УДК 37.036
Кириллова Екатерина Ивановна
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
Россия, Чебоксары Аспирант педагогических наук Специалист по учебно-методической работе кафедры живописи
E-Mail: [email protected]
Вопросы современного эстетического воспитания ребенка посредством художественной творческой деятельности
Аннотация: Эстетическое воспитание детей в современном мире предполагает приобщение к культуре, художественному творчеству наравне с общим образованием. У разных детей в наше время уровень эстетической воспитанности, в зависимости от условий жизни и воспитания, часто неодинаков и педагоги, в общем процессе воспитания, стремятся к оптимальному уровню эстетической воспитанности. В данной работе были определены пути развития эстетической культуры, как черты личности ребенка, в творческой художественной деятельности, а также его учение, труд и отдых, как способ внести в собственную жизнь элементы прекрасного. Именно в творческой деятельности, применяя эмоциональночувственную сферу, развивается духовно-эстетическая активность личности ребенка -преобразователя и устроителя собственной жизни и окружающей его среды по законам красоты. Работа в такой узкой сфере как воспитание в творчестве, художественности, эстетичности показала, что глубокое переживание детьми окружающего связано сих способностью эстетического суждения о культурных явлениях в жизни и искусстве. И частью общей цели эстетического воспитания выступает развитие способностей детей к художественно-эстетическому творчеству в искусстве и быту, в поведении и отношениях. В этих способностях объединяются: способность к любованию, переживанию и суждению окружающего мира, современный эстетический идеал и художественный вкус. И они уже существуют, их надо только увидеть и развивать. Они составляют реальную основу более поздней культурной зрелости детей.
Ключевые слова: Эстетическое воспитание; художественный вкус; эстетический идеал; приобщение к культуре; общая цель - развитие личности; способностей.
Идентификационный номер статьи в журнале 95PVN613
Ekaterina Kirillova
Chuvash State Pedagogical University n. a. I. Y. Yakovlev
Russia, Cheboksary E-Mail: [email protected]
Issues of child’s modern aesthetic education through creative activity
Abstract: Aesthetic education of children in modern society implies the introduction to the world of culture and artistic creation along with general education. For many children nowadays, depending on living conditions and education, the level of aesthetic education is not often the same and teachers seek for its optimal level in general course of education. In this work we defined the ways of development of aesthetic culture as a part of child’s traits of personality in creative art activities, as well as his or her learning, work and rest as a way to bring some elements of beauty in life. Spiritual aesthetic activity of a child’s personality develops in the creative activity with the help of the emotional sphere of a child - converter and organizer of his or her own life and surroundings by laws of beauty. The work in such a narrow field as education in creative work, artistry and aesthetics showed that children’s profound experience of the surrounding are connected with their ability to estimate cultural phenomena in life and art. The part of the overall goal of aesthetic education is the development of children’s capacity for artistic and aesthetic creativity in art and everyday life, in behavior and relations. Into these abilities we combine: ability to gloat, experience and judgment of surrounding world, modern aesthetic ideal and artistic taste. And they do exist already; one should just find and develop them. They compose the real foundation of the later cultural maturity of children.
Keywords: aesthetic education; artistic taste; aesthetic ideal; introduction to the culture; the overall goal is the development of personality and ability.
Identification number of article 95PVN613
Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых. Они продолжают свое развитие на протяжении взросления и становления личности ребенка, поэтому родителям и педагогам надо постараться создать такую окружающую атмосферу, где у ребенка быстрее развились бы такие эстетические качества, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения и навыки. Подобное воспитание детей представляет собой возвышенную творческую деятельность по сотворению культуры личности, ее красоты. Приобщение ребенка к культуре, в свою очередь, носит воспитательный характер: приобщает к эстетическим взглядам подрастающее поколение, развивает творческие способности детей, формирует их художественный вкус.
У различных детей в наше время уровень эстетической воспитанности, в зависимости от условий жизни и воспитания, часто неодинаков. Педагоги, в общем процессе воспитания, стремятся к оптимальному уровню эстетической воспитанности. По иному, необходимо основную цель эстетического воспитания видеть в том, чтобы в ребенке соединилось органически наличие подлинного художественного вкуса и эстетического идеала с развитой способностью к любованию, переживанию, суждению, воспроизведению, и художественноэстетическому творчеству. Более слабым местом эстетической воспитанности детей является область художественного вкуса и эстетического идеала. Этот факт делает эстетическую воспитанность ребенка ограниченной, недостаточной.
Осуществляется же измерение эстетической воспитанности различными критериями: психологическими, социальными и педагогическими. Областями измерения критериев психологических в эстетической воспитанности выступают, прежде всего, способности ребенка к любованию, переживанию и суждению художественных образов, а также их правильного воссоздания в воображении и четкое воспроизведение. Об этих психологических явлениях достаточно легко судить и по тому, как и сколько ребенок общается с эстетическими предметами искусства и действительности, как он оценивает то или иное произведение искусства и порожденное этим произведением свое собственное психическое состояние, насколько соответствует художественно-эстетическая сущность произведения изменениям и развитию настроения.
К социальным критериям эстетической воспитанности следует отнести уже имеющиеся широкие интересы к искусству, определить потребности в общении с эстетическими проявлениями жизни и искусства. И не только. Ведь эстетическая воспитанность проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка, в широком социальном смысле этого слова. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, отношение к своей одежде и внешнему виду - все это убедительно и очевидно свидетельствует о степени эстетической воспитанности личности. Такие критерии определения эстетической воспитанности помогают стать эстетическому формированию детской личности более целенаправленной и определенной.
Общим условием педагогических критериев развития художественно-эстетических способностей детей выступает предоставление всем реальных и равных практических возможностей для развития художественных способностей. Которые основывается на формировании высокой духовно-нравственной потребности - потребности именно к труду творческому. Без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда, без усилий сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка высокие духовные и нравственно-эстетические начала невозможно.
Такой метод воспитания как показ используют при первом знакомстве с предметом эстетической действительности. Очень важно для педагога определить объект такого показа и создать необходимые условия для того, чтобы на том, что показывают было сосредоточено внимание детей. Так же важно, при использовании этих методов, чтобы педагог умел
показывать детям свое отношение, свои чувства и владел способами выражения чувств. Здесь необходимо указать общий принцип при отборе методов - находить такие приемы и методы, которые поддерживали бы у детей желание создавать собственными руками «произведения искусства» (рисовать, украшать, мастерить, лепить), участвовать в различных видах художественной деятельности. Подобная деятельность в воспитании художественноэстетического направления должна вызывать активное включение ребенка в работу. Ведь важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, осуществляющееся целенаправленно, направлено прежде всего и на развитие эстетических и художественных чувств. Поэтому такие систематические занятия, где педагог учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д. имеют большое значение. Важно так же, чтобы ребенок и понимал прекрасное, мог судить о нем. Этому могут помочь специальные комплексные знания. Например знания о взаимоотношениях людей, форме и цвете, свете и тени в области изобразительного искусства, знания о ритме и гармонии, знания о выразительных средствах художественной творческой деятельности, знания направлений, жанров, методов искусства.
Учащиеся на занятиях приобретают такие навыки и умения, которые необходимы в общественной, коллективной и индивидуальной работе. Дети рисуют, пишут и творчески оформляют заметки, зарисовки, выпускают стенды, творческие альбомы, готовят выставки, авторские произведения скрупулезно, от начала и до полного логического их завершения. Такая интересная и многообразная деятельность дает вполне разумный выход познавательной, творческой и трудовой активности детей. На занятиях по эстетическому воспитанию дети не только узнают о прекрасном и учатся восхищаться им, но и сами активно участвуют в создании прекрасного в искусстве, жизни и труде, в поведении и отношениях. Это требует развития нравственных качеств у ребенка, развития его эмоциональночувственной сферы и культуры личности.
Эстетическая культура, как и любая черта личности, развивается в деятельности, и, если учение, труд и отдых ребенка - вся его жизнь, будут пронизаны эстетической направленностью, то он будет вносить в собственную жизнь элементы прекрасного. Именно в творческой деятельности, применяя свою эмоционально-чувственную сферу, имеющую эстетическую направленность, и развивается духовно-эстетическая активность личности ребенка - преобразователя и устроителя собственной жизни и окружающей его среды по законам красоты.
Воспитание у детей доброты, вежливости, ответственности, аккуратности и соблюдение гигиены - является важнейшей стороной эстетического воспитания. Ведь основу эстетического воспитания составляют правильные и красивые отношения в семье, в школе между учащимися и учителями, а так же между товарищами. Способность создавать хорошее настроение, умение в трудной обстановке найти нужное решение и поступиться своими желаниями ради близких людей, чувство такта - все это не только духовно-нравственная воспитанность ребенка, но и проявление его эстетической культуры.
Как уже известно, взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими жизненными явлениями. В сфере духовной жизни, общения с природой и искусством, в быту и повседневном труде, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют довольно ощутимую роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, делает приятными встречи с людьми, стимулирует трудовую активность. Безобразное отталкивает, трагичное учит сочувствию, комичное помогает бороться с недостатками.
Эстетическое воспитание - есть целенаправленный процесс формирования у ребенка культурного отношения к существующей действительности. Стимулируя всесторонний
способ общения с окружающим миром, эстетическое воспитание учит ребенка на всех уровнях его природно-культурной организации. А так же во всех формах его поведения гармонизирует мир и продукты деятельности ребенка - «себя» и «свое» общение с другими людьми.
Эстетическое воспитание формирует способности активного эстетического отношения детей к произведениям искусства и стимулирует их посильное участие в создании прекрасного труде, в искусстве, в творчестве по законам красоты.[8, 14] Из этого выходит, что важное место в эстетическом воспитании отводится искусству. Ведь искусство - это часть эстетической культуры, так же как и художественное воспитание есть часть эстетического, весомая часть, важная, но охватывающая лишь одну эту сферу человеческой деятельности.
Общаясь с проявлениями эстетики в жизни и искусстве, ребенок, таким образом, развивается духовно и нравственно. Но при этом им не в полной мере осознается эстетическая сущность предметов, а развитие часто обуславливается стремлением к развлечению, и без квалифицированного профессионального вмешательства взрослых у ребенка могут сложиться самые неверные представления о жизни, идеалах и ценностях.
Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, которое использует в качестве воспитательного воздействия средства искусства. Эти средства формируют специфические способности и развивают дарования в определенном его виде -изобразительном.
Как условие и средство изобразительная художественная деятельность детей является частью эстетического воспитания, организованная как педагогом, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: изобразительная и декоративно-прикладная практики, так же сюда можно включить и дизайн.
В художественной деятельности, как правило, присутствуют репродуктивный (воспроизводящий) фактор, а так же и творческий. Еще следует отметить, что и тот, и другой факторы взаимосвязаны и необходимы - ребенок не может творить, не научившись репродуцировать, воспроизводить.[13, 167]
В последние двадцать лет педагоги и психологи достаточно активно проводят свои практические исследования с целью поиска и выявления новейших методологических подходов к проблеме воспитания и становления индивида как личности и художественнотворческой индивидуальности в новых, современных условиях жизни. На сегодняшний день разрешение проблемы гармоничного развития ребенка, как основы формирования будущей личности имеет всеобъемлющий характер. Гармоничное развитие в детстве зависит от успешного разрешения многочисленных воспитательных задач. Среди них особое место занимает задача эстетического воспитания.
Проблема эстетического воспитания имеет свои специфические задачи, которые делятся, в свою очередь, на две группы. Первая из них направлена на формирование у ребенка эстетического отношения к окружающему миру. Здесь предусматривается следующее: развитие умения видеть красоту в природе, искусстве, поступках; понимание прекрасного; воспитание художественного вкуса, потребности в познании окружающего прекрасного. Вторая же группа задач эстетического воспитания направлена на формирование художественных умений в области различных искусств: обучение детей рисованию, конструированию, лепке. Перечисленные группы задач в процессе реализации покажут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи.[13, 162]
Для реализации описанных выше задач эстетического воспитания детей необходимо соблюсти следующие условия:
• самостоятельная активная деятельность детей;
• окружающая среда (одежда, помещение, игрушки);
• осуществления индивидуального подхода к ребенку;
• насыщенность быта произведениями искусства.
Эстетическое воспитание будущей личности происходит с первых детских шагов, с первых слов, поступков ребенка. Окружающая среда, как ни что другое, откладывает в его душе отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, и другими взрослыми, со сверстниками; поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, мимика и жесты - все это фиксируется в сознании ребенка, впитывается в него, откладывается.
Как в нравственном, так и в эстетическом плане вся система эстетического воспитания нацелена на общее духовное развитие личности. Чувство красоты природы, вещей, окружающих людей создает в детях особенные эмоционально-психические состояния, возбуждающие непосредственный интерес к жизни, обостряющие любознательность, развивающие память, мышление, волю.
Так же эстетическое воспитание пробуждает и развивает чувство, которое облагораживает личность красотой. А чуткий к красоте человек, испытывает некоторую потребность строить и свою жизнь на началах этой красоты. Которая вызывает в нем светлую радость, создает торжественное, праздничное настроение. Важным признаком подобной эстетической воспитанности выступает развитая способность любования окружающей красотой, совершенством в жизни и искусстве.
С этим любованием красотой окружающего связана общая способность ребенка к переживанию глубоких чувств, что порождаются эстетическим объектом этого окружения. Признаки же подлинной эстетической воспитанности - это возникновение некоторой гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным окружающим, чувства юмора и сарказма в момент созерцания комичного, чувства отвращения при встрече с безобразным, чувства гнева, страха и сострадания, возникающих в результате переживания трагичного.
Вполне естественно, что подобное глубокое переживание эстетического связано со способностью эстетического суждения о культурных явлениях в жизни и искусстве. И, наконец, неразрывной частью общего понятия эстетической воспитанности является способность к художественно-эстетическому творчеству в искусстве и быту, в поведении и отношениях. В этих способностях органично слились, соединились и эстетическая образованность, и эстетическая развитость, и главные элементы эстетической воспитанности: способность к любованию, переживанию и суждению, эстетический идеал, художественный вкус. Многим понятно, что у детей все эти элементы находятся в зачаточном состоянии. Но они уже существуют, их надо только увидеть и развивать. Они составляют достаточно реальную основу более поздней культурной зрелости детей.
В последнее время повысилось внимание к проблемам теории и методики художественно-эстетического воспитания детей. Подобное воспитание является важнейшим средством формирования их отношения к окружающей действительности. Так же художественно-эстетическое воспитание выступает средством нравственного и умственного воспитания, то есть средством формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности ребенка. В связи с этим, особое значение приобретает воспитание у детей
художественного вкуса, осознания ими чувства прекрасного, формирования у них творческих умений. Где художественный вкус представляет собой также и общественное социальное явление, испытывает на себе влияние социально-классовых отношений. Художественный вкус - это вполне развитая способность оценки и чувствования как совершенства, так и несовершенства в окружающей среде, единства или противоположности содержания и формы в жизни и искусстве. Художественный вкус, как и эстетический идеал, может присутствовать у детей на различных уровнях, в значительной мере определяя этим уровень эстетической воспитанности личности.
В свою очередь, эстетическая воспитанность предполагает так же и наличие представления о совершенстве эстетического идеала, совершенстве в искусстве и окружающей действительности. Например, один человек может видеть его лишь в совершенстве форм и художественных приемов при выражении художником своих субъективных переживаний и чувств. Другой же может видеть эстетический идеал искусства в обобщенном совершенстве отражения самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование людей и общества. Исходя из этого, эстетический идеал выступает социально обоснованным и представляет собой педагогическое общественное явление. Он может также и выражать представление о совершенстве красоты человека и человеческого труда (дизайн, техническая эстетика), человеческих отношений (этика).
Исследуя эстетическое воспитание и его результаты в формировании личности современного ребенка, на ум приходят следующие выводы: эстетическое воспитание - это социально-культурный феномен, который связан с определенным уровнем экономического, политического, художественно-эстетического развития личности детей. С активной творческой деятельностью у ребенка развиваются и, в дальнейшем, преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к эстетическим и культурным проявлениям, личная активность, а так же происходят качественные изменения в творческой деятельности.
Именно посредством художественно-эстетического воспитания закладываются основы всего будущего развития человечества. Этот период - важнейший этап воспитания и развития личности ребенка, период его социализации, этап приобщения к познанию окружающего мира. И именно в детском возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается любознательность ребенка и его познавательный интерес.
Конечная цель эстетического воспитания - это гармоничная личность, то есть всесторонне развитый человек: прогрессивный, обладающий умением трудиться,
образованный, высоконравственный, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста : учебное пособие для вузов / Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др. ; под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 256 с.
2. Божович Л. М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. М. Божович. - М. : 1963.
3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2002.
4. Козакова Т. Г. Развитие у дошкольников творчества / Т. Г. Козакова. - М. : 1985.
5. Торшилова Е. М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет / Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова. - Дошкольное воспитание. - 2000. - № 7.
6. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9.
7. Кузин В. С. Методика преподавания изоискусства в 1 -3 классах / В. С. Кузин. -М. : Просвещение, 1971, 1983.
8. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В. Н. Шацкая. - 1987.
9. Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. - М. : Просвещение, 1987.
10. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н. М. Сокольникова. - М. : Академия, 2008.
11. Подласый И. П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 400 с.
12. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская.
- М., 2002.
13. Лихачёв Б. Т. Методологические основы педагогики / Б. Т. Лихачёв. - Самара. : Бахрат, 1998.
14. Программа. Изобразительное искусство 1 -9 классы под. ред. В.С. Кузина. - М. : Агар, 2006.
Рецензент: Козлов Геннадий Васильевич, Бюджетное учреждение «Чувашский государственный художественный музей» Министерства культуры по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, директор, кандидат педагогических наук, доцент.
REFERENCES
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Jesteticheskoe vospitanie i razvitie detej doshkol'nogo vozrasta : uchebnoe posobie dlja vuzov / E. A. Dubrovskaja, T. G. Kazakova, N. N. Jurina i dr. ; pod red. E. A. Dubrovskoj, S. A. Kozlovoj. - M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2002. - 256 s.
Bozhovich L. M. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste / L. M. Bozhovich. -M. : 1963.
Kozlova S. A. Doshkol'naja pedagogika / S. A. Kozlova, T. A. Kulikova. - M. : Akademija, 2002.
Kozakova T. G. Razvitie u doshkol'nikov tvorchestva / T. G. Kozakova. - M. : 1985.
Torshilova E. M. Razvitie jesteticheskih sposobnostej detej 3-7 let / E. M. Torshilova, T. V. Morozova. - Doshkol'noe vospitanie. - 2000. - № 7.
Torshilova E.M. Shalun, ili mir domu tvoemu: Jesteticheskoe vospitanie
doshkol'nikov / E.M. Torshilova // Doshkol'noe vospitanie. - 2001. - № 9.
Kuzin V. S. Metodika prepodavanija izoiskusstva v 1-3 klassah / V. S. Kuzin. - M. : Prosveshhenie, 1971, 1983.
Shackaja V. N. Obshhie voprosy jesteticheskogo vospitanija v shkole / V. N. Shackaja. - 1 987 .
Nemenskij B. M. Mudrost' krasoty / B. M. Nemenskij. - M. : Prosveshhenie, 1987.
Sokol'nikova N. M. Izobrazitel'noe iskusstvo i metodika ego prepodavanija v nachal'noj shkole / N. M. Sokol'nikova. - M. : Akademija, 2008.
Podlasyj I. P. Pedagogika nachal'noj shkoly / I. P. Podlasyj. - M. : Gumanit. izd. centr VLADOS, 2000. - 400 s.
Bogojavlenskaja D. B. Psihologija tvorcheskih sposobnostej / D. B. Bogojavlenskaja.
- M., 2002.
Lihachjov B. T. Metodologicheskie osnovy pedagogiki / B. T. Lihachjov. - Samara. : Bahrat, 1998.
Programma. Izobrazitel'noe iskusstvo 1-9 klassy pod. red. V.S. Kuzina. - M. : Agar,
2006.