental culture (examples are from Verkhneketsky and Chainsky districts)

This article focuses on environmental activities of municipal libraries of Verkhneketskyi and Chainsky districts of Tomsk region. The content, the form, and the features of the readers environmental culture forming are investigated. We showed the composition and methods of disclosure of the contents and structure of the environmental literature fund. Also purposes and results of environmental activities of rural libraries are designated.

Текст научной работы на тему «Деятельность библиотек Томской области по формированию экологической культуры читателей (на примере Верхнекетского и Чаинского районов)»

2012 Культурология и искусствоведение № 3(7)

УДК 027.022:502.1(576.16)

Е.А. Масяйкина

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧИТАТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ВЕРХНЕКЕТСКОГО И ЧАИНСКОГО РАЙОНОВ)1

Статья посвящена экологической деятельности муниципальных библиотек Верхне-кетского и Чаинского районов Томской области. Исследованы содержание, формы и особенности работы по формированию экологической культуры читателей. Рассмотрены состав и способы раскрытия содержания и структуры фонда экологической литературы. Обозначены цели и результаты экологической деятельности сельских библиотек.

Ключевые слова: экология, сельские библиотеки, Томская область.

Экологическая деятельность является одним из приоритетных направлений современной государственной политики. В течение последних лет происходит реорганизация и развитие системы государственного и регионального управления в сфере охраны природы и решения экологических проблем, постоянное совершенствование экологического законодательства, активное привлечение внимания общества к проблемам эксплуатации окружающей среды и сохранения природных ресурсов. Реализация указанных задач становится возможной посредством фор-мирования экологической культуры населения, под которой понимается система экологических знаний, умений, навыков и привычек, позволяющих человеку устанавливать и систематически поддерживать гармоничные взаимоотношения с окружающей его действительностью [1. С. 675].

Одним из актуальных путей формирования экологической культуры населения является экологическое просвещение, которое представляет собой разновидность образовательной деятельности, рассчитанную на обширную разнородную аудиторию и имеющую своей задачей широкое распространение знаний и достижений культуры, способствующих правильному пониманию жизни в целом или отдельных ее сторон; пропаганда экологических идей [1. С. 477]. Также экологическое просвещение рассматривается как формирование экологического мировоззрения библиотечно-библиографическими средствами [2].

Создание целостной системы экологического просвещения в библиотеках - один из путей решения проблемы формирования экологической культуры, вовлечения населения в дело улучшения ситуации в регионе, районе, каждом селе. Вопросы организации данной деятельности неоднократно обсуждались на конференциях и семинарах различного уровня, например на секции «Библиотека как центр экологической культуры» в рамках ежегодной

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке совместного конкурса РГНФ и Администрации Томской области, проект №11-11-70001а/Т.

международной крымской конференции; на обучающем семинаре «Библиотека - центр информации по вопросам охраны окружающей среды и формированию экологической культуры в муниципальном образовании» (Ханты-Мансийск, 2012); на методическом семинаре «Библиотеки и экологическое просвещение» (Ульяновск, 2012); на межрегиональной научно-практической конференции «Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы» (Томск, 2006), на ежегодных всероссийских школах-семинарах «Библиотека как центр экологической информации и культуры».

Томская область активно участвует в реализации государственной экологической политики как в сфере законотворчества, разработки и реализации экологически ориентированных научно-практических разработок, так и в сфере образования и воспитания. Формированием экологической культуры населения Томской области занимается разветвленная сеть образовательных и культурно-просветительских учреждений, в которой значительное место занимают библиотеки. Библиотеки располагают уникальными возможностями для распространения экологических знаний, пропаганды экологических принципов и ценностей, поддержки экологического образования и просвещения - разветвлённой библиотечной сетью, информационной базой на традиционных и электронных носителях, наличием квалифицированных специалистов, бесплатным доступом к информации, современными технологиями обработки экологической информации.

Предметом внимания данной статьи является изучение деятельности муниципальных библиотек Верхнекетского и Чаинского районов Томской области по формированию экологической культуры населения. Чаинский район находится на северо-западе Томской области, в 228 км от Томска. На территории района расположены особо охраняемая природная территория областного значения государственный природный заказник «Поскоевский» и 3 памятника природы: древостой черного тополя в пойме р. Оби, остров липы на правом берегу р. Чая, у д. Рождественка, поселение речного бобра на р. Икса. Верхнекетский район относится к группе северных районов, занимая вторую по величине площадь среди районов Томской области. Основное богатство Верхнекетья - лес. Район также обладает богатыми запасами полезных ископаемых, дикоросов (грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения), охотни-чье-промысловыми ресурсами. Поэтому не вызывает сомнений утверждение, что природные богатства данных районов нуждаются в сохранении и защите, в организации и проведении работ в области экологии.

Роль и возможности библиотек в экологическом просвещении достаточно велики, поскольку библиотеки не только аккумулируют значительный массив общедоступных информационных ресурсов, но и имеют возможности предоставления данных ресурсов читательской аудитории, включающей как взрослое работающее население, так и пенсионеров, детей и подростков.

Главными задачами, которые стоят перед библиотеками в этом направлении, являются: постоянное изучение информационных потребностей пользователей по экологическим проблемам; формирование информационных ресурсов по экологии; организация обслуживания пользователей на основе новых и традиционных технологий; координирование своей деятельности с го-

сударственными и общественными организациями, работающими в области экологии.

Библиотеки координируют деятельность по экологическому просвещению с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, в частности с Областным комитетом охраны окружающей среды и природопользования (ОГБУ «Облкомприрода»), созданным в 2000 г. с целью осуществления функций в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Также целями деятельности данного подразделения является улучшение экологической обстановки в Томской области, формирование экологической культуры населения, обеспечение прав граждан на безопасную окружающую среду.

Помимо повышения экологической культуры населения района, одним из результатов такого координирования является дополнительное финансирование библиотек. На основании анализа плановой и отчетной документации библиотек можно сделать заключение, что объем денежной помощи определяется по результатам областного конкурса «Информа-ционно-методическое обеспечение процесса экологического образования и воспитания». Так, в 2008 г. Областным комитетом по охране окружающей среды библиотекам Чаинского района было выделено 10000 руб. [3], в 2009 г. - 15 000 руб., из которых 10 000 руб. было потрачено на поощрение наиболее активных участников библиотечных мероприятий и 5 000 руб. на комплектование книжного фонда (было приобретено 30 книг экологической тематики) [4]. В 2010 г. библиотеки получили 20 000 рублей, из которых более 9000 было потрачено на приобретение традиционных (68 экз.) и электронных (15 экз.) изданий по экологии [5]. В 2011 г. также было получено 20 000 руб. [6]. Помимо этого, на средства ОГБУ «Облкомприрода» частично приобретаются призы и подарки читателям - победителям конкурсов и игр, проводимых библиотеками.

В рамках совместной с ОГБУ «Облкомприрода» деятельности централизованная библиотечная система (ЦБС) Чаинского района с 1998 г. осуществляет экологический проект «Жить в согласии с природой», целью которого является привлечение внимания населения к экологическим проблемам родного края, формирование гражданской ответственности в области природопользования, вовлечение жителей района в конкретные мероприятия, направленные на охрану природы и окружающей среды [6]. Прежде всего, данный проект рассчитан на юных читателей, поскольку именно в детстве формируется чувство эмоциональной близости с природой, закладываются основы взаимоотношений с окружающей средой. Реализация проекта предполагает проведение комплекса мероприятий экологической направленности, формирование представления о многообразии окружающей среды, воспитания бережного и уважительного отношения к природе. Помимо администрации Томской области, партнерами в этой работе выступают специалисты районного комитета охраны природы, преподаватели биологии, экологии, природоведения, сотрудники клубов и домов культуры. За время реализации данной программы в 2010 г. было проведено 54 экологических мероприятия, на которых присутствовало 919 человек [4], в 2011 г. - 68 экологических мероприятий, которые посетило 1189 человек [5].

В рамках проекта «Жить в согласии с природой» библиотеками Чаинского района проводились такие значительные мероприятия, как семейные творческие конкурсы «Домашний экологический музей» и «Жалобная книга природы Чаинского района», экологический конкурс «Природа просит помощи», просветительская программа «Экологическая азбука».

Так, например, семейный творческий конкурс «Домашний экологический музей» был проведен детской библиотекой Чаинского района в 2009 г. для читателей в возрасте от 7 до 17 лет [4]. Целью конкурса явилось формирование экологической культуры детей посредством активизации совместного творчества всех членов семьи и создания оригинальных изделий из различных нетрадиционных подсобных материалов - всего того, что является мусором (пустых коробочек, флаконов, упаковочных материалов, элементов одноразовой посуды и др.), а также из природных материалов (кожа, мех, перо, крупа). Во время подготовки к конкурсу сотрудники детской библиотеки предлагали участникам разнообразные методические материалы, содержащие всевозможные идеи и практические советы. Работы представлялись в следующих номинациях: игрушка, сувенир, украшение, сюжетная композиция -и оценивались по таким критериям, как творческий подход, оригинальность и соответствие заявленной теме.

Активное участие читатели библиотек принимали также в районном семейном творческом фотоконкурсе «Жалобная книга природы Чаинского района» (2010 г.) [5]. На этот конкурс принимались фотографии экологически неблагополучных мест района, несанкционированных свалок, примеров варварского отношения к природе и др. Подведение итогов конкурса проводилось по следующим номинациям: портрет, пейзаж, натюрморт, репортаж. Результатом конкурса стал одноименный фотоальбом, который регулярно используется библиотекой при проведении самых разнообразных мероприятий экологической направленности.

В рамках формирования экологической культуры юных читателей детская библиотека Чаинского района с 2005 г. реализует просветительскую программу «Экологическая азбука», целью которой является не только формирование системы экологических знаний, информирование о современных проблемах природоохранной деятельности, но и приобщение детей к пониманию роли природы в жизни каждого человека, осознание своей причастности к сохранению растительного и животного мира [5]. За время реализации данной программы было проведено множество мероприятий, в частности экологическая встреча «Ядовитые растения: друзья или враги?». Встреча прошла в форме медиаурока и включала демонстрацию слайдов и книжноиллюстративную выставку с изображением и описанием ядовитых растений, произрастающих в Томской области. Также можно отметить высокую эффективность экологической игры «По следам Красной книги», при подготовке к которой юные читатели прочитали большое количество литературы о растениях и животных Томской области. Умению находить и структурировать экологическую информацию способствуют тематические книжные выставки, являющиеся неотъемлемым элементом программы «Экологическая азбука». В частности, это выставка-путешествие «Раз, два, три, четыре, пять - вышел тигр погулять», выставки по произведениям писателей, рассказывающих о

природе («Планета чудес Николая Сладкова: к 90-летию автора», «В стране дремучих трав: по произведению Я. Ларри «Приключения Карика и Вали»). Необходимо отметить, что в дополнение к последней выставке библиотекари подготовили обзор литературы, посвященной насекомым и растениям, описанным в этой книге.

Реализация экологического проекта «Жить в согласии с природой» предполагает, помимо проведения конкурсов, организацию игровых познавательных мероприятий, таких как экологический час «Лекарственные травы Томской области», познавательный час «Открывая Красную книгу», экологическое лото «Твои соседи по планете» и др.

Результатами данного проекта является совершенствование работы по экологическому воспитанию в Чаинском районе; формирование и предоставление пользователям библиотек новых информационных услуг; формирование экологической культуры населения района; положительная динамика роста спроса экологических изданий.

Также одним из результатов деятельности в рамках проекта «Жить в согласии с природой» стало присвоение в 2009 г. Чаинской ЦБС статуса базового центра второго уровня в области экологического образования и просвещения населения Томской области [4].

Культурно-просветительская деятельность библиотек по экологии проводится в течение всего календарного года, но особенно активизируется в период знаменательных дат экологического календаря. Прежде всего, это Дни защиты от экологической опасности, начиная с 1993 г. ежегодно отмечаемые в России с 15 апреля по 5 июня. Библиотеки приурочивают к этому периоду значительное количество мероприятий. Так, в библиотеках Чаинского района в 2008 г. проводился районный творческий экологический конкурс «Природа просит помощи», призванный через изобразительное творчество детей от 6 до 16 лет выразить отношение к природе родного края. В конкурсе, включавшем такие номинации, как рисунок и плакат, приняло участие более 40 человек, представивших около 50 работ, что говорит о стабильно высоком читательском интересе к данной тематике [3]. В Новоколоминской библиотеке Чаинского района к этой же дате были проведены экологическая викторина «Угадай растение» и лесная игра «Земля - наш дом».

Всемирный день окружающей среды, ежегодно отмечаемый 5 июня, является одним из основных способов привлечь внимание мировой общественности к проблемам окружающей среды. Праздник был учрежден согласно резолюции, принятой в июне 1972 г. на Стокгольмской конференции по проблемам защиты природы. Всемирный день окружающей среды в России -«народное событие», сопровождающееся такими красочными зрелищами, как уличные митинги, «зеленые» концерты, конкурсы сочинений и плакатов в школах, посадка деревьев, а также информационно-библиотечные мероприятия, посвященные экологии. Примерами такой деятельности можно назвать экологический час «Дайте планете шанс» (Чаинский район) и выставку-диспут «Все хорошее на Земле - от человека?!» (Верхнекетский район) [7].

Международный день птиц - интернациональный экологический праздник, который отмечается в России 1 апреля. В СССР он был впервые отмечен в 1927 г., впоследствии значимость его была утрачена. Вторую жизнь этот

праздник получил в России в 1994 г. В образовательных и культурных учреждениях страны в этот день проходят разнообразные акции - как информационного характера, так и практического. Так, в массовых библиотеках Ча-инского района прошла игра «Птичий базар», в школьной библиотеке села Подгорное - викторины «Что такое зоопарк?», «В мире животных», а также конкурс-беседа «День птиц». Лисицинский филиал Верхнекетской ЦБС представил читателям книжную выставку «Не поется птицам без небес» [8].

Всемирный день защиты животных впервые был отмечен 4 октября во Флоренции (Италия) в 1931 г., на проходившем там международном конгрессе сторонников движения в защиту природы. Библиотеки России активно поддерживают инициативу охраны животных, проводя различные информационно-познавательные мероприятия. В частности, школьная библиотека села Подгорное Чаинского района провела для учеников 1-4-х классов экологический турнир «Эти забавные животные».

День земли, являющийся проявлением гражданской инициативы по охране окружающей среды на нашей планете, не привязан к конкретной дате и отмечается в период с 22 марта (день весеннего равноденствия) по 22 июня (день летнего солнцестояния). В этот период библиотеки Верхнекетского района проводили турнир знатоков природы «Крутится, вертится шар голубой» (Центральная детская библиотека), книжную выставку «Эти забавные животные: к 100-летию В. Чаплиной».

16 сентября в России отмечается День работников леса (День лесника). Учитывая, что в северных районах Томской области действуют преимущественно предприятия лесной промышленности, одним из направлений своей деятельности обозначающие экологические мероприятия по защите леса, праздник приобретает особенную актуальность. Библиотека поселка Нибега Верхнекетского района приурочила к данному празднику игровую экологическую программу «Осеннее настроение», а центральная библиотека Белого Яра провела викторину «По лесным тропинкам мы идем с друзьями...».

Одним из основных направлений деятельности библиотек является работа по созданию, хранению и распространению информации о родном крае. Поскольку в Томской области активно разрабатываются вопросы защиты и сохранения окружающей среды, особую актуальность приобретает экологическое краеведение, связанное с изучением экологической ситуации на территории своего района и области в целом. Библиотеки формируют специализированный документный фонд, включающий местные издания, и раскрывают его содержание с помощью разнообразных выставок и игровых мероприятий. Так, в Чаинском районе детская библиотека разработала и провела игры «Занимательное краеведение» и «Люби и знай свой Томский край», основанные на составлении и решении кроссвордов и загадок по названиям рек, растений, животных и природных явлений в Томской области. Закрепить изученный материал помогла викторина «Занимательное путешествие по родному краю». Высокую познавательную эффективность имела презентация «Заповедные места России», где читатели узнали о 18 природных заказниках Томской области, из которых 1 имеет федеральное значение, а 17 - региональное. Особую актуальность мероприятию придало то, что один из региональных заказников находится на территории Чаинского района. Созданный

в 1981 г., он расположен на территории Поскоевско-Добринского лесничества и предназначен для защиты популяции соболя и охраны кедровых массивов. В Коломиногривском филиале Чаинской ЦБС для школьников младших и средних классов прошел экологический утренник «Сохраним родную природу», на котором в доступной для усвоения форме говорилось о памятниках природы Томской области - геологических (памятник у села Обское, где представлено богатое разнообразие ископаемой пресноводной флоры), водных (озеро Кирек), ботанических (Богашевский и Магадаевский кедровники), зоологических (Осетрово-нельмовый заказник на реке Чулым) и комплексных. Завершился данный познавательный утренник викториной «Знаешь ли ты особо охраняемые природные территории Томской области?». Для более старших читателей в библиотеке села Обское была организована конференция «Как живешь ты, край родной?», на которой многие выступления были посвящены охране природы своего села. Библиотеки Верхнекетского района также ведут активную работу по пропаганде экологических и краеведческих знаний. В частности, детской библиотекой была проведена экологическая викторина «Берегите Землю, берегите!» по материалам Красной книги Томской области. Библиотека поселка Катайга разработала экологические викторины «Деревья и травы нашего края», «Край таежный - Катайга», «Лесные богатства», «На рыбалке у реки», а в Ягодненском филиале была подготовлена викторина-выставка «Растения Верхнекетья» [8].

В настоящее время в школах изучаются разнообразные дисциплины экологического направления, такие как «Сибиреведение», «Экология Томской области», «Окружающий мир», «Мир вокруг нас», в связи с чем библиотеки постоянно корректируют свою деятельность со школьной программой. В результате такого сотрудничества библиотекари ощущают постоянный спрос на информацию по экологии и краеведению. Помимо этого, читатели-школьники обращаются в библиотеки за помощью при подготовке самостоятельных работ, написании рефератов и докладов, в частности на тему «Экологическое загрязнение рек Чая и Обь». Так, детская библиотека Чаинского района тесно сотрудничает с Подгорнской средней школой, принимая участие в уроках, проводя тематические беседы, знакомя учащихся и учителей с новыми поступлениями в фонд библиотеки. В частности, на уроке в 8-м классе традиционно проходит экологическая беседа «По страницам Красной книги», сопровождаемая книжной выставкой «Я хочу дружить с природой». В начальных классах библиотекари регулярно проводят уроки экологии на такие темы, как «Учимся наблюдать природу», «Люблю тебя, природа, в любое время года», «Зеленая аптека», «Жить теплей, когда с тобой существо живое рядом...». Также в тесном контакте со средней школой работает и Белоярская детская библиотека Верхнекетского района. В помощь изучению школьной программы организуются тематические выставки («Землянам - чистую планету», «Человек и природа - враги и друзья», «Мой ласковый и нежный зверь», «Эти забавные животные» и др.), а также мероприятия, посвященные творчеству писателей-натуралистов - В. Бианки, И. Акимушкина, В. Чаплиной, Н. Сладкова.

Деятельность по формированию экологической культуры осуществляется в самых разнообразных формах, как традиционных (выставки, беседы, экс-

курсии, тематические уроки, конкурсы и викторины), так и с использованием современных информационных технологий (материалы Интернета, компьютерные презентации, цифровые видео- и фотоматериалы, сканирование и ксерокопирование). Форма мероприятия выбирается в зависимости от возраста и информационных потребностей читательской аудитории. Читатели старшего возраста предпочитают межличностное общение, непосредственный обмен мнениями, консультации специалистов, школьники же хорошо воспринимают занятия с использованием игровых элементов. Одной из важнейших особенностей экологических мероприятий является их творческая и познавательная направленность, а также обязательное сопровождение слайдовой презентацией и обзором литературы. Широко используются всевозможные творческие конкурсы, беседы, экскурсии, викторины, путешествия, диспуты, научные познавательные часы, содержательно адаптированные для различной читательской аудитории. В частности, в библиотеках Чаинского района для младших школьников проводились энтомологическое лото «Мир под ногами», зоотурнир для эрудитов «Мы с вами где-то встречались.», беседа-дискуссия «Человек на планете Земля», устный журнал «Страницы орнитолога». С более старшими учащимися Подгорнского филиала Томского экономико-промышленного колледжа и профессионально-технического училища № 26 села Подгорное было проведено познавательное мероприятие «Сигнал опасности: час-размышление», посвященное обзору экологически опасных мест планеты. Для детей из социально-реабилитационного центра несовершеннолетних Чаинского района в центральной библиотеке успешно прошла игра «Тайны морских глубин». Игроки не только демонстрировали свои знания о Мировом океане, но и получили дополнительную информацию о редких и удивительных рыбах. В свете того, что максимальным воспитательным эффектом обладают те мероприятия, где дети имеют возможность брать пример со своих родителей, в Бундюрском филиале Чаинской ЦБС была организована беседа с учащимися младших классов и их родителями на тему «Природа щедро наградит того, кто ей не навредит». В Верхнекетском районе библиотекарь поселка Катайга подготовила и провела викторину-конкурс «Эти удивительные растения».

Поскольку интерес к чтению формируется начиная с самого раннего возраста, детская библиотека Верхнекетского района активно работает и с дошкольными учреждениями - детскими садами «Теремок» и «Солнечный зайчик», в качестве примера можно привести экологическую игру-путешествие «Лес чудес».

Юные читатели с большим интересом участвуют в мероприятиях, подготовленных на основе популярных телевизионных игр. Так, в селе Обском Чаинского района была проведена игра «Загадки мудрого филина» (по типу телеигры «Кто хочет стать миллионером»), в которой были соблюдены все правила: помощь зала, подсказки, призы. Прежде чем стать участником игры, необходимо было пройти отборочные туры, для чего ребятам пришлось прочитать немало книг с сопровождающей выставки «Мой дом - природа». В библиотеке села Новоколомино Чаинского района было проведено выступление местного Клуба веселых и находчивых (КВН) на тему «Земля - наш дом», а также прошли развлекательные игры «Счастливый случай» на эколо-

гическую тему и «Поле чудес» на тему «Цветущий мир». Нужно отметить, что младшие школьники с азартом готовятся к мероприятиям, выполняя разнообразные домашние задания - прочитать книгу, найти ответ на вопрос, изготовить оригинальные поделки, подготовить рисунок на заданную тему, составить кроссворд.

Читатели младшего возраста с удовольствием принимают участие в различных театрализованных представлениях. Так, в библиотеке села Коломин-ские гривы Чаинского района проводился театрализованный информационно-познавательный час «В будущее под зеленым парусом». Театрализованный экологический праздник «Давайте вместе сохраним.» с большим успехом прошел в библиотеке села Гришкино. В Обском филиале Чаинской ЦБС юные читатели с энтузиазмом приняли участие в театрализованной экологической игре «Королевская охота». У младших школьников любовь к природе зачастую начинается с любви к домашним животным. В библиотеке села Бундюр было проведено театрализованное шоу «Мисс Киска», где дети рассказывали стихи и истории о кошках, в том числе и о культе кошки в Древнем Египте, искали в литературе приметы и суеверия о кошках, изображали повадки своих домашних животных. В селе Новоколомино совместно со школьными учителями был проведен театрализованный праздник «На лесной полянке». Подгорнская школьная библиотека организовала для учеников начальных классов выпуск экологического журнала «Берегите Землю!», который провели участники агитбригады «Друзья леса» - ученики 6-го класса. Школьный библиотечный актив «Улыбка» (в который входят наиболее активные и заинтересованные читатели) подготовил для учеников начальных классов театрализованное путешествие «Полна загадок чудесница-природа», а читатели-шестиклассники приняли активное участие в проведении «Осеннего бала».

Не вызывает сомнений, что максимальной воспитательной эффективностью обладают мероприятия, вызывающие сильный эмоциональный отклик. В качестве примера можно назвать беседу «Четвероногим - за верность и преданность», посвященную памятникам, которые люди ставили своим четвероногим друзьям (Чаинский район, 2010 г.). Дети не только подробно ознакомились с темой, но и нарисовали собственные эскизы подобных памятников, вспомнили примеры любви и преданности домашних животных своим хозяевам.

Эффективному усвоению экологических знаний, формированию интереса к природоохранной деятельности способствует участие читателей в разнообразных районных и областных конкурсах, проводимых библиотеками. Во время проведения конкурса участники выполняют не только аудиторные, но и домашние задания, воспринимают подготовленную заранее информацию и создают собственные произведения, представляя их на суд жюри. Так, Бун-дюрская библиотека Чаинского района проводит конкурсы «Животный мир нашей планеты», «За цветущий палисад», экологический фотоконкурс. Ново-коломинская библиотека приняла активное участие в районном фотоконкурсе «Эко-чудо Чаинского района» и в областном конкурсе «Экология родного края» (2011 г.), представив проект «Узнать. Понять. Сберечь». В 2008 г. Ча-инская ЦБС проводила районный конкурс «Край сибирский - край родной».

Детские библиотеки Чаинского и Верхнекетского района в рамках экологического воспитания читателей ежегодно принимают участие в областном конкурсе гербариев и флористических работ «Цветик-семицветик», организованном Томской областной детско-юношеской библиотекой (ТОДЮБ).

Активная работа по экологическому просвещению проходит в период школьных каникул на всех летних детских площадках. Это позволяет разнообразить деятельность библиотеки, иллюстрировать предлагаемый материал практическими примерами из окружающей жизни. Кроме того, мероприятия, проводимые в лесу, поле, саду вызывают у школьников живой неформальный интерес, в итоге формируя высокую познавательную активность в области экологии. Например, Гореловский филиал Чаинской ЦБС провел летнюю игровую программу «Птичий базар», а в селе Бундюр в период летних каникул маленькие читатели совместно с библиотекарями регулярно принимают участие в уборке территории и обработке цветников. Более взрослые юноши и девушки Чаинского района ежегодно участвуют в акции «Убери свою улицу», на практике постигая искусство взаимоотношений с окружающей средой. Интересной формой экологической работы библиотеки представляются веселые летние испытания «Шуточный поход по родному краю», посвященные правилам поведения в лесу и на пикнике, умению отличать съедобные грибы от несъедобных, находить лекарственные растения и сварить наваристую уху. В летнем школьном оздоровительном лагере села Новоколомино библиотекари провели игру-путешествие «В лесном царстве, премудром государстве». Детская библиотека Белого Яра (Верхнекетский район) в период летних каникул сотрудничает с участниками детского спортивного лагеря, например, представив познавательно-игровую программу «Щедрое лето». Кроме того, не остаются без внимания и самые маленькие читатели - воспитанники детского сада «Солнечный зайчик», для которых была подготовлена летняя экологическая программа «Цветной калейдоскоп».

Многие библиотеки проводят занятия на природе не только летом, но и зимой, участвуя в круглогодичной акции «Угостите птиц зимой», помогая школьникам мастерить птичьи кормушки, регулярно подкармливать пернатых.

Информация о взаимодействии с окружающей нас природой востребована не только молодежью, но и читателями старшего возраста. К ним относятся жители села, увлекающиеся разведением цветов и выращиванием огородных культур. Библиотека предоставляет им возможность для неформального общения, обмена новой информацией и посадочным материалом, получения квалифицированных советов. Так, в центральной библиотеке Чаинского района с 2010 г. действует клуб выходного дня «Золотая сотка». Еженедельно участники клуба проводят тематические заседания, такие как «Красота, дарующая радость» (происхождение редких видов цветов), «Комнатный рай» (секреты выращивания комнатных цветов), «Яркие хороводы» (использование многолетних цветов в оформлении уличных цветников), «Царица цветов - роза» (секреты выращивания роз в открытом грунте), «Плодовоягодный сад» (уход за ягодными кустарниками). В рамках заседаний клуба прошел цикл занятий «Путешествие по саду» (2010 г.) - виртуальные экскурсии по самым красивым и ухоженным усадьбам села. По итогам работы клуба была оформлена фотовыставка «Красота, увиденная сердцем», на которой

представлены не только фотографии цветов, овощей и фруктов, но и оригинальные дизайнерские композиции участников клуба [5].

Эффективное формирование экологической культуры населения и выполнение информационных запросов соответствующей тематики осуществляется с помощью грамотно сформированного документного фонда. В работе используются издания как в традиционной, так и в электронной форме. Стабильный интерес у читателей библиотек вызывает художественная и научнопопулярная литература в виде книг и брошюр, справочные и периодические издания, ресурсы Интернета и мультимедийные документы, аудиовизуальные материалы экологической направленности.

Фонды библиотек Чаинского и Верхнекетского районов насчитывают значительное количество книг о природе, посвященных экологии, биологии, многие из которых выходят в рамках серий «Я познаю мир», «Что есть что», «Жизнь планеты», также активно используются периодические издания, такие как «Тошка и компания», «Свирель», «Юный натуралист», «Зеленый мир», «Природа и человек», «Вокруг света» и др. Значительное количество информационных запросов выполняется с помощью таких электронных документов на оптических дисках, как «Экологический мониторинг Томской области» и «Красная книга Томской области». При выполнении справок по экологической тематике библиотекари и читатели обращаются к материалам сайтов Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и Томской областной универсальной научной библиотеки (ТО-УНБ) им. А.С. Пушкина, а также к справочно-правовой системе «Консуль-тантПлюс».

Для повышения эффективности использования библиотечного фонда по экологии необходим ряд мер по его раскрытию. Прежде всего, это достигается с помощью справочно-поискового аппарата - библиотечных каталогов и картотек. Каталоги в библиотеках Чаинского и Верхнекетского районов ведутся как в карточной, так и в электронной форме и включают структурированные разделы по экологии, отражая весь документопоток, поступающий в библиотеки. Помимо этого, в библиотеках ведутся картотеки по краеведению, где выделена и пополняется рубрика «Экология района», отражающая публикации центральных и местных периодических изданий. В структуре основного фонда также выделены отделы, посвященные природоохранной и экологической деятельности, что способствует рационализации информационного поиска.

Одним из традиционных методов раскрытия содержания библиотечного фонда являются книжные выставки. Основываясь на материалах аналитических отчетов массовых библиотек Чаинского и Верхнекетского районов, мы можем увидеть, что выставочная деятельность отличается большим творческим разнообразием. Выставки приурочиваются к знаменательным датам, раскрывают творчество отдельных авторов, способствуют изучению школьной программы по предметам экологической направленности. Многие выставки нацелены на формирование и развитие у читателей различных личностных качеств - познавательной активности и информационной грамотности, гражданской ответственности, креативности, эмоционального сопереживания. Широко используются комплексные выставки, сопровождаемые не

только рисунками, фотографиями, дизайнерскими композициями, оригинальными изделиями, выполненными читательской аудиторией, но и музыкой, песнями, танцами, стихами в исполнении читателей. Выставки могут быть как самостоятельными, так и приуроченными к определенному мероприятию. Различаются выставки и по форме (в зависимости от информационных потребностей, социальных и возрастных особенностей читательской аудитории): выставка-планшет, выставка-предупреждение, выставка-рассказ, выставка-размышление, выставка-диспут (Верхнекетский район), выставка-путешествие, выставка-призыв (Чаинский район). В зависимости от расположения экспонируемых документов выделяются выставки-просмотры и внут-риполочные выставки.

Информированию о содержании библиотечного фонда также служат тематические подборки книг, помогающие читателю определиться с выбором литературы. В частности это «тематические полки», как, например, в библиотеке села Леботер Чаинского района. В детской библиотеке поселка Белый Яр Верхнекетского района для самых маленьких читателей действуют «ящики выбора» (подборки книг по определенной тематике, находящиеся в красочно оформленной коробке или ящике, что способствует привлечению внимания малышей), например «Лес и его жители» [9].

Деятельность по формированию экологической культуры читателей отличается многообразием форм, постоянно требует развития методики ее выполнения, поэтому библиотекари, повышая свою профессиональную квалификацию, регулярно участвуют во Всероссийских, областных, районных конференциях, семинарах, совещаниях по совершенствованию экологической деятельности. Так, в 2010 г. центральная библиотека Чаинского района приняла участие в работе V Всероссийского лагеря сельских библиотекарей, предоставив для творческой лаборатории «Мое село - красивый уголок России» электронную презентацию «Родина малая, в сердце ты не меньше Родины большой.», которой было присуждено второе место. В этом же году был проведен районный семинар библиотечных работников на тему «Природа -это важно», где коллеги делились своим опытом работы, а также участвовали в обзоре методических материалов по формированию экологической культуры читателей. Также библиотекари регулярно принимают участие в районном семинаре работников культуры, где предусмотрена работа библиотечной секции. В ЦБС Чаинского района проводятся районные смотры-конкурсы библиотек, например «Яркая идея», «Край сибирский - край родной», одним из направлений которых является развитие экологической деятельности. Библиотеки Верхнекетского района в 2009 г. работали по конкурсной программе «Моей Земли лицо живое».

Широко распространена в библиотеках и такая форма повышения квалификации, как самоподготовка, когда библиотекари в процессе подготовки мероприятий самостоятельно находят различные методические материалы (сценарии, рекомендации, иллюстрации, сопроводительные материалы), используя, в частности, издание «Читаем, учимся, играем: журнал-сборник сценариев для библиотек и школ».

Информация об экологической деятельности библиотек регулярно печатается на страницах районных газет «Земля Чаинская», «Заря Севера», «Та-

ежный экспресс», а также отражается в программах местного телевидения. Это статьи и выступления корреспондентов, письма и отзывы читателей, информация и репортажи о наиболее значимых мероприятиях, обзоры литературы. Помимо этого, информация о запланированных и уже проведенных конкурсах, выставках, проектах экологической направленности представляется на официальном сайте Межпоселенческой централизованной библиотечной системы Чаинского района [10].

Таким образом, мы можем видеть, что работа библиотек по формированию экологической культуры населения является одним из ведущих направлений деятельности. Подведение итогов, регулярная оценка этой работы способствуют ее дальнейшему развитию и оптимизации. Эффективность массовой работы с читателями, в том числе и по экологическому просвещению, оценивается библиотекарями с использованием статистических и социологических (анкетирование, опрос, наблюдение, беседа и др.) методов по таким критериям, как развитие познавательной активности читателей, увеличение количества информационных запросов и выданной литературы, повышение уровня заинтересованности читателей в информации по определенной тематике. В Чаинском и Верхнекетском районах данная деятельность находится в стадии становления, накапливая сведения для дальнейших исследований. Помимо официальных результатов, существуют и такие, которые трудно поддаются измерению и связаны с личностным ростом читателя, изменением в его эмоционально-волевой сфере, формированием новых черт характера. Это является особенно актуальным в работе с детьми и подростками, поскольку именно в этом возрасте закладываются основные свойства личности, определяющие всю дальнейшую жизнь человека. Библиотекари неоднократно отмечали подобный эффект от проведенных мероприятий. Юные читатели часто делятся своими переживаниями, рассказывают о том, как они спасли замерзающую птицу, приютили брошенного щенка, смастерили кормушку для птиц, нарисовали картинку или написали стихотворение о животных.

Таким образом, изучив деятельность сельских библиотек по формированию экологической культуры читателей, можно сделать вывод о том, что за последние годы произошли значительные перемены не только в подходе к решению экологических проблем, но и в осмыслении роли библиотек в области экологического образования и просвещения.

Источники и литература

1. Рапацевич Е.С. Педагогика : современная энциклопедия / под общ. ред. А.П. Астахова. Минск : Современная школа, 2010. 720 с.

2. Егорова Н.А. Информационная и просветительская деятельность библиотек в области экологии [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 290 с. URL : http:// www. dissercat.com/content/ (дата обращения: 27.08.2012).

3. Аналитическая справка о деятельности Муниципального учреждения культуры «Меж-поселенческая централизованная библиотечная система Чаинского района» за 2008 год. Подгорное, 2009. 49 с.

4. Аналитическая справка о деятельности Муниципального учреждения культуры «Меж-поселенческая централизованная библиотечная система Чаинского района» за 2009 год. Подгорное, 2010. 36 с.

5. Аналитическая справка о деятельности Муниципального учреждения культуры «Меж-поселепческая централизованная библиотечная система Чаипского района» за 2010 год. Подгорное, 2011. 42 с.

6. Аналитическая справка о деятельности Муниципального учреждения культуры «Меж-поселенческая централизованная библиотечная система Чаипского района» за 2011 год [Электронный ресурс]. Подгорпое, 2012. 40 с. URL: http://libpg.tomsk.ru/plans_and_reports.html (дата обращения: 27.08.2012).

7. Аналитическая справка о деятельности Муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система Верхпекетского района» за 2010 год. Белый Яр, 2011. 28 с.

8. Аналитическая справка о деятельности Муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система Верхнекетского района» за 2009 год. Белый Яр, 2010. 29 с.

9. Аналитическая справка о деятельности Муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система Верхнекетского района» за 2008 год. Белый Яр, 2009. 28 c.

10. Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чаипского района» : официальный сайт [Электронный ресурс]. URL : http:// libpg.tomsk.ru/biblioteka.html (дата обращения: 27.08.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.