Научная статья на тему 'Вопросы регулирования в туристско-рекреационном комплексе Республики Дагестан на современном этапе'

Вопросы регулирования в туристско-рекреационном комплексе Республики Дагестан на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
68
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ТУРИЗМ В ДАГЕСТАНЕ / САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОТОКИ / TOURISM AND RECREATION COMPLEX / TOURISM IN DAGESTAN / RESORT ORGANIZATIONS / TOURIST POTENTIAL OF A REGION / TOURIST FLOWS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сулейманова М. С.

В статье показано, что современное состояние сферы туризма и рекреации в регионах России можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Разрушение имеющейся инфраструктуры, отсутствие должного финансирования для развития, кризис в большинстве предприятий данной сферы предопределяют необходимость поиска путей восстановления и поступательного развития туризма в регионах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Present-day management of tourist-and-recreation complex in the Republic of Dagestan

The article argues that the present-day state of tourism and recreation in the Russian regions is unsatisfactory. Destruction of the existing infrastructure, lack of due financing and the crisis in most of the enterprises in the sphere of tourism and recreation require searching for the ways of solution of the current problems.

Текст научной работы на тему «Вопросы регулирования в туристско-рекреационном комплексе Республики Дагестан на современном этапе»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИНТЕГРАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ КЛИЕНТАМИ КОНСАЛТИНГОВОЙ КОМПАНИИ

А.Н. Чаплина

заведующий кафедрой менеджмента Красноярского государственного торгово-экономического института, доктор экономических наук

Е.С. Антипова

аспирант кафедры менеджмента Красноярского государственного торгово-экономического института

anticrisis@getimage.ru

В статье рассматривается вопрос применения технологии менторства в практике консалтинговых компаний. Рассмотрены основные типы менторства (организатор, участник, советник). Разработан порядок формирования механизма интеграционного управления на всех этапах развития взаимоотношений консалтинговой компании с компанией-клиентом.

Ключевые слова: управление, интеграция компаний, рынок консалтинговых услуг, менторство (менторинг)

УДК 338.46 ББК 65.422я43

Рост деловой активности в Красноярском крае делает этот регион привлекательным для развития консалтинговых компаний. В Красноярске рынок консалтинга находится на этапе активного роста (в среднем 30-40% в год [1]). На данный момент существенная часть местного рынка консалтинга освоена иногородними консультантами. По оценке экспертов, ведущие российские и мировые консалтинговые компании составляют около 80% [2] консалтингового рынка Красноярска. Самый высокий уровень конкуренции наблюдается в сегменте финансового консалтинга (15 крупных фирм и более 300 мелких). Также консалтинговые компании работают в сфере аутсорсинга

(бухгалтерский, юридический), управленческого консалтинга, 1Т-консалтинга, маркетингового, организуют тренинги и коучинг программы. В последние годы, все более популярным становится обучение персонала на основе менторства.

Менторство (менторинг) это модель передачи опыта и знаний от одного специалиста другому. Происхождение данного понятия имеет корни в греческой мифологии. Когда Одиссей отправился в дальние странствия, богиня Афина, приняв облик Ментора, стала наставницей его сына [3]. Поэтому слово «ментор» стало обозначать того, кто а) дает советы или наставления и б) служит руководителем или преподавателем. Сегодня

Как первичной источник информации

Действие

Как результат интеграции деятельности

Внешняя ситуация 1

Управление фазой жизненного цикла

Фаза зрелости

Фаза роста

Фаза становления

Внутренняя среда 1

Как существующий уровень потенциала

Система управления отношениями с потребителями

Горизонтальное управление

Вертикальное управление

управления информацией о конкурентах

Система управления

отношениями с административным ресурсом

Система управления

лнформацией об услугах-заменителях

Система управления информацией о потенциальных конкурентах

Система управления отношениями с поставщиками

Действие

Внешняя ситуация 2

Установление взаимосвязей

Установление взаимосвязей

Внутренняя среда 2

Как результат развития потенциала

Рис. 1. Устройство механизма интеграционного управления

менторство является одним из важнейших методов развития деятельности многих предприятий. В основном менторство используется внутри компаний для эффективного превращения новичков в опытных специалистов. Также практика менторства популярна среди зарубежных консалтинговых компаний при работе с компаниями-клиентами.

Менторство среди консалтинговых компаний Красноярска только начинает осваиваться, поэтому исследование данного вопроса является очень актуальной темой. В связи с этим целью данной статьи является изучение значимых теоретических фактов и разработка механизма интеграционного управления клиентами консалтинговой компании на основе менторства.

Если говорить об интеграционном подходе к формированию механизма управления, то следует понимать, что он нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между: отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента; стадиями жизненного цикла объекта управления; уровнями управления по вертикали; уровнями управления по горизонтали.

На рис. 1 представлено устройство механизма управления суть которого в том чтобы на основе оценки взаимосвязей факторов внешней и внутренней среды создавать управленческие решения, которые наиболее эффективно воздействуют на объект управления в конкретный момент времени. Механизм это средство преобразования системы и ее элементов из одного состояния в другое. Интеграционный механизм ставит в приоритет управление на основе выстраивания взаимоотношений.

Интеграционное управление клиентом, основанное на менторстве, заключается в ключевой важности неофициального аспекта управления межличностными отношениями в процессе научения и совместной работы. «Несмотря на множество определений менторства — от коучинга или психологической поддержки до спонсорства, большинство специалистов сходятся в том, что своим происхождением оно обязано понятию ученичества, когда старший по возрасту и более опытный человек передает свои знания о том, как выполнить то или иное задание и как поступать в мире коммерции» [4]. Также менторство можно определить как «помощь одного человека другому в совершении значимых качественных переходов на иной уровень знаний, профессиональных навыков или мышления и сознания» [5].

Ментор консалтинговой компании интегрирует функции и преподавателя, и коуча в деятельность компании-клиента. Преподаватель обучает, а коуч обеспечивает конкретную поведенческую обратную связь, чтобы помочь человеку учиться или развиваться. В качестве советников и консультантов менторы часто помогают другим устанавливать, прояснять или усиливать ключевые ценности и убеждения, часто на своем собственном примере.

Менторы консалтинговой компании дают советы «подопечным» специалистам компании клиента и поддерживают их на уровне ценностей и убеждений. Ценности и убеждения обеспечивают подкрепление, поддерживающее или подавляющее конкретные способности и действия. Они определяют, почему мы выбираем данный конкретный путь, а также детерминируют более глубокие мотивы, заставляющие людей действовать или

настаивать на своем. Ценности и убеждения людей определяют степень мотивации и готовности к применению их способностей и выполнению действий: либо к открытию путей для изменения, либо к установке пределов и границ.

Мотивация — это то, что стимулирует и активизирует мышление и действия людей в конкретной ситуации. Степень мотивации человека определяет, сколько внутренних ресурсов он готов мобилизовать в конкретный момент времени. Таким образом, ценности и убеждения могут усиливать или подавлять способность клиента действовать эффективно.

Британские специалисты CIPD (англ. Chartered Institute of Personnel and Development, Дипломированный институт персонала и кадрового развития) выделяют несколько основных характеристик этого метода обучения: использование менторства в качестве вспомогательной формы развития персонала; направленность на индивидуальное управление карьерой и на совершенствование профессиональных навыков; нацеленность в большей мере на решение личностных проблем, в отличие от коучинга, где акцент делается на достижение качественного выполнения конкретной работы; преследование как корпоративных, так и индивидуальных целей [1].

При разработке механизма интеграционного управления компанией-клиентом на основе менторства следует учитывать отличия данного процесса от коучинга. Коучинг нацелен на быстрое повышение эффективности исполнения и развитие навыков посредством обучения и инструктирования. Менторство же нацелено на долгосрочное обретение навыков в процессе развития карьеры с помощью совета и психологической поддержки» [5]. Таким образом, если коучинг концентрируется на развитии и закреплении конкретных умений для выполнения задач в рамках конкретной должности, менторинг направлен на развитие навыков личностного и профессионального развития, на создание мотивации и повышение чувства собственного достоинства» [4].

Различия между коучингом и ментороством достаточно четкие, но иногда характеристики этих двух способов передачи знаний могут пересекаться. В табл. 1 представлен анализ отличительных особенностей коучинга и менторства, которые необходимо учитывать для того, чтобы сформировать для консалтинговой компании эффективный механизм интеграционного управления компанией клиентом.

Основным преимуществом менторинга является прямая передача опыта, что выгодно как для предприятия, так и для самого ученика. Применение менторинга направлено на усиление соответствия целей сотрудника задачам предприятия. Но в процессе менторинга консультанту не следует забывать о вероятности ошибки в виде отсутствия развития новых инициатив из-за акцента на опыте готовых решений.

Преимущества и недостатки менторства должны быть тщательно учтены при формировании механизма интеграционного управления. Преимущества менторства, которые консалтинговая компания может дать организации: положительное влияние на подбор и удержание персонала; эффективное планирование преемственности; увеличение продуктивности труда, благодаря

Таблица 1

Сравнительный анализ менторинга и коучинга в целях формирования механизма

интеграционного управления

Признак сравнения Менторинг Коучинг

По длительности отношений Бессрочные отношения, которые могут продолжаться любое время Отношения обычно краткосрочные

По степени формальности отношений Может быть более неформальным и проводиться в любом месте и в любое время в соответствии с актуальными требованиями Обычно имеет более структурированную природу, контакты происходят на регулярной основе

По ширине подхода к развитию Более широкий подход к развитию личности Ограниченные по времени встречи, сфокусированные на развитии специальных навыков

По наличию опыта в специальной области Ментор обычно передает опыт, поэтому чаще он старше по возрасту Для коуча необязательно иметь прямой опыт профессиональной роли клиента

По целям развития Направленность на карьеру и развитие личности Направленность на результат в работе

По порядку разработки плана совместных действий План действий обычно устанавливается учеником совместно с ментором, который обеспечивает поддержку и направляет на будущие цели Программа действий нацелена на достижение конкретных целей и немедленных результатов

По приоритетам развития Более направлено на развитие общего профессионализма ученика Направлено на развитие специальных навыков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.